сочин., напечат. в Яссах в 1864 г., л. 15. 30 «Книга о скрытии свящ. церк. пастырей во времена всеобщего от веры отступления», сборник нашей библиотеки 68. 45 Там же, гл. 26; подробнее о мерах к охранению целомудрия, употреблявшихся в Выговской пустыни, см. в Уложении Денисовых (Пам. кн. Олон. губ. за 1868–69 г. Ч. III, стр. 106–116). 48 Последние слова прямо опровергают мысль, будто беспоповщина, установив безбрачие и тем самым дав повод к разврату, хотела этим средством привлечь на свою сторону народную массу, склонную к грубой, развратной жизни; Русск. раск. старообр. Щапова стр. 177–184. 67 Мнение о светопреставлении в Троицын день существует в народе не только у нас, но и в других странах Европы. Вечерн. Газет. 1866 г. 114, стат. «Новая секта». 72 Вот что, напр., рассказывал Аввакум в послании к царю Алексею Михайловичу: «в нынешнем 187 году, в великий пост, на первой неделе, по обыкновению своему в понедельник я не ел хлеба, также во вторник и среду не ел; потом и в четверг пробыл не евши, а в пятницу до часов начал я келейное правило (псалмы давидовы) петь. И напала на меня страшно сильная озноба, так что и «на печи зубы мои разбило с дрожи». Но я, лежа на печи, в уме своем перебирал псалом (ибо Бог дал мне способность знать всю псалтырь наизусть). Прости, Государь, невежеству моему: от дрожи той напал на меня мыт и я так изнемог, что даже отчаивался в жизни настоящей: не принимал я пищи уже дней до десяти и больше. Лежа таким образом на постели своей, я упрекаю себя, думая, что вот в такие великие дни не могу совершать правила и поклоны, но только по четкам считаю молитвы. И «Божим благословением» ночью второй недели, накануне пятницы, распространился язык мой и стал очень велик, потом и зубы мои сделалась большими, и вот и руки, и ноги стали велики, потом и весь я широк и пространен под небом: распространился по всей земля. A потом Бог поместил в меня небо и землю и всю тварь. Я же в то время, не переставал, читал молитвы и перебирал «лествицу». Так продолжалось с небольшим полчаса».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

Вы пишите, что иной радости не имеете, кроме той, что слышите о нас, что мы живы; знайте же, что и мы ни малые радости здесь не имеем ни от кого, а уповаем, по писанному, мзду терпения нашего прияти от Господа Бога. Невозможно передать вам тех бед, которые случаются с нами; а что касается до вотчин Иверского монастыря 55 – да будет воля Божия; если что и случится – ничего мы не принесли с собою в мир этот и вынести из него ничего не можем 56 . 23 Донесение царю окольничего Осипа Сукина и дьяка Брехова 26 Февраля 1663 г. (Госуд. Арх. Дело патр. Никона). 30 Александр Лускин действительно сделал похищение из патриаршей казны денег и жемчугу, в чем и сознался, объявив, что с этими вещами он намеревался бежать в Литву. (Дело Моск. Гл. Арх. М. И. Д. об отправл. боярина кн. Одоевского и пр. в Воскресенский м. для допроса патр. Никона по доносу на него Бобарыкина). 35 Крат. записка и статьи, данные окольничему О. Сукину, о чем ему допросить патр. Никона (Госуд. Арх. Дело патр. Никона). 41 Без сомнения, это и есть государевы дела, о которых разговор окольничего с патриархом пред сим помещен. 44 Допрос газского митр. Паисия о составл. им о патр. Никоне тетрадях, – почему они сделались Николу известны? (Госуд. Арх. Дело патр. Накона). – Тетради эти конечно были с вонр. Стр. и отв. Паисия, составл. по обличению патр. Никона в пов. обычаях и поступках. 45 Письмо патр. Никона к царю А. М. с жалобою на Ром. Бобарыкина, 1661 г. (Госуд. Арх. Дело патр. Никона). 46 Записка патр. Никона касательно объяснений его с думн. двор. Боклановским по делу с Бобарыкиным. На обороте столбцов по склейкам подпись: Смиренный Никон Божьей милостью патриарх свидетельствую страхом Божьим яко тако есть. (Госуд. арх. дело патр. Пикона). Напечат. в Зап. И. Р. Археолог. Общ. 1861 г. г. II стр. 566; подпись не верна: свидетельствуя страх Божий. 47 Письмо патр. Никона к царю А. М. о пустоше Бобыревой и о сенных покосах, коими завладел Бобарыкин. (Госуд. Арх. Дело патр. Никона). 