Будем благодарны и признательны матери нашей Церкви за ее великое попечение о нас; будем благоговейно пользоваться тем, что она освящает; назидаться тем, чем она желает вразумлять. И да не уподобимся тем, нечестивцам, о коих сказано: Позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего, Израиль же Мене не позна, и людие Мои не разумеша. Увы, язык грешный! ( Ис.1:3-4 ). Аминь. Беседа четырнадцатая. Моления Церкви о плавающих и путешествующих «О плавающих и путешествующих Господу помолимся» (сугубая ектения). Ах, как не молиться нам, братие возлюбленные, об этих людях, которые вверяют себя и жизнь свою непостоянной стихии водной или пускаются в дальний путь для пропитания себя, своей семьи и для пользы своих соотечественников! Где более опасностей, как не на море? Кто когда был совершенно уверен, что, отправляясь в неверную дорогу, он не встретит никаких бедствий? Возвращается пророк Господень из чужого города на свою родину; на пути встречает его лев и умерщвляет, а тому, кому досталось погребать кости мертвого, оставалось только рыдать и взывать: Увы, брате ! ( 3Цар.13:30 ). Идет некий странник из Иерусалима в Иерихон; дорогою нападают на него разбойники, все отнимают, наносят глубокие раны и оставляют едва жива суща ( Лк.10:30 ). Бежит Иона от лица Божия в Фарсис на корабле — и бысть буря великая в мори, и корабль бедствоваше еже сокрушитися , и раб Господень ввержен в море, как ослушник воли Божией (см.: Ион.1:4 ). Трикраты корабль опровержеся со мною , — говорит святой апостол Павел о своем мореплавании, — нощь и день во глубине сотворих ( 2Кор.11:25 ). И все апостолы некогда подвергались на море такой опасности, что принуждены были, в ужасе, умолять Господа: Господи, спаси ны, погибаем ( Мф.8:25 ). Если пророки и апостолы, с которыми всегда была рука Господня, на суше и на море, не всегда были безопасны от тяжких злоключений, то могут ли не опасаться их простые путешественники? Посему-то Святая Церковь, всеми мерами заботясь о том, чтобы, с одной стороны, предохранить детей своих от бедствий в пути, с другой — чтобы соделать его безопасным и счастливым, положила особенные молитвы и чины: для путешествующих на суше, для ладий и кораблей, на коих предприемлется путешествие водами, для мореплавателей. Чин благословения в путешествие

http://azbyka.ru/propovedi/besedy-ob-otn...

Антиномичность мышления, присущая всем падшим существам (как людям, так и демонам), у падших ангелов наиболее ярко проявляется в вопросе о конечных результатах существования современной формы бытия Вселенной. Обладая величайшей проницательностью и исключительными умственными способностями, демоны не могут не понимать, что их борьба против своего Творца a priori обречена на провал. Но в том-то и заключается парадокс, что при этом (вероятно в силу своей безмерной гордыни, помрачившей их разум) они продолжают надеяться на победу над Богом. Смысл этого явления, как и многих других аналогичных явлений духовного порядка (наблюдающиеся, в том числе, и у людей) постичь невозможно, их приходится лишь учитывать, как данность. Исходя из этой непостижимой для нас надежды, которой тешат себя падшие ангелы, готовясь к решающей битве, они пытаются усилить свои дьявольские легионы, увеличив их за счет отпавших от Бога душ как живых людей, так и умерших. Люцифер, совместно с лжемессией – антихристом, предполагает дать бой Создателю в месте, духовно именуемом Армагеддон, как об этом предупредил нас Творец пророческими устами Своего апостола Иоанна Богослова: И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной под «землею всей вселенной», полагаю, здесь подразумеваются одновременно обе части нынешнего мира: материальный мир и мир духовный, то есть живые сподвижники дьявола совокупно с душами уже умерших его поклонников чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя … Ион собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон ( Откр. 16:13-16 ; см. также Откр. 17:9-14 ). Слушать Божий или бесовские внушения? Весьма приятен, ибо льстит самолюбию падших ангелов, и сам факт того, что люди по своим нравственным качествам, с их помощью, могут стать демоноподобными, а не богоподобными. Это тем более приятно демонам, что они великолепно знают о необходимости (для людей) богоуподобления, как о главной цели всей земной жизни человека. Именно к этой цели, то есть к богоподобию в любви, самоотвержении, в милосердии и кротости призвал нас Творец еще в глубокой древности, во времена ветхозаветные, говоря: Я – Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я – свят ( Лев. 11:44 ). Когда же Бог пришел во плоти на землю, в Своей Нагорной проповеди Он указал нам узкий и трудный путь к святости и богоподобию через подвиг самосовершенствования, призывая нас: …будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф. 5:48 ).

