7. Суббота по Богоявлении. Попразднство Богоявления . Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Служба Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна славословная, совершается вместе со службой попразднства Богоявления. На великой вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 2-й – 3, и Предтечи, глас 1-й – 3. «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Во плоти светильниче...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Бог Слово явися...» (догматик гласа не поется) . Вход. Прокимен великий, глас 7-й: «Бог наш на Небеси и на земли...», со стихами (по обычаю). Сугубая ектения: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи...». Просительная ектения и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры праздника, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – Предтечи, глас тот же: «Яко Духа рачитель...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Приидите, подражаим...». По Трисвятом – тропарь Предтечи, глас 2-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст праздничный (в открытых царских вратах): «Иже во Иордане...» (с упоминанием Предтечи). Примечание. На повечерие в пятницу вечером может быть перенесена служба прп. Домники (с 8 января). Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава. О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь Предтечи, глас 2-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), праздника 2-й со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды) и Предтечи на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия – ирмосы обоих канонов праздника. По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й; седален Минеи, глас 8-й: «Иордан струями...». «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 6-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника и Предтечи (см. в Минее). 1-й припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу» . (Совершается обычное каждение.)

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-20/

7 Общие указания Устава о пении канонов на повечериях предпразднства Богоявления следующие: праздничный канон поется на 8 (ирмосы по дважды, тропари на 6), и затем ирмос оба лика вкупе. Если у канона два ирмоса, то ирмос 1-го канона поется дважды, тропари же обоих канонов на 6, и затем ирмос 2-го канона оба лика вместе. 8 Если на повечерие переносится служба Минеи, канон святого Минеи поется без ирмосов, в песнях с трипеснцами трипеснцы предваряют. О порядке пения служб на повечерии см. также: 13 марта, вторник 2-й седмицы Великого поста. 9 Так как в службе предпразднства содержатся четыре седальна по кафизмах, то возможен следующий порядок: по 1-м стихословии – 1-й седален предпразднства, «Слава» – преподобного, «И ныне» – 2-й седален предпразднства; по 2-м стихословии – седален преподобного (дважды), «Слава, и ныне» – 3-й седален предпразднства; по полиелее – седален преподобного (дважды), «Слава, и ныне» – 4-й седален предпразднства. 10 По Минее, на хвалитех стихиры поются на 6: предпразднства – 3 и преподобного – 3, но это указание неточно. Типикон в аналогичной службе 21 декабря (свт. Петра) назначает не шесть, а восемь стихир: предпразднства хвалитные – 4, и святого – 4 (первая стихира – дважды). Петь стихиры следует согласно указанию главы Типикона 21 декабря (то есть на 8), поскольку в службе свт. Петра учитываются особенности богослужения предпразднства Рождества Христова (аналогичные предпразднству Богоявления), которые отсутствуют в периоды предпразднств и попразднств прочих двунадесятых праздников: в частности, в предпразднства Рождества и Богоявления, помимо трех обычных утренних стихир на стиховне, в рядовой службе приводятся еще четыре хвалитные стихиры предпразднства. 11 О пении блаженн и об исполнении ирмосов песней канона в составе тропарей на блаженнах см.: Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Вып. III. С. 18. 12 Храмом в Уставе, когда речь идет о службе в тот или иной день, всегда именуется тот придел, где совершается Литургия. 13 Рядовые чтения 2, 3, 4 и 7 января можно опустить ввиду Крещенской отступки.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-15/

6. Пятница. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Бденная служба праздника Крещения Господня (Богоявления) совершается по Минее. Всенощное бдение на праздник Богоявления состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа . По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе же 10-м нощи», т. е. по нашему счислению – в 4 часа утра (см. Типикон, 6 января) . Перед его началом бывает благовест и трезвон во вся кампаны. Отверзаются завеса и царские врата. Иерей с диаконом творят начало, как во все праздники со бдением, то есть сначала совершают каждение престола и всего алтаря. Диакон со свечой исходит на солею и возглашает: «Благослови, владыко». Иерей пред престолом: «Благословен Бог наш...» (при этом творит кадилом крест). Хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш...», «Царю Небесный» и прочее, и читает великое повечерие . Иерей исходит из алтаря в предшествии диакона со свечой и совершает полное каждение всего храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата затворяются. Завеса остается открытой. На пение «С нами Бог...», пение тропаря и кондака по 1-м и 2-м Трисвятом, по традиции, отверзаются царские врата. По 1-м Трисвятом поется тропарь праздника, глас 1-й: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...». По 2-м Трисвятом поется кондак праздника, глас 4-й: «Явился еси днесь вселенней...». По «Слава в вышних Богу...» – выход на литию. На литии стихиры праздника, глас 4-й. «Слава» – праздника, глас 8-й: «Господи, исполнити хотя...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь тварь просвещается...». На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Еже от Девы Солнце...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника. Полиелей. Величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских», и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять»; стих: «Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять?». Евангелие – праздника. По 50-м псалме : «Слава» – праздника, глас 2-й: «Всяческая днесь...», «И ныне» – тот же стих. Стихира праздника, глас 6-й: «Бог Слово явися...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-19/

