Евангелисты говорят о том, что приходившие к И. П. и крестившиеся исповедовали свои грехи (Мф 3. 6; Мк 1. 5). Современные ученые спорят о смысле и характере этой исповеди (см.: Meier. 1994). Одни усматривают здесь некое эсхатологическое таинство полного прощения всех грехов, другие считают его только приготовлением к прощению грехов на предстоящем Суде, третьи усматривают акт не личного, а коллективного покаяния, известный еще в ВЗ (см., напр.: 1 Цар 7. 6; Неем 9; Ис 64. 5-9; Дан 9. 4-19) и в кумран. памятниках (1QS I 24 - II 1; CD 20. 27-30; в «Дамасском документе» даже говорится о «завете покаяния» - CD 19. 16). Скорее всего проповедь И. П. о покаянии - это воспроизведение ветхозаветного призыва вернуться к Богу, обратиться к Нему за прощением грехов и исцелением (Втор 4. 30; 30. 2; Ис 6. 10; Иер 3. 10; Ос 3. 5; Ам 4. 6; Зах 3. 1; Мал 3. 7), а не некое особое таинство, подобное христ. сакраментальной исповеди (см.: Лк 1. 77). На основании рассказа Иосифа Флавия сделать точные выводы о практике и об учении И. П. довольно трудно, поскольку они излагаются с использованием понятий греч. философии (γαθς νρ, ρετ, δικαιοσνη, εσβεια). Эсхатологический аспект проповеди И. П. у Флавия отсутствует. Поэтому «Иоанново крещение» в его описании предстает как регулярно совершаемый обряд, возможно с некоторым оттенком жертвенного характера (τν βπτισιν ποδεκτν ατ φανεσθαι). Однако само по себе оно не производит очищения и не искупает грехов, а является закономерным итогом упражнения в добродетелях нравственного характера ( Ios. Flav. Antiq. XVIII 5. 2 (116-119)). Конфликт И. П. с Иродом Антипой и убиение И. П. Ирод Антипа (4 г. до Р. Х.- 39 г. по Р. Х.) был сыном Ирода Великого от самаритянки Малтаки и как тетрарх управлял Галилеей и Переей, доставшимися ему после раздела наследства Ирода Великого. Он был женат на дочери набатейского царя Арефы (Ареты, Харитата) IV Филопатра. Согласно Иосифу Флавию, Ирод Антипа влюбился в Иродиаду , жену своего сводного брата Ирода (сына Ирода Великого от Мариамны, дочери первосвященника Симона). Она согласилась выйти замуж за Антипу, если он прогонит свою жену. Однако жена Антипы узнала об этом и обратилась за помощью к отцу Арефе, к-рый тут же отправил войска против зятя, чтобы смыть оскорбление и восстановить честь дочери. Войско Антипы было разбито, и только вмешательство Рима спасло его от дальнейшей расправы ( Ios. Flav. Antiq. XVIII 5. 1). Иосиф Флавий также сообщает, что брак Антипы и Иродиады все-таки состоялся, а дочь Иродиады от 1-го брака Саломея вышла замуж за тетрарха Филиппа (Ibid. XVIII 5. 4 (136)), который умер на 20-й год правления имп. Тиберия, т. е. в 33/34 г. (Ibid. XVIII 4. 6). Т. о., Ирод Антипа с т. зр. закона Моисеева нарушил заповедь (Лев 20. 21). Рассказывая об И. П., Иосиф Флавий не упоминает о том, что И. П. обличал Ирода Антипу в совершении этого греха, хотя и связывает поражение войска Антипы с убиением И. П. ( Ios. Flav. Antiq. XVIII 5. 2 (116)).

