Но не все грешники подвергнутся мучениям в одинаковой степени. Апостол говорит, что каждый получит свою награду по своему труду ( 1Кор.3:8 ). Соразмерно своим грехам одни из грешников будут осуждены на большие наказания, другие на меньшие. Эту истину возвестил Сам Спаситель, когда сказал, что раб, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше ( Лк.12:47–48 ), что фарисеи, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение ( Лк.20:47 ). Согласно со Священным Писанием святые отцы учили, что для грешников будут различные виды мучений. «Кто большее получил наставление, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – тот должен вытерпеть большую казнь за преступление. Чем более мы сведущи, тем тяжелее будем наказаны за грехи». Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Иначе мучится прелюбодей, иначе блудник, иначе убийца, иначе вор и пьяница». Не будет конца жесточайшим мукам грешников. Слово Божие решительно и определенно говорит, что их мучения будут вечны и нескончаемы. Сам Спаситель засвидетельствовал, что после Страшного Суда Он скажет грешникам: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф.25:41 ). Святой апостол Павел учит, что грешники подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих ( 2Фес.1:9–10 ). Святой апостол Иоанн Богослов говорит, что дым мучения грешников будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью ( Откр.14:11 ). Согласно со Священным Писанием и отцы Церкви исповедовали, что адские мучения вечны. «Ты грозишь мне, – говорил святой Поликарп своему мучителю, – огнем горящим временно и вскоре угасающим, потому что не знаешь об огне будущего Суда и вечного мучения, который уготован нечестивым». Святитель Кирилл Иерусалимский учит: «Если кто грешен, получит вечное тело, которое будет терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Во-вторых, великое ослабление веры и любви христианской, усиленная деятельность антихриста, который многими чудесными действиями прельстит многих и объявит себя Христом, но, в конце концов, будет побежден силою Иисуса Христа ( Мф.24:24, 24:10–12 ; 2Фес.2:3, 4, 8, 9, 11 ; Откр.19:19–21 ). В-третьих, усилившиеся бедствия народов, странные знамения в природе ( Мф.24:29 ); наконец, после всего этого явление Сына Божия на небесах во славе с Ангелами ( Мф.24:30–31 ). Тогда соберутся все народы от четырех ветров, от края небес до края их ( Мф.24:31 ). В этих последних словах указывается на воскрешение тел человеческих, которое имеет быть в «последний день». Воскрешение тел совершится таким образом: разрушенное, вследствие смерти, на составные части тело, будет восстановлено и воссоединится снова с той самой душой, которая обитала в нем во время земной жизни его. Конечно, для такого восстановления тела и воссоединения его с душою не требуется, чтобы абсолютно все материальные частицы тела были восстановлены, так как и при жизни тела от него часто отделяют материальные части, однако тело не прекращает своего существования. О воскрешении тела Слово Божие учит ясно и определенно. В Ветхом Завете праведный Иов надеялся на воскрешение плоти (19:25–26). Эта же надежда укрепляла в страданиях и семерых братьев с матерью, о которых рассказывается во второй книге Маккавеев (7:9). Эта же надежда утешала Марфу при гробе Лазаря ( Ин.21:24 ). Сам Иисус Христос обещал воскрешение тела в «последний день» тем, которые достойно будут причащаться Его тела и крови ( Ин.6:54 ). Он говорит: «наступит время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ). Особенно ясно говорит Апостол Павел о воскрешении тел в 15 главе первого послания Коринфянам; здесь он, между прочим, высказывает такие слова: «сеется тело душевное, восстает тело духовное... ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (15:44:53).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф.24, 4), - предупреждает нас Сам Господь Иисус Христос, говоря о последних временах. Многие святые отцы единомысленно утверждают: «новый мессия» придет под видом Христа «со всяким неправедным обольщением» (2Фес. 2, 10). Святитель Игнатий Брянчанинов повествует: «Иноки Соловецкого монастыря передают ответ преподобного Зосимы, данный старцем ученикам, которые вопросили его о том, как узнать антихриста, когда он придет? Преподобный сказал: «Когда услышите, что пришел на землю или явился на земле Христос: то знайте, что это - антихрист!» Ответ самый точный! Мир, или человечество, не узнает антихриста: оно признает его Христом, будет провозглашать Христом». Большинство христиан, живущих по духу мира сего - духу антихристову, водимых плотским мудрованием, а не духовным разумом, не увидит обмана и примет антихриста за Христа. Поэтому и сегодня не видят они опасности в принятии и использовании различных идентификаторов. Преподобный отец наш Паисий Святогорец не раз говорил, что явного, да еще и сознательного отречения от Христа никто не потребует, иначе все было бы ясно, и не существовало бы опасности, что удастся «прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 24; Мк. 13, 22). Этот важнейший духовный аспект, связанный с введением «новой идентификационной системы», не могут или не хотят вместить многие, именующие себя христианами, но не имеющие расположенности к жертвенности. А время выбора между Христом и врагом Его антихристом уже давно наступило. В своем докладе на Круглом столе в Верховной Раде Украины 4 июня 2013 года митрополит Почаевский Владимир подчеркнул: «Внедрение этой пагубной системы является преступлением перед Богом и человечеством. Считаем своим долгом предупредить всех, что это приведет к лишению государства своего суверенитета, а человек в этой жизни лишится личной свободы и станет объектом тотального контроля, а в будущей лишится Вечного Блаженства. Господь говорит через Священное Писание: «Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр.14, 9-11)».

