Согласно житию, составленному Феофилактом Болгарским, Климент обучил, наверно, вместе с помощниками, славянской грамоте, а также богословию, математике и астрономии три с половиной тысячи учеников, многие из которых становились церковнослужителями, диаконами и священниками (а по крайней мере один, Марк, – даже епископом, поставленным позже на Девольскую кафедру), а также учителями, и самых способных из них привлекал к участию в переводческих трудах. Грек по происхождению, Феофилакт с не чуждой многим его соплеменникам фанаберией писал, что Климент Охридский таким образом утверждал веру среди «неотесанных» и «скотоподобных» болгар, книжная деятельность была его «орудием осады» при разрушении «стены незнания», благодаря которому он стал «новым Павлом для новых коринфян – болгар». Также он пишет, что Климент привез из греческой страны саженцы культурных деревьев и с помощью прививок облагородил болгарские дикие растения, то есть благодаря душеполезному греческому влиянию души диких славян вкусили «сока доброты и стали приносить плоды Богу» . Курьезным образом некоторые из биографов слова о саженцах прочитали не в фигуральном, а в буквальном смысле и писали о том, что Климент обучал своих питомцев еще и агрономии. Святой Климент внес бесценной важности вклад в дело создания славянской письменности Святой Климент внес бесценной важности вклад в дело создания славянской письменности. По словам автора его краткой биографии Димитрия Хоматиана, он изобрел «другие начертания для букв, дабы они были более ясными, нежели те, что изобрел премудрый Кирилл» . Как верно понял смысл написанного биографом чешский славист П. Шафарик, Климент явился создателем кириллицы, названной в честь апостола славянских народов, который в действительности создал глаголицу. Святой Климент придал буквам глаголицы начертание, приближенное к греческому унциалу. Иные точки зрения, что первоначальной славянской азбукой была все-таки кириллица, а глаголица изобретена была после святых братьев, или что Климент также пользовался еще глаголицей, а кириллица изобретена была после него, хотя они и встречаются в славистике, – эту позицию разделяет автор современной биографии святого Климента Д. Оболенский , – не представляются убедительными. Но, признавая кириллицу изобретением святого Климента, выполненным, возможно, с помощью Наума Охридского и Константина Преславского, еще в бытность его в Плиске, не следует преуменьшать вклад в дело создания славянской письменности равноапостольного Кирилла, потому что именно он проделал главный труд выделения фонем славянского языка, дотоле бесписьменного, а поменять начертание букв, обозначающих эти фонемы, было уже задачей вторичного порядка.

http://pravoslavie.ru/152907.html

Нравственное учение Климента очень разумно и взвешенно. Его характеризует радостное восприятие мира и оправдание его: истина и добро, где бы они ни были, происходят от Творца. Особо следует отметить обсуждение вопроса о супружеской жизни и безбрачии. В распущенную атмосферу греко-римского общества христианство внесло две совершенно новые, неслыханные идеи: идею единственности супружества и идею безбрачной жизни, одинаково чуждую как иудаизму, так и эллинизму. При этом христианские писатели иной раз чрезмерно настаивали на превосходстве безбрачия над супружеской жизнью. Подробно рассматривая христианскую нравственность в вопросах пола и семейной жизни, Климент активно восставал против гностических утверждений, что половая близость либо не имеет никакого отношения к высшей духовной жизни, либо противоречит ей. Относясь с уважением к людям, избравшим безбрачие, Климент отвергает точку зрения на брак как на более низкое духовное состояние. Само по себе безбрачие не есть добродетель, ибо оно может иметь и эгоцентрические мотивировки. Христианская жизнь заключается в исполнении воли Божией и в мудрости, чтобы эту волю распознать. Жизнь в браке может быть не менее добродетельной и уж, конечно, не менее трудной и ответственной, нежели путь целибата. Точно так же Климент отвергает требования, что каждый христианин должен воздерживаться от животной пищи и от вина: он считал это вопросом индивидуального выбора, а не всеобщего запрета. Но александрийский учитель совсем не был гедонистом. Он считал, что все допустимо, если все принимаешь умеренно, но, главное, если подчинено последней ценности: познанию Бога и в Нем Истины. Климент также написал отдельный труд, предназначенный для христиан, не знающих, как правильно использовать свои деньги, и находящихся в затруднении из-за абсолютности требования Господа богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, продай все, что имеешь...» На первый взгляд кажется, что Климент пытается найти компромисс, исказив прямой смысл слова Господня. Но при внимательном чтении видно, что Климент рассматривал евангельские этические нормы не как легалистические обязательства, налагаемые на каждого, но как высшую Божественную цель для тех, кто хочет отдать Ему всего себя. Что же касается денег, то главное - это как их использовать, а не сам факт обладания ими. Климент разработал программу для богатых новообращенных александрийской Церкви, накладывающую на них весьма строгий стандарт скромности жизни и самоограничения. Климент был категорически против любой роскоши и выставления богатства напоказ.

