Апостолы пребывают в молитве вместе «с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его». Это упоминание очень важно, поскольку дает представление о том, кто, помимо одиннадцати апостолов, входил в первоначальную церковную общину. Под «некоторыми женами» 158 понимаются женщины, которые следовали за Иисусом при Его жизни. В Евангелии от Луки упоминание об этих женщинах относится к началу Его общественного служения: «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» ( Лк. 8:1–3 ). Повествуя о распятии Иисуса, евангелист Марк отмечает: «Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними были и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим» ( Мк. 15:40–41 ). Женщины, следовавшие за Иисусом, многократно упоминаются и другими евангелистами в других контекстах. Они являются постоянными героинями рассказов о воскресении Христа во всех четырех Евангелиях. Матерь и братья Иисуса также не случайно включены автором Деяний в список Его последователей. В синоптических Евангелиях о них упоминалось в последний раз только в связи с эпизодом, в котором они стояли за дверью, когда Иисус проповедовал; вместо того чтобы выйти к ним, Он указал на учеников и сказал: «Вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» ( Мф. 12:49–50 ; ср.: Мк. 3:31–34 ). К этому можно добавить информацию из Евангелия от Иоанна о неверии братьев Иисуса в Него ( Ин. 7:1–5 ) и из Евангелия от Марка о том, как родственники хотели взять Иисуса обратно в семью, подумав, что Он сошел с ума ( Мк. 3:21 ). Свидетельства Иоанна и Марка относятся к начальному периоду служения Иисуса, когда имел место конфликт между Иисусом и Его родственниками по плоти 159 . Как долго продолжался этот конфликт, неизвестно. Однако мы видим Матерь Иисуса стоящей у Его креста ( Ин. 19:25 ), а о братьях узнаем из Деяний. Это означает, что в какой-то момент – раньше или позже – родственники Иисуса по плоти не только примирились с Его образом жизни, но и стали Его последователями. Одному из «братьев Иисуса», Иакову, будет отведена важная роль в формировании иерусалимской церковной общины ( Деян. 12:17; 15:13; 21:18 ; 1Кор. 15:7 ; Гал. 1:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Титулус Христа, хранящийся в Санта-Кроче-ин-Джерусалемме в Риме. … И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял ( Мк. 15:22-23 ) На основании Притч 31:6 – Дайте сикеру погибающему, у евреев возник обычай осужденным на казнь давать пить специальное вино с маслом смирны (греч. эсмирнисменон ). Это вино обладало небольшим наркотическим эффектом и притупляло ощущения. Иисус совершенно сознательно идет на Смерть, Он осознанно должен пройти через все этапы страшного пути, поэтому Он отказывается от наркотика. Матфей сообщает трогательную подробность: Иисус был в таком измученном состоянии, Он так хотел пить, что, когда предложили питие, взял его и даже стал было пить. Но тут же понял, что это за вино (а это был наркотик), и отказался: дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью ; и, отведав, не хотел пить. ( Мф. 27:34 )   Вознесение на Крест Был час третий, и распяли Его ( Мк. 15:25 ). Час третий, по еврейскому счислению, – около 9 утра. Руки Иисуса прибили к перекладине, которую Он нес на Голгофу, ноги – к вертикальному столбу. Возможно, под ногами Спасителя был маленький выступ (перекладина), на который Он мог опереться ногами, чтобы приподняться и глотнуть воздуха. Там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса ( Ин. 19:18 ). Вот как, на основании исторических исследований, воссоздает картину Распятия протодиакон Андрей Кураев: «Суть ее состоит в том, что человеческое тело повисает на кресте таким образом, что точка опоры оказывается в груди. Когда руки человека подняты выше уровня плеч и он висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь. В результате этого напряжения кровь начинает приливать к мышцам грудного пояса и застаивается там. Мышцы постепенно начинают деревенеть. Тогда наступает явление асфиксии: сведенные судорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья.

http://azbyka.ru/parkhomenko/strasti-xri...