http://azbyka.ru/semya/svoboda-ljubvi-il...

251 Все согласны в том, что Фарсис, или Тарсис, означает Испанию. У ( Иез.27:12 ) есть указание на торговлю Тарсиса с Тиром и на обилие металлов; из ( Пс.71:10 ) видим положение, отдаленное от Палестины на западе. Пророк ( Ион.1:3 ) хочет бежать от лица Господня, посылающего его в Ниневию, и для того он отправляется в Иоппию (ныне Иаффа) и садится на корабль, чтобы плыть в Фарсис. Наконец, город Тарсис, или Тартессий, в Испании, колония финикийская, указывает на тождественность Фарсиса с Испанией. В древности Тарсис была греческая колония, подпавшая впоследствии под владычество Тира и сделавшаяся финикийской колонией. 252 В ( 1Мак.1:1 ) Александр Великий называется исшедшим из земли Хиттиим и потому, а равно по сходству имен Макетта, или Макеттия, с именем Киттим, думают, что оно должно означать Македонию. С этим соглашаются и пророчества ( Ис.23:1 ) и ( Иез.27:6 ), о земле и островах Киттим. Но не лишено будет интереса упомянуть о мнении Бохарта, который относит пророчества Валаамово ( Чис.24:24 ) и ( Дан.11:29, 30 ) к Римлянам, и думает, что Лациум есть перевод арабского Кетим, что значит сокрытый. Dubois do Montpereux, напротив, думает, что Киттим означает остров Кипр с городом Китиим, но что, впрочем, это имя употреблялось Евреями как собирательное, означая все острова Греции. 253 По некоторым спискам Роданим, что намекает на остров Родос, а по переводу автора Зап. на Кн. Бытия, Доданим, что напоминает Додону, известное прорицалище в Эпире. «Древность прорицалища Додонского засвидетельствована Геродотом (, II, с. 52). Прорицания давала, по сказанию Египтян, жрица, а по рассказам Додонских жрецов – голубица; это разноречие объясняется, говорит автор Записки на Кн. Бытия, финикийским или еврейским именем Иаваниф, или Иониф, которое может означать и женщину от племени Иавана и голубицу (см. Город., кн. II, гл. 50–57). Duboix de Montpereux думает, что под именем Додоним надо разуметь всех Греков материка, т.е., Эпира и Фессалии, и в этом смысле Додоним есть синоним Дорийцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В 20–24 стихах 11 гл. Матфея и в 13–15 ст. 30 гл. Луки Иисус Христос, пред сим угрожавший вечными наказаниями тому городу, который не примет Его учеников ( Лук. 10, 12 ), обращает Свою речь к тем городам покидаемой Им теперь Галилеи, которые в течении нескольких лет оглашались проповедью самого Христа, видели столько чудес Его и однако не покаялись: они тем большее заслужат осуждение. Ст. 21. Матф. Горе тебе Хоразине, город, находившийся на севере от Капернаума, – горе тебе Вифсаида, город, лежавший на юг от Капернаума; яко еще в Тире и Синоде, городах закоснелых в грубом язычестве и находившихся в издавна языческой Финикии, – быша силы были бывшия в вас, т е. чудеса и вообще дела, являвшие истину проповеди Христовой, – древле убо (давно бы) во вретище, во власянице, в одежде грубой и причиняющей беспокойство телу, – и в пепле, посыпав пеплом голову и севши на пепел в знак глубокого сокрушения, – покаялися быша. Так покаялись вследствие проповеди пророка Ионы жители Ниневии, причем царь их облечеся во вретище и седе на пепеле ( Ион. 3, 6 ). Ст. 23. И ты Капернауме, еже до небес вознесыйся, пришедший в крайнюю степень превозношения вследствие внешнего благосостояния, и отвергший от себя смирение и покаяние, до ада снидеши: тебя постигнет совершенная погибель, окончательное опустошение (которое и было действительно произведено потом римлянами во всех галилейских городах) и вечное осуждение жителей твоих в день страшного суда. Лук. Ст. 17. Возвратишася семьдесят с радостью, глаголюще: Господи! и беси повинуются нам о имени Твоем. Хотя ученики Христовы указывают на одну причину радости, но их было больше, и о повиновении бесов они говорят, лишь как о самом удивительном, что было с ними во время их проповеди, вообще успешной и много послужившей прославлению их