http://pravenc.ru/text/471450.html

Светильник – слово, которое вызывает в памяти картину Писаний ( Пс. 118:105, 130 ), тогда как «темное место» однозначно ассоциируется с этим миром, лишенным света ( Ин. 8:12 ). День относится ко дню пришествия Христа (3:10; Рим. 13:12 ). Утренняя звезда (греч. phosphoros) – звезда, которая появляется на рассвете, и в древности под ней понималась планета Венера. Она также служила символом Иисуса ( Чис. 24:17 ; Лк. 1:78 ; Отк. 22:16 ; ср.: Мал. 4:2 ). В сердцах ваших – трудная для толкования фраза в свете того, что пришествие Христа будет буквальным и видимым. Вероятно, речь идет о том, что пришествие Христа принесет свет и радость в сердца Его последователей. Возможно, хотя менее вероятно, что эта фраза связана с последующим предложением: зная прежде всего… а потому вы должны понять (в сердцах ваших). 20,21 Эти два стиха имеют важное значение для понимания того, как пришло к нам Священное Писание. Хотя Бог использовал людей самого разного положения в обществе, разных интересов и характеров (см., напр.: Иер. 1:6,7 ; Ам. 7:14,15 ; Лк. 1:1–4 ) для передачи Своего слова, Он вдохновлял их, когда они говорили и писали нам (см., напр.: Иер. 1:7 ; Ам. 7:14–16 ; Мк. 12:36 ). Фраза зная прежде всего снова повторяется в 3:3 ( в русской синодальной Библии: «прежде всего знайте»). Пророчества в Писании контрастируют с ложными пророчествами, которые подразумеваются в 2:1. Разрешение – это слово в качестве существительного в этом смысле (т. е. интерпретации, истолкования) больше нигде в Новом Завете не встречается, тогда как глагольная форма используется в Мк. 4:34 ( в русской синодальной Библии – «изъяснять») при истолковании притчей. Это утверждение иногда приводится в качестве довода, подтверждающего, что пророчество может быть истолковано отдельным человеком, только если он находится под водительством Святого Духа (некоторые говорят о церкви, имеющей Духа), Который вдохновлял и писателей. Но это требует несвойственного данному глаголу («произносить») значения, а потому естественнее относить это к происхождению, а не истолкованию Писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Поэтому–то, для уверения иудеев в Божестве Своем, Спаситель указывал им на пророчества и прообразования о Нем в Святом Писании: Испытайте писаний, — говорил Он, — яко вы мните в них имети живот вечный; и та суть свидетельствующая о Мне (Ин. 5, 39). Сия суть словеса, — говорил Он ученикам Своим по воскресении из мертвых, — яже глаголах вам еще сый с вами, глаголя, яко подобает скончатися всем написанным в законе Моисееве и пророцех и псалмех о Мне (ср.: Лк. 24, 44). Во всю жизнь Свою Господь делал, в собственном смысле, дела пославшего Его, творил волю Его и предлагал народу учение Его (как часто Он Сам говорил (см.: Ин. 7, 16, 8, 28 и др.), то есть делал то, учил тому, что и чему назначено было быть от вечности. Видите, братия, — Отец Небесный, Отец Господа нашего Иисуса Христа употребил все, чтобы уверить людей в Божестве Его и чтобы убедить нас слушаться Его во всем, как возлюбленного Сына Своего. Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих; Того послушайте, — вещал Он с небеси (Мф. 17, 5). Видите, как любит Бог мир, что и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3, 16). Да, братия, есть жизнь вечная, есть другая жизнь, для которой мы созданы и на получение которой верные, кающиеся христиане имеют право в силу ходатайства Сына Божия. Но есть и погибель вечная, от которой никто не избавится, если не избавит единственный Ходатай Бога и человеков — Богочеловек Христос Иисус. А Он не избавит тех, которые не слушаются Его, которые живут не по–христиански, как язычники, заповедей Его не знают и не исполняют и только одно имя христиан носят. Такие люди осуждают сами себя и лишают себя наследия в Его Царстве. Не всяк глаголяй ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех (Мф. 7, 21). Братия! Иисус Христос есть Сын Божий возлюбленный: Того послушайте. Аминь. Беседа восемнадцатая. О явлении Искупителя — Бога во плоти Егоже писа Моисей в законе и пророцы, обретохом Иисуса. Ин. 1,45 Тот, о Ком много преднаписал в Ветхом Завете пророк и боговидец Моисей, о Ком предсказали многие другие пророки, наконец пришел, — пришел на землю Примиритель грешного человечества с правосудным Богом. После долгого ожидания Искупителя наконец послышались на земле отрадные голоса: обретохом Мессию (Ин. 1,41); обретохом Иисуса, Егоже писа Моисей в законе и пророцы (ср.: ст. 45). Людие, седящие во тьме, видеша свет велий, и седящим во стране и сени смертней, свет воссия им (Мф. 4,16). Многочастне и многообразие древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дней сих глагола нам в Сыне (Евр. 1, 1–12) Своем, Который, будучи Бог, для нас сделался человеком, хотя и Богом быть не перестал. Солнце правды Христос Бог наш воссиял на земле (ср.: Мал. 4, 2).

