2 . Ты говоришь, что софист Аполлофаний 1539 бранит меня и называет отцеубийцей как нечестиво пользующегося достижениями эллинов против самих эллинов. Справедливее было бы, однако же, нам ему сказать, что эллины нечестиво пользуются божественным против божественного, стараясь с помощью премудрости Божией ниспровергнуть божественное. Я уж не говорю о вере многих 1540 , приземленно и страстно приверженных произведениям поэтов и почитающих «тварь паче Творца» ( Рим.1:25 ), но говорю, что и сам Аполлофаний нечестиво пользуется божественным против божественного. Ведь знание сущего 1541 , правильно называемое им философией, а божественным Павлом названное «премудростью Божией» (см. 1Кор.1:21 ), истинных философов должно возводить к Виновнику и самого сущего, и ведения его. И чтобы мне не обличать, вопреки убеждению, взгляды других лиц или его, скажу лишь, что Аполлофанию 1542 , как человеку мудрому, следовало бы разуметь, что никак и никогда ничто небесное не может уклониться от своего порядка и движения, если только и к этому его не подвигнет Виновник и Содержатель его бытия, Творящий и Претворяющий все, согласно священному слову (см. Быт.1:1 ; Дан.2:21 )· Как, удивляясь Тому, Кто обладает всепричинной и пренеизреченной силой, не почитает он и отсюда познаваемого нами истинно сущего всеобщего Бога, когда солнцу и луне 1543 , по силе и статусу сверхъестественнейшим 1544 , Он приказал быть совершенно неподвижными (см. Нав.10:12–14 ) вместе со всем прочим и стоять в продолжении целого дня всем в одних и тех же знаках зодиака? И, более того, – когда все, и большее и объемлемое, так согласованно обычно тогда вместе с объемлющим не двигалось им объемлемое. И – когда некий иной день почти утраивается 1545 по продолжительности, и в течение целых двадцати часов, или приблизительно такого времени 1546 , движение солнца обращается вспять (см. Ис.38:8 ) и затем вновь в высшей степени сверхъестественно возвращается назад. И солнце, своим путем за десять часов совершившее свое пятиобразное движение 1547 , Он заставляет в остальные десять возвращаться точно назад, двигаясь неким новым путем (см. 4Цар.20:9–11 )· Это естественным образом и вавилонян поражало и без борьбы подчинило их Иезекии как некоему богоравному, превосходящему людей, существу. И я не буду, пожалуй, говорить о великих чудесах в Египте или о каких–то иных где–либо имевших место богознамениях, но напомню об общих небесных знамениях, явленных повсюду и всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Язык – это «жгучая» и «ядовитая» сила. Этот образ развивает апостол Иаков: «язык – огонь, прикраса (космос) неправды… Он оскверняет все тело и воспалаяет (палит) круг бытия (генесис), будучи [сам] воспаляем от геенны… Язык никто из людей укротить не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» ( Иак.3:6,8 ). Пс.139:5             Сохрани меня, Господи от руки нечестивого,                         от мужа насилий соблюди меня:                         они умыслили столкнуть стопы мои. «Столкнуть» – ср.: «они толкая толкали меня, чтобы я упал» ( Пс.118 /117:13); таков дух ниспровергателей. «Стопы» паам – слова «стопа», «пята» и «шаг» в библейских текстах относятся к сфере нравственности, поступка (см. Пс.17 /16:5). «Столкнуть стопы» – направить на путь погибели («на путь грешных»; Пс.1:1 ). Пс.139:6             Скрыли гордые сеть для меня и петли,                         раскинули тенета подле тропы, силки разложили для меня. Четыре вида скрытых ловушек: сеть (пах) – как для ловли птиц ( Пс.11 /10:6); петли (хевел) – веревкки ( Иов.40:25 ); тенета (решет) – под ноги ( Пс.25 /24:15); силки (мокеш) – с приманкой ( Пс.69 /68:23). Диавол есть ловец (ниже, ст.12). Пс.139:9             Не дай, Господи, желаемого 602 нечестивцу;                         он замыслил это – Ты не способствуй:                         они вознесутся. «Вознесутся» – по