1487 ...В этом году... — В 588 г. 1488 ...когда мы спешили на встречу с ним... — См. кн. IX, гл. 13, где Григорий также об этом упоминает. 1489 Мне не возвращают мою часть города Санлиса... — По договору Санлис должен был целиком отойти к Хильдеберту, Гунтрамн же взамен получал земли в Рессоне. то здесь и имелось в виду, но этот пункт договора еще не был выполнен. 1490 ...собрались в Андело... — См. прим. 35 к кн. IX. 1491 ... он им еет полное право на всю ту часть, которая отошла Сигиберту из королевства Хариберта... — После смерти Хариберта (567 или 568) его королевство было поделено между его братьями: Гунтрамном, Хильпериком и Сигибертом. Сигиберт получал города Тур и Пуатье (см. кн. IV, гл. 45, кн. V, гл. 48). Город Париж также был поделен после смерти короля Хлотаря на четыре части, а затем после смерти Хариберта — на три части. Видимо, уже в то время Париж для королей имел большое значение, ибо за обладание им постоянно шла борьба (см. кн. IV, гл. 22, 51). Спор между Гунтрамном и Хильдебертом шел из-за территории бывшего королевства Хариберта. Раздел этой территории и зафиксирован в настоящем соглашении. 1492 ...что государь Гунтрамн уже дал в приданое своей дочери Хлодехильде... — Хлодехильда была в то время единственным ребенком у короля Гунтрамна. 1493 ...из государственного фиска... — Т. е. из государственной казны. 1494 ...и его супругу, королеву Файлевбу... — О ней см. кн. IX, гл. 38. 1495 Беарн. — См. прим. 17 к кн. IX. 1496 Моргенгабе — германское слово в латинизированной форме. В подлиннике: morganegyba (морганегиба) — «брачный (утренний) дар жениха невесте». 1497 ...в королевство франков... — В подлиннике: in Francia. См. прим. 37 к кн. IV. 1498 ...город Кагор... переходит отныне в собственность государыни Брунгильды... — См. кн. IX, гл. 11. 1499 Лейды. — См. прим 219 к кн. II. 1500 Верные [люди]. — В подлиннике: fideles — это люди, находящиеся на службе у короля, связанные с ним клятвой верности. К ним относились королевские дружинники, служилая знать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

А. п. состоят из 8 книг, включающих материалы канонического, литургического и дисциплинарного характера, и представляют собой компиляцию из литургико-канонических памятников I-III вв.; кроме того, содержат нек-рые оригинальные тексты. Названия книг: I - О мирянах, II - О епископах, пресвитерах и диаконах, III - О вдовицах, IV - О сиротах, V - О мучениках, VI - О расколах, VII - Об образе жизни, благодарении и христ. посвящении, VIII - О дарованиях, рукоположениях и церковных канонах; содержание книг шире этих названий. Книги I-VI являются переработкой всего текста «Дидаскалии» (1-я пол. III в.); они были использованы при реконструкции греч. текста «Дидаскалии», сохранившейся в переводах на сир. и др. языки ( Funk. Didascalia). Гл. 1-32 VII кн. включают достаточно сильно переработанный (по сравнению с «Дидаскалией») текст «Дидахе» (посл. четв. I в.), в гл. 33-49 помещены различные литургические тексты (кроме гл. 46, где перечисляются первые епископы важнейших городов, поставленные апостолами), частично заимствованные из Библии, частично не встречающиеся в более ранних памятниках. Гл. 1-2 VIII кн. предположительно содержат текст литургико-канонического памятника 1-й трети III в., отождествляемого с утраченным «Апостольским преданием о харизмах [дарованиях]» (J. Magne); порядок тем в гл. 3-45 точно соответствует порядку тем в «Апостольском предании» (III в.), с к-рым тем не менее в отличие от «Дидаскалии» и «Дидахе» указанные главы А. п. редко обнаруживают текстуальное сходство; в 47-й гл. помещены 85 Апостольских правил ( Metzger. T. 1. P. 15-24); небольшая гл. 48 является заключением. Кроме библейских книг в А. п. часто цитируются различные апокрифические деяния, а также подлинные и псевдоэпиграфические послания сщмч. Климента Римского ( ок. 101) (Ibid. P. 24-30). Лит. цельность А. п. доказывает единство памятника, составитель к-рого попытался согласовать между собой все указанные источники, однако в тексте остались небольшие противоречия: согласно II кн., лобзание мира на литургии предшествует мирной ектении (57. 17), а согласно VIII - следует за ней (11. 9); об ап. Иакове, брате Господнем (см. Иаков Праведный ), в ряде мест говорится как о живом (II 55. 5; VI 12-14; VIII 4. 1), но дважды (V 8. 1; VII 46. 2) - как об умершем. Авторство и датировка

http://pravenc.ru/text/Апостольские ...

