766 Такого письма до нас не дошло; вероятно, разумеется послание к Иоанну: см. прим. к письму 256 (гл. 360) на стр. 432,1. 768 Не одно ли это лицо с упоминаемым в 125 письме (на стр. 159) пресвитером и архимандритом Мекимой? 769 На предшествующее письмо блаж. Феодорита Александр Иерапольский отвечал просьбою не приходит к нему и не тревожить ни себя, ни его, так как он настолько убежден в своей правоте, что не уступить Кирскому епископу я в том случае, если бы даже все воскресшие праведники поддержали его (Synodicon, сар. CLXVIÏ Migne. gr. ser. t. LXXXIV, col. 781–783). 771 Нужно иметь в виду, чего на возвратном пути из Ефеса «восточные» же только отлучили от общения (как Ефесцы их), но и низложили Кирилла Александрийского , Мемнона Ефесского и всех восьми депутатов с Ефесского собора, бывших в Константинополе (Synodicon, сар. CXXXVI, CXLI и CXLIV: Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 753 757 А 790 I); на Прокла же было распространено решение относительно Максимиана (Synodicon, cap. XLVIII, col. 654). 772 Письмо эти, вероятно, но принадлежит блаж. Феодориту, ибо трудно допустить, чтобы Кирский епископ мог предполагать в Нестории большую терпимость к догматике Кирилла Александрийского и к политике Иоанна Антиохийского, чем в Александре Иерапольском. Впрочем, в самом содержании письма нет ничего такого, что могло бы компрометировать Феодорита 773 См. еще в письмах 235 (гл. 60), 238 (гл. 72), 241 (гл. 88) и 245 (гл. 110) на стр. 378–380, 368,5. 392. 401. 774 На моление Феодорита об уступчивости (см выше письмо 260 на стр. 436–437) Александр снова ответил решительным отказом и заклинал своего друга Святою Троицею – оставить его в покое, поскольку они убежден в упорном еретичестве Кирилла Александрийского , а Иоанна Антиохийского считает – догматически подозрительным в виду его непостоянства (Synodicon, сар. CLXIX Migne, gr. ser. t LXXXIV, col. 753–784). 775 Старания блаж. Феадорита относительно Александра не привелн ни к чему: 15 апреля 435 года (Synodicon, сар. CLXXXIV: Migne, gr. ser. t LXXXIV , col. 799) Евфратисийский митрополит был, удален из Иераполя и сослан в Египетский Фамозин, где были рудники (Synodicon, сар. СХС, col. 803).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

896 Музей искусств, Грузия: Amiranachvili Ch. Les émaux de Géorgie. Paris, 1962. PI. on p. 55; Jewellery et metalwork in the Museums of Georgia by A. Javakhishvili and G. Abra- mishvili. London, 1986. II. 180–183; Хускивадзе JI. 3. Средневековые перегородчатые эмали из собрания Гос. Музея искусств Грузии. Тбилиси, 1984, с. 150, ил. 227. 899 Martin J. R. The Death of Ephrem in Byzantine and Early Italian Painting//AB 33 (1951), p. 217–225. Многочисленные примеры в монументальных росписях Греции и Афона, а также в иконописи собраны: Pallas D. I. Passion und Bestattung Christi... S. 202 (615). Икона из монастыря Ивирон середины XV века опубл. в каталоге: Treasures of Mount Athos. Thessaloniki, 1997, p. 98–99. Анализ иконографии сцены погребения монаха и основная библиография на эту тему приведены при публикации иконы 1656 г. «Погребение св. Саввы»: Drandaki A. Greek Icons 14 th –18 th century. The Rena Andreadis Collection. Athenes, Benaki Museum, 2002, cat. 24. Важные замечания о связи образа с традициями личного благочестия в Византии и на Западе см.: Os van Н. The Art of Devotion in the Middle Ages in Europe 1300–1500. Amsterdam, 1994, pi. 31–32. 