Дополнения 5 Часть II. Заметки Стран. 8 внизу: при сравнении службы 4 января апостолам со сниском их в четиих славянских минеях оказывается, что в службе не поминаются находящиеся в минеях: Симеон, Тимофей, Онисим, Епафрас, Архипп, напротив есть Кесарь, Кифа и Матфий, которых нет в минеях. Климент по Дорофееву списку и греческому синаксарю (10 сент. и 22 апр.) есть епископ Сардики, а по славянским минеям 4 янв. епископ Рима. К 18 января стран. 29 о Ксении. Она скончалась 18 января, а 18 января во второй половине V века падает на годы 465, 471 и 476. К 17 февр. стран 56 о мощах Мины Калликелада конец изложить: Канон Иосифа, в коем он говорит: покланяюся мощем (10 дек.), написан при импер. Василие I. Хотя западное предание говорит, что импер. Зинон (474–491) дал главу Мины французскому дворянину из Лангра, что предполагает пренесение мощей его в Царьград при Маркиане, (см. 16 января заметку), но глава сия другого Мины, по Штадлеру, каппадокийского. К 5 марта строк. 71 об Исихии иерус. У Филарета кончина его полагается в 432 году, у Мюллера ок. 434 года. К 30 марта стран. 92 об Иоанне лествичнике : патриарх Петр умер в 564 году (Евагрия Ц. Истор. Ш. 36). Но в указываемом Филаретом месте у Евагрия не определяется время кончины Петра. По Ле-Кьену Петр скончался в 544 году. Итак, разноречия не малы и трудно найти здесь истину. К 17 мая стран. 139, строчка 1. Дорофей или Псевдо-Дорофей, по Мартынову, сделал из Иунии мужа Иуния вопреки писанию. Но в экземплярах Дорофеева списка нам известных (см. 4 янв.) нет в 70 апостолах Иуния. К 4 сентяб. стран. 273 об Ермионии. Едва ли предание не слило дочерей двух апостолов, приписав дочери Филиппа из 70 кончину в Ефесе, в коем почила на самом деле дочь Филиппа из 12. К 14 сент. к стран 289 после слов отселе начался праздник Воздвижения креста: в сей год (335) 13 сентября -день освящения храма Воскресения падает на субботу, а Воздвижение на воскресение и потому вдвойне прилично было воспеть в Иерусалиме: кресту твоему покланяемся Владыко и святое воскресение твое славим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

456 В Типиконе (во 2-й главе, см. 4-е, зри) сказано: «По сем обычном пении (т. е. величании с избранными стихами псалмов Давидовых) малая глаголется ектения от диакона и седальны поются, и входят вси священнослужители во святой алтарь и изобличаются священных одежд, точию держан чреду остается в облачении к прочитанию Евангелия. Обыкновенно же при чтении Евангелия, так как пред ним не бывает так называемого «чтения» (толкования), полагаемого Уставом (Тип., гл. 2), остаются на средине храма все священнослужители. В праздники, в которые на всенощном бдении бывает благословение хлебов, пшеницы, вина и елея, полагается после утрени пред 1-м часом поклонение иконе праздника, целование ее и помазание всех святым елеем (Тип., послед. 26-го сент., 15-го августа). В приходских церквах, по причине множества молящихся, целование иконы и елеопомазание начинается во время самой утрени, при пении канона. Целование иконы бывает таким же образом, как и Евангелия (Тип., гл. 2); сперва делают два поклона, потом целуют, затем поклоняются однажды (Тип., послед. 