Брюль пел старую песню, что решением курляндского дела все прусские происки вдруг уничтожились бы и много зла было бы предупреждено; по крайней мере на многочисленные промемории польского правительства насчет решения курляндского дела пусть дастся ответ, составленный хотя в общих выражениях, например что Россия по важным причинам должна была до сих пор промедлить ответом, но что окончательное решение объявлено будет. Во всяком случае, Брюль обещал по возможности оттянуть аудиенцию у короля курляндскому депутату Гейкингу, избранному для представления жалоб курляндского дворянства. Канцлер Малаховский и князь Чарторыйский также обещали Гроссу стараться, чтоб аудиенция Гейкинга была отложена до окончания сейма, но при этом Чарторыйский не скрыл, что всякий шум об этом предупредить нельзя, ибо в инструкциях, данных своим послам разными польскими и литовскими поветами, внесен пункт – настоять у короля, чтоб он исходатайствовал решение в пользу герцога Бирона, да и сенаторам запретить нельзя, чтоб они не упоминали об этом в своих речах; только до сеймового решения дело не пойдет, потому что, по всем вероятностям, тем или другим способом сейм будет разорван. Не имея надежды, чтоб сейм состоялся, Гросс начал хлопотать, нельзя ли в сенатус-консилиуме провести дело о признании Польшею императорского титула русской государыни. Канцлер и князь Чарторыйский на его предложение отвечали, что дело возможное, если б они наперед были уверены в значительном большинстве голосов в Сенате и особенно в чистосердечной помощи двора и партии графа Мнишка, ибо в противном случае они бы только понапрасну компрометировали императрицу и подали повод врагам своим уменьшить кредит их у шляхетства: враги их стали бы толковать, что они в угождение чужой державе решили дело, принадлежащее сейму. Когда же Гросс предложил об этом Брюлю и Мнишку, те высказали недоверие к князьям Чарторыйским и приятелям их, прибавив, что из опасения французско-прусских интриг не надобно преждевременно разглашать о намерении внести вопрос о титуле на решение сенатус-консилиума, а, когда сейм разорвется, тогда должно советоваться с благонамеренными сенаторами о возможности удовлетворить желанию императрицы и о способах к тому.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В июле писал Нащокин государю: «Известно мне, что из Риги бурмистры и лучшие люди от морового поветрия выбежали, а служилые люди вышли к Волмерю с Магнусом Делагарди, но и в обозе шведском также тяжелая болезнь, сам Делагарди умер. Писал ко мне Яков, князь курляндский, что теперь удобное время для мира с королем шведским; я отвечал ему: за нарушение вечного мира многие земли встали на шведского короля, и, кроме видимой рати, теперь от господа Бога послана на Ригу война невидимая, и если рижане покорно к подданству приступят, то от надлежащего страха избудут и без печали в свои домы возвратятся; и писал я с большим подтверждением, чтоб курляндский князь промышлял о подданстве рижан. Но курляндский князь манит, дружа шведам, чтоб время без промыслу прошло. А промысла чинить нам некем: твой, государев, указ с осени послан в Полоцк, Витебск и Псков, чтоб высылали в Царевичев Дмитриев город ратных людей и хлебные запасы, и до сего времени твой указ не исполнен, и тем на твоих государских людей многие крови наведены. Если б сначала твой указ исполнен был, то шведам из Риги нельзя было бы выходить ко псковским местам. Если б шведы не боялись ратных людей из Царевичева Дмитриева города, то съездов и перемирья безотступно не просили бы, а других твоих государевых городов рижане не боятся, потому что далеко от них. Но помощи мне не дают по моей причине, твое государево дело возненавидели для меня, холопа твоего. Четвертое лето без перемены я покинут в самых дверях неприятельских, и этим путем литовские и немецкие люди на твои города не прихаживали; а которым ратным людям по твоему указу со мною быть велено, и во все лето государев указ не исполнен, в городах ратные люди и запасы полковые задержаны. Тебе, помазаннику божию, господь Бог обо мне явно учинил: «Аще бы от мира был, мир убо своя любил бы». Из чужих неприятельских земель послушание и вспоможение твоему государеву делу чинят, а из твоих городов ни малой части твоего указа не исполняют, в твоем государевом деле многий промысл разрушают и вовремя промыслу делать мне не дают.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

