В самом деле, из Послания видно, что христиане много терпели за свою веру и за свой казавшийся для язычников странным образ жизни ( 1Пет.2:19; 3:14 →, 4:12→). Общественное мнение о христианах было неблагоприятным для них ( 1Пет.4:4 ); язычники осыпали их злословиями ( 1Пет.2:12; 3:16 ) и само христианство почитали опасным суеверием. Даже в семействах христиане встречали ненависть и вражду от не-христиан ( 1Пет.3:1 ). Их уклонение от идолопоклонства казалось для язычников безбожием, удаление от общественного нечестия – ненавистью к людям, скрытность и таинственность в совершении своего Богослужения – заговором и преступлением. И в таком состоянии находились христиане во всём мире ( 1Пет.5:9 ). К этим чисто внешним бедствиям присоединились внутренние. Во многих местах Малой Азии, как видно из Посланий апостола Павла, появились лжеучители, которые будто бы опираясь на авторитет старейших апостолов, восставали против авторитета апостола Павла, усиленно боровшегося за свободу язычников от ига Закона Моисеева. Ввиду таких неблагоприятных обстоятельств, апостол Пётр старается утешить христиан и укрепить их терпение в настоящих и предстоящих бедствиях со стороны язычников и, при этом, вопреки уверениям лжеучителей уверить, что проповеданное им через апостола Павла слово есть истинная благодать Божия ( 1Пет.1:25; 5:12 ). Что апостол Пётр мог иметь в виду эту последнюю цель, это особенно доказывается сходством первого Послания Петра с Посланиями Павла к римлянам и ефесянам и другими, в учении и многих выражениях. Прочитав Послания апостола Павла, может быть, принесённые к нему Силуаном, и узнав о клеветах лжеучителей на Павла, в извращении будто бы им истинного учения, апостол Пётр в своём Послании касается многих пунктов учения, проповеданного Павлом, и даже буквально повторяет его выражения. Место написания. Место написания апостол прямо указывает в конце Послания, посылая приветствие от Церкви в Вавилоне ( 1Пет.5:13 ). Но, несмотря на такую определённость, вопрос о месте написания Послания нельзя считать окончательно решённым с несомненной уверенностью. Толкователи разделяются во мнениях о том, какой Вавилон здесь должно разуметь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

740. Гравюры: Два вида Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – XVII века и нынешний, план Сергиевского Посада и карта дороги от Москвы до Троицы – в книге Е.Е. Голубинского , Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Сергиевский Посад, 1892. (Отдельное приложение 1909 года). Ср. 601 настоящего указателя. 741. Изображение иконы св. Кирилла и Мефодия в Базилике св. Петра в Риме. 1906, III, 10, между стр. 360–361. —70— 742. Ноты. К статье Е.М. Витошинского, Народно-церковный напев Холмской Руси. 1910, II, 7–8, между стр. 488–489. 743. Таблица политических партий, 1906, I, 3, между стр. 568–569, к статье: Политические партии и их идеалы В.Н. Мышцына, см. 321 и 711 настоящего указателя. Поправки. Стр. Строка. Напечатано: Должно читать: 1903, III, 10, 173–196. А.П. Голубцов. 1903, III, 10, 173–196. С. Григоревского. С. Григоровского. —71— Указатель именной 1, Иностранный Achelis, Hans. 5. 564. Adolf, v. Gustav-Adolf. Bauch, B. 387. Berger, 48. Bousset, W. 140. Buchanan, E. S. 48. César, Pastor. 102. 514. Charriaut, H. 335. 536. 575. David, rex et propheta V. T. 47. Deissmann, Adolf, Dr. Prof. 564. De Lanessan, v. Lanessan. Delitzsch, Friedrich. 42. 102. 514. Denifle, H. 102. 514. Désers, L. 226. Diocletianus, imperator. 564. Ezechiel, v. Hesekiel. Fischer, Kuno. 387. Fischer, Pastor. 