Причастен – дня (субботы): «Радуйтеся, праведнии...». Б. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры праведного, глас 8-й – 6 (первая стихира – дважды). «Слава» – праведного, глас 4-й: «Безстрастия добротою…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праведного, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – праведного, глас 6-й: «Дивны дарования твоя…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Молитвами Рождшия Тя, Христе...». По Трисвятом – тропарь праведного (на прославление), глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, ходатайствовавшую...». На повечерии может петься служба мч. Вонифатия (с 19 декабря). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праведного (на прославление), глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, ходатайствовавшую...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны праведного (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и праведного на 8. В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и праведного на 8. Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы. Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха) . Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Христос раждается…». По 3-й песни – седален праведного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2022-12-31/

Катавасия «Христос раждается...». По 3-й песни – ипакои праотцев, глас 2-й (единожды). По 6-й песни – кондак и икос праотцев, глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 7-й. «Слава» – светилен праотцев: «Адама восхвалим...», «И ныне» – Богородичен Минеи: «Солнце великое...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 4-й – 4, и праотцев, глас 2-й – 4 (с припевами: «Благословен еси, Господи...», «Яко праведен еси о всех...»; первая стихира – дважды). «Слава» – праотцев, глас 7-й: «Приидите вси, верно торжествуим...», «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – евангельская стихира 7-я. На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праотцев: «Верою праотцы оправдал еси...». Кондак только праотцев . На Литургии блаженны гласа – 6 и праотцев, песнь 3-я – 4. По входе – тропарь воскресный, тропарь праотцев. «Слава, и ныне» – кондак праотцев. Прокимен – Песнь отцев, глас 4-й: «Благословен еси, Господи Боже отец наших...», стих: «Яко праведен еси о всех...». Аллилуиарий – праотцев, глас 4-й: «Моисей и Аарон во иереех Его...», стих: «Призываху Господа...». Апостол и Евангелие – Недели праотцев (Кол., 257 зач.; Лк., 76 зач.). Примечание. В Неделю святых праотец, согласно Уставу, читается Апостол Недели 29-й (Кол., 257 зач.) и Евангелие Недели 28-й (Лк., 76 зач.). См. также примечание 4 декабря. Причастен – воскресный: «Хвалите Господа...»; и праотцев: «Радуйтеся, праведнии...». Примечание. «Егда убо бывает Неделя святых праотец, оставляется последование прилучившагося святаго в ту Неделю, и поем прежде в пяток на повечерии» (Типикон, 11 декабря, Маркова глава). 1 См.: Минея-Декабрь. М., 2002. Ч. 1. С. 406–421. 2 «Егда убо бывает Неделя святых праотец, оставляется последование прилучившагося святаго в ту Неделю, и поем прежде в пяток на повечерии» (Типикон, 11 декабря, Маркова глава).

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-24/

По Трисвятом – тропарь прав. Филарета. «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся паче смысла...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь прав. Филарета (дважды). «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся паче смысла...». Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. Примечание. При славословной службе (с пением Октоиха) стихословие третьей рядовой кафизмы на утрене не отменяется . По 1-м и 2-м стихословии – малые ектении и седальны прав. Филарета (по дважды); по 3-м стихословии – малой ектении нет , седальны Октоиха. Существует также мнение, что на утрене при славословной службе, по аналогии с полиелейным богослужением, должны стихословиться только две рядовые кафизмы, а третья должна переноситься на вечерню следующего богослужебного дня и читаться вместо 18-й кафизмы. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), прав. Филарета на 6 и пророка на 4. Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»). Катавасия «Христос раждается…». По 3-й песни – кондак пророка, глас 4-й; седален прав. Филарета. «Слава» – седален пророка, глас 5-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Из Тебе воплощшагося...». По 6-й песни – кондак и икос прав. Филарета. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен прав. Филарета. «Слава» – ин светилен прав. Филарета, «И ныне» – Богородичен Минеи . «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры прав. Филарета – 4. «Слава» – прав. Филарета, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Великое славословие. По Трисвятом – тропарь прав. Филарета. «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся паче смысла...». На часах – тропарь прав. Филарета. «Слава» – тропарь пророка. Кондаки пророка и прав. Филарета читаются попеременно. На Литургии блаженны прав. Филарета, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки:

