137. ДОБРОТА (τ κλλος, decor, forma, pulchritudo, καλλον, species, excellentia, gloria, — краса, красота. «Подаждь доброте моей силу» (Пс. 29, 8); «красен добротою» (Пс. 44, 8), или, по переводу Псалтири Амвросия Зертис–Каменского, М., 1878, «краснейший», по переводу Тремеллия, Hannoveriae, 1624 (=Berlin, 1878) — «multo pulchrior», по Синодскому переводу — «Ты прекраснее»; «возжелает царь доброты (а по Синодскому переводу — красоты) твоея» (Пс. 44, 12); «доброту (καλλονν, по Синод, пер. — красу) Иаковлю» (Пс. 46, 5); «и доброту (по Тремеллию — gloriam, по Синод. пер. — славу) их» (Пс. 77, 61)» (Петр Гильтебрандт (Рязанский). — Справочный и объяснительный словарь к Псалтири СПб., 1898, стр. 115). 138. Игнатий Богоносец, — Послание к Магнезийцам, 7, 1 (Funk, — Apost. Väter, 2–te Aufl., Tübingen, 1906, S. 88 11–16). — Выдержка в тексте сделана по памяти. Справившись теперь с текстом, я вижу, что сделанный перевод, хотя и наиболее вероятен, но не обязателен. Место, обсуждаемое нами, гласит: «Одна молитва, один ум, одна надежда в любви, в непостигаемой радости, — т. е. Иисус Христос, ο μεινоν, οθν εστιν». Слово μεινον может получать специальные значения καλλτερος, φελιμτερος, δυναττερος, επιτηδειτερος и даже заменять недостающую сравнительную степень от αγαθς (см. Ανθιμος Γζης, Λεξικν Ελληνικν στ. 240). 139. Макарий Великий, — беседа 17, 3 (Migne, — Patrolog. (нрзб.), Т. 34, col. 6, 25). 140. id. 17, 4 (Migne, — id.). 141. Ср. стр. (нрзб.)71, 534, 539. 142. Еп. Феофан Затворник. 143. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев. Пер. с греческого. СПб., 1871, стр. 320, 1. 144. id., стр. 324, 12. 145. id., стр. 355, 12. 146. id., 372, 12. 147. id., 25, 27. 148. «Дух Божий явно почивший на отце Серафиме Саровском в беседе его о цели христианской жизни с симбирским помещиком и совестным судьей Николаем Александровичем Мотовиловым» (из рукописного воспоминания Н. А. Мотовилова, гл. VI.) рукопись эта, открытая С. Нилусом, напечатана в книге: Сергей Нилус, — Великое в малом. Изд. 2–е, Царское Село, 1905, стр. 197–199. (Есть нов. изд.)

http://predanie.ru/book/183910-stolp-i-u...