902 Самая ранняя русская икона этого сюжета, датирующаяся первой половиной XIV в. и происходящая из Княжострова (Архангельский музей изобразительных искусств), по-видимому, восходит к какому-то древнему образцу: Северные письма. Собрание Архангельского музея изобразительных искусств. Каталог. Архангельск, 1999. Кат. 1, с. 41 (ил. 14). Образ получает широчайшее распространение в XVI в., когда интерес к реликвиям поддерживался на Руси прежде всего царскими властями. Один из примеров см.: София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII–XIX вв. из собраний музеев России. М., 2000. Кат. 13, с. 72. Своей кульминации иконография достигла в искусстве строгановских мастеров (Антонова, Мнева, 1963. Т. 2, с. 186), особенно в иконе, приписываемой кисти Стефана Арефьева (ГРМ, ил. 15) (см. выше прим. 13). 903 Grumel V Leon de Chalcidoine et le canon de la fete du Saint Mandilion//Anal. Boll. LVIII (1950), p. 135 ff.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

183 Св. преподобномученица Феодосия пострадала за иконопочитание при Льве Исаврянине (Чет. Мин. 29 мая; сн. выше, прим. 161. Сахар. Сказ. Рус. нар. m.II. кн. VIII. стр. 51. 53. 72). Стефан Новгородец говорит: “идохом к святой Феодосие девице, и целовахом грешнии; ту есть монастырь женский во имя ея, при море (т. е. неподалеку от Золотаго рога, но не на самом берегу). Есть же чудно вельми створяется в монастыре: во всякую среду и пяток, аки в праздник, множество мужей и жен подавают свещи и масло и милостыню; ту же множество людей лежит больных на одрех, различными недуги одержимых, принимают исцеления, и входят в церковь , а иных вносят, и ложатся пред нею по единому человеку; и иже кто болит, и абие здравие приемлет (совершенно согласно с нашим паломником!); а певцы поют от утра до 2 часа, а литургию поют поздно” (стр. 54. 55). По изследованиям патр. Константия, монастырь св. Феодосии находился выше монастыря Пантократора, на возвышенности пятаго холма, в ХИ-й части Царьграда. Ныне на месте храма св. Феодосии стоит мечеть, которую Турки называют поэтнческим именем Гюль-джамиси, т. е. мечетью роз, а Греки – неувядаемою розою . Византия, ). 184 Пророк Исаия возвещал свои пророческия видения в царствование Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии ( Ис. 1,1 ); скончался, по преданию, при Манассии и погребен близ потока Силое. Мощи его были перенесены из Панеады в Царьград в 35-й год царствования Феодосия младшаго и положены в храме св. Лаврентия (Кедрина, Сокращ. ист. ed. 1. t. I. р. 600); а в царствование Маркиана и Пульхерии построена была и церковь во имя пророка Исаии, близ церкви св. Лаврентия (Anon. y Бандури, в Imper. Orient. 1.1. lib. II. p. 59, 60; сн. t. II. p. 659, ex Menol.Basilii ad 9 maiï Кодина, 185 Церков св. Лаврентия была построена также в царствование Маркиана и Пульхерии, и возобновлена Василием Македонянином, который, по словам Порфирогеннита, (в ХИ-й части Царьграда) (См. Апоп. Код. п Банд. 11. 11. в нрнм. 184). – Св. мученик Лаврентий быи архидиаконом при папе Сиксте II (257– 259); пострадал в Риме при Валериане. (Чет. Мин. 10 августа. Месяцосл. Вершин.) Мощи его принесены в Царьград в 19-й год царствования Феодосия младшаго(Феодора Чтеца, Церк. ист. ки. II. гл. 64. Кодина, Сокращ. ист. ed. 1. р. 592).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Исаии 6 июля (констант. – 9 мая), – гробницу его бордосский путеводитель 333 г. указывает в долине Иосафатовой 49 : чтения для первых двух – Пс. 115:6 (выше), 2Тим. 4:1–6 , Пс. 114 , Ин. 10:11–16 (наше зачало святителю), для второй – Пс. 115:6 , Ис. 6:1–10 , Еф. 4:7–13 . Затем, следует ряд памятей палестинских. 11-го января положена память Петра и Абисолома, что является испорченным именем муч. Петра Абселама (из селения Анеи в пределах Елевферополя), пострадавшего 11 января 310 г. 50 : прокимен и аллилуарий, что и у предшествующих памятей. Рим. 8:28–39 , Мф. 10:16–22. 