7 В Библии число 100 означает большое количество чего-либо (ср. Лев. 26, 8; 1 Пар. 21, 3; Екл. 8, 12; Мф. 19, 29; Лк. 15, 4). Число 1000 означает великое множество (Быт. 24, 60;  Исх. 20, 6; Пс. 90, 7). Число 10 000 означает величайшее множество (Пс. 90, 7; 2 Цар. 18, 3; Песн. 5, 10 и др.). Число двенадцать (12) – во-первых, это число Церкви, народа Божия, соединения тварного и нетварного (12=4 х 3). Это касается и ветхозаветной Церкви, основанной на 12 коленах Израилевых, и новозаветной, основанной на 12 апостолах, и Церкви Будущего века (12 ворот с именами колен Израилевых и 12 оснований с именами апостолов – см. Апок. 21, 12–14).  Во-вторых, число 12 означает круг времен (12 часов дня, 12 часов ночи, 12 месяцев года). 8 В 3-й книге Ездры сказано, что «век разделен на двенадцать частей»  (3 Езд. 14, 11). То есть время  мировой истории, как и годовой круг, состоит из 12-ти неких  периодов. 9 Числа 100, 1000, 10 000 – см. объяснение числа 10. 8 Полноту времен, как выше было сказано, означает также число 7, однако, можно думать, в несколько ином, по сравнению с числом 12, смысле. Последнее имеет больше отношение к естественному, физическому кругу земного времени, тогда как число 7 характеризует полноту времен Божиих, то есть тех таинственных действий Промысла, тех периодов, времен и сроков, которые положил Небесный Отец в Своей власти.  9 В связи с этим число 13 можно рассматривать как символ некоторого особого периода, выходящего за пределы двенадцатиричного благословенного Богом исторического времени (13=12 + 1), и этот 13-й период в таком случае может означать не что иное, как богоборческое царство лжемессии-антихриста. О хронологии в книге  В книге часто бывает нарушена хронология, и это очень понятно: ведь Апокалипсис – это запись видений, показанных апостолу Иоанну, – как бы пьеса, драма, кинокартина. Ведь в кино, например, часто бывают отступления от прямой последовательности событий, возвраты назад, воспоминания героев о прошлом, одновременное развитие и поочередное освещение нескольких сюжетных линий и т. п. Несмотря на это, фильм или пьеса в целом всегда являются одним завершенным произведением. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Под «видением» нельзя понимать экстатического состояния, в котором иногда находились пророки: Господь никогда не находился в таком состоянии, несколько выходящем из пределов естественного здорового состояния души, и тайны неба всегда были для Него открыты. Выражение «видел», следовательно, равносильно выражению «Я хорошо знаю». «Спадшего с неба». Это выражение не предполагает, что сатана находился доселе на небе, но означает только его высокое положение (ср. стих 15; Ис.14:12 ). «Как молнию» , т.е. падение сатаны так видно Христу, как видна молния на небе (ср. Мф.24:27 ). Лк.10:19 .  се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; «Даю». Согласно лучшим кодексам – «дал» ( δδωκα). Этими словами Господь не только объясняет то, что ученикам Его удавалось изгонять бесов из людей, но и дает понять, насколько велика вообще данная им от Христа власть над всеми враждебными для Царства Божия силами. Хотя об этом не было упомянуто при послании 70-ти на проповедь (стих 2 и сл.), но, тем не менее, апостолы, очевидно, из собственного опыта убедились в том, что эта власть действительно им дарована, они не возражают против такого заявления Христа, а возразить они должны были бы, если такой власти не имели. «Наступать на змей и скорпионов» (скорпионы – гады, укус которых часто причиняет смерть). Это образное обозначение (см. Пс.90:13 ) опасных демонских сил, на которые 70, подобно победителю, наступающему на шею побежденного врага, должны со всей силой наступить своими ногами ( Рим.16:20 ). Семьдесят апостолов являются, таким образом, орудиями Божиими в поражении всех злых, враждебных Царству Божию сил. «И ничто...» – точнее: и ничем или нисколько она, сила вражья, вам не повредит (ср. выражение οδν в Деян.25:10 и Гал.4:1–2 , где оно переведено словом «ничем»). Лк.10:20 .  однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. Впрочем, вы должны радоваться не столько тому, что у вас есть такая власть, а тому, что вам предстоит со временем получить высшее блаженство в Царстве Небесном. Еще в Ветхом Завете встречаются поэтические места, в которых Бог изображается ведущим у Себя книгу жизни, в которую вносит имена людей, заслуживающих быть гражданами Небесного Царства ( Исх.32:32 и сл.; Пс.68:29 ; Ис.4:3 ). В эту книгу записаны и 70.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Тако возлюби Бог мир! Но если Отец Небесный из любви к миру предает единородного Сына Своего, то равно и Сын из любви к миру предает Себя Самого: и как любовь распинает, так любовь же и распинается. Ибо хотя не может Сын творити о Себе ничесоже, но ничего также Он не может творить и вопреки Себе. Он не ищет Своей воли (см.: Ин. 5:30 ), но потому, что есть вечный наследник и обладатель воли Отца Своего. Пребывает в Его любви, но в ней и Сам восприемлет в Свою любовь все, Отцу любезное, как глаголет: возлюби Мя Отец, и Аз возлюбих вас ( Ин. 15:9–10 ). И таким образом любовь Отца Небесного, чрез Сына, простирается к миру: любовь единосущного Сына Божия вместе и восходит к Отцу Небесному, и нисходит к миру. Здесь имеющий очи да видит глубочайшее основание и первоначальный внутренний состав креста, из любви Сына Божия ко Всесвятому Отцу Своему, и любви их к человечеству согрешившему, одна другую пресекающих, и одна другой придержащихся, по-видимому разделяющих единое, но воистину соединяющих разделенное. Любовь к Богу ревнует по Боге, – любовь к человеку милует человека. Любовь к Богу требует, чтобы соблюден был закон правды Божией, – любовь к человеку не оставляет и нарушителя закона погибать в неправде своей. Любовь к Богу стремится поразить врага Божия, – любовь к человеку вочеловечивает Божество, дабы посредством любви к Богу обожить человечество, и, между тем как любовь к Богу возносит от земли Сына Человеческого (см.: Ин. 12:32, 34 ), – любовь к человеку разверзает объятия Сына Божия к земнородным; сии противоположные стремления любви соприкасаются, уравновешиваются и слагают из себя то дивное средокрестие, в котором прощающая милость и судящая истина сретостеся, правда Божества и мир человечества облобызастася, чрез которое небесная истина возсиявает от земли, и правда уже не грозным оком приникает с небеси; Господь даст благость земле, и земля… даст плод свой небу ( Пс. 84:11–13 ). О сем познахом любовь, яко Он по нас душу Свою положи ( 1Ин. 3:16 ). Углубляйтесь, христиане, в сие великое познание не одним словом и языком или слухом праздным, но и духом, и истиною, и вы придете наконец в то, если можно так сказать, содружество креста, что не будете находить сладчайшего удовольствия, как в духе созерцания взывать с Богоносным мужем: Любовь моя распялася… ( Игнатий Богоносец . Слова и Речи. Т. I. С. 90–94).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