Слово 29, 5, PG 36, 80А (р. п.: Т. 1. С. 416). 178 1 Тим. 3:16. 179 Тит. 2:11. 180 Рим. 4:14. 181 Евр. 12:1. 182 Мф. 13:25. 183 Мф. 10:27, Лк. 12:3. 184 Символ веры. 185 Малая доксология. 186 Иер. 28:9 (по славянской Библии — 51:9). 187 «Благочестие» (εσβεια) в святоотеческой письменности обыкновенно выступает синонимом ортодоксии, а не ортопраксии, как это слово чаще всего понимается в современной речи. Поэтому «символ благочестия» здесь — Символ веры. 188 Необходимо заметить, что в древности «Священными Писаниями» называли не только книги Ветхого и Нового Заветов, но и вообще всякое писание святых. Поэтому и здесь речь может идти также о разных местах у отцов. 189 1 Петр. 5:6. 190 1 Кор. 15:28. 191 1 Кор. 15:25. 192 Ин. 14:28. 193 Сирах. 1:4. 194 Такого стиха в Библии не обретается, но издатель греческого текста дает здесь ссылку на Сирах. 23:20 (по славянской Библии — 23:29): прежде неже создана быша вся уведена Ему, хотя смысл сего места прямо противоположен цитированным словам. Вероятно, св. Григорий цитировал по памяти из какого–то еретического труда, где они искажают слова Писания, не сверившись с подлинным текстом. 195 Ин. 5:19, 30. 196 Ин. 6:38. 197 Лк. 6:12. 198 Евр. 5:8. 199 Лк. 2:52. 200 Ин. 3:14 и др. 201 Ин. 7:39. 202 Лк. 13:32; Евр. 5:9; Ин. 19:28, 30. 203 Ин. 1:1. 204 Там же. 205 Притч. 8:25. 206 Пс. 71:17. 207 Варух 3:36. 208 Ин. 10:30. 209 Ин. 10:30. 210 Ин. 14:10. 211 Ин. 14:9. 212 Пс. 109:3. 213 См. Пс. 71:7–8. 214 Фил. 2:10. 215 Пс. 144:13. 216 Ср. Дан. 2:44. 217 2 Кор. 3:6. 218 Ср. 1 Кор. 2:14. 219 «τον περ αυτος οχλον» — буквально: «окружающую их толпу». 220 Ин. 20:22. 221 Ин. 20:23. 222 Иоанн Златоуст, Омилия 86 на Евангелие от Иоанна, 3, PG 59, 471 (р. п.: Т. 8. (2). С. 589). 223 В оригинале игра слов: «φαντασα, κατ την φαντασαν τν κεφλων». Слово «φαντασα» по–гречески означает как «фантазию», так и «привидение», «призрак». 224 «Акефалами» — буквально: «безголовыми» — называлась секта радикальных монофизитов, которая отреклась от своего патриарха Петра Монгуса, как принявшего в 482 г. Энотикон (т. е. присоединительный эдикт) греческого императора Зенона, и таким образом оставшаяся без иерархического возглавления. Во главе их стояли пресвитеры Юлиан и Иоанн и софист Павел. 225

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

См.: (пс.-)Дионисий Ареопагит, сщмч. О Божественных именах, 7//Сочинения. СПб., 2002. С. 467. Рус. пер.: Гораций . Наука поэзии, 25-26/пер.: М.Л. Гаспаров//Оды, эподы, сатиры, послания. М., 1970. С. Augustinus. Contra Faustum, 17.6//PL. 42. Col. 344. Augustinus . De catechizandis rudibus, 4//PL. 40. Col. 315. Так у Августина. См. Augustinus. Quaetiones Veteris et Novi Testamenti, 69//PL. 35. Col. 2264. Gregorius Magnus. Homiliae in Ezechiel, 1.16//PL. 76. Col. 834. См.: Ibid. Col. 836. Augustinus. Enarrationes in psalmos, 50.17//PL. 36. Col. 596. Т. н. «Апостольский Символ веры». См.: Bonaventura. Commentarii in quattuor libros Sententiarum Petri Lombardi, prol., dub. 2//Opera omnia. Quaracchi, 1882. T. 1. P. 23. Петр Ломбардский. Книга Иисуса, сына Сирахова, по Вульгате, 24:31. Рус. пер.: Фома Аквинский. Сумма теологии, 2.2.1.10. М., 2014. Т. 5: Вторая часть Второй части. С. 27. Приписывалось Теренцию. См.: Bonaventura. Commentarii in quattuor libros Sententiarum Petri Lombardi, dist. 11, dub. 2//Opera omnia. Quaracchi, 1882. T. 1. Ps. 1. P. 217. См.: Bonaventura. Commentarii in quattuor libros Sententiarum Petri Lombardi, dist. 11, dub. 2//Opera omnia. Quaracchi, 1882. T. 1. Ps. 1. P. 217. Вселенский III Собор. Деяние I//Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1910. Т. 1. С. 222. Вселенский III Собор. Определение святого собора о вере, и о том, что донес Харисий (за подписом всех епископов)//Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1910. Т. 1. С. 334. Кирилл Александрийский, свт. Послание к Несторию//Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1910. Т. 1. С. 144-147. Вселенский III Собор. Деяние I//Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1910. Т. 1. С. 222. Несторий. Послание к Кириллу, не одобренное всеми отцами, бывшими на святом соборе//Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1910. Т. 1. С. 147-159. Вселенский III Собор. Деяние I//Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1910. Т. 1. С. 238-243. Ср.: Вселенский III Собор. Деяние I//Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1910. Т. 1. С. 243. Вселенский III Собор. Донесение Собора благочестивейшим государям о низложении Нестория//Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1910. Т. 1. С. 272.

