Посты Однодневные: 1) На каждой неделе (за исключением сплошных) по средам и пятницам. 2) В день Воздвижения Креста Господня (14 сент.). Накануне Крещения Господня (5 янв.). 4) В день Усекновения главы св. Иоанна Крестителя (29 авг.). Многодневные: 1) Пост Рождественский (Филипповка), – см. 454 стр. 2) Пост Великий, – см. 550 стр. 3) Пост Богородичный (Спасовка) или Успенский, – см. 293 стр. 4) Пост Апостольский (Петровки), – см. 190 стр. Дни поминовения 1) В Субботу пред Мясопустною неделею. 2) В субботы 2, 3 и 4-й седмиц Вел. поста. 3) В субботу пред неделею Пятидесятницы (Троицкая суббота). 4) В субботу пред днем св. Димитрия Мироточивого (пан. 26 окт.) или Дмитриевскую субботу. 5) В день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи 29 августа. 6) Во вторник или понедельник Фоминой недели. Указатель имен святых Необходимые предварительные сведения Б 1891 г., с благословения Св. Синода, (С.-Петерб. Синод. Типографией был издан: «Месяцеслов всех святых, празднуемых Православною Восточною Церковию, с присовокуплением алфавита имен всех святых». В 1900 г. Москов. Синод. Типографией был напечатан, с разрешения Св. Синода. «Христианский Месяцеслов, с краткими историч. сказаниями о всех святых, прославляемых Православною Церковию», а также с присоединением к нему, на ряду с другими дополнительными статьями, и Указателя имен святых. В этих Месяцесловах содержатся памяти святых, находящиеся в печатных славянских книгах: в Четиих Минеях, в Прологе, в древних печатных святцах XVII в., в богослужебных Минеях, Следованной Псалтири и других богослужебных книгах. В 1903 г. Москов. Синод. Типографией, по благословению Св. Синода, был издан: «Верный Месяцеслов всех русских святых», с присоединением к нему я памятей святых иверских, или грузинских. Месяцеслов этот был составлен на основании донесений Св. Синоду преосвященных всех епархий в 1901–1902 годах о тех святых, в честь которых в их епархиях поются молебны и совершаются торжественные литургии. В настоящее время только эти три означенные Месяцеслова и следует считать узаконенными Св. Синодом (см. Полн. Месяц. Вост. архиеп. Сергия, т. I, стр. II, т. II, стр. 1; Верн. Месяц. 56–59 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В период Великого поста пение Г. имеет нек-рые особенности. В среду поста 4 времен года периода Четыредесятницы и в Великую среду Г. следует за 1-м пророческим чтением, тракт, замещающий пение «Аллилуия»,- за 2-м (из Апостола). В субботу поста 4 времен года, когда бывает неск. пророческих чтений, Г. поется после каждого из первых 4 чтений, а тракт - после Апостола. В среды поста 4 времен года в период Адвента, в сент. и после 4-го воскресенья Великого поста указывается пение 2 Г. В Великий четверг поется только Г. без тракта. В Великую пятницу и Великую субботу, а также в период Пятидесятницы Г. не поется. На Пасху поется Г. «Haec dies» (Сей день) со стихами из Пс 117 (Confitemini) (согласно посттридентским книгам, его стихи поются не в один день, а в течение всей Светлой седмицы). Мелодика Г. и их стихов (как и всех респонсориев) имеет широко распевный, мелизматический стиль. Обогащение мелодики Г. обусловило постепенный отказ от большого количества стихов и сохранение лишь одного из них. Развитие мелодики Г. стало причиной того, что хоровой рефрен по окончании стиха повторяется не всегда, а лишь по необходимости, если того требует содержание текста: напр., Г. на день св. Иоанна Крестителя (24 июня) «Priusquam te formarem in utero, novi te, et antequam exires de ventre, sanctificavi te» (Прежде чем образовать тебя во чреве, Я узнал тебя, и до того как ты вышел из чрева, Я освятил тебя) со стихом «Misit Dominus manum suam, et tetigit os meum, et dixit mihi» (Простер Господь длань Свою, и коснулся уст моих, и сказал). С отказом от повторения Г. после стиха связано и изменение исполнительского состава: Г. интонирует кантор, а хор продолжает его и затем исполняет стих. С т. зр. модальности Г. обладают исключительно большим звуковым диапазоном и относятся к т. н. расширенным модусам: в Г., как правило, задействованы не только основные, но и вспомогательные предоминанты (т. е. модально сильные, или структурные, ступени - см. в ст. Modus ). Нередко стихи завершаются этими ступенями, а не финалисом, что также подтверждает необходимость повторения Г. после стиха. Обширное звуковое поле Г. дает большие возможности для передачи различного словесного текста. Однако мелодии Г. не являются оригинальными и представляют собой переработку неск. мелодий-типов; это касается и стихов Г., отличающихся высокохудожественным оформлением. Ориентация Г. на типовые мелодические модели свидетельствует о древности жанра.