контексту: иначе они возгордятся. Пс.139:10             [На] голову окруживших меня –                         вред уст их да покроет их. " Вред» (амал) уст» – ложь; ср.: «нечестивый зачал вред и родил ложь» ( Пс.7:15 ); «обратится вред его на голову его» ( Пс.7:17 ). Пс.139:11             Да опрокинутся на них угли,                         в огонь да будут низвержены,                         в потоки 603 , – чтобы не встали. «Опрокинутся» – Qere; ср.: «они опрокинули на меня беззаконие» ( Пс.55 «Угли» – язва (ожог) от диавольского нападения; ср.: «стрелы сильного – изостренные, с угольями можжевеловыми» ( Пс.120 /119:4). В Новый Завет вошло выражение «собирать на голову врага угли огня» ( Рим.12:20 ; ср. Притч.25:22 ). «Потоки» огня – образ ада; это – «геенна, огонь неугасимый» ( Мф.9:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает журналист, педагог Григорий Прутцков //Фома. - — март 2022. - С.98-99. - (рубрика « Эпилог »). Вопрос номера: В чем смысл жизни с точки зрения христиан? [Вопрос читателя: «Не могу понять, в чем видят смысл жизни христиане. На православных сайтах пишут, что надо молиться, поститься, жить по заповедям — но ведь это не может быть окончательным смыслом? Еще пишут, что смысл жизни в любви — но ведь любить можно, и не будучи христианином... Растолкуйте, пожалуйста]. Отвечает диакон Игорь Цуканов . Фото Василисы Коноплянцевой // Фома. - — март 2022. - С.16-25. - (рубрика « Вопрос номера »). См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает журналист, педагог Григорий Прутцков //Фома. - — март 2022. - С.98-99. - (рубрика « Эпилог »).      ВЕРА (раздел). – С.26-49. Читаем Писание: Читаем Евангелие вместе с радио «Вера» . Ежедневно на радио «Вера» священники комментируют тот отрывок Писания, который читается в храме. Журнал «Фома» публикует текстовую версию выпусков «Евангелия дня», а послушать программу можно на сайте radiovera.ru. Чем Нагорная проповедь так поразила слушателей ? Евангелие от Матфея, глава 4 [Мф 4:25] и глава 5 [Мф 5:1-13] . Комментирует протоиерей Павел Великанов. [«...В Своей Нагорной проповеди Иисус предлагает слушателям горизонт, о котором они не могли даже помыслить в самых смелых фантазиях... И эти слова Христа Спасителя звучат сегодня для каждого из нас. Перед нами тот же выбор: поверить Ему и начать жить следуя Его заветам, или же продолжать пытаться строить своё, человеческое царство — с вполне предсказуемым концом. Выбор - за нами»]. Ил.: Нагорная проповедь. Карл Блох. 1877//Фома. - — март 2022. - С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Читаем Писание »). Мария Александрова. Загадки Ура: что ученым удалось узнать о легендарном библейском городе. [Сегодня до Ура Халдейского, расположенного в Южном Ираке, не доехать. Но это было бы настоящим паломничеством: увидеть своими глазами то небо, те холмы и тот город, которые почти четыре тысячи лет назад видел Авраам — человек, первым уверовавший в исторические времена в Единого Бога и названный апостолом Павлом отцом всех верующих (Рим 4:11). Город Авраама был оставлен жителями в V веке до нашей эры. Археологи «открыли» его вновь чуть больше века назад. В результате археологических раскопок, которые велись на этом месте несколько десятилетий, мы знаем, как выглядел город Авраама и чем и как жили населявшие его люди]. Фото Aziz1005/Wikimedia Commons/CC BY 4.0; Joshua McFall/Flikr/CC BY-NC-ND 2.0; Peter Chou Kee Liu/Flikr/CC BY-NC-ND 2.0. Ил.: Переселение Авраама. Йожеф Мольнар. 1850; Карта странствий Авраама; Город Ур Халдейский, родина Авраама. Гравюра 1857 года; «Штандарт войны и мира» - самый значительный артефакт из обнаруженных Вулли в Уре. Середина III тысячелетия до н. э. и др. Археолог Леонард Вулли на раскопках Ура; Раскопки Вулли 1933-1934 и др. фото//Фома. - — март 2022. - С.28-36. - (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-227-...