http://bogoslov.ru/article/6169468

138 Мы напоминаем, что Пресвятая Дева была из рода Давидова, как прямо то указано у Лк. 1:27 ; в обеих же родословных св. Матфия и св. Луки Зоровавель упомянут в числе предков Иосифа. О рождении Пречистой Девы см. сказания в неканонических Евангелиях, Рождения Пресвятой Девы Богородицы и в Прото-Евангелии. (См. разбор их у Епископа Михаила и полный текст у Migne, в Dictionnaire Theologiquë voir les Apocryphes, deux volumes). 141 В Мемфисском номе чтился Пта, которого грек Геродот совершенно неправильно называет Гефестом (т. е. Вулканом). Пта был строитель, художник вселенной; Египтяне не знали догмата о творении материи, и потому Пта не творец, а демиург. (Ср. в нашем переводе Бругша, стр. 90). Что же касается до легенды о мышах, то очевидно, что она в связи с культом Пта: Вилькинсон в примечании на II, 141 Геродота говорит, что мышь считалась в Египте символом умножения, плодородия, и как таковая символизировала один из аттрибутов Пта, который был не только строителем вселенной, но и поддержателем жизни. 142 Во 2-й главе X кн. Фл. Иос. любопытная выписка из Бероза, в которой сказано, что Сеннахерим из-под Пелузиума хотел обложить Иерусалим, но увидел недочет в своем войске. 143 Об Ассирийских армиях и составе их см. у Роулинсона в его Ancient Monarchies описание войска. 144 Фаррар в Библ. Сл. (Hezekiah v. I, р. 801) и комментаторы Псалмов (Speaker’s Commentary) полагать, что некоторые Псалмы говорят о поражении Сеннахерима, как напр. 45, 47, 75 (по нашему счислению). Мы думаем, что только 75 пс. может считаться говорящим о Сеннахериме, а именно: „Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим“; „Гнев человеческий обратится во славу Тебе“; и „Господь укрощает дух князей, Он страшен для царей земных“ ( Пс. 75:6,11,13 ). 145 Мы должны сказать, что в 1877 году Нейбауер нашел Халдейский список книги Товита, который кончается на 12-й главе, на 20 стихе. Рукопись находится в так наз. Bodleian library в Англии. Но мы не знаем, не сделан ли перевод на Арамейский язык относительно поздно с греческого, напр. в IV веке в Едессе. Первое известие об находке Нейбауера появилось в Англ. Атенеуме 17 Ноября 1877; см. стр. 630.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