http://pravenc.ru/text/166365.html

1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 апреля 2016 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака прав. Павлу Таганрогскому. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4434569.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/359). 2 Ср.: Православный церковный календарь на 2013 год; Богослужебные указания на 2013 год. М., 2012. С. 204–211. 3 «Повечерие поем великое. На повечерии поем канон усопших и Минеи рядовый. Тропари же по 1-м, и по 2-м Трисвятом, глаголем обоих святых, а на последнем Трисвятом – кондак мучеников» (Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава). 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 562. 5 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 25 февраля (примечание на повечерии). Типикон (9-я Маркова глава под 24 февраля) сначала указывает канон о усопших, а затем – рядового святого. 6 О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 7 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 564. 9 Там же. 10 См.: Триодь Постная, «В субботу первую святых постов»; ср.: Службы первой седмицы Великого поста. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1984. С. 224–240. 11 См.: Типикон, гл. 49, «В субботу 1-ю святых постов». 12 См.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 555, 264. 13 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 565. 14 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак и икос мучеников, глас 6-й; седален мучеников, глас 8-й, седален вмч. Феодора, глас тот же; «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Яко Всенепорочная Невеста…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

18. Обновление храма Воскресения Христова (13 сентября): тропари: Обновления, предпразднства Воздвижения, священномученика Корнилия. «Слава, и ныне»: кондак Обновления. 19. Великомученика Димитрия Солунского (26 октября): тропарь трясения, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак трясения. 20. Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря): тропарь праздника (Рождества Христова); «Слава, и ныне»: кондак Минеи («Иже прежде денницы…»). 21 . Собор святого Иоанна Крестителя (7 января): тропарь Богоявления, тропарь Предтечи. «Слава»: кондак Предтечи, «И ныне»: кондак Богоявления. 22. Перенесение Нерукотворного Образа Спасителя (15 августа): тропари Образа и Успения. «Слава»: кондак Образа, «И ныне»: кондак Успения. г) Заупокойные службы 23. Мясопустная и Троицкая вселенские родительские субботы: тропарь «Глубиною мудрости…»; «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Тебе и стену…» (см. Типикон, 49-ю главу, службу в субботу мясопустную). 24. Димитриевская суббота, 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста (а также во все те субботы, когда на утрене совершается парастас): тропари: «Апостоли, мученицы…», «Помяни, Господи…». «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Тебе и стену…» (см. Типикон, 13-ю главу). д) Период Постной Триоди 25. Недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная и сыропустная: тропари воскресный и храма. «Слава»: кондак Триоди, «И ныне»: кондак храма (см. Типикон, 49-ю главу, службу в Неделю о мытаре и фарисее). 