В итоге кондак стал свого рода «собратом» тропаря и в русской практике кондаки даже поются тем же распевом, что и тропари. Кондаки помещаются в службе праздника или святого (в Минее или Триоди) после 6й или после 3й песни канона. Также все кондаки вместе с тропарями можно найти во II части Псалтири Следованной. Кроме утрени, кондак читается на часах, поется на литургии, а в праздники с великим славословием и полиелеем — на повечерии. Современное нам богослужение сохранило полностью весь кондак только в чине отпевания священников (при том что отдельный чин отпевания священников появился только в XV веке). Обычный кондак (кукуль) «Со святыми упокой…» здесь сопровождается не одним только икосом «Сам Един еси безсмертный…», но всеми 24. Кроме того, кондак с четырьмя небольшими икосами присутствует в Триоди Постной в неделю сыропустную. архимандрит Киприан Керн «Кондак, в его теперешнем облике и объеме – небольшое песнопение в одну-две строфы, очень похожее на тропарь и даже у русских поемое по тропарной мелодии и помещаемое после 6ой или после 3ей песни канона. Оно повторяется и на литургии, и на повечерии. Совсем иное представлял собою кондак по своему происхождению и древнему употреблению. История его поучительна, хотя и не вполне еще изучена. Самое слово «кондак» – κντκιον некоторые производят от κνταζ (как его уменьшительное) – «копье»; но вероятнее производить его от κοντς – палочка, на которую наматывался свиток пергамента, называвшийся λητριον. Сборники та­ких «кондаков» называются кондакариями. Но если в наших современных богослужебных книгах это песнопение занимает самое скромное место и теряется в обширных песнях канона, то в древности, до появления канонов, кондак занимал совершенно исключительное место в суточном и годичном богослужении. Он вовсе не ограничивался одной строфой, а представлял собою самостоятельное и большое поэтическое произведение, так сказ., целую богословскую поэму. Древний кондак в его классическом облике – это цепь из 20–30 строф, постепенно развивающих одну общую тему.

http://azbyka.ru/kondak

– Вникни, чадо, красота-то какая! Что за слово-то чудесное: «златозарный». Светится это слово! До слез огорчало деда, когда церковники без великой строгости приступали к чтению, старались читать в нос, скороговоркой, без ударений, без душевной уветливости. Редко кто понимал Власа. Отводил лишь душу со старым заштатным диаконом Афанасием – большим знатоком славянского языка, жадно влюбленным в драгоценные его камни. Соберутся, бывало, в повечерье за пузанком рябиновой (прозванной дедом «Златоструем»), и заструятся у них такие светло-певучие речи, что в сумеречном домике нашем воистину заревно становилось. Оба они с диаконом невелички, сребровласые, румяные и сухенькие. Дедушка был в обхождении ровен, мягок, не торопыга, а диакон – горячий, вздымястый и неуемный. Как сейчас помню одну из их вечерних бесед… Набегали сумерки. Дед ходил в валенках-домовиках по горенке и повторял вслух только что найденные в Минее слова: «Молниями проповедания просветил еси во тьме сидящия». Диакон прислушивался и старался не дышать. Выслушал, вник и движением руки попросил внимания. Дед насторожился и перестал ходить. Полузакрыв глаза, с легким румянцем на щеках, диакон начал читать переливным голосом, мягко округляя каждое слово: «Великий еси Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих. Твоею бо волею от небытия в бытие привел еси всяческих: Твоею державою содержиши тварь и Твоим промыслом строиши мир…». Дед загоревшимся взглядом следил за полетом высоких песенных слов, а диакон продолжает ткать в синих сумерках серебряные звезды слов: «Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы, Ты простер еси небо яко кожу, Ты утвердил еси землю на водах. Ты оградил еси море песком. Ты к дыханиям воздух излиял еси…» Диакон вскакивает с места, треплет себя за волосы и кричит на всю горницу: – Это же ведь не слова, а молнии Господни! Дед вторит ему с восхищением: – Молниями истканные ризы Божии! – и в волнении ходит по горенке, заложив руки за монастырский поясок.