О Григории как проповеднике и ораторе см. Donders. Homilet; Gugnet. Orateur. 589 См. Слово 1 и Слово 45. 590 Ср. Сл. 45, 2; PG 36, 624=1.662. 591 Ср. начало Слова 1–го. 592 Ср. начало Слова 38–го. 593 Ср. Сл. 41, 5, 1; SC 358, 324=1.578. 594 Слова 38–41. 595 Пс. 95:1. 596 Пс. 95:11. 597 Ср. 1 Кор.15:47. 598 Ср. Ис. 9:2. 599 2 Кор.5:17. 600 Ср. 2 Кор. 3:6 и Рим. 13:12. 601 Ср. Евр. 7:3. 602 Мф. 3:3. 603 Сл. 38, 1, 1–2, 18; SC 358, 104–106=1.522. 604 В настоящее время Богоявлением называется праздник Крещения Господня. 605 Ср. Еф. 4:22–23. 606 Ср. 1 Кор. 15:22. 607 Сл. 38, 3, 1–4, 7; 108–110=1.522–523. 608 Сл. 38, 4, 17; 110=1.523. 609 Сл. 38, 14, 35–41=1.529. 610 Ин. 1:29. 611 Мр. 1:10. 612 Мф. 4:23. 613 Сл. 38, 16, 1–19; 140–142=1.531. 614 Сл. 38, 4, 13–14; 110=1.523. 615 Сл. 38, 5, 1–6, 7; 110–112=1.523–524. 616 Григорий имеет в виду твердую никейскую позицию Петра Александрийского, главы египетских епископов. 617 Ср. Втор.10:16. 618 Григорий напоминает о том, как в него бросали камни в начале его епископского служения в Константинополе. 619 Т. е. в наказание за вкушение запретного плода в раю. 620 Ср. Мф. 27:48. 621 Сл. 38, 18, 4–24; 146–148=1.531–532. 622 См. Лауенштайн. Мистерии, 52. 623 Ин. 1:9. 624 Куреты — семнадцатилетние юноши, танцевавшие с оружием в руках во время элевсинских мистерий: см. Лауенштайн. Мистерии, 140–144. 625 Корибанты ( " танцоры " " ) - куреты. 626 Триптолем и Келей — имена посвященных Деметры, упоминаемые в 5–м Гомеровском гимне, который исполнялся во время элевсинских мистерий. По сюжету этого гимна, девица Персефона была похищена Плутоном и увезена в Гадес (ад). Ее мать Деметра, приняв облик старухи, блуждала в поисках дочери среди людей. Четыре дочери царя Келея, встретив скорбящую Деметру у колодца, ввели ее в дом Метаниры, где она стала воспитательницей Демофонта. Деметра хотела наделить младенца вечной молодостью, для чего погружала его в огонь, однако Метанира помешала ей. Разгневанная Деметра в течение года не позволяла семенам на полях взойти, после чего испуганные боги умолили Плутона отпустить Персефону. Для примирения с Деметрой они послали Рею, после разговора с которой гнев Деметры против богов угас. Свой гнев против людей Деметра смирила, установив священные обряды (teletai) или оргии (orgiai). Первым мистом Деметры, получившим подробное наставление о порядке совершения мистерий в Элевсине, становится Триптолем. См. Лауэнштайн. Мистерии, 223–225. 627