1832, дек. 28 (5870). § 255. 392. За принятие, без надлежащего разрешения, кого либо из иноверных Российских подданных (не-Христиан) в Евангелическо-Лютеранское вероисповедание, Проповедник подвергается: в первый и второй раз строгому выговору, в третий удалению от должности на два года, а в четвертый лишению сана. 1832, дек. 28 (5870); 1845, авг. 15 (19283) Глава VI. О ВЫСШИХ ДУХОВНЫХ САНОВНИКАХ 401. Пробские округи в Империи составляются, по соображению с местными обстоятельствами, из большего или меньшего числа Евангелическо-Лютеранских приходов. В 1832 году назначено их: три в губернии С.-Петербургской, восемь в Лифляндской, восемь в Эстляндской, семь в Курляндской, один в Виленской, два в колониях Саратовских, и два в Немецких колониях южного края. 1832, дек. 28 (5870). § 264. 402. ...Если окажется нужным учреждение нового Пробства, или какое либо изменение в пространстве существующих Пробских округов, то местные Консистории доносят о сем Генеральной Консистории, которая представляет свое по сему мнение Министерству Внутренних Дел, для доклада Его Императорскому Величеству. Там же. § 265. 405. Пробсты подчинены непосредственно Генерал-Супер-Интендантам и Консисториям, и сами суть непосредственные начальники принадлежащих к их округам Проповедников... Там же. § 268. 418. Высшие духовные начальники Пробстов в Лифляндской, Эстляндской и Курляндской губерниях и в округах Консисторий С.-Петербургской и Московской именуются Генерал-Супер-Интендантами, а начальники Проповедников на острове Эзеле и в городах Риге и Ревеле Супер-Интендантами. 1832, дек. 28 (5870). § 275 432. Все высшие духовные сановники Евангелическо-Лютеранского исповедания, также Проповедники и Адъюнкты их при вступлении в должность, а кандидаты духовенства при получении права проповедывать (venia concionandi), дают присягу на верность службы Его Императорскому Величеству по установленному порядку, на общем основании. Там же. § 289. Глава VII. О КОНСИСТОРИЯХ 433. Все Евангелическо-Лютеранские приходы в Империи, за исключением находящихся в Закавказских колониях иностранных поселенцев, состоят в ведении следующих местных Консисторий: 1) С.-Петербургской, 2) Лифляндской, 3) Эстляндской, 4) Курляндской, 5) Московской, 6) Эзельской, 7) Рижской и 8) Ревельской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава III. Консисториальные округа А. Протестантские консистории 1 . Лютеранские консистории: их состав и круг действий. (Свод. зак. по изд. 1896 г. т. XI, ч. I, ст. 543–500; 932 – 987). Консисториальное управление в лютеранстве было узаконено уже договором немецких князей в Аугсбурге в 1555 году,-и с тех пор консистории мало- по- малу стали появляться повсюду в немецких протестантских государствах, захватывая в свои руки то божественное право и ту священную власть, которые Спасителем были даны только определенным лицам-Апостолам и их дальнейшим преемникам. Личное служение епископов лютеранство заменило деятельностью коллегиальных учреждений-консисторий. Как человеческое установление, лютеранская консистория всецело обязана своим происхождением инициативе и власти протестантских монархов. Лютер отверг таинство священства; лютеранские, князья поставили на его место чиновничество. В таком виде протестантство появилось и в России. У него пет епископов в христианском смысле; за то есть консистории, обладающие епископскими правами и полномочиями. По действующим ныне в России законам (ст. 543), все лютеранские приходы, за исключением находящихся в закавказских колониях иностранных поселенцев, состоят в ведении следующих местных консисторий: 1) с.-петербурской, 2) лифляндской, 3) эстляндской, 4) курляндской и 5) московской.-В округи этих консисторий входят: а) с.-петербургской-лютеранские приходы губерний с-петербургской с г. г. Кронштадтом и Нарвой, новгородской, псковской, вологодской, олонецкой, архангельской, костромской, ярославской, смоленской, черниговской, волынской, подольской, киевской, полтавской, екатеринославской, таврической, бессарабской, херсонской с г. Одессой, а также ростовского и таганрогского округов области войска донского; б) лифляндской-приходы лифляндской губернии; в) эстляндской-приходы эстляндской губернии; г) курляндской-приходы губерний: курляндской, витебской, могилевской, минской, виленской, гродненской и ковенской; д) московской -приходы губерний: московской, тверской, калужской, тульской, рязанской, владимирской, нижегородской, пензенской, тамбовской, воронежской, курской, орловской, харьковской, саратовской, симбирской, казанской, вятской, пермской, самарской, оренбургской, уфимской, астраханской, кавказского края, губерний и областей Сибири и туркестанского края.-Закавказские лютеранские общества немецких колонистов, не подчиняясь консисториям, в духовном отношении, как мы видели, находятся в ведении колонистского синода и обер-пастора, зависящих непосредственно от министра внутренних дел. В царстве польском протестантскими приходами аугсбургского исповедания ведает особая, аугсбургская консистория, находящаяся в Варшаве. Ола же управляет и делами проживающих в губерниях царства польского гернгутеров или Моравских Братьев и Монолитов. Кроме того в Варшаве есть реформатская консистория, а в Вильне-равноправная с нею реформатская коллегия.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

