Эти пожертвования «Комитету по постройке св. храма на Куликовом поле» надлежит направлять в «Почт. ст. Михайловское, Тульской губ.» Если память св. Димитрия прилучится в субботу, то в эту субботу не должно быть поминовения. Ни откуда не видно, чтобы в древней Руси когда-либо поминовение совершалось в самый Дмитриев день. По Уставу день св. Димитрия, имеющий , относится к таким же праздникам, как обретение главы св. Иоанна Предтечи (24 февр.), память 40 мучеников (9 мар.); но если эти последние праздники случатся в поминальные субботы 2, 3 и 4 недели Великого поста, то служба за упокой в эти субботы оставляется (см. Уст. 24 февр. и 9 марта). Подобным образом, не должно быть и заупокойной службы в день св. Димитрия, если он случится в субботу (см. Пособие к изуч. Устава Богосл., протоиер. К. Никольского , 506 стр.; Ц. Вед. 1891, 40). Поминовение в таком случай следует совершать в предыдущую субботу (см. там же). Но, по указанию Цер. Вестн., так как в Уставе ничего нет о субботе Димитриевской, то и поступать с нею следует по обычаю царских панихид, которые, если падают на праздничный или воскресный день, то служатся накануне (Церк. Вест., 1888, 42). – В 1895, 1900 и 1906 г., по случаю совпадения 21-го октября, Высокоторжественного дня Восшествия на престол Государя Императора Николая Александровича, с Димитриевской субботой, Св. Синодом было определено, чтобы положенное в эту субботу поминовение усопших отцов и братий наших было перенесено на пятницу, 20 октября, день кончины в Бозе почившего Государя Императора Александра Александровича (Опр. Св. Син.: от 27 сент. 1895 г., за 2905, от 4 окт. 1900 г., за 4068, от 7 окт. 1906 г., за 5675). – В 1903 г. (22 авг.) Высочайше повелено (см. Ц. Вед. 1904, 6) совершать в Димитриевскую субботу в имеющих своих священников войсковых частях, учреждениях и заведениях служение панихид по усопшим воинам, при обязательном присутствии всех свободных от служебных занятий чинов; там же, где не имеем своих священников, посылать в указанный день свободных от служебных занятий нижних чинов командами на панихиды в приходские церкви. Ближайшие начальствующие офицеры должны объяснять в тот же день нижним чинам значение церковного поминовения, обращая внимание на важнейшие битвы из истории нашего отечества (Куликовскую, Полтавскую, Бородинскую и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Мощи свв. братьев Маккавеев находятся ныне в Риме. В службе воспеваются все сии свв. мученики, но по именам называются только Соломония и Елеазар. Кондак, гл. 2. Премудрости Божия столпи седмочисленнии, и Божественнаго света светильницы седмосвещнии, Маккавеи всемудрии прежде мучеников превелии мученицы: с нимиже всех Богу молитеся, спастися почитающим вас. Св. девяти мучеников: Алекандра, Миннена, Катна и Еклеа, пастрадавших при Диоклетиане в Пергии памфлийской. За разрушение жертвенника богини Артемиды и дерзновенное исповедание Христа все они были усечены мечом. С 1 августа начинается Успенский пост 134 , продолжающийся до 15 августа. Церковь всегда рассматривала этот пост, как древнее установление, сохраняющееся в ней по неписанному преданию. Древнейшее упоминание о нем под именем поста осеннего, положенного в 7-м месяце, находится у Льва Великого . Однако в древней Церкви были разногласия касательно продолжительности этого поста. Поводом к ним служил праздник Преображения, так как в этот день некоторые разрешали себе употребление мясной пищи, при там иные продолжали разрешение от поста на 4, иные на 8 дней. Наконец, древнее предание относительно этого поста в виду сомнений о количестве дней его, было заключено в соборное определение в 1166 г. при Константинопольском патриархе Луке Хрисоверге. С этого времени установился однообразный порядок этого поста в церквах восточных. Установлением Успенского поста Церковь , с одной стороны, руководствует нас к духовному преображению, рассматривая пост как средство к благодатному внутреннему озарению, с другой – побуждает нас подражать Богоматери, Которая всю жизнь Свою провела в подвигах поста и молитвы. По строгости пощения этот пост приближается к посту Четыредесятницы; он ослабляется по субботним