На вечерне после чтения паремии не поется «Трисвятое», а бывает малая ектения и возглас: «Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков». За сим произносится прокимен, читаются Апостол и Евангелие, положенные в субботу и неделю перед Просвещением (Типикон, последование 6 января). После чтения Евангелия сряду следует ектения «Рцем вси...», «Сподоби Господи...», ектения «Исполним вечернюю молитву...». Сразу же совершается великое освящение воды во храме. Всенощное бдение на праздник Крещения Господня, в какой бы день седмицы он ни случился, начинается, как и в праздник Рождества Христова, великим повечерием, в тот день великая вечерня совершается особо прежде. Литургия в день Богоявления, как и в день Рождества Христова, или бывает св. Иоанна Златоуста , если праздник бывает во вторник, среду, четверток, пяток и субботу, или бывает литургия св. Василия Великого , если праздник случится в воскресение или понедельник (Типикон, последование 24 декабря). На литургии вместо «Трисвятого» поется «Елицы во Христа крестистеся...» Если литургия совершается св. Василия Великого в самый праздник, то задостойник поется не «О Тебе радуется...», а ирмос 9-й песни канона (Типикон, последование 6 января см. 2-е сн. 25 декабря см. 1-е). В следующий день после праздника Крещения Господня празднуется собор св. Иоанну Крестителю. Следующие за праздником Крещения, или Богоявления, суббота и неделя (воскресение) именуются субботою и неделею по Просвещении. В них читаются особые Апостол и Евангелие, имеющие отношение к празднику Богоявления (см. Типикон, послед. 7 января). Сретение Господне Сретение Господне составляло великий христианский праздник уже издревле, на что имеются ясные указания в сочинениях отцов Церкви III века ( Мефодия Патарского ) 82 и особенно IV века (свв. Василия Великого , Кирилла Иерусалимского , Амфилохия, еп. Иконийского, Амвросия Медиоланского , Григория Нисского , Иоанна Златоуста ). Сведения о воспоминаемом в этот праздник знаменательном событии христианин почерпает, с одной стороны, из Евангелия св. Луки, в котором (2:22–38) передаются лишь существенные черты, и, с другой, – из богослужебных, ныне возносимых Церковью песнопений праздника, составленных богомудрыми учителями Церкви – свв. Андреем Критским (VII в.), Косьмою Маюмским, Иоанном Дамаскиным , Иосифом Студитом (IX в.) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся…». Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен – праздника. Задостойник – припев: «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую Горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу» , и ирмос: «Любити убо нам…» (и до отдания праздника Рождества Христова). Отпуст в конце Литургии – как на утрене. По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника и, по обычаю, величание. Примечание. От Рождества Христова до Богоявления отменяется пост и не бывает коленопреклонений – ни в церкви, ни в келлиях (см. Типикон, 25 декабря, 4-е «зри»). «Аще праздник Рождества Христова случится быти в среду, или пяток: Разрешаем убо миряне на мясо, монаси на сыр и яица, и ядим убо от Рождества Христова по вся дни, до навечерия Святаго Богоявления» (Типикон, 25 декабря). С 26 по 30 декабря – попразднство Рождества Христова. 31 декабря – отдание праздника Рождества Христова. 1 Существует мнение, что статьи Типикона под 25 декабря имеют русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагают по современному счету. См.: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44. 2 Ср.: Типикон, 25 декабря, 3-е «зри». 3 Каждение на 17-й кафизме не совершается. 4 В уставной традиции при совпадении двунадесятого Господского праздника с воскресеньем Евангелие, по аналогии с богослужением Недели ваий, полагается на аналой для целования вместе с иконой праздника (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу ваий вечера»). «Аще случится Рождество Христово в Неделю, не поется воскресно ничтоже, но все празднику… Ни Евангелие воскресно не чтется, ни Воскресение Христово не глаголем, точию целуем Евангелие…» (Устав. М., 1641. Л. 359 об.). «Воскресение Христово не глаголем, целование Евангелию, по обычаю его» (Устав. М., 1641. Л. 545 (88 (2) об.); «Неделя 8-я [по Пасхе]»). В седмичные дни целования Евангелия не бывает. 5 По традиции, 1-й припев поет священник или диакон.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