Учителя. И слово их многими усердно принято, и недужные получали от них исцеление, как обетовал им Христос, и даже бесы оставляли одержимых, чего прямо и не обещал Он пред отправлением их в путь (см. 9 ст.). Радость учеников была чиста от всякого себялюбия: изгнание бесов приписывают они не своей силе, но силе имени Христова, относят не к своей чести, но к славе и величию Пославшего их. Посему, ответив (в ст. 18–20) на радостное удивление учеников по поводу того, что им и бесы повинуются. Господь славит Бога Отца за их чистосердечную веру (21), ублажает их за то, что они видят, чего не видали и пророки (22–24), и наконец призывает всех труждающихся и обремененных к общению с Собою, под Свое благое иго ( Матф. 11, 28–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Глава 3 1–3. Вторичное посольство Ионы в Ниневию и 4–10. покаяние Ниневитян. Ион.3:1 .  И было слово Го­с­по­дне к Ионе вторично: Ион.3:2 .  встань, иди в Ниневию, город великий, и про­поведуй в ней, что Я по­велел тебе. О вторичном посольстве Ионы в Ниневию говорится теми же словами, какими говорилось и о первом ( Ион. 1:1–2 ), можно думать, что это второе «слово Господне к Ионе» было дано в той же форме, что и первое (см. зам. к Ион. 1:1 .). Содержание проповеди пророка в Ниневии вторично не указывается, а делается ссылка на прежде бывшее об этом повеление Божие: «проповедуй в ней, что Я повелел тебе» (см. зам. к Ион. 1:2 ). Ион.3:3 .  И встал Иона и по­шел в Ниневию, по слову Го­с­по­дню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. «И встал Иона, и пошел в Ниневию, по слову Господню». Пророк послушался вторичного голоса Иеговы потому, что предшествовавшие события (буря на море, павший на него жребий, поглощение и извержение китом), были для него знамениями, убеждавшими его в истинности и непреложности получаемого им откровения. «Ниневия... была город великий у Бога, на три дня ходьбы». На основании приведенных слов часто делают заключение о позднейшем происхождения книги пророка Ионы. Употребленная здесь прошедшая форма глагола: «была город великий» указывает, говорят, на то, что во время написания книги Ионы, Ниневия уже не существовала, иначе о ней сказано было бы в настоящем времени, как напр., в Быт. 10:12 . Затем самое замечание о величине города будто бы совершенно излишне для современников Ионы, которые и без того прекрасно знали о Ниневии и вполне уместно только в устах писателя, жившего после ее падения. Относительно прошедшей формы глагола следует заметить, что здесь употреблена форма, так называемая pramerimum. Она выражает мысль о действительном существовании предмета в описываемое прошедшее время без всякого отношения к настоящему, поэтому этой формой прошедшего нисколько не исключается существование Ниневии в момент написания книги. Она употреблена лишь в соответствии с такой же формой других глаголов, относящихся к тому же событию, поэтому все это место можно передать так: встал Иона и пошел в Ниневию и оказалось, что это великий город. Описывать величину Ниневии для современников Ионы, из которых большинство не видело этого города, а некоторые может быть не знали его и по имени, также естественно, как в наше время описывать различные большие города. Заключать на этом основании, что Ниневия в момент описания не могла существовать, можно только выходя из предубежденного взгляда.