и по воскресным дням, а также в праздник Преображения. Во весь этот пост, кроме дня Преображения (см. 6 авг.), Уставом не дозволяется вкушение рыбы; в субботу и неделю позволяется варена с елеем и вино; во вторник и четверток – варение без елея; в понедельник, среду и пяток предписывается сухоядение (Уст. гл. 33). В некоторые дни Успенского поста, как и в Петров пост (см. 17 мая), на утрени полагается Аллилуиа или тропарь, «творим и коленопреклонение, даже до причащения» (см. Уст. 33 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Верно то, что после битвы на Куликовом поле положено начало поминовению за умерших воинов; но нет доказательства, что в то время для поминовения был указан Дмитриев день, и даже суббота пред ним. Куликовская битва была 8-го сентября, в день праздника Рождества Богородицы (Полн. Собр. Русск. Лет., т. IV, стр. 79). Димитрий Донской, после погребения убитых на побоище, приказал там совершить панихиду по ним. Затем, возвратясь в Москву 21-го сентября, повелел по всем церквам ее отправить панихиду об убиенных. Наконец, по прибытии в Троице-Сергиеву лавру, приказал и там совершить панихиду (Русск. Лет. по Никон. списку, изд. Имп. Академ. Наук, т. IV, стр. 124). В летописях не сказано, чтобы Димитрий Донской указал для поминовения воинов субботу пред Дмитриевым днем. Нет основания полагать, чтобы он сам избрал для поминовения субботу пред днем его тезоименитства. Естественно думать, что после кончины его назначена суббота пред Дмитриевым днем для поминовения усопших. И при этом назначении не имелось в виду совершать поминовение в самый Дмитриев день (26-го октября), если он случится в субботу. Праздник памяти св. великомученика Димитрия (26 окт.) был в глубоком уважении у славян (см. статью Филарета: Великомученик Дмитрий Солунский и солунские славяне, стр. 42 и 43). А потому службу праздничную не соединяли с заупокойной, так как служба за упокой и служба праздника по Церковному Уставу не совершаются вместе. В Типиконе ничего не сказано о поминовении в субботу пред Дмитриевым днем, ни в самый Дмитриев; но по смыслу Церковного Устава в Дмитриев день не следует быть поминальной службе, это видно из следующего: по Типикону день св. великомученика Димитрия принадлежит к праздникам средним со знаком крест. К такому разряду праздников относится 24 февраля, день Обретения главы св. Иоанна Предтечи, и 9 марта – день памяти 40 мучеников. Если эти праздники случатся в поминальные субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста, то служба в эти праздники за упокой оставляется, и совершается служба празднику (Тип., послед. субб. 2-й седм. Вел. поста и послед. 24 февр., 9 марта, аще случится в субботу 2-й и 3-й седмицы Вел. поста. Подобным образом не должно совершаться службе заупокойной в день памяти св. великомученика Димитрия, а следует быть ей в субботу предыдущую. Из устава московских патриархов видно, что не в день памяти св. великом. Димитрия, а накануне этого дня в 1692 г. в пяток вечера была панихида архиереев по всех Православных христианех (Вифлиоф. ч. 10, стр. 68).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Кондак, гл. 1. Любве союзом связався Никифоре, разрушил еси яве злобу ненависти, и мечем во главу твою усечен был еси, мученик Божественный воплощшагося Спаса: егоже о нас моли поющих славную память твою. праздника Гдн. В этот день иногда (см. 2 февр. и ниже) отдается праздник Сретения. См. Если Сретение случится в неделю Блудного, или в понедельник, или во вторник Мясопустной недели, то отдание бывает в пяток той же недели. Если Сретение – в среду, четверток, пяток и субботу Мясопустной недели, отдание бывает во вторник Сырной недели. Если Сретение случится в неделю Мясопустную и в понедельник Сырной, то отдание бывает в четверток той же недели. Если Сретение – во вторник и среду Сыропустный, отдание бывает в субботу той же недели. Если Сретение случится в четверток, пяток и субботу Сырной, отдание – в неделю Сыропустную. Если Сретение – в неделю Сыропустную, или если на эту неделю переносится праздник с понед. 