48 Письмо патр. Никона к царю А. М. о пустоше Бобыревой и о сенных покосах. (Госуд. Арх. Дело патр. Никона). 51 Письмо патр. Никона к царю А. М., писан, в Декабре 1661 г. о пустоше Бобыревой и сенных покосах, коими завладев Бобарыкин (Госуд. Арх. Дело патр. Никона). 54 Объяснение патр. Никона на челобитную Бобарыкина, данное думному двор. И. И. Баклановскому и дьяку Брехову (Госуд. Арх. Дело патр. Никона). 55 Здесь без сомнения говорится о спорной земле, купленной у Бобарыкина для Иверского м. и отошедший потом к Воскресенскому м. Читать далее Источник: Историческое исследование дела патриарха Никона: Сост. по офиц. документам Н. Гиббенет. Ч. 1-2. - Санкт-Петербург: тип. М-ва вн. дел, 1882-1884./Ч. 2. - 1884. - VIII, XIV, 1124 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Иер.48:34 .  От вопля Есевона до Елеалы и до Иаацы они поднимут голос свой от Сигора до Оронаима, до третьей Эглы, ибо и воды Нимрима иссякнут. См. Ис 15.4–6 . – «Оронаим» здесь назван третьей Еглою, см. Ис 15.5 . Иер.48:35 .  Истреблю у Моава, говорит Го­с­по­дь, при­носящих жертвы на высотах и кадящих богам его. См. Ис 16.12 . Иер.48:36 .  Оттого сердце мое стонет о Моаве, как свирель; о жителях Кирхареса стонет сердце мое, как свирель, ибо богатства, ими при­обретен­ные, по­гибли: Свободная передача Ис 16.11 и Ис 15.7 . Иер.48:38 .  На всех кровлях Моава и на улицах его общий плач, ибо Я сокрушил Моава, как непотребный сосуд, говорит Го­с­по­дь. Ср. Ис 15.3 . Иер.48:40 .  ибо так говорит Го­с­по­дь: вот, как орел, налетит он и распрострет крылья свои над Моавом. «Орел» – царь вавилонский ( Иез 17.3 ). Иер.48:43 .  Ужас и яма и петля – для тебя, житель Моава, сказал Го­с­по­дь. Иер.48:44 .  Кто убежит от ужаса, упадет в яму; а кто выйдет из ямы, по­падет в петлю, ибо Я наведу на него, на Моава, годину по­сеще­ния их, говорит Го­с­по­дь. Ср. Ис 24.17 и сл. Иер.48:45 .  Под тенью Есевона остановились бегущие, обессилев; но огонь вышел из Есевона и пламя из среды Сигона, и по­жрет бок Моава и темя сыновей мятежных. Здесь есть сходство с кн. Чис.21:28–29 , где идет речь о пламени войны, которое из Есевона (при Сигоне) пожрало Моавитскую страну. То же самое повторится снова: из Есевона придет погибель на Моава (ср. ст. 2). – «Под тению Есевона». Смысл этого трудного выражения и следующих за ним слов лучше всего передать так: спасения моавитяне не найдут. Они подойдут к Есевону, городу крепкому, но этот город уже занят врагами, и отсюда не спасение, а огонь выйдет на Моавитскую землю. Этот город, древнее жилище царя Сигона, изведет из себя пламя (неприятельские войска, которые будут иметь опорный пункт в этом городе) и это пламя сожжет Моава – его бока и темя, т. е. доберется до крайних пунктов земли моавитской и до самых укрепленных и возвышенных ее пунктов. – Сыновья мятежные – название моавитян, которые постоянно готовы были нападать на евреев и производить среди них смятение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть " … Из кн. Бытия мы знаем, как это случилось. Первозданный Адам не устоял в своей праведности. По наущению жены, обольщенной диаволом ( Быт. 3:1–5,13 ; ср. 1Тим. 2:14 ; 2Кор. 11:3 ), он преслушал заповедь Божию, – захотел сделаться равным Богу, через что впал в грех гордости и своеволия. За этот грех Бог изгнал мятежных людей из рая и лишил их бессмертия ( Быт. 3:23,24 ; ср. Прем. Сол. 3:23,24). Вот происхождение в мир греха и наказания за него -смерти. «И смерть перешла во всех человеков, потому, что в нем все согрешили». – До Адама на земле не было людей. Он был нашим родоначальником ( Быт. 5:1–2 ; ср. 1Кор. 15:45 ). В нем все мы заключались, как ветви в своем корне. А так как Адам стал рождать детей по изгнании из рая, то, естественно, рождал их похожими на себя, с теми же склонностями, какие имел сам. Поэтому в Библии и говорится: «и родил Адам сына по подобию своему и по образу своему» ( Быт.5:3 ). Но образ Адама в указанное время был уже испорчен грехом; по