4 Доколе не приду. См. 3,14.15; Введение: Время и обстоятельства написания. 4 о пребывающем в тебе даровании. См. ком. к 1,18. 4 успех твой. Т.е. достижения Тимофея в духовной жизни и в служении. 4 в себя и в учение. Т.е. необходимо сопоставлять свою веру и свою жизнь с истинным учением Иисуса Христа. спасешь. Спасение дарует только Бог (1,1; 2,3; 4,10), но Он хочет, чтобы спасение приходило через верных Ему людей. Обращение человека к вере еще не является завершением спасения. Вера дает человеку оправдание и уверенность в спасении. Но с веры также начинается длящийся всю жизнь процесс освящения, который завершается только с концом земной жизни христианина. себя. Освящение от Бога, но оно требует деятельного соучастия самого христианина ( Флп. 2,12 ). Глава 5 5 Старца не укоряй. Т.е. Тимофей не должен злоупотреблять своим авторитетом. увещевай. Добрый служитель обращается к единоверцам с уважением, которое приличествует членам одной семьи в отношениях между собой. 5:3–16 Указание Павла находить действительно нуждающихся вдов и окружать их должной заботой служит отправной точкой для его последующих рассуждений о проблемах молодых вдов (см. Введение: Время и обстоятельства написания). 5 почитай. Т.е. заботься о них. истинных вдовиц. Дословно: «тех, кто действительно вдовы». Попечение о вдовах, которые часто терпели большую материальную нужду, было важным обязательством в ВЗ ( Втор. 24,19–21 ; Ис. 1,17 ; Иер. 22,3 ) и составляло особую заботу ранней Церкви (ст. 16; Деян. 6,1 ; Иак. 1,27 ). 5 Если же какая вдовица имеет детей или внучат. Истинной вдовой, очевидно, считалась вдова, не имеющая семьи и родственников, от которых могла бы получать поддержку (ст. 8,16). 5 надеется на Бога. Настоящая бедность часто приводит к праведной жизни в молитве и глубокой преданности Богу. Для таких вдов церковь должна быть видимой «рукою» Божией, дающей им необходимое. 5 умерла. Т.е. мертва духом. 5 Вдовица должна быть избираема. См. ком. к 5,4. не менее, как шестидесятилетняя. Это выражение отражает социально-культурную установку относительно возможности для вдовы вступить в новый брак (ср. ст. 11–14).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Сия есть любы Божия, да заповеди Его соблюдаем (1 Ин. 5, 3), говорит возлюбленный ученик Христов. Аще любите Мя, учит Небесный Учитель, заповеди Моя соблюдите. Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя (Ин. 14, 15, 21). О тесной связи между любовию к Богу и любовию к ближним апостол Павел говорит: аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть. Ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога любит и брата своего (ср.: 1 Ин. 4, 20—21). Действия любви к Богу. Истинная любовь к Богу составляет в христианине живое начало всех добрых действий. Но некоторые действия особенно тесно соединены с любовию и служат необходимым обнаружением ее. Любовь не может быть без уважения к предмету любви; любовь к Богу великому и страшному не может быть без благоговения пред Ним. Посему первое необходимое действие любви к Богу есть: а) благоговение. Деятельная любовь к Богу не может не стремиться к тому, чтобы подражать Ему во всем, и не может быть равнодушною к славе имени Его. Отсюда происходит: (б) подражание Богу и в) ревнование о славе Божией.   а) Благоговение   Благоговение пред Богом или страх Божий есть то расположение духа, в котором христианин, почитая гнев Отца Небесного величайшим для себя несчастием, всемерно старается о том, чтобы не оскорблять Его и не лишиться общения с Ним. Слово Божие заповедует нам служить Богу с благоговением и страхом: работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему со трепетом (Пс. 2, 11; ср.: Флп. 2, 12), говорит пророк Давид; Бога бойтеся (1 Пет. 2, 17), говорит апостол Петр. Апостол Павел учит: Темже царство непоколебимое приемлюще, да имамы благодать, еюже служим благоугодно Богу, с благоговением и страхом (ср.: Евр. 12, 28). Благоговения пред Богом