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В 14-м огласительном поучении святого Кирилла Иерусалимского читаем: «Господь наш Иисус во Евангелии сказал: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Мф. 12: 40 ). Рассматривая повесть об Ионе, мы находим в ней действие, очень подобное действию Иисуса. Иисус был послан проповедовать покаяние: и Иона был послан (см.: Ион. 1: 2–5 ). Но он бежал, не ведая будущего. Иисус же добровольно пришел на покаяние спасительное… Иона был ввергнут во чрево китово. Иисус же сошел волею туда, где был мысленный кит, чтоб смерть извергла пожранных ею, по сказанному в Писании: от руки адовы избавлю я и от смерти искуплю я ( Ос. 13: 14 ). Иона из чрева китова молился, говоря: воззвал я в скорби моей ко Господу Богу… из чрева адова вопль мой ( Ион. 2: 3 ). Это говорил он, еще находясь в ките. Но, находясь в ките, он говорил о себе, что находится во аде, потому что он был предызображением Христа, долженствовавшего низойти во ад. Несколько далее, очень явственно пророчествуя, он сказал от лица Христова: морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел ( Ион. 2: 6–7 ). Если он был во чреве кита, то какие там горы? «Знаю это, – отвечает он, – но я служу образом Тому, кто будет положен в иссеченном каменном гробе». Находясь в море, Иона говорит: земля своими запорами навек заградила меня ( Ион. 2: 7 ), потому что он носил образ Христа, «нисшедшего в землю» (Поуч. 14, гл. 17, 20). Подобным образом святой Епифаний Кипрский указывает со всей ясностью и определенностью местонахождение ада во внутренности земли, описывая в слове своем на Великую Субботу спасение человеков Богочеловеком. Мы помещаем здесь это слово с немногими исключениями. «Отчего толикое безмолвие на земле? Что значит это безмолвие и молчание великое? Безмолвие великое: Царь погрузился в сон. Земля убоялась и замолкла, – потому что Бог во плоти уснул. Бог во плоти уснул, и ад ужаснулся. Бог уснул на краткое время и спящих издревле, от Адама, воскресил.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Ион.1:5 .  И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее; Иона же спустил­ся во внутрен­ность корабля, лег и крепко заснул. «И устрашились корабельщики и взывали каждый к своему Богу». Корабельщики – не случайные пассажиры корабля, а люди, у которых мореходство было промыслом, с евр. malahijm – гребцы, весельники. Они несомненно были язычники и происходили, вероятно, из финикийских приморских городов. В религии всех вообще приморских жителей видное место занимали боги моря и воды, к ним-то, естественно, корабельщики обращались с молитвой о спасении от бушующих волн. Наряду с этим, они не пренебрегали и естественными средствами спасения: «стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее». «Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул». Странным представляется поведение пророка: в то время, когда другие на корабле в страхе за свою жизнь молятся о спасении, он идет в трюм и спокойно засыпает. Это произошло оттого, что автор текста в данном месте о последующем моменте сказал раньше предшествующего, употребил оборот υστερον προτερον, как и в 10 ст. и Ион. 4.5 . В действительности пророк Иона для отдыха пошел несомненно раньше, чем случилась буря. Утомленный происходившей в нем внутренней борьбой и, может быть, спешным путешествием в Иоппию, успокоившись принятым наконец решением, Иона «крепко заснул». Весь дальнейший рассказ книги до II гл. включительно некоторые толковники понимают, как бывшее пророку сновидение. Однако в тексте нет решительно никаких оснований для этого предположения и историческая достоверность рассказа II-oй гл. засвидетельствована не менее других частей книги. (См. об этом в Введении). Ион.1:6 .  И при­шел к нему начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? встань, воз­зови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не по­гибнем. В этом стихе не должно смущать то обстоятельство, что кормчий-язычник обращается к иноверцу еврею с просьбой, чтобы он молился своему Богу, причем выражает надежду получить от Него спасение. Язычник-политеист наряду со своими богами признавал действительное существование и богов других народов. В частности, о случаях признания язычниками Иеговы, как Бога еврейского, Библия говорит не однократно ( 4Цар. 18:25, 33–35 ; 1Ездр. 1:2–3 ), то же самое мы имеем в данном месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Свидетели Иеговы ссылаются на эти стихи в доказательство того, что