Павел ( Рим. 9:25–26 ). Царствование Христа на земле уже исполнилось в Его первом пришествии, как Он Сам о том свидетельствовал на суде у Пилата ( Ин. 18:37 ). Действительно, первые христиане рукоплескали и восклицали Ему от радости, как то описывает 46-й псалом первое Христово пришествие, и до сих пор верные не перестают благодарить Спасителя за Его благодеяния 365 . В полноте славы Он будет царствовать не в течение тысячелетия, но в вечности, после Второго пришествия. Об этом также говорят нам пророки (например, в Дан. 2:44 ). Кроме того, ряд пророчеств говорит нам не о славном Царстве Мессии, а о собирании всех народов в Церковь – гору дома Господня ( Ис. 2:2 , Мих. 4:1 ), хранительницу Нового Завета ( Иер. 31:31–34 ). Непонятен статус Иисуса Христа в постмилленаристском тысячелетнем царстве. Так, Он может находиться на небе и править оттуда, но в таком случае не исполнится существенный признак царства – соцарствование святых со Христом ( Откр. 20:6 ). Прп. Ефрем Сирин , обличая мечтания о тысячелетнем царстве, подчеркивает, что в нем «нет на земле Христа. А если Он не был с ними, то и не соцарствовал» 366 . В Писании нигде нет описания славного Царства без Царя. Если же Христу придется как-то явиться на землю в течение тысячелетия, то, строго говоря, это и будет Второе пришествие. Но главное, конечно,– это недооценка постмилленаристами поврежденности человечества в результате греха. Они забыли слова Христа: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их ( Мф. 7:13–14 ). Господь обещает Своим ученикам: В мире будете иметь скорбь ( Ин. 16:33 ) и считает их малым стадом ( Лк. 12:32 ). Этому малому стаду во все века противостоит мир, который лежит во зле ( 1Ин. 5:19 ). Истинно верующих апостол называет чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире ( Флп. 2:15 ). Эта непорочность достигается не через нетрудное чтение Евангелия, а через исполнение его в своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Однако, вопреки распространенному мнению, формальная свобода вовсе не является признаком совершенства. Скорее наоборот, она свидетельствует о некотором несовершенстве. Например, Бог, будучи абсолютно свободным Существом, не имеет избирательной воли, т. к. не имеет потребности выбирать из различных возможностей. Любой выбор всегда связан с некоторым несовершенством: незнанием, сомнением, колебанием, а Бог всегда в совершенстве знает Свои цели и средства их достижения. Поэтому Бог свободен в том смысле, что всегда является таким, каким хочет быть, и всегда действует таким образом, каким желает; ничто Ему не препятствует, никакая необходимость над Ним не тяготеет. Такая свобода называется свободой нравственной, или духовной. Сама по себе способность выбора еще не делает человека свободным, потому что желания человека и его возможности не всегда совпадают. Человек часто желает того, что не может осуществить, и, наоборот, нередко вынужден делать то, чего делать не хочет. Наиболее ярко в Священном Писании эта мысль выражена в Рим.7:19 : Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Поэтому путь к подлинной свободе лежит через освобождение от греха и от власти природной ограниченности. О необходимости стремиться к такой свободе Господь говорит в Новом Завете: Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас свободными ( Ин.8:31–32 ); Всякий, делающий грех, есть раб греха... Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете ( Ин.8:34, 36 ). Ап. Павел говорит: Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти ( Рим.8:2 ) – и восклицает: Где дух Господень, там свобода! ( 2Кор.3:17 ). Иными словами, через причастие Божеству, через соединение с Богом человек приобщается к той свободе, которой обладает Бог, и сам обретает подлинную свободу. 2.5. Отличие души человеческой от душ животных Главное отличие человеческой души от душ животных заключается в том, что человеческая душа способна существовать без тела. Будучи соединена с телом в единую ипостась, она, тем не менее, обладает свободой по отношению к собственному телу, имеет свою особую, отличную от жизни тела, жизнь. В то же время у животных жизнь души сводится преимущественно к жизни тела, к одушевлению его и управлению им. И хотя у высших животных можно наблюдать некоторые зачатки эмоциональной и разумной жизни, тем не менее, ни одно из них не обладает такими существенными для человеческой души свойствами, как способность самосознания и свобода 788 . Иными словами, у животных, в отличие от людей, способ существования не является личностным.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

15:23–24). Спаситель подчиняется порядку этого мира, долготерпит, и самое противление мира покрывает Своей всепрощающей любовью: «Не ведают, что творят» (Лк. 23:34). Вся жизнь Спасителя была единым подвигом страждующей любви. Вся жизнь Его была крестоношением. Но страдание еще не весь Крест… И Крест больше, чем страждующее Добро… Жертва Христова не исчерпывается послушанием, долготерпением, состраданием, всепрощением. Нельзя разрывать на части единое искупительное дело Христово. Земная жизнь Спасителя есть единое органическое целое , и не следует связывать его искупительный подвиг с одним каким–либо отдельным ее моментом. Однако вершина этой жизни — в крестной смерти, о чем прямо свидетельствовал Господь, говоря: «Я пришел на час сей» (Ин. 12:27). Таинство Креста смущает и мысль и чувство — кажется непонятным и странным это «ужасное смотрение» [определение]. Вся священная жизнь Богочеловека