26-го сентяб. См. выше). О поклонах пред Евангелием в Неделю (воскресение) сказано в Типиконе: «не до земли творит (каждый) поклоны, но малые, преклоняя главу, дóндеже рукою достигнет до земли». В Неделю бо и Владычный праздник и в Пятидесятницу всю колена не преклоняют (Тип., гл. 3, утреня). 457 В храмовые праздники, случившиеся в Неделю (воскресение), указано в Типиконе читать на утрени Евангелие храма. Это ясно, прямо обозначено в храмовых главах: 1, 5, 6, 8, 10, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 21, 44. Между тем в некоторых храмовых главах, именно: 3, 12, 19, 20, 33, 38, по-видимому, как бы предписывается читать на утрени Евангелие не храма, а воскресное. Но в этих главах нет прямого, особого указания о чтении Евангелия, а пишется вообще о службе, что если праздник храма случится в Неделю (воскресение), то службу следует совершать так-то. В 3-й храмовой главе о празднике читаем: «Аще случится храм святаго, или святыя в Неделю, поем службу всю неизменно, яко прилучившагося святаго, имущаго бдение в Неделю, глава третья», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

д. ( Мф.14:25 ; Лк.12:38 ). Равным образом и время дня подразделяли на столько же частей, кои определялись следующим порядком часов: от 12 часов, или от восхождения солнца до 3 часа, включительно шла первая четверть дня, которая носила название «двенадцатаго» часа; от 3 до 6 часов вторая четверть, называвшаяся «третьим» часом; от 6 до 9 – третья четверть, которую называли «шестым» часом; от 9 до 12 – четвертая и последняя четверть, под именем «девятаго часа» ( Деян. 2:15; 3:1;10:3,9 ). Имея в виду такое разделение часов, у Евреев, удобно понять может всякий, что между св. Марком и Иоанном нет ни малейшего несогласия касательно времени и часа, когда распят Господь наш. Первый из них, не говоря об осуждении Иисуса Христа на смерть, означает время распятия Его концем прошедшей первой четверти дня: «бе же час третий,– говорит он,– и распяша Его (Иис. Христа)». А евангелист Иоанн, как осуждение, так и распятие Господа означает началом уже наступившей второй четверти дня, точно так, как и мы означаем иногда время приблизительно только, – или тем часом, который пришел, или тем, который уже наступил и идет» (из книги: «Иисус Христос на Голгофе или семь слов Его на Кресте» 1858 г. – стр. 59–60). 2 По учению же Святой Церкви, – лествица Иаковля предызображала и Пресвятую Деву Богородицу: «радуйся мосте, к небесем преводяй и лествице высокая, юже Иаков виде» (из стихиры на Господи воззвах – в пяток вечера5-й недели Великого Поста. См. также Благодарств. кан. Юожией Матери. Пес. 4, троп. 2). Святая Церковь именует Пресвятую Деву Марию первообразом Иаковлевой лествицы по отношению к рождению Ею Подвигоположника нашего спасения – Господа Иисуса Христа. См. о сем наше «Изъяснение акафистных наименований Богородицы», в сентяб.кн. Душ. Чтения 1863, стр. 174. Статья сия издана отдельною книгою Аф. Русск. Пантел. Монастырем в 1892 г. 4 Св. отцы Церкви так изъясняют отношение к Кресту Христову победы народа Божия над Амаликитянами: «До вечера Моисей воздевал руки крестообразно, ибо и Христос до вечера пребыл на древе и вечером был погребен.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vethoza...