102. 514. Fleury, 48. Fraissinet, E. 521. Friedrich, Ι. 307. Goetz, L. K., Dr. Prof. 378. 688. Gressmann, H., Dr. Prof. 49. Groos, K. 387. Gunkel, H. 147. Gustav-Adolf, König. 102. 514. Hall, Fr. 168. Harnack, Adolf, Dr. Prof. 102. 514. 564. Harrison, Fr. 571. Hartmann, M. 148. Hastings, J. 48. Hesekiel, propheta V. T. 47. Huppert, Ph. 102. 514. Iacohus, Apostolus. 48. Ioannes, Evangelista. Theologus. 48. Iohn, v. Ioannes. Iuda, Apostolus. 48. Iude, v. Iuda. Kaftan, I., Dr. 102. 514. Kant, Imm. 102. 422. 514. Krebs, Fritz, Dr. 564. Krumbacher, Karl, Dr. Prof. 721. Lanessan, I-L., De. 338. 540. 576. Lapparent, A., De. 398. Lask, E. 387. Lazarus, M. 141. Liebmann, О. 387. Lucas, Apostolus et. Evangelista. 48. Luther, Martin, Dr. 102. 514. Marcus, Evangelista. 48. Matthaeus, Evangelista. 48. Mayor, I. B. 48. Μελτιος, ντιοχεας πσκοπος, 558. Mommsen, Theodor, Dr. Prof. 564. Müller, Dav. Heinr. 47. Paul, v. Paulus. Paulus, Apostolus. 5. 48. Peter, v. Petrus. Petrus, Apostolus. 48. Ramsay, W. M. 48. Ranke, H., Dr. 49.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первое послание Петра – текст, который очень рано приобрел известность в широких кругах христианской Церкви. Предположительно, с ним был знаком уже Климент Римский , автор Послания к Римлянам, датируемого концом I века. Множество цитат из этого послания и аллюзий на него разбросано по тексту Послания к Филиппийцам Поликарпа Смирнского , жившего в первой половине II века. Вот лишь несколько примеров: Вы, «не видев Его, веруете, и, веруя, радуетесь радостию неизреченною и преславною» ( 1Пет. 1:8 )... Поэтому, «препоясавши чресла ваши» ( 1Пет. 1:13 ; Еф. 6:14 ), служите Богу в страхе и истине; оставив тщетное пустословие и заблуждение многих, веруйте в Того, «Который воскресил из мертвых Господа нашего Иисуса Христа и даровал Ему славу» ( 1Пет. 1:21 )... Воскресивший же Его из мертвых воскресит и нас, если будем исполнять волю Его, поступать по заповедям Его и любить то, что Он любит; если будем удаляться всякой неправды, любостяжания, сребролюбия, злоречия, лжесвидетельства, «не воздавая злом за зло», порицания за порицание ( 1Пет. 3:9 ), удара за удар, проклятия за проклятие... Ибо хорошо отражать от себя мирские похоти, потому что всякая «похоть воюет против духа» ( 1Пет. 2:11 )... Будем непрестанно пребывать в нашей надежде и залоге правды нашей – Иисусе Христе, Который «грехи наши вознес на Своем теле на древо». Который «не сделал греха» и в устах у Которого не было лжи ( 1Пет. 2:22, 24 )... Все будьте уступчивы друг другу, чтобы поведение ваше было безупречно среди язычников ( 1Пет. 2:12 ) 425 . Древняя Церковь была единодушна в признании Петра автором данного послания; никаких споров об авторстве не было 426 . Во II веке на Первое послание Петра как на подлинное творение апостола неоднократно ссылается Ириней Лионский 427 , в начале III века – Климент Александрийский и Тертуллиан 428 . По свидетельству Евсевия Кесарийского , Первым посланием Петра пользовались авторы II века Поликарп Смирнский и Папий Иерапольский 429 . Историк также цитирует фрагмент из ныне утраченного толкования Оригена (III век) на Евангелие от Иоанна, где говорилось: «От Петра, на котором основана Церковь Христова и врата адовы не одолеют ее, осталось только одно Послание, всеми признанное» 430 . Евсевий констатирует консенсус древних авторов в отношении аутентичности послания: «Послание Петра, именуемое Первым, признается подлинным, и на него ссылаются в своих писаниях древние святители» 431 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Удовлетворение