12 июня 2013 г. 18:26 Историк Игорь Курляндский: Многие документы церковно-государственных отношений советского времени по-прежнему недоступны Интернет-сайт «Документы советской эпохи» гостеприимно открыл доступ к советским архивам, которые до сих пор оставались недоступны широкой аудитории, интересующейся историей нашей страны. Как сообщил в интервью «Российской газете» директор Росархива Андрей Артизов на сайте представлено «400 тысяч электронных копий документов из фондов Политбюро за 1919-1932 годы и Иосифа Сталина, хранящихся в РГАСПИ». И это не придел, сайт станет постоянно пополняться новой информацией. Однако все ли документы церковно-государственных отношений советского времени будут доступны? Станут ли доступны исследователям закрытые до сих пор документы по новомученикам? Своим мнением с ЦВ поделился к.и.н., ст. науч. сотр. Центра истории религии и Церкви Института российской истории РАН Игорь Александрович Курляндский. Конечно, хорошо, что какая-то часть источников по советской эпохе будет появляться в интернете, но то, как этот проект организован, не добавляет мне оптимизма. Во-первых, представлена только часть сталинского фонда из РГАСПИ, за исключением до сих пор засекреченных документов Сталина, весьма многочисленных. Во-вторых, даже из представленных документов треть находится в так называемом закрытом разделе, куда имеют доступ только сотрудники самого архива или ученые по специальным разрешениям. Такой порядок «убивает» саму идею демократичности данного начинания. И, в-третьих, сайт из-за большого наплыва пользователей, как и следовало ожидать, регулярно " зависает " . И пока не видно, как его создатели справятся с этой проблемой. Что же касается документов церковно-государственных отношений того периода, то многие из них по- прежнему недоступны. Они хранятся в разных архивах и пока в этот интернет-проект не попадают. И неясно, когда до них дойдет очередь. Значительная часть документов церковно-государственных отношений в СССР за период еще с 1920-х гг. до сих пор засекречена. Это и документы из тематических папок архивного фонда Политбюро, хранящиеся в Архиве Президента РФ, и чекистские документы из Центрального архива ФСБ, и документы из особых папок Секретариата ЦК из РГАСПИ и многие другие.

http://e-vestnik.ru/news/igor_kurlyandsk...

Павел только хочет чрез это показать силу свою, будто он у нас при дворе силен. Об этом также скажи Антону Мануиловичу, чтоб не допустить». Девьер должен был взять свои меры и взял; 21 января 1727 года он писал императрице из Митавы: «Сказано мне за тайну обер-ратами, что министр вашего величества при польском дворе будто бы никакого старания о курляндском деле не имеет и будто под рукой полякам говорит, чтоб они никакого опасения не имели, потому что ваше императорское величество в курляндском деле никакого им помешательства делать не соизволите, и хотя я во всем им не верю, однако бешенство его что-нибудь может сделать». Девьер бездоказательно обвинял Ягужинского в том, что он действовал в Польше вопреки русским интересам; то же обвинение легло на Меншикова в шведских делах, и легло с доказательствами. В конце царствования Петра Великого мы оставили в Стокгольме представителем России Мих. Петр. Бестужева. Уведомляя графа Головкина о разнесшейся по городу вести о кончине Петра, Бестужев писал: «Доброжелательные и добрые патриоты от всего сердца опечалились, а я в такую алтерацию и конфузию пришел, что не могу опомниться и лихорадку получил, однако через силу ко двору ездил и увидал короля и его партизанов в немалой радости». Новой государыне Бестужев писал: «Двор сильно надеялся, что от такого внезапного случая в России произойдет великое замешательство и все дела ниспровергнутся; но когда узнали, что ваше величество вступили на престол и все окончилось тихо, то придворные стали ходить повеся нос; таким образом, этот случай открыл сердца многих людей. Намерение здешнего двора было в мутной воде рыбу ловить; надеялись, что герцог голштинский принужден будет выехать из России, от которой не будет иметь более поддержки, и тут можно будет вести кассельские интриги и умножать свою партию. Эта надежда превратилась в дым вступлением на престол вашего величества; партия герцога голштинского здесь теперь не уменьшится, только при нынешних конъюнктурах надобно ее ласкать, а врагов приводить на истинный путь умным и приятным обхождением».