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/04/...

Это обычно делают экзегеты, превращающие тем самым книгу пророческих символов и онтологических откровений в политический памфлет на темы современности. Этим же правилом надо руководиться при истолковании и настоящей главы, в которой можно видеть гораздо больше духовных аллегорий, нежели исторических конкретностей. Фактическое превращение Откровения в политический памфлет или шифр умаляет его пророчественное значение, приурочивая его лишь к определенной эпохе, хотя для нас и для нашего времени оно такое ограничение уже явно перерастает. На том же языке исторических символов вслед за первым зверем описывается и явление второго. В частности, и о нём говорится: «и творил великие знамения, так что и огонь низводил с неба на землю пред людьми» (13). Это сказано под определённым впечатлением рассказа 3Цар. 18:38 4Цар. 1:10 низведением огня с неба на всесожжение и на пятидесяток (ср. Откр. 21:5 ). Как бы ни относиться к текстуальному уразумению ветхозаветного рассказа, во всяком случае трудно принять буквально данное свидетельство о низведении «огня с неба пред людьми» (хотя бы уже по одному тому, что в наши дни этот огонь в неограниченном количестве низводится «воздушным флотом» помимо всякого чудесного значения, если только вообще во всём этом не видеть «чудес антихриста»). И нет необходимости понимать эти образы буквально, а не видеть в них вообще выражения потрясающих впечатлений от появления лжепророка. Такое понимание более соответствует и общему содержанию евангельского пророчества: «восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» ( Мф. 13:22 ), как и 2Фес. 2:9 : «пришествие (беззаконника) по действию сатаны будет со всякой силой и знамениями и чудесами ложными». В таком же смысле продолжается этот рассказ и далее и в Откровении: «и чудесами, которые дано было ему творить перед зверем (т. е. его силою и вдохновением), он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча, но жив».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Мудрствование сбитых с толку сектантов о поклонении образу зверя совершенно разрушается, если внимательно прочесть даже один лишь 5-й стих тринадцатой главы Откровения; там сказано, что зверю «дана власть действовать сорок два месяца», то есть – всего три с половиною года, а иконы существуют у христиан уже почти две тысячи лет. В Ветхом Завете была «скиния Моисеева», устроенная по повелению Божию и по показанному Моисею Самим Богом образцу и плану ( Исх. 25:9 и Деян. 7:44 ), но была и «скиния Молохова»: «Вы приняли (носили) скинию Молохову, упрекает Бог совратившихся в язычество евреев, и звезду Бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им: и Я переселю вас далее Вавилона» ( Деян. 7:43 и Амос. 5:25–27 ). Так и при конце мира будут на земле храмы Божии ( 2Фес. 2:4 ) и в них св. изображения, но будет сделан диаволом для искушения христиан и его образ ( Откр. 13:14 ), чтобы «обольщать живущих на земле» тем, что этот звериный образ будет, как живой: он будет «говорить и действовать» (ст. 15). Обратите, заблудшие, ваше внимание еще на одно обстоятельство: в 15 стихе 13 главы Откровения сказано: что будет убиваем «всякий, кто не будет поклоняться образу зверя». Вы сравниваете наши св. иконы с образом зверя; вы им не только не поклоняетесь, а даже хулите их, кощунствуете и издеваетесь над ними, но вас никто за это не убивает, и вы, в силу нового закона о свободе веры, свободно же «собираете горящие угли на головы свои» ( Притч. 