Мон-рь был крупнейшим центром книжности и образования в Венгрии, уже в XI в. в П. действовала школа. В П. было написано 1-е Житие кор. Стефана I (см. в ст. Житийная литература ). Согласно описи монастырского имущества, включенной в текст грамоты кор. Владислава (Ласло) I (ок. 1093-1095) (Diplomata. 1992. P. 295-301), в б-ке мон-ря хранилось ок. 80 рукописей (гл. обр. богослужебные книги, а также творения отцов Церкви, произведения античных авторов: Цицерона, Лукана и Элия Доната). Мон-рь был тесно связан с венг. королевской династией Арпадов. В 1078 г. кор. Владислав I на собрании венг. магнатов в П. издал свод законов, защищавший права собственности, регулировавший выплату церковной десятины. В 1096 г. венг. кор. Коломан (Кальман) (1095/96-1116) принимал во дворце близ П. одного из предводителей 1-го крестового похода, герц. Готфрида Бульонского . К кон. XI в. расположенные рядом с П. остатки рим. поселения были ошибочно отождествлены с г. Савария - местом рождения свт. Мартина (ныне рим. Савария надежно локализуется на месте г. Сомбатхей; см.: Sel á f. 2016). Согласно анонимным «Деяниям венгров» (ок. 1200), именно с «Горы св. Мартина» кн. Арпад, родоначальник династии венг. королей, впервые взглянул на Паннонию (Gesta Hungarorum. 2010. P. 106). Привилегии П. неоднократно подтверждали папы Римские: Пасхалий II (1102), Александр III (1175), Климент III (1189), а также антипапа Пасхалий III (1181). В 1-й пол. XII в. пострадавшая от пожара ц. св. Мартина была перестроена в романском стиле (освящена в 1137). Аббатство пережило расцвет при аббате Уроше (1207-1242), к-рый значительно увеличил владения и доходы мон-ря. В 1224 г. освящен восстановленный после очередного пожара собор с парадным юж. порталом в готическом стиле (Porta Speciosa, перестроен в кон. XV в.). Аббат Урош неоднократно ездил в Рим и в мон-рь Монте-Кассино (в т. ч. участвовал в Латеранском IV Соборе (1215)). В 1216 г. он получил от папы Римского Иннокентия III буллу, подтверждавшую привилегии П., в т. ч.

http://pravenc.ru/text/2578825.html

После завоевания в 1018 г. Болгарского царства Византийская империя на этих землях установила свое правление. В кон. XI в. (после 1089 ) дуклянский кн. Бодин присоединил Боснию к своей державе и поставил там кн. Стефана. В XI в. территория совр. БиГ была разделена между Диррахийской К-польского Патриархата и Сплитской (с 1060 под рим. юрисдикцией) архиепископиями; в составе последней существовала Боснийская епископия. После разделения 1054 г. усилилось противостояние между христианами, совершавшими службу на слав. языке и пользовавшимися глаголической, в дальнейшем кириллической письменностью, и сторонниками лат. богослужения. Разрыв между православными и католиками позднее привел к формированию в Боснии 2 этнических групп: боснийских сербов (православных) и боснийских хорватов (католиков). С 1078 г. часть Боснии находилась также в юрисдикции архиепископа Дубровника, положение и права к-рого были укреплены папой Урбаном II в противовес Сплитскому архиепископу, пользовавшемуся покровительством королей Венгрии. В 1089 г. по просьбе кн. Бодина антипапа Климент III возвел в ранг архиепископии еп-ство в Баре, куда как провинция входила и Босния, однако из-за политического ослабления Дуклянского княжества после смерти Бодина (1101) создание нового церковного центра не имело последствий. Босния входила в состав единого серб. гос-ва (Дуклянское княжество, Зета) до рубежа XI-XII вв. (правление кн. Бодина), районы к востоку и югу от нее - Хум, Требине, Конавле и Стон с долиной р. Неретвы (буд. Герцеговина) - оставались в Сербии на протяжении неск. последующих веков. В посл. четв. XII - 2-й четв. XIII в. этими областями владели брат жупана Сербии Стефана Немани кн. Мирослав и его потомки. В 90-х гг. XII в. они были формально выведены в удел младшему сыну Немани Растко (см. Савва I Сербский), но из-за его пострижения в монахи этот переход на деле не состоялся. В 1219 г. свт. Саввой на территории совр. БиГ были основаны Дабарская (позже переименованная в Дабро-Босанскую) и Захумская правосл.