з. Сей воззва, и гдь услыша и, и всхъ скорбей спс и. 7. Сей нищий воззвал, – и Господь услышал и спас его от всех бед его. 7 . Так, снова скажу, и сей, говорящий с вами нищий (иначе: бедняк, страдалец), т. е. сам псалмопевец, который, подобно нищему, был тогда без крова, без приюта без родных и друзей, и терпел всякую нужду; он воззвал к Господу о помощи и Господь услышал его и спас его от всех тогдашних бед его (ер. выше ст. 5б). и. полчитс агглъ гдень крестъ бощихс и избавитъ ихъ. 8. Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. 8 . И каждого из верующих хранит Господь, вверяя особенному попечению, покровительству и защите святого ангела ( Пс.90:11 ; Евр.1:14 ; Мф. 18:10 : ср. св. Вас. В. на Пс.48:15 ; св. Иоанн Златоуст на посл. Колосс. гл. I, бес. III, 3 и др.), обыкновенно и называемого потому ангелом хранителем (См. Догм. Богосл. Макария, митр. м. §108). Грех и нечестие удаляют от нас богодарованного хранителя (св. Вас. В., ср. кондак и молитва ангелу хранителю при 2-м каноне); но при боящихся Господа, т. е. людях благочестивых, которые страхом присутствия Божия стараются удерживать себя от грехов, он пребывает неотступно и, на подобие крепкой стены, окружающей город, или воинского ополчения, охраняющего от вражеских нападений, ограждает их со всех сторон (ср. св. Вас. В.), защищает от всех видимых и невидимых врагов, оберегает от соблазнов и грехопадений и охраняет от внешних бед и опасностей (ср. Пс.90:7 и 11–12). Св. Писание представляет не мало примеров, где ангелы Божии и буквальным образом ополчались на защиту верующих. Так – патриарх Иаков на возвратном пути из Месопотамии, когда ему угрожала опасность от Исава, видел множество ангелов, ополчившихся на его защиту, почему и то место назвал Маханаим, т. е. полки ( Быт.37:1–2 ). Так по молитве пророка Елисея Господь показал его слуге целые полки ангельского воинства, вооружившиеся на защиту осаждённого сирийцами города Дофаима, где тогда находился пророк ( 4Цар.6:13–17 ). Так ангел Господень при благочестивом иудейском царе Езекии истребил 180 тысяч ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим ( 4Цар.19:32–36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

P. 90). Названия, противопоставляющие груз. термин греч. названию праздника τ γκανια, подчеркивают, что в иерусалимском контексте термин «обновление» без конкретизации храма указывал на Обновление храма Воскресения Христова - один из главных праздников богослужебного годового цикла. Как и в арм. переводе Лекционария, богослужение в 1-й день праздника совершалось в ротонде Св. Воскресения (Анастасисе). На вечерне под 13 сент. указываются входной тропарь ((?)) «Как неисчислимо Твое долготерпение» (в рукописях древнейшего Иадгари этот тропарь не найден) и Пс 65. 4, 1. На литургии указан входной тропарь «Прежде солнца украшенный, славный Твой гроб...», прокимен - Пс 85. 9, 17; ветхозаветные чтения - Прем 9. 1-19, Зах 1. 16-2. 5, апостольское чтение - 1 Тим 3. 14-16. После Аллилуия с Пс 64. 5 следовало евангельское чтение - Ин 10. 22-37 (или 42). В соответствии с чином иерусалимской Литургии ап. Иакова 2 гимнографических текста были указаны для перенесения Св. Даров на великом входе: тропарь на умовение рук ((?)) «Глас пророков Твоих...» и «Аллилуия» как тропарь Св. Даров ((?)) ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. Vol. 2. P. 36-37. N 1234-1240). Примечательно, что в гимнографической традиции Иерусалима тропарь на перенесение Св. Даров заменялся пением «аллилуия» только в особо торжественные церковные праздники - в Великую субботу, в день Пасхи, на Пятидесятницу, в Неделю ваий (как вариант) и в праздник Обновления ( Метревели. Иадгари. С. 215, 217, 250; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. Vol. 2. P. 37. N 1240), что вновь подчеркивает уникальный статус Обновления в круге иерусалимского церковного года. Впрочем, одна рукопись иерусалимского Евхология груз. редакции Sinait. iber. O. 54 (X в.) содержит вместо «Аллилуии» иной тропарь на перенесение Св. Даров - «Исполнен славы храм Твой, Господи...» (Fol. 156v), основанный на видении Ис 6 (см.: Permjakovs. 2012. P. 345-347). Грузинский перевод Иерусалимского Лекционария приводит полный цикл тропарей и богослужебных чтений для 2-го дня Обновления, т.

