III. 1) призвав к служению Исаию, Господь возложил на него двойную миссию ( Ис. 6:9–13 ). Его проповедь Божьего наказания должна была показывать жестоковыйность народа. С др. стороны, пророк должен был объяснить, что это страшное наказание призвано послужить тому, чтобы Бог с уцелевшим ⇒ остатком , «святым семенем» ( Ис. 6:13 ), довершил историю спасения. Исаия бичует непослушание и отпадение своего народа от Господа, его суеверие, формализм богослужений ( Ис. 1:11–14 ), поклонение идолам ( Ис. 2:8 ), жестокость ( Ис. 1:23 ; Ис. 10:12 ) и безнравственность ( Ис. 5:11.12.22 ). Точно так же он клеймит грехи врагов Иудеи (Вавилона – Ис. 13:1 ; Тира – Ис. 23:1 ; Ассирии – Ис. 10:1 ; Ис. 33:1 ; Эдома – Ис. 34 ); 2) а) но во тьме беспощадного наказания вспыхивает искра надежды на то, что Бог останется верен завету. За пленом и долгими страданиями должны последовать освобождение и возвращение из изгнания ( Ис. 40 ). Исаия называет даже имя освободителя евреев за два века до его рождения – это перс. царь Кир ( Ис. 44:28 ; Ис. 45:1 ). Пророк, чье пророчество, по сути, является мессианским, вслед за освобождением и возрождением своего народа ( Ис. 44–45 ) ( Ис. 60–61 ) видит раба Господня. Этот эвед Йахвэ не только поможет Израилю, но и дарует всем народам земли дух мира, справедливости и спасения. Он предстает перед Исаией в образе «мужа скорбей», Мессии, Который несет на себе человеч. грехи и, пройдя через страдания и совершив умиротворение, становится победоносным Спасителем человечества. Именно за это пророчество, наиболее ярко выраженное в Ис. 52:13Ис. 53:12 , Исаию называют пятым евангелистом; б) кто же этот раб Божий? Кир не может им быть. Ведь в Ис. 44–45 , где говорится о возрождении Иерусалима и восстановлении храма, царь, хотя и называется пастырем Божьим ( Ис. 44:28 ), «помазанником Господним» ( Ис. 45:1 ) и «освободителем», никогда не упоминается как эвед Йахвэ. По всей вероятности, этот образ являлся пророку в двойном видении. Сначала раб Божий предстает в собират. образе под именем «Иаков и Израиль» ( Ис. 44:1.2.21 ; Ис. 45:4 ; Ис. 48:20 ; Ис. 49:3 ). Если мы правильно понимаем, речь идет о наиб. достойных представителях иуд. народа, ведь большинство изгнанников были отступниками от Бога, как и их отцы ( Ис. 48 ). Пророк видит среди отступников остаток Израиля, очищенный и омытый страданиями, который, торжествуя духом, достойно выдержит испытание ( Ис. 45:18–25 ). Отсюда – его призыв «собраться», адресованный к тем изгнанникам, которые сохранили веру, в отличие от их братьев, поддавшихся соблазнам Вавилона; отсюда – мощно звучащее напоминание о призвании Израиля ( Ис. 46:3 ; Ис. 49:6 ). Последующие видения убедили Исаию в том, что все же никакой остаток, никакая общность людей не способны выполнить божественную миссию, и с этих пор образ эвед Йахвэ был заключен для него в отдельной личности.