Уже старцем, вспоминая об отце Ила-рионе, батюшка Нектарий говорил: «Я ему всем обязан. Он меня принял в Скит пятьдесят лет назад, когда я пришел, не имея, где главу приклонить. Круглый сирота, совсем нищий, а братия тогда вся была – много образованных. И вот был самым что ни есть последним. – И Батюшка показывал рукой от пола аршина полтора, чтобы сделать наглядным свое положение. – А старец Иларион тогда уже проходил и знал путь земной и путь небесный. Путь земной – это просто, а путь небесный...» – и отец Нектарий не договаривал. В то время народа к старцу Амвросию шло столько, что дожидаться приема приходилось неделями. Но Николая Старец принял сразу и говорил с ним два часа. О чем была беседа, отец Нектарий никому не открывал, но после нее остался в Скиту и домой уже никогда не возвращался. Так внезапно изменилась жизнь Николая Тихонова. Промышлением Божиим он обрел свое истинное назначение. Ибо во власти Господа, а не во власти идущего, давать направление стопам своим. ( Иер. 10, 23 ) В одной из оптинских тетрадей в этот день была сделана запись: «1873 года, апреля 27-го поступил в Скит послушник Николай Васильев Тихонов двадцати годов от роду из мещан города ЕльцаОрловской губернии " Эта тетрадь велась по благословению преподобного Амвросия. На первой странице его рукой была сделана надпись: «Брату Константину благословляется записывать замечательные случаи Оптиной Пустыни и Предтечева Скита. 20 Сентяб. 1862 года. Многогр. I. Амвросий». Поселившись в Скиту Оптиной Пустыни, он стал духовным сыном отца Анатолия (Зерцалова) , впоследствии скито-начальника, а на совет ходил к отцу Амвросию. Старец Нектарий вспоминал: «Через год после поступления в Скит батюшка отец Амвросий благословил меня обращаться как к духовному отцу к начальнику Скита иеромонаху Анатолию, что и продолжалось до самой кончины последнего в 1894 году». Спустя годы старец Нектарий говорил о своем духовном отце: «Я к нему двадцать лет относился и был самым последним сыном и учеником, о чем и сейчас плачу. К старцу же Амвросию я обращался в редких и исключительных случаях. При всем этом я питал к нему великую любовь и веру. Бывало, придешь к нему и он после нескольких слов моих обнаружит всю мою сердечную глубину, разрешит все недоумения, умиротворит и утешит. По-печительность и любовь ко мне, недостойному, со стороны старцев нередко изумляли меня, ибо я сознавал, что их недостоин. На вопрос мой об этом духовный отец мой, иеромонах Анатолий, отвечал, что причиной сему – моя вера и любовь к старцу, и что если он относится к другим не с такой любовью, как ко мне, то это происходит от недостатка в них веры и любви, как человек относится к старцу, так точно и старец относится к нему».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

л. 22 об. В службе на 1-е сентября, по 6 песни, положено Слово в начале Индикту св. Иоанна Златоустаг о, патр. Константинаграда. Там же л. 2. л. 66. – на 6-е число, на утрени Повесть откровениа препод. отца нашего Архиппа, пустынножителя и поломонаря всеславнаго и честнаго храма архангела Михаила иже в Хонех. Там же л. 59 об. л. 95 об. – на 8-е, по 2-м стихологии, Слово иже в святых отца нашего Андреа, архиеп. критскаго, иерусалимленина, на Рожество пресл. Владычица нашеа Богородица и Приснодевица Мариа. Там же л. 120. л. 163 об. – на 11-е, по 2-м стихологии, Слово св. Иоанна Златоустаг о, архиеп. Константинаграда, на Вздвижение честнаго и животворящаго Креста. Там же л. 216. л. 219. Сент. 20, служба св: Князю Михаилу черниговскому и болярину его Феодору с двумя канонами, первый творение таха ермонаха Святыа горы Пахомиа; по окончании службы Страсть св. новоявленных и великомученик и исповедник В. Князя Михаила черниговскаго и болярина его Феодора, вкупе пострадавших от царя Батыя. Там же л. 319 об. С обор. л. 251 по 258 над и под строками написано красными и черными чернилами построчно Слово септ. 23. на зачатие св. Иоанна Крестителя. Вслед за сим словом также вверху и внизу строк одною киноварью написано житие препод. Ефросинии, (сентяб. 25), нарицаемыя Измарагд. Там же л. 396. л. 270. Сент: 25, служба препод. Сергию чудотворцу радонежскому, по 2-м стихологии положено чтение, начин. Приидете честное и святое постник ссловие, приидете отци и братиа, приидете празднолюбци. В выноске против сего киноварью: Пахомие иеромонах. л. 303 об. – на 26-е, по 2-м стихологии, Иоанна, архиен. Констянтинаграда, Златоустаго, Похвала св. Иоанну апостолу и евангелисту и Богослову. Там же л. 607 об. В конце ркп. приложены особо: л. 355. Сент. 19, служба св. Князю Феодору и чадам его Давиду и Константину, а после оной Преставление благовернаго и христолюбиваго Князя Феодора смоленьскаго и ярославскаго, в граде Ярославли новаго чюдотворца. Нач. Сй благоверный князь Феодор смоленскый и ярославскы сын В. Князя Ростислава. Вверху и внизу сей статьи помещена другая О проявлении мощей св. чюдотворцев благов. князей ярославских Феодора и Давида и Константнна. Нач. В лето 6971 в граде Ярославли, в монастыри св. Спаса.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