6. Давайте же и мы будем утолять свою жажду из этих потоков, подобно известной самарянской женщине (Ин 4:7 и далее) 24 , всецело избегать неразумия и через покаяние приближаться к вечному и созерцать его, уходя от преходящего, как о том поведали [мы, хотя и] сбивчиво, в нашем слове, чтобы удостоиться вечного Царства по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому вместе с Отцом и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слово третье. О Божием крещении, святой любвии других величайших Божественных заповедях Благослови, отче! Сказав прежде о первом Божественном постановлении и заповеди — я имею в виду спасительное покаяние и вечное Царство, — сказав и изложив так, как то позволила благодать Всесвятого Духа, мы теперь перейдем, словно из одного сада в другой, к [теме] усыновления и любви, поведя речь о благодати Божиего крещения. Потому что и крестились исповедуя грехи свои (Мф 3:6; Мк 1:5) 25 ; также [Господь] говорит: Если кто не родится свыше, то есть не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Небесное (см. Ин 3:5 и 7) 26 ; также: покайтесь, и да крестится каждый из вас (Деян 2:38) 27 и далее; еще: Тем, которые приняли Его, банею возрождения дал власть быть чадами Божиими (см. Ин 1:12; Тит 3:5) 28 Разумеется, крещение находится в полном созвучии с покаянием, а с покаянием — усыновление 29 за которым [следует] могущественный венец [всех] благ — исполнение закона (Рим 13:10) 30 и всех пророков, апостольское украшение, отличительный признак учеников [Христовых]. Ведь [Господь] говорит: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:35) 31 . [Не говорит]: потому что мертвых будете воскрешать, прокаженных очищать, бесов изгонять и слепых делать зрячими (см. Мф 10:8; 11:5) 32 узнают все, что вы Мои ученики , поскольку многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда на знал вас (Мф 7:22–23) 33 . Но изрекает: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.   Ибо знамения творить пытаются и лукавые [чудотворцы силою] колдовства и Веельзевула 34 , а любви поражаются все. Когда вы и врагов будете считать друзьями, тогда узнают все, что вы Мои ученики .

http://pravmir.ru/desyat-slov-o-zapovedy...

Кратким апракосом являются такие древнейшие славянские рукописи, как глаголическое Ассеманиево евангелие (Vat.), кириллические Саввина книга (РГАДА, ф. 381, 14) и Остромирово евангелие 1056/1057 г. (РНБ, F.n.I.5). Архангельское евангелие конца 1092 г. (РГБ, М. 1666) списано, как кажется, с двух оригиналов – частью с краткого и частью с полного апракосов (Жуковская 1964). Из фрагментарно сохранившихся рукописей Евангелия X-XI вв. как краткий апракос может быть определено только Туровское евангелие (Ц БАН Литвы, ф. 19, собр. Виленской публичной б-ки, 1), тогда как Охридские глаголические листки (ОГНБ, 1/2), Куприяновские (Новгородские) листки (РНБ, Кп.1.58), Листки Ундольского (РГБ, Унд. 961) не могут быть с уверенностью отнесены к какому-либо виду апракоса, поскольку содержат пассажи, тождественно представленные в апракосах разного типа. Древнейшие полные апракосы относятся к XII в.: русские Мстиславово евангелие до 1117 г. (ГИМ, Син. 1203), Юрьевское евангелие, между 1119 и 1128 гг.: (ГИМ, Син. 1003), Добрилово евангелие 1164 г. (РГБ, Рум. 103), сербские Мирославово евангелие, между 1180 и 1190 гг. (РНБ, F.n.I.83), Вуканово (Волканово) евангелие около 1200 г. (РНБ, F.n.I.82), Болгарских рукописей полного апракоса известно всего две: Карпинское евангелие XIII в. (ГИМ, Хлуд. 28) и рукопись XIII в. из собрания БАН 24.4.25. При составлении