In Naum. Praef.). Свт. Кирилл Александрийский, используя более нейтральную терминологию, делает замечание, стремясь примирить обе позиции: «Когда всеведущий Бог открывал святым апостолам или пророкам имеющие некогда свершиться события; то они… очень часто созерцали самые эти события. При сем они приходили в изумление (καταπεπλγασι) , и, как бы видя своими глазами совершающиеся события, описывали их словами» ( Суг. Alex. In Nahum. 2 . 2-4). II. Прославление величия Божия и описание Его гнева на Ниневию (Наум 1. 2-15). Грозные пророчества, сопровождающие изображение Бога как справедливого ревнителя и мстителя (Наум 1. 2 сл.), свт. Кирилл Александрийский относит как к иудеям, которые «нечестиво враждовали против Всемогущего и преклонялись ко всему, неприятному для Него», так и к ниневитянам, к-рые получат наказание за свои гордыню и жестокость ( Суг. Alex. In Nahum. 1. 2). Эти же слова в переносном смысле могут быть обращены как к тем, кто, отвергнув правую стезю, предпочли плотскую жизнь, так и к книжникам и фарисеям, и ко всем тем, кто враждовали против истинной веры (ср.: 2 Кор 5. 10 - Суг. Alex. In Nahum. 1. 2). Тайный смысл (πητον νον) пророчества о шествии Господа «в вихре и буре» (по LXX - ν συντελε κα ν συσσεισμ (в истреблении и потрясении) - Наум 1. 3) состоит, по мнению свт. Кирилла, в указании на Боговоплощение, к-рое «окончило и ниспровергло господство начал и властей и миродержителей века сего, лишив их владычества над нами» ( Суг. Alex. In Nahum. 1. 3). Блж. Иероним считал, что эти слова о конце мира, когда все будет потрясено (ср.: Агг 2. 6 - Hieron. In Naum. 1. 3). Облако, сопровождающее ноги Бога (Наум 1. 3), указывает на предшествующих явлению Господа Иисуса Христа блаженных пророков ( Суг. Alex. In Nahum. 1. 3), или на души святых, к-рые после смерти «вознесутся в высшие области... и, обратившись в подножие ног Божиих, будут среди ангелов исполнять обязанности служения» ( Hieron. In Naum. 1. 3). Иссушение рек Господом (Наум 1. 4) прообразует искоренение могущества злых сил, совершенное Христом ( Суг.

http://pravenc.ru/text/2564746.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАУМ [Груз. ] (Шавианидзе Наум Григорьевич; 27.07.1889, с. Охомира Кутаисского у. и губ.- 3.03.1969, Кутаиси), митр. Кутаисско-Гаенатский Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Род. в семье псаломщика Григория Окропировича Шавианидзе († 17 марта 1905) и дворянки из с. Заратели Евдуки Гошхетелиани (ДВГЭ. 1905. 9. С. 6). В 1896 г. определен в Кутаисское ДУ (окончил 2 июля 1904). Преподавателем Н. был М. Г. Пхаладзе (впосл. католикос-патриарх всей Грузии Мелхиседек III (Пхаладзе) ); в одном классе с Н. учился А. Шанидзе (впосл. груз. ученый, академик), с к-рым Н. был дружен до конца жизни. В 1905 г. Н. открыл школу в родном селе, где обучал крестьянских детей, прививая им любовь к Богу и родине. Односельчане высоко почитали Н.; современники рассказывали, что машинисты останавливали поезд, когда видели Н. возле путей, и сажали его в состав, чтобы подвезти. Впосл. усилиями Н. и известного врача Н. Мхеидзе в с. Орпири открыли железнодорожную станцию (Митр. Наум//Джвари вазиса (Крест из виноградной лозы). Тб., 1984. Вып. 2. С. 48 (на груз. яз.)). Наум (Шавианидзе), митр. Кутаисско-Гаенатский. Фотография. 60-е гг. XX в. (ГА РФ) Наум (Шавианидзе), митр. Кутаисско-Гаенатский. Фотография. 60-е гг. XX в. (ГА РФ) В 1908 г. Н. поступил в Кутаисскую классическую гимназию и был назначен преподавателем церковно-приходских школ сел Набослеви, Кока и Охомира (ныне в муниципалитете Ткибули). 18 янв. 1912 г. его определили псаломщиком в храм в честь Вознесения Господня в Цуцхвати. В февр. 1913 г. в связи с 300-летием Дома Романовых награжден юбилейной нагрудной медалью (НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 57641). Ок. 1916 г. Н. женился на Нимфодоре (домашнее имя Додола) Тариеловне Кекелидзе (род. в 1895, умерла в молодости); в семье было двое сыновей - Шалва и Отар. 15 сент. 1915 г. переведен на должность псаломщика в кутаисский храм в честь Вознесения Господня в Сапичхии; 30 марта 1916 г. занял должность внештатного диакона в кутаисском кафедральном соборе во имя блгв.