http://sedmitza.ru/lib/text/434697/

о. Попов Дмитрий Яковлевич, IV о. Попов Стефан Александрович, IV о. Попов Тихон Дмитриевич, IV о. Поярков Алексей Владимирович, I о. Пурпуров Иван Петрович, III о. Рождественский Василий Яковлевич, III о. Рознатовский Константин Николаевич, III о. Рудич Каллинник Несторович, IV о. Сендерко Макарий Иванович , III о. Соколов Александр Серапионович, III о. Соколов Иоанн Иасоннович, III о. Соловьевич Стефан Иосифович, III о. Солуха Виктор Дмитриевич, III о. Спасский Алексей Михайлович, III о. Спасский Владимир Александрович, IV о. Станиславский Алексей Маркианович, III и IV о. Сырнев Сергей Васильевич, IV о. Титов Иоанн Васильевич, III и IV о. Тихвинский Федор Васильевич, II о. Трегубов Александр Лаврентьевич, III и IV о. Троицкий Александр Ильич, III о. Филоненко Федор Дмитриевич, IV о. Юзьвюк Владимир Порфирьевич, IV о. Юрашкевич Андрей Данилович, III о. Якубов Николай Евграфович, III о. Якубович Вячеслав Андреевич, II, III и IV Приняли священный сан впоследствии о. Булгаков Сергий Николаевич, II архимандрит Сергий (Шеин), IV о. Грудинский Петр Феофилович, III кн. Куракин Иван Анатольевич, – епископ Иоанн, III Депутаты Государственных Дум – Члены Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. Преосв. Анатолий (Каменский), епископ Елисаветградский, IV Преосв. Евлогий (Гергиевский), епископ Холмский и Люблинский, II, III Преосв. Митрофан (Краснопольский), епископ Гомельский, сщмч., III Преосв. Платон (Рождественский), епископ Чигиринский, II о. Альбицкий Александр Геннадьевич, IV Арефьев Михаил Иванович, IV Бобринский Владимир Алексеевич, II, III и IV Булгаков Сергей Николаевич, II Васильчиков Иларион Сергеевич, IV о. Гепецкий Николай Эмилианович (Емельянович), III и IV Гучков Александр Иванович , III Евсеев Илья Тимофеевич, IV Каптерев Николай Федорович, IV Ковалевский Евграф Петрович, III и IV Котляревский Сергей Андреевич, I Лашкевич Валериан Валерианович, IV Львов Владимир Николаевич, III и IV Львов Николай Николаевич, I–IV Олсуфьев Дмитрий Адамович, III

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Все это указывает в Клименте, авторе Послания к коринфянам, иудея-эллиниста, или, в крайнем случае, прозелита, который с детства навык к чтению священных книг. Не лишено вероятности предположение (J. В. Lightfoot " a), что Климент был вольноотпущенник или сын вольноотпущенника, принадлежащий к дому родственника императора Домитиана – Флавия Климента. Это социальное положение нисколько не препятствовало Клименту быть интеллигентным, образованным человеком и затем стать руководителем столь знаменитой Церкви. Св. Ириней свидетельствует, что Климент видел блаженных апостолов, обращался с ними и имел проповедь апостолов в ушах своих и предание их пред глазами (Adv. haer. III, 3.3; Euseb., Hist. eccl. V, 6). Но когда и где он видел апостолов и кем из них был обращен в христианство, точно неизвестно. Ориген (Comment, in Joann. [VI, 54.279] ad 1.29) и за ним Евсевий (Hist. eccl. III, 15), Епифаний (Haer. XXVII, б 218 ) и Иероним (De vir. ill. 15) отождествляют римского епископа с тем Климентом, о котором с такой похвалой говорит ап. Павел в Послании к филиппийцам (4: 3), и, таким образом, объявляют его учеником ап. Павла; и Иоанн Златоуст утверждает, что Климент в проповедании веры был сотрудником учителю языков, вместе с ним страдал в Филиппах, разделял опасности и труды апостольского служения в других местах (Homil. in 1 Timoth. Prol.; Homil. in Philipp. XIII[, 3]). «Климентины» делают его спутником и ближайшим учеником ап. Петра. Но