http://pravenc.ru/text/2578063.html

Древняя форма величания «Песнь исходную приношаем, Марие, престави бо ся от земленых к вечным обителем» (Толковый Типикон I, стр. 461). В рукописях и старообрядч. книгах стихов к величанию 35. 147 λαλαζω — кричать λαλα (ура) при начале схватки (военный, победный крик), евр. «торжествуйте»; слав. Библия: «вострубите». 148 Евр. «славьте Его, благословляйте». 149 Евр. «в Салиме» LXX прочли (вокализовали) shalom — мир. Салим — древнее название Иерусалима: Быт. 14:18. 150 Стихи 5, 7—10, как и последний 18, входят и во введенский избранный псалом. 151 Под «славою» разумеется, как в Пс. 29·13; 107 2, душа (Василий В., псевдо-Афанасий, бл. Феодорит — вдохновение); в евр. и греч. нет «во славе моей». 152 См. Рожд. Богор. стр. 107. 153 κοιμαω — укладывать спать, усыплять, успокаивать, общ. и стр. з. — ложиться спать, уснуть, у LXX и Η .3. часто «умереть» (2 Цар. 7.12 и др.; 1 Фес. 4.13 и др.); буд. стр. 154 πνω — усыплять, стр. з. (в поэзии и действ.) — засыпать, спать; буд. действ. 155 συγκπτω — избивать, изрубать, сокрушать; отрубил головы. Прикровенное указание на передаваемый преданием случай с Афонием при погребении Богоматери. 156 Прим. 90. 157 См. Рожд. Богор. стр. 59. 158 Р.Б. стр. 78, 89. 159 Греч. «настоящий праздник» 160 к ει θεν — оттуда; с: «тамошние (обители)». 161 Девственницы в противоположность «матерям» и их «дочерям». 162 βασλειον — царский дворец, обыкн. во мн. ч., как здесь; царская казна; поздн. — царский венец, царство. 163 Под явным псевдонимом «Византиец» скрывается, должно быть, император Лев VI Мудрый (†911 г.) 164 περικυκλω — окружать со всех сторон. 165 πτιος (от π под) — откинутый назад, на спину, навзничь, плоский, ровный (­ лат. supinus). 166 πλω — делать простым (LXX Иов 22·3), протягивать, простирать; др.— поэт., в прозе поздн. 167 Богословски очень смелое наименование Пресвятой Богородицы; др.— слав. «живот всех». 168 καταπλττω — поражать, устрашать, изумлять, смущать. 169 Τ .е. вселился Христос, Который для всех станет наслаждением в будущей жизни (точнее в греч.: Который есть вкушение будущей жизни). Поразительный контраст к смерти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3679...

Его же славословят непрестанно Ангели; Сердцеведче, пощади души наша. И ныне: Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу и моли Сына Твоего и Бога нашего, дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина благословенная. Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене, человеческому предстательству не ввери мя, но Сама заступи и помилуй мя. Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим. 106. Схема великого повечерия Обычное начало. 1. «Приидите поклонимся» и Псалом 69 (См. Уч. Часосл.). 2. Канон Св. Андрея Критского с ирмосом: «Помощник и покровитель» (в первые четыре дня Великого п.). 3. Шесть псалмов: 4, 6, 12, 24, 30, 90. 4. «С нами Бог».. 5. Тропари: «День прешед, благодарю Тя, Господи». 6. Символ веры . 7. Молитва: «Пресвятая Владычице». 8. Трисвятое. «Пресвятая Троице», «Отче наш». 9. Тропари и Богородичны (Различные по дням недели). 10. «Господи помилуй» 40 раз; отпустительные молитвы: «Слава и ныне», «Честнейшую Херувим» и др. 11. Молитва «Господи, избавлей нас от всякия стрелы, летящия во дни». Вторая часть. 12. «Приидите поклонимся» (трижды), пс. 50 и 101; молитва Манассии: «Господи Вседержителю, Боже отец наших». 13. Трисвятое. «Пресвятая Троице», «Отче наш». 14. Тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». 15. «Господи помилуй» 40 раз и те же отпустительные молитвы. 16. Молитва: «Владыко Боже, Отче вседержителю»… Третья часть. 17. «Приидите поклонимся» (трижды). 