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Особенно строго пророк относится к великим мира, которые открыто позволяют себе нарушать требования правды Божией ( Ис.1 и сл.; Ис.5:22–23 ; Ис.10:1 ; Ис.32:5–7 ; Ис.33:1–5 ). Политика иудейских правителей, видевших все спасение Иудейского государства в союзах с сильными языческими державами, также здесь находит себе резкое осуждение ( Ис.8 и сл.; Ис.30:1 и сл.; Ис.31 и сл.). Ввиду развращения народа израильского пророк угрожает ему судом Божиим, исполнителями которого должны выступить языческие народы, предрекает опустошение земли израильской и изгнание из нее евреев ( Ис.6 и сл.; Ис.5:13 ; Ис.17:9 ), причем довольно ясно говорит и о взятии Иерусалима врагами ( Ис.2:12, 15 ; Ис.3:8, 16 и сл.; Ис.22:5 ; Ис.30 и сл.; Ис.32 и сл. 19), о скором падении Самарии (гл. 28) и о вавилонском пленении иудеев ( Ис.39 и сл.). Но, с другой стороны, и в этой части книги Исаии сказано немало отрадных для сердца израильтянина пророчеств, и то там, то здесь сквозь мрак будущего открываются для Израиля и светлые перспективы. Пророк изображает, как страна Израильская восстает из глубокого унижения, в какое она была повергнута после нашествия ассирийцев. Вот рисуется вдали новый Властелин народа израильского – Мессия. Это будет потомок Давида по плоти, но Бог по существу духовному. Он распространит Свою власть над всей вселенной. Но и в ближайшем будущем Израиль, по словам пророка, может удостоиться милостей Божиих. Помощь от Бога Исаия предлагал сначала Ахазу, а потом Езекии – тому и другому по случаю нашествия врагов ( Ис.8 и сл.; Ис.10:26–34 ; Ис.14:24–27, 32 ; Ис.17:12–14 ; Ис.18 и сл., Ис.39 и сл.; Ис.30:27–33 ; Ис.31:8 и сл.; Ис.33 и сл.; Ис.37 и сл.). Господь будет охранять Сион – эту свою святую гору, если только Израиль сохранит преданность Всевышнему (гл. 28, 33). Сначала Сион подвергнется опустошению, но потом восстанет во славе и все народы устремятся к этой горе, признавая за ней право всеобщего руководительства ( Ис.2 и сл.; Ис.25 и сл.). В частности, первая часть книги Исаии содержит в себе следующие отделы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Главное содержание книги святого Наума – это пророчество о падении и погибели Ниневии – столицы Ассирийского царства – угрожавшего всему Востоку, предсказание бедствий, которые праведный Господь наведет на этот город, и яркое изображение окончательного разрушения этого великого и сильно укрепленного города. «Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него. Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов его постигнет мрак» ( Наум.1:7–8 ). Пророчество святого Ионы (VIII в. до Рожд. Христова) о гибели Ниневии не было отменено, но лишь отсрочено. Ниневитяне, покаявшись на малое время после проповеди пророка Ионы, избежали наказания, а затем снова обратились к прежним своим злым делам, видя, что на них не сбылось его пророчество. Этим они прогневали Бога и оскорбили его долготерпение. « Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания» ( Наум.1:3 ). «Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство» ( Наум.3:1 ). Увлекаясь страстями и совершая беззакония, ниневитяне любили только себя, а в отношении к другим руководились своим самолюбием и жестокостью. Ниневия различными хитростями и коварными договорами привлекала к себе народы, подчиняла своей власти. Израильское царство они окончательно разрушили при царе Салманассаре около 723 г. до Рождества Христова. Преемник Салманассара – ассирийский царь Сеннахирим вслед за тем совершил наступление на иудейское царство и подошел к Иерусалиму. В одну ночь Ангел Господень истребил многочисленное его войско ( 4Цар.19:35 ). Но иудейский народ со страхом ожидал новых нападений. Тогда-то и раздался голос пророка Наума: «бедствие уже не повторится», «более не буду отягощать» ( Наум.1:9, 