стр. 33 и 34 энциклопедич. Лексикон изд. А. Плюшара т. V С.-Пб. 1836 г. in 8°, а также стр. 144 и 145 энциклопедич. словарь под редакцией профессора И. Е. Андреевского, т. III С.-Пб. 1891 in 8°). Между тем некоторые предполагают, что отчасти сохранилось и в преданиях старожил. Калужск. губ., будто бы Преподоб. Пафнутий из рода фамилии Баскаковых, но с этим мы вполне не можем согласиться, так как фамилия Баскаковых появилась с 1544 г. Филимон Иванович Баскаков находился в Казанск. походе. Предки рода Баскаковых с 1598 г. служили дворянские службы и записаны были по городу Смоленску в числе детей боярских с поместным и денежным окладами. Потомки сего рода, продолжая владеть предковскими имениями в Калужской и Тульской губерниях, служили Российскому престолу в военной службе (см. стр. 654 и 655 Дворянские роды, внесенные в общий гербовник Всероссийской Империи, сост. гр. Александр Бобринский ч. I (до конца XVI ст.) С.-Пб. 1890 г. in 8°). 4 Высокий монастырь в путешествии к русск. св. местам принят заодно с Высотским. Напрасно. Тот был в Боровске, а Высокий – в Серпухове. Название Высокого вполне прилично бывшей обители по месту. Местность, где находилась обитель и где теперь только городское кладбище, господствует над всей окрестностью. 5 По краткому житию, Парфения постригал высоцкий архимандрит Маркелл из Серпухова, приходивший для посещения старца Никиты; на Высоком тогда не было игумена: Пафнутий пострижен нояб. 30 д. Собр. л. VIII, 183. 6 Пафнутий был ученик пр. Никиты, ученика Сергия Радонежского. Никита пришел в высоцкий монастырь к Афанасию еще в первое время существования сего монастыря. По смерти второго Высоцкого игумена – Афанасия младшего, Никита был избран игуменом и управлял монастырем от 1395 но 1414 год (см. душеп. чт. 1874 г. сентяб. стр. 45 и 40, а также стр. 203–14, История православн. монашества в Северо-Восточн. России со времени пред. Сергия Радонежского, сост. диакон Матфий Кудрявцев. М. 1881 г. in 8°, а также на стр. 57 и 138, Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения/Ред. H. К. Гудзий, В. И. Малышев и др. М., 1960. Житие инока Епифания. Рукопись. Пушкинский дом АН СССР [опубликовано: Пустозерский сборник. Автографы сочинений Аввакума и Епифания. Л., 1975]. Житие боярина Феодора Ртищева//ДРВ (изд. 1895). Житие Иосифа Волоколамского//Великие Четьи Минеи. СПб., 1868. Т. I, сентябрь, дни 1—13. С. 453—499. Житие инока Кирилла (произв. XVII—XVIII в.). Рукопись. Пушкинский дом АН СССР. Житие Корнилия (не издано, рукопись Публичной библиотеки Q 1, 401, лл. 153— 174, описано: Александр Б. Указ. соч. С. 168—183) [опубликовано: Древнерусская книжность. По материалам Пушкинского дома. Л., 1985]. Житие боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марьи Даниловой//Материалы для истории раскола... Т. VIII. С. 137—203. Житие Пафнутия Боровского. См.: Кадлубовский А.П. Житие преп. Пафнутия Боровского//Сборник историко-филологического общества при Институте кн. Безбородко в Нежине. 1898. Т. II. Житие Феодосия Васильева (написанное его сыном Евстратом Федосиевичем в 1742 г.)//Материалы для истории беспоповщинских согласий в Москве, федосеевцев Преображенского кладбища и поморцев Монинского согласия, собранные Н.Поповым (ЧОИДР. 1869. Кн. 2-3). Журавлев Андрей Иоаннов. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках так называемых старообрядцах. СПб., 1795 (и позднейшие издания). Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII вв. М., 1872. Заозерский А. И. Царь Алексей Михайлович в своем хозяйстве. Пг., 1917. Зеньковский В. В. История русской философии. Париж, 1948. Т. I—II. Зеньковский С. Протопоп Иван Неронов (Очерк из истории русской церкви XVII века)//Вестник РСХД. 1954. XXXI. С. 11-17. Зеньковский С. Житие духовидца Епифания//Возрождение (Париж). Т. 173. 1966. V. С. 108-126. Зеньковский С.А. Житие духовидца Епифания (Из истории старообрядческого движения)//Вестник РСХД. 1995. 171. С.43-70. Зеньковский С. Преп. Иосиф Волоцкий и иосифляне//Вестник РСХД. 1956. Т. XL.

