Смирение освободило Ровоама от гнева Божия, надвигавшегося на него и на весь народ (см.: 2Пар.12:7 ). Также царь Ахав, прогневлявший Бога своими беззакониями, только смирением избежал ярости Божией. Ибо говорит Бог Илии Фесвитянину: видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то Я не наведу бед в его дни, но во дни сына его наведу беды на дом его (ср.: 3Цар.21:29 ). Таким образом, кто имеет смирение, те избавлены от многих опасностей. Это мы можем понять из слов: «Бог смиряет гордых и гордость их и спасает потупляющих очи свои долу» (см.: Иов.22:29 ). Имеющие смирение возвышены Богом, ибо написано: смиритесь под крепкую руку Божию, чтобы Он возвысил вас в свое время (ср.: 1Пет.5:6 ). Смирение – это поучение от Бога, ибо сказано: куда входит гордость, входит и унижение, а уста смиренного изрекают мудрость (ср.: Притч.11:2 ). Смиренные – наследники Царства Небесного, ибо Господь говорит: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное ( Мф.5:3 ). Смиренным Бог дает благодать, как написано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( Иак.4:6 ). Смирение в час кончины нашей может заменить собой все добродетели и одно оно может спасти человека! В Добротолюбии приведены слова одного святого, который говорит: «Скажу тебе странное слово, и не дивись. Даже если ты не стяжал бесстрастия из-за навыков, обладающих тобой, но если во время исхода своего пребудешь в глубине смирения, то вознесешься не менее бесстрастного, превыше облаков. Ибо хотя сокровище бесстрастных собрано из всех добродетелей, но драгоценная капля смирения дороже всего. Оно служит причиной не только примирения с Богом того, кто имеет его, но и вхождения вместе с избранными в брачные чертоги Царствия Его» 46 . Это утверждает и один преподобный отец из Патерика, говоря: «Чада, знайте, что смирение, без всяких подвигов, спасло многих» 47 . Смирение оправдало мытаря благодаря всего лишь нескольким словам (см.: Лк.18:13–14 ), блудного сына облекло в прежнюю одежду (см.: Лк.15:22 ), разбойника на кресте водворило в рай прежде всех праведников И СВЯТЫХ (см.: Лк.23:42–43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/o-...

Перевод проф. прот. Александра Горского   notes Примечания 1 Скорее всего приписывается Афанасию Великому ошибочно 2 Жития святых подвижниц Восточной Церкви/Преосв. Филарет (Гумилевский). СПб. 1885. С. 8. 3 Лежании на земле. 4 Да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего. 5 Всему и всем — одно: одна участь праведному и нечестивому. 6 Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко. 7 Эти слова, не находящиеся в Евангелии, приводятся многими древними авторами, в частности, Климентом Александрийским и Оригеном. 8 Хотя святой Кирилл Александрийский и Олимпиодор высчитали из Священного Писания, что Иов страдал семь лет. 9 Наряду с указанием возраста луны ко дню Пасхи и к 22 Марта, на каждый год обозначается цифрою день недели, в который приходится 24 Марта: ряд этих цифр соответствует порядку вруцелетий в кругу солнца. 10 В сирск. ошибочно 16. 11 14 Апреля 328 года. 12 Здесь и далее возраст луны показан ко дню Пасхи. 13 17 Апреля. 14 8 июня. 15 Епакта александрийская, то есть возраст луны к 22 Марта. 16 См. прим. 17 В сирск. не достает этого слова. 18 Вместо 17 должно быть 7. 19 Пасху в этом году следовало праздновать 27 Фармуфа=10 майск.кал.=22 Апреля. 20 Должно быть 21. 21 Должно быть 4 Фармуфа, как в тексте послания. 22 11 июля. 23 2 Атира 52 г. Диоклитиановой эры — 30 Октября 335 г. по Р. Х.. Год Диоклитиановой эры начинается 29 или 30 Августа. 24 Должно быть 3. 25 22 Мая 337 года. 26 23 Ноября 337 года. 27 Сирское можно передать и чрез «игумен». 28 27 июля. 29 18 Марта 339 г. 30 Должно быть 4. 31 См. предыдущее примечание. 32 Должно быть 20. 33 Следует 30 или 0. 34 Вместо 15 должно быть 16. 35 Должно быть 16. 36 Должно быть 22. 37 Должно быть 7. 38 Город в Мисии — место рождения Константина В. 39 Должно быть 19. 40 Должно быть 3. 