25:22 ) кощунством вашим над св. иконами. Приравнивать образ Господа нашего Иисуса Христа к образу зверя-диавола может только человек, потерявший всякую веру, совесть и разум. Сектант: 8) Если иконы угодны Господу, то почему Он не наказывает оскорбляющих и даже уничтожающих их? Объяснения православного: 8) Не говори так дерзко и не испытывай долготерпение Божие! Кара небесная не раз уже постигала кощунников еще при жизни их. Примеров слишком много. Ты их не признаешь, это – твое дело. Но помни, что человек не наказанный за грехи свои здесь, на земле, будет наказан за них там, – на небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Этот-то дракон зверю, выходящему из моря, т. е. антихристу, дал силу свою и престол свой, и великую власть (13, 1–2); этому зверю дано вести войну со святыми и победить их; и дана ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем (13, 7). Даже помощник его или зверь, выходящий из земли, говорит как дракон; действует перед ним со всею властью первого зверя;... и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми; и чудесами, которые дано было ему творить пред зверем, он обольщает живущих на земле (13, 11–14). Но и сам сатана, и антихрист, в которого он вложит всю свою силу, и помощник антихриста, не уступающий последнему в безбожной, чародейской и обольщающей силе и власти, не могли бы в столь короткое время, именно в сорок два месяца ( Откр. 13, 5 ), распространить безбожие по всей земле, если бы успехи их деятельности не были подготовлены предшествующим погружением человечества во зло, предшествующим распространением в человечестве антихристианского и богопротивного духа. Как ни сильна ярость диавола, предвидящего конец своего владычества на земле, как ни велика сила и власть антихриста, который, и получивши смертельную рану, исцеляется (Отар. 13, 2–3); как ни изумительно это чудо, так что вся земля дивилась и поклонилась зверю, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним? ( Откр. 13, 3–4 ) Как ни поразительны прочие чудеса антихриста и его помощников ( 2Фес. 2,9 ; Откр. 13–15 ); как ни страшны кровожадный деспотизм и безграничное насилие этих двух апокалипсических зверей в отношении ко всем людям ( 2Фес. 2, 4  и  Откр. 13 ); как ни коварны и ни обольстительны их слова и действия ( 2Фес. 2, 10 ; Откр. 13, 13– 14 ); как ни дерзко самообоготворение антихриста, опирающееся на I. 1асть и силу сатаны, на богохульную гордость, на поразительные чудеса, на необычайную хитрость, на победу над святыми и на преклонение всей земли ( 2Фес. 2, 4  и  Откр. 13 ): но и яростное могущество диавола, и чудеса, хитрость, гордое богохульство, кровожадная власть и непреоборимая сила обоих зверей не подчинили бы им в самое короткое время всей земли и не отторгли бы всего человеческого рода от Бога, если бы человечество уже не было предрасположено к отпадению от Бога и Христа и к переходу в царство сатаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

И действительно, антихристом будет человек из души и тела; и как таковой он явится самым полным, абсолютным воплощением человеческо-сатанинского зла. Он станет действовать как человек, беседуя с людьми как со своими присными, обращаясь к ним от имени человека, от имени человеческого, чисто человеческого – наподобие того, у Ницше: Menschliches Allzumenschliches, то есть будет говорить им во имя свое, и многие его примут. И сбудется пророчество Спасителя, сказанное об антихристе: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете ( Ин.5:43 ). – Как человек антихрист будет отличаться от других худых людей своей безмерной греховностью, безграничной влюбленностью во зло, невыразимой ненавистью и враждой ко Христу Богу. Он явится воплощением зла, но не воплощением диавола, так как диавол не может воплотиться в человека. «Не сам диавол делается человеком тем же способом, каким стал человеком Господь – Боже сохрани! – но рождается [этот] человек от блуда и приемлет на себя всё действие сатаны. Ибо Бог, наперед зная растленность его будущей свободной воли, позволяет диаволу вселиться в нем», – говорит святой Дамаскин. Добровольно приняв в себя сатану, антихрист силой своей развращенной воли столь близко с ним сочетается, столь всеусердно сживется со злом и грехом, что весь станет грехом и будет по преимуществу человеком греха ( 2Фес.2:3 ), а тем самым и сыном погибели ( 2Фес.2:3 ), потому что и себя, и своих последователей погубит он смертью, за которой нет воскресения. Логика зла и греха обретет в нем своего самого умного апологета. Он сумеет гениально ретушировать зло призрачным добром, искусно смазывать яд смерти ложным медом бессмертия, мастерски прикрывать мерзость порока мнимыми