этим потребностям Церкви и веры и представляются соборные послания. В послании Иакова, оправдываемая именно делами, вера в Господа нашего Иисуса Христа славы ( Иак.2:1 ) и раскрывается, как совершенный закон свободы и царский закон любви, – закон столько высокий, что в действительном соблюдении его поставляется и премудрость и правда, – столь чистый, что он не терпит и легкой погрешности слова, – столь обязательный, что нарушение одной его черты есть повинность против духа и силы всей его целости, – закон самой благодати, не оставляющей в своих избранных места никаким другим началам жизни и с ревностью любящей предающуюся ей душу. В 1-м послании апостола Петра изображается такой, предуказанный пророками, благодатный порядок, что он, при независимости своей от мертвой буквы и форм ветхого завета, являет в себе всю полноту духовной силы этого. Этот порядок таков: избранные, по прозрению Бога Отца, во святом Духе, в послушание и кропление кровию Иисуса Христа ( 1Пет.1:2 ), составляют истинное наследие Божье, язык свят, род избранный, порождаемый от нетленного семени – живого слова Божьего, словом – Божий народ нового Израиля; они сами опираются на основании и по перво-образу живого камени – Христа, в храм духовны, святительство святое, возносити жертвы духовныя благоприятныя Богови Иисусом Христом ( 1Пет.2:4–6 ). Итак, при замене ветхого завета новым, ветхозаветная теократия с Божьим народом, Сионом, храмом, жертвами, священством – раскрывается же и в новом завете, только уже по духовно-благодатному осуществляясь в самом духе верующих. Поэтому, свобода христианская не может служить прикровением злобы или порока, но должна проявляться в добром житии между неверными; духом благодатным не нарушаются, а утверждаются и благоустраиваются все частные и общественные, семейные и гражданские отношения ( 1Пет.2 ; 1Пет.3 ). Вообще духовность всего новозаветного порядка вполне открытой благодати такова с воем существе, что верующий должен жить и водиться именно духом праведности и любви самого Христа, страданиями и самопожертвованием до смерти вошедшего в славу Своего воскресения и превознесения ( 1Пет.3 ; 1Пет.4 ). Ведь таков истинный благодатный порядок, который и должен быть соблюдаем, при служении пастырей, чуждом своекорыстия и «господства над наследием Божьим», при послушании им пасомых, при общем взаимном подчинении друг другу и т.д. ( 1Пет.5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Если исключить из Евангелий от Матфея и Луки весь материал, общий у них с Марком, и весь особый материал каждого из этих двух евангелистов, то останется общий для Матфея и Луки материал объемом примерно 240 стихов, который, как полагают, восходит к «источнику Логий» (Q). Этот источник заключал в себе преимущественно поучения Спасителя и немного повествовательного материала (проповедь и деятельность Иоанна Предтечи, искушения в пустыне, исцеление слуги сотника и др.) и заканчивался учением о последних временах, не включая в себя повествования о Страстях и Воскресении. Подробно общий материал Евангелий от Матфея и Луки, который был почерпнут ими из источника Q, можно представить в следующем виде: проповедь Иоанна Предтечи – Лк. 3, 7–9 ; Мф. 3, 7–10 искушения Христа в пустыне – Лк. 4, 1–13 ; Мф. 4, 1–11 Поучения из Нагорной проповеди: блаженства – Лк. 6, 20–23 ; Мф. 5, 3, 4, 6, 11, 12 о любви к врагам – Лк. 6, 27–42 ; Мф. 7, 1–5; 10, 24–25; 15, 14 слушатели и делатели слова – Лк. 6, 47–49 ; Мф. 7, 24–27 Повествования: исцеление слуги сотника – Лк. 7, 1–10 ; Мф. 7 , 28а; 8, 5–10, 13 вопрос двухучеников Иоанновых о Христе – Лк. 7, 18–20 ; Мф. 11. 