41 В этом году Пасху следовало праздновать 27 Фаменофа=10 апр кал.=23 марта. 42 Должно быть 15. 43 В сирск. 44 26 июня 345 г. 45 21 октября 345 г. 46 Должно быть 16. 47 Должно быть 5. 48 Здесь текст должен быть исправлен, по Ларсову, следующим образом: «В следующем году: воскресенье Пасхи 28 Фармуфа, — возраст луны 19, — в девятый день майских календ, — епакта 17, седмичный день 6, год седьмой индиктиона; (Римляне сделали возражение против сего, говоря, что они имеют предание от Апостола Петра — не переступать 26 Фармуфа, и совершали празднество 30 Фаменофа, при возрасте луны 21, в 7 день апрельских календ)». F. Larsow. Die Fesm–Briefe des Heiligen Athanasius Bischofs von Alexandria. 1852. S. 50, XXI u. Berechnete Oster–Tabelle (S. 47). 49

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

848.  Вселюсь в них и буду ходить (2 Кор. 6. 16). 849. Преподобный Макарий. Слово 4, гл. 15. 850.  Мне отмщение, Я воздам (Рим. 12. 19). 851. Святой Исаак Сирский. Слово 37. 852.  Кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16. 24). 853. Пс. 118. 38, 120. 854.  …со страстями и похотями (Гал. 5. 24). 855.  Иго Мое благо и бремя мое легко (Мф. 11. 30). 856. Преподобный Марк Подвижник. Слово о духовном законе, гл. 31. 857. Последование дванадесяти псалмов, молитва святого Евстратия. 858. Четьи-Минеи, 3 мая. 859. На этом месте впоследствии выстроена церковь во имя святого Григория Богослова. 860. Апок. 3. 18. 861. Сергиева пустыня. 862.  Море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими. Там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем (Пс. 103. 25–26; 8. 9). 863. Псалтырь с толкованиями на березе, заимствованными из святых Отцов, издания Киево-Печерской Лавры. 864.  Вы не от мира, но Я избрал вас от мира (Ин. 15. 19). 865. Ин. 15. 18. 866. 2 Тим. 3. 12. 867.  Ибо унижена в прах душа наша, и на землю повержено тело наше (Пс. 43. 26). 868.  Тишину великую (см.: Мф. 8. 26). 869.  Преходят они морскими стезями (Пс. 8. 9). 870.  Человек, достигший почета, не вразумился, уподобился он скоту несмысленному и сравнялся с ним (Пс. 48. 13). 871. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания». 872.  Нет на земле подобного ему (Иов. 41. 25). 873.  Этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем (Пс. 103. 26). 874. 6-я песнь 6-го гласа. 875. Преподобный авва Дорофей. Поучение 3, о совести. 876. Евр. 10. 22. 877. Мф. 5. 25. Преподобный авва Дорофей. Поучение 3, о совести. 878.  Верный свидетель спасает души (Притч. 14. 25). 879.  Угнетен Ефрем, поражен судом; ибо захотел ходить вслед суетных (Ос. 5. 11). 880. Лествица. Слово 18. 881.  Не знаю вас (Мф. 25. 12). 882. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания», о Пимене Великом, гл. 43. 883.  Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26. 41).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

848. Вселюсь в них и буду ходить (2 Кор. 6. 16). 849. Преподобный Макарий. Слово 4, гл. 15. 850. Мне отмщение, Я воздам (Рим. 12. 19). 851. Святой Исаак Сирский. Слово 37. 852. Кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16. 24). 853. Пс. 118. 38, 120. 854. …со страстями и похотями (Гал. 5. 24). 855. Иго Мое благо и бремя мое легко (Мф. 11. 30). 856. Преподобный Марк Подвижник. Слово о духовном законе, гл. 31. 857. Последование дванадесяти псалмов, молитва святого Евстратия. 858. Четьи-Минеи, 3 мая. 859. На этом месте впоследствии выстроена церковь во имя святого Григория Богослова. 860. Апок. 3. 18. 861. Сергиева пустыня. 862. Море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими. Там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем (Пс. 103. 25–26; 8. 9). 863. Псалтырь с толкованиями на березе, заимствованными из святых Отцов, издания Киево-Печерской Лавры. 864. Вы не от мира, но Я избрал вас от мира (Ин. 15. 19). 865. Ин. 15. 18. 866. 2 Тим. 3. 12. 867. Ибо унижена в прах душа наша, и на землю повержено тело наше (Пс. 43. 26). 868. Тишину великую (см.: Мф. 8. 26). 869. Преходят они морскими стезями (Пс. 8. 