1 мая – пр. Иеремии в Анафофе, где, по свидетельству паломника Феодосия, находилась его гробница 51 : Иер. 1:1–10 , Иер. 38:1–28 , 2Петр. 2:9–24 , аллил. Пс. 29 : Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси: Мф. 2:16–18 . Июня 27 – пр. Захарии, гроб и мощи коего находились недалеко от Елевферополя 52 и который и лекционариями, и паломниками, смешивается с Захарией сыном Варахииным ( Мф. 23:35 ): Пс. 25:8 : Господи возлюбих благолепие дому Твоего: Зах. 3:7–4:9 , 1Кор. 12:26–13:10 , Пс. 115 , Мф. 23:24–24:1. 14 июня – пр. Елисея (лишь париж. рк.): гроб его находился в Севастии (др. Самарии 53 ), чтения на этот день – 4Цар. 13:14–21 , Евр. 11:32–40 , Пс. 115 (выше), Лк. 4:25–42 . Июля 2 – память ковчега Господня в Кариафиариме: анонимный источник у Петра Диакона (см. прим. 36) определяет расстояние этого места от Иерусалима в 9 миль и сообщает, что там существовала церковь 54 . Для этой памяти лекционарии назначают: Пс. 131:7 : Внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его, 1Цар. 6:18–72 , 2Пар. 6:12–19 , Евр. 9:1–10 , Пс. 35 : Глаголет пребеззаконный согрешати в себе. Вероятно, палестинского же происхождения в лекционариях память, по-видимому, Усекновения главы Иоанна Крестителя 29 января (париж. рк.). Конибер считает это ошибкой и переносит ее на 29 августа 55 , что едва ли справедливо: теперь в армянской церкви есть праздник Рождества Предтечи 14 января, но празднующийся обычно в понедельник после первого воскресения по Богоявлении (так и в бодл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

1213 Феодорит (II, 27), подробно описавший события этого диспута, сообщает, что Василий начал с обвинений Евдоксия в отступлении от апостольского учения, однако Констанций, ранее приказавший рассмотреть сначала догматические вопросы, а уже затем преступления конкретных лиц, сильно разгневался на Василия и приказал ему замолчать. В дальнейшем прения со стороны василиан вели главным образом Евстафий Севастийский и Сильван Тарсский. 1214 Феодорит приводит цитату из сочинения Аэция, которая стала основанием для его изгнания: «Неподобное по проявлению неподобно и по существу; един Бог-Отец, из него же вся – и един Господь Иисус Христос, им же вся ( 1Кор. 8, 6 ): но “из него же” не подобно тому или не то значит, что “им же”; следовательно, Сын неподобен Богу-Отцу». Император Констанций, ознакомивший по наущению Евстафия Севастийского с этим изложением, признал его еретическим. И когда вызванный к императору Аэций признался, что это его сочинение, он тут же был отправлен в ссылку во Фригию по приказу императора (см. II, 27). 1215 Имеется в виду прежде всего Евдоксий, которому часто приписывали взгляды аномиев. Евдоксий по прямому приказу Констанция был вынужден произнести анафему на сочинение Аэция. Под другими единомышленниками Аэция подразумеваются сторонники Евдоксия и Акакия. 1216 Речь идет о т.н. «датированной вере» (см. выше, прим. 33). Депутаты собора в Аримине, прибывшие к Констанцию, подписали эту формулу еще 10 октября 359 г. А вскоре и весь собор, истомленный долгим ожиданием роспуска, примирился со свершившимся фактом, и епископы Запада утвердили подписание этой формулы. Поэтому к началу диспута в Константинополе епископы Запада поддержали эту формулу, а епископы Востока (на Селевкийском соборе) нет. Однако в результате прений депутаты Селевкийского собора подписали эту формулу 1 января 360 г. 1217 Описываемые события относятся к началу 360 г. В Константинополе была отстроена церковь св. Софии. 15 февраля 360 г. планировалось освятить ее. По этому случаю в Константинополе был созван собор, на который прибыли 72 епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