http://pravenc.ru/text/153243.html

Завершение схизмы в католической Церкви и возвращение Папского престола в Рим мало способствовало разрешению одного из крупнейших международных конфликтов средневек. Европы - Столетней войны (1337-1453). Триумфальные кампании англ. кор. Генриха V (1413-1422) в Нормандии, подкрепленные его дипломатическим успехом, привели к подписанию мира в Труа (1420), по к-рому англ. монарх признавался законным наследником франц. короны и регентом при больном франц. кор. Карле VI Безумном (1380-1422). Отказ М. признать условия этого договора позволил впосл. его преемнику папе Римскому Евгению IV (1431-1447) на Базельском Соборе провозгласить Карла VII законным королем Франции (1434). После смерти антипапы Бенедикта XIII в мае 1423 г. при поддержке Альфонса V, кор. Арагона, был избран др. испанец, антипапа Климент VIII (1423-1429). Ввиду того что М. отверг условия Альфонса V, предусматривавшие расширение королевских полномочий по распоряжению бенефициями и церковными доходами в его владениях, король отказался принять при дворе папского легата и запретил подданным обращаться в Рим. В результате переговоров (с 1427) папскому легату кард. Пьеру де Фуа удалось склонить Альфонса V к соглашению; значительную помощь в переговорах ему оказал королевский секретарь каноник Альфонсо (Алонсо) де Борха (папа Римский Каллист III в 1455-1458). После этого Альфонс V принудил Климента VIII отказаться от претензий на папскую тиару; поддерживавшие его кардиналы и гр. Жан IV д " Арманьяк также признали главенство М. Одной из важнейших задач М. была реформа папской курии, прежде всего объединение 3 курий, действовавших во время схизмы,- римской, авиньонской и пизанской. В целом папа стремился выполнять требования, выдвинутые Констанцским Собором: уменьшить число куриальных чиновников, исправить нравы в курии, отказаться от продажи должностей, исключить из курии мирян и т. д. Так, если в кон. 10-х гг. XV в. среди персонала 3 курий насчитывалось 18 секретарей, то к кон. 30-х гг. их осталось 4. Количество референдариев, ограниченное Констанцским Собором, при М., напротив, заметно выросло; утвердилось распределение референдариев между канцелярией милости (cancellaria gratiae) и канцелярией правосудия (cancellaria iusticiae), отвечавшими соответственно за разбор просьб и жалоб. В 1418-1420 гг. М. учредил в качестве самостоятельного органа датарию апостольскую , занимавшуюся распределением бенефициев и выдачей папских диспенсаций, а также реформировал апостольскую пенитенциарию и установил требование для адвокатов консистории не менее 3 лет преподавать право в ун-те. Буллой «In apostolicae dignitatis specula» от 1 сент. 1418 г. папа начал преобразования служб курии (писцов, аббревиаторов и т. д.) и трибунала Римской Роты (см. Rota Romana ); др. меры по упорядочению деятельности Римской курии, прежде всего в сфере судебных дел, были зафиксированы в буллах «Statuimus» (от 7 апр. 1421) и «Romani Pontificis providentia» (от 1424).