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

P. 47—72. 554 На русском языке см.: Добротолюбие священного трезвения. Пер. еп. Феофана. Т. I. M., 1883. С. 209—327. 555 Пс. 38:4 (Синод, пер.: «Воспламенилось сердце мое во мне, в мыслях моих возгорелся огонь»). 556 Евр. 12:29. 557 Под «чтением» в аскетических текстах обычно понимается чтение Псалтири, шире — чтение Священного Писания. 558 Цит. по: Отечник. Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым). Изд. 4–е. Брюссель, 1963. С. 153—154. 559 Митерикон. Собрание наставлений аввы Исайи всечестной инокине Феодоре. [Пер.] епископа Феофана. Изд. 2–е, дополненное. М., 1898. С. 45. Греческий текст не издан (св. Феофан Затворник переводил по рукописи XV века). Те же две краткие формы молитвы Иисусовой см. в: Дорофей Газский. Сказание о святом Доси–фее, 10 (Dorothee de Gaza. Oeuvres spirituelles. Sources Chretiennes 92. Paris, 1963. P. 138. Рус. пер. в: Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. Изд. 10–е. Шамордино, 1913. С. 14). 560 О датировке памятника см., в частности: Василий (Кривошеин), архиепископ. Дата традиционного текста «Иисусовой молитвы». — Василий (Кривошеий), архиепископ. Богословские труды. Нижний Новгород, 1996. С. 34—36; Лурье В. М. 1ризвание Авраама. Идея монашества и ее воплощение в Египте. СПб., 2000. С. 90. Архиепископ Василий датирует «Сказание» VI-VII веками, однако, по мнению В. М. Лурье, «Сказание» относится к середине V века. 561 1 Фес. 5:17. 562 Многополезное сказание об авве Филимоне, 10 (См.: Добротолюбие в русском переводе дополненное. Изд. 2–е. Т. 3. М., 1900. С. 365). 563 Варсануфий и Иоанн. Руководство к духовной жизни, вопр. 39 (Цит. по: Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни. Пер. с греческого. Изд. 4–е. СПб., 1905. С. 28). Ср.: Пс. 144:18. 564 Там же, вопр. 126 (С. 88). Ср.: Мф. 23:23. 565 1 Фес. 5:17. 566 Варсануфий и Иоанн. Руководство к духовной жизни, вопр. 422 (С. 282). 567 Там же, вопр. 423 (С. 282—283). 568 Там же, вопр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 12. 1010 Там же. С. 16. 1011 Там же. С. 134. 1012 Там же. С. 14. 1013 Там же. 1014 Там же. С. 65. 1015 Там же. С. 58. 1016 Там же. С. 202. 1017 Там же. С. 164—165. 1018 Аллюзия на песнопение вечерни «Свете тихий». 1019 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 23. 1020 Исаак Сирин, преподобный. Главы о знании IV, 51—52. Цит. по: Преподобный Исаак Сирин. О знании (избранные главы). Церковь и время 4(13), 2000. С. 322. 1021 Ср.: Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 220. 1022 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 163. 1023 Там же. С. 170. 1024 Там же. С. 163. 1025 ЗЦар. 19:10. 1026 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 167. Цитата из преп. Исаака Сирина — см.: Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 180. 1027 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 171. 1028 Там же. С. 180—181. 1029 Булгаков С. Афонское дело. С. 44. 1030 Рим. 1:20. 1031 Цар. 9:12. 1032 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 4—6. 1033 Там же. С. 207—208. 1034 Там же. С. 150. 1035 Там же. С. 141—142. 1036 Там же. С. 39. 1037 Ср.: Исх. 24:25; 29:43; 40:34; 3 Цар. 8:10 и др. 1038 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 143. Ср.: Пс. 18:1—3. 1039 Там же. С. 148. Весь этот рассказ благоразумно опущен в 4–м издании книги «На горах Кавказа» (СПб., 1998). 1040 См.: Хрисанф, инок. Рецензия на сочинение схимонаха Илариона, называемое «На горах Кавказа». Цит. по: Святое Православие и именобожническая ересь. Ч. 1 (догматическая). Харьков, 1916. С. 16—17. 1041 Игнатий Богоносец. Послание к Римлянам, гл. 5. 1042 Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 206. 1043 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 146. 1044 Там же. С. 144—145. 1045 Пс. 10:1—2. 1046 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 151. 1047 В Пантелеимоновом монастыре вместе со всеми его скитами на тот момент проживало около 1700 русских монахов; в Андреевском скиту — около 400. См.: Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. С. 253. Об истории Пантелеимонова монастыря, а также других русских обителей на Афоне см., в частности: Феодосий, иеромонах. История русского на Афоне Пантелеимонова монастыря. — К свету. Альманах. Вып. 18. М., 2000. С. 5–128. 1048