требует от нас: 1) беспредельное величие Божества: Мене ли не убоитеся? рече Господь, — или от лица Моего не устрашитеся? (ср.: Иер. 5, 22). Слово Божие, возбуждая в нас благоговение пред Богом, представляет нам величие Божие в различных чертах. По отношению к власти Своей Бог называется Богом богов (ср.: Пс. 49, 1), Богом великим и крепким (ср.: Втор. 7, 21), Царем царствующих и Господом господствующих (ср.: 1 Тим. 6, 15). По отношению к полноте совершенств Он есть Бог разумов (1 Цар. 2, 3), Царь славы (Пс. 23, 10); 2) побуждением к благоговению пред Богом служит сознание нашего недостоинства и всецелой зависимости от Бога, как Творца и Промыслителя нашего. По учению апостола Павла, мы то же в отношении к Богу, что — брение (глина) в отношении к скудельнику (горшечнику): не властен ли скудельник над брением, чтобы из того же смешения сделать один сосуд на почетное, а другой — на низкое употребление? Такую же власть Бог имеет над нами, — и кто может противиться воле Его? (см.: Рим. 9, 20—21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

Сектант : Почему православные священники и миряне используют в храмах и за его пределами ладан и анафору, хоругви и свечи? Подтверждает ли Библия эти обычаи? Священник : Каждение ладаном за богослужением засвидетельствовано уже в Ветхом Завете, чего не отрицают и подобные тебе сектанты. Но и в Новом Завете среди даров, принесенных Богомладенцу волхвами, был ладан (см.: Мф.2:11 ). И апостол Павел говорит о благовонном курении, жертве благоприятной, благоугодной Богу ( Флп.4:18 ). А тайнозритель Иоанн Богослов уподобляет дым каждения молитвам угодников Божиих в следующих словах: И пришел иной Ангел, и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога ( Откр.8:3–4 ). В другом месте он прямо говорит, что явленные ему золотые чаши, полные фимиама... суть молитвы святых ( Откр.5:8 ). Анафора же ведет свое происхождение от ветхозаветных освященных хлебов предложения (см.: Исх.25:30; 40:21–23 ; 1Цар.21:4–6 ; Мф.12:3–4 ). Хоругви – не что иное, как переносные иконы, которые шествуют во главе церковных процессий, подобно воинским знаменам победы, а на чем основано почитание икон православными, я уже объяснил. Свечи, употребляемые в храмах и домах христиан, олицетворяют не только свет ведения, истины и благодати, но и Самого Бога, Который есть Свет (см.: Лк.2:32 ; Ин.1:5; 8:12; 12:35–46 ; Откр.22:5 ). Они употреблялись уже на заре Церкви как светильники в катакомбах, но сохранили свое значение и после гонений. Итак, узнай, что все, о чем ты вопрошал сегодня, не плод нашего измышления, а древние обычаи, имеющие опору в Священном Писании и преданиях древней Церкви. Глава 27. О пище «чистой» и «нечистой» Священник : Из Писания Ветхого Завета известно, что Бог повелел Своему народу воздерживаться от вкушения некоторых животных, птиц и иной живности, обитающей в море и на суше: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас, и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Воистину, с нами Бог! Епископ Тихон (первый справа) и отец Иоанн Кочуров (третий слева) с группой епископальных священников. Висконсин, 1900 Но, братья мои, сознание, что Сам Бог за нас и с нашим делом, должно располагать нас к тому, чтобы мы делали это великое дело со страхом и трепетом, как дело святое, Божье. Господь сказал некогда Моисею из купины: сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято (см. Исх.3:5 ). И праведные мужи (Исаия, апостол Петр) объяты были благоговейным трепетом, ощущая близость Господа к себе. А мы сознаем ли, что Господь возлагает на всех нас великую миссию быть носителями Православия среди инославного мира, быть светом для здешнего народа? А если и сознаем, то так ли живем, чтобы другие, видя добрые наши дела, прославляли нашу мать, святую Православную Церковь ? Или, быть может, из-за нашего жития хулится среди иноверных самое имя православных? Быть может, к святому делу Православия здесь мы примешиваем