123 Граф Н. А. Протасов до своего вступления в должность обер-прокурора был гусарским полковником. Но кроме того известно, что в годы его детства у него гувернером и ближайшим наставником был иезуит. Ср. вышеупомянутой статьи Исмаилова и Лескова. Ср. также письмо святителя московского Филарета к архиепископу тверскому Григорию Постникову , от 28 декабря 1844 г. в Чтен. Общ. люб. дух. просв, за 1877 г. т. III. стр. 136. Это письмо еще будет приведено нами впоследствии. 124 Срав. Сушкова, Записки о жизни и времени Филарета московского , стр. 117, Мы имеем в виду ближе всего К. С. Сербиновича и А. И. Войцеховича. Для характеристики первого в рассматриваемом отношении делаем выписку из статьи П. С. Казанского, помещ. в «Прав. Обозр.», за 1878 г. стр. 112 (примеч. 6): «известный археолог Н. П. Сахаров, рассказывал мне, говорит П. С. Казанский , что однажды идя по Невскому проспекту с Романовичем, зашли они в Казанский собор и увидели стоящего на коленях пред иконою Богоматери К. С. Сербиновича. Романович подойдя сзади, положил руку на плечо Сербиновичу и сказал ему: как ты смеешь здесь молиться? Разве мы не вместе в коллегии иезуитов давали клятву оставаться навсегда верными римской церкви? С ужасом отпрыгнул от чего Сербииович». О Войцеховиче, срав. между прочим письма Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 72, Киев, 1869. Срав. также цитованные выше воспоминания Исмайлова в «Страннике» за 1882 г. сентябрь и письма П. С. Казанского к Платону, архиепископу костромскому в «Правосл. Обозр.», за 1883г. июль, стр. 504. 125 Что граф Протасов так понимал свое новое назначение, для этого можно привести в доказательство слова одного из писем епископа Игнатия Брянчинова: «когда г.Протасова сделали обер-прокуром, он приезжает к генерал-адъютанту Чичерину и говорить ему: поздравь меня; я министр, я архиерей, я ч… знает что Филарет киевский услышав это, сказал: справедливо только последнее». См в цит. ст. П.С. Казанского в «Правосл. Обозр.», за 1878 г. стр. 109, прим. 2. 127 См. писанное в 1839 г. письмо его к архиепископу рязанскому Гавриилу Городкову , напечатанное в Чт. В Общ. ист. и древ. за 1869 г. кн. I, стр. 77. Сравн. Цитов. статью И.А. Чистовича в «Христ. Чт», за 1872 г. ч.2, стр. 84–85 и примеч. на стр. 85.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

264 Мидия (греч. Μδεια; болг. Мидия) – город на черноморском побережье, в устье реки Салмидиссос (греч. ΣαΛμυδησσς), в провинции Кыркларели (тур. Krklareli) современной Турции. В настоящее время называется Кыйикёй (тур. Kyköy), 265 Клисфен (греч. Κλεισθνης) – афинянин из знатного рода Алкмеонидов, сын Мегакла и Агаристы, внук сикионского тирана Клисфена Старшего. Клисфен уничтожил традиционное деление Афин на четыре территориально-родовых округа – филы, бывшее опорой влияния родовой знати и ее группировок. Основой деления стала «деревня» – дем; демы объединялись в тридцать триттий, а триттии – в десять новых фил, нарезанных произвольно и не имевших сплошной территории. 266 Залевк (греч. Ζλευκος; середина VII в. до н. э.) – знаменитый законодатель эпизефирских локров в Нижней Италии, считается автором древнейших писаных законов у греков. 267 Харонд (греч. Χαρνδας; середина VII в. до н. э., Катания – конец VI в. до н. э.) – полулегендарный древнегреческий законодатель города Катании на Сицилии, чьи законы отличались чрезвычайной суровостью и во многом повторяли законы Залевка. Они пользовалось большим уважением во всем древнем мире. В частности, в Афинах был обычай на пирах читать наизусть выдержки из законов Харонда. 