http://pravenc.ru/text/2564752.html

Пс.30 (31) «В руки Твои предаю дух мой» Пс.39 (40) Мессия пришел исполнить волю Божию Пс.40 (41) О предателе Пс.44 (45) Мессия – Бог Пс.54 (55) О предателе Пс.67 (68) «Восшел на высоту, пленил плен» (Еф.4, Евр.1:3) Пс.68 (69) «Ревность Дома Твоего съедает Меня» Пс.71 (72) Описание славы Мессии Пс.94 (95) О неверии иудеев Пс.109 (110) Вечный Первосвященник по чину Мелхиседека Пс.117 (118) «Не умру, но жив буду..» Мессия – камень, отвергнутый строителями Пс.131 (132) Потомок Давида воцарится на веки Пророк Исаия Ис.2:2—3 Царство Мессии подобно горе Ис.6:9—10 Неверие иудеев Ис.7 Рождение от Девы Ис.9:1—2 Проповедь Мессии в Галилее Ис.9:6—7 Мессия – Бог крепкий, Отец вечности Ис.11:1—10 На Нем – Дух Господень, о Церкви Ис.12О радости и благодати Ис.25—27 Хвалебная песнь Мессии Ис.28:16 – краеугольный камень Ис.35:5—7 Исцелит всевозможные болезни Ис.42:1—4 О кротости Отрока Господня Ис.43:16—28 призвание язычников, Ис.44 Излияние благодати Св. Духа Ис.49 Мессия – свет народам Ис.50:4—11 О поругании Мессии Ис.53 О страданиях и воскресении Мессии Ис.54:1—5 О призвании язычников в Царство Ис.55 О вечном завете Ис.60:1—5 Его Царство – Новый Иерусалим Ис.61:1—2 Дела милосердия Мессии Прор. Иоиль Иоил.2:28—32 О дарах Св. Духа Прор. Осия Ос.1, 2 Призвание язычников Ос.6:1—2 Воскресение на третий день Ос.13 Уничтожение смерти Прор. Амос Ам.8О восстановлении скинии Давида Ам.8:9 Помрачение солнца Прор. Михей Мих.5О рождении Мессии в Вифлееме Прор. Иеремия Иер.23 Мессия – праведный Царь Иер.31 Избиение младенцев в Вифлееме Иер.31:31—34 Установление Нового Завета Варух Вар.3:36—38 О пришествии Бога на землю Прор. Иезекииль Иез.34:23—24 Мессия – Пастырь Иез.36:24—27 Закон Божий написан на сердцах Иез.37 Мессия -Царь и добрый Пастырь Прор. Даниил Дан.2:34—44 Мессианское Царство подобно горе Дан.7:13—14 Видение Сына Человеческого Дан.9:24—27 Пророчество о семидесяти седьминах Прор. Аггей Агг.2:6—7 О посещении Мессией храма Прор. Аввакум Авв.3 О вере Прор. Захария Зах.3:8—9 Грехи людей изгладятся в один день

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2623...