2, 3 ответ Спасителя – Лк. 7, 22–35 ; Мф. 11, 4–19 Различные поучения: об ученичестве – Лк. 9, 57–60 ; Мф. 9, 37, 38; 10, 9–15 наставления апостолам перед отправлением на проповедь – Лк. 10, 2–12 ; Мф. 9, 37, 38; 10, 9–15 «горе» Галилейским городам – Лк. 10, 13–15 ; Мф. 11, 20–24 молитва Господня – Лк. 11, 2–4 ; Мф. 6, 9–13 Божественный ответ на молитву – Лк. 11, 9–13 ; Мф. 7, 7–11 о веельзевуле – Лк. 11, 14–22 ; Мф. 12, 12–32 о роде лукавом – Лк. 11, 29–32 ; Мф. 12, 32–42 светильник тела есть око – Лк. 11, 33–36 ; Мф. 5, 15; 6, 22–23 «горе» фарисеям и книжникам – Лк. 11, 37–12, 1 ; Мф. 23, 1–36 об исповедничестве – Лк. 12, 2–12 ; Мф. 10, 19, 26–33 попечение о земном – Лк. 12, 22–34 ; Мф. 6, 19–21, 25–33 о бодрствовании – Лк. 12, 39–46 ; Мф. 24, 43–51 не мир, но меч – Лк. 12, 51–56 ; Мф. 10, 34–36; 16, 2, 3 о примирении с противником – Лк. 12, 57–59 ; Мф. 5, 25, 26 притчи о горчичном семени и о закваске – Лк. 13, 18–21 ; Мф. 13, 31–33 плач об Иерусалиме – Лк. 13, 34–35 ; Мф. 23, 37–39 о самоотречении христианина – Лк. 14, 26–35 ; Мф. 10, 37–38; 5.13 служение двум господам – Лк. 16, 13 ; Мф. 6, 24 Царствие Небесное силою берется – Лк. 16, 16 ; Мф. 11, 12–13 о разводе – Лк. 16, 18 ; Мф. 5, 32 о дне Пришествия Сына Божия – Лк. 17, 22–27, 33–37 ; Мф. 24, 26–28, 37–39 и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

1Пет.4:17 .  Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? 1Пет.4:18 .  И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? Новое основание или побуждение к благодушному перенесению страданий Апостол указывает, как и раньше ( 1Пет.4:7 ), в близости Божественного суда, который всею тяжестью обрушится на неверных и нечестивых, но начнется с общества верующих. «Судом или исследованием называет здесь скорби, причиняемые верным от нечестивых, о наступлении коих предвозвещал Господь, говоря: «будут отдавать вас в судилища» и проч. ( Мф 10:17 ). Наводит на них страх, чтобы отклонить их от жизни рассеянной» (блаж. Феофил.). Суд или испытание Богом начинается с «дома Божия», т. е. с Церкви (ср. 1Тим 3:15 ), с чем согласуется и ветхозаветное пророческое представление ( Иер 25:15–29 ; Ам 3:2 ) и новозаветное – учение Самого Господа ( Мф 25:9 ; Лк 21:12 ). «Начинается суд прежде с дому Божия. Ибо, по словам Василия Великого , мы естественно негодуем на домашних своих, когда они провинятся пред вами. А Богу свои суть не кто иные, как верные, наполняющие дом Его, т. е. Церковь » (Феофил.). Ап. Петр на бедствия и скорби, воздвигаемые на христиан его времени, смотрит, как на начало последнего суда Божия, который со всею силою имеет обрушиться на неверных. Последнюю мысль Апостол выражает сначала вопросом, ст. 17: «если прежде с нас начнется, то какой конец не покоряющимся Евангелию Божию?», а затем, ст. 18, словами ветхозаветного приточника, Притч.11:31 по тексту LXX. «Смысл речи такой: если праведник получает спасение с трудом и напряжением (ср. Мф 11:12 ; Деян 14:22 ), то какую долю получат проводящие жизнь в неге и наслаждениях, – нужно подразумевать, нечестивые, – в будущем веке?» (блаж. Феофил.). 1Пет.4:19 .  Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро. Как нравоучительный вывод из всего отдела, 1Пет.4:12–13 , Апостол дает читателям наставление предавать себя при страданиях благой и премудрой воле Божией (ср. 1Пет.4:17 ), взирая на образец всецелой преданности Богу, явленный Господом Иисусом Христом на кресте ( Лк 23:46 ). Как же должно предавать самого себя Богу? «Во благотворении». Что же значит это? Значит положиться на Бога со смиренномудрием, не придавать много цены своим страданиям, но чем более кто страдает, тем более должен почитать себя непотребным, говоря ко Господу: Ты праведен во всем, что сделал нам» ( Дан 3:27 ) (блаж. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

