Архимандрит Антипа жил в келье, как настоящий затворник. Единственное окно в его келье было всегда завешено шторой и включен электрический радиатор, так как келья находилась на первом этаже старинного каменного Братского корпуса 1. В келье отец Антипа читал акафисты и Неусыпаемую Псалтирь. У него была книга акафистов, и он практически непрестанно находился в молитве. Учил нас, молодых священноиноков, служить заказные молебны с акафистами. Например, советовал всегда у каждого акафиста читать 13й кондак. Архимандрит Антипа говорил, что 13й кондак каждого акафиста есть как бы краткая завершающая молитва святому, которому заказан паломниками молебен. А также у отца Антипы был дар скоростного чтения. Отец Александр Благочинный называл его за быстрое поминовение огромного числа записок и синодиков «комбайном». В дни родительских суббот Архимандрит Антипа поминал все заказные записочки, а в Великий пост – огромный чемодан с синодиками XVI века. Я как-то раз наблюдал за ним, еще когда был помощником Благочинного. Отец Антипа стоял на коленях, перед ним на табуреточке лежал синодик, который он быстро листал. Со стороны это действие воспринималось мною таким образом, что он, не читая, листает его. Я смутился, подошёл и говорю: «Отец Антипа, а Вы имена читаете?» Он говорит: «А как же!» Опять листает. Я спросил: «А службу слышите?»Он ответил: «А как же!» – и листает синодик далее… Меня его ответы не успокоили, и я подошёл к старцу отцу Иоанну (Крестьянкину) испросил: «Батюшка, отец Антипа, наверное, не читает синодики, потому что подозрительно быстро их листает…» Батюшка отец Иоанн ответил:«Это душа за душу молится». Самое удивительное то, что я сейчас тоже научился зрительно читать записки и синодики. На себе понял русскую поговорку: «За что осудишь, в том и сам побудешь»… С физической токи зрения, глаз человека может делать за секунду 50 и более так называемых «снимков». Зрительно глазами, может, даже подсознательно, улавливаешь имена синодика, и действительно, «душа за душу молится»…

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

Преподобномученик Антипа родился 3 августа 1870 года в селе Братки Борисоглебского уезда Тамбовской губернии в семье крестьянина Петра Кириллова и в крещении был наречен Антонием. Будучи человеком глубоко религиозным, он в 1898 году поступил послушником в монастырь на Старом Афоне и подвизался там до 1912 года, когда перешел в Новоспасский монастырь в Москве. Здесь он был    пострижен в монашество с именем Антипа. После революции 1917 года в связи с закрытием обители уехал на родину в село Братки, и служил псаломщиком в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1929 году монах Антипа был рукоположен во иеромонаха и стал служить в храме Боголюбской иконы Божией Матери в селе Козловка Борисоглебского района Тамбовской губернии, переименованной к тому времени в Центрально-Черноземную область. С 1931 года   отец Антипа стал служить в храме Воздвижения Честн о го и Животворящего Креста Господня в селе Татаринцево Бронницкого района Московской области. За шесть лет служения иеромонаха Антипы в Татаринцеве прихожане полюбили его за благочестивую жизнь, за то, что он всецело посвятил себя служению Господу, за проповеди, за то, что в любое время к нему можно было обратиться за помощью и за советом. В 1937 году отцу Антипе исполнилось шестьдесят семь лет. Жизнь, казалось          бы, незаметно подходила к концу. Никого из близких родственников не осталось, кроме паствы и своей души уже не о ком было заботиться. Последнюю службу в храме отец Антипа отслужил на праздник Сретения Господня. 16 февраля 1938 года он был арестован и заключен в Коломенскую тюрьму. Более суток его непрестанно допрашивали, требуя сознаться в антисоветской пропаганде, но отец Антипа не признал себя виновным ни в одном из предъявленных ему обвинений. Однако у следователей были в запасе лжесвидетели. Еще до ареста отца Антипы сотрудники НКВД допросили двух священников-осведомителей, один служил в селе Давыдово, другой — в селе Салтыково, они и дали нужные для следствия показания. Тогда же был допрошен житель села Татаринцево, согласившийся оговорить священника. На основании этих показаний 27 февраля 1938 года тройка УНКВД по Московской области приговорила отца Антипу к расстрелу. Иеромонах Антипа (Кириллов) был расстрелян 7 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-203-...