9). 870. Человек, достигший почета, не вразумился, уподобился он скоту несмысленному и сравнялся с ним (Пс. 48. 13). 871. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания». 872. Нет на земле подобного ему (Иов. 41. 25). 873. Этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем (Пс. 103. 26). 874. 6-я песнь 6-го гласа. 875. Преподобный авва Дорофей. Поучение 3, о совести. 876. Евр. 10. 22. 877. Мф. 5. 25. Преподобный авва Дорофей. Поучение 3, о совести. 878. Верный свидетель спасает души (Притч. 14. 25). 879. Угнетен Ефрем, поражен судом; ибо захотел ходить вслед суетных (Ос. 5. 11). 880. Лествица. Слово 18. 881. Не знаю вас (Мф. 25. 12). 882. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания», о Пимене Великом, гл. 43. 883. Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26. 41).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

л. 174 об. Старца Максима грека . Нач. Вопросившу его некоторому брату, что есть пред каноны краеграние? Следует ответ на сие с особым замечанием в конце, что во Псалтыри вместо кафизм надобет писати стихолгиа, а кафизма назади, как и написаша книга. л. 176. Канон молбен к божественому и поклоняемому Параклиту, воспеваем в 3 час дню трезвеным умом, а не омраченным объядением и пианством. Творение Максима инока грека святогорска. В конце: Молитва к Св. Духу: Приими Владыко преблагий Параклите. В первом предисловии (см. выше л.2) сказано, что канон сей свидетельствовал 7099 (1591) г. мес. апреля патр. московский Иов, и весь свящ. и богодухн. Собор русский, а снисканием... во иноцех наименшим Исаием, бывшим дияконом урожением Каменца подольскаго в христолюбивом граде Ростове за Москвою. л. 188. Того же инока Максима грека песнь благодарствена к пресв. Троицы, глаголема во всю светлую неделю св. Пасхи. См. 200 л. 23. л. 192 об. Максима инока грека святогорска молитва ко пресв. Богородицы, в той же отчасти винословие о страсти Спасове. Там же л. 31. л. 200. Три полуношницы: по вся воскресениа, по вси дни и по вся субботы. По листам внизу: Лета 7173 (1065) года дал в дом Живоначальной Троицы в Сергиев монастырь сию книгу Псалтырь келарь старец Симон Азарьян во веки неотъемлемо никому. Рукопись получена из Учрежденного Собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры Указ от 15 декабря 1813 года за 1115. 63. (1553.) Книги 16 Пророков, полууст., исх. XV века, и четверть, 358 листов. Порядок книги пророческих такой же точно, какой под 89 в толковании по списку Упиреву, и самый текст заимствован оттуда же, как видно из сходства чтений, опущений и дополнений. Книга пр. Иеремии написана два раза, сначала с толкованием (л. 228–239, потом по причине, перепутанности тетрадей, чит. л. 304–347), одинаким с означ. списком, потом без толкования, раздел. на 52 главы (л. 272–304, оканч. 350–358), но главы 26–45 опущены, а последней 52-й написаны только начальные три стиха. Перевод глав 1–25 и 46–51 сделан в списке, не имеющем толкования, с Вульгаты; ибо а) совершенно сходен с сим текстом, напр. гл. 1 ст. 6: И рекох: а, а, а, Господи Боже: се не нем глаголати, иже отрок есмь. Вулг. Et dixi а, а, а. Dominus Deus: ecce neseio loqui, quia puer ego sum. В списке с толкованием согласно с греческим читается: И рех: сый Владыко Господи: не вем глаголати, яко ун аз есмь); б) многия латинские слова оставлены без перевода, напр. гл. 1 ст. 4: отъимете препусиа сердец ваших (praepytia), на поле тою же рукою: препусии иже есть плоть крайняя; 18, 23: абьутере еис (abutere eis), на поле: абьутере еис, иже есть попусти им. Начальные и конечные главы пр. Иеремии переведены с латинского потому, что их нет в древнем толковании Пророков по списку попа Упиря. Под 89 книга пр. Иеремии прямо начинается с гл. 25 ст. 15, в сей ркп. находятся глава 1 и 2-я до ст. 13-го с пропусками в 1-й стихов 9, 10, 18 и 19, во 2-й – 1-го.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