необходимости потомки его, вместе с плотью и кровью, принимали в себя греховную заразу, греховные наклонности. Это можно пояснить житейскими примерами. Вообразим себе источник воды; если возмутить его в верховьях, – и дальнейшее течение этого источника будет грязным. Или: чахоточный человек рождает детей чахоточных же. Так и в роде людском... Потому-то смерть, как наказание Божие за грех, обладала над всеми без исключения людьми ( 1Кор.15:21–22 ). Она царствовала в мире еще до Моисея, когда не было у людей писанного закона и, следовательно, не было сознательных грехов, потому что, по сло- вам апостола, «грех не вменяется, когда нет закона» ( Рим. 5:13 ). Если же так, за что умирали лично неповинные пред Богом люди? Остается один ответ: За грех Адамский, который жил во плоти их и навлекал на них наказание Божие- смерть. Об этом общем причастии людей греху Адама знала ветхозаветная еврейская церковь . Уже в кн. Бытия засвидетельствовано, что «помышления сердца человеческаго – зло от юности», т. е. с детства. Праведный Иов яснее указывает на ту же истину: «кто родится чистым от нечистаго? Ни один» ( Иов.14:4 ). И в другом месте: «что такое человек, чтобы быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиной быть праведным»? ( Иов.15:14 ). А св. царь Давид о самом себе исповедал в слух всего мира: «вот я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс. 50:7 ср. 3Ездр. 7:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

«Одним человеком грех вошёл в мир и грехом смерть»... Из кн. Бытия мы знаем, как это случилось. Первозданный Адам не устоял в своей праведности. По наущению жены, обольщённой диаволом ( Быт.3:1–5,13 ; Ср. 1Тим.2:14 ; 2Кор.11:3 ), он преслушал заповедь Божию, – захотел сделаться равным Богу, через что впал в грех гордости и своеволия. За этот грех Бог изгнал мятежных людей из рая и лишил их бессмертия ( Быт.3:23,24 ; ср. Прем. Сол.3:23,24). Вот происхождение в мире греха и наказание за него – смерти. «И смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили». – До Адама на земле не было людей. Он был нашим родоначальником ( Быт.5:1–2 ; ср. 1Кор.15:45 ). В нём все мы заключались, как ветви в своём корне. А так как Адам стал рождать детей, по изгнании из рая, то, естественно, рождал их похожими на себя, с теми же склонностями, какие имел сам. Поэтому в Библии и говорится: «и родил Адам сына по подобию своему и по образу своему» ( Быт.5:3 ). Но образ Адама в указанное время был уже испорчен грехом; по необходимости потомки его, вместе с плотью и кровью, принимали в себя греховную заразу, греховные наклонности. Это можно пояснить житейскими примерами. Вообразим себе источник воды; если возмутить его в верховьях, – и дальнейшее течение этого источника будет грязным. Или: чахоточный человек рождает детей чахоточных же. Так и в роде людском... Потому-то смерть, как наказание Божие за грех, обладала над всеми без исключения людьми ( 1Кор.15:21–22 ). Она царствовала в мире ещё до Моисея, когда не было у людей писанного закона и, следовательно, не было сознательных грехов, потому что, по словам апостола, «грех не вменяется, когда нет закона» ( Рим.5:13 ). Если же так, за что умирали лично неповинные перед Богом люди? Остаётся один ответ: За грех Адамский, который жил во плоти их и навлекал на них наказание Божие – смерть. Об этом общем причастии людей греху Адама знала ветхозаветная еврейская церковь . Уже в кн. Бытия засвидетельствовано, что «помышления сердца человеческого – зло от юности», т. е. с детства. Праведный Иов яснее указывает на ту же истину: «кто родится чистым от нечистого? Ни один» ( Иов.14:4 ). И в другом месте: «что такое человек, чтобы быт ему чистым, и чтобы рождённому женщиной быть праведным»? ( Иов.15:14 ). А св. царь Давид о самом себе исповедал в слух всего мира: «вот я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 Ср. 3Ездр.7:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Неизвестно, сколь долгое время находились они в этом блаженном состоянии чистоты и