48-я глава, содержащая пророчество о Моавитянах, падении их царства и обращении к Богу их остатка, отвергается критиками 73 , потому что носит ясные следы богодухновенности. Внешним мотивом служит сходство ее с 15 и 16 главами Исаии, содержащими также пророчество о Моавитянах. Этот мотив, конечно, не серьезен. 74 С другой стороны, у пр. Иеремии естественно ожидать пророчества о Моавитянах, как подробного раскрытия кратко высказанной им мысли о падении моавитского царства и подчинении его Вавилону (25:21). Замечательно, что будущее бедствие Моавитян в обеих речах (т. е. 25 и 48 гл.) Иеремии уподобляется «опьянению» их из чаши гнева Господня ( Иер.25:27 =48:26, ср. 13:13). Подобное же сходство с неоспоримо подлинными речами Иеремии видно и во многих словах, оборотах и образах рассматриваемого пророчества. Напр. опустошение городов (48;8=4:29), плач Моавитян (48:32=25:36), «пустынное дерево» – (48:6=17:16); «винный сосуд» – (48:12=13:12–14); «Царь Господь Саваоф» – 48:15=46:18); дочь – жительница – – (48:18=46:19); «негодный сосуд» (48:38=22:28). Также 48:14=8:8; 48:16=9:24; 19=6:16 и мн, др. Замечательно также упоминание об «орле», который «налетел на моавитскую землю» и опустошил ее (48:40). Здесь, очевидно, разумеется Навуходоносор. Это символическое имя его, употребительное у Иеремии (49:22), даже без упоминания о Навуходоносоре, очень понятно было в век его, так как все народы Азии и Африки хорошо знали, что это за орел, ибо были в его когтях (ср. Иер.27:3 –8). И пророк Иеремия чаще всего угрожает всем народам Навуходоносором (ср. 25:9, 27:6–7, 43:10–11, 44:30, 46:26, 49:22). Но более всех других отделов в книге пр. Иеремии подвергается единодушному критическому нападению 75 речь его o падении Вавилона, заключающаяся в 50 и 51 главах. Содержание этих глав следующее. Пророк велит возвещать среди народов, что Вавилон и его боги пали (50:1–5). Главною виною Вавилона Господь признает преступления его против Израиля: опустошение израильской земли, разрушение храма, гордость перед Израилем и его Богом (50:6–34). В наказание за эти преступления войска вавилонские будут избиты, а Вавилон будет опустошен, как Содом (50:35–40). Разрушение Вавилона будет совершено северным народом, народом жестоким, с многочисленными войсками, пред коими не устоят Вавилоняне, придут в трепет, не защитятся (50:41–51:10). Из врагов пророк выделяет царей мидийских, которые совершат над Вавилоном суд, как ранее Вавилоном Господь совершал Свои суды над другими народами (51:11–26). Кроме Мидян пророк приглашает к войне против Вавилона войска Мидийские, Аскеназские, Араратские, пред коими оробеют и не защитятся вавилонские войска. И Вавилон и его боги падут, потому что таково определение Господне (51:27–58). Это пророчество Иеремия вписал в книгу, передал Сераии, уходившему в Вавилон, и наказал прочитать его в Вавилоне и опустить книгу на дно Евфрата, в знамение того, что Вавилон «погрузится и не встанет» (51:59–64).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