35 По мнению Matth., Немесий имеет в виду ангелов (Var. lectiones, p. 44). 36 Совершенно такую же тенденцию, что различные виды органического бытия образуют стройную иерархию от низших к высшим и что в этой восходящей прогрессии человек занимает среднее положение, стоя как бы на рубеже двух природ, находим у стоиков и отчасти у Аристотеля; см. Ogereau. Op. cit., p.74—76. Ту же идею о строгой постепенности в развитии органической природы и о связи ее с неорганической находим и у Григория Нисского: см. De hominis opificio, cap. VIII (Migne-Patrol, t. 44, col. 244—5). По словам Григория Нисского, «в человеке по премудрости Божией происходит смешение и срастворение ( μιτε και αυακρασις ) чувственного с умственным» («Огласительное Слово», гл. 6). Ср. Дамаскин, Op. cit., кн. II, гл. 2 и 12. 37 Пер. по новому русскому Синодальному изданию: «Прах ты, и в прах возвратишься» . — ред. 38 Псал. 48:13; ср. Дамаскин, стр. 73 по рус. пер. 39 пер. по новому русскому Синодальному изданию: «Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные» . — ред. 40 Буквально: главное свойство — τ õ κεφαλαιον , лат. caput. 41 Подобную идею о взаимодействии души и тела как двух различных начал, соединенных природой в одно органическое целое для совместного осуществления нравственных целей жизни (эта идея у Немесия раскрывается подробнее ниже), встречаем у Климента Александрийского Stromat. III кн., 19 гл.; IV кн. 26 гл., у Дамаскина: Op. cit., II, 12, стр. 83 по рус. пер. (буквально из Немесия) и др. 42 У пер.: трактовать — ред. 43 Точнее: «об ее деятельных (практических), конкретных проявлениях». 44 Отсюда в издании Con. начинается 2-я глава 1-ой книги таким заглавием: «An mortalis vel immortalis sit conditus (т. е. homo) et de ejus cibo, et cur nudus sit creatus, et cur homo homine opus habeat». 45 Лат. текст поясняет: «тленной (cadentis) и вечной» (т. е. природы). Это место читается и у Anast Sin. Quaest. XXIV, p. 270, изд. Grets, 1617. О том, что человек был создан вначале ни смертным, ни бессмертным, весьма подробно рассуждает Феофил Антиох. Во 2-й книге к Автолику; он говорит: μσος ανθρωπος - γεγνει , οτε θνητς ολοσχερς , οτε αθανατος τ καθλου , δεκτικς δ κατρων (Theoph. Antioch. lib. 2 ad Autol., p. 101).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3687...