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Богослужебный порядок по уставу Студийскому представляет значительные разности сравнительно с современным нам уставом Иерусалимским как в общем, так и в частностях. Общих особенностей Студийского устава можно указать только четыре: 1) по нему положено было петь каноны Студийских отцов; 80 2) во весь год по нему не полагалось всенощного бдения, 81 а в обычное время отправлялись вечерня, повечерие, полунощница и утреня; 3) число стихир, поемых на «Господи воззвах», было меньше числа стихир, назначаемого нынешним уставом: самое большое количество стихир, при отправлении службы по минее, даже в дванадесятые праздники, – шесть, 82 а при отправлении службы по цветной триоди – девять, 83 и 4) великое славословие или «утреннее пение» всегда читалось, исключая двух раз в году: утрени великой субботы и пасхи, когда оно пелось. Относительно этой последней особенности устава Студийского мы находим только два места в нем, из которых первое таково, что может давать основания для различных несогласных между собою заключений относительно его. Составитель устава, изложив чин утрени великой субботы и в конце её объясняя причину, почему в этот день прокимен «Воскресни Господи» поется не на обычный глас, говорит: «и вина яве, понеже утреннее пение, рекше, Слава в вышних Богу, певческы поют, егоже николиже обычай бе творити, точию ныне и нынешнии прокимен в шестый глас поется». 84 В другом месте того же устава, при изложении порядка утрени пасхальной, он говорит, что после канона и стихир на хвалитех поется «утреннее пение потиху: слава в вышних Богу». 85 На основании первого из этих мест и особенно на основании слов: «его же николиже обычай бе творити», можно думать, что великое славословие совершенно не входило в состав утрени, что оно никогда, исключая указанных дней, ни пелось, ни читалось в последовании её. Но такое понимание этих слов неправильно. По нашему мнению, эти слова говорят только о том, что великое славословие, исключая приведенных двух случаев, никогда не пелось, а не о том, что оно совершенно не входило в состав утрени; в приведенных словах, по-нашему мнению указывается только исключительность пения великого славословия в великую субботу, а не исключительность существования его в чине утрени в указанное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По славяно-русскому Студийскому уставу редакции патриарха Константинопольского Алексия (рукоп. XI – XIII в.в.) предпразднство начиналось с 22 дек.; трипеснцы не указаны; стихиры в большинстве случаев не такие, как ныне. 24 дек. на вечерни на Господи воззвах стихиры только предпразднства: тропарь «Готовися Вифлееме» каноны предпразднства «Христос раждается», другой «Поим Господеви» и мц. Евгении; катавасия – ирмосы Богоявления; по 3 песни ипакои гл. 3 «Сопль (свирелей) пастырских»; на хвалитех стихиры мученицы; часы не поются и поклонов не бывает в этот день. В сочельник праздничная вечерня начинается в 9 ч.; на Господи воззвах стихиры на 6, Слава «Что ти принесем» и все прочее как ныне; если в сочельник поста нет, то на трапезе после литургии сочиво, хлеб и вино по 1 чаше, а после вечерни рыба, по 3 чаши вина; на вечерне тропарь праздника не поется; повечерия вместе не поют, но каждый в своей келье. На праздничной утрене по 1 каф. ипакои гл. 8 «Неизреченными твоим рождеством», Слава и ныне «О тебе радуется»; по 2 каф. ипакои гл. 5 «Свидетельством твари», Слава и ныне богород. «Страшное Девы таинство»; если воскресение, степенны и Всякое дыхание приключившагося гласа; на каноне «уставляют стихов 12 и поются по дважды и стихи и ирмосы их; по 3 песни седален «Приидите, видим верний»; на хвалитех Слава «Отец (благо) изволил есть», и ныне тоже; на стиховне гл. 6, «Ангельская предидите, и ина два подобна тому: Трубный глас, Родила есть, Слава и ныне глас той же, подобен: «Днесь висит на древе» – «Днесь раждается от Девы» 1142 . По Рукописям XIV – XV в. ныне действующего Иерусалимского устава не указаны трипеснцы в предпразднство, тропарь на вечерне указывается только в позднейших рукописях; повечерие начинается в 1-м часу ночи (7 ч. в.); не упоминается «Ныне отпущаеши» в конце повечерия 1143 . По греческой Минее особенности Р. X. и его предпразднства, в сравнении с нашей Минеей, таковы. 20 дек., на стиховне первою поставлена нынешняя вторая: «Вифлееме земле Иудова», 3-я – «Доме Евфрафов», а нынешняя первая – на И ныне. На повечерии трипеснец только «Непроходимое». Не указано, как петь трипеснцы на повечерии. На утрени по одному седальну по каждом стихословии (что ныне – на С. и Н.) Хвалитныя стихиры преп. Романа имеют действительное алфавитное расположение (в наших современных Минеях они переставлены).