http://sedmitza.ru/lib/text/439595/

Клосс Б.М. Житие Сергия Радонежского. М., 1998. Житие Кирилла Белозерского//БЛДР. СПб., 1999. Т.7. С.132–217. Житие Евфросинии Суздальской//Клосс Б. М. Избранные труды. М., 1998. Т.2. С. 377–404. Житие Никиты Переяславского Столпника — Российский Государственный Архив древних актов (далее — РГАДА). О происхождении слова “паломьникъ” см.: Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. М., 2001. С.619–627. Памятники до середины XV века не знают слова “богомолье”. Клосс Б.М. Житие Сергия Радонежского… С.274. Послание Кирилла Белозерского ко князю Юрию Дмитриевичу//БЛДР. СПб., 1999. Т.6. С.430. Там же. Житие Кирилла Белозерского…С.168. Абрамович Д.И. Жития Бориса и Глеба…С.58. Там же.С.65. Клосс Б.М. Житие Сергия Радонежского…С.391. Там же. С.337–341. Сказание о чудесах Владимирской иконы Богородицы… С.222–223. Житие Кирилла Белозерского…С.172, 176. Хождение игумена Даниила//БЛДР. СПб., 1997. Т.4. С.26. Там же. С.116. Хождение Зосимы//Книга хожений. Записки русских путешественников XI-XV вв. С.125. РГАДА.Ф.181. П301.Л.7–7об. Клосс Б.М. Житие Сергия Радонежского…С.340–341. Назаренко А.В. Русь и Святая земля в эпоху крестовых походов//Богословские труды. М., 1999. Сб.35. С.184–185. Житие Евфросинии Полоцкой//БЛДР. СПб., 2003. Т.12. С.428. ПСРЛ. Т.1. С.295. Там же. С.313. ПСРЛ. Т.2. С.320–321. Повесть Временных лет. СПб., 1996. С.70. К.А. Соловьев. Культ святых Бориса и глеба во властных отношениях древней Руси XI — начала XII в.//Вопросы истории. 2002. N5. С. 20. Повесть об ослеплении Василия II… С.498. Повесть о житии Михаила Клопского…С.295. Там же.С.307. Там же.С.298. Житие Кирилла Белозерского… С.210. Клосс Б.М. Житие Сергия Радонежского… С.425. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. СПб., 1903. Т.3. С.1341–1342. РГАДА. Ф.181. N326. Л.67об. — 69об. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон. XIV — нач. XVI в. М.,1952. Т.1. NN74,133,139. Абрамович Д.И. Жития святых мучеников Бориса и Глеба… С.21. Запись о новых чудесах святителя Николая Мирликийского, случившихся в Лукомле…С.146.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/drevneru...

