По «Ныне отпущаеши...»: тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого; «И ныне»: воскресный Богородичен настоящего (уходящего) гласа. Отпуст вседневный. Повечерие Канон: Богородице из Октоиха и заупокойный из Октоиха (с утрени). Иногда на повечерие выносится служба святому (например, 22 сентября). По Трисвятом: – в храме Господском и Богородичном: тропарь храма, тропарь дня («Апостоли, мученицы и пророцы…»), «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Яко начатки естества…» (дневной кондак субботы); – в храме святого: тропарь дня («Апостоли, мученицы и пророцы…»), «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Яко начатки естества…» (дневной кондак субботы). Полунощница Субботняя полунощница по чину. Утреня По «Бог Господь...»: тропарь 1-го святого (дважды); «Слава»: тропарь 2-го святого; «И ныне»: Богородичен воскресный (из 3-го приложения Минеи) по гласу тропаря второго святого. Кафисмы – 16-я и 17-я, по каждой из кафисм бывает малая ектения. Седальны по кафисмам – из Октоиха; по 16-й кафисме на «Слава, и ныне» читается воскресный Богородичен уходящего гласа. Канон: 1-го святого на 6, канон 2-го святого на 4, 1-й канон Октоиха на 4. Катавасия – ирмос 1-го канона Октоиха; поется только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песням. По 3-й песни: кондак и икос (если есть) 2-го святого; седален 1-го святого; «Слава»: седален 2-го святого; «И ныне»: Богородичен Минеи. По 6-й песни: кондак и икос 1-го святого. По 9-й песни: – если в Минее приводятся два светильна, то следует читать светилен 1-го святого, светилен 2-го святого; «Слава»: эксапостиларий Октоиха; «И ныне»: Богородичен Октоиха; – если в Минее только один светилен, то читается светилен Минеи; «Слава»: эксапостиларий Октоиха; «И ныне»: Богородичен Октоиха; – если светилен в Минее отсутствует, то читается эксапостиларий Октоиха; «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха. Стихиры на стиховне: 3 хвалитные стихиры Октоиха (так как в Октоихе на стиховне помещены заупокойные стихиры) со вседневными припевами утрени («Исполнихомся заутра...» и «И буди светлость...»); «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы». Если же в Минее нет стихиры «Славы», то на «Слава, и ныне» поется хвалитный Богородичен Октоиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   Последования средних праздников со всенощным бдением, в отличие от последований великих праздников, не посвящаются исключительно воспоминаемому событию, ибо на них к праздничному канону на утрене прилагается канон Богородице. Средние праздники с полиелеем накануне имеют великую вечерню и на ней «Блажен муж» – первый антифон 1-й кафизмы, на «Господи, воззвах» – стихиры на 6, от произволения же – на 8, паримии три и стихиры на стиховне, которые всегда имеются в последованиях этих праздников. Некоторые из праздников имеют стихиры литии. На утрене средние праздники второго вида имеют полиелей, после него седальны святому с Богородичном и Евангелие, стихиру святому, поемую после Евангелия, берущуюся большей частью из литийных стихир, канон на 8 и славословие великое. В таких последованиях во многих случаях имеются молитвословия, которые поются, если совершается бдение, и перед которыми обычно пишется: «Аще восхощет настоятель, творим бдение».    Если со средним праздником совпадет память святого, имеющего особое последование в Минее, то она поется в другой день, а не в самый праздник. Средние праздники, при совпадении их с другими, иногда становятся очень близки и сходны с праздниками, имеющими всенощное бдение. В таких случаях служба им отправляется по одной и той же главе.    