каталога евангельских рукописей Л. П. Жуковской (1976) удалось охватить 500 единиц до начала XV в. Из 500 рукописей 50 приходится на краткие апракосы, 200 – на полные и 7 – на праздничные (см. § 6). § 5. Структура апостольского апракоса Структура второго новозаветного апракоса, построенного на материале Апостола, такова. В течение первого периода от Пасхи до Пятидесятницы читаются отрывки из Деяний. Второй и третий периоды объединены здесь в один, состоящий из 36 недель. В течение первых 9 недель по субботам и воскресеньям читается Послание к римлянам. В течение 10 следующих недель по субботам и воскресеньям читаются два Послания к коринфянам, причем 1 Кор. читается, как правило, в субботу, а 2 Кор. – в воскресенье. Затем с таким же чередованием субботних и воскресных чтений следуют Послания к галатам и к филиппийцам, к галатам и к ефессянам, к колоссянам и к евреям, к Тимофею и к Титу. Последовательность чтений в будние дни этих же 36 недель приблизительно такова: 1–6-я недели – Рим., 6–10-я недели – 1 Кор., 11–13-я недели – 2 Кор., 14–16-я недели – Гал., 16–18-я недели – Еф., 19–20-я недели – Флп., 20–22-я недели – Кол., 23–24-я недели – 1 Фес., 25-я неделя – 2 Фес., 26–27-я недели – 1 Тим., 27–28-я недели – 2 Тим., 28-я неделя – Тит., 29–30-я недели – Евр., 31–32-я недели – Иак., 33-я неделя – 1 Пет., 34-я неделя – 2 Пет., 34–35-я недели – 1 и 2 Ин., 36-я неделя – 3 Ин. и Иуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Attische Feste. 2 Aufl. Berlin. 1956. S. 40 ff., cf. Robert C. Athena Sciras und die Scirophorien Hermes. 1885. 20. S. 367 ff.) 40 Hatch E. The influence of Greek Ideas on Christianity. New York, 1957. p. 290. 41 Мф.13:11; Мк.4:11; Лк. 8:10; Рим.11:25, 16:25; 1Кор.2:7, 4:1, 13:2, 14:2, 15:51; Еф.1:9, 3:3—4, 9, 5:32, 6:19; Кол.1:26—27, 2:2, 4:3, 1Тим.3:9, 16; Откр.1:20, 10 42 Жан Пепен, говоря о риторическом использовании языка мистерий христианскими авторами, ссылается прежде всего на «Увещевание» Климента Александрийского (120, 1—2) (Pépin J. Christianisme et mythologie. Jugements chrétiens sur les analogies du paganisme et du christianisme/Pépin J. De la philosophie ancienne à la théologie patristique. Variorum reprints. London, 1986. VIII. p. 20). 43 Ср.: Eur Bacch., 470 сл. 44 Hatch E Op. cit. p. 305—306. Впрочем, уже Иустин Мученик использует для крещения термин «просвещение» (1 Апология, 61), ср.: Hatch E Op. cit. p. 295. 45 Ibid. p. 307. 46 Мистический культ Деметры и Коры существовал и в Александрии, где был даже пригород, именовавшийся «Элевсин». Античный толкователь Каллимахова гимна в честь Деметры приписывает Птолемею Филадельфу введение обряда шествия с кошницей «в подражание Афинам». Ф.Ф. Зелинский полагает, что перенесение всего элевсинского культа в Александрию могло состояться еще при Птолемее I Сотере (Зелинский Ф.Ф. Религия эллинизма. с. 27—28). 47 В «Строматах» Климент пишет даже, что Бог даровал философию эллинам через низших ангелов (Clem. Strom., VII (2) 6, 4). 48 Ср.: Tert. Apol., 17. 6. 49 Татиан, например, в «Речи против эллинов» (16, 1) заявляет, что демоны, повелевающие людьми, не есть души людей. 50 Учение Платона о демонах, конечно, сложнее, чем можно заключить на основании этих двух мест; см., например, Plat. Resp., X, 617e, 620 de; Phaed., 107d; Symp., 202e; Tim., 89e-90a; Leg., 717a-b. 51 См. также Ios. Bell. Jud., 7. 6, 3; Iust. Apol., 1, 17 – о душах умерших, вселяющихся в живущих. 52 « злоупотребили и своим естеством, и предоставленной им властью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3550...