11 Петр – Симон ы Яков… – речь идет об эпизоде Преображения, когда апостолы Петр (Симон – его первое имя), Иаков и Иоанн были поражены и напуганы тем, что лик их учителя вдруг «просветися... яко солнце» (Матф., XVII:1–7). 12 ...чрез Иеремию… – Иеремия (ок. VI в. до н. э.) – ветхозаветный пророк (см.: Книга пророка Иеремии, VI:11). 13 ...Давид спивает: несть мира в костех твоих… – израильско-иудейскому царю Давиду (конец XI в.–ок. 950 г. до н. э.) богословская традиция приписывает религиозные гимны – псалмы, которые цитирует поэт в своих виршах. 14 Лазара вскресил ы вдовина... сына – о воскресении Лазаря «четырехдневного», т. е. бывшего мертвым четыре дня, рассказывает евангелист Иоанн (XI:1–45); рассказ о вдовьем сыне см. у Луки (VII:11–16). 15 ...дщер Саурову – упоминание о воскресении Иисусом Христом дочери «некоторого начальника» (Матф., IX:18–25). Стихи на Воскресение Христово (с. ...) Текст этой пасхальной декламации записан в оригинале латиницей. Публикуется (по списку ГИМ, Синод, собр., 731, л. 49 об.–56) впервые. 1 ...древо жизни по едемском краю... – согласно Библии, Бог за шесть дней создал мир, насадил райский сад «в Едеме на востоке» (предположительно в Мессапотамии, у истоков р. Евфрат), поместил там Адама и Еву и произрастил «древо жизни посреди рая и дерево познания добра и зла» (Бытие, II:9). 2 Ящорка матце чрево прогризает, бы жила в свете… – источник данной сентенции – «Физиолог» (см.: А. Карнеев. Материалы и заметки по литературной истории «Физиолога». – СПб., 1880). 3 ...арымафейчына зложеного рода… – Иосиф из иудейского города Аримафен захоронил тело Иисуса Христа в своей родовой усыпальнице (Матф., XXVII:57–60). 4 Трудно было Иова познати… – согласно Библии, Иов – праведник, безропотно вынесший все беды и страдания, ниспосланные ему Богом. Страдания Иова символизуют страсти Христовы. 5 Крест за «херсам», «слово» за титло – корона, тым способом ест «Христос» напис выражона – здесь «херс» («руки») представляет название греч. буквы «X», титло – надстрочный знак, означающий сокращение слова; «слово» – древнерусское название буквы «с»; Хс – сокращенно «Христос».

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

606 Четьи-Минеи, 8 октября. Хотя я и привел для полноты пример некоторых толковников о Нонне, но сам думаю, что он не так еще удивителен и не его имел в виду преп. Иоанн Лествичник . А речь идет, конечно, о знаменитейшем муже апостольском Ерме, сочинение которого «Пастырь» в первохристианской Церкви чтилось и читалось наравне со Священным Писанием. Ерм рассказывает о себе, что он раз увидел купающуюся женщину и пережил вышеприведенные святые чувства, но ангел, являвшийся ему постоянно, даже в них нашел нечто достойное упрека! Отсюда мораль: как относительно все в спасении, в том числе и сама добродетель. Для человека это предел высоты, для ангела уже не совсем так, а Бог и в самых ангелах нечто «стропотное» (недостатки) наблюдает ( Иов. 4,18 ). Но со всем тем, какая непревзойденная высота чистоты сердца у Ерма ! 607 Лествица. Слово 15, 59. Ср.: Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 310–312. 611 Любопытно, что Дарвин, сам, между прочим, испытавший смертельную опасность (см. его автобиографию), как и Гейне и другие, передает, что предсмертное состояние характеризуется потоком мыслей, выраженных не словами и представлениями, а каким-то «духовным», особым мышлением (о нем см. ниже, при рассуждении о «набеге мысли»), причем настроение окрашено в тон последнего (Egger. Le moi des mourants/Revue philosophique. 1896. T. XLII; Сикорский И. Всеобщая психология...С. 482–483). 613 См.: Сикорский И. Всеобщая психология... С. 574 – 578, где приведены данные по физиогномике мечтательности. 627 В данном случае, пользуясь нарушением естественных законов, управляющих помыслами, а по этим законам легче поддерживать раз данное направление мыслей, обратившееся в привычку, чем отводить его в сторону и заменять новым. 630 У преподобного перед этим шла речь о степенях развития страсти, начиная от еле заметного прилога и кончая самым делом. У меня об этом подробно изложено ниже в этой главе в § 4. Грех по его развитии в человеке. 