http://predanie.ru/book/220033-katehizic...

У этой теории всё ещё много сторонников, хотя археологические и другие исследования опровергли лежащие в её основе предположения. Банкротство «теории J-E-P-D» . На примере Книги Второзаконие можно рассмотреть ту аргументацию, которая опровергает первоначально выдвинутую Вельхаузеном теорию. В самом тексте Второзакония указано, что «сии суть слова, которые говорил Моисей» (Вт. 1:1; 4:44; 29:1). Отрицать это – означает объявлять книгу Закона полностью сфальсифицированной. Моисей назван автором Второзакония в книге своего непосредственного преемника Иисуса Навина ( Нав. 1:7 ), как и в других книгах Ветхого Завета ( Суд. 3:4 ; 3Цар. 2:3 ; 4Цар. 14:6 ; Езд. 3:2 ; Неем. 1:7 ; Пс. 102:7 ; Дан. 9:11 ; Мал. 4:4 ). Второзаконие – это книга Закона, которая чаще всего цитируется в Новом Завете, и цитируется она со ссылкой на Моисея ( Деян. 3:22 ; Рим. 10:19 ; 1Кор. 9:9 ). Иисус привёл стихи Вт. 6:13, 16, когда противостоял искушению от диавола ( Мф. 4:7,10 ), а кроме того, прямо указывал, что эта книга написана Моисеем ( Мк. 7:10 ; Лк. 20:28 ). Упомянутые в книге географические и исторические детали свидетельствуют о непосредственном знакомстве с теми местностями, которые как раз и должен был хорошо знать Моисей; её формулировки, характерные для заключаемого договора, тоже указывают на дату создания в период Моисея (Kline, все). Очевидные ссылки книги на более поздние времена легко объяснимы. Главу Вт. 34 с её описанием смерти Моисея, судя по всему, добавил его преемник Иисус Навин, поступив согласно обычаю тех дней. Моисей и Пятикнижие в целом. Свидетельства того, что Второзаконие написано Моисеем, аннулируют «теорию J-E-P-D » как таковую. В различных же модификациях этой теории всё равно отрицается, что Моисей был автором всех пяти книг. В четырёх из пяти книг (кроме Бытия) сказано, что они написаны Моисеем (см. Исх. 24:4 ; Лев. 1:1; 4:1; 5:14 ; Чис. 1:1; 33:2 ; ссылки относительно Второзакония см. выше). Отсутствие прямых указаний в Книге Бытие вполне понятно, так как события в ней происходили до рождения Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Хотя все человеческие поступки свободны в смысле самоопределения, ни один из них не выходит из-под Божиего контроля в том, что касается Его вечного замысла и предназначения. Поэтому христиане должны благодарить Бога за свое обращение, надеяться на то, что Бог сохранит их в благодати, в которую Он их призвал, и с уверенностью ожидать Его конечного торжества в соответствии с Его замыслом. См. статьи «Избрание и осуждение» (к Рим 9:16–18 ) и «Действенное призвание составные части обращения» ( 2Фес.2:14 ). Брак и развод ( Мал.2:16 ) Брак – это особого рода отношения между мужчиной и женщиной, которые вверили себя друг другу, заключили завет на всю жизнь ( Быт 2:24 ; Мал 2:14 ; Мф 19:4–6 ). «Брак был установлен для того, чтобы муж и жена могли оказывать друг другу взаимную помощь, для увеличения численности человеческого рода за счет появления законного потомства и для роста церкви за счет прибавления святого семени, а также для предотвращения всякой нечистоты (половой распущенности и безнравственности)» (Вестминстерское исповедание, 24.2). В своем идеальном виде (как его учредил Бог) брак служит для того, чтобы мужчина и женщина могли дополнять друг друга и помогать Богу в Его творческой работе по созданию новых людей. Брак предназначен для всего человечества, но Божия воля состоит в том, чтобы люди, принадлежащие к Его народу, вступали в брак только со своими единоверцами ( 1Кор 7:39 ср. 2Кор 6:14 ; Езд 9:10 ; Неем 13:23–27 ). Нельзя достичь полной близости, если супруги не соединены друг с другом в вере. Используя в качестве иллюстрации отношение Христа к Церкви, Павел показывает, каким должен быть истинно христианский брак Он подчеркивает особую ответственность мужа как руководителя и защитника жены и указывает, что призвание жены принимать своего мужа в этой роли ( Еф 5:21–33 ). Различие ролей в семье не означает, однако, что жена ниже мужа: как носители образа Божиего они обладают равным достоинством и равной ценностью и должны исполнять свои семейные роли на основе взаимного уважения, которое коренится в признании данного факта.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