268 Имеется в виду гражданская война 83–82 до н. э. (лат. Bella – междоусобная война в Римской республике между сторонниками Суллы и приверженцами умершего Гая Мария, объединившимися вокруг его сына Гая Мария младшего и консула Гнея Папирия Карбона, и последующие политические реформы Суллы. 270 Вторая жена Апокавка, также неизвестная по имени, на которой он женился около 1341 г., кузина Георгия Комнина. 271 В боннском тексте читаем: τν τν δλων μονν, но в одной из рукописей, как отмечает ван Дитен (см. Dieten, Bd. 3, S. 384, Anm. 512) стоит Αδρων. Буавен в примечании к этому месту (PG, vol. 148, col. 1046, n. 72) также говорит о предпочтительности такого прочтения, хотя и не упоминает о рукописи. В этом монастыре братья Асени некогда содержались под стражей (см. выше, с. 47, а также прим. 61).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

423 Здесь игра слов: имеется в виду как время суток (см. выше прим. 241), так и собственно стража, впустившая Кантакузина в город. 425 Секст Эмпирик (греч. Σξτος Εμπειρικς, начало II в.) – древнегреческий врач и философ, представитель классического античного скептицизма, последователь Пиррона. 426 Пиррон из Элиды (греч. Πρρων, ок. 360 до н. э. – 270 до н. э.) – древнегреческий философ, основатель древней скептической школы, придерживавшейся того мнения, что ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, так как в себе все одинаково, и поэтому оно не в большей степени одно, чем другое. 430 Здесь, по-видимому, имеется в виду принадлежность к одной сфере жизни, как, например, у чревоугодия и воздержанности в пище, гневливости и кротости и т. п. 433 Имеется в виду, что человек есть образ Божий, а Бог, соответственно, является для него Первообразом (архетипом). 443 Терсит (Ферсит, греч. Θερστης) – персонаж древнегреческой мифологии, сын или потомок Агрия, из рода этолийских царей. Согласно Гомеру (Илиада, 2.211 и далее), самый уродливый, злоречивый и дерзкий из греков, бывших под Троей. 444 См.: Zenobius Sophista, Epitome collectionum, Centuria I, 82; Diogenianus, Paroemiae (epitome operis sub nomine Diogeniani) (e cod. Mazarinco), Centuria 1, 72. 445 Феодор Начертанный (Феодор Грапт, греч. Θεδωρος Γραπτς; ок. 775–840) – монах, исповедник и защитник иконопочитания. Родился в Иерусалиме, после пострига в монахи вскоре отправился в Константинополь для защиты иконопочитания перед византийским императором Львом V Армянином (813–820) и патриархом-иконоборцем Феодотом. Неоднократно подвергался ссылкам. При императоре Феофиле (829–842) за свое исповедание был подвергнут пыткам: после жестоких истязаний на лице его были начертаны раскаленным железом надписи, обличавшие его в иконопочитании. Отсюда и прозвище Начертанный (Грапт). Причислен к лику святых, память совершается 27 декабря (9 января н. ст.). 447 Григора приписывает Феодору Грапту антирретик Против Есевия, принадлежащий патриарху Никифору I (ок. 758–828, патриарх Константинопольский 806–815).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

69 Что в древности дети собирались в известном доме, в училище и занимались там до вечера или до вечерен, – это достоверно и доказывается очень многими местами древних азбуковников. (Чт. Общ, Ист. и древ. Рос. 1861 г., ч. 4, отд. 1 стр. 5). 72 В рукописном житии Дионисия, хранящемся в Императорской публичной библютеке, учитель Дионисия названъ не Германом, а Гормогеном. (Опнс. Рук. и слав. рук. Имп. публ. биб., Бычкова . сб. I стр.110). Но это не верно. 