26. Суббота 1-я Великого поста: тропари храма и великомученика Феодора. «Слава»: кондак великомученика Феодора; «И ныне»: кондак храма. 27. Недели 1-я и 3-я Великого поста: тропари воскресный и праздника (то есть Триоди). «Слава, и ныне»: кондак Триоди (см. Типикон, 49-ю главу). 28. Неделя 2-я Великого поста: тропари: воскресный, храма и святителя Григория; кондак Триоди (который находится по 3-й песни канона). «Слава»: кондак святителя, «И ныне»: кондак храма. 29. Недели 4-я и 5-я Великого поста: тропари: воскресный, храма, Триоди; кондак воскресный, «Слава»: кондак Триоди, «И ныне»: кондак храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Так как пение антифона «Блажен муж» есть торжественное, то оно не полагается в дни непраздничные, когда нет праздника с полиелеем, или когда праздники с полиелеем случатся в дни сокрушения о грехах, в дни поста. В дни строгого поста, к какому принадлежат некоторые дни сырной седмицы, равно и седмичные дни Великого поста, не стихословится «Блажен муж», хотя бы и случились праздники святых с полиелеем или бдением; так: а) на вторник или четверток сырные, если в эти дни случатся праздники с полиелеем или бдением, на вечерне читается кафизма рядовая 336 ; б) на вторник, среду, четверток, пяток Великой Четыредесятницы всегда стихословится рядовая кафизма, хотя бы вечерня соединялась с Литургиею Преждеосвященных даров, но 1-й антифон 1-й кафизмы не поется (Тип., послед. 30 янв., 24 февр. 337 . Но бывают случаи, когда 1-й антифон 1-й кафизмы поется и на вседневной вечерне, именно, когда вседневная вечерня отправляется вместо великой – в некоторые приготовительные дни к великому посту, или в пост. Так: 1) В мясопустную неделю (воскресение), если за сим в понедельник случится праздник с полиелеем (24-го февраля), но не с бдением (30-го января), ибо в последнем случае совершается вечерня великая. 2) В пяток сырный, если в субботу будет праздник святому с полиелеем (24-го февраля) или святому с бдением (30-го января). 3) В вечер недель (воскресений) 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й седмиц Великого поста, если в понедельник случится празднование святому с полиелеем (24-го февраля и 9-го марта), но не храмовой праздник. Есть дни в году, когда на вечерне вовсе не полагается стихословия Псалтири, именно: 1) На Господние двунадесятые праздники, случающиеся во вторник, среду, четверток, пяток, субботу 338 , исключая того случая, когда в эти праздники (например, в Вознесение) случится великий святой с бдением (см. Тип., 8-го мая в Вознесение и храм. гл. 51-я и 55-я); тогда поется 1-й антифон 1-й кафизмы. 2) На вечерне не полагается кафизмы в те дни, на которые было бдение, ради бывшего труда бденного 339 . Без сомнения, потому же и в неделю вечера во весь год никогда же глаголется Псалтирь. Аще прилунится празднство, тогда поем: «Блажен муж», 1-й антифон (Тип., гл. 17 и сн. Тип., гл. 5 и Тип., послед. 14-го сентября). Так на вечерне в день Пятидесятницы не положено стихословия, но иногда поется «Блажен муж», именно в том случае, если случится храмовой святой (храм. гл. 55-я) или святой с бдением (Тип., 8-го мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

