622.  Никифор Каллист. Изъясн. степени. Никодим Святогорец. Να κλ " ιμαξ, 1844, 13 по арх. Модесту (О церк. Октоихе. Вильна, 1865, 22 и д.), который доказывает, что упоминаемый в антифонах «пастыреначальник» — брат св. Феодора, св. Иосиф, арх. Солунский (почему антифоны с таким упоминанием ныне на Востоке поются архиереем). 623.  Дмитриевский Α. Τυπικ, 229. 624. Ркп. Моск. Тип. б. л. 90 об. — 99 об., где степенны 1 гл. положены на ноты. 625. Если для этого еще можно подыскать какое-либо оправдание, то для того, что этот звон по местам делается в один колокол — никакого 626.  Кекелидзе К., прот Лит. груз. пам., 318. Ркп. Моск. Рум. м. Сев. 491/35, л. 5; Син. б. греч. 381, л. 5 об.; слав. уст. л. 7, л. 18; л. 8 об.; Киев. Ак. м. Аа 194, с. 30; Старообр., (8) 15 об. 627. Цитаты на с. 652, прим. 2, с 648, прим. 2. 628. Проскинитарий, гл. 46, с. 239. 629. Παπαδπουλος-Κεραμες Α. " Ανλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας, 799, 220, 227, 235. 630. Ркп. Моск. Тип. 6. 1285/342/1206, л. 99 об. — 110. 631.  Кекелидзе К., прот. Литург. груз. пам., 166. 632. Ркп. Моск. Синод, б. л. 76 об. 633. Цитаты см. с. 652, прим. 2. 634. Цитаты см. там же. 635.  Swainson The Greek Liturgies, 16. 636. Missale romanum. Campid, 1823, g. Breviarium I, 18, 12. 637.  Серединский Τ., свящ. О богосл. зап. ц. IV, 120. 638.  Migne. Patrol. s. 1. 85, 111. 639. В других литургиях подготовительные к Евангелию возгласы получили еще большее развитие, чем у нас. Так, на нынешней абиссинской литургии свящ. : «Евангелие святое, слово Сына Божия, проповеданное и возвещенное Ν»; народ : «Слава Тебе присно, Христе Господи и Боже наш» и Пс. 80:2, 3; по Евангелии: «Херувимы и Серафимы воссылают Ему славу. Свят, Свят…» (еп. Порфирий Успенский. Восток христианский. Богослужение абиссин, 60). В коптской лит. после двукратной молитвы Евангелия, причем вторая с возгласом «Помолимся о св. Евангелии», Д. : Возстаните. Иер. : Во имя Бога. Д. : Благослови, владыко. Иер. : Начало св. Евангелия от N. Истолкователь (читающий?) Евангелия: Станите со страхом Божиим. Господа и Бога нашего. После Евангелия тайная молитва (еп. Порфирий Успенский. Вероучение, богослужение… коптов, 128).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Ной называется «надеждой мира» ( Прем.14:6–7 ) и «остатком». «Ной оказался совершенным, праведным; во время гнева он был умилостивлением: посему сделался остатком на земле, когда был потоп; с ним заключен был вечный завет, что никакая плоть не истребится более потопом» ( Сир.44:16–18 , см. также Иез.14:22–23 ). О жизни Ноя после потопа Книга Бытия сообщает немногочисленные факты — он начинает возделывать землю и выращивать виноград. После потопа Ной прожил 350 лет и умер в возрасте 950 лет (см. Быт.9:28–29 ). Носить на руках НОСИТЬ НА РУКАХ кого Оберегать, заботиться, окружать вниманием и любовью; относиться к кому-либо как к высшей ценности. В тексте Б . это образное выражение раскрывает одну из сущностных сторон отношения Господа к человеку — Его любовь и заботу, сравнимые с отцовской и материнской: «…Господь, Бог твой, носил тебя, как человек носит сына своего, на всем пути…» ( Втор.1:31 ); «Ибо так говорит Господь: вот, Я направлю к нему мир как реку, и богатство народов — как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать. Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас…» ( Ис.66:12–13 ). Об одном из колен Израилевых Господь говорит: «Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они не сознавали, что Я врачевал их» ( Ос.11:3 ). В хвалебном псалме Давида сказано об уповающих на Господа: «Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею…» ( Пс.90:11–12 , ср. Мф.4:6 и Лк.4:10–11 ). У пророка Исайи этот образ дополняет картину будущего, ожидающего израильский народ: «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей…» ( Ис.40:11 ). Ныне отпущаеши НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ Восклицание, выражающее радость, облегчение; произносится в связи с событиями, свидетельствующими о благих переменах (в общественной, семейной жизни), ожиданием которых человек жил долгое время, а также в обстоятельствах, когда наконец освобождаются от каких-либо обязательств, завершают трудное дело, выполняют долг перед кем-либо.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Подвижническое слово, 90: «Дух Святый в самом начале преуспеяния, если человек горячо возлюбит добродетель Божию, дает душе полным чувством и удостоверительно вкусить сладости Божией, чтобы ум точно и определительно познал, сколь велик плод боголюбивых трудов...» [Добротолюбие. Т. 3. М., 1900. С. 64]; также см.: Там же, 44. О неизреченном характере этой кротости см.: Авва Аммон, прп. Послания, II, 1: «...сладость духовного дара слаще “меда и сота” ( Пс. 18:11 ). Однако многие из монахов и из дев не познали сей великой сладости благодати, поскольку не стяжали Божию Силу, за исключением некоторых в [разных] местах...» [Богословские труды. Вып. 33. М., 1997. С. 264]. 508 Ср.: Диадах. Фотикийский, блж. Подвижническое слово, 34: «Есть любовь в душе естественная, и есть от Святого Духа в нее изливаемая... эта так пламенит душу любовью к Богу, что все части души прилепляются к неизреченной сладости божественного возлюбления в безмерной некоей простоте расположения; ибо тогда ум, как бы чреват бывая от духовного (благодатного) действа (энергии), источает обильный некий поток любви и радования» [Указ. изд. С. 25]; Симеон Новый Богослов , прп. Гимны, LII, 3: «Любовь есть энергия Духа». 513 Ср.: Макарий Египетский , прп. Духовные беседы, XIX, 9: «И сам Дух научит нас истинной молитве... [Указ. изд.]»; XVIII, 8: души, принявшие Духа Святого, «иногда как бы плачут и сетуют о роде человеческом, и молясь за целого Адама проливают слезы и плачут, воспламеняемые духовною любовию к человечеству. Иногда такою радостию и любовию разжигает их Дух, что, если бы можно было, вместили бы всякого человека в сердце своем, не отличая злого от доброго» [Там же]. 515 Ср.: Авва Аммон, прп. Послания, VIII, 2: «Когда вы примете Духа, вам уже не нужно будет молиться о самих себе, но только о ближнем. Ибо Моисей, когда принял этого Духа, молился о народе... Видите это попечение о том, чтобы молиться о других, когда он достиг этой ступени? и многие другие достигли этой ступени и молятся о других». 519 Ср.: 1 Ин, 4:13: Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего, Кирилл Александрийский , свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Да укрепляет вас Господь в этой добродетели. Ведь Сам Спаситель сказал: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга... По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин.13:35 ). И вот вы, братие, здесь призреваемые, усваивайте эту добродетель, находясь под покровом святого мученика Трифона, просите его помощи. Господь закрыл ваше телесное зрение, но у вас есть духовное зрение, зрение сердца; духовными очами мы видим то, чего не можем видеть очами телесными. Молитесь святому мученику Трифону, чтобы Господь открыл вам это зрение, и вы тогда увидите Христа Спасителя – Солнце Правды, просвещающее и освящающее всякого человека, грядущего в мир 353 . Ваш храм – второй в Москве, после древнего храма 354 , посвященный мученику Трифону. Этот храм создан любовью к Богу и ближним усердием Александры Феодоровны, Елисаветы Феодоровны и Феодора Лаврентьевича. Веруем, что святой мученик Трифон всегда будет с ними и утешит их духовными радостями, вселяя