Такая этика», говорит далее автор, нами цитируемый, «спутывает все понятия о добре и зле и дает самое ложное представление о добродетели и пороке, – представление, прямо противоположное тому», которое соответствует «чувству высшей человеческой нравственности»... (Эльпе: «Волчья этика и переживание приспособленнейших»; «Нов. Время» за 1897 г., 6-е Марта). 48 По вопросу о нравственных воззрениях Спенсера можно читать исследования: Мих. Селезнева: «Основы морали эволюционизма (критический этюд. Харьков. 1894 г.)»; Гюйо: цитов. выше «Истор. и крит. совр. анг. уч. о нравств.» (гл. X: «Герберт Спенсер»: стр. 177–202); проф. И.В. Попова: цитов. выше «Ест. нр. зак.» (§ IV: «Эволюционная теория морали»: стр. 106 и следующ.); Эльпе «Научн. письма»... (см. цит. в нашем 45-м примечан.); А. Фуллъе: цитов. выше (в 32-м примеч.) сочин.: стр. 13 и следующие до 46-й включит.); о. А. П. Мальцева: цитов. выше (в 4-м примеч.) сочин.; ч. 1, гл. XVI: «Спенсер»: стр. 153–190) и многих других (чит., напр., у нас выше: 32-е примеч.)... 49 С нравственным мировоззрением (ныне умственного больного) Фридриха Ницше знакомит его произведения: «Так сказал Заратустра» (1883–1885 г.) (есть и на русск. из., неполн. изд. в 1898 г.), «За пределами добра и зла» (6-е изд. 1896 г.), «О происхождении нравственности» (3-е изд. 1894 г.) и мног. друг. [они указываются в существующих на русск. языке произведениях: 1) проф. А. Риля: «Фридрих Ницше», как художнике и мыслитель» перев. с нем. Венгеровой, – Соб., 1898 г.; 2) проф. В.Г. Щеглова: «Граф Л.Н. Толстой и Фридрих Ницше. Очерк философско-нравственного их мировоззрения»; Ярославль, 1898 г.; 3) В. Преображенского: «Фридрих Ницше. Критика морали альтруизма» (в «Вопрос. Философ. и психологии»: г. III, кн. 15; 1892 г., стр. 115–160); 4) проф. Н. Я. Грота: «Нравственные идеалы нашего времени. Фридр. Нище и Лев Толстой» (в «Вопр. филос. и психол.»: г. IV, кн. 16; 1893 г., стр. 129–154. Н.Я. Грот пользуется последним из вышеназванных нами произведений Ницше); 5) и многих других, перечисление которых в настоящем случай излишне].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

(Ср. Пр. Амоса IV, 9) и приносят народонаселению эпидемические болезни. Это так было известно, что в Ассирии найдено множество халдейских заклинаний, обращенных к богам для избавления от демонов палящих ветров приносящих чуму, напр. у Lenormant Magie ed 1874, pp. 3,17, 28, 48 etc. 634 (Ст. 27). О, проказе см. вступ. в гл. XIII Левита и самый текст с прим. Почечуй, короста и чесотка суть накожные болезни, чрезвычайно свирепствующие доныне в Египте и отчасти в Сирии. 636 (Ст. 30–34). Перечисление несчастий рисующих страну занятую неприятелем, которые доводят жителей до отчаяния, ср. 2 Парал. XXIX, 9; Иерем. VIII, 10; Амоса V, 11; Михея VI, 15; Софонии I, 13. 638 (Ст. 36–44). Весьма ясное пророчество плена ассирийского (4 Царств XVII 6–18) и Вавилонского (4 Ц. XXIV, 14; XXV, 11). 639 (Ст. 45–57). Пророчества эти могут относиться, как к нашествию ассириян и вавилонян, так и к окончательному разрушению Иерусалима Римлянами. Голод во время осады Иерусалима доходил до ужасающих размеров (см. напр. у Фл. Иос. война Иудейск. V, 32, 37, VI, I, 20, 21 и др.), – замечают, что орел ст. 49, равно как выражение народ наглый (по ср. с Дah. VIII, 23 ) указывают на Рим, легионы которого имели орлов вместо знамен. 640 (Ст. 58–67). Нельзя не заметить, что рассеяние Израиля вообще и иудеев в особенности (64) совершилось буквально по словам этой угрозы. Даже выражения стихов 65–67 весьма верно рисуют картину страданий средневековых евреев, презираемых, гонимых, всегда находившихся под страхом смерти или грабежа посреди христианских населений. 641 (Ст. 68). Господь выводит Израиля из рабства из страны египетской рукою высокою и дарует ему все блага, которые может иметь народ на земле: но если народ этот отвергает благодеяния Божии и отрицается Иеговы, то ему указывается как конец его национальной жизни возвращение в то же рабство египетское. В частности эта угроза исполнялась неоднократно во времена, описанные в кн. Судей, как о том можно судить по надписям Рамезеса о пленных Аперу (Ср. в прил.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