чудесами и знамениями, магически делать греховные похоти соблазнительно привлекательными – дабы многих и многих прельстить и погубить их души ( 2Фес.2:9–12 ). Его самолюбие, разжигаемое сатаной, возгорится в пожар такой демонической гордости, что он провозгласит себя Богом, превозносясь выше всего, называемого Богом или святынею... выдавая себя за Бога ( 2Фес.2:4 ). В нем «соединится и сосредоточится вся сила богоотступничества», так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога ( 2Фес.2:4 ). В противовес тайне благочестия ( 1Тим.3:16 ) выставит он тайну беззакония ( 2Фес.2:7 ) со всеми ее сатанинскими глубинами ( Откр.2:24 ), обольстительной притягательностью и призрачными чарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Как известно, адвентисты отождествляют пророчества из 2 и 8 глав книги Даниила 411 . Во второй главе в пророческом сне Навуходоносора камень, т.е. Христос, с чем согласны и адвентисты 412 , придет и разрушит всемирное языческое царство. Однако Христос пришел задолго до 1844 г., наполнил Своим учением, Церковью и благодатью всю землю ( Дан. 2:35 ) и уже воздвиг Свое вечное царство ( Дан. 2:44 ) 413 . Господь Сам отверг желанное для адвентистов внешнее господство над миром ( Мф. 4:8–10 ), но при этом называл Себя Царем, говорил о Своем царстве как о существующем, хотя и не от мира сего ( Ин. 18:36 ), показывал власть над сатаной и его бессилие, называл Себя связавшим сильного ( Мф. 12:29 ), говорил как имеющий власть, не отказывался от имени «Царь Израилев». Итак, если бы действительно в божественном домостроительстве был период в 2300 лет, он должен был бы отражать изменение взаимоотношений Бога и человечества и начало царства благодати в первом пришествии Христовом 414 . Православные уже сейчас принимают царство непоколебимое и хранят благодать ( Евр. 12:28 ), а не просто слова. Отсутствие реального опыта благодати ведет адвентистов к искажению образа Бога и Его действия в мире, уничижая событие Боговоплощения. Из всего периода между двумя пришествиями Христа Писание особо выделяет некое последнее время ( Дан. 11:4, 29 ), или последние времена ( 1Тим. 4:1 ), или последние дни ( 2Пет. 3:3 ). Это последнее время наступит, когда после войн и стихийных бедствий ( Мф. 24:6–7 ) за отступление ( 2Фес. 2:3 ) и умножение беззакония во многих охладеет любовь ( Мф. 24:12 ), с земли будет взят удерживающий ( 2Фес. 2:7 ), начнется излияние гнева Божия и гнева Агнца ( Откр. 6:16, 14:10 ) на сосуды гнева ( Рим. 9:22 ), т.е. непокоряющихся Евангелию сынов противления ( 1Пет. 4:17 , Кол. 3:6 , 2Фес. 1:8 ), которые будут искать мира и безопасности ( 1Фес. 5:8 ) под руководством антихриста – беззаконника, человека греха и сына погибели, который сядет в храме Божием, как Бог ( 2Фес. 2:3–10 ). В это-то последнее время антихрист развяжет всемирные гонения против христиан ( Мф. 24:9, 21 ), о чем подробно рассказывает книга Откровения ( Откр. 13 ). Опираясь на книги Даниила и Откровения, святые отцы учат, что продолжительность этих гонений составит около трех с половиной лет из семилетнего правления антихриста 415 , а их прообразом, как отмечалось, стали гонения Антиоха Епифана 416 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Без сомнения, антихрист окажется весьма могучим и его деятельность проявится со всякою силою ( 2Фес.2:9 ), не только человеческой, но и сатанинской, ведь сатана даст ему силу свою и престол свой и великую власть ( Откр.13:2 ). А сатанинская сила громадна, так что будет изумлять и очаровывать всех не имеющих веры, маловерных, неверных – всех не вкусивших Божественной силы Владыки Христа. Всякой своей силой сатана вооружит антихриста, так что тот будет творить великие знамения и огонь низводить с неба на землю перед людьми ( Откр.13:13 ). По действию сатаны антихрист будет прельщать людей всякою силою и знамениями и чудесами ложными ( 2Фес.2:9 ) с одним ненасытным желанием: прельстить, соблазнить людей, представить им себя истинным спасителем и мессией человеческого рода, уникальным человеком, который мог бы среди людей занять место Христа, заменить