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Дальнейшей откровенности Ягужинский не мог добиться, а генерал Флюг, с которым он свел дружбу, сказал ему под секретом, что когда король у себя разговаривал о России, то сказал: «Я не верю русским». В это время Ягужинский получает письмо от Анны, герцогини курляндской: «Как здесь слышу, что курляндское дело в Польше весьма худо идет и поляки комиссию сюда отправлять хотят для щету моих деревень и моей претензии, и ежели до того допущено было, то б великое предосуждение российским интересам было, тако ж слышно, что князю Фердинанду хотят лен дать, и то также против российских интересов, из чего здешняя земля в великую канфузию и в дишперацию приходит, и то все делается через здешних плутов Костюшки иофемберховой фамилии и Буххольца и Рацкова, которым предстатель великой канцлер Шембек; я вас прилежно прошу, приискав к тому удобные способы, до того не допустить, а паче до отправления сюда комиссии, чем меня вовеки одолжите и за что, доколе жива, вашу любовь буду в памяти иметь, и пребываю вам всегда доброжелательна Анна». И в Петербурге желали того же самого; но легко было написать: «Приискав к тому удобные способы, до того не допустить» – трудно было исполнить. Ягужинский видел, что единственное средство сдержать поляков – это действовать решительно, действовать, а не говорить только; но в Петербурге были озабочены ганноверским союзом, делами шведскими и не хотели действовать по курляндскому делу, чтоб не поссориться с поляками. Девьер писал Макарову из Митавы: «Извольте объявить ее величеству, чтоб изволили сильное старание иметь при польском дворе о курляндских делах, потому что без того ничему доброму сделаться нельзя. Хотя курляндцы истинным сердцем хотят стоять при своих правах, однако принуждены требовать помощи ее величества, а без того держаться не могут по своему бессилию. Если от нашего двора не будет сильного старания о том, чтоб не допустить Курляндию до раздела или присоединения к Короне Польской, то курляндцы принуждены будут отдаться в волю полякам; пословица говорит: сила солому ломит; а другая: с сильным не дерись, с богатым не тянись; так и в их делах курляндских, если не будет на кого им опереться, то они будут принуждены поступать по воле Короны Польской.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

639 . Избранные дворянством Главные Церковные Попечители и светские Заседатели в Прибалтийских губерниях утверждаются губернским начальством, которое об утверждении их немедленно сообщает Генеральной Консистории; в губерниях Виленской и Гродненской, Губернские Правления извещают о избранных Генеральную Консисторию, которая утверждает их. 640 . Для сельских приходов в С.-Петербургской губернии (Ингерманландии) Президент С.-Петербургской Евангелическо-Лютеранской Консистории есть Главный Церковный Попечитель; на место светского Заседателя Генеральная Консистория назначает одного из имеющих недвижимую в сей губернии собственность дворян Евангелическо-Лютеранского исповедания, или одного из почетных С.-Петербургских жителей сей веры, с их согласия, или же одного из светских членов С.-Петербургской Евангелическо-Лютеранской Консистории. 641 . Место духовного члена в Главных Церковных Попечительствах в губерниях Лифляндской, Эстляндской, Курляндской и С.-Петербургской всегда занимает старший из Пробстов подведомственного Попечительству округа, в Вильне Виленский Пробст, а на острове Эзеле тамошний Суперинтендент. 642 . Когда заседающий в Главном Попечительстве духовный член по законным причинам не может в оном присутствовать, то на место его призывается другой старший из Пробстов или Проповедников подведомственного Главному Попечительству округа. 643 . Канцелярскими делами в Главных Церковных Попечительствах в Курляндской и Эстляндской губерниях и в Вильне заведывают определяемые Главными Церковными Попечителями Нотарии; им, от состоящих в округе Попечительства церквей и приходов, назначаются на содержание небольшие оклады. – В С.-Петербургском Главном Церковном Попечительстве должность Нотария исправляет Нотарий С.-Петербургской Консистории, а на острове Эзеле Консисторский Секретарь, оба без особого по сей должности оклада. – В Лифляндской губернии определение и содержание Нотарием в Главных Церковных Попечительствах остается на прежнем, до 1832 года существовавшем, основании (а).