55. ξ ν, ν ος, περ στ (πρχει и т. д.) — важнейшая христологическая формула прп. Максима Исповедника (на что также любезно обратил мое внимание Г.И. Бене­вич). См.: Максим Иповедник, прп. Богословско-полемические сочинения. СПб., 2014. С. 526-528. 1  Согласно ряду источников, отец прп. Иоанна усыновил прп. Косму в детском возрасте. 2  Подробные сведения о прп. Косме Маюмском и список основной литературы см. в одно­именной статье из «Православной энциклопедии». 3  Что, однако, неизбежно происходит в церковной практике, поскольку ирмосы исполняются хором на тот или иной распев, а тропари, как правило, читаются чтецом. 4  В «Древнем Иадгари» содержатся серии строф, которые некогда исполнялись после той или иной библейской песни утрени; эти строфы не обязательно связаны между собой и могут иметь разное происхождение; количество строф после той или иной песни не нормировано. В классическом каноне, сложившемся в VII—VIII веках, наборы таких строф (тропарей) сразу пишутся одним автором как единый комплекс, содержащий по несколько тропарей к каждой из звучащих за данной службой библейских песней, причем каждый из наборов тропарей к той или иной песни сопровождается специальными начальной и заключительной строфами: ирмосом и богородичном (а в ряде канонов перед богородичном помещены еще и мученичен и/или троичен). 5  Впоследствии в Триоди четверопеснцы прп. Космы для Лазаревой и Великой суббот были дополнены иными авторами до полных канонов. 6  В «Древнем Иадгари» на Лазареву субботу приведены циклы монострофов, предназначенные для 7, 8, 9-й песней утрени, на Вход Господень — для всех библейских песней утрени (в том числе 2-й), на дни с Великого Понедельника по Пятницу — для одной песни по дню недели (в Понедельник 1-й, во Вторник 2-й и т. д.) и песней 8-й и 9-й, на Великую Субботу —  для 6, 7, 8, 9-й песней. 7  Речь идет о цикле трипеснцев прп. Иосифа Песнописца (?) для Сырной седмицы, циклах трипеснцев прпп. Феодора и Иосифа Студитов для Великого поста и цикле трипеснцев прп. Иосифа Песнописца для Пятидесятницы (содержится в приложении к русским изданиям Цветной Триоди). По рукописям известны и иные аналогичные циклы. Для Страстной седмицы Постная Триодь, помимо цикла прп. Космы, приводит также цикл прп. Андрея Критского, каноны которого помещены на повечерия и включают полные каноны на Лазареву субботу и Вход Господень в Иерусалим (второй из них в печатных изданиях Триоди отсутствует и известен по рукописям), а также трипеснцы на Великие Понедельник, Вторник, Среду, Четверг и Пятницу и четверопеснец на Великую Субботу (последний в печатной Триоди также отсутствует).

http://patriarchia.ru/db/text/5918899.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАНИХИДА [От греч. παννυχς, букв.- «всенощная»], в рус. литургической традиции особое заупокойное чинопоследование (см. ст. Заупокойное богослужение ). Согласно ныне принятому в РПЦ Типикону, уставное время совершения П.- в пятницу после вечерни (Типикон, гл. 14). Однако на практике она фактически совершается как треба . Происхождение П. как заупокойное чинопоследование происходит от особой непродолжительной службы παννυχς, к-рая совершалась в 1-ю половину ночи и могла быть нерегулярной частью суточного круга (см. в ст. Паннихис ). Напр., в груз. рукописях чин «паннихис» об умершем включает: Пс 142, ектению, пение «Аллилуия», тропарь заупокойный, непорочны (Пс 118), Пс 50 и канон заупокойный с неск. заупокойными ектениями, Трисвятое, покаянные тропари и заупокойную ектению в конце ( Кекелидзе . Литургические груз. памятники. С. 118-119, 187). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. П. по патриарху Алексию Студиту (создателю обители) описывается в разд. «О панахидахъ» среди богослужебных глав в конце памятника ( Пентковский. Типикон. С. 414). Она должна совершаться 7 раз в году, но в тексте памятника указано только 6: в субботу перед Пятидесятницей, в Петров пост, 12 авг., в Рождественский пост, в субботу мясопустную и 15 марта. Чинопоследование П. включает Пс 90, «Аллилуия», заупокойный тропарь с богородичном, непорочны (Пс 118), канон, седальны после Пс 118 и 3-й песни канона, заупокойный кондак по 6-й песни канона, Трисвятое и тропарь «Помяни, Господи, яко Благ». В конце отмечено пение «Господи, помилуй» 40 раз «приле(ж)», что, видимо, относится к специальному прошению сугубой ектении в конце П. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. заупокойная П. («на гробах», с заупокойным каноном) упоминается накануне субботы мясопустной и перед Пятидесятницей, накануне суббот Петрова поста ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. Ч. 1. С. 503, 592, 606, 612), а также как частная П. по почившему Великим постом монаху, к-рая из-за поста не служится на 3-й день, а переносится на вечер пятницы (Там же. С. 523; см. аналогичное указание в Мессинском Типиконе 1131 г.: Arranz. Typicon. P. 216). Накануне заупокойных (родительских) суббот Великого поста П. нет, но совершается повечерие с заупокойным каноном, к-рое фактически заменяет П. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. Ч. 1. С. 523, 526, 533).