12 ). Высказав Божественное определение о погибели Ниневии, пророк переходит к описанию исполнения этого грозного суда Божия. Перед его пророческим взором во всех подробностях совершается то, что в действительности исполнилось примерно через 100 лет. Он видит нападение на Ниневию сильного и могущественного войска ( Наум.2:13 ) вавилонян в союзе с мидянами, бегство и отведение в плен ее жителей, разграбление несметных сокровищ. «Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество и груды трупов; нет конца трупам, спотыкаются о трупы их» ( Наум.3:3 ). Пережившие эту трагедию вздохнут от ужаса, и колени их будут дрожать ( Наум.2:10 ), как лист. Разрушение Ниневии будет окончательное, рана смертельна. Видящие ее падение возвеселятся и восплещут руками ( Наум.3:19 ), ибо они испытали на себе злобу Ниневии, а теперь являются свидетелями победы над злом и торжества справедливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В монументальном искусстве образ Н. также включается в пророческие циклы (мозаики пресбитерия собора в Чефалу. Ок.1154-1165; фрески в барабане ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге (80-90 гг. XII в.); роспись подпружных арок ц. св. Апостолов [св. Спаса], Печская Патриархия (XIII в.) и т. д.; в минологии (росписи нартекса кафоликона во имя Христа Пантократора мон-ря Высокие Дечаны (1338/39-1348); нартекса ц. св. Апостолов [св. Спаса], Печская Патриархия (1350); вост. арки ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре (1467-1472); нартекса ц. свт. Николая в Гостинополье (ок. 1475). Изображение Н. иногда входит в состав пророческих чинов: напр., на иконах «Пророки Малахия и Наум» из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (ок. 1497, ГРМ); «Пророки Малахия и Наум» из иконостаса ц. арх. Гавриила Кириллова Белозерского мон-ря (1534, КБМЗ); «Пророки Гедеон и Наум» (посл. треть XVI в., ЯХМ); из Рождественского собора Саввина Сторожевского мон-ря (1649-1650); «Праотец Вениамин и прор. Наум» (XVII в., Саратовский гос. художественный музей им. А. Н. Радищева); «Пророки Моисей, Илия, Иеремия, Наум» из ц. Покрова в Филях (кон. XVII в., ЦМиАР); из ц. Преображения Спасо-Кижского погоста (1-я четв. XVIII в., ГИАМ «Кижи); из церкви в с. Селезениха (кон. XVIII в. Тверь. Гос. НИИР). Редко Н. изображается на иконах среди избранных святых (икона «Пророк Наум, святые ярославские князья Феодор, Давид и Константин, вмч. Феодор Стратилат и св. мученик Мамант», XVIII в. КГИАХМЗ) или в сложносоставных композициях (икона «Древо Иесеево», 2-я пол. XVII в., ГТГ). В иконописи известны и редкие примеры единоличных изображений Н. (икона ок. 1800, коллекция Питера Наума в Галерее Лестер, Лондон, За исключением надписей на свитках, воспроизводящих различные строфы из Книги прор. Наума, а также пророческих одеяний, характерных иконографических черт в изображении Н. нет. Он может быть представлен безбородым (в Россанском кодексе, на иконе из церкви в с. Селезениха) или с клиновидной бородой (на фресках мон-ря Дионисиат, XVI в.), с высоким лбом (в мон-ре Высокие Дечаны), с длинными волосами (ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге), в пророческой шапочке (на иконе «Пророки Гедеон и Наум» из ЯХМ), в одеждах (хитоне и гиматии) разных цветовых сочетаний. Наиболее часто встречается его изображение с короткой округлой бородой.