634 Сикорский И. Всеобщая психология... С. 316 и след. Мышление психическими директивами (высшее мышление).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Слова Спасителя святому Крестителю: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» ( Мф.3:15 ), – святой Ипполит изъясняет следующим образом. «Оставь, Иоанн; ты не мудрее Меня. Ты смотришь как человек, а Я провижу как Бог... Я – Исполнитель закона и не желаю оставить в нем чего-либо неисполненным, чтобы после Меня Павел мог громко возвестить: «Конец закона» (в сербск. тексте букв. «полнота закона. – Примеч. пер».) – «Христос, к праведности всякого верующего» ( Рим.10:4 ). Крести Меня, Иоанн, чтобы никто не пренебрегал крещением. Я принимаю крещение от тебя, раба, чтобы никто из царей и власть имущих не презирал принять крещение от смиренного священника. Допусти Меня сойти во Иордан, чтобы люди могли слышать Отчее свидетельство и познать силу Сына. – Тогда Иоанн допустил Его. – «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.3:16–17 )». «Скольких многочисленных и разнообразных даров имели бы мы лишиться, если бы Господь уступил Иоанну и отказался от Крещения! И действительно, до Крещения Спасителя небеса были заключены; вышняя область недоступна. Мы нисходили в дольние места, но не восходили в горние. Но, как только Господь крестился, Он тут же воссоздал ветхого человека и вновь доверил ему скипетр усыновления. Ибо Ему немедленно отверзлись небеса (см. Мф.3:16 ). И совершилось примирение видимого с невидимым; небесные Чины исполнились радости, земные немощи исцелились, открылись неизреченные истины, враги стали друзьями». В святой день Богоявления совершено великое таинство очищения человеческого естества через Крещение Господа Иисуса. «Ныне Господь Иисус Христос крещается Иоанном, – говорит святой Григорий Нисский , – чтобы очистить оскверненного, свыше низвести Духа и вознести человека на небеса; чтобы падший восстал, а ниспровергнувший его посрамился». «Крестившись Сам, Иисус освятил крещение, – говорит святой Кирилл. – Однако крестился Он не для того, чтобы получить прощение грехов (ибо Он был безгрешен), но, будучи безгрешным, крестился для того, чтобы крещающимся даровать Божественную благодать и достоинство. Ибо как по примеру людей, имеющих плоть и кровь, Он и Сам воспринял на Себя это, дабы мы, став участниками Его пришествия во плоти, причастились вместе с тем и Его Божественной благодати, – так Иисус и крестился, чтобы мы через это опять стали с Ним общниками и получили вкупе со спасением славу. По словам Иова (см. Иов.40:18, 19 ), в водах был дракон, могущий поглотить Иордан. Поскольку, следовательно, надлежало сокрушить главы дракона, то Он, сойдя в воды, связал сильного, чтобы мы получили от Него власть наступать на змиев и скорпионов (см. Пс.73:14 ; Лк.10:19 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Навуходоносор полагал, что можно сломить любого, что никто не посмеет ослушаться его повелений. Конечно, это испытание для еврейских юношей было гораздо более суровым, чем те, через которые они уже прошли как через подготовительный этап (см.: гл. 1 и 2). Их верность и мужество подверглись жестокому испытанию не без козней со стороны астрологов (эти мужи не повинуются повелению твоему, царь). Халдеи злорадствовали (богам твоим не служат, и золотому истукану… не поклоняются). Юноши мужественно приняли вызов. Они не будут служить иным богам и поклоняться истукану (12; ср.: Исх. 20:3–4,23 ). Царь, который ранее уже общался с этими тремя молодыми людьми (1:18–20; 2:49), предвидел ответ на свой вопрос (14) и бросил вызов их Богу и им самим (15). Он не учел в них главного: знания силы Божьей (17) и твердой решимости следовать Его слову, которое им открылось (18). Их вера была озарена светом надежды (17; ср.: 1:12–13; 2:16), но лишена самонадеянности (18), она была отражением веры Авраамовой (ср.: Рим. 4:20 ) и сродни свидетельству Иова ( Иов. 13 :15а). 