http://pravenc.ru/text/2562420.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Авиньон. Вид на мост св. Бенедикта и папский дворец [франц. Avignon], город во Франции на слиянии рек Роны и Дюранса. Население 89,5 тыс. чел., столица деп. Воклюз и Авиньонского архиеп-ства. На территории департамента 178 католич. приходов, проживает 476 тыс. чел., из них 350 тыс. католиков (Annuario Pontificio, 1999. P. 59). В период « авиньонского пленения пап » (1309-1378) резиденция папы Римского; в 1379-1403 гг. резиденция антипап авиньонской линии Климента VII и Бенедикта XIII (см. Схизма в католической Церкви ). С VI-V вв. до Р. Х. поселение на месте А. являлось торговой колонией Марселя, затем галло-рим. муниципием (рим. название Civitas Avennicorum). В V-VI вв. по Р. Х. А. принадлежал бургундам, остготам (см. Готы ) и, наконец, франкам . В 737 и 739 гг. правителю франк. королевства Карлу Мартеллу (715-741) пришлось отвоевывать А. у захвативших его арабов (см. Арабские завоевания ). С XI в. А. номинально подчинялся Римско-Германской империи , а фактически находился под властью южнофранц. сеньоров и епископа, в нач. XII - сер. XIII в. пользовался коммунальным самоуправлением. С 1290 г. А. перешел в единоличное владение графов Прованса из Анжуйской династии, у к-рых с санкции имп. Карла IV (1347-1378) был выкуплен папой Климентом VI (1348). Авиньонский ун-т, основанный в 1303 г., к кон. XIV в. насчитывал 1500 студентов. С 1433 г. городом и прилегающим к нему графством Венессен, приобретенным папой еще в 1274 г., управляли папские легаты. 14 сент. 1791 г. постановлением революционного Учредительного собрания А. и Венессен присоединены к Франции. Христианство известно в А. с кон. III - нач. IV в. Первый доподлинно установленный еп. Нектарий участвовал в Соборах между 439 и 455 гг. Вплоть до XIV в. еп-ство А. в подчинении Арля ничем не выделялось из ряда подобных ему небольших еп-ств Юж. Франции. Впервые папа Климент V останавливался в А. в мон-ре доминиканцев в 1309 г. После того как в 1316 г. папой был избран еп. А. Жак Дюэз из Кагора (1310-1312) - Иоанн XXII , в А. окончательно переместилась резиденция пап, местный же епископ был возведен Иоанном XXII в сан кардинала. Епископская кафедра в период «авиньонского пленения» часто оставалась вакантной - в общей сложности ок. 40 лет она управлялась генеральным викарием, а доходы еп-ства прямо поступали в папскую казну. В 1475 г. Сикст IV превратил А. в архиеп-ство для Джулиано делла Ровере, буд. папы Юлия II , подчинив А. еп-ства Кавайон, Карпантра и Вьерзон. По конкордату 1801 г. А. стал еп-ством; с 1822 г. А. вновь архиеп-ство с подчиненными ему еп-ствами Монпелье, Ним, Валанс и Вивье. Архитектура

http://pravenc.ru/text/62768.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ III (между 1020 и 1030, Парма - 8.09.1100, Чивита-Кастеллана близ Витербо; до избрания папой - Гвиберт (Гиберт, Виберт)), архиеп. Равенны (с 1073), церковный деятель эпохи борьбы за инвеституру , антипапа (с 25 июня 1080). Род. в знатной семье; состоял в родстве с маркграфами Каноссы и по материнской линии с родом Отбертинов (Эсте), близких к Саксонской династии, представители к-рой были герм. королями и императорами Свящ. Римской империи. Получил образование в Парме, служил при дворе Пармского еп. Кадала (1045-1071 или 1072; впосл. антипапа Гонорий II (1061-1064)). По-видимому, в составе его свиты Гвиберт участвовал в имперском съезде в Цюрихе (февр. 1054) и встречался с имп. Генрихом III во время его 2-го похода на Рим (лето 1055). В 1058 г. по протекции имп. Агнессы, вдовы Генриха III и регентши при малолетнем сыне, герм. кор. Генрихе IV (1056-1106, император с 1084), Гвиберт был назначен имперским канцлером по управлению Италией вместо Гюнтера, еп. Бамбергского (1057-1065), получившего эту должность при поддержке архиеп. Аннона Кёльнского (1056-1075), главного соперника императрицы в борьбе за власть. Имп. Генрих IV и антипапа Климент III. Миниатюра из " Хроники " Оттона Фрайзинского. 1157 г. (Codex Jenesis Bose. Q. 6. Fol. 54) Имп. Генрих IV и антипапа Климент III. Миниатюра из " Хроники " Оттона Фрайзинского. 1157 г. (Codex Jenesis Bose. Q. 6. Fol. 54) По приглашению Герарда, еп. Флоренции, избранного на Папский престол (папа Николай II (1058-1061)), Гвиберт прибыл на Собор в Сутри (янв. 1059), на к-ром был низложен Бенедикт Х (1058-1059), ставленник рим. знати. Гвиберт принял участие в походе папы на Рим, присутствовал на церемонии интронизации Николая II (24 янв. 1059). Неясно, был ли Гвиберт на созванном папой Латеранском Соборе (апр. 1059), который принял каноны против симонии , об обязательном для клира целибате , о запрете мирянам «назначать в церкви клириков», а также утвердил процедуру избрания папы Римского только кардиналами, без участия жителей Рима (см. ст. Григорианская реформа ). Имя Гвиберта не указано в соборных документах, однако исследователи полагают, что именно по его инициативе в постановление о папских выборах был включен пункт о праве императора утверждать избранного кандидата ( Guyotjeannin. 1994. P. 363).