http://pravenc.ru/text/2564746.html

«Логовищем львов» Н. называет Ниневию, львами - ее царей, львятами - их сыновей, а пастбищем - их подчиненных (Наум 2. 11 - Theodoret. In Nahum. 2. 10; ср.: Theod. Mops. In Nahum. 2. 11). Помимо исторического смысла, образы льва символизируют здесь сатану, лишившегося с пришествием Христа своей добычи (ср.: Пс 57. 7; 1 Петр 5. 8 - Суг. Alex. In Nahum. 2. 11-12), а их добыча - сборище еретиков, состоящее из верующих, похищенных диаволом из Церкви Христовой ( Hieron. In Naum. 2. 11-12). IV. Преступления Ниневии и причина ее гибели (Наум 3). Ниневия как «город кровей и весь лживый» (Наум 3. 1 по LXX) становится для свт. Кирилла Александрийского прообразом Иерусалима, где проливалась кровь пророков (Мф 23. 37) и где произносились лжесвидетельства о Спасителе (Мф 12. 24 - Суг. Alex. In Nahum. 3. 1), а также служит образом мира, лежащего во зле (1 Ин 5. 19 - Hieron. In Naum. 3. 1-4). Слова Наум 3. 1 по LXX: «Горе созидающему дом свой в высоту» сопоставляются свт. Иоанном Златоустом со словами Спасителя: «Горе вам, богатые!» (Лк 6. 24) и вместе служат свидетельством оплакивания грехов, совершаемых из-за человеческой беспечности ( Ioan. Chrysost. In Ioan. 64. 4). Образ Ниневии под видом блудницы, к-рая, будучи украшена нарядами, «представляется смотрящим на нее очень привлекательной; но если она лишится своего одеяния, то окажется весьма безобразной» (Наум 3. 5-6), становится для свт. Кирилла Александрийского прообразом синагоги иудейской, которая, подвергнувшись божественному праведному наказанию за беззаконие против Христа, оказывается безобразной и «лишенной украшения божественных дарований» (ср.: Ос 2. 9-10 - Суг. Alex. In Nahum. 3. 5-6). По мнению Феодорита Кирского, слова Наум 3. 8 по LXX: «Приготовь долю, натяни струну, Аммон…» - обращены к Египту, к-рому повелевается праздновать разрушение Ниневии ( Theodoret. In Nahum. 3. 8). Свт. Кирилл Александрийский относит эти слова к Ниневии, тем самым говоря, что ее ожидает та участь («часть»), к-рую она ранее уготовила для др. стран. Слова «натяни струну» означают, что происходящее с Ниневией станет причиной пения и музыки (т. е. веселья) для стран, окружающих ее и претерпевших от нее унижения ( Суг. Alex. In Nahum. 3. 8-10). По мнению блж. Иеронима, «Но-Амон» (Наум 3. 8) означает Александрию и аллегорически обозначает народы Церкви, к-рая, если не будет внимать себе и со всей тщательностью охранять свое сердце, будет уведена в плен и станет оплакивать детей своих ( Hieron. In Naum. 3. 8-12). Феодор Мопсуестийский отвергает мнение комментаторов, полагавших, что в этом стихе может идти речь об Александрии. Учитывая, что свой труд он написал раньше блж. Иеронима, вероятно, в этом стихе может подразумеваться несохранившийся труд Оригена ( Theod. Mops. In Nahum. 3. 8).