О, ликование, дарованное нам превыше [всякой меры] разумения! О, блаженство, превосходящее надежду! О, дары Божии, побеждающие желание! О, милости, не отступающие перед всякой мерой прошения! О, независтливый Податель, обладающий щедростью необычайной! О, даяния, достойные не приемлющего, но Дающего! О, дивный обмен! О, Дающий силу и Приемлющий немощь! О, Являющий человека безначальным, в то время как Безначальный через телесное рождение начинается! Ведь если человек обожается через вочеловечение Бога и Один и Тот же является Богом и человеком, то, следовательно, Он, будучи человеком, является безначальным по Своему Божеству, и, будучи Богом, начинается по Своему человечеству. (4)В древности на Синае дым, мрак, буря и наводящий трепет огонь покрывали вершину горы (ср. Исх 19:16 и сл.) , проповедуя неприступность Законодателя, лишь то показывая смутно, что есть заднее Его (Исх 33:23) и открывая Величайшего Художника из Его собственных творений, ныне же все исполнено света и блеска. Сам Законодатель, Художник и Господь пришел из лона Отчего, не оставив Своего пребывания или жительства в лоне Отчем, снисшел к рабам, облекшись в образ раба (ср. Флп 2:7) и став человеком по природе и по виду, так что невместимый для людей Бог, открывающий через Себя и в Себе сияние Божественной природы, стал вместим. Уже прежде Бог поставил человека в общение со Своей благодатью, когда вдунул во вновь создаваемого из земли дыхание жизни, уделил ему господство [над остальной тварью], почтил его Своим образом и подобием, оставил обитателем Едема и сожителем ангелов. Но поскольку мы тиной страстей помрачили и изгладили подобие образа Божия, то Он, сострадая нам, удостоил нас второго общения, надежнейшего и удивительнейшего по сравнению с первым. Ведь Сам Он, оставаясь в превосходстве Своего Божества, принимает в Себя низшее, с тем, чтобы в Себе обожить человечество, смешивает с образом Первообраз и в сегодняшний день являет в этом образе Свою красоту. И сияет лицо Его, как солнце — ведь оно ипостасно соединено со светом невещественным и потому соделалось солнцем правды (ср. Мал 4:2) , — а одежды становятся белыми, как свет (см. Мф 17:2) , — ведь они прославились как облачение, а не в соединении, вследствие [некоторого внешнего] отношения, а не в ипостасном союзе. Облако светлое осенило (Мф 17:5) , изображая собою сияние Духа. Ибо, как сказал божественный Апостол, море является образом воды, а облако — Духа (ср. 1 Кор 10:1). Все исполнено света и ярчайшего сияния для способных воспринять свет и не осквернивших душу нечистотою совести.

http://pravmir.ru/slovo-na-preobrazhenie...

1-я пол. 7-го ст. букв. с евр. читается «ненавижу хранящих» или «почитающих суеты лжи» (=пер. Амфилохия; ср. слав.-гр.-лат. хранщы вотщ; Ин.2:9 : xpahщiu и ложна), т.е. не люблю и отвращаюсь «приверженцев обманчивых сует» (Пумпянский), или тех людей, которые, вместо Бога, легкомысленно возлагают надежды свои на предметы ничтожные по своей сущности и силе, только напрасно увлекающие воображение, но не могущие сами по себе оказать никакой пользы и помощи. – К таким предметам принадлежат идолы и все вообще предметы ложных верований язычников ( Втор.32:21 ; Иер.2:5; 10:3, 8, 15; 16:19; 18:15 ; Пс.113:12–16 и др.), все суеверные человеческие средства ( Лев. 19:31; 20:2, 6, 27 ; 1Пар.10:13 ; Деян.8:9–11 ; Апок. 18:23 ; ср. Абен Езра у Rosenmülle. и толк. Иринея Архиеп. Пск.) и различные предметы земных привязанностей и надежд, как-то: богатство, слава, власть, сила и мудрость человеческая и т. п. ( Еккл.1:2 и дал.; Пс.38:6–7; 145:3–4 ; ср. св. Афанасия, бл. Август. Епагг. II; Златоуста на Пс.4:3 ). Сл.-гр.