http://pravenc.ru/text/1841379.html

Ключевым вопросом развернувшегося противостояния стало право на инвеституру, назначение на высшие церковные должности епископов, архиепископов и аббатов, а шире - понимание сана императора как rex et sacerdos (король и священник). Сущность спора состояла в том, под чьим контролем должна находиться церковная орг-ция, ставшая в Г. главной опорой власти, и кто будет находиться во главе христ. мира - папа Римский или император. В ответ на решение Вормсского Собора папа отлучил Генриха IV от Церкви и освободил подданных в Г. и в Италии от клятвы верности императору. Отлучение императора стало причиной возникновения оппозиции в Г. Перед угрозой избрания нового короля Генрих IV на хофтаге в Трибуре в окт. 1076 г. был вынужден обещать князьям примириться с папой в течение 1 года и 1 дня. Князья потребовали также приезда папы в Аугсбург и решения на месте конфликта с императором. Чтобы не допустить союза княжеской оппозиции с Григорием VII, Генрих IV решил перехватить отправившегося в Г. папу и добиться снятия отлучения. 28 янв. 1077 г. император совершил покаяние в Каноссе и клятвенно пообещал Григорию VII примириться с князьями и обеспечить свободный проезд папы в Г., после чего папа снял с него отлучение. Однако добиться примирения с князьями не удалось. Вооруженное противостояние шло с переменным успехом. В 1080 г. Генрих IV вновь вступил в открытый конфликт с Григорием VII. На Соборе в Риме на Пасху 1080 г., проходившем под председательством папы, от императора вновь потребовали отказаться от права на инвеституру, однако новое отлучение Генриха IV не дало результата, поскольку большая часть нем. и ломбардских епископов его поддержала. Генрих IV созвал Собор в Брешии, к-рый 25 июня 1080 г. осудил Григория VII, низложил его и избрал антипапой архиеп. Гвиберта Равеннского (см. Климент III , антипапа). 2 похода на Рим, в 1081 и 1082 гг., оказались неудачными, и лишь в 1083 г., когда на его сторону перешла часть кардиналов, императору удалось взять город. В марте 1084 г. состоялась интронизация Климента III, а на Пасху (31 марта) антипапа короновал Генриха IV и его супругу Берту имп.