Слово о смерти. Аскетическая проповедь. T.III-IV. М.: Издание Сретенского монастыря, 1997, m.III, с.35. Аввакум... Житие, редакция А, с.91. Аввакум... Записка о жестокостях воеводы Пашкова, приложенная к «первой» челобитной Алексею Михайловичу./Житие Аввакума... Указ.соч., с.88-89. Аввакум... Житие, редакция А, с.81. Там же, с.73 См.: Аввакум... Житие, редакция А, с.79-80; редакция П, с.325. Там же, редакция А, с.82. Демкова Н.С. Житие протопопа Аввакума (Творческая история произведения). Л., 1974, с.133. Свято-Артемиево Веркольский мужской монастырь [Электронный ресурс]. - URL: http://www.verkola.ru/ (дата обращения: 01.11.2014). История монастыря./Указ. сайт - URL: http://www.verkola.ru/history/ (дата обращения: 01.11.2014). Румянцева В.С. Житие протопопа Аввакума, как исторический источник: Дисс. канд. ист. наук. М.: МГУ, 1970, с.308. Аввакум... Житие, редакция А, с.56. Аввакум ссылается на трактат свщмч. Дионисия Ареопагита «О Божественных именех», «известный на Руси как в отдельных рукописях, так и в составе Великих Миней Четьих митр. Макария (ВМЧ, октябрь, дни 1-3)». Зосима, еп. (Русская Православная Старообрядческая Церковь). Комментарии, Житие Аввакума, узники - свидетели Истины. Сборник... Указ. соч., с.493. Аввакум... Житие, редакция А, с.56. «Егда заблудница, еже есть луна, подтечет от запада под солнце и закроет свет солнечный, и то затмение солнцу за гнев Божий к людем бывает. Егда ж бывает от востока луна подтекает, и то, по обычаю шествие творяще, закрывает солнце» Аввакум... Житие, редакция В, с.14. Никольский В.К. Указ.соч., с.151. Аввакум... Житие, редакция В, с.23. Аввакум... Житие, редакция П, с.315. Неронов Иван, протопоп. Письмо Неронова к Стефану Вонифатьеву из Вологды, от 13 июля 1654 года (IX)./Материалы для истории раскола за первое время его существования издаваемые редакцией «Братского слова». Т.1. Документы содержащие известия о лицах и событиях из истории раскола за первое время его существования. Ч.1. О лицах судившихся на соборе 1666-1667 года. М., 1874, с.99-100 (далее: Материалы... Т.1). Смеем предположить авторство или хотя бы влияние профессора Н.И. Субботина. [Субботин Н.И.] Примечание./Там же, с.100-101 (сноска 1).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

С приложением избранных поучений его. Сергиев Посад, 1908. Ераст [Вытропский], иеромонах. Историческое описание Козельской Оптиной пустыни и Предтечева скита (Калужской губ.)//Неизвестная Оптина. СПб., 1998. Ефрем (Кицай), епископ. Митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров) , его жизнь и пастырское служение. Киев, 1999. Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова . М., 2002. Жизнеописание Оптинских новомучеников иеромонаха Василия, инока Ферапонта, инока Трофима. Благословенно воинство. Мученичество в жизни Церкви. Оптина Пустынь, 2003. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: [В 13 кн.]. М., 1906–1910. (См. жизнеописания преподобных Оптинских старцев и подвижников благочестия по датам их памяти.) Житие и поучения Оптинского старца Анатолия (Зерцалова) . Оптина Пустынь, 1994. (Преподобные старцы Оптинские). Житие Оптинского старца Анатолия (Потапова). Оптина Пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца Варсонофия. Оптина Пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Оптина Пустынь, 1994. (Преподобные старцы Оптинские). Житие Оптинского старца Иосифа. Оптина Пустынь, 1993. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца Макария/Сост. архим. Леонид (Кавелин) . Оптина Пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца Нектария. Оптина пустынь, 1996. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца Никона/Сост. М. С. Добромыслова. Оптина Пустынь, 1996. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца схиархимандрита Исаакия (Антимонова). Оптина Пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие преподобного иеросхимонаха Илариона Оптинского . 1805–1873. Оптина Пустынь, 1993. (Преподобные Оптинские старцы). Житие преподобного схиархимандрита Моисея Путилова. Оптина Пустынь, 1992. (Преподобные старцы Оптинские). Житие преподобного схиигумена Антония Оптинского. 1795–1865. Оптина Пустынь, 1992. (Преподобные Оптинские старцы).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010