1-й седмицы Вел. поста (см. выше, 2 февр.), то отдания не бывает. Мр. Аще прилучится отдание Сретения Господня прежде недели Мытаря и Фарисея, в седмице в кий-либо день, кроме недели; аще – в неделю, прежде недели Мытаря и Фарисея; аще в неделю Фарисееву, или Блудного, или Сыропустную, или во вторник, четверток Сырной недели, или в субботу Сыропустную. – На утрени, «на 9-й песни, Честнейшую не поем, но поем припевы праздника, якоже и на самый праздник», если отдание случится «в седмице в кий-либо день, кроме недели» (воскресенья); но если отдание случится во вторн., четв. и субботу Сырной недели или в какую-либо неделю (т.е., воскресенье), то «поем Честнейшую». Священномучч. епископов: Маркелла Сикелийского (Сицилийского), Кипрского и Тавроменийского. Ученики апостола Петра и им же поставленные епископами в разные города, они приняли мученический венец за распространение веры Христовой между язычниками. См. 9 июл. и 30 окт. Препп. Никифора и Гehhaдiя Важеозерских, учеников св. Александра Свирского (см. 30 авг.). Пр. Геннадий был сын богатых родителей, но, раздав все свое имущество нищим, он явился к пр. Александру на реку Свирь в то время, когда, тот подвизался один, и сделался его учеником и постриженником. Спустя несколько лет, Геннадий пошел искать себе уединения в другом месте и построил себе келью на Важеозере (в 12 вер. от Свирского мон.), где проводил уединенную подвижническую жизнь до самой кончины своей, последовавший 8 янв. около 1516 г. Пр. Никифор явился в веригах к пр. Александру в то время, когда была уже основана обитель на реке Свири, и был с любовью принят пр. Александром в число братии. После семилетних подвигов в Свирской обители, пр. Никифор путешествовал в Киев, для поклонения св. местам, и, возвратившись оттуда, поселился на месте подвигов пр. Геннадия, на Важеозере. Здесь он устроил Задне-Никифоровскую пустынь, в которой и преставился февраля 1557 г. (См. Олонец. еп.). – Он. 26 нояб.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Примечание. Допустимо седальны по 16-й кафизме петь следующим образом: седален сщмч. Ермогена, глас 4-й (см. по 1-м стихословии; по выбору); ин седален сщмч. Ермогена, глас тот же (см. по 2-м стихословии; по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Днесь Владычица...» (см. по 2-м стихословии). После 17-й кафизмы – малая ектения. Седален вмч. Феодора, глас 3-й. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. Полиелей. Величание сщмч. Ермогена и избранный псалом: «Услышите сия вси языцы...» . Седален сщмч. Ермогена по полиелее, глас 4-й: «Премудраго иерарха восхвалим, яко кормчаго...». «Слава» – ин седален сщмч. Ермогена по полиелее, глас тот же: «Премудраго иерарха восхвалим, яко Ангела...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Ублажим Честнейшую...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен сщмч. Ермогена, глас 4-й: «Уста моя возглаголют премудрость и поучение сердца моего разум»; стих: «Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд». Евангелие сщмч. Ермогена – Ин., зач. 35 (от полу). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя...». Стихира сщмч. Ермогена, глас 4-й: «Предстатель теплейший...». Каноны: сщмч. Ермогена со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и вмч. Феодора (два канона) на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Примечание. В субботу 1-й седмицы Великого поста Триодь Постная указывает стихословить библейские песни в будничной редакции: «Господеви поем...» . Типикон умалчивает о редакции библейских песней в этот день . По мнению В. Розанова, умолчание Типикона следует толковать в пользу пения свойственной субботнему богослужению с Бог Господь праздничной редакции библейских песней: «Поем Господеви...» . Учитывая указания богослужебных книг о редакции Песней Священного Писания в сырную субботу, можно считать допустимым пение в субботу 1-й седмицы Великого поста и будничной редакции библейских песней «Господеви поем...», и праздничной редакции «Поем Господеви...». В случае совершения в субботу 1-й седмицы Великого поста полиелейной службы в честь сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца, библейские песни в этот день следует стихословить в праздничной редакции «Поем Господеви...» .