http://pravenc.ru/text/164803.html

Опресноки — пресный хлеб, который употребляет римско-католическая церковь для совершения таинства евхаристии (в православии для этого используется квасной хлеб). Прибавка в символе: имеется в виду " филиокве " , добавление к христианскому символу веры, принятое на Толедском соборе в 589 г., в соответствии с которым Св. Дух исходит от Бога-Отца и Бога-Сына, а не только от Бога-Отца, как прежде. Греко-византийская церковь не приняла этого добавления. Греческой церкви... следовало бы сообразовываться с примером апостола Павла, который для сущих под законом сам являлся подзаконным и участвовал в жертвах очищения. — Имеется в виду эпизод из " Деяний апостолов " (21): апостол Павел, прибыв в Иерусалим, по совету пресвитеров выполнил иудейский обряд очищения, чтобы показать населению, что он соблюдает закон Моисея. Антипапа Климент III: настоящее его имя — Виберто. Он был архиепископом Равеннским; в 1080 г. император Генрих IV при поддержке части епископов назначил его папой в противовес Григорию VII. После смерти Григория в 1085 г., при Викторе III и Урбане II, продолжал контролировать некоторые районы Рима. В конце концов был изгнан оттуда населением, укрылся в одной из крепостей близ Равенны и умер там в 1100 г. Роберт Фриз — см. прим. 9. Петр Пустынник — Петр из Амьена (ок. 1050-1115), один из организаторов первого крестового похода. По свидетельству ряда хронистов, в 1090 г. совершил паломничество в Иерусалим, где встретился с патриархом и получил от него письмо к папе с просьбой об освобождении Гроба Господня. По его утверждениям, к этой встрече его побудил сам Господь, явившийся ему во сне. После взятия Иерусалима в 1099 г. вернулся во Францию, где основал августинский монастырь, в сане настоятеля которого и умер. Тугоркан и Боняк — половецкие ханы (кон. Х-нач. XI в.). Боняк был прозван русскими летописцами " шелудивым хищником " за частые нападения на Киевскую Русь (с 1096 г.). Василько Ростиславич — князь Теребовльский (ум. 1124 г.), сын Ростислава Владимировича, князя Тмутараканского, правнук Ярослава Мудрого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Письмо епископа Феофана настоятелю Задонского Богородицкого монастыря архимандриту Димитрию (Григорьеву) 22 января 1879//ТЕВ. 1894. 34. С. 628–631. Письмо епископа Феофана настоятелю Задонского Богородицкого монастыря архимандриту Димитрию (Григорьеву) 9 марта 1880//Собрание писем. Вып. III. С. 188–189. Письмо епископа Феофана о. Тихону (Ципляковскому) от 29 сентября 1874//ТЕВ. 1894. 36. С. 681–683. Письмо епископа Феофана студенту Казанской духовной академии, в будущем старцу Феодосию Карульскому, от 1 ноября 1893//РП. 2001. 24. С. 104. Письмо епископа Феофана студенту Казанской духовной академии, а в будущем старцу Феодосию Карульскому от 15 декабря 1893//РП. 2001. 24. С. 105–107. Русский Афонский Отечник XIX–XX веков/глав. ред. серии иеромонах Макарий (Макиенко). Святая Гора: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012.   См.: Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, 1815–1894: в 5 томах. Т. 1, 2/ред. совет: митрополит Климент (Капалин) и др. М.: Издат. Совет РПЦ, 2016; 2019 (изданные тома). Тома 3–5 готовятся к изданию под эгидой Издательского Совета Русской Православной Церкви. Подробнее см.: Русский Афонский Отечник XIX–XX веков/глав. ред. серии иеромонах Макарий (Макиенко). Святая Гора: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012. С. 000–000. Преподобный Антипа Афонский и Валаамский (1816–1882) был родом из Молдавии, там же начался его монашеский путь; затем он подвизался на Афоне; прибыл в Россию для сбора средств; с 1865 г. жил в Валаамском скиту Всех Святых. Они собраны в отдельной книге: Ответы епископа Феофана, Затворника Вышенской пустыни, на вопросы инока относительно различных деланий монашеской жизни. Тамбов, 1894. Письмо епископа Феофана о. Тихону (Ципляковскому) от 29 сентября 1874//Тамбовские епархиальные ведомости. 1894. 36. С. 681. Там же. С. 681–682. Там же. С. 682. Письмо епископа Феофана монаху Денасию (Юшкову) от 27 декабря 1889//АРПМА. Оп. 24. Ед. хр. 4327. Л. 1013–1014. Письмо епископа Феофана о. Тихону (Ципляковскому) от 29 сентября 1874. С. 682.