мир в их сердца. В благословение от меня грешного примите сии образа Божией Матери «Скоропослушницы». Пусть Царица Небесная вместе со святым мучеником Трифоном будет помощницей и предстательницей за всех вас. В день поминовения матери 20 ноября 1913 года Не плачь! – Так сказал Господь Иисус Христос одной вдове, жившей в Наине, у которой умер единственный сын. Одно за другим постигают ее бедствия – сперва умер муж, а теперь умирает и сын – юноша, по-видимому, прекрасный, судя по тому, с какой любовью и состраданием провожало его множество народа (см.: Лк.7:12–13 ). Как часто и нас, дорогой брат или сестра, постигают в жизни скорби, страдания, потери, и лишь изредка промелькнет какая-нибудь радость – подобно тому как на небе, покрытом тучами, выглянет ясное солнышко, а затем снова облако заволакивает его. Где же искать утешения? Напрасно искать его в светских удовольствиях – они не успокоят, а наоборот, после них почувствуешь еще большую тоску на сердце. Единственным утешением в наших скорбях, страданиях, потерях может служить молитва. Успокоение может даровать только один Господь, ведь Он Сам сказал при вознесении Своем на небо: И се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Он Сам обещал прийти и утешить тех, кто в скорбях будет призывать Его имя (ср.: Пс.90:15 ). Вот почему, дорогой брат и сестра, когда постигнут тебя страдания, ищи утешения в молитве и особенно спеши в храм Божий. Не становись впереди – здесь будет беспокоить тебя человеческое любопытство; встань там где-нибудь, вдали, у порога, и воззови ко Господу: «Господи, помоги мне!» Излей Ему всю свою скорбь, и Он – наша крепость, наше радование, наш Бог 355 – услышит тебя и как бы скажет тебе в сердце твоем: «Не плачь! Я всегда с тобою! Я всегда готов оказать тебе помощь и успокоить тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Здесь «словесная», то есть духовная служба и вместе с тем бескровная , как бы противополагается вещественным и кровавым жертвам до пришествия Христова, которые сами не были в состоянии очистить человечество от греха, а служили лишь напоминанием о предстоящей великой Жертве, которую принесет за человечество Спаситель мира и Божественный Искупитель Господь Иисус Христос (см. Евр. 10:4–5, 11–14 ). Вслед за тем священник и диакон трижды покланяются перед св. трапезою, «молящеся в себе». Священник с воздетыми к небу руками трижды читает тропарь третьего часа: Господи, иже пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отими от нас, но обнови нас молящихтися. После первого раза диакон произносит из 50 псалма стих 12-ый: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей», а после второго раза стих 13-ый: «Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отими от мене» ( Пс.50:12–13 ). Произнося в третий раз тропарь, священник благословляет рукой сначала св. хлеб, потом св. чашу и в третий раз «обоя», то есть и св. хлеб и чашу вместе. Над св. хлебом он произносит, после слов диакона: Благослови, владыко, святый хлеб, следующие слова, которые считаются тайносовершительными: И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, и диакон говорит: Аминь, и далее диакон: Благослови, владыко, святую чашу. Священник же глаголет над чашей: Еже в чаши сей честную кровь Христа твоего, диакон: Аминь, и затем он говорит: Благослови, владыко обоя: и священник произносит над обоими: Преложив Духом Твоим Святым. В заключение диакон, а если его нет, то сам священник, произносит: Аминь, аминь, аминь. Таинство совершилось: на престоле после этих слов уже не хлеб и вино, а истинное Тело и истинная Кровь Господа Иисуса Христа, которым воздается честь земным поклоном , исключая, конечно, воскресных дней и Господских двунадесятых праздников, когда все земные поклоны заменяются поясными , согласно 20 правилу II Вселенского Собора, 90 правилу 6 Вселенского Собора, 91 правилу св.