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Прибалтийские лимитрофы. Несколько лучше было положение русских в Прибалтике. Согласно Всероссийской переписи населения 1897 общее число русских в губерниях Прибалтийского края (Эстляндской, Лифляндской и Курляндской) составляло 330 тысяч человек. Русскими в Ковенской губернии считали себя 116 325 человек, Виленской – 186 600, всего 303 тысячи человек. Правда, большинство из русских в литовских губерниях в дальнейшем стали относить к белорусам, в результате чего цифры русского населения стали снижаться при общем росте славянского населения. Всего к 1913-1914 гг. в Прибалтийских губерниях (Эстляндской, Лифляндской, Курляндской) проживало 450 тысяч русских, и 175 тысяч русских насчитывалось в Литве (Ковенской и Виленской губерниях). Последствия войн 1914-20х гг и этнических чисток сократили численность русского населения Прибалтики. В 1926 г. русских в Прибалтике насчитывалось лишь немного больше 350 тысяч. Подавляющее большинство из них были местными уроженцами. В Латвии и Эстонии они были крупнейшими национальными меньшинствами, в Литве – по численности уступали только полякам. Эстония. Численность русских Эстонии составляла в 1922 году 91 109 человек, причем немалую часть из них были жителями присоединенных к Эстонии Ивангорода и Печорского района. Кроме того, в стране насчитывалось 15-18 тысяч белых эмигрантов, в основном солдат армии Юденича. Большинство из них вскоре переселились в другие страны. Русские Эстонии не составляли единой диаспоры, а делились на: 1. Эстляндских русских, потомков старожилов, живущих здесь живших на землях будущей Эстонии с незапамятных времен; 2. Старообрядцев Причудья; 3. Жителей Печорского края и Ивангорода; 4. Белых эмигрантов. В пределах современных границ Эстонии русских стало лишь на 3 тысячи человек больше, чем в 1897 году. Это было вызвано массовой эвакуацией русских рабочих в период Первой мировой войны и этническими чистками периода гражданской войны. В 1934 году в Эстонии по-прежнему проживали 92 тысячи русских, но апатридов (не имевших эстонского гражданства белых эмигрантов) было лишь 7 832 человека.

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/01/...

Знакомясь с работой М.И. Одинцова, читатель с удивлением обнаруживает, что автор легко меняет стиль и формат изложения материала – от беллетристического изложения резко переходит к форме научной статьи. Так, в пятой главе, после рассказа об эмиграции, он детально разбирает Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» и решения XIV Всероссийского съезда Советов. Это, пожалуй, наиболее сильная часть книги, хотя о митрополите Сергии здесь речь не ведется. О владыке Сергии говорится в следующем параграфе – о начале «глухих 1930-х годов». В этом параграфе автор излагает историю о знаменитом февральском 1930 года интервью Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Автор в лицах рассказывает, как на владыку давили власти, требуя «правильных» ответов, как он принимал иностранных корреспондентов и давал ответы на их вопросы. Его ответы вызвали волну критики, обвинения в «продажности безбожному государству». «Но все же, – указывается в книге, – несмотря на нападки “внешних” и даже вопреки им, в церковной среде положение Сергия постепенно укрепляется» (стр. 245–246). К сожалению, у нас нет возможности принять всерьез этот рассказ. Московский исследователь И.А. Курляндский нашел и проанализировал материалы, посвященные этому сюжету, и они не дают возможности поверить в приведенную М.И. Одинцовым историю. «Текстологический анализ показал, – пишет И.А. Курляндский, – что само интервью являлось фальсификацией (выделено автором. – С.Ф.), совершенной уполномоченными к этому постановлением Политбюро Сталиным, Ярославским и Молотовым. Факт последующей авторизации “интервью” митрополитом Сергием его оценку как фальсификации, по моему убеждению, автора не меняет, потому что очевидно, что эта авторизация была сделана под прямым давлением государства» 3 . Монография И.А. Курляндского появилась более чем за год до того, как увидела свет работа М.И. Одинцова, которому следовало бы с ней ознакомиться и не заниматься «художественным описанием» истории с «интервью». В конце пятой главы автор лаконично пишет о том, что летом 1934 года Синод митрополита Сергия принял постановление о придании суду заграничного духовенства «карловацкой группы» как восставшего на свое законное священноначалие, никак не объясняя причины свершившегося. Автор лишь упоминает письмо, в котором сообщалось о тяжелом впечатлении, произведенном на митрополита Антония (Храповицкого) сообщением о придании его церковному суду и о том, что лидер РПЦЗ вспоминал о владыке Сергии как о «светлой голове» и «добром сердце». Анализа того, как бывшие друзья – митрополиты Сергий и Антоний – разошлись по вопросу о сотрудничестве с большевиками, в книге нет. Есть только констатация: разошлись. Спасибо и за это.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010