К. А. Битнер Книга прор. Наума в церковном предании и экзегезе древней Церкви Образ Н. в церковном предании Прор. Наум. Рельеф у св. ворот в соборе Сантьяго-де-Компостела. Мастер Матео. 2-я пол. XII в. Прор. Наум. Рельеф у св. ворот в соборе Сантьяго-де-Компостела. Мастер Матео. 2-я пол. XII в. Поскольку Свящ. Писание не сообщает подробных сведений о жизни Н., то наиболее ранние и фрагментарные данные о его личности и времени служения приводятся у нек-рых авторов Комментариев на Книгу прор. Наума IV-V вв. По мнению не только свт. Кирилла Александрийского, но и др. авторов, именование пророка в Наум 1. 1 Елкосеянином (το Ελκεσαου) указывает на его происхождение из иудейского сел. Елкесы (Ελκεσα, вероятно, совр. Эль-Кош), а не на имя его отца ( Суг. Alex. In Nahum. 1. 1), хотя в период формирования раннехрист. комментариев на Книгу прор. Наума существовали сторонники подобного мнения ( Hieron. In Naum. 1. 1). Свт. Кирилл также утверждает, что пророчества Н. были обращены к тем иудеям, которые уцелели после взятия Навуходоносором II Иерусалима, в кон. VI в. до Р. Х.; в др. месте говорится, что Н. пророчествовал во времена иудейского царя Езекии, т. е. в VIII в. ( Суг. Alex. In Nahum. 1. 14). Блж. Иероним Стридонский, единственный из древних комментаторов, кто истолковывает имя Наум как «утешитель», также отмечает, что сам видел в Галилее развалины Елкесы (Elcesaeum) - места рождения пророка ( Hieron. In Naum. Praef.). По мнению Феодорита Кирского, слова Н. предрекают события, с которыми армия ассирийцев столкнется перед стенами Иерусалима, когда их войска потеряли тысячи воинов (ср.: 4 Цар 19. 35), тем самым относя исполнение пророчеств Книги к событиям рубежа VIII и VII вв. до Р. Х. ( Theodoret. In Nahum. Praef.). Феодор Мопсуестийский также прямо не сообщает время жизни Н., но косвенно указывает на VIII в., замечая, что пророчество в Наум 3. 8 было произнесено за 400 лет до основания Александрии ( Theod. Mops. In Nahum. 3. 8). Фрагментарные сведения о личности Н. приводятся в версиях псевдоэпиграфического соч.

http://pravenc.ru/text/2564746.html

«Завистливо смотрят эти Англичане на наших быков», говорил он одному иноку. Эти слова относили к тому, что Англичане, по торговым делам плавающие мимо Соловецких островов, могут видеть пасущийся по берегам скот. Но недавние события показали, что слова старца имели смысл предречения. Во время войны, Англичане, действительно, желали пользоваться монастырскими быками, и отправили в монастырь парламентера с требованием скота; получив же отказ, послали настоятелю пулю, думая подействовать на него угрозою. Месяца за три пред смертью, идучи от вечерни, Наум остановился на паперти Преображенского собора, и, обратившись лицом на запад, долго смотрел вверх, как бы пораженный каким то ужасным созерцанием, и со слезами сказал: «очень жарко здесь будет». Свои предречения о будущих опасностях Наум, обыкновенно, заключал благоговейною преданностью воле Божьей и несомненною надеждою на Его милосердие: «Бог милостив, и Угодники Божии сохранят свою обитель от беды и погибели». Сохранилось в памяти потомства несколько случаев, показывающих, что Наум имел прозрение дел человеческих, в тайне совершаемых, и нередко обличал согрешающих, желая тем обратить их на путь покаяния и исправления. Однажды у двух братьев в разных кельях, после вечерни, было по собеседнику; между прочим празднословием речь клонилась к осуждению настоятеля, будто слабо управляет монастырем и проч. На другой день подходит Наум к одному из иноков и говорит: «о чем вчера вечером была у тебя беседа? Что архимандрит у нас слаб? Управлять не умеет? Мы с тобой лучше управили бы монастырем? А знаешь ли, что несть власть, аще не от Бога?» и проч. Изумленный обличением, брат просил прощения. «Бог простит», отвечал Наум, и подошел к другому иноку, в том же виновному, и стал говорить ему тоже. Но этот инок, имея пылкий нрав, оскорбился обличением старца и с горячностью стал доказывать справедливость своих мнений о настоятеле, высказанных им вечером. «Ну, так увидим», сказал Наум, «как будущий настоятель сломит твои рога». Не прожив года при новом настоятеле, этот инок был выслан из монастыря за строптивый характер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