невинности; известно только, что они лишились оного. Адам нарушил заповедь Божию, увлеченный своей женой, которая, прельщенная змеем, вкусила от плода древа познания добра и зла, Адам также вкусил от оного, и сим грехом они навлекли на себя гнев своего Создателя. Первым признаком греха было ощущение стыда и затем тщетная попытка скрыться от лица вездесущего и всеведущего Бога, ходящего около вечернего времени в раю. Воззванные Богом, они высказали свою боязнь и слагали свою вину — Адам на жену, а жена на змея. Страшное наказание — проклятие Божие , постигло всех причастных сему преступному делу, а в лице падших прародителей весь род человеческий; впрочем, оно было растворено первообетованием (первоевангелием) о Спасителе мира, имеющем родиться от жены: семя жены сотрет главу змия (Быт. III, 15), сказал Господь. После того Адам нарек имя своей жене — Ева (евр. Heva — жизнь, ибо она стала матерью всех живущих). История Адама и Евы содержится в первых главах кн. Бытия и заканчивается довольно обрывисто. Он жил 930 лет. Адам , говорит апостол, есть образ будущего (имеющего прийти, т. е. Господа Иисуса Христа) (Рим. V, 14). Первый человек из земли перстный, второй человек Господь с неба (I Кор. XV, 47). Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (I Кор. XV, 22 и проч.). В заключение заметим, что история Адама, с большими или меньшими видоизменениями, сохраняется в предании почти всех древних народов, особенно семитического поколения. Апостол Павел называет Адама не только «первым человеком» (1 Кор 15. 47), но и «образом будущего» (Рим 5. 14), имея в виду Сына Человеческого, пришедшего «обновить» падшего Адама, «первым» и «перстным» человеком (1 Кор 15. 47). «Второй» же Человек — это Иисус Христос; одновременно Он — и «последний Адам» (1 Кор 15. 47, 45). Апостол, противопоставляя первого и второго А., указывает, что от «перстного» человека христианин наследует испорченную грехом природу, уделом которой является неминуемая смерть, а от Человека «небесного» (1 Кор 15. 48) — природу возрожденную, уделом которой является вечная жизнь. «Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор 48-49). Т. о., будучи сыном А. по рождению и возрожденным во Христе, христианин находится в постоянной связи с первым и вторым А. Он призван, по слову того же апостола, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях… и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф 4. 22, 24).

http://pravmir.ru/biblejskie-obrazy-v-is...

XX, 5. 6. Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода и творящий милость до тысячи родов – любящим Меня 37 . Наиболее важно отношение пророка Иеремии к книгам Левит и Числа, той центральной части Пятокнижия, которая по мнению рационалистической критики 38 внесена в Тору позднее. Уже в самой характеристике народа у Иеремии замечается влияние книги Левит. Иудейский народ – нечист, он – нравственно прокаженный, пред которым сторонятся язычники 39 ; или – народ нечист, подобно женщине в известные периоды 40 ; хотя говорят они: «жив Господь», но клянутся ложно 41 . Такими чертами, между прочим, характеризуется народ с нравственной стороны, и в этой характеристике нельзя не узнать соответственных мест книги Левит. Но эти места – не исключительное явление; целая серия других говорит о влиянии книги Левит на Иеремию. Пред нами – то распоряжение о нестрижении волос 42 ; то совет почтения к старцу 43 ; то порядки выкупа наследства 44 ; то заповедь о начатках 45 ; то буквальная или косвенная цитация соответственных мест из Левит: в уста Господа влагаются слова из Лebum XXVI, 12 о тесном общении Бога со Своим народом 46 ; из Лeb. XXVI, 13 о сокрушении уз ярма, тяготевшего над народом 47 . Пример косвенной, но несомненной ссылки на кн. Левит представляет Uep. XIV, 19. 