-лат. (=халд.) пер. разумели все это вообще, держав буквально евр. текста, только слово (шав) принимала в значении наречия – вотще (как Мал.3:14 и Иер.4:30 ), а глагол вм. 1-го л. (санэти) в отношении к псалмопевцу, читали во 2 л. (санэта)= возненавидлъ еси, в отношении к Богу, как продолжение 2-й пол. предшеств. стиха. Русск. пер.: ненавижу початателей суетных идолов – в последних своих словах есть объяснительный перевод и основывается на том, что выражение «суеты лжи» в таком именно смысле употребляется в кн. Ионы 2:9 и передается в сирском (numina falsa у Dathe) и у Кимхи (см. Сотт. Gejeri.) – Конец 8 ст. с евр. чит.: «узнал нужды (горесть) души моей»; гр.-лат.-слав. перевод: спслъ нждъ дш мою основан на том же чтении, но ведение Господом нужд души псалмопевца понимает практически, – в смысле божественного промышления и избавления (ср. Пс.1:6; 36:18–19; 137:6–7 ). – Начало 9 ст. в сл.-гр.-лат. нси мен затворилъ т. е. не заключил, не оставил в безвыходном положении, въ ркахъ – букв. соотв. еврейскому и точнее и картиннее изображает положение псалмопевца, чем в русск. пер. (=халд. и сирск.): не предал меня в руки врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

ς ποκαταστσει καρδαν πατρς πρς υν κα καρδαν νθρπου πρς τν πλησον ατο, μ λθν πατξω τν γν ρδην. И он обратит сердце отцов к сынам и сердце сынов к отцам их, чтобы Я, пришедши, не поразил земли проклятием. § 190. . Указывается деятельность имеющего прийти Илии пророка. Перевод этих слов совершенно бесспорен: «и он обратит 2284 сердце отцов к сынам и сердце сынов к отцам их». Из древних так переводят вульгата и сирский. Раши предл. толкует в смысле «посредством», так что смысл получается тот, что Илия обратит (к Богу) отцов чрез сыновей и сыновей чрез отцов 2285 ; но предл. такого значения получить не может; он здесь употреблен, как нередко и в других случаях употребляется, в качестве равнозначащего с или . 2286 В таком смысле см. в Притч.26:11 и Ekkл.12:7. LXX перевели – ποκαταστσει (==«восстановит», слав. «устроит»), и в первом случае – в ед. ч., а во втором даже заменили новыми словами νθρπου и πλησον. Передача гиф. от чрез гл. ποκαθστημι – весьма обычна у них 2287 . Другие же особенности либо случайны, либо вытекают из истолковательных намерений переводчика. Рассматриваемые слова толкуются очень различно. С иудейскими раввинскими толкованиями мы уже познакомились в § 188 (стр. 558–559). Из христианских св. отцов, толковавших ст. 23 в эсхатологическом смысле, бл. Феодорит видит здесь указание на то, что пред вторым пришествием Христовым Илия примирит иудеев (отцов) с христианами (сынами) 2288 . Св. Кирилл, Орелли и некоторые из новых разумеют вообще устранение всяких взаимных раздоров 2289 . Гитциг и нек. др. толкуют в смысле устранения семейных неурядиц, порицавшихся пророком во 2:10–16 2290 . Большинство древних и новых толкователей, – бл. Иероним, Генгстенберг, Рейнке, Кёлер, Кейль и мн. др., – полагают, что речь идет о возвращении Израиля к благочестию предков (). 2291 Из этих толкований, само собою понятно, не могут быть приняты ни упомянутые раввинские объяснения, ни христианское эсхатологическое. Толкование Гитцига не годится потому, что если бы имелись в виду злоупотребления, описанные в Мал.2:10–16 , то в настоящем месте пророк должен бы был говорить о «мужьях» и «женах», а не об «отцах» и «сыновьях».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

6:14. Читатель должен был при чтении свитка разворачивать его правой рукой, а левой сворачивать до определенного места, останавливаясь там, где нужно; здесь язык созвучен Ис. 34и перекликается с другими прорицаниями судов в еврейской литературе (Сивиллины оракулы). Такой язык был обычно характерен для описания конца земной истории. 6:15,16. В Ветхом Завете и апокалипси-сах также говорится о суде, который ожидает все слои населения; читателей должна ободрить весть о том, что Бог, в конце концов, воздаст за них императору и его приближенным, которые ныне судят народ. Стремление скрыться в горах и пещерах от гнева Божьего перекликается с Ос. 10:8 ; ср.: Ис. 2:10,19,20 . 