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Пс. 63, 7. Иак. 1, 24. Евагрия монаха наставления о подвижничестве. Добротолюбие, указ. изд., т. 1, с. 545. Преп. Никита Стифат. Добротолюбие, указ. изд., т. 5, с. 89. Быт. 3, 8. Стихотворение святителя Григория Богослова. Собрание творений, АСТ, 2000, т. II , с. 138. Поучение преподобного Антония Великого. Отечник. Собр. соч. святителя Игнатия Брянчанинова, т. VI , М., 2001, с. 38. Григорий Богослов, Собрание творений, т. II , АСТ, 2000, с. 107. Там же. Святитель Игнатий Брянчанинов, указ. изд., т. IV , с. 190. Преподобный Макарий, указ. изд., с 99. Евагрия монаха наставления о подвижничестве. Добротолюбие, указ. изд., т 1, с. 575. Евагрий монах, Добротолюбие, указ. изд., т. 1, с. 580. Творения аввы Исаака Сирина, указ. изд., с. 44. 1 Кор., 15, 10. Иак. 1, 5. выражение свт. Григория Нисского . Преподобный Макарий, указ. изд., с. 192. Архимандрит Софроний (Сахаров). Духовные беседы, указ. изд., с. 214. Епископ Каллист (Уэр). Внутреннее царство. Дух и л i тера, 2004, с. 27. Олеся Николаева. Православие и свобода. М., 2002, с. 230. Преподобный Никон Оптинский. Дневник. Сардоникс, 2003, с. 295. Кол. 1, 10, 9. Лк. 5, 4. Кол. 2, 21. Гал. 4, 9. Ин. 4, 24. А. И. Осипов. Православное понимание смысла жизни. Киев, 2001, с. 11. Х. Яннарас. Вера Церкви. М., 1992, с. 41. Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. Указ. изд., с. 275. Мф. 12, 36. Лк. 5, 5. Мф. 12, 34. Преподобный Макарий Египетский, указ. изд., с. 301. Флп. 3, 2. 2 Кор. 11, 13. 2 Тим. 4, 14. Тит. 1, 10 – 12. См. замечательное исследование В. Янкелевича в кн. «Ирония. Прощение», Минск, 2004. Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения. Указ. изд., с. 89 – 90. Цит. по: И. Кондаков. Психология в зеркале пушкинской судьбы. М., 2000, с. 200. Ин. 15, 13. Творения, указ. изд., с. 42. Митрополит Вениамин (Федченков). Божьи люди. М., 1997, с. 129. Лествица, указ. изд., с. 168. Г.П. Федотов, указ. изд., т. Х, с. 349. Умолкнувшие колокола. Новомученики Российские. М., 2002, с. 318. Добротолюбие, указ. изд., т. 5, с. 205.

http://pravmir.ru/o-sovremennom-monashes...

540. Deuteronomium VIII, 5. 541. Gregorii Nysseni Vita Moysis 45//PG. 44. Col. 316 C. 542. Theodoreti Cyrrensis De Sancta et Vivifica Trinitate II//PG. 75. Col. 1161 C. 543. В традиционном переводе (славянском и затем «синодальном») — «детоводитель». С этой символикой связано заглавие трактата Климента Александрийского «Педагог», который вообще представляет собой яркий пример «педагогическою» понимания взаимоотношений Бога и человека. «Воспитатель наш — святой Бог Иисус, Слово, наставляющее все человечество, сам человеколюбивый Бог есть воспитатель» (Paedagogus I, 7, 55). 544. Epistola ad Galatos III, 24—25. 545. I Epistola ad Corinthios XIII, 10—12. 546. Epistola ad Hebraeos V, 12—14. 547. Barhadbesabba Arabaya, eveque de Halwan. Cause de la fondation des ecoles//PO. 4. P. 319—404. 548. Пигулевская H. История Нисибийской академии: Источники по истории сирийской школы//ПС. 17 (80). Л., 1967. С. 90—109, особенно с. 93—96. 549. Barhadbehbba Arabaya. Cause de la fondation des ecoles. P. 345-362. 550. Deuteronomium VIII, 2—5. 551. Имеется в виду роль Иоанна Предтечи как посредника между Ветхим и Новый Заветом, авторитетно отождествившею Христа с тем, кого предсказывают библейские пророчества. 552. Barhadbesabba Arabaya. Cause de la fondation des ecoles. P. 367-368. 553. Ibid. P. 378—381 (о Феодоре Мопсуестийском) и др. 554. Ibid. Р. 393. 555. Ср.: Гаспаров М. Л. Античная литературная басня (Федр и Бабрий). М., 1971. 