Не отказывал он, живя на скиту, и тем мирянам, кто искал его духовных советов, и выходил к ним на краткое время почти ежедневно. Незадолго до кончины отца Антипы один из преданных учеников спросил его: «Батюшка, тебе ведь много приходилось в миру иметь дело с женщинами, и с чадами, и с благотворительницами. Неужели не посещали тебя дурные мысли?» – Никогда, – отвечал ему сохранивший себя в девственной чистоте отец Антипа. – Не могут прийти подобные мысли чадолюбивому отцу, и уж тем более не могут прийти они отцу духовному. Внутреннее возрастание и спасение душ моих учеников и учениц было единственным моим желанием. Жил отец Антипа в крайней нищете, в совершенно пустой келье, в которой не было ни кровати, ни стула, а стояли только небольшой столик вместо аналогия и деревянный жезл с перекладиной. На этот жезл подвижник обычно опирался во время всенощного бдения, когда одолевал сон и силы совсем оставляли его. На полу кельи лежал войлок, на котором он сидел и, будучи уже в полном изнеможении, предавался краткому ночному отдыху. Отказываясь иметь не то, что лишнюю, но даже и какую-либо нужную в быту вещь, отец Антипа всегда спешил с любовью и заботой помочь тому или другому брату в его нужде. Но свое, как он говорил, единственное сокровище – чудотворную икону Божией Матери, что обрел он в афонской пустыньке, отец Антипа трепетно хранил и, сроднившись сердцем с нашим Русским Афоном, часто повторял: «Никому ее не отдам, кто бы ни попросил у меня, оставлю только Валаамскому монастырю…» Иногда отец Антипа покидал келью ради того, чтобы углубиться одному в лес неподалеку от скита и вознести там свою подвижническую молитву, «молитву совершенных». И тогда «всякое дыхание и тварь» в благословенной, пустынной тишине святого острова вместе со скитским схимником внимала Богу и славила Творца «всей вселенней " … Отец Антипа не изгонял с Валаама змей, как изгнал их с острова Коневец своей сугубой запретительной молитвой преподобный Арсений Коневский, не превращал их в камни, как сделал это святой Патрик, просветитель Ирландии. Но когда старец молился в лесу, то валаамские змейки, не одна, так другая, не раз сворачивались клубочком у его ног, как сворачивается домашний котенок у ног хозяина, и готовы, казалось, были слушаться его так же, как и в ту далекую пору, когда маленьким пастушком брал он их безбоязненно в руки в лесу, близ родного села…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Одиннадцатый день. Св. священномучен. Антипа, еп. Пергамский. (Без трудов и подвигов нельзя наследовать царствия Божия). I. В «Апокалипсисе» св. апостола Иоанна Богослова сказано, что Господь в откровении св. Иоанну повелел ему писать к семи ангелам, т. е. епископам семи мало-азийских церквей. При этом упоминается и о святителе Антипе, бывшем епископом церкви пергамской, память коего совершается ныне. «И ангелу пергамской церкви напиши, слышался голос Иоанну: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей, даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, «умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откровение св. Иоанна, II, 13). Из слов этих, относящихся к преемнику Антипы в Пергаме, видно, что св. священномученик Антипа предан был смерти за веру свою. По словам составителя жития его он был между пергамцами как «свет посреди тьмы, роза посреди терний, злато посреди блата, или паче рощи посреди огненной пещи». Поставленный во епископа Иоанном Богословом в то время, когда еще везде царило язычество, Антипа епископ должен был вести упорную и трудную борьбу с господствовавшим верованием. Наконец, во время гонения, воздвигнутого Домицианом, он был взят, как распространитель гонимого нового учения, и представлен правителю города. – Ты ли Антипа? спросил его игемон, который не только сам не повинуешься царским указам, но еще и других учишь не почитать их... Жрецы доносят, что языческие храмы пустеют, они жалуются на оскудение жертв, говорят, что разгневанные боги перестали покровительствовать городу, в котором не воздается подобающая им почесть... – Бессильны те боги, которые требуют приношений от людей, возразил Антипа, и потому они – ложные боги; верить в них – заблуждение... Истина же в том, чтобы веровать в Бога всемогущаго, Христа, сшедшего с неба, чтобы спасти род человеческий... Безумием было бы то, если бы, приближаясь к кончине, я отрекся от спасительной истины, которую постиг разум мой, просвещенный изучением Божественных писаний. Сознай сам эту истину, если не хочешь погибнуть...