Христа, сделать Его ненужным, излишним, вредным и губительным – и тем самым совратить вслед за собой человеческий род в погибель. Вся многогранная деятельность антихриста будет сводиться к одному этому: к замене им Христа, к реализации таким образом самой грандиозной мистификации и обмана и к порабощению людей этой всепагубной ложью. Ибо что губительнее для человека, для людей, для всего человеческого рода, нежели отвергнуть Христа, этого единственного Спасителя человечества от греха, от смерти, от диавола? Над этим подлогом антихрист будет трудиться со всякою сатанинскою силою, употребляя и знамения и чудеса ложные. Все его чудеса, на самом деле, окажутся иллюзией и миражом; но грехолюбивых людей они сделают рабами самой страшной и самой губительной лжи: лжи о том, что Христос – не единый истинный Бог, не единый истинный Спаситель человеческого рода. Весь свой богоборческий арсенал, всё свое оружие против Бога и Владыки Христа сатана передаст в распоряжение антихриста. К этому его «всеоружию» относится, прежде всего, обольщение. И антихрист по действию сатаны будет поступать на земле со всяким неправедным обольщением: чтобы, если возможно, прельстить и избранных, то есть тех, которые евангельской верой последовали за Христом и живут Им и ради Него ( Мф.24:24 ; 2Фес.2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Спрашивается: какой смысл имели бы все эти места Св. Писания, если бы, помимо Бога и Его всемогущей силы, кто-либо еще мог творить своей силой действительные (не кажущиеся только) чудеса? Очевидно, они теряли бы свой смысл и свое удостоверительное значение. Таким образом, что чудеса может творить только один Бог, что если какой-либо посланник Божий совершает их, то единственно только нарочито преподанной ему силой Божией, – это положение находит для себя самые твердые и ясные основания в Священном Писании . Из сказанного уже само по себе делается ясным, как нужно смотреть на те места Св. Писания, где речь идет о так называемых чудесах дьявола. Очевидно, под последними нужно разуметь чудеса не истинные и действительные, а лишь мнимые и кажущиеся, которые на самом деле не суть чудеса. Эта мысль имеет в Св. Писании и прямое подтверждение. Вот наиболее важные места в нем, где говорится о совершении силою дьявола «чудес»: Втор.13:1–3 ; Мф.24:24 и паралл. 2Фес.2–9 ; Откр.13:13–14 . В первом из этих мест говорится о «чудесах», которые с богопротивной целью могут совершать ложные пророки и сновидцы; во втором о «чудесах», которые имеют совершить для обольщения людей лжехристы и лжепророки перед разрушением Иерусалима 137 , в третьем и четвертом о «чудесах» антихриста. Наиболее великими и поразительными будут «чудеса» антихриста, ибо сатана даст ему силу свою, и престол свой, и область великую ( Откр.13:2 ); и его пришествие, по действию сатаны, будет во всякой силе ( 2Фес.2:9 ). Иначе говоря: «сатана иждивит на него всю силу свою, ибо конец и ему самому» 138 . И однако же – какие это будут чудеса? Истинные ли и действительные? – К великому утешению для всего рода христианского, св. ап. Павел дает нарочитое ближайшее и точнейшее определение этих «чудес» антихриста. По апостолу, пришествие антихриста будет в «знамениях и чудесах ложных и вообще во всякой льсти неправды...» ( 2Фес.2:9–10 ). Эти слова апостола означают, что «чудеса» антихриста будут только казаться чудесными действиями, в самом же деле будут представлять из себя ложь и обман для целей обольщения. Здесь, очевидно, заключается ключ к уразумению истинного и точного смысла и тех мест Священного Писания, где о так называемых чудесах дьявола идет речь без ближайшего определения того, кажущиеся только или действительные чудеса нужно разуметь под ними. Итак, все так называемые чудеса, совершаемые помимо всемогущей силы Божией, силою дьявола, несут на самом деле чудеса, но лишь кажутся таковыми, выдаются за них, в действительности же представляют из себя только ложь и обман, – вот тот вывод, который с ясностью открывается из сопоставления различных, относящихся сюда мест Св. Писания 139 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010