26 . (и) выпрямляет (выпрямляющий) согбенных ( Пс. 144:14 ср. Лк. 4:18 из Ис. 52:6 ; Мф. 12:20 из Ис. 62:3 ) 27 . Тебе Единому мы признательны (исповедаемся, благодарим, прославляем) ( Пс. 75:2 ; 1Пар. 23:13 ; Деян. 10:8, 15:14 , 1Пет. 1:3, 3:9 ; Иак 3:9 ; Иуд.1:4, 25 ) К 20 стр. ο βραδνει 2Пет. 3:9 απ. λεγ. – ο νυστζει 2Пет. 2:3 , еще только Мф. 25:5 (в пророчественной речи Господа), – или ργε 2Пет. 2:2 – απ. λεγ. К 21. Можно сближать с идеей воскресения мертвых и сошествия Христа в ад. κοιμω для обозначения умерших 2Пет. 3:4 ; Деян. 7:10 . Ср. Мк. 14:37–42 и пар. Мк. 14:72 и пар. Мк. 5:39 пар. Форма предложения: «не (дремлет и не спит), но (пробуждает). К 22–25: можно сблизить с новозаветными исцелениями больных. К 24: можно сблизить с повествованием Деяний об освобождении апостолов и ап. Петра от уз. К 25: σθενω 1Пет. 5:10 – απ. λεγ. Стр. 21–26 представляют накопление причастий и синонимов. К 27: ср. 5 стр. Вся первая строфа наполнена заимствованиями из ветхозаветной поэзии, преимущественно из псалмов, – и имеет вид хвалебного псалма. В этом отношении она сходствует с подобными же новозаветными творениями: Лк. 1:46–55. 68–79. 29–32 . По этой начальной строфе своей молитва процитирована в Вавилонском Талмуде Pesachim 118. а. нач. Goldschmidt, 134 кон. В нек. опущ. стр. 14–26. В. Вторая строфа: I. 28 . И если бы рот наш наполнился песнопением, как (полно) море, – ( Пс. 126:2 ср. Деян. 2:4, 3:10, 4:8, 31, 5:17 ; Иак. 3:8, 17 ; 2Пет. 2:14 ; Деян. 2:13 ) 29 . и язык наш – ликованием, как шум волн его, – ( Пс. 126:2, 65:8 ; 1Пет. 1:6, 8, 4:13 ср. 2Пет. 3:10 οιζηδν) 30 . и уста наши – славословием, как широты тверди, – ( Пс. 63:3. 5 ; 1Пет. 1:7, 2:14 ср. к стр. 5 Авв. 1:6 ; Ис. 19:1 ; Дан. 3:56 ; Мк. 7:6 и пар из В. З. и 1Пет. 3:10 из Ис. 34:14 ; 1Пет. 5:9 ) 31 . и очи наши светились (были блестящи) как солнце и как месяц, – (Ср. Сир. 17:31; 23:19 ; 2Пет. 1:19 ) 32 . и руки наши распростирались (были распростерты), как орлы поднебесные, – ( 3Цар. 8:54 ; Плач. 4:19 ср Рим. 10:21 из Ис. 65:2 )

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Церковь есть в домирном Совете Божием предопределенное ( Еф.1:4 , – 3:9–12, – Рим.8:28–30 ср. Евр.12:13 , – 11:40) собрание (ккλησα, но не общество), превечно избранных (избрание – кλητο, кλητο кα кλεкτο ка πιστο Откр.17:14 и, кроме указанных выше ср. Рим.1:16–7 , – 1Кор.1:1–2, 24–27 , – 7:15–17, – Гал.1:6–15 , – Иак.2:5 , – 1Пет.1:15 , – Иуд.1 , – Мф.2:16 , – 22:14, – Мк.13:20 , – в частности избрание апостолов и верующих Христом Лк.13 , – Ин.6:70 др.) в общение Сына ( 1Кор.1:9 ), т. е. или в один новый народ Божий на место ветхого Израиля ( Мф.2:6 , – Рим.9:25–26 , – 2Кор.6:16 , – Тит.2:14 , – Евр.8:8–12 , – 13:12, – 1Пет.2:9–10 , – Откр.21:3 др), – или в одно стадо с одним Пастырем во главе ( Ин.10:11 сл. 21:15 сл, – Евр.13:20 , – 1Пет.2:25 , – Откр.7:17 , – 12:5, – 19:14 ср. Деян.20:28 ), – или в одно живое, стройное и непоколебимое здание – храм, крепость-столп, город, дом-жилище 18 – из живых камней, с краеугольным Камнем в главе угла и основе – Богочеловеком Спасителем стройно слагающихся и возрастающих в святый храм о Господе и жилище Божие Духом ( 2Кор.6:16 , – Еф.2:19–22 , – 1Пет.2:5–6 , – 1Тим.3:15–16 , – Мф.16:18 , – Ин. 2:19–21 ), – или же в один стройно сочлененный организм живого тела Христова, (в коем глава – Богочеловек, тело – Церковь , а верующие – отдельные члены тела) в постоянном единении и действенном взаимодействии Богочеловеческой Главы с Своим телом и его членами стройно, постепенно и соборно-возрастающий в любви, в меру возраста полноты Христа, наполняющего все во всем, доколе Спаситель – Богочеловек вообразится во всех ( Гал.4:19 ), низложит всех врагов своих и последнего из них – смерть, настанет