Малые праздники – о них говорится в особой главе Минеи общей – бывают двух видов. Некоторые обозначаются в богослужебных книгах красными скобками с тремя красными точками в середине (служба с великим славословием), другие – черным цветом (служба шестиричная). Первые имеют на вечерне обычную кафизму, «Господи, воззвах» стихиры на 6, на утрене – канон на 6, славословие великое, которое поется, а не читается, стихиры на «Хвалите». На Божественной литургии поются антифоны не вседневные, а изобразительные. В некоторые из этих праздников, не отмеченных праздничным знаком, имеющееся на тот день последование другому святому поется на повечерии. Праздники, отмеченные черным знаком, имеют из Минеи на «Господи, воззвах» стихиры на 6 и на утрене канон на 6. Если против числа малого праздника стоит черный знак, а в Минее находятся последования для двух святых, то иногда бывает два канона на 8: каждому святому на четыре. Есть среди праздников и такие, когда служба другому святому поется на повечерии, например мученику Иринарху (28 ноября). Великое славословие тогда не поется, а читается. Стихиры на «Хвалите» положены только в некоторые из этих дней, когда, по Уставу, на литургии на 3-м антифоне Божественной литургии читают из Минеи песнь 3 или песни 3 и 6 канона. Если на эти дни указано особое Евангелие святому, то в Минее имеются прокимен, аллилуиарий и причастен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Паремии святому: Если празднуется память апостола и читаются паремии из Нового Завета, то царские врата на время чтения паремий остаются открытыми. Стихиры на стиховне: стихиры святого с их припевами; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – богородичен по гласу стихиры «Славы»: – поется рядовой богородичен, если таковой есть в Минее на ряду; – если нет самого богородична на ряду, но указаны начальные слова, то поется соответствующий богородичен из второго (или из первого) приложения Минеи; – если нет начальных слов, то поется стиховный богородичен первого приложения Минеи. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святому; «Слава, и ныне» – богородичен воскресный по гласу тропаря (3-е приложение Минеи) 327 . Малое повечерие Канон: Богородице из Октоиха (по обычаю). По Трисвятом: кондак святого (затем «Господи, помилуй» 40 раз и окончание повечерия по обычаю). Это единственная особенность малого повечерия. Полунощница Совершается по обычаю без особенностей. Утреня По «Бог Господь...»: тропарь святому – дважды; «Слава, и ныне» – богородичен воскресный по гласу тропаря (3-е приложение Минеи). Кафизмы: по Уставу; если полиелей совершается в период зимнего расписания, то третья кафизма переносится на вечерню грядущего дня. Седальны по кафизмам: седален святого – 2 раза; «Слава, и ныне» – рядовой богородичен (если в Минее по одной кафизме положены два седальна, то седальны читаются следующим образом: 1-й седален (один раз); «Слава» – второй седален; «И ныне» – богородичен Минеи). Полиелей: совершается по образу утрени на всенощном бдении; поется величание и прокимен святого; читается Евангелие святому. Канон В храме Господском или Богородичном: канон храма на 6; канон святого на 8. В храме святого (кроме субботы): канон Богородице на 6; канон святого на 8. Если канона Богородице нет на ряду, то поется молебный канон 8-го гласа «Воду прошед...» (как и в случае бденного святого). Катавасия – рядовая по Уставу; поется по каждой песни. По 3-й песни: седален святого (дважды); «Слава, и ныне» – богородичен. (Если в Минее два седальна, то прочитывается 1-й седален (один раз), «Слава» – 2-й седален, «И ныне» – богородичен).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В храме святого: канон Богородице «прешедшия недели утренний», т. е. из воскресной утрени Октоиха уходящего гласа, на 6 и канон святого на 8. В Тропари и кондаки по входе: по образцу службы полиелейному святому, т. к. каноны Октоиха не поются и, следовательно, тропарь и кондак дня также опускаются. Прокимны, Апостол, аллилуия, Евангелие, причастны: От Недели Всех святых до Недели о Мытаре и фарисее – сначала святого, затем дня; От Недели о Мытаре и фарисее до Недели Всех святых – сначала дня, затем святого. О святом, поемом на 6 Устав службы шестеричному святому в седмичный день можно найти в 