вообще древние писатели признавали в Клименте мужа апостольского: Ориген прямо называет его учеником апостольским (De princip. И, 3 .6 ), блж. Иероним – мужем апостольским (Comment, in Isa. ad 52.13 [(lib. XIV)]), а Климент Александрийский  – даже апостолом (Strom. IV, 17 .105 : о απστολος Κλμης), и против этого убеждения древних нельзя найти возражений ни во времени жизни Климента, ни в принадлежащем ему Послании к коринфянам. По единогласному свидетельству древности, Климент был одним из первых преемников апостолов на епископской кафедре в Риме; но место его в ряду этих преемников уже в древнее время определялось различно. Ириней, который сообщает римское предание из времени епископа Елевферия (ок. 180 г.), говорит, что Климент призван был к руководству Церковью на третьем месте от апостолов после Лина и Анаклета (Adv. haer. III, 3.3), и он заслуживает тем большего доверия, что особенно стремился дать точное и обоснованное перечисление древнейших епископов Рима. Но Ириней не дает никаких сведений о времени и продолжительности епископства Климента. Евсевий, считающий Климента третьим среди преемников ап. Петра, свидетельствует, что Климент стоял во главе римской Церкви девять лет и умер в третий год царствования Траяна; следовательно, время епископства Климента падает на 92–101 гг. (Hist. eccl. III, 15; 34; cf. Chron. ad an. Abrah. 2110 219 ), начавшись в двенадцатый год царствования Домитиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

избирается членом Учредительного Терновского Собрания и отправляется в Россию в числе членов депутации для поднесения благодарственного адреса Царю-Освободителю в Царском Селе; в качестве члена Учредительного собрания принимает живейшее участие в выборе князя. В своей речи, обращенной к Собранию, Климент говорил: «...Для нас самым лучшим князем был бы тот, который состоит членом великого русского народа, того народа, который доказал нам свою безграничную любовь, продавая кровь за нашу свободу. Такой князь сделал бы еще более неразрывными братские узы между нами и дорогим русским народом. Но существует воля высокая, воля священная, которая стоит выше наших чувств и желаний, пред которой мы должны с покорностью и благоговением преклонить головы. Эта воля – воля Нашего Великого Царя Освободителя. Воля же Царя Освободителя, чтобы не избирать в князья болгарского княжества подданного русского государства» ... Дальше в своей речи Климент указывает на преимущества избрания принца Александра Баттенбергского, как кандидата, угодного России. В одно мгновение все члены собрания поднялись и единодушно провозгласили: «Да живет первый болгарский князь Александр I Баттенберг!». В том же 1879 г., по предложению князя, Климент занимает пост министра-президента и министра народного просвещения. В 1880 г., во время отъезда Александра Баттепбергского в СПБ для присутствования на 25-летнем юбилее царствования Александра II, Климент остается ненадолго наместником князя. Когда Баттенберг, после Свищовского Великого Народного Собрания (1881 г.) и политического переворота, начинает вести немецкую политику, Климент начинает вести с ним борьбу и возвращает ему полученные от него ордена. Когда Баттенберг возстановляет конституцию, Климент входит в комиссию для ее пересмотра. После румелийского переворота (1885 г.) Климент отправляется во главе депутации к Имп. Александру III, чтобы просить его защиты и согласия на присоединение к Болгарии Восточной Румелии. После низложения Баттенберга (1886 г.) Климент делается ненадолго (всего только на несколько дней) председателем временного правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