6:17. Этот стих имеет параллели с Иоил. 2:11 ; ср.: Мал. 3:2 , в преддверии дня суда. 7:1–8 Запечатление 144 тысяч избранных Можно воспринимать эти 144 тыс. либо буквально (по 12 тыс. девственников из каждого колена израильтян – 14:4), либо символически (духовные последователи, народ Божий). Против буквального восприятия этой цифры свидетельствует использование в других местах в Откровении слова «рабы» (1:1; 6– в греческом оригинале; 7:3), а это позволяет полагать, что 144 тыс. составляют общее число спасенных (7:3,4). Но являются ли они «неисчислимым множеством» из 7или «восстановленным остатком» этнического Израиля, остается неясным. «После сего видел я» (7:1)- т. е. это видение следует за предыдущим (см. также коммент. к 4:1); если тексты 6:12–17 относятся к концу века, то 7:1–8 должны представлять эти события хронологически (7:3), возможно, одновременными с описанными в 6:1–11. 7:1. Язычники часто персонифицировали природные стихии или соотносили их с определенными божествами; иудеи верили, что Бог наделил ангелов властью над отдельными природными силами (в том числе ветрами) под Своим водительством (напр., в Книге Юбилеев; ср.: Пс. 148:1–12 ). «Четыре угла» земли – известное с древних времен образное выражение. Мало кто считал, что земля имеет сферическую форму,но большинство верило, что она круглая; тем не менее «четыре угла» было обычным выражением, как и мысль о том, что четыре ветра исходят с неба в четырех направлениях (возможно, в виде ангелов, как у Зах. 6:5 ). В древних литературных источниках ветрам приписывается как положительная, так и отрицательная роль. Согласно некоторым представлениям, ветер несет солнечную и лунную колесницу (1 Енох. 72:5; 73:2), или Бог основал небеса на ветрах (1 Енох., Иосиф и Асенефа), а остановка ветра могла знаменовать собой наступление нового века (Сивиллины оракулы, о послепотопной эре). Как и современные писатели, библейские авторы использовали язык в соответствии с жанром, в котором они писали; это включало и язык символов и образов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Смерть, по этому взгляду, есть совершенное уничтожение душ грешников в день суда. В доказательство правильности этого взгляда ссылаются на частое упоминание о таком дне в книге: Прем. 3:7, 4:20 , ср. Прем. 1:9 . Но против этого взгляда можно выдвинуть серьезные возражения. Нигде писатель не делает различия между непосредственно после смерти наступающим состоянием и тем, которое наступит после всеобщего суда. Это умолчание только тогда было бы мыслимо и объяснимо, если бы он обращался к читателям, которым такое учение о бессмертии было хорошо известно, так что не было бы совершенно надобности излагать его подробно, но достаточно было коснуться отдельных моментов его. Но мы такого учения о бессмертии у современных писателю иудеев не находим. Напротив, всеобщий суд ожидался ими всегда здесь на земле в мессианское время. Наш писатель, хотя мессианские надежды разделял в широкой степени ( Прем. 3:7–8, 5:16 ), однако догмата о восстановлении тела не знал (см. замечание к 3:7). Поэтому согласно разбираемому взгляду он должен был божественный суд и общее собрание на него бестелесных душ перенести в потустороннюю жизнь; для такого представления мы не находим никакой аналогии в эсхатологических представлениях иудеев. Поэтому учение о смерти писателя правильнее представлять в другом виде. Именно, под смертью разуметь не совершенное уничтожение, но лишь только связанное со смертью тела лишение бессмертия в собственном смысле, как блаженного общения с Богом на небе, к которому ведет только мудрость, это с отрицательной стороны; с положительной же стороны, это есть непрерывно продолжающееся сознание своей вины ( Прем. 5:2–5 ), в каком печальном состоянии души пребывали в аду ( Прем. 1:14, 18:13 ). Таким образом, смерть, о которой говорит писатель книги Премудрости, есть «смерти вторая» Апокалипсиса ( Откр. 2:11, 21:8 ). Отсюда «день суда» может быть только заимствованным из книг Ветхого Завета ( Ис. 2:12 ; Иез. 30:2 ; Иоил. 1:15, 2:1, 3:3 ; Мал. 3:1–5 ) образом, и ничего более не означать, как только вообще время воздаяния, когда каждый получит по заслугам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010