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Ук. Св. Син. 1861 г., III, 18); а относительно совпадения в 1857 г. дня Восшествия на престол со вторником первой нед. Вел. поста Св. Синодом было постановлено совершать это празднование «в неделю Православия с тем, чтобы сие в подобных случаях и впредь исполняемо было, и чтобы там, где совершается молебствие Православия, отправлено было оное пред литургией, а молебствие о Восшествии на престол – после литургии» (Ук. Св. Син. 1857 г. I, 28). Таким образом, как видно из вышеприведённого, Высокоторжественные праздники при совпадении их с седмичными днями первой недели Великого поста, Страстной седмицы и с первым днём Пасхи, переносятся на другие дни. Но, само собой разумеется, что такое перенесение празднования Высокоторжественных дней зависит от высшей церковной власти, и руководствоваться в данном случае всегда следует только указаниями Табели последнего издания и особыми распоряжениями Св. Синода по данному предмету. 227 По изложенному в Уставе 23 апр. 2-й Мр. гл. последованию, отправляемому «во един от дней Светлые недели», после вечерни положен отпуст, а затем в своё время совершается утреня; но, по Табели, накануне всех Высокоторжественных дней назначено всенощное бдение, которое не отменяется и в указанном случае (см. Ц.Вед. 1899, 7). – В 1899 г. 23 апр., празднование Тезоименитства Государыни Императрицы Александры Феодоровны, случилось в Светлый пяток. Назначенное по Табели в этот день всенощное бдение св. муч. царице Александре (по Общей Минее) и св. великомуч. Георгию совершалось в соединении с Пасхальным богослужением Светлого пятка, но с отменением службы Живоприемному Источнику, положенной в этот день по Триоди Цветной (подр. см. Ц.Вед. 1899, 7; см. также 1898, 42). – О совершении богослужения в понедельник Святого Духа, если в этот день случится Высокоторжественный день, – см. 216 сн. – Если празднование Высокоторжественного дня случится в седмичные дни 2-й–5-й недель Великого поста, то совершается всенощное бдение и литургия Златоустого по Марковым Благовещенским главам, т.е., всенощное бдение соединяется с великим повечерием, а литургия с вечернею и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Помогите мне выпустить песню на свободу! Молнии слов светозарных Любил дедушка Влас сребротканый лад церковнославянского языка. Как заговорит, бывало, о красотах его, то так и обдаст тебя монастырским ветром, так и осветит всего святым светом. Каждое слово его казалось то золотым, то голубым, то лазоревым и крепким, как таинственный адамантов камень. Тяжко грустил дедушка, что мало кто постигал светозарный язык житий, пролога, Великого канона Андрея Критского , миней, триоди цветной и постной, октоиха, Псалтыри и прочих боговдохновенных песнопевцев. Не раз говаривал он мягко гудящим своим голосом: — В кладезе славянских речений — златые струи вод Господних. В нем и звезды, и лучи, и ангельские гласы, и камение многоцветные, и чистота, снега горного светлейшая! Развернет, бывало, дед одну из шуршистых страниц какой-нибудь древней церковной книги и зачнет читать с тихой обрадованной улыбкой. Помню, прочитал он слова: «Тя, златозарный мучеников цвет почитаю». Остановился и сказал в тихом вдумье: — Вникни, чадо, красота-то какая! Что за слово-то чудесное: «златозарный». Светится это слово! До слез огорчало деда, когда церковники без великой строгости приступали к чтению, стараясь читать в нос, скороговоркой, без ударений, без душевной уветливости. Редко кто понимал Власа. Отводил лишь душу со старым заштатным дьяконом Афанасием — большим знатоком славянского языка и жадно влюбленным в драгоценные его камни. Соберутся, бывало, в повечерье за пузанком рябиновой (прозванной дедом «Златоструем»), и заструятся у них такие светло-певучие речи, что в сумеречном домике нашем воистину заревно становилось. Оба они с дьяконом невелички, сребровласые, румяные и сухонькие. Дедушка был в обхождении ровен, мягок, не торопыга, а дьякон — горячий, вздымистый и неуемный. Как сейчас, помню одну из их вечерних бесед… Набегали сумерки. Дед ходил в валенках-домовиках по горенке и повторял вслух только что найденные в минее слова: «Молниями ироповедания просветил еси во тьме сидящия». Дьякон прислушивался и старался не дышать. Выслушал, вник, опрокинул чарочку и движением руки попросил внимания.

http://azbyka.ru/fiction/kljuchi-zavetny...