Иоанн X 914–928. Лев VI 928–929. Стефан IX 929–931. Иоанн XI 931–936. Лев VII 936–939. Стефан IX 939–942. Марин II 942–946. Агапит II 946–955. Иоанн XII 955–964. Лев VIII 963–965. Венедикт Y 964. Иоанн XV 965–972. Венедикт VI 973–974. Венедикт VIII 974–983. Иоанн XIV 983–984. Бонифатий VII 984–985. Иоанн XV 985–996. Григорий V 996–999. Иоанн XVI антип. 997–998. Сильвестр II 999–1003. Иоанн XVII 1003. Иоанн XVIII 1003–1009. Сергий IV 1009–1012. Венедикт VIII 1012–1024. Григорий антипапа 1012. Иоанн XIX 1024–1033. Венедикт IX 1033–1048. (Сильвестр III антипапа 1044). Григорий VI 1045 (купил папство у Венедикта IX и отказался). Климент II 1046–1047. Данас II 1047–1048. Лев IX 1049–1054. Виктор II 1055–1057. Стефан X 1057–1058. Венедикт X 1058–1059. Николай II 1059–1061. Александр II 1061–1073. Гонорий II антипапа 1061–1064. Григорий VII 1073–1085. Клименит III антипапа 1084–1100. Виктор III 1086–1087. Урбан II 1088–1099. Пасхалий II 1099–1118. Феодерих антипапа 1100. Алберт антипапа 1102. Мигинульф-Сильвестр IV антипапа 1105–1111. Геласий II 1118–1119. Каллист II 1119–1124. Бурдин, Григорий VIII, антипапа 1118–1121. Тебальд, Буккапек, Келестин, антипапа 1124. Гонорий II 1124–1130. Иннокентий II 1130–1143. Анаклет II антипапа 1130–1138. Григорий, Виктор IV, антипапа 1138. Калестин II 1143–1144. Лукий II 1144–1145. Евгений III 1145–1153. Анастасий IV 1153–1154. Адриан IV 1154–1159. Александр III 1159–1181. Виктор IV антипапа 1159–1164. Пасхалий III антипапа 1164 –1168. Каллист III антипапа 1168–1178. Иннокентий III антипапа 1178–1180. Лукий III 1181–1185. Урбан III 1185–1187. Григорий VIII 1187. Климент III 1187–1191. Келестин III 1191–1198. Иннокентий III 1198–1216. Гонорий III 1216–1227. Григорий IX 1227–1241. Келестин IV 1241. Иннокентий IV 1243–1254. Александр IV 1254–1261. Урбан IV 1261–1264. Климент IV 1265–1268. Григорий X 1271–1276. Иннокентий V 1276. Адриан V 1276. Иоанн XXI 1276–1277. Николай III 1277–1280. Мартин IV 1281–1285. Гонорий IV 1285–1287. Николай IV 1288–1292.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Для Климента, следовательно, хранительница истины есть видимая древняя кафолическая Церковь , имеющая начало от апостолов 668 . Будучи сокровищницей истины, Церковь имеет некоторые нормы. У Климента нередко встречаются выражения κανν τς πστεως, κανν τς ληθεας, κανν κκλησιαστικς, κανν τς παραδσεως и подобное 669 . Правда, нет достаточных оснований утверждать, чтобы под этими названиями Климент разумел то «Правило веры», о котором говорили св. Ириней и Тертуллиан , однако нельзя отрицать и того, что всё же этими названиями Климент обозначает некоторые общецерковные нормы. Указывая отступления еретиков при совершении Евхаристии, Климент говорит, что они поступают μ κατ τν καννα τς κκλησας 670 . Еретики, искажая истину, обкрадывают τν καννα τς κκλησας 671 . Свой собственный труд Климент желает вести κατ τν εκλε κα σεμνν τς παραδσεως καννα 672 . Все вообще члены Церкви не должны нарушать τν κκλησιαστικν καννα 673 . Климент говорит даже о толковании Священного Писания согласно Господню учению и благочестивому Преданию, о толковании по церковному правилу (τν γραφν ξγησις κατ τν κκλησιαστικν καννα). Здесь же Климент даёт и некоторое определение этого церковного экзегетического принципа, делая, может быть, намёк на Маркиона: «Правило же церковное есть созвучие и согласие закона и пророков с заветом, данным в пришествии Господа» 674 . Из приведённых выражений можно видеть, что под κανν