http://pravenc.ru/text/2578809.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАНИЯ НАРЕКАЦИ [арм. ] († ок. 978), арм. писатель, философ, богослов. Был настоятелем Нарекского мон-ря , основанного при католикосе Анании Мокаци . Открыл при мон-ре школу, где поощрялись занятия лит-рой и музыкой и где учились такие известные арм. деятели, как историк еп. Ухтанес и поэт Григор Нарекаци . А. Н. был толкователем Свящ. Писания, автором неск. речей - «О молитве, посте и слезах», «О раскаянии, слезах и молитвах», а также «Духовного поучения» об отрешении от земной жизни - и «Книги вероисповеданий», направленной против ересей. Часть его сочинения против секты тондракитов вошла в исторический труд Иованнеса Ерзнкаци. По велению католикоса Анании Мокаци А. Н. написал антихалкидонитский трактат «Корень веры». Сохранился также небольшой трактат о церковном осмогласии под названием «О знании гласов» ( - Матенадаран. 6031. Л. 183-184 об.), в к-ром А. Н., подобно авторам визант. Пападики и арабо-персид. музыкальным теоретикам, возводил появление гласов (ладов) к персонажам священной истории: 1-го главного - к праотцу Адаму, 1-го побочного - к прор. Моисею, 2, 3 и 4-го главных - соответственно к ангелам, возвестившим о Воскресении Христовом, прор. Давиду, Ездре и т. д. (см. Армения , разд. «Церковное пение»; Автентический лад , Плагальный лад ). Лит.: (?) (?). (?) (?)· (?). 1. , 1947. 151; Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван, 1975. С. 294-298; Тагмизян Н. К. Теория музыки в Древней Армении. Ереван, 1977. С. 87. В. А. Арутюнова-Фиданян Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОР ТАТЕВАЦИ (1346 - 1409), арм. философ, богослов, педагог, церковный деятель; св. Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу перед 4-м воскресеньем Великого поста) ЕЛИШЕ [Егише] (ок. 405 или 410 - ок. 475 или 479), арм. историк, богослов и философ, один из представителей грекофильской школы переводчиков ОВАННЕС III ОДЗНЕЦИ [Имастасер (Философ)] (ок.650 - 729), армянский святой (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; 717-728), богослов, философ, правовед ОВАННЕС ВОРОТНЕЦИ [Ованнес (Ован) Кахик] (1315 - 1387 (?)), святой Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель ОВАННЕС ИМАСТАСЕР [Ованнес Саркаваг] (ок. 1045 - 1129), архим., арм. философ, богослов, педагог, космограф, поэт, гимнограф