М.Янсон в своем труде «Валаамские старцы» рассуждает о праведной кончине схимонаха: «Простым старцем называет о. Силу монашеская запись, и проста смерть его. Проста, как тихий конец мирного дня, когда гаснут последние отблески света на облаках, проносится свежий ветерок и трепетно загораются первые звезды бесконечного простора Вселенной. И сколько величия в этой благословенной простоте. Смерть! Где твое жало?! ( 1Кор. 15, 55 )». Погребен схимонах Сила на старом братском кладбище. Лучше мне умереть среди своей братии Монах Наум (Уваров) (1864–1922) Монах Наум (в миру Николай Уваров) родился 27 апреля 1864 г. в мещанской семье в Санкт-Петербурге. 12 октября 1899 г., после смерти жены, поступил в монастырь. Зачислен в послушники 19 октября 1904 г.,– в монашество пострижен 14 февраля 1909 г. Послушание проходил долгое время в рухольной, выдавая братии одежду и обувь, и всегда был для братии добр и услужлив. Иеромонах Сергий (Иртель) рассказывал о нем: «Очевидно, что о. Наум имел какие-нибудь тайные добродетели, а потому и призвал его Господь из сей скорбной и многомятежной жизни в будущую вечную жизнь такой мирной и христианской кончиной. Болел о. Наум всего дней пять. Сам пришел в больницу, где его и оставили. У него оказался заворот кишок, и при всем старании монастырский доктор о. Андрей помочь ему ничем не мог. Тогда ему предложено было отправиться в город Сердоболь, в городскую больницу, для проведения операции, чтобы спасти жизнь его. Но о. Наум решительно отказался от последней, сказав: “В Сердоболь я не желаю ехать, а если угодно Господу, чтобы я умер, то и слава Богу. Лучше мне умереть во святой обители среди своей братии, чем в чужом месте среди иноверцев!” Так он и не поехал. Между тем болезнь все усиливалась, но до самой своей смерти он был спокоен и в полной памяти. Причастили его Святых Христовых Таин. Затем в день смерти, вечером, доктор, видя его ослабевающим, предложил ему причаститься, на что последний согласился с любовью. По причащении предложили ему и пособоровался; он и на это охотно согласился. Во время соборования, держа свечку в руках и полагая на себе крестное знамение, о. Наум молился Господу. Затем, от слабости не имея сил держать в руках свечку, он отдал ее. Когда же оканчивалось соборование, то по чину Таинства положили ему на голову Святое

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Греческая надпись на юж. стене часовни-гробницы сообщает, что ее роспись 13 июня 1800 г. завершил мастер Трпо из г. Корица (ныне Корча, Албания), сын зографа Константина, известного мастера Охридской епархии. Над надгробной плитой помещена композиция «Успение Наума», на боковой стене справа - изображение равноап. Наума в виде молодого безусого диакона. Др. сцены посвящены жизни и чудесам равноап. Наума: «Наум беседует с Михаилом Борисом», «Наум ведет Михаила в тюрьму», «Наум крестит дочь Бориса», «По молитве Наума от ведра остается отпечаток на камне», «Наум прогоняет богомилов», «Наум запрягает медведя вместо вола», «Монаха, пытавшегося взять мощи Наума, разбивает паралич», «Наум лечит душевнобольных», «Укравшего коня заря застала перед входом в монастырь» (Там же. С. 144-145). Над входом в основной храм сохранилась надпись, согласно к-рой тот же художник 6 сент. 1806 г. завершил его роспись, выполненную по заказу игум. Стефана во время правления митр. Преспанского Каллиника при помощи хаджи-кир Якова и епитропа мон-ря Йована Гаврилова. Программа росписи является традиционной для храмов Св. Горы и Охрида того периода. Значительное место в ней занимают сцены великих праздников и Страстей Господних. Также представлены изображения отдельных святых, в т. ч. нмч. Никодима Албанского († 1709). В алтарном пространстве представлены святители, «Причащение апостолов» и Богородица с Христом. Заказчик росписи иером. Стефан изображен в ктиторской композиции на юж. стене - его портрет считается одним из лучших в Македонии кон. XVIII - нач. XIX в. Выделяя ряд отличий в росписи часовни, основного храма и нартекса, исследователи полагают, что в работе участвовал и 2-й мастер, возможно помощник Трпо. В нартексе, на сев. стене, находится композиция св. Седмочисленников (равноапостольных Кирилла и Мефодия и их учеников), образы болг. царя Михаила и неск. святых. Изящный, резной, 5-ярусный, отражающий афонское влияние иконостас т. н. высокого типа, увенчанный распятием, был выполнен иером. Константином в 1711 г., при игум. Гаврииле и насельниках Иерофее и Феодосии. Сам иером. Константин написал, вероятно, праздничные иконы 1-го и 2-го ряда, украшенные барочной орнаментикой. Он же в 1711 г. написал 13 т. н. целовальных праздничных икон (похищены в 1985, вместо них поставлены новые иконы работы Д. Ристески). Согласно надписи, полиелей был выполнен в 1830 г. по заказу игум. Дионисия: он украшен орнаментальными коваными элементами и образами св. апостолов.