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-04/

В практике Русской и нек-рых др. Поместных Церквей следующее воскресенье после Недели всех святых отмечено соборной памятью всех национальных святых (см. ст. Всех святых, в земле Российской просиявших, неделя ). Эти последования не входят в состав Триоди (напр., последование рус. святых помещается в служебной Минее за май или июнь) и, т. о., формально не относятся к памятям Г. п. б. к. 3-ю категорию воскресений Г. п. б. к. образуют недели, памяти к-рых связаны с близкими к ним памятями годового неподвижного богослужебного круга: как в различных редакциях Студийского устава, так и в принятом ныне Иерусалимском уставе это памяти преподобных Иоанна Лествичника и Марии Египетской , великих учителей поста и молитвы,- в 4-е и 5-е воскресенья Великого поста (к-польский Типикон Великой ц. IX-X вв. указывал для этих воскресений памяти свт. Дометия и мч. Зиновия аналогично памяти сщмч. Поликарпа Смирнского во 2-е воскресенье Великого поста). Установление этих памятей, вероятно, связано с древней традицией переноса праздничных служб с будних дней на субботы и воскресенья поста (ср.: 51-е прав. Лаодик.); указание на это присутствует в нек-рых редакциях Студийского устава . Перенесение памятей было вызвано желанием сохранить уникальный характер богослужений седмичных дней Великого поста, т. к. совершение праздничных служб в честь почитаемых святых может не соответствовать общему покаянному настрою великопостного богослужения. Субботы Постной Триоди, имеющие праздничное посвящение Определенные памяти, связанные с годовым неподвижным богослужебным кругом, закреплены за нек-рыми субботними днями Великого поста. Это памяти Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, в сырную субботу; вмч. Феодора Тирона в субботу 1-й седмицы поста и Похвалы Пресв. Богородицы в субботу Акафиста . Как и в случае с воскресными днями, памяти, возможно, были перенесены на эти субботы с соответствующих дней праздников неподвижного богослужебного круга (напр., связь субботы Акафиста с праздником Благовещения Пресв. Богородицы очевидна - в обеих службах звучат общие песнопения). Впрочем, возможно иное объяснение установления этих памятей. В нек-рых древних литургических традициях (напр., восточно-сир.) большинство памятей святых изначально являлись подвижными, поэтому, возможно, нек-рые из памятей суббот и недель Г. п. б. к. (напр., жен-мироносиц) сохранились как след древней практики связывать важнейшие праздники не с датой по юлианскому календарю, а с Г. п. б. к. (подробнее см. ст. Год церковный ). Еще 2 субботы Постной Триоди, имеющие совершенно особый богослужебный чин, принадлежат к циклу Страстной седмицы (см. ниже). Заупокойное богослужение Г. п. б. к.

http://pravenc.ru/text/165231.html

449 В тропаре на день Преображения. 450 Исповедание веры Гр. Паламы. 451 О свойстве света, виденного апостолами на Фаворе. 452 Синаксарь во вторую неделю Четыредесятницы. Чет. Мин. 14 ноября. 453 См. надпись последования во вторую неделю Четыредесятницы. 454 Песнь 8 канона понедельн. 3 седмиц. 455 В понедельн. вечера на " Господи воззвах» 456 Синакс. в третью неделю Четыредедятницы. 457 Служба в среду третьей недели Четыредесятницы. 458 68 слово, том 4. 459 18, 1, том 2, по Монтфокону. 460 Maxim. Bibliothec. patrum. 461 О мытаре и фарисее см. выше. 462 Тропарь св. Иоанна Лествичника. 463 Кондак 30 марта. 464 Стихи синаксаря о пр. Иоанне. 465 Daniel Monachus Raitenus conscripsit historiam vitae Joannis Climaci. Пролог. 30 марта. 466 Церковная служба в пятую седмицу Четыредесятницы. 467 Синаксарь в четверток 5 недели Четыредесятницы. 468 Синаксарь в четверток пятой седмицы Четыредесятницы. 469 Чет. Мин. 1 апреля. Жизнеописание Марии Египетской. 470 Чет. Мин. 1 апреля. 471 Никифор. истор. кн. 17, гл. 5. 472 Theodor. lector, lib. Чет. Мин. 26 июня. Стихиры литии 26 августа в службе Богоматери Владимирской иконы. 473 Socrat. Lib. 7, cap. 46. 474 Theodor. lector. Lib. 1. Чет. Мин. 10 сентября. Никифор. Церковная история, кн. 14, гл. 2. 475 О Влахерне см. день положения ризы Пресвятой Богородицы. 476 Феодор-чтец, кн. 1,? 1. 477 Синаксарь в субботу пятой недели Великого поста. Чет. Мин. 26 июня. Карамзин, история, т. 1, прим. 284. 478 Там же. 479 Синаксарь в субботу пятой недели Великого поста и Чет. Мин. 26 июня. 480 Синаксарь в субботу пятой седмицы Четыредесятницы. Комбефизий. Auctores incerti, т. 2, с. 805. 481 Карамзин. История, том. 1, прим. 284, и другие сказания. 482 Синаксарь на Акафист. 483 Воскресное чтение, т. 1, 19. 484 См. Церковный Устав. Надпись в пятую неделю Великого поста. 485 Синаксарь в четверток пятой седмицы Четыредесятницы. 486 Codin. de officiis cap. 12, 11. 487 — Чет. Мин. 26 июня. 488 Вместе с точным списком с нее, который находился в подмосковном (в 9 верстах от Москвы) местечке Строгановых. Местечко поэтому называлось Влахернским. Ведом. Спб. Градск. Полиции, 1853 г. 196.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