Прокимен этого дня, гл. 7-й, такой: Боже, Заступник мой еси ты, и милость твоя предварит мя (чит. Служебн. и Часосл. Последов. вечерни). Стих: Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя. Стихиры на стиховне из Октоиха мученичны три гласа 294 . (Типик., гл. 12, и Окт., л. 88 на об. и л. 385 на об.). Стихиры на стиховне поются так же, как и на вседневной вечерни, т.е. 1-я стиховна без припева или, иначе, запева; пред 2-й: К тебе возведох...; пред 3-й: Помилуй нас, Господи... После стихир Слава, и ныне, богородичен из Октоиха (так сказано в Указе о службе суб.) 295 . Но если в Минее есть песнопение на Славу, то поется это песнопение, а на И ныне богородичен по гласу Славы 296 . Если случится предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника, то на стиховне стихиры праздника с праздничными припевами. Слава – святого, если есть. И ныне – праздника. Так назначено, напр., 7, 9 и 10 сентября. Тропарь святого. Слава, и ныне, 1-й, или воскресный, богородичен настоящего гласа (Типик., гл. 12 и 52, л. 384 на об., и Окт., л. 88 на об. и 385 на об.) Если случится предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника, то а) при святом, имеющем тропарь, сначала тропарь святого, потом Слава, и ныне – праздника, т.е. предпразднства или попразднства, б) при святом, не имещем тропаря, один тропарь праздника (Тип., гл. 52, л. 387). Примеч. 12 гл. Типикона, излагая субботнюю службу при пении на утрени Бог Господь, не упоминает о литии о усопших после вечерни. А по смыслу вышеприведенной из издания Киево-печерской лавры выписки ее и не должно быть в это время. Малое повечерие. Об изменяемых частях малого повечерия чит. ниже (ч. 1, отд. 4, гл. 33 и 34). Субботняя полунощница. Священник: Благословен Бог... Чтец: Аминь. Слава тебе, Боже наш... Царю небесный... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Священник: Яко твое есть царство... Чтец: Аминь. Господи, помилуй 12. Слава, и ныне. Приидите поклонимся 3. Пс. 50 : Помилуй мя, Боже... 9-я кафизма 297 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

именно поется богородице Дево 2-жды, на слава и ныне – тропарь или пречистому образу, или кресту, или всем святым, или отцам. В праздники Богородичны поется тропарь праздника 3-жды. Далее: Буди имя Господне 3-жды, псалом: «Благословлю Господа» читается до слов: «Не лишатся всякого блага " … Иерей: «Благословение Господне на вас», а чтец читает шестопсалмие. 2. Великая вечерня. По окончании 9-го часа. По отпусте его, иерей возглашает: Благословен Бог наш. Чтец: Аминь. Приидите поклонимся 3-жды и читает псалом Благослови душе моя… Иерей читает светильничны молитвы. По окончании чтения псалма диакон произносит великую ектенью: Миром Господу помолимся. То же Также совершается лития, если бывает; а если нет литии, то после ектеньи: «Исполним вечернюю молитву», и возгласа «Буди держава царствия Твоего», поют стихиры стиховны. Тропарь воскресен 3-жды. Если есть тропраь святого, то после тропаря воскресного слава тропарь святого, и ныне Богородичен воскресен по гласу тропаря. Премудрость; благослови. Сый благословен Христос Бог наш. Утверди Боже. Пресвятая Богородице, спаси нас Честнейшую Херувим. Слава Тебе, Христе Боже Слава и ныне – Господи помилуй 3-жды. Благослови. Отпуст великий и многолетие. § 3. После вечерни совершается малое повечерие по обычному чину. На нем после «Верую» канон Богородице, положенный на ряду, По «Достойно и трисвятом кондак воскресен или празднуемому святому. Отпуст малый и ектенья. Помолимся о Благочестивейшем. Утром: Полуношница воскресная и утреня с 1-м часом. § 4. Поунощница воскресная. Полунощница воскресная совершается по часослову с полным началом. На ней после придите поклонимся «псалом 50», а вместо кафизмы читается канон Пресв. Троице; вм. Тропарей будничных или субботних читаются другие, прославляющие Пресвятую Троицу и воскресшего тридневно Христа Жизнодавца и упокой – воскресны; далее: трисвятое. Отче наш. Господи помилуй 40. Честнейшую Херувим, Боже ущедри ны: вм. молитвы: Владыко Боже…читается молитва Пресв. Троице: Всемогущая и животворящая… после молитвы – премудрость, и отпуст малый: Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш, и ектенья, Помолимся о Благочестивейшем и пр. как в других полунощниц. 