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

– Чернигов. 1895. – С. 235 – 240. 7. См.: Филарет (Гумилевский), арх. Историко-статистическое описание Черниговской епархии. – Чернигов. 1873. – Кн. 2. – С. 186 – 200. 8. См.: Петряков В. Высокопреос. Филарет (Гумилевский), арх. Черниговский. Короткий очерк его деятельности на черниговской кафедре (1859 – 1866)//ЧЕИ. – 1901. – 16. – часть не официальная. – С. 493. 9. См.: Отчёт о состоянии Черниговской епархии за 1864 г.//ЧЕИ. – 1865. – 3. – часть официальная. – С. 73 – 74. 10. См.: Черниговские Епархиальные И – 1864. – 13. – часть официальная. – С. 144 – 145. 11. См.: Добровольский П. М. Черниговский Елецкий Успенский первоклассный монастырь. Историческое описание. – Чернигов, 1900. – С. 92. 12. Листовский И. Филарет арх. Черниговский. – Чернигов. 1895. – С. 327 – 328. 13. См.: Восстановление в Чернигове древней епархиальной типографии.//Вера и Жизнь. – 1914. – 8 – 9. – С. 77 – 92. 14. Картины церковной жизни Черниговской Епархии из 9-ти вековой ея истории. – К., 1911. – С. 158. 15. Журнал “Черниговские Епархиальные Известия” был основан в 1861 г. и просуществовал до 1911 г. См.: Енциклопедичний (За ред. Кудрицького). – К., 1990. – С. 982. 16. Данный список приводится по изданиям: Пономарёв С. Преос. Филарет, арх. Черниговский и Нежинский. – Полтава, – 1866. – С. 75 – 95; Листовский И. С. Филарет, арх. Черниговский. – Чернигов. – С. 416 – 426. 17. Свящ. С. Ф. Хорошунов в своей статье отмечает, что “огромная масса трудов преос. Филарета осталась не изданною”. И далее он приводит название некоторых из них, которые находились в его руках, это – “Подробное описание Спасо-Преображенского Черниговского кафедрального Собора”, “Епископы черниговские из малороссов”, “Дополнения к обзору русской духовной литературы”, “О начале Стародубских старообрядческий церквей”. См.: Хорошунов Ф., свящ., Филарет Гумилевский арх. Черниговский//Русская. Старина. – 1881. – Кн. 12. – С. 816. Заключение Хвалите Бога во святых Его… (Пс. 150.1) По благословению Преосвященнейшего Амвросия, епископа Черниговского и Новгород-Северского была образована епархиальная комиссия по сбору материалов для канонизации архиеп.

http://pravoslavie.ru/37864.html

1. A  , или Часослов. Термин   соответствует греческому ρολγιον - Часослов: он происходит от коптского - (час; см.: Crum W. E. A Coptic Dictionary . Oxf., 1939. P. 777b) и обычно произносится   или abiyya (хотя Граф транскрибирует иначе:   - Graf. 1954. P. 4). Как правило, входящие в Часослов последования вычитывают без пения. Их порядок основан на монашеской традиции Н. Египта (которая затем распространилась по всему копт. Египту). Чтение служб Часослова должны совершать все копты-христиане, будь то клирики или миряне; монахи добавляют к ним час, называемый «молитва завесы». Интерьер ц. св. Феодора в Эль-Минье Интерьер ц. св. Феодора в Эль-Минье Совр. форма  , к-рая хорошо засвидетельствована в рукописях уже в XIV в., очевидно, возникла раньше. Службы Часослова состоят гл. обр. из псалмов, к ним добавляются библейские чтения, тропари и др. элементы; они строго одни и те же, без изменяемых частей, в любой день (за исключением Пасхи, Богоявления и Рождества, когда   не читается, а также Страстной седмицы, имеющей особые службы). Древним обычаем Н. Египта, как сообщает прп. Иоанн Кассиан Римлянин, было чтение 12 псалмов каждый час ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. II 5; ср.: Taft. Liturgy of the Hours. P. 58-62, а также р. 72, по поводу свидетельства Палладия Еленопольского: Pallad. Hist. Laus. (Bartelink) 32); эта традиция еще продолжалась в XIV в., как известно из свидетельства Абу-ль-Бараката (ср.: Villecourt. 1924. Vol. 37. P. 232) и из рукописей. Со временем к последованию утрени были добавлены 7 псалмов, а к циклу суточных служб - ранее не существовавшая «молитва завесы» (см.: Quecke. 1970. S. 20-42; Burmester. 1967. P. 99-107; Idem. 1936; Taft. Liturgy of the Hours. P. 252-253 (схема); Zanetti. 1990. P. 337-341 (только о псалмах); ср.: Idem. 1995. P. 85-87). Наибольшее распространение имеют издания   на арабском языке; двуязычные издания на коптском и арабском также существуют, но найти их сложнее; копт. общины диаспоры разработали переводы для эмигрантов. Главной характеристикой цикла служб Часослова является ежедневное прочтение одних и тех же 76 псалмов (нек-рых из них - неоднократно, поскольку они присутствуют в дополнительных частях служб). 74 псалма, к-рые не попали в это число, называются «неизбранные псалмы»; это, согласно нумерации Септуагинты, Пс 7, 9, 10, 13, 16-17, 20-21, 27, 30-32, 34-39, 41, 43, 47-52, 54-55, 57-59, 61, 63-65, 67-68, 70-82, 87-89, 91, 93-94, 101-108, 113, 134-135, 138-139, 143-144, 148-150 (а также 151-й, к-рый помещается в Псалтирь, но никогда не читается на службе). Эти псалмы используются в других богослужебных последованиях: напр., Пс 135 и 148-150 входят в состав утренней псалмодии.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