с 17 марта ( с четверга 5-й седмицы ) с 7 апреля (с Четверга Светлой седмицы) Понедельник 5-й седмицы (вечер) с 19 марта (с субботы 5-й седмицы) с 8 апреля (с Пятницы Светлой седмицы) Вторник 5-й седмицы (вечер) с 20 марта (с Недели 5-й поста) с 17 марта ( с четверга 5-й седмицы ) с 7 апреля (с Четверга Светлой седмицы) с 19 марта (с субботы 5-й седмицы) Неделя 5-я поста (вечер) с 8 апреля (с Пятницы Светлой седмицы) с 20 марта (с Недели 5-й поста) Понедельник 6-й седмицы (вечер) с 9 апреля (с Субботы Светлой седмицы) Вторник 6-й седмицы (вечер) с 10 апреля (с Недели Фоминой) Среда 6-й седмицы (вечер) Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) на повечерии в Неделю вечером не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля. На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе – кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 10-я. 1 В дальнейшем каноны Минеи на повечериях св. Четыредесятницы указываются в соответствии с предписанием Триоди (о переносе минейной службы четверга 5-й седмицы на повечерие Недели 4-й поста вечера). См. также: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 642–648. 2 В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 645–646) высказывает предположение, что повечерие в четверг вечера 5-й седмицы Великого поста должно совершаться без канонов. Однако следует отметить, что Устав не упоминает об отмене канонов на повечерии этого дня, а при совпадении Благовещения с субботой Акафиста даже предписывает пение на данном повечерии субботнего утреннего четверопеснца Триоди (ср.: Типикон, 26 марта, 9-я Маркова глава). 3 В текущем году на Лазареву субботу приходится отдание Благовещения Пресвятой Богородицы и празднование Собора Архангела Гавриила (26 марта). Согласно Типикону, служба Минеи 26 марта переносится с Лазаревой субботы на повечерие 6-й седмицы Великого поста: «Аще случится отдание Благовещения Пресвятыя Богородицы в субботу Лазареву, или Неделю ваий, или во един от дней Страстныя седмицы, или Светлыя: тогда отдания Благовещения несть, и поются стихиры и канон попразднства, и Архангела на повечерии в мимошедших днех шестыя недели» (Типикон, 26 марта, «Указ о отдании Благовещения Пресвятыя Богородицы»). Рекомендуемые записи

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Понедельник 5-й седмицы (вечер) с 19 марта (с субботы 5-й седмицы) с 8 апреля (с Пятницы Светлой седмицы) Вторник 5-й седмицы (вечер) с 20 марта (с Недели 5-й поста) с 17 марта ( с четверга 5-й седмицы ) с 7 апреля (с Четверга Светлой седмицы) с 19 марта (с субботы 5-й седмицы) Неделя 5-я поста (вечер) с 8 апреля (с Пятницы Светлой седмицы) с 20 марта (с Недели 5-й поста) Понедельник 6-й седмицы (вечер) с 9 апреля (с Субботы Светлой седмицы) Вторник 6-й седмицы (вечер) с 10 апреля (с Недели Фоминой) Среда 6-й седмицы (вечер) Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) на повечерии в Неделю вечером не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля. На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе – кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 10-я. 1 В дальнейшем каноны Минеи на повечериях св. Четыредесятницы указываются в соответствии с предписанием Триоди (о переносе минейной службы четверга 5-й седмицы на повечерие Недели 4-й поста вечера). См. также: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 642–648. 2 В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 645–646) высказывает предположение, что повечерие в четверг вечера 5-й седмицы Великого поста должно совершаться без канонов. Однако следует отметить, что Устав не упоминает об отмене канонов на повечерии этого дня, а при совпадении Благовещения с субботой Акафиста даже предписывает пение на данном повечерии субботнего утреннего четверопеснца Триоди (ср.: Типикон, 26 марта, 9-я Маркова глава). 3 В текущем году на Лазареву субботу приходится отдание Благовещения Пресвятой Богородицы и празднование Собора Архангела Гавриила (26 марта). Согласно Типикону, служба Минеи 26 марта переносится с Лазаревой субботы на повечерие 6-й седмицы Великого поста: «Аще случится отдание Благовещения Пресвятыя Богородицы в субботу Лазареву, или Неделю ваий, или во един от дней Страстныя седмицы, или Светлыя: тогда отдания Благовещения несть, и поются стихиры и канон попразднства, и Архангела на повечерии в мимошедших днех шестыя недели» (Типикон, 26 марта, «Указ о отдании Благовещения Пресвятыя Богородицы»).