40 Даже А. Гарнак, который видит (Lehrbuch d. DG, S. 250) в гностицизме лишь острую эллинизацию христианства (die acute... Helenisirung des Christenthums), как бы нехотя вынуждается признать сирийский гносис первоначальным, в качестве «предварительных ступеней великих гностических школ». (Ss. 273–4. Ср. 271) 41 Hippolytus. Refutatio V, б (initio ab eis ducto, qui sunt erroris auctorem serpentem celebrare) начинает с офитов, которых он называет наассеными, изложение гностич. ересей. См Lipsius – Ersch·u. Grub. Ss. 206...-Zeitschrift f. Wisseschaft. Theol. 1863. Heft. IV, Ueber die ophitschen Systeme. Ss. 416... А . Dietrich. Abraxas. Ss. 148–149.-M. Friedlânder. Der Vorchristliche Judische Gnosticismus 68–69... Mansel. The Gnostic Heresies. London. 1875 p. 96. 42 У Св. Епифания ереси XXXVII и XXVI посвящены гностикам офитам; а в XL идет речь об архониках. Но архоники суть ветвь гностиков, сохранившихся в Палестине до времен Епифания – XLI. Имя их происходит от архонтов, семи духов, почитателями которых они были (Origenes. Κατ Κελσου-VI, 27; λγε τον ρχνοτα τν δvo μα ζομνων αρχοντικν λεγεσξαι υον). К офитам же принадлежат кайниты и сифиане (св. Епифаний-ер. XXXVIII-XXXIX). См. об офитских сектах Le ie cht en han у Наиск’а 44 Вторая кн. Jeû или книга о великом κατ μυστριον λ γος. С. 52 (K. Schmidt, Koptisch-gnostische Schriften. В. I. S. 326). 45 Ириней. I. 29, 1;-Епифаний. Ерес 25, 2, 26, 10.-Филастрий-гл. 33.-Pistis Sophia. К. Schmidt. В. I. Namen und Sachregister. S. 386. 47 Однако это объяснение не есть единственно возможное. Маттер (М . J. Matter. Histoire critique du gnosticisme. T. II, Strassbourg. Paris. 1843 p. 201) производит слово Barbelo от евр , Дочь Господа Бога. Гарвей, издатель Иринея, объясняет это слово из сирского-варва-ило, Бог в четверице. 48 Philastrius. -ХХХШ: «Isti Barbelo venerantur et Noriam».(Patrologiae curcus completus... Migne. T. XII, c. 1148). Нория эта по Епифанию (XXVI, 1) считалась супругой Ноя, сестрой Сифа (Ириней 1, 30, 9), она же Пирра.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

38 ...Востоком Ксеркса иль Христа? – Из стихотворения Вл. Соловьева «Ex orienten lux» («С Востока свет, с Востока силы!...») (1890). 40 …своей тетушке А А ... – Александра Андреевна Толстая (1817–1904), фрейлина, двоюродная тетя Л.Н. Толстого, писательница. Оставила мемуары под названием «Печальный детектив из моей жизни», посвященные эпохе 1868–1883 гг. (Октябрь. 1993. 5–6). Л.Н. Толстой познакомился с ней в Швейцарии в 1857 г., и их дружба продолжалась почти полвека. Об их взаимоотношениях и переписке см. также: Азарова Н.А. Два голоса (из переписки Л.Н. Толстого с А.А. Толстой)//Октябрь. 1996. 9. С. 138. 43 Нет у вас родины, нет вам изгнания. – Из стихотворения Лермонтова «Тучи» («Тучки небесные, вечные странники!..») (1837). 45 …русско-германский торговый договор... – 15 июля 1904 г. был возобновлен русско-германский торговый договор, по которому Россия сделала Германии очень большие уступки, дабы обеспечить ее благожелательный нейтралитет в войне на Дальнем Востоке. Необходимость пересмотра торгового договора с Германией широко обсуждалась российской общественностью в начале 1910-х гг. См.: Гольдштейн И.