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В глухую осень того же года стоял отец Антипа в своем уединении на молитве. Вдруг сделался шум: Афонский образ Божией Матери сам собою двинулся с места; другие иконы, бывшие около него, упали; образ Богоматери шествовал тихо по воздуху на протяжении целой сажени и остановился на груди у отца Антипы. Ужаснулся старец. С благоговением приняв образ, он поставил его на место. Со слезами умиления поведал отецАнтипа об этом одному из ближайших своих учеников только за три дня до кончины. Болезнь быстро развивалась. По желанию отца Антипы его соборовали. Он видимо угасал. С любовью посещала его во время болезни братия, ближайшие же его ученики в последние дни были при нем неотлучно. В последнюю ночь часто подымал отец Антипа руки к небу и звал к себе своего любимого афонского старца схимонаха Леонтия – мужа святого и подвижника великого. «Леонтий! Леонтий! Где ты? Леонтий!» – часто повторял отец Антипа и как бы беседовал с пришедшим. «Батюшка, да с кем ты говоришь? Ведь никого нет», – наклонясь к отцу Антипе, сказал ему келейник. Пристально посмотрел старец на келейника и тихо пальцем постучал по его голове. Под утро, чувствуя близость своего отшествия и желая быть причастником Божественных Таин на литургии, совершенной в последний день его жизни, отец Антипа просил причастить его. В полном разуме сподобившись приятия Божественных Даров, отец Антипа погрузился в тихую дремоту. Прошло два часа. Ближайший ученик его прочитал девятый час и стал читать акафист Божией Матери. Во время чтения акафиста тихо замолк навеки в течение всей жизни ежедневно усердием и верой возносивший Царице Небесной акафистные хваления отец Антипа. Скончался он в воскресенье, 10 января 1882 года, на 66-м году от рождения. Согласно завещанию отца Антипы, он был захоронен вне стен скита, чтобы паломники и духовные чада, в том числе и женщины, почитающие его, могли бы беспрепятственно приходить на его могилу. Известно было, что могила его находилась у часовни Крестных Страданий. Из книги «Валаамский монастырь и его подвижники»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Антипа, которому досталась Галилея и Заиорданье, и Филипп, область которого лежала к востоку от Галилейского озера, правили своими землями намного дольше, хотя и вступали порой в конфликты друг с другом и с римскими назначенцами. Евангелист Лука даже отмечает, что Ирод Антипа и римский наместник Пилат, прежде враждовавшие друг с другом, помирились во время «суда» над Иисусом. Но об этих правителях и об их наследниках, упомянутых в книге Деяний, мы поговорим в следующий раз. Ироды: Антипа, Агриппа I, Агриппа II Именно Ирод Антипа упоминается в Евангелиях (кроме истории Рождества) под именем Ирод. Речь идет об одном из сыновей царя Ирода Великого, который правил Галилеей с 4 по 39 г. н. э. С Римом он ладил и даже назвал свою резиденцию на Галилейском озере Тивериадой в честь римского императора Тиберия (нынешняя Тверия в Израиле). Его «семейная хроника» тоже довольно характерна для правителей того времени. Ирод Антипа взял себе жену своего сводного брата Филиппа – за обличение этого незаконного союза и поплатился головой Иоанн Креститель. Но не принес этот брак счастья и самому Ироду. Когда на римский престол вместо Тиверия взошел сумасбродный император Калигула, Иродиада вынудила Ирода отправиться к императору в поисках новых почестей и званий. Однако собственный племянник Ирода, Агриппа, тут же отправил донос на него, и вместо почестей тому выпала ссылка в далекую Галлию, где он и умер, возможно, насильственной смертью. Иродиада последовала в ссылку вместе с мужем, а титулы и владения Ирода перешли к его племяннику Агриппе, так вовремя пославшему донос. Но все это произойдет уже после евангельской истории. Пока у Ирода Антипы всё было благополучно, по крайней мере, на внешний взгляд. Он наслаждается жизнью (Евангелие упоминает, как широко он праздновал свой день рождения), он не прочь послушать проповеди Иоанна Крестителя, и если бы не интриги жены, может быть, он и не велел бы его казнить. А затем правителю Ироду пришлось решать судьбу еще одного Праведника. Римский наместник Пилат отправил к нему арестованного Иисуса, т. к. Тот был родом из Галилеи и формально был подвластен ему как правителю этой области. Как сообщает евангелист Лука, Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату .

http://pravmir.ru/irody-cari-iudei/

Нифонта. Видя большую пользу от деятельности о. Антипы для их скитского общежития, сознавая множество разнообразных неотложных нужд по устроению скита и скудость настоящих средств к их удовлетворению, о. Нифонт решился ехать за сбором подаяний в Россию и взять с собой туда и о. Антипу. - " Не пускаешь ты меня на Афон, - сказал о. Антипа Игумену, когда тот объявил ему свое решение, - берешь в Россию, а я чувствую, что как только мы переедем нашу границу, я уже не буду больше ваш, я буду русский " . Только первые шаги в России были сделаны о. Антипой под руководством о. Нифонта: вскоре о. Нифонт уехал в Молдавию, и о. Антипа, вовсе не зная русского языка, остался один среди русских. Как у родных помещен был он в одном благочестивом купеческом семействе. В отдельном домике, в саду, проводил он почти затворническую жизнь, посвящая почти все время молитве. Редко, и только по особому приглашению, выходил он из своего затвора. Между тем дела по сбору приношений шли очень успешно; приношения, по большей части, доставлялись к нему на дом. Вскоре обширные залы купеческого дома наполнились дорогими сосудами, облачениями, ризами, воздухами, пожертвованными от московских благотворителей в пользу Молдавского скита, всего с колоколами на сумму свыше 30 000 рублей. Когда все эти пожертвования были отправлены на Афон, утешался о. Антипа мыслью о той радости, какую они доставят пустынным отцам Афонским. К сожалению, они не достигли Святой горы: пароход, на котором они были отправлены, со всеми пассажирами и грузом, погиб во время бури на Черном море. В ночь этой печальной катастрофы о. Антипа по обыкновению стоял на молитве. Вдруг громко треснуло стекло, находившееся в киоте, в котором помещен был образ Божией Матери, взятый о. Антипой из его Афонской пустыни. Внешней причины никакой не было; киот и стекло были старые. О. Антипа понял, что неожиданно лопнувшее стекло было предвестником какого-то горя и стал спокойно ожидать разъяснений. Когда все разъяснилось, от неудачной отправки приношений уныли афонские отцы, и потеряли усердие московские благотворители, - не упал духом только о.

http://isihazm.ru/?id=617

Повинуясь их совету, отец Антипа поступил в греческий Эсфигменский монастырь. Около четырех лет трудился он в этой обители поваром. Здесь в течение целого года находился он в тягчайшем и опаснейшем для подвижника искушении: от него отступила умная молитва, и с ней прекратились все благодатные утешения. И ум, и сердце его исполнены были подавляющей темнотой и скорбью. Только твердое упование на заступление Божией Матери сохранило его тогда от отчаяния. Кончилось время послушнического искуса, и молдавские старцы приняли своего собрата для высших подвигов в пустыню. «Тебе надо теперь облечься в схиму, я постригу тебя», – сказал однажды отец Нифонт отцу Антипе. – «Я с великою радостью готов принять схиму, только боюсь, что тогда ты не отпустишь меня одного в пустыню», – отвечал ему отец Антипа. «Конечно, не отпущу», – сказал отец Нифонт. В голове отца Нифонта уже зарождалась тогда мысль устроить на Афоне самостоятельный общежительный молдавский скит, и он сознавал, что в деле устроения скита ему будет весьма полезен отец Антипа, почему и желал сам постричь его в схиму и тем, по закону духовному, привязать его к себе навсегда. Отец Антипа понимал цель старца, и она безмерно тяготила его. В недоумении, с вопросом о схиме и старец, и ученик решились обратиться к схимонаху Евфимию, их общему духовному руководителю, пустыннику весьма благочестивому старцу. Отец Евфимий принял сторону отца Антипы, и по его совету Антипу постригли в схиму и предоставили ему полную свободу одному проводить отшельническую жизнь. Весьма неохотно отпустил отец Нифонт своего схимонаха в пустыню. Неохота эта выразилась даже и внешним образом в том, что он не дал ему решительно ничего, что представлялось необходимым для первоначального обзаведения. С голыми руками вошел отец Антипа в полуразвалившуюся отшельническую хижину. Она была совершенно пуста, только в переднем углу, на карнизике, нашел он небольшую икону Божией Матери, на которой от многолетней копоти нельзя было рассмотреть лика. Невыразимо обрадовался отец Антипа своей находке. Он чувствовал, что обрел драгоценное духовное сокровище. Немедленно, взяв с собою святую икону, отправился он к знакомому иконописцу-пустыннику иеродиакону Паисию, переселившемуся со святых гор Киевских на Афон, и стал просить его промыть икону. Только промыть как можно осторожнее, чтобы не повредить ее, и отнюдь не поправлять ее красками.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