κκλησιαστικς Климент разумеет именно определённое церковное учение 675 ; иначе его рассуждения были бы совершенно непонятны. Не чуждо, затем, Клименту понятие и о Предании, которое он называет церковным, Христовым, Господним и т. п. 676 Предание церковное имеет происхождение от Самого Господа, оно открыто Самим Сыном Божиим и передано апостолам 677 , которые и были истинными гностиками 678 . Истинное знание дошло через преемства, будучи передано апостолами немногим без письмени 679 . В предисловии к «Строматам» Климент намечает как бы те исторические преемства, через которые Предание дошло от апостолов до него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Таким образом, брак, по мысли Климента, есть Таинство, которое сообщает брачующимся нечто духовное и возводится святым Апостолом ко Христу и к Церкви. О святости брака Климент рассуждает и в другом месте. Обличая еретиков, которые говорили, что «не должно вступать в брак и рождать детей», Климент замечает: «Каким образом не были бы нечистыми те, которые называют нечистым совокупление, а между тем сами получили свой состав от совокупления? Напротив, у тех, которые освящены, свято, я думаю, и семя. Освятиться же у нас должны не только дух, но и поведение, и жизнь, и тело (σμα). Ибо на каком основании Апостол говорит, что освящается жена мужем, или муж женою (см.: 1Кор.7:14 )» 226 . Имеется у святого Климента и третье замечательное место, приписывающее браку святость, именно: «Брак, – говорит Климент, – должно сохранять от всего оскверняющего, как священный предмет» 227 . Последними словами он ясно свидетельствует, что брак получает такое же освящение, какое получают сосуды и предметы, употребляющиеся при богослужении. У Климента имеются, хотя и не очень определенные, намеки на то, что освящение брачующихся совершается от некоторого церковного священнодействия. Так, изъясняя слова Иисуса Христа: идеже еста два или трие во имя Мое, ту есмъ посреде их (ср.: Мф.18:20 ), Климент говорит: «Кто те двое или трое, собранные во имя Христово, посреди которых Господь? Не называет ли Он тремя – мужа, жену и дитя, поскольку Бог соединяет жену с мужем» 228 . Можно предполагать, что в данном месте Климент говорит о церковном благословении брака в христианской Церкви. Кроме того, обличая нечестивое учение гностиков, что брак есть грех , Климент говорит: «Грех, будучи тлением, не может иметь общения с нетлением, которое есть праведность» 229 . Чтобы определеннее понять смысл данного места, необходимо принять во внимание, что выражением: «нетление» – Климент очень часто обозначает Евхаристию, которая в древней Церкви была необходимою составною частью бракосочетания. Поэтому этими словами Климент хочет показать, как неразумны те, которые считают брак чем-то греховным, – брак, который заключается принятием пищи «в нетление». 3. Учение древней Церкви о видимой и невидимой стороне Таинства Брака

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Для Климента, следовательно, хранительница истины есть видимая древняя кафолическая Церковь , имеющая начало от апостолов 1222 . Будучи сокровищницей истины, Церковь имеет некоторые нормы. У Климента нередко встречаются выражения κανν τς πστεως, κανν τς ληθεας, κανν κκλησιαστικς, κανν τς παpαδσεως и подобное 1223 . Правда, нет достаточных оснований утверждать, чтобы под этими названиями Климент разумел то «Правило веры», о котором говорили св. Ириней и Тертуллиан , однако нельзя отрицать и того, что все же этими названиями Климент обозначает некоторые общецерковные нормы. Указывая отступления еретиков