М. Русско-германский торговый договор и задачи России. М., 1912; Яснопольский Л.Н. Значение русско-германского торгового договора. Киев, 1913; Лейтес К.С. Ход работ по подготовке к пересмотру торговых договоров в России и Германии. СПб., 1914. 46 Помещенные здесь тезисы по докладам З.Н. Гиппиус и А.А. Мейера были напечатаны к собранию 26 ноября и раздавались членам при входе на собрание. 48 ...карамазовский вопрос... – В романе «Братья Карамазовы» (Ч. II. Кн. 5. Гл. IV) Иван Карамазов рассуждает о «высшей гармонии», делая вывод, что «не стоит она слезинки хотя бы одного только замученного ребенка» (Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1976. Т. 14. С. 223). 49 С какой неприязнью говорит Чернышевский о Герцене...– Чернышевскому претил либерализм Герцена, за который он сурово критиковал, хотя и признавал, что «по блеску таланта в Европе нет публициста, равного Герцену». В начале июля 1859 г. Чернышевский посетил Герцена в Лондоне, своим визитом остался крайне разочарован и вспоминал о нем неохотно: «Я в свою жизнь проделал много глупостей. Но эта глупость ничто по сравнению с той колоссальной глупостью, которую я совершил, отправившись на поклон к Герцену...» (Антонович М.А., Елисеев Г.3. Шестидесятые годы. М.-Л., 1933. С. 91). Подробно о визите Чернышевского к Герцену и их взаимоотношениях см.: Коротков Ю. Господин, который был в субботу в Фулеме//Прометей: Историко-биографический альманах. М., 1971. Т. 8.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

224 Афанасий Великий, свят. Послание о том, что Никейский собор, усмотрев коварство Евсевиевых приверженцев, определение свое против арианской ереси изложил приличным образом и благочестно. 11//Афанасий Великий, свят. Творения. Т. 1. С. 413. 225 Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 182. Кн. 1. Гл. 13. 226 Григорий Нисский, свят. Опровержение Евномия. Кн. XII. Ч. 2//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. II. С. 351. 227 Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 180—181. Кн. 1. Гл. 13. 228 Иоанн Златоуст, свят. Толкование на Послание к Евреям. Слово 2, 1//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. 12. Кн. 1. М., 2004. С. 17; также см.: Ioannis Chrysostomi. De incomprehensibili Dei natura. 1. 3//PG. T. 48. Col. 704. Рус. пер. см.: Иоанн Златоуст, свят. Против аномеев. 1, 3//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. 1. Кн. 2. С. 497. 229 Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 181. Кн. 1. Гл. 13. 230 Там же. С. 161. Кн. 1. Гл. 4. 231 При изложении учения о свойствах Бога термины «существо», «сущность», «природа», «естество» используются как синонимы. 232 Irenaei. Contra haereses. 2. 13. 3//PG. Т. 7. Col. 744. Рус. пер.: Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. С. 140. Кн. II. Гл. 13, 3. 233 Григорий Нисский, свят. О Святом Духе против македонян. 3//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. I. С. 173. 234 Помазанский М., протопр. Православное догматическое богословие. С. 25. 235 Августин, блаж. О Троице. Краснодар, 2004. С. 349. Кн. 15. Гл. 5. 236 Фокин А. Р. Тринитарное учение блаж. Августина в свете православной триадологии IV века//Богословский сборник. Вып. 9. М., 2002. С. 146. 237 Попов И. В. Труды по патрологии. Т. II. Личность и учение блаж. Августина. Сергиев Посад, 2005. С. 524—525, 527. 238 Григорий Богослов, свят. Слово 6, о мире//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 153. 239 См.: Gregorii Nysseni. Contra Eunomium. XII//PG. Т. 45. Col. 1069; Рус. пер. см.: Григорий Нисский, свят. Опровержение Евномия. Кн. XII, 5//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. II. С. 337—338.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4139...