http://pravenc.ru/text/2564756.html

Но пойдем далее. Неужели это случайные сближения. II, ст. 12 и 17 (ср. Ис. 5:15–16 ): „Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и на все превознесенное, – и оно будет унижено.... И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день“. („И преклонится и смирится муж.... а Господь Саваоф превознесется в суде и Бог святый явит святость Свою в правде“). Те же мысли несомненно в LX, 4–5: „Всякий дол да наполнится и всякая гора и холм да понизятся.... и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие, ибо уста Господни изрекли это“. Нам Христианам еще яснее и понятнее совершенное тожество этих пророчеств в устах Иоанна Крестителя, о котором тоже пророчествовал Исаия под именем „гласа вопиющего в пустыне“ (Ис. 40ср. Мф. 3:3 ; Лк. 3:4–6 ). И следующие мысли,-что все это совершается по определенному плану Божественного предвидения, что понимание этого плана недоступно узкому человеческому уму и что судьбы Божии совершаются, не смотря ни на какие противодействия человеческие-ясно выражены, как в первой части: Ис. 5:19, 14:24–27, 19:12, 23:8–9, 28:29 ; так и во второй части: 40:13–14, 44:26–28, 46:10, 55:9, 64:3–4. О гордости человеческой, низлагаемой волею Божией и о гордых помыслах людских, не ведающих, что они только исполнители судеб Божиих ср. в первой части: Ис. 10:5–7 , 37и во второй Ис. 47:6–9, 54:15–16 . О наказании Израиля, который есть возмутившееся чадо ср. Ис. 1:2,5 и Ис. 63:8,10 . Народ, изъязвленный наказаниями, может быть исцелен одним Господом Богом. Ср. Ис. 1:5–6 , 6с Ис. 53:4,5, 57:18–19 . О будущем запустении земли обетованной см. Ис. 6:12, 17:9, 27:10 , 32и ср. эту обновляющуюся пустыню Ис. 49:14,19, 54:7–8, 58:12, 60:18, 62:4 . Сердце народа огрубело и с трудом слышат ушами и очи свои сомкнули, чтобы не видеть правды. Но это лишь на время. См. Ис. 6:10, 29:18, 32:3 , 35и сравни Ис. 42:7,18–20 . Об „остатке“, который спасется и из которого возродится царствие Божие. Сам Бог приидет и спасет этих избранных. См. Ис. 1:27, 4:2–3, 6:13, 10:20–22 224 ; Ис. 35:4 ; и ср. Ис. 40:10, 59:20, 65:8–9 . Бог их есть Царь их: Ис. 6:5 , 33ср. Ис. 43:15 , 44и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Книга пророка Наума начинается с псалма о гневе Ягве против “умысливших злое” и с кратких пророчеств, в которых противопоставляются кара Ассура и спасение Иудеи (Наум 1:2–2:3). Однако главная тема, как указано в надписании, — гибель Ниневии; эта гибель возвещается и описывается с такой непреоборимой силой, что это позволяет отнести пророка Наума к великим поэтам Израиля (Наум 2:4–3:19). Нет никаких оснований для того, чтобы изначально отвергать его авторство псалма и пророчества: они хорошо предваряют эту картину, способную пробудить ужас. Существовала концепция, не имеющая под собой, однако, достаточных оснований, согласно которой это введение или даже вся книга коренятся в культе или, по крайней мере, применялись при храмовом богослужении. Пророчество относится ко времени незадолго до захвата Ниневии в 612 г. до Р. Х. В нем ощущается вся страстность устремлений Израиля против наследственного врага — народа Ассура, слышится отзвук надежд, пробужденных его поражением. Но среди всего этого воинствующего национализма, который абсолютно ничем не напоминает ни Евангелие, ни универсализм второй части книги пророка Исайи, находит свое выражение идеал праведности и веры: гибель Ниневии — это суд Божий, которым караются “умыслившие злое против Господа” (Наум 1:11, ср. 2:1), угнетатели Израиля (Наум 1:12–13) и всех народов (3:1–7). Книжечка пророка Наума была призвана укрепить человеческие надежды Израиля в 612 г. до Р. Х., однако радость была быстротечной; вслед за гибелью Ниневии свершилось разрушение Иерусалима. Здесь углубляется и расширяется смысл собственно пророчества; Ис 52:7 воспринимает из Наум 2:1 образ для описания начала спасения. Среди кумранских находок оказались фрагменты комментария к книге пророка Наума, в котором высказывания пророка произвольно обращены на врагов общины ессеев. Книга пророка Аввакума Краткая книга пророка Аввакума составлена весьма тщательно. Она начинается с диалога пророка и его Бога; на две жалобы пророка Бог отвечает двумя речами (Авв 1:2–2:4). Вторая Его речь изобилует проклятиями против нечестивого угнетателя (Авв 2:5–20). Затем пророк в псалме воспевает конечную победу Бога (Авв. 3). Подлинность этой последней главы подвергалась сомнению, но без нее книга казалось бы обрубком. Слова о пении в начале и в конце, выделяющие этот псалом, свидетельствуют лишь о том, что он применялся в богослужении. Сомнительно, применялась ли в богослужении книга в целом; ее стиль в достаточной степени объясняется подражанием богослужебным текстам. Такого подражания недостаточно для того, чтобы причислить Аввакума как храмового пророка к служителям храма. Комментарий на пророка Аввакума, найденный в Кумране, не выходит за пределы второй главы, но это еще не свидетельствует против изначальности главы третьей.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Псалом 150-й. Пророк побуждает хвалить Бога всяким образом и от всея души. Вопр. Кто был Пророк Исаия и какие его особенности? Отв. Он был сын Амоса – не пророка Амоса, но иного некоего Амоса. Почти все Иудеи утверждают, что он был брат Царя Амасии. Пророчествовал с крайнею ревностию около 60 лет, при всеобщем повреждении во Иудеи, а наипаче – во Иерусалиме. Он имел в высшей мере прозорливость от Духа Святого. Слог, коим писал он свое пророчество, столь превосходен, что подобного ему не видим ни у кого из древних писателей языческих. Мессию и жизнь Его так изобразил, что ни один из пророков в оном сравниться с ним не может. По сему блаж. Иероним (том III, стр. 7) называет его Евангелистом. Предсказания его или Евангельские проповеди о Христе наиболее содержатся в 4-й части его пророческой книги. Их восемь. 1) О пришествии Христовом и Его превосходстве ( Ис. 40–42 ). Здесь предсказание о Предтече и проч. 2) О посвящении Христовом ( Ис. 42–43 ). Здесь слово Бога Отца о возлюбленном Христе и ко Христу ( Ис. 42 ), утешение верующих ( Ис. 43 ). 3) О Христе и о царе Кире ( Ис. 14–50 ). 4) Об отвержении синагоги ( Ис. 50–52 ). Здесь разглагольствие Христово с Иудеями; Его должность и страдание ( Ис. 50 ), утешение Сиона, молитва Церкви, терпение, страх ( Ис. 51 ). 5) Об освобождении из плена, об искуплении чрез Иисуса Христа, страдание и слава Христа ( Ис. 52–54 ). 6) Призывание ко Христу, вечный с Ним союз ( Ис. 55 ), блистающий славою Иерусалим, наследство языков ( Ис. 60 ). 7) О делах и дарах Христовых для Церкви ( Ис. 61–63 ). Здесь содержится, что Христос, помазанный Духом Святым, проповедует, и о Нем веселится Церковь ( Ис. 61 ). Сияние Сиона, ревность верующих ( Ис. 62 ). 8) О молитве Церкви, об отвержении Иудеев, о звании языков, о царстве Христовом ( Ис. 63 до конца). Здесь изъясняются причины поносной смерти Христовой. Песнь Церкви ( Ис. 63 ). Желание пришествия Христова, исповедание Церкви ( Ис. 64 ). Отвержение Иудеев, причины онаго и призвание языков ( Ис. 65 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010