556. Aeliani De natura animalium I, 4. 557. Ibid. VI, 61. 558. Ibid. VI, 34. 559. Adamantii Sophisti Physiognomonica I, 5. I. 396 Foerster. 560. Procqpii Caesariensis Historia arcana VIII, 13—21. 561. Характерен анекдот, передаваемый автором схолий к сатирам Персшп «Естествоиспытатель Зопир распознавая по лицам людей их нравы. Придя к Сократу, он сказал ему: „Ты похотлив“. Алкивиад рассмеялся; ученики вознамерились нанести ему оскорбление, ибо он оскорбительно говорил об их учителе. Сократ сказал: „Не трогайте его, я и впрямь похотлив; но в моей власти — побеждать и самоё похоть“» (Ad Persii satiram IV, 24; ср. также: Ciceronis Tusculanae disputationes IV, 37, 80; eiusdem De lato V, 10). О философской разработке мотива преображающею «обращения», предвосхитившей христианскую разработку того же мотива, см.: Nock А. D. Conversion. The Old and the New in Religion from Alexander the Great to Augustine of Hippo. Oxford, 1933.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

684 В ряде рукописей и в издании Фикары славословие продолжено в виде традиционной формулы «Ему же подобает слава… с безначальным Его Отцом… во веки веков. Аминь». Х. Г. Сотиропулос предлагает сравнить эту главу с творениями прп. Петра Дамаскина (Кн. I, гл. 36 Что великое благо любовь// Φιλοκαλ α. 11784. Σ. 628=51991. Τ. 3. Σ. 93: 36 – 94: 1). Определённая тематическая схожесть поддерживается двумя однокоренными словами, так что отдалённая аллюзия не исключена (Пер.). 688 Здесь и в дальнейших главах автор пишет о преимуществе молитвы мытаря (со словами «смилуйся надо мной» и т. д.) перед молитвой Иисусовой (со словами «помилуй меня»), ибо первая годится как для грешника, так и для совершенного. 695 Ряд рукописей и издатели Фикары добавляют (возможен пропуск по гомиотелевтам): «исповедуя, что он грешен; однако же и сам он имеет грехи». 696 Место установил А. Риго. См.: прп. Иоанн Кассиан . Собеседования, I, 18//PL 49, 507 B; CSEL 13, p. 27 Petsch enig; SC 42, p. 99 Pich ery. В Добротолюбии ( Φιλοκαλ α. 11782. Σ. 80=31957. Τ. 1. Σ. 84), на которое ссылается А. Риго, этот текст помещён в древнем переводе с латинского, однако в данном месте греческий перевод менее детальный, чем латинский оригинал (в греческом тексте говорится только о «хлебе (пшенице) или плевелах», тогда как в латинском читаем: utrumnam triticum malit an hordeum loliumve comminui, «пшеницу ли молоть, или жито, или куколь растирать», цит. рус. пер., с. 181–182; греческий переводчик опустил «ячмень»), так что автор 50-ти глав пользовался другим переводом, более близким к латинскому оригиналу, нежели текст Добротолюбия (Пер.). 698 Цитата не установлена. Ссылки на PG 79, 1185 CD и 1104 D у Х. Г. Сотиропулоса и издателей Фикары ложные. 707 По синтаксису данного предложения в 50-ти главах «которых» – это, скорее, «разумение и слово», тогда как по Гномической антологии Илии Экдика указанное местоимение подразумевает «ум и чувство». 708 Ср.: Илия Экдик. Гномическая антология, 222 [по нумерации Rigo 2008, 226] [­ II, 112 Добротолюбие и PG]=Пс.- Максим Исповедник . Другие главы, 216//PG 127, 1169=PG 90, 1452 C (атрибуция скрытой цитаты принадлежит А. Риго).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