9-й уставной главе Общей Минеи. Некоторые указания находятся также в последованиях служб шестеричным святым в 48-й главе Типикона (Месяцеслове) 331 . В день памяти шестеричного святого совершаются вседневная вечерня и вседневная утреня. Вечерня (кроме субботы) 332 Кафизма рядовая по Уставу. Стихиры на «Господи воззвах...»: стихиры святого на 6 (если в Минеи всего 3 стихиры, то каждую необходимо спеть дважды); «Слава» – стихира святого; «И ныне» – богородичен второго приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы»; 333 если же вечерня совершается накануне среды или пятницы, то поется крестобогородичен, находящийся в Минее на ряду. Входа нет. Стихиры на стиховне: стихиры Октоиха со вседневными припевами вечерни («К Тебе возведох очи мои...» и «Помилуй нас, Господи...»); 334 «Слава» – стихира святого; «И ныне» – богородичен второго приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы», если же вечерня совершается накануне среды или пятницы, то поется крестобогородичен, находящийся в Минее на ряду. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне» – богородичен 4-го приложения Минеи по гласу тропаря святого (здесь также выбор богородична определятеся гласом и днем седмицы). Малое повечерие и полунощница Совершаются по Уставу, без особенностей; песнопения из Минеи здесь не поются (кроме тех случаев, когда по Уставу на малое повечерие переносится служба одному из святых Минеинапример, 6 сентября, 28 ноября и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В основной части Минеи находятся последования служб на каждый день месяца, причем под каждым числом может находиться как одно, так и несколько последований. Главным образом в Минее содержатся тексты для вечерни, утрени и литургии (не всегда). Для остальных служб суточного круга крайне редко приводятся отдельные молитвословия, чаще всего на повечерии, полунощнице, часах и литургии используются те же песнопения, текст которых дается на вечерне или утрене. Количество песнопений в Минее зависит от знака данного праздника или святого (см. 47-ю главу Типикона). Естественно, что последования великих праздников имеют максимальное количество песнопений, тогда как святые «без знака» – минимальное количество (только три стихиры на «Господи, воззвах…», тропарь и канон на утрене). В приводимой ниже таблице видно, какие именно песнопения добавляются при повышении знака службы. Пояснение к таблице: песнопение, которое обязательно находится в службе святого данного знака, отмечено знаком + , который выделен полужирным шрифтом. Если данное песнопение возможно, но не обязательно должно присутствовать в службе святого данного знака, то в этом случае в соответствующей ячейке стоит знак ±, который не выделяется жирным шрифтом. В строке, посвященной канону, второй нежирный ± указывает, что в данном случае праздник может иметь (но не всегда) второй канон. Пустая ячейка означает, что указанное песнопение никогда не встречается в службе данного святого. Наличие песнопений Минеи взависимости от знака службы Знак службы Песнопения Минеи Святой без знака Шестеричный святой Святой со славословием Полиелейный святой Великий и бденный святой Двунадесятый праздник Малая вечерня Стихиры на «Господи, воззвах…» Стихиры на стиховне Великая (вседневная) вечерня Стихиры на «Господи, воззвах…» «Слава» на «Господи, воззвах…» Паремии Стихиры на литии Стихиры на стиховне «Слава» на стиховне Тропарь Утреня Седальны по кафисмам Седальны по полиелеи Прокимен, Евангелие, стихира по 50-м псалме Канон (один или два)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Уст., Мр. гл. на 24 февр.), на «Господи воззвах» стихиры на 6-ть, от произволения же на 8-мь, чтения (паремии) три и стихиры на стиховне (которые всегда имеются в последованиях этих праздников); некоторые из этих праздников (см. в Уст. 9 и 21 мая, 15 июл., 6, 9 и 18 окт., 14 и 30 нояб.), имеют и стихиры литии. На утрене средние праздники второго вида имеют полиелей (сн. 242 