библейские пророки иногда ошибались в своих предсказаниях. Ведь предсказание Ионы о разрушении Ниневии не исполнилось. И никто за это Иону не осудил. Следовательно, Общество Сторожевой Башни тоже не следует осуждать за ошибки в пророчествах. Библейское учение. В ответ вы должны подчеркнуть, что Иона вовсе не ошибся. Иона передал ниневитянам именно то, что поручил ему Иегова Бог (см. Ион.3:1 ). Спросите: Поскольку Иона в точности передал слова Самого Бога ( Ион.3:1 ), как может Общество Сторожевой Башни утверждать, что он ошибся? Очевидно, пророчество Ионы подразумевало возможность покаяния. Судя по реакции ниневитян, они поняли, что окончательный исход событий будет зависеть от их реакции на пророчество. Они поняли, что через сорок дней их город будет разрушен, если только они не покаются ( Ион.3:5–9 ) 866 . Увидев, каким образом ниневитяне отреагировали на пророчество Ионы, Бог отменил обещанное наказание, тем самым дав понять, что и Сам Он ставил исполнение этого пророчества в зависимость от реакции людей 867 . Это вполне согласуется с тем, что Бог сказал в Книге пророка Иеремии: «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему» ( Иер.18:7–8 ). Случай с Ниневией – яркое воплощение этого принципа. Бог часто проявляет милость, если видит явное раскаяние ( Исх.32:14 ; 2Цар.24:16 ; Ам.7:3, 7 ) 868 . Урок, который нам следует извлечь из истории Ионы, заключается в том, что иногда Бог предпочитает отменить наказание, если люди из страха перед судом предпочитают покаяться, то есть исчезает сама причина обещанного наказания. Знаток Ветхого Завета Уолтер К. Кайзер отмечает: " Не изменить Свое решение в таких случаях означало бы для Бога поступить вопреки присущим Ему качествам справедливости и отзывчивости к любому изменению, которое Он планировал вызвать» 869 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Заканчивается статья такими словами: " Ион, Юрий, пребывает ныне в обители праведных и святых Божиих Ион по-прежнему близ окнам, потому что, находясь у престола Всевышнего в радости или ковани и, продолжает переживать за нас, оставшихся " . А в журнале " Вера и жизнь " я встретили такое: " Туда [к Христу] отправились наши родные, и там они нас ждут, " считая небесные дни " , оставшиеся до нашей встречи " . Если они там переживаю ти дни считают, то уж, конечно, и молятся за нас, если не перестали быть христианами от радости. Итак, где же Новый Завет запрещает просить святых о молитве? Где указание в нем на то, что умершие святые не слышат и не видят нас? Где запретна то, чтобы мы просили святых об исцелении духа и тела, о просвещении, о духовном руководстве, о наставлении (см. Евр. 13:7), ит.д.? Только в Православии я увидел, что значит приступить " к горе Сиону и к ограду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьма Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева " (Евр. 12:22-24). Такие разные инославные Кроме журналистики я занимался благотворительностью. Точнее, помогал одному американскому миссионеру-бизнесмену тратить деньги на детские дома 71 . Мы с ним старые друзья. На мой переход в православие он сказал: " нет проблем! " . Он часто бывает в России. В Кемерове он оставил меня областным координатором по распределению благотворительной помощи. И опять я оказался в щекотливой ситуации. Под мое начало попали несколько служителей протестантских церквей, работающих в детских домах. Но мы сработались. Это смиренные и ревностные люди. Сердца наши были открыты друг другу, на мой взгляд. Мы не боялись обсуждать спорные вопросы. Из переписки с сестрой Натальей (имя изменено): Не осуждаю и православных за беспечность. Многие злоупотребляют Божьей любовью, но разве я вправе судить. У родителей тоже бывают разные дети: одни послушные, другие наркоманы или пьяницы, но родители любят их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2326...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010