http://patriarchia.ru/bu/2022-12-14/

На хвалитех стихиры Богородицы, глас 4й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8й: «О Твоих знамениих…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4й. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы, глас 5й. На часах – тропарь Богородицы. «Слава» – тропарь мучеников. Кондак только Богородицы. На Литургии блаженны Богородицы, песнь 3я – 4 (со ирмосом) и песнь 6я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь храма, тропарь Богородицы, тропарь мучеников; кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак Богородицы. В храме Богородицы – тропарь Богородицы (Почаевской иконы), тропарь мучеников. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак Богородицы (Почаевской иконы). В храме святого – тропарь Богородицы, тропарь храма, тропарь мучеников; кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак Богородицы. Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы. Апостол и Евангелие – дня и Богородицы. 1 Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 203) указывают тропарь мучеников, глас 4й: «Мученицы Твои, Господи…». 2 В Минее общей неточность: ошибочно указан глас 8й. 3 Кондак мучеников, глас 2й (общий): «Светильницы светлии…» (см. в Минее общей, гл. 15, л. 88 об.) в богослужении данного дня (при соединении со службой Почаевской иконы Пресвятой Богородицы) может быть опущен. В таком случае, в порядке пения тропарей и кондаков по входе на Литургии в храме Богородицы возможно исполнение тропаря мучеников на «Славу» (ср. с богослужением Недели ваий), а также пение его непосредственно после предыдущего тропаря (ср. с богослужением в Неделю свв. праотец и Неделю св. отец; Типикон, Марковы главы под 11 и 18 декабря). Кондак Почаевской иконы в последнем случае поется на «Слава, и ныне». Рекомендуемые записи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Христос раждается...». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 3-й; седален святых, глас тот же. «Слава» – седален Минеи, глас тот же, «И ныне» – ин седален Минеи, глас 1-й. По 6-й песни – кондак и икос святых, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 7-й. «Слава» – светилен святых, «И ныне» – светилен праздника (см. в службе праздника 25 декабря). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 4-й – 4, и праздника, глас тот же – 4 (со своими припевами; стихиры праздника см. в Минее 25 декабря на хвалитех; припевы см. в Минее 25 декабря на стиховне вечера). «Слава» – святых, глас 8-й: «Кровь, и огнь, и курение дыма...», «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – евангельская стихира 7-я. На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропари праздника и святых читаются попеременно. Кондаки праздника и святых читаются попеременно. На Литургии блаженны гласа – 4, праздника, песнь 8-я – 4, и святых, песнь 6-я – 4. На входе: «...Воскресый из мертвых...». По входе – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь святых. «Слава» – кондак святых, «И ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен и аллилуиарий – воскресные и Недели по Рождестве Христовом (т. е. святых) . Апостол и Евангелие – Недели по Рождестве Христовом. Задостойник праздника. Причастен – воскресный: «Хвалите Господа...»; и святых: «Радуйтеся, праведнии...». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». 1 См.: Минея-Декабрь. М., 2002. Ч. 2. С. 386–395. 2 Ср.: Типикон, 11 декабря, Маркова глава. 3 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от века...». 4 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор...». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

http://patriarchia.ru/bu/2025-01-12/

В. В храме святого (если служился полиелей) – тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства. Примечание. Если совершалось всенощное бдение, то тропарь и кондак храмового святого не поются. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного. Апостол и Евангелие – преподобного . Поется «Достойно есть...». 1 О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 2 Начало великой вечерни при полиелейной службе отличается от начала великой вечерни в составе бдения тем, что начальный возглас – «Благословен Бог наш...», а не «Слава Святей...» (иерей произносит возглас по окончании 9-го часа на амвоне, при закрытых царских вратах и открытой завесе), и тем, что 103-й псалом читается, а не поется. 3 Если в честь прп. Серафима Саровского совершается всенощное бдение: На литии – стихира храма и стихиры преподобного. «Слава» – преподобного, «И ныне» – предпразднства. На стиховне – стихиры предпразднства (см. следующую сноску). «Слава» – преподобного, «И ныне» – предпразднства. По Трисвятом – тропарь преподобного (дважды) и предпразднства (единожды). (Ср.: Типикон, 21 декабря, служба свт. Московского Петра, и 11 января, служба прп. Феодосия). 4 Ср.: Типикон, 21 декабря, служба свт. Московского Петра в предпразднство Рождества Христова. В качестве общего правила, на богослужении седмичных дней при средних праздниках Месяцеслова в периоды пред-попразднств Уставом допускается пение на стиховне великой вечерни как стихир праздника, так и стихир святого (ср.: Типикон, 21 декабря, свт. Петра, и 11 января, прп. Феодосия; Минея общая, «Изъявление вкратце...»); в субботние дни Типикон указывает стихиры святого (ср.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 201). 5 Согласно распространенной практике, царские врата отверзаются с началом пения тропарей. 6 Такое окончание положено на великой вечерне (без бдения), которая совершается отдельно от утрени. В случае, если вслед за великой вечерней (без бдения) совершается, по сложившейся богослужебной практике, полиелейная утреня, царские врата не отверзаются. После «Утверди, Боже...» иерей в алтаре пред престолом произносит возглас: «Слава Святей...», творя крест кадилом.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-15/

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8й. «Слава, и ныне» тропарь праздника, глас 4й. Отпуст: «Иже во славе…». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки праздника и преподобного читаются попеременно. На Литургии блаженны 2го канона праздника (Вознесения), песнь 5я – 4 (со ирмосом), и преподобного, песнь 3я (или 6я) 4. На входе – «…вознесыйся во славе…». По входе – тропарь праздника, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь преподобного; кондак храма святого. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника (см. на Литургии в праздник Вознесения) и преподобного. Апостол и Евангелие – дня и преподобного. Задостойник Вознесения. Отпуст: «Иже во славе…». 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 28 декабря 2017 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы священномученику Петру, архиепископу Воронежскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5090885.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/410). 2 «И отдается последование святых отец» (Триодь Цветная. М., 2002. Л. 217). 3 См.: Минея, 11 июня; Типикон, 21 декабря (свт. Петра) и 11 января (прп. Феодосия); Минея общая, «Изъявление вкратце…». 4 «И отдается последование святых отец» (Триодь Цветная. М., 2002. Л. 217). 5 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи. Рекомендуемые записи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