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-27/

Переведено из Anal, sacr, к. Питры, который, заимствуя из Корзинскаго кодекса (f. 62, in die febr. XI, 2 loco приводить следующее надписание: Ετερον κονδκιον (sic) το υτο (Θεοδρου). Но февраля 11-е число показано Питрою ошибочно: в сей день совершается память свщ. – мученика Власия; сам же Питра нисколько выше замечает: Colitur. S. Μ. VIII febr. и VIII iunii, указывая сими словами на св. великомуч.: Феодора Стратилата. Может быть Питра, как и вся Западная церковь , почитают прославляемаго в сем и следующем песнопениях Страстотерпца за одного и того же св. великомуч. Феодора Стратилата: ио с этим мнением нельзя согласиться, потому, что в повествовали Ч.-Миней о страданиях в. муч. Феодора Стратилата ни слова не говорится о сожжении храма языческой богини, как здесь в икосе 4-м; о сем именно говорится в житии и страданиях св великомученика Феодора Тирона, в похвалу которому мы и относим сие песнопение. Самое первоначальное слово надписания: τερоν – становится понятным, если обратиться к порядку чтения постной триоди XII в., где настоящее кондак и икосы, положенные в субботу 1-ю В. поста, на память св. великомуч. Феодора Тирона, занимают место после следующих за ними (по Корзинск. кодексу) кондака с икосами тому же святому, как сие можно видеть в кондакарие архимандрита Амфилохия (см. стран. 141–193). В конце повествования о житии и страданиях св. великомуч. Феодора Стратилата, св. Димитрий Ростовский ясно различает двух великомучеников с именем Феодора, из которых именуемый Феодором Туроном пострадал в 289 г. по Р. Христове, тогда как Феодор Стратилат – в 312 г., в царствование Константина Великого , от нечестивого зятя его Ликиния. В первую субботу В. поста совершается память св. великомученика Феодора Тирона, в благодарность ему за чудесное избавление Христиан от идоложертвенных снедей. Нечестивый император Июлиан, богоотступник, кипя злобою на весь род христиански, возъимел хитрое намерение осквернить христиан идоложертвенною пищею, для каковой цели повелел продавать в Константинополе съестные припасы не иначе, как предварительно смешав их с кровию жертв идольских. Св. великомученик Феодор Тирон пришел взяв к архиерею онаго града, и открыв ему себя и лукавый замысел богопротивного царя, в тоже время предложил епископу средство избавить себя и всех христиан от идоложертвенной пищи приготовлением полива, т. е. вареной пшеницы с медом. Так как злой умысл богоотступника должен был быть приведенным в исполнение к великим дням 1-й седмицы св. Великого поста, когда, в особенности в первыя времена христианства, верующие наиболее себя очищали: посему с того времени и установлено совершать память св. Феодора Тирона в 1-ю субботу В. поста, и совершается повсеместно в христианской Церкви благословение коего в пяток 1-я седмицы В; поста, в конце литургии, починоположению церковному с древнеиших времен, дабы верующие, постившиеся в течете всей оной седмицы, по причащении св. Таин, не осквернились употреблетем идоложертвенных снедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010