http://pravenc.ru/text/114756.html

[Богословский М. И.] Великий канон святого Андрея Критского//ХЧ. 1836. 1. С. 129–184. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии, 1814–1869 гг./сост. А. С. Родосский. СПб., 1907. С. 49. См.: Смирнов А. В. Уроженцы и деятели Владимирской губернии, получившие известность на различных поприщах общественной пользы. Владимир, 1897. Вып. 2. С. 221–222. См.: Там же. С. 223–225. См.: Там же. С. 230–232, 234–235. См.: Там же. С. 225, 226. См.: Там же. С. 234. См.: Там же. С. 236. [Богословский М. И.] Великий канон святого Андрея Критского. С. 129. Великий канон святого Андрея Критского, читаемый на великих повечериях первой недели и на утрени в четверток пятой недели Великого поста, и Акафист Пресвятой Богородице, читаемый на утрени в субботу пятой недели Великого поста, в переводе на русский язык/пер. канона прот. М. И. Богословского; пер. акафиста митр. Филарета (Дроздова). М., 1873. 60 с. (Авторство перевода канона указано в предисловии к изданию); Великий Канон святого Андрея Критского/в пер. на рус. яз. М. И. Богословского. М., 1885. 59 с. А. С. Родосский упоминает еще одно издание — 1888 г. (Биографический словарь студентов… С. 49, прим. 1), но, к сожалению, не представляется возможным проверить эти данные. Более того, он же ошибся с годом издания сборника перевода Великого канона с переводом Акафиста Богородице: вместо 1873 г. в его словаре приведен 1875 г. (Там же). См.: Кротов Я. Предисловие… С. 4. Подробнее о нем см.: Спицын Д. В. Толкование Священного Писания в гимнографии и его связь со святоотеческой традицией на примере тропаря о повитухах Великого покаянного канона//Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 78. С. 47–56. Подробнее о нем см.: Спицын Д. В. Толкование Священного Писания в гимнографии и его связь со святоотеческой традицией на примере тропаря о повитухах Великого покаянного канона//Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 78. С. 47–56. См.: Садов А. И. Профессор Евграф Иванович Ловягин († 27 марта 1909 г.)//ХЧ. 1910. 9. С. 1147–1151; Рубан Ю. И. Ловягин Евграф Иванович//Большая российская энциклопедия. Т. 17. М., 2010. С. 722.

http://bogoslov.ru/article/6176293

Итак, обратимся к примечанию прп. Никодима Святогорца к 69-му правилу святых апостолов (это правило определяет: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец или певец, не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен»). Преподобный Никодим пишет: «Если пост среды и пятницы равен посту Четыредесятницы, то ясно, что как в Четыредесятницу не совершаются свадьбы, по 52-му Правилу Лаодикийского Собора, так не должны они совершаться и в среду и пятницу. В таком случае ясно и то, что супругам не подобает вступать в плотскую связь в эти дни ради святости и почитания поста, равно как не подобает вступать в связь и в Четыредесятницу. Ибо неуместно, с одной стороны, не нарушать эти дни поста в отношении пищи, а с другой – нарушать их плотским соединением и наслаждением. Следовательно, в эти дни следует поститься, воздерживаясь равным образом и от запрещенных в пост снедей, и от плотского вожделения. Так и пророк Иоиль прикровенно говорил о том, что во время поста супругам следует быть целомудренными: «Освятите пост, проповедите цельбу… да изыдет жених от ложа своего и невеста от чертога своего» (Иоил. 2,15-16). Божественный апостол Павел говорит уже прямо, что супруги по согласию должны воздерживаться от плотского соединения для пребывания в посте и молитве (см.: 1 Кор. 7, 5), то есть должны воздерживаться, как мы сказали, и во время поста, и в то время, когда они молятся и готовятся к причащению Божественных Таин, а также в субботу и воскресенье, согласно 13-му правилу Тимофея Александрийского, и вообще во все праздники, когда возносится духовная жертва Богу. Смотри также 1-е примечание к 13-му Правилу VI Вселенского Собора и примечание к 3-му правилу Дионисия. Смотри и 50-й ответ Вальсамона Марку, в котором он говорит, что супругам, не воздержавшимся в Великую Четыредесятницу, нужно не только запрещать причащаться на Пасху, но и назначать епитимии для исправления. Обрати внимание также на следующее высказывание Иоанна Златоуста («Слово о девстве»), приводящего в свидетельство упомянутое место из пророка Иоиля: «Если новобрачным, у которых любовная страсть в разгаре, цветет молодость и неудержимо вожделение, не следует вступать в связь во время поста и молитвы, то тем более не должны соединяться прочие супружеские пары, которые не подвергаются такому насилию плоти».

http://pravoslavie.ru/37372.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010