7 Общие указания Устава о пении канонов на повечериях предпразднства Богоявления следующие: праздничный канон поется на 8 (ирмосы по дважды, тропари на 6), и затем ирмос оба лика вкупе. Если у канона два ирмоса, то ирмос 1-го канона поется дважды, тропари же обоих канонов на 6, и затем ирмос 2-го канона оба лика вместе. 8 Если на повечерие переносится служба Минеи, канон святого Минеи поется без ирмосов, в песнях с трипеснцами трипеснцы предваряют. О порядке пения служб на повечерии см. также: 13 марта, вторник 2-й седмицы Великого поста. 9 Так как в службе предпразднства содержатся четыре седальна по кафизмах, то возможен следующий порядок: по 1-м стихословии – 1-й седален предпразднства, «Слава» – преподобного, «И ныне» – 2-й седален предпразднства; по 2-м стихословии – седален преподобного (дважды), «Слава, и ныне» – 3-й седален предпразднства; по полиелее – седален преподобного (дважды), «Слава, и ныне» – 4-й седален предпразднства. 10 По Минее, на хвалитех стихиры поются на 6: предпразднства – 3 и преподобного – 3, но это указание неточно. Типикон в аналогичной службе 21 декабря (свт. Петра) назначает не шесть, а восемь стихир: предпразднства хвалитные – 4, и святого – 4 (первая стихира – дважды). Петь стихиры следует согласно указанию главы Типикона 21 декабря (то есть на 8), поскольку в службе свт. Петра учитываются особенности богослужения предпразднства Рождества Христова (аналогичные предпразднству Богоявления), которые отсутствуют в периоды предпразднств и попразднств прочих двунадесятых праздников: в частности, в предпразднства Рождества и Богоявления, помимо трех обычных утренних стихир на стиховне, в рядовой службе приводятся еще четыре хвалитные стихиры предпразднства. 11 О пении блаженн и об исполнении ирмосов песней канона в составе тропарей на блаженнах см.: Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Вып. III. С. 18. 12 Храмом в Уставе, когда речь идет о службе в тот или иной день, всегда именуется тот придел, где совершается Литургия. 13 Рядовые чтения 2, 3, 4 и 7 января можно опустить ввиду Крещенской отступки.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-15/

В храме святого – тропарь Богородицы (иконы), тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Богородицы (иконы). Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы (иконы) . Апостол и Евангелие – дня и Богородицы (иконы). 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2019 года была утверждена к общецерковному богослужебному употреблению служба прмцц. Анне и Матроне Алексиевским. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5554082.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/487 ). 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 11 марта 2020 года были утверждены тексты тропаря и кондака преподобномученице Дарии (Зайцевой). Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5605342.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/492 ). 3 Минея содержит две службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная»: 1) «Празднование Пресвятей Богородице в честь чудотворныя Ея иконы, нарицаемыя “Державная”», и 2) «Ина служба явлению иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы “Державныя”». 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466–468, 441. 5 Там же. С. 432–433, 438. 6 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466. 7 Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467. 8 Устав (см.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; ср.: 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри») не уточняет, сколько раз поется ирмос канона Минеи в песнях с трипеснцами. Согласно мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 467), в данном случае ирмос канона Богородицы (иконы) должен петься дважды. 9 «Всякое дыхание...» перед хвалитными псалмами не поется, поскольку славословие на утрене читается (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-14/

1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 24 декабря 2015 года была утверждена и рекомендована к общецерковному богослужебному употреблению служба сщмч. Вениамину, митр. Петроградскому, и иже с ним пострадавшим. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/4305352.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru ). 2 Ср.: Типикон, 1 августа, 3-е «зри»: «Аще же 1-й день августа случится в Неделю»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783. Стихира святого, глас 1-й: «Како не дивимся благоумию твоему...», совпадающая со славником стиховен утрени, может быть исполнена в составе литийных стихир. 3 Возможно пение в стихирах на литии на «Слава, и ныне» стихиры Креста (Минеи), глас 6-й: «Пророчестии гласи...» (см. на стиховне утрени в Минее). Стихира Павла Аморрейского (из Октоиха), глас 1-й: «Ты Бога человеком соединила еси...», в этом случае поется перед «Слава, и ныне». 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–63. 5 Там же. С. 65–67. 6 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гавриилу вещавшу...». 7 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор...». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86. 9 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах. 10 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782. 11 Там же. С. 65–67. 12 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гавриилу вещавшу...». 13 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 90. 14 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир священномученика допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73).

http://patriarchia.ru/bu/2023-08-13/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010