73 У Германа отец был также иноком, как это видно из надписи на рукописи 171 Моск. Д. Ак.: «книга Иосифа Волоцкого », которую Герман Тулунов дал «по отце своем иноке Ионе и матери Марье». (Свед. о славянских рук., перешедших изъ Тр. Лавры в Моск. Д. Ак. архим. Леонида II, стр. 25). 74 Опис. рук. Тр. Лавр. биб. 303, 514, 028, 695, 696, 699 и 727. Все книги, внесенные под этими номерами, написаны Тулуновым. Житие пр. Сергия и Никона, написанное рукою Германа, исправлял и дополнял сам преп. Дионисий 699). 78 Это тот самый Никита Кучин, которому было видение во сне человека, давшего ему складни с написанным житием преподобного Дионисия. 83 Известно, что некоторые постриженники старались выбрать для себя такой монастырь, в котором больше книг. Так инок Сергиевой Лавры пр. Епифаний пишет о св. Стефане Пермском, что он потому самому избрал, для иноческой жизни Ростовский Богословский монастырь, «яко многи книги бяху ту». (Пр. Соб. 1858, ч. I, стр. 503). 84 Имя Вассы значится во всех надписях на книгах, данных Дионисием на поминовение своих родственников (см. выше стр. 34 прим. 64), а также в Лаврском синодике. (Рук. Тр. Л. биб. 41, л. 30). 90 Эти известия сохранились в рук. Сав.-Стар. монастыря 84 в статье «история о первом Иове патриархе» а также в рукописях Румянцевского музея 156, 39, 364 (См. Востокова, опис. Румянц. музея под указанными номерами). Но мы, не имея под руками этих рукописей, изложили эту историю по Макарию. (т. 10, стр. 95–96). 91 Так определяется год назначения Дионисия в архимандрита у Макария. (т. 10). в истории Рос. Иерарх. т. 6, стр. 296, в Чтен. Общ. Люб. 1865 г. ч. 2. стр. 26.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

в Риме (Евсевий. Ц.И. VI, 14). Проведя некоторое время с Оригеном Ипполит отправляется далее на Восток и приходит в Антиохию и Аравию. В Антиохи он знакомится с новацианским движением и примает их сторону. Впрочем «новацианство» Ипполита можно понимать не в строгом смысле, что он был сторонником последнего. Возможно Ипполит, как и Новациан, был сторонником строгих, ригористических принципов в экллезиологии, для него Церковь – общество святых, где нет места греху и порокам (Алфеев, 1996. – С. 209). Позже Ипполит приходит опять в Александрию, где входит в общение со свт. Дионисием Великим, который обращает его из новацианства на сторону официальной позиции Римской и Александрийской Церквей. Отправляя послание «римским братьям», свт. Дионисий, направляет его через Ипполита, который возвращается в Рим и примиряется с римским клиром. В Риме, Ипполит, продолжает свои писательские труды и пишет много толкований на Св. Писание. Римский епископ посвящает Ипполита в епископа Порта Римского, на правом берегу Тибра. Управляя павствой Ипполит удастаивается от Бога мученического венца (при имп. Галле или Клавдие II, т.е прим. между 250 – 270 гг). Иванцов-Платонов, 1877. – С. 72272; Писарев, 1898. – С. XXII; Благоразумов, 2001. – С. 121; Гумилевский, 2000. – С. 317. 204 Ср.: «…Логос… воплотившись от Девы, воссоздал ( πεφορηκο τα) древнего человека (т.е. ветхого Адама – Е.Х.) в нового… Логос прошел чрез все этапы жизни, чтоб послужить законом для всякого возраста… Ибо Христос, предвечный Бог, и Он смыл грех с человека…, восстанавливая изначальный образ его…». – Hippolytos. Ref. 10, 29 – 30. 206 Спасский, 1914. – С. 49. Т.е. Ипполит следуя апологетам принимает космологический аспект в учении о Логосе, который был подвергнут критике свт. Иринеем (см. выше). 208 Для примера можно сравнить трактат свт. Ипполита О благословениях Исаака и Иакова с трактатом свт. Амвросия О патриархах. Особенно одинаковость их толкования на Быт. 49: 25 – 26 . См. БКОЦ ВЗ. Т.2. – С. 429 – 430. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010