свои расчеты, вносим в него свои раздоры, затемняем его своими вымыслами? Всякий раз «Торжество Православия» должно наводить вас на мысль о том, достойно ли мы ходим нашего звания православных христиан, и как бы Царствие Божие не было отнято у нас и отдано другим, более достойным и приносящим плоды (см. Мф.21:43 ). Братья! Суд Божий, по слову Божию, начинается с дому Божия (см. 1Пет.4:17 ), т. е. с чад истинной Церкви Христовой. Памятуйте это и со страхом и трепетом свое спасение содевайте (см. Флп.2:12 ). Аминь. Приветственная речь при посещении Майфилдского прихода, 3 мая 1903 года Христос Воскресе! Мир вам ( Ин.20:19 )! Первое мое пришествие к вам, возлюбленные братья, совпадает с днями, когда святая Церковь радостно воспоминает явления воскресшего Господа ученикам Его. Сущу позде, в день воскресения впервые явившийся апостолам воскресший Христос изрек им первое слово: мир вам ( Ин.20:19 ). С этим святым приветствием обращаюсь и я к вам, братие: «Мир вам». Христос Спаситель Своими страданиями умиротворил всяческая, примирил нас с Богом, разрушив клятву, даде благословение и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, 22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, 23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем. 1:1. Писатель послания – Павел, посол Господа Иисуса Христа, представитель Его, блюститель интересов благодатного царства Его на земле, избран на это, согласно с волею Божьей, Иисусом Христом. Пишет это послание святым, находящимся в Ефесе. Святой есть человек чистый и непорочный, чуждый всякого греха даже в своих помыслах, поэтому близкий к Богу. Кто же были такими в Ефесе? Христиане, составляющие Ефесскую Церковь . Церкви тогда были как девы чистые, не имеющие скверны или порока (см. 2Кор. 11:2 ; Еф 5:27 ). Бывали, конечно, и тогда согрешающие, но не в массе, как теперь, а как частные случаи. Окруженные же отовсюду духом святости, тотчас каялись. Таковых святой Павел называет святыми и верными во Христе Иисусе. Чего же Апостол желает таким христианам – святым и верным? 1:2. Благодать и мир совмещают в себе все сокровища христианства. Благодать открывает осужденному грешнику вход к милосердому Богу Отцу, и открывает для него богатства беспредельной любви Его. Эти высокие дары (благодать и мир) исходят от Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Ничего высшего и лучшего этого не может ожидать от благожелателя своего, смиренное и благоговейное христианское чувство. Часть первая – догматическая (1:3–3:21) Раздел первый. Раскрытие плана нашего спасения (1:3–14) I. Как Бог предначертал его от века (1:3–6) 1:3. Святой Апостол видит великое дело спасения уже действующим в людях, через Евангельскую проповедь и благодать Святого Духа, а умом своим созерцает полноту этого спасения, и в восторге благословляет Бога, совершителя всего этого через Иисуса Христа. Благословен Бог воплотившегося Господа и Отец Его, по существу за то, что Он в воплотившемся Сыне Своем, даровал нам все блага, нужные к животу, спасению и благочестию – отпущение грехов, освящение благодатью, сыновство с Богом, вечное наследие, и что выше всего, восприятие в себя Бога. Все эти дары не земные и телесные, но духовные, не на земле, но на небесах, где назначено нам и жительство со Христом (см. Флп. 3:20 ). Христос наш единственный посредник, через Которого и Бог подает нам блага, и мы можем возносить к Богу свои молитвы и благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