18. Обновление храма Воскресения Христова (13 сентября): тропари: Обновления, предпразднства Воздвижения, священномученика Корнилия. «Слава, и ныне»: кондак Обновления. 19. Великомученика Димитрия Солунского (26 октября): тропарь трясения, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак трясения. 20. Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря): тропарь праздника (Рождества Христова); «Слава, и ныне»: кондак Минеи («Иже прежде денницы…»). 21 . Собор святого Иоанна Крестителя (7 января): тропарь Богоявления, тропарь Предтечи. «Слава»: кондак Предтечи, «И ныне»: кондак Богоявления. 22. Перенесение Нерукотворного Образа Спасителя (15 августа): тропари Образа и Успения. «Слава»: кондак Образа, «И ныне»: кондак Успения. г) Заупокойные службы 23. Мясопустная и Троицкая вселенские родительские субботы: тропарь «Глубиною мудрости…»; «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Тебе и стену…» (см. Типикон, 49-ю главу, службу в субботу мясопустную). 24. Димитриевская суббота, 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста (а также во все те субботы, когда на утрене совершается парастас): тропари: «Апостоли, мученицы…», «Помяни, Господи…». «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Тебе и стену…» (см. Типикон, 13-ю главу). д) Период Постной Триоди 25. Недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная и сыропустная: тропари воскресный и храма. «Слава»: кондак Триоди, «И ныне»: кондак храма (см. Типикон, 49-ю главу, службу в Неделю о мытаре и фарисее). 26. Суббота 1-я Великого поста: тропари храма и великомученика Феодора. «Слава»: кондак великомученика Феодора; «И ныне»: кондак храма. 27. Недели 1-я и 3-я Великого поста: тропари воскресный и праздника (то есть Триоди). «Слава, и ныне»: кондак Триоди (см. Типикон, 49-ю главу). 28. Неделя 2-я Великого поста: тропари: воскресный, храма и святителя Григория; кондак Триоди (который находится по 3-й песни канона). «Слава»: кондак святителя, «И ныне»: кондак храма. 29. Недели 4-я и 5-я Великого поста: тропари: воскресный, храма, Триоди; кондак воскресный, «Слава»: кондак Триоди, «И ныне»: кондак храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя и дня. Апостол и Евангелие – святителя и дня. 1 Данное празднование в честь святителя Тихона (день избрания его на Патриарший престол) установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 3 декабря 2007 года. 2 Соборная память Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов включена в месяцеслов по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви 4 мая 2017 года. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 октября 2018 года была утверждена к общецерковному богослужебному употреблению служба Отцам Поместного Собора Церкви Русской. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5284299.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/429 ). 3 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12). 4 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 5 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона...») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед...»). 6 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372. 7 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах. 8 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 9 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона...») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед...»).