   Всенощное бдение представляет собой соединение трех служб: великой вечерни (иногда великого повечерия), утрени и первого часа.    Великая вечерня в соединении с утреней совершается накануне воскресных дней и на все праздники с бдением, за исключением тех дней, когда всенощная должна начинаться великим повечерием (Типикон, гл. 2-я и указания последований великих праздников; см. также Минею и Триодь).    Великую вечерню положено совершать в соединении с литургией святого Василия Великого на Страстной седмице – в Великий четверг и Великую субботу, также в навечерия (сочельники) праздников Рождества Христова и Богоявления (если эти навечерия не совпадают с субботой или воскресеньем); в соединении с литургией святого Иоанна Златоуста – в праздник Благовещения, когда он приходится на седмичные дни Великого поста, и в понедельник, вторник, среду и пятницу Страстной седмицы, а также всегда в соединении с литургией Преждеосвященных Даров (см. Типикон – последование служб 25 декабря, 6 января, 25 марта, Великого четверга и субботы, а также в Минее и Триоди на указанные дни).    Великая вечерня совершается и самостоятельно:    накануне праздников с полиелеем после Фомина воскресенья до Недели мясопустной. На сырной же седмице и в седмичные дни Святой Четыредесятницы на праздник с полиелеем совершается вседневная вечерня;    на воскресные и другие дни, когда положено совершать бдение, но по причинам, предусмотренным Типиконом (см. гл. 7), его не бывает;    на праздник Преполовения и на 1 и 13 сентября;    в первый день Пасхи и во все дни Пасхальной седмицы; в Фомино воскресенье;    в вечер Господних праздников: Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Пятидесятницы (после литургии) и Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; в сочельники (навечерия) Рождества Христова и Богоявления, когда они совпадают с субботой или воскресеньем (после литургии святого Иоанна Златоуста), и в Великую пятницу, если в этот день нет праздника Благовещения (см. Типикон, гл. 7; в Служебнике, Часослове, Псалтири следованной, в последованиях Триоди и Минеи).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

4. Среда. Предпразднство Богоявления. Собор 70-ти апостолов. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского. Свт. Евстафия, архиеп. Сербского. Прп. Ахилы, диакона Печерского, в Дальних пещерах. Служба Собора 70-ти апостолов и прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Богоявления. Примечание. В Минее (см.: Минея-Январь. М., 2002. Ч. 1. С. 109) напечатано последование всенощного бдения в честь Собора 70-ти апостолов, однако следует помнить, что эта служба имеет бденный статус лишь в храме, посвященном Собору 70-ти апостолов (ср.: Типикон, 4 января; Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 34). На вечерне кафизма 9-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостолов, глас 4-й – 3, и преподобного, глас 2-й – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 3-й: «Ясен убо мимошедший праздник...». Входа нет. «Свете Тихий» (по Уставу, читается, а не поется) . Прокимен дня. На стиховне стихиры предпразднства, глас 8-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 6-й: «Грядет ко Иордану...». По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Завулоне...». На малом повечерии поем канон предпразднства (этого дня), глас 6-й: «Сеченое сечется...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Завулоне...» (дважды). «Слава» – тропарь апостолов, глас 3-й, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Завулоне...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны предпразднства – по 1-м стихословии, глас 4-й: «Се приходит...», «Слава, и ныне» – «Царя всех...»; по 2-м стихословии, глас 8-й: «Великий Крестителю...», «Слава, и ныне» – «Торжество светлое...». Псалом 50-й. Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), апостолов (1-й) на 4 и преподобного на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобного). По 3-й песни – кондак («Во струях днесь Иорданских...») и икос предпразднства, глас 4-й; седален апостолов, глас 3-й. «Слава» – седален преподобного, глас 1-й, «И ныне» – седален предпразднства, глас тот же: «Иисусу рождшуся...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-17/