http://pravenc.ru/text/2564746.html

Ольга 11 января 2023, 20:40 Батюшка, Наум! Помолитесь, пожалуйста за меня грешную р. Б. Ольгу, простите все мои грехи вольные и невольные. Я каюсь! Простите, меня Господи, пожалуйста! Батюшка Наум, помолитесь, пожалуйста, что бы мне слух вернулся, так устала быть глухой! Простите, меня, Батюшка, пожалуцста. Татиана 8 августа 2019, 20:07 Отец Наум, помолись за меня многогрешную рБ Татиану и за мою маму рБ Валентину. Вера Чумакова 15 марта 2019, 19:49 Благодарю за статью . Испытала благодать , прочитав ее . Спаси и помилуй нас заблудших Господи !!! Помоги нам найти правильную дорогу . Благослови на праведные помыслы и поступки . Татьяна Чиркова 14 марта 2019, 19:04 Так тепло и хорошо стало на душе. Вячеслав Ермаков 11 марта 2019, 14:07 Отец Наум моли Бога о нас!!! Вячеслав Ермаков 11 марта 2019, 14:05 Прочитал аж на душе легче стало Спасибо Богу за всё Наталья 11 марта 2019, 11:30 О. Наум и мне помог в жизни. Мы приехали из Узбекистана.Мне, прихожане храма, в котором я стояла за ящиком, пообещали продать 2 комнаты в коммуналке. Я дала им аванс. А через некоторое время они передумали. У меня на руках 11-ти летний сын.Добрые люди подсказали.Мы, с сыном поехали в Лавру к о. Науму.Неделю стояли в очереди. Сын уже с монахами познакомился. На службу читать записочки бегал. А потом встретил о. Наума в притворе,тот пообещал на завтра, принять нас. Выслушав меня, о. Наум сказа, что это всё мирское. И всё решится. Этим он вселил в меня надежду. И я успокоилась и стала ждать.Всё решилось, как и обещал батюшка. Ольга Еланская 9 марта 2019, 18:59 Фотиния 21 декабря 2018, 23:33 Царствие небесное о.Науму, моли Бога о нас! Единожды я встретилась с о.НАУМОМ,еще школьницей в 9 классе! Привезла нас, детей, в Лавру игумения Ксения из монастыря Коломны, мы в 1992 году помогали востанавливать монастырь. Из всей нашей толпы, выбрал батюшка только троих, подарил нам подарки и матушка нас отвела к нему на беседу! Глупая была, ничего нужного не спрсила, но слова его запомнила на всю жизнь!Они мне помогли в выборе факультета, в семейной жизни и самое главное - не совершить смертного греха, сейчас у меня 5 деток! С 14 лет я помнила о батюшке, но так больше и не встретилась с ним( Слава Богу за все!!!

http://pravoslavie.ru/118035.html

Руслан Скубаев 8 декабря 2017, 17:40 я так хотел к нему приехать за советом так и не съездил к нему сожалею что батюшка Наум умер ,Царство Небесное ему, Елена 28 ноября 2017, 09:55 Царство Небесное И Вечная Память батюшке Науму и батюшке Кириллу ! Молите Бога о р.Б.Романе,р.Б.Татиане ,р.Б.Рафаиле ,обо мне грешной Елене и всех сродниках. О спасении душ наших . Елена 12 ноября 2017, 14:29 Царствие Небесное Батюшке Науму! Моли Бога о здравии за грешницу Елену! 25 октября 2017, 01:22 Царство Небесное! Батюшка Наум 22 октября 2017, 22:48 Царствие Небесное . Моли Бога о нас,отец Наум! Галина Иванова 22 октября 2017, 21:04 Только сейчас я вспомнила как взяла благослоение у преподобного в тяжелый момент моей жизни, совсем пе зная его.А он меня отправил за маслом святым Царствие небесное! М 21 октября 2017, 20:06 Упокой Господи в Царствии Твоем Небесном отца нашего духовного архимандрита Наума и помилуй нас - Марию, Александра, отр.Анну, бол.Елену, отр.Дмитрия, мл.Даниила, мл.Никиту и Анну его святыми молитвами!!! Ирина 20 октября 2017, 10:16 Царство тебе Небесное наш батюшка Наум,моли милостивого Бога о нас всех! Наталья Бужак 19 октября 2017, 15:35 Упокой Господи душу новопреставленного раба твоего отца Наума. Батюшка, моли Бога о нас. Пантелеимон 19 октября 2017, 12:20 Честна пред Господем смерть Преподобных его. ВЕРОНИКА 18 октября 2017, 18:07 Царствие небесное, отец Наум моли Бога о нас многогрешных, чтобы исправить путь наш рБ.бол.Галины, рБ.бол.Надежды,рБ.бол.Сергия, рБ.бол.Александра, рБ.Вероники. Виталий 18 октября 2017, 12:45 Царство Небесное, дорогой наш отец Наум! Ирина 18 октября 2017, 03:47 Упокой, Господи, душу н.п. старца Наума! Царствие Небесное! Батюшка Наум, прости меня, что поленилась приехать в Лавру, чтобы попрощаться с тобой. Сожалею, что не была твоим духовным чадом, не исповедовалась тебе. Направь меня к тому, кто примет мою генеральную исповедь и поможет исправить полностью разрушенную жизнь. Прочитала, как ты исцелил от неизлечимой болезни и слепоты ребенка. Прошу исцелить от того же т.б. неверующего Олега, чтобы прозрел и духовно, и телесно, чтобы славил Бога, Богородицу и всех святых. Помоги, пожалуйста, приведи к вере Марию, Олега и Елену, а меня укрепи в вере, чтобы не унывала и не отчаивалась. Помоги обрести работу и жилье нам с Марией! Спаси Господи!