http://patriarchia.ru/bu/2023-11-18/

По отпусте великой вечерни на середине храма поставляется горящий светильник, и около него изшедшие из алтаря священнослужители (по Уставу, «оба лика вкупе») поют тропарь праздника Рождества Христова, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш...», «Слава, и ныне» – кондак праздника, глас 3-й: «Дева днесь Пресущественнаго раждает...». (Величание не поется.) Затем поются многолетны: «Великаго господина...» . Примечание. «И входим в трапезу, и ядим совершенно: рыбы же не ядим, но со древяномаслием, и сочиво обварено, или кутию с медом: испиваем же и вина в славу Божию: в неимущих же странах пием пиво; предлагается же и чтение – поучение Кирилла, архиепископа Иерусалимскаго, емуже начало: Якоже убо во Иисуса Христа надеемся...» (Типикон, 25 декабря, 2-е «зри»). 1 Вечерня после возгласа «Благословен Бог наш...» начинается с «Царю Небесный...» и обычного начала, поскольку не предваряется 9-м часом. 2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12). 3 См.: Типикон, 18 декабря, «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 375. 4 Чтения субботы пред Рождеством Христовым переносятся на предшествующую субботу (17 декабря) по причине совпадения навечерия Рождества Христова с субботой. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 379–380. 5 По Уставу, указанные зачала, отмеченные на ряду в Апостоле и Евангелии как апостольское чтение среды 15-й седмицы по Пятидесятнице и евангельское чтение среды 6-й седмицы по Пятидесятнице, положено читать на Литургии навечерия Рождества Христова, пришедшегося на субботу. 6 Существует мнение, что статьи Типикона под 25 декабря имеют русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагают по современному счету. См.: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44. 7 О тропаре и кондаке на 9-м часе см. выше. 8 Согласно Уставу, «Приидите, поклонимся...» и предначинательный (103-й) псалом читается предстоятелем, по сложившейся практике – чтецом.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-06/

191 Здесь мы снова должны заметить, что указанный порядок есть порядок 2 и 3 гл. Типикона. Но в марковых главах, излагающих порядок воскресной службы совместно со службой отдания, Оглашение Студитово везде поставлено прежде исхождения из храма в притвор (см. 12 сент., л. 53 на об.; 21 сент., л. 65; 31 декабря, л. 142: 14 января, л. 157; 9 февр., л. 181; 23 августа, л. 291), а 13 августа даже ранее отпуста утрени (л. 283 на об.). 193 Подобно этому и в конце 3 часа, когда бывает междучасие, равно как и 6, надобно читать: Владыко Боже Отче вседержителю... на межиучасии же 3 часа: Господи Боже наш… на междучасии 6 часа: Боже и Господи сил... 195 Чтобы великую ектению произносил священник, это предписывается 9 главою Типикона, равно как и изданием Киево-Печ. лавры: «Последов. вечерни...» (см. л. 3). 196 В 48 гл. Типикона сказано, что после праздника Рождества пресвятой Богородицы «кафизма не глаголется на вечерни, труда ради бденного» и что «сице творим и на всяк праздник, егда бывает бдение» (см. под 8 сент. пред марк. гл.); в той же 48 гл. под 15 числ. сентября говорится, что «вечер кафизмы не глаголем,. труда ради бденного». Но, спрашивается, как же понимать следующие места Типикона: в 17 его главе сказано: «Егда прилучится в те дни празднество, в них же глаголется на утрени по 3 кафизмы, и тогда глаголем на утрени две кафизмы, а 3-ю рядовую на вечерни» (л. 25 на об.); и в 48 главе, л. 65: «По отдании праздника честного креста от 21 дне сентемвриа месяца начинаем стихословити на утрени по 3 кафизмы... Аще ли будет великий святый, имеющий полиелей, стихословим на утрени две кафизмы, а на вечерни рядовую 3-ю». Так как всякий святой, имеющий бдение, есть, с тем вместе святой, имеющий полиелей, то не следует ли отсюда, что на вечерни иногда, стихословится кафизма и в том случае, если накануне было бдение? Нет, не следует... Мысль Типикона та, что именно после бдения кафизма на вечерни не глаголется, хотя бы по случаю полиелея на утрени, вместо 3 кафизм, прочитано было 2; но если бдения не- было, хотя бы это случилось накануне бденного празднества (Типикон это допускает: ср. 2 и 7 гл.), то кафизма на вечерни читается, – читается именно 3 рядовая кафизма утрени, если полиелей случился в период времени чтения на утрени 3 кафизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