чрез Которого и веки сотворил. Превосходящее все достоинство Сына открыто в творении, поскольку «Им создано все» ( Кол. 1,16 ). 1 сияние славы. Греческое слово, переведенное здесь как «сияние», употреблено при описании персонифицированной Божественной Премудрости в неканоническом еврейском произведении «Книга премудрости Соломона» ( Прем. 7,25–28 ). Однако в послании речь идет не о персонификации Божиих свойств, а о Божественной Личности, обладающей этими свойствами. образ ипостаси Его. Это выражение предполагает единство Сына с Отцом и их раздельность как Божественных Личностей. Соответствуя во всем Отцу, Сын открывает Собою Отца, т.е. является Его откровением. Христос образ Бога невидимого» ( Кол. 1,15 ) является Тем, в ком мы можем видеть Отца ( Ин. 14,9 ; 2Кор. 4,4–6 ). держа все словом силы Своей. В начале времен Сын призвал творение к существованию ( Кол. 1,17 ) и хранит его от разрушения и гибели до того дня, когда его словом все будет вновь поколеблено, все, кроме Царства Божия и наследников его (12,26–28). очищение грехов наших. Разъясняется значение искупительной смерти Сына, как священнический акт очищения тех, кто призван в присутствие Божие (9,14). воссел одесную (престола) величия на высоте. См. Пс. 109,1 . Это выражение содержит указание на два аспекта превосходящей все славы Сына. Во-первых, «одесную» означает величие служения Христа, которое является вершиной праведности, небесной святости и не имеет аналогов на земле (8,1.2.5). Во-вторых, Он «воссел», поскольку Его очистительная (освятительная) работа, в отличие от священников-левитов, была сделана однажды и навсегда (10,11.12). 1 превосходнее Ангелов. Этими словами вводится ряд цитат из Ветхого Завета (ст. 5–14). славнейшее... наследовал имя. Предвечный Сын принял человеческую природу (воплотился), чтобы спасти людей от греха и смерти (2,14.15). Теперь же, как воскресший Мессия, Он «открылся Сыном Божиим в силе... через воскресение из мертвых» ( Рим. 1,4 ). Возвышение Христа, как новый этап Его мессианского и посреднического служения, и является свидетельством того, что Он стоит выше ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Прежде наступления конца света, согласно апостолу Павлу и святоотеческим толкованиям, совершится также массовое обращение ко Христу израильского народа (См.: Рим. 11:25–26 ). Кроме того, Второе Христово пришествие будет предваряться всемирной проповедью двух пророков (см.: Откр. 11:3 ), один из которых – пророк Илия. Об этом еще во времена Ветхого Завета говорил пророк Малахия: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» ( Мал. 4:5 ). Об этом предупреждал и Сам Господь: «…правда, Илия  должен  придти прежде и устроить все» ( Мф. 17:11 ). Под вторым пророком обычно понимают праотца Еноха или (реже) – пророка Моисея. Ну и конечно, наиболее известным признаком, предваряющим конец мира, является пришествие антихриста. Он будет конкретной личностью: «человеком греха, сыном погибели» (2 Фес. 2:3). Согласно книге Откровения святого апостола Иоанна Богослова, антихрист придет как мировой правитель: «…и дана ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем» ( Откр. 13:7 ). Отсюда можно сделать вывод, что прежде конца света все земные государства соединятся в одно, чего пока еще в реальности не существует. Кроме того, этот мировой правитель будет яростным богоборцем и противником Христа: «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно» ( Откр. 13:5 ). Он будет требовать себе от человечества божественного почитания и поклонения: «…в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2 Фес. 2:4 ). Это поклонение будет фиксироваться начертанием на теле поклонившегося человека, а именно – на правой руке или на лбу «начертание, или имя зверя, или число имени его» ( Откр. 13:17 ). Важно отметить, что в книге Откровения поклонение антихристу («зверю») и принятие начертания изображаются как взаимосвязанные части воздаяния божественных почестей антихристу: «…кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией… и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» ( Откр. 14:9–11 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/i-togda-pri...

Б. не только важный составляющий элемент духовной жизни и быта Др. Израиля, но и фундаментальный концепт ветхозаветного богословия, раскрывающийся во всей полноте и обретающий эсхатологическую перспективу в НЗ (ср.: Ис 65. 23 и Мф 25. 34; см. Westermann. P. 33, 44-45). В Новом Завете Вознесение Господне. Икона. VIII–IX вв. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Вознесение Господне. Икона. VIII–IX вв. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) С Б. начинается новозаветная история: в Благовещении арх. Гавриил передает Марии Б. и возвещает Ей о рождении от Нее Спасителя мира. Во время общественного служения Христос благословлял детей (Мк 10. 16) и Своих учеников (Лк 24. 50); благословив, Он умножил хлебы в пустыне (Мф 14. 19; 15. 36; Мк 6. 41; 8. 6; Лк 9. 16; Ин 6. 11, 23) и установил таинство Евхаристии на Тайной вечере (Мф 26. 26; Лк 22. 20; 24. 30; 1 Кор 10. 16); Б. Им апостолов при Вознесении (Лк 24. 50) называют прощальным. Согласно одной из проповедей ап. Петра, Господь Иисус был послан за тем, чтобы благословлять (Деян 3. 26). Он предписал Своим ученикам отвечать Б. даже на притеснения и гонения (Лк 6. 28); ап. Павел, сам так поступавший (1 Кор 4. 12), призывал к этому и всех христиан (Рим 12. 14). Нести Божие Б. в мир - миссия Церкви и призвание каждого христианина (Мф 5. 44; Лк 6. 28; Рим 12. 14; 1 Петр 3. 9; 1 Кор 4. 12; Рим 15. 29). В НЗ Б. позволяет рассчитывать не на материальные, а на духовные милости (Еф 1. 3). Это Б. получают лишь принимающие Самого Мессию (Мф 21. 9; 23. 39; Мк 11. 9; Лк 13. 35; 19. 38; Ин 12. 13), Его Матерь (Лк 1. 42) и то Царство, о к-ром Он возвещает (Мк 11. 10). Отныне всякое Б. совершается во имя Господа Иисуса Христа (Еф 1. 3), т. к. «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян 4. 12). Те Б., с к-рыми в ВЗ обращались к Богу, в НЗ направляются ко Христу (Рим 9. 5). Связующее звено между Ветхим и Новым Заветами - Б., данное Аврааму: Бог обещал ему, что в семени его благословятся все народы (Быт 26. 4), а семя Авраама есть Христос, и уверовавшие в Него, вне зависимости от принадлежности к тому или иному народу, наследуют Б. Авраама (Гал 3. 13-16).