http://bogoslov.ru/article/6177494

ГОЛАНИТИДА – ФИЛИПП, Матфея 16:13–23 Филипп (4 г. до Р.Х. – 34 г. по Р.Х.) получил земли северо-восточнее Галилейского моря. На одной из территорий Филиппа, в Ватанее (Вифании) за Иорданом ( Иоан. 1:28–42 ), Иисус собрал Своих первых последователей. Филипп перестроил город Паниас у подножия горы Ермон, назвав его Кесарией Филипповой. В этом регионе Иисус рассказал ученикам, что Ему предстоит пострадать и умереть ( Матф. 16:21 ). ГАЛИЛЕЯ и ПЕРЕЯ – АНТИПА, Матфея 14:1–12 ; Луки 13:31–33; 23:1–12 Антипа (4 г. до Р.Х. – 39 г. по Р.Х.) правил, в основном, на еврейских землях Галилеи и Переи. Иоанн Креститель, нёсший служение в этих местах, обвинял Антипу в прелюбодеянии. Антипа бросил свою жену, наватейку, и женился на Иродиаде. Иродиада тоже развелась с мужем, чтобы выйти замуж за Антипу ( Марк. 10:11–12 ). Описание Иосифом Флавием отношений Иоанна Крестителя с Иродом Антипой является интересной параллелью Новому Завету (Война, VII.6.1–2; Древн. XVII.5.2). Флавий отмечает, что Антипа видел в обвинениях Иоанна политическую угрозу, потому что у Иоанна было много последователей. Поэтому он заключил Иоанна Крестителя в крепости Махерус, на другой стороне Мёртвого моря, а затем убил его. Это одна из тайн путей Божьих, когда Он позволил такому правителю как Антипа преследовать и убить Его вестника. Антипа решил, что Иисус был воскресшим Иоанном Крестителем ( Матф. 14:1–2 ). Когда Антипа угрожал Иисусу, Тот назвал его лисицей ( Лук. 13:32 ). Ирод Антипа, наконец, встретился с Иисусом лицом к лицу в день, когда Иисус был распят. Иисус не сказал ему абсолютно ничего ( Лук. 23:8–12 ). Позже, в 39 году, Антипа был лишён власти и сослан в Гаул. Его земли перешли к его племяннику Ироду Агриппе I. ДЕСЯТИГРАДИЕ, ФИНИКИЯ, ИДУМЕЯ и НАВАТЕЯ Десятиградие было основано Помпеем в 62 году до Р.Х. как восточный форпост Римской империи. Земли Десятиградия простирались от юго-восточной оконечности Галилейского моря (города Хиппос и Гадара) до востока Переи (Гераса и Филадельфия) до границ Наватеи на юге. Скифополь (Беф-Сан) был единственным городом Десятиградия западнее Иордана. Иисус редко бывал в этой местности, вероятно, из-за того, что население Десятиградия в основном было языческим. Однако Его пребывание там не осталось безрезультатным (карты 9–5, 9–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Живя сам в такой нищете, отец Антипа со всею любовью отзывался на нужды братии, если только открывалась ему к тому возможность. Полюбив всей душой Валаамский монастырь, с первого дня своего прибытия отец Антипа сохранил свою любовь к нему до конца. «Одно сокровище есть у меня, – говорил он, – это моя чудотворная икона Божией Матери. Я никому не отдам ее, я оставлю ее только Валаамскому монастырю». Многие годы проводя в строгом подвижничестве, отец Антипа нисколько не расстроил своего здоровья. Вообще он обладал здоровым, крепким организмом. К лекарствам и к врачам в случае болезни он никогда не обращался. Принимая болезнь от руки Господней, от Него же ожидал он и исцеления. Судя по его бодрому виду, трудно было предполагать, что он так скоро переселится в селения горние. В течение одного года сильнейший кашель совершенно обессилил и иссушил его и тихо привел его к мирному пристанищу. В год своей болезни Страстную и Пасхальную седмицы отец Антипа провел в монастыре. В Великую Субботу он был на Божественной Литургии. После он сказал своему ближайшему ученику: «Во время причащения я был в алтаре и взглянул из южных дверей в церковь . Монахи уже причащались, и лица некоторых сияли как солнце. Прежде этого я не видел». Глухой осенью того же года стоял отец Антипа в своей келье на молитве. Вдруг сделался шум. Афонский образ Божией Матери сам собою двинулся с места. Другие иконы, бывшие на нем, упали. Образ Богоматери шествовал тихо по воздуху целых два метра и остановился на груди отца Антипы. Ужаснулся старец. С благоговением приняв образ, он поставил его на место. Со слезами умиления об этом явлении он открыл только за три дня до своей кончины. Болезнь отца Антипы быстро развивалась. По желанию старца его соборовали. Он видимо угасал. Дня за два до кончины отца Антипы в монастырском храме шла вечерня. Вдруг что-то сильно стукнуло об пол. Это упал послушник-старичок, пораженный апоплексическим ударом. Игумену объяснили, что случилось, и тот благословил взять святой воды и окропить больного. Думали, что он угорел. Оказалось – он уже скончался. В эту ночь особенно страдал отец Антипа. Под утро ему стало легче, и он обратился к окружающим его ученикам с вопросом: «Кто у вас умер в монастыре?» Так как в скит из монастыря еще никто не приходил, ученики ответили: «Никто». «Нет, умер, – возразил отец Антипа, – умер простой старик в церкви, ему было трудно. Игумен велел дать воды... не помогло... умер». В недоумении слушали его ученики. Около 11-ти часов в скит приехал духовник, тогда только выяснилось, что отец Антипа, лежа в скиту, отстоящем от монастыря на расстоянии трех километров, говорил о происшествии, как будто оно совершилось перед его глазами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010