18. Псалмы 69 и 142 и Великое славословие. 19. Трисвятое. «Пресвятая Троице». «Отче наш». 20. Канон рядовой. 21. Пение: «Господи сил с нами буди». 22. «Господи помилуй» 40 раз. Молитва: «Иже на всякое время и на всякий час» и те же отпустительные молитвы. 23. «Господи и Владыко живота моего»… 24. Молитва: «Нескверная, неблазная»… 25. «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим»…, «Преславная Приснодево», «Упование мое отец». 26. Великий отпуст. Чтение свящ. мол. «Владыко многомилостиве». 27. Сугубая ектения 107.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Знаемь гдь, сдьбы творй: въ длхъ рк увз гршникъ. 17. Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих. 16–17. Господь услышал молитву народа и царя: подобно неосторожному зверолову, попавшему в им же самим вырытую яму для ловли зверей (ср. Пс.7:16 ), или птицелову, запутавшемуся в сети, расставленной для ловли птиц (ср. Псс.90:3; 123:7; Сир. 27:29 ), нечестивые неприятельские народы сами подверглись тем страшным бедствиям кровопролития и опустошения, какие своим нашествием готовили для народа Божия, и таким образом и ими самими познан был Господь, т. е. и они должны были уразуметь, что Он есть праведный Судия, защитник угнетённых рабов своих (ср. ст. 9–10) и отмститель угнетателям их (ст. 13). Оуглбоша (=погрязли) зыцы въ пагб=гр.-лат·: евр. слово принято в отвлечённом смысле, как Пс.54:24 ; Иов. 23:18, 22, 28 ; точнейший перевод «в яме» (=халд.-сирск.-русск.), как в гр.-слав. в Псс. 7:16 и 93:13. О следующем за 17 ст. в евр. т. музыкальном знаке Гиггайион селаг см. выше, стр. 29. Да возвраттс гршницы во адъ, вс зыцы бга. 18. Да обратятся нечестивые в ад, – все народы, забывающие Бога. к не до конца забвенъ бдетъ убогихъ не погибнетъ до конца. 19. Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет. 18–19. Погибель враждебных Израилю языческих народов даёт псалмопевцу основание желать и надеяться, что таким же образом рано или поздно сойдут во ад т. е. навсегда по гибнут (см. толков. на Пс.6:6 ) и все забывающие Бога нечестивые народы языческие, так как невозможно, чтобы правосудный Бог забыл об угнетаемом ими Своём народе и допустил истинных чтителей Своих всегда страдать от них, напрасно ожидая себе помощи и избавления. – Народы языческие, собственно не знавшие истинного Бога ( Еф.2:12 ), называются забывающими Бога – в том смысле, что они, не будучи лишены возможности познать истинного Бога ( Рим.1:19 ) имея закон совести в сердцах своих ( – 2:14–15), не озаботились иметь Бога в своём разуме и попрали все права и требования естественного закона ( – 1:28–32), незаслуженно притесняя и озлобляя верных чтителей Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

ему,» (Зах. 6:12; Пс. 67:34), «Восток с высоты» (Лук. 1:78), а св. пророк Малахия называет Его «Солнцем правды» (4:2). Вот почему христиане в молитвах всегда обращались и обращаются на восток (см. Св. Василия Великого 90 правило). Обычай римо-католиков и протестантов обращать алтари к западу установился на западе не ранее 13 века. Алтарь (по-гречески «вима,» или «иератион») означает высокое место, кроме того знаменует собою также земной рай, где жили прародители, те места, откуда шествовал Господь на проповедь, Сионскую горницу, где установил Господь Таинство Причащения. Фото: krutitsy.ru Алтарь есть место одних священнодействующих, которые, подобно небесным бесплотным силам, служат перед престолом Царя Славы. Мирянам вход в алтарь запрещается (69 прав., 6-го вселен. собора, 44 пр. Лаод. собора). Могут входить в алтарь лишь причетники, помогающие при совершении богослужения. Женскому полу вход в алтарь запрещается безусловно. Только в женских монастырях разрешается