7. Город Мопсуестия был расположен на равнине, на берегах реки Пирама. 8. Кончина св. Никиты последовала 15 сентября 372 г. 9. Память их празднуется 12 октября. 10. Аназарв или Аназарва — город в Киликии. 11. Епископ Авксентий II жил в половине V века; участвовал в 451 году на IV вселенском соборе в Халкидоне. 1. По переводу с греческого, где стоит: «Мирмикс», — что значит муравей; отсюда — Муравьево, или Мравино. Селение сие находилось в Малой Азии, в области Вифинии. 2. Кончину святого Филофея полагают около X века. 1. Св. мученик Порфирий пострадал в царствование Юлиана Отступника в 361 году в Малой Азии, в городе Ефесе. 1. Святые мученики Феодот, Максим и Асклиада (иначе — Асклипиодота) пострадали в начале IV века, когда на Востоке римской империи царствовал Галерий Максимиан. Под Мизией разумеется здесь не северо-западная область, а римская придунайская провинция, делившаяся на западную — верхнюю и восточную — нижнюю. Маркианополь — город в нижней Мизии по дороге из Константинополя к Дунаю, впоследствии — Преславль, ныне селение Праводы в Болгарии. Адрианополь (по-турецки Эдирне) — известный город, основанный в первой половине II века римским императором Адрианом. Филиппополь — древний укрепленный город во Фракии, ныне в Восточной Румелии, на р. Марице; доселе весьма значителен по своей промышленности и численности населения. 1. В начале III столетия. 2. Главный город римской провинции Вифинии, на южном берегу Пропонтиды (Мраморного моря) напротив Византии. 3. Проконсулами назвались наместники императора в провинциях или областях. 4. Арей или Марс — языческий бог; считался богом войны, а вместе и охранителем людей и полей от всего вредоносного. 5. Канон на Сретение Господне, песнь 3, ирмос. 6. Т.е. считаем, по сравнению с благами, приобретаемыми чрез Христа, простым сором, который выметается из комнаты. 7. Здесь разумеется притча Спасителя о мудрых девах (см. Мф.25:1-13). 8. Т.е. силы Божией, которая укрепляет немощных людей. 9. Т.е. не постигнут бедствия и рана не отягчит тела тех, которые Бога сделали своим прибежищем (Пс.90:9-10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Авторы подобных компиляций стремились составить толкование на Псалтирь в духе древних комментаторов. В нек-рых местах в толковании присутствовали леммы, но последние имели др. функцию: их следует рассматривать как ссылки на источники, подобные тем, к-рые использовали в комментариях древние экзегеты (напр., Дидим Слепец в своем комментарии на Пс 90. 14-16 ссылается на Евсевия Кесарийского). Жанр позднего компилятивного комментария имеет 2 отличия от древних «Эпитом» Прокопия Газского, часть к-рых также не содержит лемм. Во-первых, «Эпитома» Прокопия составлена на основе реально существовавших К., позднее сокращенных и переделанных, в то время как рассматриваемые комментарии используют лишь фрагменты существовавших К., заимствуя большую часть материала из первичной традиции. Во-вторых, Прокопий настолько сильно изменяет текст источников, что бывает практически невозможно идентифицировать фрагменты отдельных авторов; в поздних комментариях-компиляциях это сделать намного легче, т. к. в них фрагменты-источники сокращаются и пересказываются, но не смешиваются в 1 фрагмент. Случаи преобразования К. в комментарии можно разделить на 4 группы в зависимости от типа катен-источников. A) Комментарии, образованные из первичных К. к-польского происхождения. Т. н. сборник Златоуста-Феодорита (см. выше), возникший в период между 700 и 750 гг., представляет собой коллекцию фрагментов свт. Иоанна Златоуста, дополненную (там, где комментарий Златоуста отсутствует) отрывками из толкования Феодорита на псалмы. При этом леммы в сборнике полностью отсутствуют. К этой же группе относится комментарий на псалмы, который в разных рукописях XVI в. приписывается разным лицам: Никифору Григоре (Matrit. gr. 4773), Никифору Ксанфопулу (Matrit. gr. 4772; Paris. gr. 149), Феодору Продрому (Basil. A. III. 15; Matrit. Palac. R. gr. 3214 (=Salaman. 2752); Matrit. gr. 4815), Феодору Продрому и Иосифу (Scorial. Θ III 13). Он составлен из фрагментов (без лемм) комментария блж. Феодорита на псалмы (иногда в сокращении или парафразе), дополненных неск.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010