В. Можно ли обращаться к покойным старцам с просьбой о помощи? О. Можно и так: упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, старца… и его святыми молитвами помилуй нас. В. Если младший не кланяется, как поступать? О. Конечно, кланяться первому. В. Благословите иметь друга о Христе, какого Вы мне сами изберете. О. Благословляю тебя иметь только одного Друга — Христа. В. Вы говорили, что безмолвие только учит, а исцеляются страсти искушениями. Если я никуда не буду ходить и никого не буду принимать, — я не исцелюсь от страстей. Что мне отвечать на это? О. Ничего, потому что это от врага тебе ловушка. Не ходи и не принимай. Надо все дурное, так же, как и страсти, считать не своими, а от врага. Это очень важно, тогда только и можно отбросить страсть, если будешь считать ее не своей, а чем-то посторонним. В. Мною недовольны некоторые из братии, что не хожу к ним. О. Пусть лучше будут недовольны, а все-таки не ходи. Мф. 15,19. Мк.7,21. Мф. 24, 21–22. Мк. 13,19–20. Еф. 5, 18. Ин. 16, 33. Молитва св. Иоанна Дамаскина из «Молитв на сон грядущим». Притч. 23, 26. См.: «Письма Святогорца к друзьям своим о св. горе Афонской». М., 1993 (репринт изд.: М., 1895). Автор книги — иеросхимонах Сергий (в миру Семен Авдиевич Веснин, 1814–1853)- подвизался на Афоне в Русском Пантелеимоновом монастыре (Руссике). Трудно сказать, к кому были обращены эти слова прп. Варсонофия. Беляев Иван Митрофанович (1890–1969) — младший брат прп. Никона Оптинского, одновременно с которым поступил в Оптинский скит. Вместе с прп. Варсонофием Оптинским был переведен в Старо-Голутвин монастырь и присутствовал при кончине старца (закрыл ему глаза). Впоследствии женился и после революции отошел от веры. Перед кончиной принес покаяние. Подр. о нем см.: Ильинская А. Судьбы Шамординских сестер//ж. «Литературная учеба», 1997 кн. 1. 2 Кор. 6, 2. Пс. 145, 3 (неточная цитата). Мф. 11,29. Флп. 4, 7. Пс. 111,6–7. Ин. 13, 35. Иак. 1,2. Лк. 14, 5. Пелагея Ивановна Серебрянникова (1809–1884) — дивеевская блаженная. «Учительное известие» — составлено монахом Евфимием в к. XVII столетия по приказанию Патриарха Московского Иоакима, имело своей целью ввести возможное единство в богослужебную практику. Здесь излагаются наставления для священника и диакона относительно совершения священнодействий (особенно литургии). См. подробнее: Петровский А. Учительное известие при славянском Служебнике//ж. «Христианское чтение» 1911 с. 552–572; с. 917–936.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Таким образом, можно указать четыре отличительных свойства будущих воскресших тел. Они будут а) нетленными, т. е. неподвластными процессам разрушения и смерти (см.: Лк.20:35–36 ; 1Кор.15:53 ); б) славными, т. е. светоносными, подобно телу Самого Спасителя, когда Он преобразился на Фаворе (см.: Флп.3:21 ), согласно Его обетованию: Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их ( Мф.13:43 ). Преображенные славные тела будут явным для всех образом отражать внутреннее совершенство их обладателей, что не всегда имеет место в настоящей жизни. В отношении грешников это свойство следует понимать как, напротив, лишенность света, бесславные тела грешников будут в полной мере обнаруживать степень духовного падения их обладателей; в) сильными, т. е. непричастными изнеможению 1365 и немощам настоящей жизни вообще 1366 ; г) духовными, т. е. более тонкими и легкими в сравнении с нынешними телами 1367 , или, по словам ап. Павла, небесными (см.: 1Кор.15:48–49 ). Они сделаются непричастными по крайней мере некоторым телесным потребностям (см.: Мф.22:30 ; Лк.20:36 ) и явятся послушными орудиями своих душ, обладая значительно большей свободой в отношении природной необходимости по сравнению с нынешними душевными, грубо-вещественными телами. 2.6. Всеобщий суд 2.6.1. Действительность всеобщего суда Частный суд, которому подвергается всякий человек после своей смерти, не является полным и окончательным. Эта неполнота и незаконченность выражаются в том, что после частного суда а) мздовоздаяние получает только душа, без всякого участия тела; б) как праведники, так и грешники находятся в состоянии лишь предначатия или предвкушения того блаженства или мучения, которое они заслужили; в) для грешников, по крайней мере некоторых, сохраняется возможность облегчения своей участи и даже полного освобождения от уз ада по молитвам Церкви. Указанные выше обстоятельства убеждают в том, что в будущем будет иметь место иной суд, уже полный и окончательный. Божественное Откровение говорит о том, что Бог назначил день, в который будет праведно судить вселенную ( Деян.17:31 ). В Священном Писании этот день прямо называется днем суда ( Мф.11:22, 24, 12:36 ; 2Пет.2:9, 3:7 ). Ап. Павел определяет этот день как день гнева и откровения праведного суда от Бога ( Рим.2:5 ). В Священном Писании окончательный суд связывается со Вторым пришествием Господа Иисуса Христа: ...