http://pravoslavie.ru/107158.html

Старец Наум (1777–1853) Старец Наум двадцать восемь лет был в монастыре простым послушником – ловил морских зверей в Сосновой губе, трудился на монастырском кожевенном заводе, в свободное время изучая русскую грамоту, которою не занимался в детстве (по происхождению он был корел). Главными чертами его характера были всегдашнее спокойствие духа, кротость и незлобие. Опытным подвижникам уже была видна его высокая жизнь. Так, старец Феофан, двадцать пять лет проживший в пустыне, спрашивал, когда пришел в монастырь: «Кто у вас Наум? Покажите мне его: он строит себе прекрасную палату». Только в 1819 году отцу Науму дозволили носить рясу, и он был поставлен в Анзерском скиту на постоянное чтение Псалтири. Здесь отец Наум впервые получил уголок, где каждую ночь, пред ликом Божией Матери, совершал свои молитвословия и коленопреклонения. Две только книги он имел у себя: Псалтирь, по которой отправлялись молитвословия, и «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичиика, по которой учился подвижничеству. Когда выяснилось, что отец Наум проживает в монастыре, не имея увольнительного свидетельства от своего сельского общества, было решено выслать его в родное село. Без прекословия отец Наум покорился своей участи; его посадили на карбас и отправили с попутчиками поморцами. Но встречный ветер заставил остановиться у Заяцкого острова. Проходит день, другой, неделя; ветер не сменяется; еще неделя – ветер тот же. Смущенные корабельщики решили отвезти отца Наума обратно в монастырь. Так он вернулся на Соловецкий остров, а поморцы, когда ветер переменился, отправились домой. Тихо и спокойно текла жизнь подвижника в Анзерской пустыне. Он любил уединяться для богомыслия и слезных молитв; по ночам, по возможности, сокращал время сна; от рождения не пил ни вина, ни пива, ни чаю, не носил теплого платья, довольствуясь одним рубищным подрясником и ветхой рясой, которых не взял бы и нищий, если бы нашел эту рухлядь брошенной на дороге. Молитвенные подвиги до того умягчили сердце подвижника, что он постоянно проливал слезы умиления, особенно в церкви, во время поучений. «Ты плачешь, отец Наум; что же я не могу плакать?» – говорил ему один молодой инок. «Придет время, придет», – отвечал Наум, едва сдерживая слезы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Под словами: «Не будет более семени с твоим именем» (Наум 1. 14) имеется в виду, с одной стороны, освобождение Израиля от плена во времена персид. царя Кира, с другой - указание на соединение всех людей, т. е. на появление духовного Израиля посредством освобождения от лукавых сил через обретение единой веры в Господа Спасителя Иисуса Христа ( Суг. Alex. In Nahum. 1. 14). Согласно блж. Иерониму, они также указывают на то, что души обольщенных еретиками больше не будут воспринимать их прежние заблуждения. Блж. Иероним специально отмечает, что в Наум 1. 14 вместо слов «ты будешь в призрении» в LXX читается: «потому что [они] быстры», которые он для ясности присоединяет к началу следующего стиха: «Вот на горах стопы благовествующего и возвещающего мир» (Наум 1. 15), образовывая т. о. новое смысловое деление библейского текста ( Hieron. In Naum. 1. 14-15). Слова о приходе благовестника, возвещающего мир (Наум 1. 