3. Четверг 3-й седмицы. Мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска. На великом повечерии в среду вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба прп. Тита чудотворца (с 2 апреля). Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля; особенности его см. 17 февраля. На утрене – кафизмы 6-я, 7-я и 8-я. Примечание. Если 2 марта, в среду 3-й седмицы, совершалась полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (вариант Б ), то стихиры с «Господи, воззвах» мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска (см. в Минее 3 марта) переносятся на хвалитны утрени в сам день их памяти. Таким образом, в случае совершения полиелейной службы 2 марта, на утрене четверга 3-й седмицы на хвалитех поются стихиры мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска (с «Господи, воззвах»), глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Радуйся, странное слышание, Чистая...» (на ряду). «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает...» после стихир не произносится. Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-16/

16. Вторник 4-й седмицы, Крестопоклонной. Мч. Савина. Мч. Папы . Свт. Серапиона, архиеп. Новгородского. На великом повечерии в понедельник вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба сщмч. Артемона, пресвитера Лаодикийского (с 13 апреля). Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 22 февраля; особенности его см. 23 февраля. На утрене – кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. На 1-м часе – кафизма 13-я; на 3-м часе – кафизма 14-я; на 6-м часе – кафизма 15-я; на 9-м часе – кафизма 16-я. На вечерне – кафизма 18-я. Примечание. На вечерне во вторник вечера, на «Господи, воззвах», после трех подобнов Триоди (глас 6-й и глас 1-й) – три стихиры Креста, глас 4-й (из Триоди); «Слава, и ныне» – Триоди (Креста), глас 8-й: «Днесь Владыка твари...». Служба рядового святого среды переносится на повечерие. 1 Имя мч. Папы упоминается Типиконом, но в Минее службы ему нет. ← предыдущий день   следующий день → Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-29/

Стихиры на стиховне святого из Минеи с его припевами. Слава – святого. И ныне, богородичен во глас Славы святого 261 . 11 января так: Стихиры праздника с их припевами. Слава – святого. И ныне – праздника. 21 декабря: стихиры предпразднства. Слава – святого, и ныне – предпразднства. После Ныне отпущаеши... и трисвятого тропарь святого. Слава, и ныне, богородичен воскресный по гласу тропаря святого. Типик., гл. 52, л. 386: «ведомо же буди и о сем». 11 января: тропарь святого. Слава, и ныне – праздника. 21 декабря полиелейному святому (Петру митрополиту) назначается всенощное бдение и на нем положены два разные тропаря святого и предпразднства 1-жды. Типик., гл. 58, л. 387 на об. «аще ли случится предпразднство или попразднство». Диакон: Премудрость. Лик: Благослови. И т.д., как показано выше в послед. великой вечерни накануне воскресного дня. После вечерни – малое повечерие. Утром полунощница и утреня. Так же. Об отпустах во дни попразднств чит. ниже (ч. 1, гл. 47). На утрени. После Бог Господь, поемого во глас тропаря. 11 января: тропарь праздника 2. Слава – святого. И ныне – праздника. Типик., гл. 52, л. 387 на об. Тропарь святого 2. Слава, и ныне, богородичен воскресный по гласу тропаря святого. 6 окт. Типик., гл. 52, л. 386: «ведомо же буди и о сем». 21 декабря: тропарь предпразднства и святого. Слава, другой тропарь святого. И ныне – предпразднства. Но по Минее 21 декабря: тропарь предпразднства 2– жды. Слава– святого. И ныне–предпразднства. Типик., гл. 48, л. 127 на об. Стихословятся две рядовые кафизмы по указанию 17 гл. Типикона 262 . После каждой рядовой кафизмы малая ектения. Так же. Седальны святого с их богородичными. 11 января: седальны праздника. 21 декабря: седальны святого. Слава, и ныне – предпразднства. Чтение. Полиелейные псалмы: Хвалите имя Господне... Исповедайтеся Господеви... Величание и избранные стихи из псалмов Давидовых попеременно на оба лика. Малая ектения. Изд. Киево-Печ. лавры: «Послед. вечерни, полунощ. и утрени», л. 54 на об. Так же. Седален святого 2-жды с его богородичным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