37 Тертуллиан. О зрелищах, гл. 30. 38 Татиан. Речь против эллинов, гл. 1—2. 39 Тертуллиан. О зрелищах, гл. 10. 40 Лактанций. Божеств, установления. Кн. VI, гл. 20—21. 41 Тертуллиан. Об идолопоклонстве, гл. 10. 42 De corona militis, cap. 11. 43 Origen. С. Celsum, VIII, 68. 44 Ad uxorem. II, 3. 45 Минуций Феликс. Октавий, гл. 25. 46 Фридлендер. Картины римских нравов. СПб., 1873. С. 257—258. 47 Neander. Op. cit. S. 51; Тертуллиан. Апология, гл. 40. 48 Neander. Ibid. 49 Евсевий. Церк. история. Кн. IV, 16. 50 Pressense. Geschichte der drei Jahrh. der Christl. Kirche. Leipz., 1863. 2 Theil S. 57. 51 Евсевий. Церк. история. Кн. IX, 7. 52 Причем десять казней египетских принимались за предызображение гонений на христиан. 53 Лактанций. Божественные установления. Кн. V, гл. 11; Wieseler. Die Chris-tenverfolgungem der Casaren. Gtitersloh, 1878. S. 11, 28. 54 Zeitschr. fur wissensch. Theol. 1881. Heft. I. S. 316; Maassen. Uber die Grande des Kampfes u. s. w. S. 6. 55 Geschichte des Romischen Reichen. Deutsche Auflage. Leipz., 1854. I Band. S. 122. 56 Языческое правительство этого времени смотрело на распространение христианства как на распространение «заразы» (см. ниже). 57 Pressense. Gesch. der drei Jahrh. der christl. Kirche. 2 Theil. S. 242. В том же роде: Keim. Rom und Christenthum. Berlin, 1881. S. 511—512; Champagny. Die Antonine. Deutsche Ausgabe von Doehler. I Band. S. 49. 58. Halle. 58 Этот указ издан был, собственно, Плинием Младшим по приказанию Траяна. В письме Плиния к Траяну (о котором, письме, см. ниже) говорится: edictum meum, quo secundum mandata tua hetaeria esse vetueram (мой эдикт, еоторым я запретил, согласно твоим распоряжениям, чтобы были незаконны тайные общества). 59 Biidinger. Untersuchungen zur romischen Kaisergeschichte. Leipz., 1868. I Band. S. 117—118. 60 Keim. Op. cit. S. 514. Anmerk. 61 Опацкий. Плиний Младший. Варш., 1878. С. 55. 62 Hausrath. Neutestamentliche Zeitgeschichte. IV Band. S. 191—193. 63 Budinger. Op, cit. S. 121. 64 Письмо Плиния к Траяну в латинском подлиннике напечатано в «Истории первых трех веков христианства», гг. Терновских, с. 95—96 (Киев, 1878); а русский перевод в «Приложении» к сочин. Терновского «Греко-восточная Церковь», с. 531—532 (Киев, 1883). Там же и ответ Траяна Плинию в подлиннике и переводе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2643...

13; Пелагий. Кн. 18. Гл. 20; Руфин. Гл. 31. Преподобный Павел Препростый – один из самых близких и любимых учеников Антония Великого , с которым сам учитель советовался о духовных вопросах и к кому отсылал страждущих для отгнания бесов. Скончался преподобный около 340 года. Память его 7/20 марта и 4/17 октября. 2 Публикуется по: Руфин. Жизнь пустынных отцов. СвятоТроицкая Сергиева лавра, 1898. Гл. 31. С. 108–111. 3 Публикуется по: Скитский патерик. М., 2001. С. 45–48. Аммон Нитрийский Публикуется по: Руфин. Жизнь пустынных отцов. СвятоТроицкая Сергиева лавра, 1898. Гл. 30. С. 106–108. Преподобный Аммон (Аммоний, Амун) Нитрийский (кон. III – 340/345) – основатель монашеского жития на Нитрийской горе (см.: Сократ Схоластик . Кн. 4. Гл. 23); Палладий (гл. 42) и др. Аммон Нитрийский не только сам посещал Антония Великого , но и удостоился его посещения и особого благословения на основание обителей в пустыне Келлий для окормляемых им в Нитрии иноков. Провел в пустыне 22 года. Среди его учеников были такие известные отцы, как Феодор, Елурион, Орсисий, Агиос, Путувист, среди сподвижников: Пиор, Памво, Ориген , Кроний и др. Память преподобного Аммона Нитрийского 4/17 сентября. – Прим. ред. Епископ Аммон Публикуется по: Повествования об авве Аммоне//Творения древних отцов-подвижников. М., 1997. С. 21–24. Преподобный Аммон, будущий епископ (вероятно, Оксиринха) – продолжатель дела Антония Великого , один из самых любимых его учеников, который часто возглавлял монастырь на «внешней горе», в Писпере, во время отсутствия преподобного Антония, а затем стал там настоятелем. Родился в конце III или начале IV века, прожил долгую подвижническую жизнь и отошел ко Господу в сане епископа в конце IV века. Оставил после себя духовные сочинения по аскезе (см. указ. изд.). О нем сохранились поучительные повествования, вошедшие в «Древний патерик». Это именно тот авва Аммон, которому Антоний Великий велел бить камень и о котором сказал, что он преуспеет в кротости и в страхе Божием. Святой Аммон был удостоен слышать в пустыне голос пророка Моисея, объясняющего Антонию Великому по его просьбе речения из Книги Левит.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010