и 339 стр. печатного оригинала), после полиелея седальны (называемые полиелейными) святому с богородичным и Евангелие, стихиру святому, поемую после Евангелия (большей частью из числа стихир на литии), канон на 8-мь и славословие великое. Если с этим праздником совпадёт память святого, имеющего особое последование в Минее, то это последование поётся в другой день, а не в самый праздник (см. напр. 405 стр.; как исключение см. 339 стр. печатного оригинала). Эти праздники, при совпадении их с другими праздниками, иногда становятся так близки и сходны с имеющими , что служба им отправляется по одной главе (см. 196 стр. печатного оригинала). Малые праздники Праздники малые также бывают двух видов. Одни из них обозначаются красным знаком скобки с тремя точками в средине (особ. гл. о них см. в Мин. Общ.). Они отличаются тем, что на вечерне имеют кафизму обычную, на «Господи воззвах» стихиры на 6-ть, на утрене – канон на 6-ть, славословие великое, которое поётся, а не читается, и стихиры «на хвалитех»; на литургии поются антифоны не вседневные, а изобразительные. Святые, в честь которых совершаются такие праздники, в Уставе называются святыми с славословием. В некоторые из этих праздников имеющееся на тот же день последование другого святого без праздничного знака поётся на повечерии (см. 25 июл.; см. ещё особен. праздн. 1 авг. и 13 сент.). Другие малые праздники отмечаются тем же знаком, только чёрного цвета. Они имеют (из Минеи) на «Господи воззвах» стихиры на 6-ть и на утрене канон на 6-ть, и в Уставе называются шестиричными святыми или святыми на 6-ть; впрочем, если против числа стоит чёрный знак малого праздника, а в Минее находятся последования для двух святых, то иногда бывает два канона – на 8, каждому святому на 4 208 ; великое славословие не поётся, а читается; стихиры «на хвалитех» положены только в некоторые из этих дней (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

72 " Собрание ( σλλογος – собрание в смысле коллокиума, для обсуждения, сборник) законных учений указывает на божественное рождество Христово по плоти, (обнаруживая) благовествующих благодать ранее закона, как живущих более верою, чем законом», т. е. св. Писание, этот сборник законов Божиих, свидетельствует о пришествии Христовом тем, что оно указывает нам на целый ряд лиц, живших благодатью и верою помимо закона, возвышавшихся над ним (на хвал. слава). 81 Его именем надписана 1-я из этих стихир, положенная в греч. Минее 20 дек. на вечерне последней на стиховне; в нед. отец в греч. Минее эти стихиры не указываются. 84 Эти высокоподражательные каноны знает уже Евергетидский устав XI в., назначая их тоже на повечериях и указывая петь их «с ирмосами». 90 σχηματζει – образует, изображает (Иосиф) тот «совет», который имел Бог Отец об избавлении мира чрез Сына Своего. 96 «Люди осущественныя» – εριοσος – обильный, богатый, избранный, отличный, поздн. сл. (у LXX: свой, спасенный). 106 «Персский образ ( σχμα РБ. 103, 436) и мудрование ( φρνημα мысль, намерение, образ мыслей, дух). 107 Исход ( φιξις, – на ионическом наречии – πιξις – отбытие, прибытие) и шествие ( πορεα – путь, путешествие). 110 Греч.- " Открылся для всех Едем»: и так вернее, ибо обращение к Вифлеему (Евфрафе) странно прерывалось бы обращением к Едему. 114 προαινιος– предвечный; слово, составленное христианскими писателями (впервые у Мелитона сард. II в.). 120 Греч. тоже слово, что и в тропаре «Готовися Вифлееме» – νστηαι – поднимать, восстановлять, воскрешать; прич. буд. I. 121 Так как эти псалмы составляют не менее существенную часть службы, чем паремии, а, главное, являются отголоском прежнего древнего строя самого праздничного бдения, которое сводилось все к особо избранным псалмам и чтениям (стихир, канонов и т. п. совсем не было), то мы даем здесь (основанное, по возможности, на последних научных трудах) объяснение самых трудных, так сказать, совершенно не объяснимых без посторонней помощи мест слав. текста псалмов, наряду с такими же местами паремий. В 44 пс.: ст. 6: «Стрелы твоя изощрены сильне (людие под тобою падут) в сердцы враг царевых» ( Пс. 44, 6 ) (так и в евр. т. ); так надо расставить знаки препинания, так как последние слова, явно, относятся к стрелам; ст. 9: «от тяжестей слоновых»; евр.: «из чертогов слоновой (кости)»; так и в греч.; но слав.пер. βαρες – крепость, замок, дворец заменили βαρς – тяжелый.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