http://pravenc.ru/text/149325.html

ЕПИСКОП СМИРНЫ; в основном тексте другой эпоним Поликарпа: оучнъ ана И309 10 . Гл. 17. МАРК АНТОНИН: маркъ антонинъ – так и в основном тексте. В греч. Μρκος Б451 17 , без прозвища. Имп. Марк Аврелий Антонин был сторонником античного стоицизма, отсюда прозвище Философ (в Кринице в гл. 18). И12 Гл. 21. 17 ЛЕТ – так в основном тексте. В Кринице пропущено. Гл. 21.1. СОСТАВИЛ; в Тр сь б ща л . Гл. 25. В РИМЕ; в Тр. въ ромии , в основном тексте в рим . Гл. 26. 6 лет – так и на И315 9 и в греч. по Вен [Истр. II, 70]. Ко «3 года» Б460 21 . Гл. 29. УДИВЛЯЛ ВЕЛИЧИНОЙ ТЕЛА И МУЖЕСТВОМ. В основном тексте речь идет о высоком росте и мужестве персидского царя Шапура, с которым воевал Филипп. Эта испорченная фраза Криницы приводится без критики в Срезн (на величьство). Филипп был убит Децием (Декием) Траяном. Гл. 31. ВЕЛИКИЙ ГОЛОД; в пер. гра д – порча гладъ (так в основном тексте). Последнее – результат смешения омофонов λιμς «голод» и λοιμς «чума». См. комм, к И318 на МОР. Гл. 33. ПОПАЛ В ПЛЕН; в пер. здесь и ниже дертъ. Попал в плен (в Эдессе) и был подвергнут этой казни со стороны персидского царя Шапура имп. Валериан. И13 Гл. 34. КЛАВДИЙ – Клавдий II Готский. Гл. 36.1. О МАНИИ – в Тр. переделка-порча: о македонии . Гл. 41. В Тр. ·м· – утрата литеры а в номере главы. Гл. 41.1. ПОСЛЕ КОНСТАНЦИЯ – в Тр. по кост нтин ; такая же ошибка в гл 43. И14 Гл. 42.8. ИЗВИВАЛИСЬ – в Тр. зрима . В Син ко зрти има . Гл. 47. ПОСЛЕ ВАЛЕНТИНИАНА. Нужно: «одновременно с Валентинианом» (μετ + род.). Альтернативное значение предлога μετ см. И42, 285, 322, 343, 350, 366 и др. Валентиниан I Флавий – имп. на Западе Рим. империи (364–375), его брат Валент Иовиан – на Востоке (364–378). И15 Гл. 49. ПОСЛЕ ГРАЦИАНА. В этой главе 11 подглав, пронумерованных Истриным в исправление сбитой нумерации основного текста. Гл. 49.1. СИЛЬНО – в Тр. зл . Срезн предполагает порчу зло → зъло → зл . Впрочем, «зло» вполне годится для передачи высокой степени признака. To же на И73 9 . Гл. 49.2. ОТ ЕПИСКОПСТВА – Григорий Богослов отказался от епископства в Константинополе, когда арианство угрожало православию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010