15), сообщают как благовестие находящимся в вавилонском плену иудеям о спасительном для них походе Кира на Ассирию (ср.: Ис 45. 1-13), так и пророчески указывают на проповедь св. Иоанна Крестителя перед приходом Иисуса Христа ( Суг. Alex. In Nahum. 1. 14-15). Обетование о том, что посреди праздничного ликования в Иудее никогда более не будет «проходить... нечестивый» (Наум 1. 15), прообразовательно возвещает радость христианам, пережившим гонения, т. е. освободившимся от диавольского ига ( Hieron. In Naum. 1. 15). Вариант этого стиха по LXX «Ибо враги не будут более проходить ради обветшания» указывает на победу, совершенную Христом над нечистыми духами, отправившим их в бездну и даровавшим верующим «власть противиться врагам, мужественно бороться против страстей, уничтожая грех» (ср.: Лк 10. 19 - Суг. Alex. In Nahum. 1. 15). Т. о., никогда больше не будут приходить к верующему «хотящие, чтобы [он] имел образ ветхого человека, потому что то, что ветхо, стареет, а что стареет, то весьма близко к уничтожению. Враг истреблен - приходит к тебе Христос» (Ин 20. 22 - Hieron. In Naum. 1. 15).

http://pravenc.ru/text/2564746.html

Это чередование представлений о Мессии как о коллективе и как об отдельной личности просматривается прежде всего в Ис. 50Ис. 52:12 . Не только весь народ Израиля, но и остаток его не мог обольщаться тем, будто он в состоянии выполнить спасит. волю Господа. Лишь одному, избранному, отличному от сынов человеческих ( Ис. 52:14 ), было под силу взять на себя наши немощи и понести наши болезни ( Ис. 53:4.5 ). Не удивительно, что оба этих представления соседствуют в пророчествах Исаии, сменяя друг друга. Ведь Израилю было предначертано стать светом для народов и нести спасение Господне до концов земли ( Ис. 49:6 ). Напоминание о миссии, которую должен был выполнить хотя бы остаток Израиля, и откровение о том, что лишь некто единственный станет истинным рабом Божьим, звучали в устах пророка упреком в адрес своего народа. Этим объясняется такое двоякое понимание образа эвед Йахвэ, но поскольку мы имеем дело не с собств. размышлениями Исаии, а с откровением Божьим, то можно с уверенностью утверждать, что преимущество отдается образу раба Господня как отдельного лица. Ибо, следуя Евангелию, мы можем отождествить образ раба Божьего, описанный в Ис. 52Ис. 53:12 , исключит. с личностью Иисуса Христа. Совершенно очевидно, что больше никогда пророчества не достигали такой ясности и точности; 3) далее Исаия пророчествует о спасении Израиля и народов. Он описывает мессианское время, Царство Божье на земле (см. Ис. 9:1–7 ; Ис. 11:1 ; Ис. 24:1Ис. 27:1 ). Т.о., пророчества Исаии в то же время и эсхатологичны. Удивительные пророчества, заключенные в К.п.И., охватывают наряду с эпохой, в которой жил пророк, и ближайшим будущим многие сотни лет от явления Христа до Его Второго пришествия. Пророчества Исаии можно разделить на три группы: а) свидетельства о совр. пророку событиях: Ис. 1Ис. 39:1 , за искл. нескольких эсхатологических фрагментов; б) мессианское пророчество: Ис. 40Ис. 55:1 ; в) эсхатологическое пророчество: Ис. 9:1–7 ; Ис. 11:1 ; Ис. 24Ис. 27:1 ; Ис. 56 - Ис. 66:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010