1) В Служебнике излагается то, что должны говорить и делать священники и диаконы на вечерне, утрене и литургии. 2) В Часослове излагается чин полунощницы, утрени, вечерни, часов и повечерия. 3) В Псалтири простой излагаются псалмы в том же порядке, как и в Библии , только с разделением их на 20 кафизм, а каждой кафизмы на три славы. Кроме Псалтири простой, употребляется еще в Церкви Псалтирь с восследованием, в ней соединяется простая Псалтирь с великим Часословом. 4) В Октоихе, или Осьмигласнике, расположены на восемь гласов или напевов стихиры, каноны, тропари, кондаки и другие изменяемые молитвословия, поющиеся на различных церковных службах в подвижные дни круга седмичного. 5) В Минее месячной излагаются, как и в Октоихе, изменяемые молитвословия (т.е. тропари, кондаки, каноны, стихиры и т. п,), но только на определенные числа в году. Сообразно числу месяцев в году, она делится на 12 частей. 6) В Минее общей излагаются подобные же изменяемые молитвословия, но для всех Святых одного лика, без отношения к дням недели и к числам месяца. 7) В Триоди постной излагаются изменяемые молитвословия для подвижных дней, от недели Мытаря и Фарисея до первого дня Пасхи, а в Цветной – от Пасхи до недели всех Святых. Триодь значит трипеснец. Так она называется потому, что между прочим содержит в себе каноны, состоящие из трех песней. 8) В Ирмологионе излагаются ирмосы и другие молитвы, назначенные для пения в Церкви. 9) В Типиконе или Уставе главным образом содержатся указания на то, в какие дни и часы, на каких божественных службах, в каком порядке должны быть читаемы или петы молитвословия, содержащиеся в Служебнике, Часослове, Октоихе и других богослужебных книгах. 10) В Требнике содержится изложение священнодействий и молитвословий, называемых требами, которые совершаются по нужде и потребности одного или нескольких лиц. К таким священнодействиям принадлежат последования всех таинств, чины погребения, освящения воды, пострижения монахов, освящения храмов и т. п. Существующие ныне богослужебные книги явились не вдруг, а составлялись постепенно, в соответствии с развитием христианского Богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

На средине церкви сходятся оба лика и поют стихиры на стиховне из Постной Триоди. Сначала самогласен стихир на стиховне просто. Потом стих: К тебе возведох очи мои 627 . После стиха тот же самогласен повторяется. Затем стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас... и мученичен стихир. Слава – святаго, если есть в Минее. И ныне, богородичен по гласу Славы, пропетой из Минеи 628 . Когда нет Славы святаго в Минее, то Слава, и ныне, богородичен, напечатанный в Триоди на ряду. По окончании пения богородична певцы уходят на свои места. Предстоятель или чтец: Ныне отпущаеши... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Иерей возглас: Яко твое есть царство. Лик поет: Аминь, и „тропари с поклонами по чину постному“ (издан. Киево-печ. лавры, л. 3 на об.): Богородице Дево... на 4 гл. Слава, Крестителю Христов. И ныне, Молите за ны. Под твое благоутробие 629 . Господи, помилуй 40. Слава, и ныне. Честнейшую херувим... Именем Господним благослови, отче. Иерей: Сый благословен Христос Бог наш. Лик: Аминь. Небесный царю, вернаго императора... (чит. в Часослове). „Посем, воздевше руце, молимся в своей мысли (Тип., гл. 49), глаголюще в себе молитву св. Ефрема: Господи и Владыко живота моего“ (чит. и в Типиконе гл. 49 и в Часосл. в Послед. полунощ. повседневной). И поклон великий (см. в Часосл.). Дух же целомудрия. И поклон (великий). Ей Господи царю. И поклон (векикий) 630 . Иерей: Слава тебе, Христе Боже. (Тип., гл. 49 и особ. изд. л. 8). Лик: Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови (особ. изд. л. 8). Священник произносит отпуст, как сказано в изд. К.