входить в алтарь постриженной монахине для уборки алтаря и прислуживания. Алтарь, как показывает самое его название (от латинских слов alta ara, что значит «высокий жертвенник» (устраивается выше других частей храма ступенью, двумя, а иногда и более. Таким образом, он становится более видимым для молящихся и наглядно оправдывает свое символическое значение «горнего мира.» Входящий в алтарь обязан положить три земных поклона в будничные дни и богородичные праздники, а в воскресные дни и господские праздники три поясных поклона. Святой престол Главную принадлежность алтаря составляет святой престол, по-гречески «трапеза,» как он называется иногда и по церковно-славянски в наших богослужебных книгах. В первые века христианства в подземных церквах катакомб престолом служила гробница мученика, по необходимости имевшая форму удлиненного четырехугольника и примыкавшая к алтарной стене. В древних же надземных церквах престолы стали устраиваться почти квадратные, на одной или на четырех подставках: делались они деревянными в виде обыкновенного

http://pravmir.ru/hram-tserkov/

Эти особенности в первую очередь касаются системы круга суточных служб в целом, а также состава воскресной и праздничной утрени. Важным отличием евергетидского круга суточных служб от студийского было наличие паннихис, особой службы в начале ночи. Эта служба включала начальные молитвословия, Пс 50, один или неск. гимнографических канонов с небольшими песнопениями и, возможно, ектениями после 3-й и 6-й песней и ектенией в конце. Обычно паннихис совершалась сразу после вечерни; за ней следовали вечеря (вечерняя трапеза) и повечерие (Е. Т. описывает его начинающимся с шестопсалмия - иными словами, оно соответствует позднейшему великому повечерию, но в нек-рые дни Е. Т. предписывает начинать повечерие с Пс 90, т. е. примерно с середины; аналогичная практика зафиксирована и в др. студийских памятниках). Однако в будние дни многодневных постов с пением «Аллилуия» на утрене, когда трапеза поставлялась лишь вечером, однажды в сутки, эта трапеза следовала за вечерней, а канон паннихис включался в состав повечерия. Наконец, накануне праздников паннихис открывала всенощное бдение характерного только для Е. Т. и родственных памятников состава, тогда как вечерня, вечеря и повечерие имели место в обычное время (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 458-467). Накануне праздников и дней почитаемых святых на паннихис пелись специально предназначенные для этих дней каноны; вечером по пятницам - заупокойные каноны текущего гласа; в будние дни, как правило,- покаянные каноны текущего гласа; для паннихис воскресных дней Е. Т. указывает 3 канона, но сообщает о содержании лишь 2 из них - покаянного и Божией Матери; по 6-й песни канона паннихис в большинстве случаев исполняется богородичен Προστασα τν χριστιανν (    ) (Там же. С. 257, 607-608 и др.). В лит-ре паннихис Е. Т. обычно считается производной от известной из памятников к-польского кафедрального обряда одноименной службы, однако состав евергетидской и кафедральной паннихис не имеют между собой почти ничего общего. Гораздо вероятнее происхождение евергетидской паннихис из малоазийской литургической традиции - служба с тем же названием упоминается в жизнеописаниях малоазийских святых (напр., в написанном ок. 640-641 гг. Житии прп. Феодора Сикеота - см. главы 13, 62, 163, 168, 169). Можно также отметить, что порядок евергетидской паннихис в целом близок к порядку помещаемых в позднейших правосл. богослужебных книгах (включая совр. печатные издания) последований общего молебна и панихиды.

http://pravenc.ru/text/Евергетидский ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010