577 Такие вот события происходили в Иудее, когда Иосиф решил вернуться в Палестину с Пресвятой Девой Марией и Младенцем Иисусом. Поэтому он и предпочел остановиться в Галилее, где тетрархом был более мягкий Антипа. Тиран Архелай снова вызвал возмущение у иудеев, после того как прогнал свою супругу и взял в жены другую женщину, уже дважды до того побывавшую замужем. Однако его действия вызвали недовольство и у римлян, поскольку он с большой расточительностью и рвением занялся строительством. По причине всего этого римляне отстранили его от должности и сослали в галльский город Вьенну, где тот и умер. 578 Имя Ирода Антипы, тетрарха Галилеи, часто встречается на страницах Нового Завета. Христос назвал его «лисом» ( Лк. 13, 32 ), т.е. обладающим лукавым нравом, так как тот был ставленником Цезаря и узурпировал трон Давида. Это тот самый Антипа, к которому Пилат посылал Христа. Антипа, находившийся в то время в Иерусалиме, после того как со своими воинами уничижил Господа и посмеялся над Ним, послал Его обратно к Пилату. Благодаря льстивой любезности, оказанной Антипе Пилатом, они стали друзьями ( Лк. 23, 1–2 ). Это был также тот самый Ирод Антипа, которого обличал Иоанн Предтеча, так как Антипа, после того как женился на дочери Ареты IV, царя набатеев, бросил ее, отправив обратно к отцу, и жил беззаконно с Иродиадой, супругой своего брата (Ирода Филиппа I, сына Ирода Великого и Мариамны). Иродиада была дочерью Аристовула, брата Антипы. Следовательно, Антипа приходился ей одновременно и дядей, и деверем! Эта женщина, так же, как и ее дочь Саломея, жила с Антипой в столице его владений Тивериаде. Когда же Иоанн Предтеча обличил Ирода Антипу, тот заключил его в крепость Махерунт, а затем приказал обезглавить в угоду Иродиаде ( Мф. 14, 1–12 . Мк. 6, 14–25 . Лк. 9, 7–9 ). Постыдная жизнь Антипы стала причиной начавшейся войны с царем Аретой. Когда же Калигула стал императором Рима, он лишил Антипу трона и сослал его в Галлию, а царем над всеми владениями, которыми некогда обладал Ирод Великий, поставил брата Иродиады Ирода Агриппу I.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

В это время был заточен на остров Патмос [ 2 ] и великий Апостол, святой Иоанн Богослов, — сей столп Церкви, основание христианской истины и проповедник предвечного божества Единородного Сына Божия. На Патмосе в откровении среди семи светильников явился ему Господь, и повелел написать семи Ангелам, т. е. епископам семи малоазийских церквей, и укрепить сонмы мучеников. При этом Господь воспомянул и о святителе Антипе, о котором предлежит настоящее повествование. «Сказал Господь Своему ученику «знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр.2:13). Ибо святой Антипа был епископом Пергамской церкви [ 3 ]. Из этих слов откровения Иоаннова видно, каков верный свидетель Христов был Антипа и каковы были жители города Пергама, который был жилищем сатаны. Среди них святой Антипа был как свет среди тьмы, как роза среди терния, как золото в грязи или, лучше сказать, в огненной печи по написанному: «испытал их как золото в горниле» (Прем.Сол.3:6). Там и закон природы не соблюдался и не было никакой рассудительности, но каждый мстил за себя и сильный обижал слабого, и тот считался мужественным, добрым и праведным, кто бил или умерщвлял христиан. И когда неверные так притесняли и беспокоили общество христианское, блаженный Антипа, муж непоколебимый в вере и постоянный в добродетели, ни мало не смущался, но, как бы переменивши естество человеческое на Ангельское, крепко и небоязненно стоял против врагов. Пренебрегая угрозами мучителей он часто выходил в народ, и среди него сиял, как заря, и светом чистой и правой веры прогонял тьму идолопоклоннического заблуждения. Поэтому бесы (которых эллины считали за богов) все бежали оттуда, и ни один из них не смел пребывать в городе Пергаме, в коем жил святой Антипа. Бесы являлись своим жрецам в сновидениях и говорили, что они уже не вкушают жертв их и не обоняют курения жертвенного, так как их прогоняет начальник христиан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010