приидет Сын Человеческий... и тогда воздаст каждому по делам его ( Мф.16:27 ; ср.: Иуд.1:14–15 ). 2.6.2. Образ и содержание всеобщего суда

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

А после того наступит кончина мира: умершие воскреснут, живые изменятся, и после всеобщего страшного суда праведники просветятся в царствии небесном как солнце ( Мф. 13:43; 24:29–31 ; 1Кор. 15:40–42, 51–53 ). Во время оно возстанет Михаил, князь великий, стояй о сынех людей твоих (1 ст.) – разумеется арх. Михаил, покровитель народа Божия, о котором упоминалось выше (10:13 и 21 ст.); время оно – это вероятно время гонений Антиоха против иудеев, а может быть даже – весь период сирийско-египетского обладания над ними. – Спасутся людие твои вси, обретшиися вписани в книзе (ibid), – найденные записанными в книге это те избранники Божии, имена которых написаны на небеси, в книге жизни ( Флп. 4:3 ; Апок. 3:5; 13:8: 17:8; 20:12–15; 21:27 ), т. е. относительно которых предопределено Богом, чтобы они не погибли. Это те праведники, о которых псалмопевец говорит, что Господь хранит вся кости их, ниедина от них сокрушится ( Пс. 33:20–21 ср. Пс. 90:3–14 ). – Мнози от спящих в земней персти возстанут (воскреснут), сии в жизнь вечную, а онии в укоризну и в стыдение вечное (2 ст.), – эти слова пророчества в ближайшем историческом смысле в отношении к народу еврейскому могут быть понимаемы не буквально (см. выше), в полной же мере и буквально они имеют еще исполниться при конце мира (ср. Мф. 24:31 ; 1Кор. 15:40–42, 51–53 ; 1Сол. 4:16 ). Причем «мнози» сказано здесь вместо все (бл. Феодорит), подобно как и у ап. Павла (см. Рим. 5:15 ). – Смыслящии просветятся аки светлость тверди, и от праведных многих аки звезды во веки и еще (3 ст.) – подобно предыдущим и эти слова полное отношение имеют только ко времени после всеобщего воскресения, когда по слову Самого Спасителя, праведницы просветятся яко солнце в царствии Отца их ( Мф. 13:43 , ср. Прем. 3:7 ). 4 ст. Пророк получает повеление – записать это откровение в книгу и запечатать до времени: «ты же, Даниил, скрой (загради) эти слова и запечатай книгу до последнего времени (до времене скончания), доколе научатся многие и умножится знание». Это повеление означает, что слова предыдущего откровения пророк должен был вписать в книгу и запечатать её, т. е. «положить на ней печать неясности, сделать её не для всех явственною» (бл. Феодорит), доколе научатся многие и умножится знание, т. е. до того времени, «когда, по пророчеству Исаии, наполнится вся земля ведения Господня ( Ис. 11:9 ), и когда благодать Духа Божия, по пришествии Спасителя, сняв печати сии, и неясное сделает для верующих ясным» (бл. Феодорит). Отсюда уже ясно, что скончанием времене называется здесь окончание времен ветхозаветных (ср. ниже 7 ст., а также Евр. 1:2 ). Не это только откровение, а и многие другие стали вполне ясными только по миновании времен ветхозаветных, при свете веры и помощью благодати; до пришествия же благодати полное разумение их было невозможно, и, по определению Божию, рановременно (ср. Дан. 8:17, 26 ; Иер. 30:24 ; Мф. 13:17 ; 1Пет. 1:12 ; Апок. 22:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