21 . Разве Ты совсем отверг Иуду? Разве душе Твоей опротивел Сион? ... Вспомни, не разрушай завета Твоего с нами. Так молится пророк, очевидно, имея в виду Лeb. XXVI, 11 : И поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами, и далее 44 ст.: И тогда как они будут в земле врагов их, Я не презрю их и не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их, чтобы разрушить Мой завет с ними 48 . Наконец, должно отметить влияние на пр. Иеремию V-й главы книги Числа, где речь о жене прелюбодейной, ее испытания посредством «горькой воды» и следствиях этого испытания. Во II главе пр. Иеремия, обвиняя народ в грехе прелюбодеяния, призывает от лица Божия к суду (ст. 9 и 35), причем суд Божий представляется в образе, тожественном с обрядовым действием V главы книги Числа: и блудница-жена и блудодейный нарушитель завета – народ наказываются посредством воды; преступный народ имеет испить воды Нила и Евфрата ( Uep. II, 18 ); тогда он увидит, яко зло и горько еже оставити Господа (ст. 19); и как страдает утроба преступной жены, выпившей горькой воды, так страдает утроба Иуды: От твоего нечестия тебе так горько, что доходит до сердца твоего. Утроба моя! утроба моя! скорблю в глубине сердца моего ( Uep. IV, 18 ). Филологический след влияния V главы книги Числа на Иеремию должно видеть в употреблении родственных выражений:

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

46 . Сынове чуждии обетшаша 133 , и охромоша от стезь своих. Обетшаша – устарели, т.е. ослабели, как ослабевают от старости. Охромоша – соделались слабыми, как хромые. Отцы разумеют неверующих Иудеев, т.е. «именовавшиеся сынами, и вписанные в число сынов, сами себя соделали чуждыми, став непризнательными к благодеяниям, поколебавшись в вере, и оставив стезю благочестия. Симмах перевел: «будут обесчещены и посрамлены». И исполнение свидетельствует об истине предречения; потому что Иудеи исполнены бесчестия, для всех представляются мерзкими» (Бл. Феод.). – Во 2-й кн. Цар. 22, 45 несколько иначе: сынове чуждии отвержены будут и вострепещут во градех своих. С Евр.: «Иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих». 47 . Жив Господь, и благословен Бог – в книге Царств: благословен хранитель мой. И да вознесется Бог спасения моего. «Поскольку Иудеи имеют обычай Распятого (Спасителя) называть мертвым, то Сам взывает: жив Господь. Не только жив, но восшел паки на небеса, и подает спасение желающим» (Бл. Феод.). – Св. Афан. также разумеет Спасителя. 48 . Бог даяй отмщение мне, и покоривый люди под мя. В книге Царств вместо слова Бог – Господь крепкий; вместо покоривый – наказуяй. С Евр.: «Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы». Под отмщением бл. Феод. и св. Афан. разумеют наказание неверных Иудеев, а под людьми – язычников, приведенных Богом и покорившихся Христу. 49 . Избавитель мой, от враг моих гневливых 134 . С Евр. весь стих: «Избавляющий меня от врагов моих! Ты вознес меня над восстающими против меня, и от человека жестокого (в Славян. мужа неправедна) избавил меня». «Враги гневливые – народ Иудейский, – говорит св. Афан., – а муж неправеден – Иуда и Пилат, безвинно осудивший Иисуса Христа на смерть». 50 . Сего ради исповемся Тебе во языцех Господи. Бл. Феодорит видит здесь пророчество Давида о самом себе и о Мессии. Т.е. «во всех церквах целой вселенной буду песнословить Тебя посредством народов, которые в скором последствии времени будут призваны». – Действительно, кто теперь не поет псалмов? Всюду Давид устами благочестивых христиан песнословит Бога. Так же разумеет и св. Афанасий: «Когда Сам Ты, Господи, призовешь язычников, чрез них исповемся Тебе, потому что будут они воспевать сложенные мною песнопения». – С Евр.: «За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками, и буду петь имени Твоему».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