при совершении Евхаристии, Климент говорит, что они поступают μ κατ τν καννα τς κκλησας 1224 . Еретики, искажая истину, обкрадывают τν καννα τς κκλησας 1225 . Свой собственной труд Климент желает вести κατ τν εκλε κα σεμνν τς παpαδσεως καννα 1226 . Все вообще члены Церкви не должны нарушать τν κκλησιαστικν καννα 1227 . Климент говорит даже о толковании Священного Писания согласно Господню учению и благочестивому Преданию, о толковании по церковному правилу (τν γpαφν ξγησις κατ τν κκλησιαστικν καννα). Здесь же Климент дает и некоторое определение этого церковного экзегетического принципа, делая, может быть, намек на Маркиона: «Правило же церковное есть созвучие и согласие закона и пророков с заветом, данным в пришествии Господа» 1228 . Из приведенных выражений можно видеть, что под κανν κκλησιαστικς Климент разумеет именно определенное церковное учение 1229 ; иначе его рассуждения были бы совершенно непонятны. Не чуждо, затем, Клименту понятие и о Предании, которое он называет церковным, Христовым, Господним и т.п 1230 . Предание церковное имеет происхождение от Самого Господа, оно открыто Самим Сыном Божиим и передано апостолам 1231 , которые и были истинными гностиками 1232 . Истинное знание дошло через преемства, будучи передано апостолами немногим без письмени 1233 . В предисловии к «Строматам» Климент намечает как бы те исторические преемства, через которое Предание дошло от апостолов до него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Не радостна была жизнь и для Климента, оставшегося в Риме. Он возмужал, природа наделила его прекрасными душевными дарами, он получил отличное образование, был богат и знатен, но все это было лишь в тягость ему. С юных лет Климент не видал родительской ласки, с детства рос под чужим надзором. Постоянно плакал о своих родителях, которых считал погибшими, потому что около 24 лет минуло, как отбыл отец, и после этого он не получал никаких известий. От постоянного горя Климент, несмотря на свою молодость, казался дряхлым. Однажды ему случилось разговаривать с одним благочестивым человеком, который сказал, что в Иудею пришел Сын Божий, обещающий в жизни будущей вечное спасение и неизреченные блага всем, исполняющим волю Небесного Отца. Внимательно выслушав это благовестие, Климент решил подробнее узнать жизнь и учение Христа. Для этого он оставил дом и отправился морем в Иудею, где благовествование Христово было уже довольно распространено. Буря занесла корабль в Александрию, где Климент, встретившись со св. апостолом Варнавой , с глубоким вниманием слушал его проповедь. Приготовленный таким образом к принятию христианства, Климент отправился в Кесарию, где с радостью принял крещение от св. апостола Петра и последовал за ним с его учениками, между которыми были и старшие братья Климента – Фавстин и Фавстиниан. Ни Климент, ни его братья этого не знали, потому что еще в детстве были разлучены друг с другом. Отправясь в Сирию, св. апостол Петр послал вперед Фавстина и Фавстиниана, а Климента оставил при себе и вместе с ним плыл по морю. По воле Божией корабль пристал к тому острову, куда была выброшена волнами мать Климента, Матфидия. Св. апостол Петр с некоторыми из своих учеников вышел на берег, чтобы запастись продовольствием, а Климент остался на корабле. При городских воротах апостол увидел Матфидию, просящую милостыню. От старости, и еще более от постоянного горя, она не могла уже своими трудами доставать пропитание и вместе со старушкой, приютившей ее в своем доме, жила подаянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010