1-4). Ап. Павел представляет противостояние враждебному окружению как стяжание награды, как подвиг (1 Кор 9. 24-27; Флп 3. 12-14; 1 Тим 6. 12; 2 Тим 2. 5; 4. 7 и др.). Воинская честь предполагает раны и увечья, но полученные в бою, а не в беспомощном положении раба или пленного. Власть одного человека над телом другого, публичная пытка, обнажение, страдание и уродование, как и распятие беглых или мятежных рабов, на языке той эпохи означали позор. Мученик называет любую смерть за отчее благочестие отрадой (4 Макк 9. 29). Сказать: «Огонь твой для нас прохладен, от катапульт твоих не больно, насилие твое немощно» (4 Макк 11. 26) - мог и киник, но он презирал и свое тело, все начиналось и кончалось независимостью его духа от тела. Еврейские мученики позорную в глазах мира смерть принимают ради верности Богу и избавления своего народа. Как и в Иоанна Богослова Откровении , позорная казнь на кресте превращена здесь в победу над врагами Бога (Откр 5. 5-6) и в искупление Божия народа (Откр 5. 9-10). Искупление: богословие жертвы Центральным и определяющим для раннего христианства было представление об искупительной и о заместительной смерти Иисуса Христа (см. Искупление ). О смерти мучеников в 4 Макк прямо сказано, что они стали «как бы выкупом за грех народа. И благодаря крови этих благочестивых и искупительной жертве их смерти Божественный Промысл спас Израиль» (4 Макк 17. 21-22). Кроме того, встречаются слова о почитании тех, кто были «освящены Богом», возможно не просто о праведных избранных Богом людях (ср. «освященный Иаков» в 3 Макк 6. 3), но о мучениках, освящающих Божественное Имя: происходит взаимное освящение и тем самым мистическое сближение Бога и человека. Это представление присутствует в христ. мистике, а в еврейской появляется уже в средневековье в движении Хасидей Ашкеназ (см.: Хасиды ашкеназийские ). В вопросе о том, содержится ли в 4 Макк учение о мученичестве как об искупительной жертве и насколько оно близко к христ. учению, мнения расходятся (см., напр., сравнение иудейской и христ.

http://pravenc.ru/text/2561524.html

20, 5), не дает ее иному (см.: Ис. 42, 8); а этим требуется, чтобы и христианин дорожил славою Божиею, которая столь дорога для Самого Бога; 3) Иисус Христос в продолжение земной жизни искал только славы Отца Небесного; Он Сам исповедал снедавшую Его ревность о славе Отца, Своего, когда сказал: жалость (ревность) дому Твоего снеде Мя, и поношения поносящих Ти нападоша на Мя (ср.: Ин. 2, 17; Пс. 68, 10). Посему и христианин, как последователь Христов, должен ревновать о славе имени Божия; 4) христиане, по слову Божию, суть род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего их из тьмы в чудный свет (см.: 1 Пет. 2, 9). Здесь видно ясное указание на обязанность христианина — пещись о том, чтобы прославлять имя Божие. Та же обязанность открывается как из молитвы Господней, в которой, по наставлению Самого Небесного Учителя, прежде всего мы просим Отца Небесного, чтобы святилось имя Его, так и из того обетования Божия, что прославляющие Бога, — и только они одни, — будут прославлены (см.: 1 Цар. 2, 30). Истинная ревность о славе имени Божия: 1) должна быть соединена с твердою уверенностию в достоинстве защищаемого дела, дабы, с одной стороны, не быть слепою только страстию, а с другой — не ревновать о человеческих только мнениях: добро, еже ревновати всегда в добром (ср.: Гал. 4, 18), говорит апостол Павел. Пример неразумной ревности видим в иудеях, коих обличает апостол Павел: свидетелствую им, яко ревность Божию имут, но не по разуму. Не разумеюще бо Божия правды и свою правду ищуще поставити, правде Божией не повинушася (ср.: Рим. 10, 2—3); 2) должна подвизаться для славы Божией и быть чужда самолюбия, корыстолюбия и пристрастия к состязаниям. Со скорбию говорит апостол Павел о некоторых людях: вси бо своих си ищут, а не яже Христа Иисуса (ср.: Флп. 2, 21); 3) в образе действования должна быть благоразумна и кротка. Благоразумие требует, во–первых, того, чтобы для распространения истинного благочестия употребляемы были средства, сообразные с духом истинного благочестия, а не те, кои противны ему, например ложь, обман и тому подобное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010