1263. Иоил. 3, 1, ср.: Деян. 2, 17. 1264. 2Кор. 1, 22. 1265. Ср.: свт. Иоанн Златоуст. Беседы на псалмы, XLIV, 3//PG 55, 186: 14–17, 26–34. 1266. Пс.-Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии, II, 4//Vol. 2, p. 14: 16 Heil; PG 3, 144 A. Слово καλλοποις, встречающееся у учтенных в TLG греческих авторов 25 раз, впервые употреблено Плотином (Эннеады VI, 7, 32: 31 Henry-Sch wyzer), после него широко используется Проклом (11 раз), от которого и заимствовано Пс.-Дионисием (6 раз). 1267. Лк. 9, 27 пар. 1268. Лк. 9, 32. 1269. См. примеч. 1208. 1270. Авторская ирония для уличения Акиндина в непоследовательности. 1271. Авторская ирония для уличения Акиндина в непоследовательности. 1272. Там же, 400 С (Изд.). Подлинный текст свт. Василия: «κα τ κλλει σου, τ θεωρητ κα νοητ θετητι. κενο γρ τ ντως καλν, τ κατληψιν πσαν νθρωπνην κα δναμιν περβανον, κα διανο μν θεωρητν» («“и красотою твоею”: созерцаемым и умопостигаемым божеством, ибо оная истинная красота превосходит всякое человеческое постижение и силу и созерцаема одним лишь разумом») (Пер.). 1273. То есть Варлааму. 1274. У свт. Василия Великого причастие относится к Святому Духу, а в ци тате – к Сыну. 1275. Ср.: свт. Василий Великий. О Святом Духе, XIX, 48//SC 17, p. 199–200 Pruch e; PG 32, 156 B. 1276. Ср.: свт. Василий Великий. Против Евномия, III, 3//PG 29, 660 D (Изд.). Эти две цитаты друг за другом Акиндин приводит в Большом опровержении I, 11 (P. 14: 12–16 Nadal) и в Малом опровержении (P. 418: 173–177 Nadal) (Пер.). 1277. Ср.: свт. Григорий Богослов. Слово XXXI о Святом Духе (Богословское 5), 4//P. 224: 6–7 Barbel; SC 250, p. 282: 8–9 Gallay; PG 36, 137 A (Изд.). Эта цитата приводится (с большей точностью) Акиндином в Большом опровержении II, 23 (P. 120: 63–65 Nadal; Малое опровержение не сохранилось полностью) (Пер.). 1278. «единоначальный» в каноне. 1279. «зовущего» в каноне. 1280. Октоих, глас 4. В неделю утра на полунощнице, канон Троичен, песнь 8 (Изд., Пер.). Ср. со слав. переводом: «Свете единоначальный и трисиянный, существо безначальное, доброто недоведомая, в сердцы моем вселися, и храм Твоего божества, световиден и чист покажи мя…» (Октоих. Гласы 1–4. М., 1981. С. 512). Эта цитата приводится (более точно) Григорием Акиндином в Большом опровержении, I, 35 (P. 41: 28–31 Nadal). Таким образом, как следует из целого ряда совпадающих цитат у Акиндина и Паламы, Палама несомненно был знаком с названными произведениями Акиндина. Ср. примеч. 396 и предисловие (Пер.).

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010