9) Ко всем вообще молебным пениям, отправляемым в дни храмов и по распоряжению начальства. 10) К вечерне в самые дни храмовых праздников. Во все эти дни, кроме вечерни в день храма, трезвон бывает во все колокола. В вечерню в день храма трезвон бывает без большого колокола (Тип., храм. гл. 1). Подобный трезвон и к вечерне по воскресным и праздничным дням (Указ Св. Синода 1886 г., март. 28, 4) 106 . Б. В колокол воскресный благовестят: 1) Во все вообще воскресные дни, кроме Недель (воскресений), указанных выше (Тип., гл. 2). 2) В дни празднований со всенощным бдением, какие указывает Типикон в месяцеслове, т. е., если случится святой не храма. Но в эти праздники с бдением благовестят тогда только, когда они случаются между Неделею св. апостола Фомы и Неделею мясопустною (т. е. не в сырную седмицу, не в Великий пост и пасхальную седмицу). 3) В день Преполовения и в отдание Пасхи. 4) К часам в дни навечерий: Рождества Христова и Богоявления (Тип., послед. 24-го декабря и 5 января) и в Великий пяток 107 . Трезвон во все эти бывает во все колокола, исключая первого. В. В колокол полиелейный благовестят: 1) В дни празднований с полиелеем, хотя бы они случились даже и в Великую Четыредесятницу. 2) В праздники, указанные в Типиконе со всенощным бдением (т. е. если случится святой не храма), когда эти праздники бывают в промежуток времени от Недели мясопустной до субботы Лазаревой. 3) В дни отданий праздников (Тип. храмовая глава 1-я зри 2). 4) К вечерне в среду и пяток 5-й седмицы, а также к утрени, вечерне и литургии в четверток и субботу 5-й седмицы Великой Четыредесятницы 108 . 5) В 26 и 27 декабря (см. далее 25 дек.). Трезвон во все эти дни – во все колокола, кроме первого. Г. В колокол простодневный благовестят: Во все седмичные дни, в которые не случится празднования с полиелеем на утрени, кроме некоторых, указанных выше, дней. Трезвон в эти дни бывает без первых четырех колоколов, т. е. без простодневнаго. Но если случится служба с великим славословием, то трезвон бывает и в колокол 4-й, т. е. простодневный.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

232.   Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости. 233.   По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу. 234.   Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. 235.  Булгаков. «Наст. кн»., стр. 896. 236.  «Толковый Типикон». Вып. III, стр. 24. 237.  Адвент — предрождественское время, период поста, к которому приурочены многочисленные обряды и обычаи. Адвент начинается в воскресенье, ближайшее к дню святого Андрея Первозванного (30 ноября – 13 декабря н.с.). О происхождении Адвента ничего не известно, но уже в 380 собор в Сарагосе учредил подобный период покаянного приготовления к Рождеству. С конца 6 в. в период Адвента не совершаются бракосочетания. Адвент включает, как правило, 4 воскресенья, т. е. 3 полные недели с добавлением от 1 до 6 дней в зависимости от того, на какой день приходится Рождество. 25 декабря (7 января н.с.)— завершение поста и наступление Рождества. 238.  «Толковый Типикон». Вып. III, стр. 25-28. 239.   потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. 240.   и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых 241.   Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. 242.  Булгаков. «Наст. кн»., стр. 896, прим. 63. 243.   Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. 244.   Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел. 245.  Булгаков»Наст. кн»., стр. 900, прим. 70. 246.  Скабалланович. " Толковый Типикон " . Вып. III, стр. 30. 247.  Скабалланович. «Толковый Типикон». Вып. III, стр. 32-46. 248.  Подробнее о ектении этой см. в статье проф. М. Скабаллановича «Ектении» в «Труд. Киев. Дух. Ак»., за 1912 г., июль, стр. 181-195.