5. Утреня Утреня в воскресные дни до шестопсалмия совершается точно как же, как и в простые дни, а с шестопсалмия так же, как и во всенощном бдении. После шестонсалмия произносится великая ектения: Миром Господу помолимся, а после нея поется «Бог Господь» во глас воскресного тропаря 4-жды и самый тропарь 2-жды, а потом – слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу – тропарь святому, если он положен в минее, и ныне Богородичен воскресен по гласу тропаря святого. Если же тропаря святому не положено, то тропарь воскресен 2-жды; слава и ныне Богородичен воскресный настоящего гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Позволим себе отступление и отметим, что русский Типикон предоставляет большие права также и екклесиарху. Он, между прочим, имеет право выбирать дату для совершения определенных служб. Так, в Месяцеслове к первому числу сентября, в день церковного новолетия, когда празднуется память преподобного Симеона Столпника и значительного числа святых мужей и жен, Типикон содержит указание, что если первое сентября приходится на воскресенье, опускается служба святому мученику Аифалу, 40 женам и учителю их диакону Аммуну и правиться она будет в тот день, в который екклесиарх сочтет это возможным. Это указание означает, что екклесиарх будет петь эту службу вместе со службой другого дня, когда в Минее предусмотрена память или последование только одного [святого], или что он будет петь стихиры и канон этих святых мужей и жен в тот день, который он сам изберет во время совершения службы повечерия. И это не единичный случай. Типикон действительно не допускает за вечерней и утреней творить более двух памятей в один и тот же день. Под “двумя памятями” мы подразумеваем два различных богослужения, положенные для определенного времени [церковного года] или для святых, даже если в последнем случае одна из этих служб или обе сразу были составлены во славу двух или большего числа святых. Вместе с тем в некоторые воскресные дни Месяцеслова, в те, которые предшествуют Рождеству и Богоявлению или следуют за этими праздниками, в воскресные дни Триоди Постной и Цветной, равно как и в некоторые субботы, а также во время всех торжественных богослужений Страстной и Пасхальной седмицы опускаются целиком, за исключением редчайших случаев, все службы святым, память которых совпадает с этими днями. Служба, опущенная по этой причине, должна быть перенесена на другое число, и на обязанности екклесиарха лежит установить это число с учетом особенностей текущего богослужебного года. Совершенно очевидно, что дата, назначенная таким путем для пения той или иной службы, опущенной в силу разных обстоятельств, будет варьироваться от общины к общине. В византийско-русском обряде, таким образом, допускается возможность местных расхождений, которые связаны с проблемою, возникающей ежегодно при установлении даты для празднования сравнительно большого числа памятей.

http://pravmir.ru/ashhe-izvolit-nastoyat...

В русских редакциях Иерусалимского устава 15 июля помимо памяти К. и И. отмечается память равноап. кн. Владимира. В связи с этим в рукописях и печатных изданиях XV-XVII вв. даются разные варианты соединения последований К. и И. и равноап. кн. Владимира. В рукописи ГИМ. Син. 329, 3-й четв. XIV в., указывается память равноап. кн. Владимира, но служба поется только К. и И. В одной из ранних рус. редакций Типикона («Ока церковного») по спискам БАН. Арх. д. 3 и РГБ. Троиц. 241 в середине описания службы 15 июля вставлены отпустительный тропарь и кондак равноап. кн. Владимиру, к-рые, возможно, исполнялись на службе. Различные варианты соединения последований К. и И. и равноап. кн. Владимира можно встретить в Минеях XV-XVII вв. В них есть варианты со службой по будничному уставу: с пением «Бог Господь», но без входа и паремий на вечерне и без полиелея на утрене, при этом соединяются последования Октоиха, мучеников и равноап. кн. Владимира (см.: Минеи РГБ. Троиц. 568, 571, 579, 583). В др. вариантах соединения последований ради равноап. кн. Владимира совершается вход на вечерне, читаются паремии (Минея РГБ. Троиц. 600), поется полиелей на утрене (Типикон РГБ. Троиц. 239). В иных рукописях указывается, что служба К. и И. переносится на 14 июля, на повечерие, или поется тогда, «когда рассудит настоятель»,- такие разъяснения можно встретить в богослужебных книгах с XVI в.; как правило, служба К. и И. переносится в том случае, если служба равноап. кн. Владимиру совершается по праздничному чину. Указание о переносе последования К. и И. на 14 июля встречается в издании Типикона 1641 г. и в печатных июльских Минеях 1-й пол. XVII в. (1629, 1646), хотя сами песнопения К. и И. помещаются в этих книгах под 15-м числом. В послениконовских изданиях Типикона и июльской Минее последование К. и И. всегда помещается 14 июля и соединяется с последованиями Октоиха и ап. Акилы. Начиная со 2-й пол. XVII в. в последовании К. и И. кондак 2-го гласа заменяется на кондак 4-го гласа, что связано с исправлением слав. текстов по греч. богослужебным книгам.

http://pravenc.ru/text/1840247.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010