3:19–30 «И пламя не опалит тебя» Гнев царя вавилонского на иерусалимских юношей достигает своего апогея. Навуходоносор исполнился ярости, от которой даже исказилось лицо его (19). Он повелел разжечь печь в семь раз сильнее обычного и приказал самым сильным мужам из войска связать их (20), чтобы они упали в печь связанные (23). Пламя было столь сильным, что убило тех людей, которые бросали юношей в печь (22). Эти подробности подчеркивают, что им невозможно было спастись какими–либо естественными способами, а перечисление предметов их одежды усиливает неожиданность их триумфа. Царь в ярости, солдаты сгорели от жара пламени, а три друга невредимы в печи в своих ярких одеждах. В отличие от земных царств, в Божьем царстве господствуют праведность и мир и радость во Святом Духе ( Рим. 14:17 ). Об этом говорит и свободное передвижение в печи юношей, ходящих среди огня (25). Вероятно, печь имела верхний и нижний уровни, и исполнение приговора намечалось как зрелищное мероприятие. Навуходоносор вынужден был отказаться от своего намерения (26, ср.: ст. 15в), когда увидел помимо трех мужей фигуру четвертого, по виду подобного Сыну Божию (24–25). Теперь он признает чудодейственное вмешательство Бога, Который спас юношей. Это буквальное исполнение обетования Господа в Ис. 43:1–2 : «Не бойся… Я с тобою… пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя». Ранние христианские комментаторы усматривали в четвертой фигуре явление Сына Божьего или Ангела Господня (ср.: ст. 28), и эту точку зрения разделяют многие исследователи. Здесь, однако, особо подчеркивается совершенный и всеобъемлющий характер Божьего спасения и защиты: даже запаха огня не было от них (27). Это прообраз (ср.: Пс. 33:20,21 ), который нашел свое окончательное исполнение во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Говоря о ветхозаветном периоде, мы более занимались описанием различных граней несвободы человека. И здесь нам нельзя не сказать еще об одной, вероятно, последней из этих граней. Речь идет о посмертной несвободе “подзаконного” человека, который после разлучения с телом отправлялся в преисподнюю (шеол), представлявшуюся местом мрачным и безотрадным (напр., Быт 37:35; Иов 10:21–22; Еккл 9:5–6,10 и пр.) 39 . Впрочем, как верно подмечает преподобный Исидор Пелусиот, ветхозаветным праведникам в качестве награды были обещаны только земля и долгоденствие на земле (Исх 20:12) 40 . III. Не удивительно, что с приходом Мессии иудеи прежде всего связывали надежды на политическую независимость Израиля. Весьма характерно и то, что Свою проповедь Христос начинает с вести о приближении Царствия Божия (Мк 1:14–15), однако это Царство — не от мира сего (Ин 18:36), его было бы правильнее определить как Царствие Небесное (Мф 13:11), небесный Иерусалим (см. Евр 12:22; Откр 21:2). Это благословенное Царство представляет собой новую реальность, которая явилась в мир вместе со Христом и пришла на смену Ветхому Завету и его несовершенному закону: Закон и пророки до Иоанна (Пред­течи — д. И. К.) — отныне Царствие Божие возвещается (см. Лк 16:16; Мф 11:12–13). Как известно, Христос не удовлетворил политических амбиций израильтян, однако Он принес людям нечто несоизмеримо большее, чем политическая независимость. Его Евангелие Царствия (Мф 4:23; 9:35; 24:14) прозвучало среди тех, чьими сердцами на земле и душами в преисподней владел князь мира сего (Ин 14:30), и благодаря Спасителю диавол был осужден (Ин 16:11) и изгнан (Ин 12:31). По прошествии нескольких тысячелетий Христос исполнил Божественный приговор, вынесенный диаволу в раю, и поразил главу змея (Быт 3:15). Крестная смерть и воскресение Христа освободили человечество от рабства диаволу (Рим 6) и позволили нам стать гражданами Царствия Божия. И первыми этой свободы вкусили почившие ветхозаветные праведники, пребывавшие в шеоле. Согласно Преданию (ср.

http://pravmir.ru/greh-u-dverey/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010