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Иеродиакон Спиридон ограничился лишь исправлением замечания касательно пения славословия 23 сентября, о посте в среду 5 недели и в Великую Субботу, прибавкой новых замечаний касательно перенесения службы великомученицы Екатерины на 25 ноября и службы Спиридона под 12 декабря и трех новых статей касательно Пасхалии. Судя по изданию типикона 1738 г. с заявлением, что оно νεωστ τυπωθν κα πιμελς διορθωθν, последующие издания типикона лишь перепечатывают типикон 1771 года. Печатный типикон Греческой Церкви имел своим оригиналом, как мы сказали, типикон рукописный, поэтому, весьма естественно, между ними должно существовать самое тесное и близкое родство. Г. Мансветов же думает, что «дисциплинарная часть» печатного типикона составляет нечто новое, неизвестное в рукописях (стр. 251), а равно – деление на главы и количество марковых глав, тогда как на самом деле все это целиком перешло на печатный станок из рукописей. История «иерусалимского устава в землях южнославянских» обработана г. Мансветовым старательно. Для нее он сделал справки в Петербургской публичной библиотеке и, через профессора Варшавского университета Кулаковского, в библиотеке Белградской (в Сербии), но история эта далеко все же не обнимает разнообразия списков южнославянского типикона, какое было в действительности, чтобы можно было ее считать совершенно удовлетворительной. Для примера мы укажем на два 493 и 241) типикона из Халандарской библиотеки, которые по составу и изложению во многом отличаются от описанных г. Мансветовым . Г. Мансветов полагает, что сербские списки типикона Саввы Освященного и «были первой известной на Руси редакцией иерусалимского устава» (стр. 272). «На Руси у нас поворот от студийского устава к иерусалимскому начался еще в то время, когда первый был в полном ходу и ясно обнаруживается в XIII в.» (стр. 269). Автор и объясняет этот поворот появлением у нас с Востока сначала одних только особенностей иерусалимского устава, которые, сталкиваясь с обычаями господствовавшего в ту пору устава студийского, порождали разного рода недоумения и вопросы, решавшиеся на Соборах (напр., Константинопольском 1276 г.) и авторитетными пастырями Русской Церкви (Нифонтом, еп. Новгородским, Киприаном, митрополитом Московским, и др.). Когда же явились и самые списки устава из Сербии, то они мало-помалу начали вытеснять прежние обычаи церковной практики и устав студийский. Окончательная замена одного устава другим совершилась просто без всяких волнений со стороны лиц, пользовавшихся тем или другим уставом, и без официальных принуждений со стороны церковно-административной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

– В Евангелии Господь говорит: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне» ( Мф.6:16–18 ). Что это значит? – Искушение Великого поста – это именно фарисейство, потому что преподобный Иоанн Кассиан Римлянин , говоря о восьми страстях, замечает, что первые шесть – чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние – связаны между собой и идут от чревоугодия. А другие страсти – тщеславие и гордыня – живут сами по себе. Возникают они в человеке именно тогда, когда он начинает побарывать в себе первые шесть. Именно тщеславие и гордыня питаются добродетелью. На этом произрастает фарисейство, потому что самое неприятное, что может с христианами произойти – жить в такой ложной добродетели. Можно вроде все правильно делать – и молиться, и поститься, и помогать ближнему, и все, что хотите, – но при этом быть уверенным в том, что все хорошо, все в порядке. Пост – это время, когда надо плакать, себя умерщвлять. Фарисеи не только это делают, но и всем показывают, что они плачут и умерщвляют. А Христос говорит: «Давайте будем жить. Давайте оживать. Давайте свое лицо умоем и голову маслом помажем», – потому что путь поста – это путь ко Христу, это путь к Свету. Мера поста – Как выбрать меру телесного поста? С одной стороны, Типикон, сухоядение, с другой стороны, мы, уставшие городские жители, постоянно жалующиеся на современные ритмы и хроническую усталость? – В разные периоды жизни все бывает по-разному. Когда-то очень хорошо следовать Типикону, поверьте мне. В молодые годы я старался соблюдать пост и Типикон был для меня большой поддержкой. Не только я, очень многие люди через Типикон в свое время учились правильно относиться к посту. Совершенно свободный молодой человек, полный сил и энергии. Почему по Типикону не попоститься? Очень даже было тогда хорошо.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010