В 48 гл. Типикона, 20 декаб. 3 зри, л. 125. сказано: «От двадесятаго (20) дне декемвриа до 14 ианнуариа, Дóндеже отдается праздник святых Богоявлений... не поется... канон Богородицы на повечерии»; а под 15 янв., 2 зри, л. 152 на об., замечено: «отднесь начинаем... пети... канон молебный, поемый на повечерии». Взамен его во дни предпразднств означенных праздников, а именно на 20, 21, 22, 23 и 24 декабря, на 2, 3, 4 и 5 января назначаются либо трипеснцы, либо полные каноны с припевом: Слава тебе, Боже наш, слава тебе, помещенные в Минее в последованиях сих дней; на повечерие накануне 21 декабря условно назначены, кроме трипеснца, канон и стихиры Иулиании; сказано: «идеже празднуется святителя Петра (Петра митрополита) праздник, поем канон святыя Иулиании на повечерии вкупе с трипеснцем (положенным на повечерии накануне 21-го декабря) и последи (т.е. после этого) стихиры ея» (Типик., л. 126 на об., зри). О трипеснце утрени 5 августа в Типиконе замечено: «аще случится предпразднство в неделю, трипеснец выпеваем на повечерии» (л. 277 на об.). 2) Есть дни, на повечерия которых Типикон и Месячная Минея переносит службы, главным образом, каноны некоторых святых, не делая при этом заметки об отмене канона Богородицы 333 . Приведем несколько примеров из 48 гл. Типикона: «Служба св. Евдоксия поется на повечерии» (сент. 9, л. 51 на об.); «Служба св. Андрея Юродивого поется на повечерии» (2 октяб., л. 74 на об., зри); «Служба преподобного Палладия поется на повечерии» (27 нояб., л. 110 на об.); «Егда бывает неделя св. Праотец, оставляется последование прилучившагося святого в ту неделю, и поем прежде в пяток на повечерии» (11 декаб., мр. гл., л. 119 на об.); «Служба их (св. мучеников: Евгения, Канидия, Уалериана и Акилы) поется на повечерии» (21 янв., л. 161 на об.); «Службу св. Мелетия поем на повечерии» (12 февр., л. 185), и т.д. Подобного рода указания можно встретить и в Месячной Минее, напр., на об. 219 л. за декабрь сказано: «Служба его (Евфимия, еп. сардийского) поется на повечерии», а на об.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Аще же святаго: Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и святого апостола, или Святителя, или мученика (имя рек). И всех святых, и прочее до конца. Понеже не рождество Богородицы, ниже введение, или успение Ея подвизаем к Богу на молитву, но самую Пресвятую Богородицу. Такожде, ни памяти, или преставления святых, приводим на молитву к Богу, но самех их (Служебн., Указ како подобает глаголати отпусты во Владычны праздники, и Богоматере, и во все лето). 405 В которые дни, на великом повечерии не положен великий канон, тогда Псалом: «Боже, в помощь мою вонми», читается после молитвы: «Владыко Боже Отче» (в конце 2-й части повечерия). 406 В Месячной Минее (1891 г. Москва) так указано: диакон глаголет: «Благослови Владыко». Иерей: «Благословен Бог наш»: и кадящу иерею, глаголет повечерие великое от начала. 407 «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи. Дал еси веселие в сердце моем, от плода пшеницы, вина и елея умножишася. В мире вкупе усну и почию; яко Ты, Господи, единого на уповании вселил мя еси» ( Пс.4:8, 9 ). 410 Священник о. И. Белюстин говорит, что «ефимонами» или «ифимонами» называют только те повечерия великие, на которых читается Великий канон, и что этот канон только и мог дать название этим повечериям. Он полагает, что ефимоны произошли от греческого слова ефимнион, что собственно значит припев; этим словом может выражаться особенность повечерий первой недели, потому что сей канон – единственный канон в году, к каждому стиху которого припевается: «Помилуй мя, Боже (О Церковн. богосл. 1862 г., стр. 355; то же кратко повторяет Пр. Д. Соколов – Учение о богослужении. Спб., 1872 г., стр. 91). Но, из древности в России, словом «мефимон» обозначали великое повечерие, совершаемое и без пения Великого канона. В Описании патриарших выходов (1666–74 г.) сказано: «у всенощного (в 5 день января) были патриархи и государь был, нефимон был, аще и Неделя» (Доп. к Ист. Акт., т. V, 26, стр. 101). Подобное сему и в рукописном уставе 1654 г. Московской Троицкой лавры сказано, что на день Рождества Христова: «Бдение со свещами починается нефимоном великим... Доместик поет высочайшим гласом: С нами Бог. А нефимон большой говорят весь. И на день Благовещения бдение со свещами. Починают нефимоном». (Церковно-историч. месяцеслов. Св. Троицко-Сергиевой лавры. Изд. 2, М., 1854 г., стр. 66, 68).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010