14 о том же. Кн. 15 и 16 занимается музыкою в её отношении к цели жертвоприношений. Кн. 17 и 18 об администрации. Кн. 19 и 20 о наказании. Кн. 21–75 о сыновнем благочестии императора «тянь-цзы-чжи-сяо», с подразделением на 20–41 о любви к родителям, 42–75 о почитании родителей; каждая книга имеет мелкие подразделения. Кн. 21 о любви к родителям вообще. Кн. 22 о древнем обучении. Кн. 23 о взаимной и равной любви к детям. Кн. 24 о внимании к друзьям. Кн. 25 девять родов отношений и о награждении слуг престарелых. Кн. 26 о ведении дел у министров. Кн. 27 о важности сохранения документов и распоряжений начальствующих лиц. Кн. 28 о любви к подданным и кн. 29 о внимании к вещам и их произведениям. Кн. 29–31 увещание о возделывании полей и тутовых деревьев, о собственных таких же работах самого государя. Кн. 32–35 о земельной таксации, статистике домов и народонаселения, о занятиях и промыслах. Кн. 36 и 37 о поспешности мероприятий против общественных нестроений и бедствий. Кн. 38 и 39 об уменьшении наказаний и поимке разбойников. Кн. 40 и 41 о расположении к чинам пограничной стражи за их служение народу, гарантирующим свободу торговли и путей сообщения. Прочие подразделения книг: 42 о почитании родителей вообще. Кн. 43 и 44 о служении небу и земле. Кн. 45–47 о почитании предков наравне с законом. Кн. 48–50 о принесении жертв на крутых вершинах гор и в светоносных залах. Кн. 51–53 о строгом внимании к содержанию храма предков, о посещении и благоустроении могильного холма над покойником (tumulus, mausoleum). Кн. 54–55 о важности образования и учености и кормлении престарелых людей. Кн. 56–59 о почитании священного конфуцианского вероучения, об высшей ученой школе, собрании классиков и литературе. Кн. 60–61 об обучении наукам в внутреннем дворце. Кн. 62–65 о выборе к должностям и назначении талантливых людей, их экзаменах, и ученых в отдельности. Кн. 66 о времяпровождении великого министра. Кн. 67 и 68 об образовании и установлении цензората. Кн. 69 о правильном законном способе действий; где говорится о князе и министре, отце и сыне, муже и жене, о трех союзах (дед, прадед и др.), о братьях, родичах, дядях, учителях и начальниках (principales), о друзьях и шести отношениях (Ци).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Кн. 35 и 36, развивая мысли юристов о завещании, говорят, в частности, об ограничениях выдачи легатов и т. д. В кн. 37 речь идет о bonorum possessio (учении о владении), в кн. 38– о наследовании по закону. Кн. 39 посвящена различным вопросам, в том числе дарениям на случай смерти – «mortis causa donatio». Кн. 40 целиком посвящена учению о вольноотпущенниках (libertini). В кн. 41 говорится о приобретении права собственности (de acquirendo rerum dominio) и приобретении и утрате права владения (de acquirendo vel ammittenda possessione) и др., в кн. 42– о судебных решениях (res iudicata), о признании ответчика (confessio) и т. п. В кн. 43 речь идет, о способах преторской защиты владения (interdicta), в кн. 44 – о судебных возражениях (exceptiones), в кн. 45 – о словесных обязательствах и т. д., в кн. 46 – о поручительстве и т. п., кн. 47 и 48 (libri terribiles) посвящены уголовному праву и процессу, кн. 49 – обжалованию или апелляции, финансам и военному праву (ius militare). Кн. 50 можно, скорее всего, отнести к государственному праву, так как в ней речь идет об управлении государством, государственных должностях, муниципальном (городском) управлении. Вместе с тем два ее последних титула (XVI и XVII) стоят как бы особняком. Tum. XVI («De verborum significatione») можно считать римским юридическим словарем, так как в нем объясняется значение различных юридических терминов и выражений. В тит. XVII «De diversis regulis iuris antiqui» приводятся различные юридические правила, юридические определения, пословицы. Все книги (за исключением кн. 30–32) делятся на титулы. Всего титулов 432. По своему объему они порой заметно различаются. Так, тит. III кн. 6 состоит лишь из трех фрагментов, а тит. I кн. 45 содержит 141 фрагмент. В каждом титуле цитаты из сочинений юристов расположены в определенной последовательности. Сначала идут извлечения из работ, комментирующих ius civile. Эти комментарии – сочинения Сабина и его комментаторов (libri ad Sabinura) – в романистической литературе именуются «массой Сабина».

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/di...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010