-печ. лавры, л. 3 на об., обычный. После отпуста в особом издании Служб на каждый день Страстной седмицы указано многолетие: Благочестивейшаго, самодержавнейшаго...; Типикон умалчивает о нем, когда излагает устав вечерни накануне понедельника 1 седм. В. поста (л. 306 на об.); но указывает его, когда говорит о вечерни в самый понедельник (л. 312 на об.). В 49 гл. Типикона сказано, что после вечерни „бывает совершенный отпуст“ По вечерни же назначается трапеза; а „по возстании от трапезы повечерие поем малое“ (л. 306 на об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Богородичен от меньших (см. Богородичны отпустительные седмичные). Богородичны по гласу святого, по гласу Минеи, во глас Минеи. Они обозначаются еще так: «Богородичны восьми гласов, поемые, егда есть «Слава» святому в Минее, «и ныне» по гласу сия», т.е. поются на тот глас, на который поется песнопение на «Слава». Эти Богородичны поются в те дни, в которые не бывает праздника с бдением, полиелеем или великим славословием. Поются на вечерне и утрени, в 1 гласе в неделю вечера Богородичен «Небесных чинов радование», в понедельник на утрени – «Святейшая святых всех сил», в понедельник вечера – «Дево всепетая». Богородичны печатаются, кроме Октоиха, в Минее, в конце каждой книги. Богородичен первый. Так называются в Октоихе, в службе воскресных дней, во-первых, Богородичны – догматик малой вечерни и догматик великой вечерни. Они находятся на каждой из этих служб первыми из Богородичное; посему и тот и другой в богослужебных книгах называются «Богородичным первым гласа», к догматику же малой вечерни иногда прибавляется указание, что он «малыя вечерни» (см. Богородичен догматик). Во-вторых, Богородичным первым называется и тот Богородичен воскресной службы (Октоиха), который печатается на вечерне после тропаря и поется на утрени первым, а именно по «Бог Господь», но там Богородичен уже не читается, а на него только указывается (см. Тип., гл. 3:5). Он называется также Богородичным отпустительным (Тип. гл. 53). Богородичен часов. На службе каждого часа – на первом, третьем, шестом и девятом – положен после тропаря особый Богородичен: на 1 часе – «Что Тя наречем, о Благодатная», на 3-м – «Богородице, Ты еси лоза», на 6-ом – «Яко не имамы дерзновения», на 9-ом: – «Иже нас ради рождейся от Девы». Эти Богородичны называются Богородичными часов. Великий канон. Великим каноном называется канон святого Андрея Критского и с ним вместе канон Марии Египетской, которые вычитываются по частям на повечериях понедельника, вторника, среды и четверга первой седмицы Великого поста, и весь целиком – на утрени четверга 5-й седмицы Великого поста. Канон св. Андрея Критского назван великим, говорит Синаксарь, как по множеству мыслей и воспоминаний, какие плодовитый творец в нем заключил, так и потому, что содержит в себе тропарей более, нежели всякий другой канон; ибо в других канонах бывает около тридцати тропарей, а в каноне св. Андрея около двухсот пятидесяти. Канон св. Андрея Критского имеет по 3-й песни два седальна, по 6-й песне – кондак, икос и за ними 14 тропарей на «Блаженны», в каждом тропаре на «Блаженны» содержится из истории поучительный урок для избежания порока и для делания добра, за что в стихах евангельских пред тропарями обещается блаженство. К великому канону принадлежат и 24 стихиры на «Господи воззвах», которые положено петь на вечерне в среду 5-й седмицы. Они называются стихирами Великого канона. Начало каждой стихиры следует букве греческого алфавита, и все они оканчиваются словами: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя» (см. Канон).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010