вечная жизнь и совершенство, когда и Сам Сын покорится Покорившему Ему все, и Бог будет все во всем 19 . Отсюда видим, сколь несостоятельно утверждение, что Церковь может быть только видимая. He говоря уже о гносеологической неверности его (ни один предмет не может быть только ощущаем, но он должен быть умопостигаем), оно не приемлемо и по существу, онтологически. Как тело каждого члена Церкви в своих внешних органах и видимых движениях нераздельно объединено с духовным началом, так и внешне-ощутимая сторона (организация, богослужение, история) церковного тела проявляет невидимую действенность его Богочеловеческой Главы и участие в жизни Церкви ее невидимых, но с нею нераздельных членов не только новозаветных, но и ветхозаветных ( Церковь первородных на небесах, молитвы праведников, достигших совершенства: Евр.12:22–24 , ср. Ин.8:56 , а также участие ангелов в церковной жизни Откр.2:1 др. 1Кор.4:9 , – 6:3, – 11:10, – 1Тим.3:16 и др.). Таким образом, не должно быть речи ни о Церкви только видимой, ни о Церкви только невидимой, равно как нельзя и разделять Церковь воинствующую и торжествующую: Церковь есть единый и нераздельный организм спасаемых людей, находящийся под началом и проявляющий действенность Спасителя –Богочеловека.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Потому и мы с вами носим на своей шее крест; потому на храмах высится крест; потому и все таинства совершаются крестным знамением, то есть во имя креста Христова; потому мы и крестимся при молитвах. Все – крестом! Почему же именно необходим крест и Господу и нам? Господу – потому, что через крест Христов мы «примирились» с Богом, как об этом говорит Писание ( Ин.1:29–36; 7:39; 12:27–33; 19:28–30 ; Рим.5:10–11; 6:3 ; 1Кор.1:18 ; 2Кор.5:18–19 , Гал.6:14 ; Еф.2:16 ; Кол.1:20–22; 2:14 ; Евр.12:2 ;), а для нас потому ещё, чтобы и нам пройти через крест страданий для усвоения заслуг Христовых ( Мф.16:24 ; Мк.8:34; 10:21 ; Рим.3:20 ) и получения прощения от Бога чрез крест Христов. Но если крест скорбей так нам необходим; если «лёгкое страдание наше производит в преизбытке безмерном вечную славу» ( 2Кор.4:17 ); «если внешний наш человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор.4:16 ); если «страдающий плотию перестаёт грешить» ( 1Пет.4:1 ); если мы особенно страдаем «несправедливо» ( 1Пет.2:19 ); если апостол Павел пишет о себе «ныне радуюсь в страданиях моих» ( Кол.1:24 ); если апостол Пётр пишет: «огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как бы приключения для вас странного» ( 1Пет.4:12 ); «если злословят вас за Имя Христово, то – говорит он, – вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас» ( 1Пет.4:14 ); если вообще «страждущие по воле Божией да предадут Ему... души свои (то есть положатся на волю Божию), делая добро» ( 1Пет.4:19 ); если апостол Иаков учит нас: «с великою радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения» ( Иак.1:2–4 ), ибо они ведут к совершенству; если неискушенный – неискусен; и наконец, если Сам Господь был 40 дней искушаем диаволом ( Мф.4:1–11 ) и врагами Своими( Мф.16:1–22 ), – то как же Он велит нам в Своей молитве просить избавить нас от искушений? как Он упрекает учеников в саду Гефсиманском, что они заснули, и заповедует им, как в Молитве Господней: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение», ибо «дух бодр, плоть же немощна» ( Мф.26:41 )? как Он и Сам говорит: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» ( Лк.22:31 )? Как всё это согласовать?

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010