была единым великим подвигом долготерпения, милосердия, любви… И вся она озарена присносущным сиянием Божества — правда, незримым для плотского и греховного мира… Но на Голгофе, не на Фаворе, совершается спасение — и Крест следует за Иисусом и на самый Фавор (Лк. 9:31). Христос приходит не только для того, чтобы учить со властью и раскрыть людям имя Отца, и не только для дел милосердия. Он приходит пострадать и умереть. Об этом Он Сам неоднократно свидетельствовал пред недоумевающими учениками. И не только пророчествовал о грядущей страсти и смерти, но прямо говорил, что Ему « надлежит » пострадать и быть убиту… Именно «надлежит,” не только предстоит: «И начал учить их, что Сыну человеческому много должно пострадать, быть отвергнуту старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и воскреснуть в третий день» (Мк. 8:31; Мф. 16:21; Лк. 9:22; ср. 24:26). «Надлежит» не только по законам человеческой ненависти и злобы. Смерть Господа вполне свободна. Никто не отнимает жизни у Него. Он сам полагает душу Свою, по Своей воле и власти (Ин. 10:18). По катехизическому определению, Он страдал и умер «не потому, что не мог избежать страдания, но потому что восхотел пострадать.» Восхотел не только в смысле добровольного долготерпения, не в том только смысле, что попустил совершиться на Собою беснованию неправды. Не только попустил, но изволил… Умереть «надлежало» по закону Божию, по закону правды и любви. Это не необходимость греховного мира, это — необходимость Божественной любви. Таинство крестное начинается в вечности — «в недоступном для твари святилище триипостасного Божества.» Потому и говорится о Христе как об Агнце, «предопределенном прежде основания мира» (1 Пет. 1:19) и даже «закланном от сложения мира» (Откр. 13:8). Как говорил Филарет Московский: «Крест Иисусов, сложенный из вражды иудеев и буйства язычников, есть уже земной образ и тень сего небесного Креста любви» . В эту Божественную необходимость крестной смерти с трудом проникает человеческая мысль.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

И уже не будут учить друг друга, брать брата, и говорить: «познайте Иегову», ибо все они будут знать Меня от малого до великого, потому что Я прощу вину их и греха их уже не буду помнить» (ст. 27–34). Подобные же утешительные обетования произнесены пророком еще при Иосии и Иоакиме. Во дни Иосии увещевая отпавших детей признать вину свою и возвратиться к Иегове, пророк говорит, что если бы они рассеяны были по одному в городе, и по два в племени, то Бог взял бы их по одному из города и по два из племени и привел на Сион, что Он даст им пастырей по сердцу своему, и будут пасти их умно и рассудительно; и когда они размножатся на земле, во дни те не будут более чувствовать нужды в ковчеге завета или жалеть об утрате его; так как весь Иерусалим будет престолом Иеговы, и средоточием истинного Богопочтения для всех народов мира (31:14. и дал.). Обращение язычников к истинному Богу пророк предсказывал также при Иоакиме. «К Тебе (Господи) придут народы от краев земли и скажут (о своих богах: нет, это не боги, и узнают, что имя Твое Иегова» (16:19–21.). Тогда же пророк предсказывал Египту, что после опустошения его Халдеями он будет населен как в прежние дни (46:26); Моаву, Едаму, что в последние дни плен их будет возвращен (48: 47, 49:38). Мы знаем, что все дни обетования, как для язычников, так и для Иудеев исполнились отчасти по разрушении Халдейской монархи, когда Кир дал позволение возвратиться в отечественные земли не только Иудеям, но и соседним с ними языческим народам, переселенным Навуходоносором; когда Иерусалим снова сделался средоточием истинного богопочитания и многое из язычников принимали здесь веру в истинного Бога; когда вразумленные тяжким испытанием Иудеи искренне обратились к Богу и глубже приняли в сердце учение закона, верные хранили условия завета; когда самой утратой ковчега завета Бог приготовляет их к мысли о новых, более духовных отношениях к Нему; когда из среды их являлись такие достойные вожди, как 3оровавель, Иисус, Ездра, Неемия и благочестивые Маккавеи. Но надобно смежить очи свои, чтобы не видеть, что все сии утешительные предсказания пророка вполне и окончательно исполнились с явлением Мессии, Господа нашего Иисуса Христа. Он-то есть пастырь добрый, который привел во двор овчий овец, не бывших от двора сего, из рук которого никто же восхитит овец ( Ин.10 .); Он – мудрый и правосудный царь из потомства Давидова, положивший основание духовному царству (сл. Мф.1 ; Лк.3 ; Ин.18:36–37 ). Он своей смертью сделал Иерусалим столько же священным, сколько был священ ковчег завета, утвердил новый завет, совершил дело примирения людей с Богом, спас их от грех их ( Мф.1:21 .), и таким образом сделался нашей правдой от Бога, освящением и избавлением ( 1Кор.1:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУЩЕЙ ПРАЗДНИК [Древнеевр.     букв.- «праздник шалашей»], осенний праздник урожая в Израиле древнем , завершающий земледельческий год; совершался после сбора винограда, маслин и позднего инжира в период, близкий к дню осеннего равноденствия. Сведения о К. п. можно получить гл. обр. из текстов о праздниках, содержащихся в Свящ. Писании, из т. н. праздничных календарей. В Пятикнижии Моисеевом их 5. В календарях содержится список главных праздников, даются иногда краткие, а иногда достаточно подробные указания по поводу проведения этих праздников. Термин «праздник кущей» встречается в полной форме только в 2 праздничных календарях: Лев 23. 34; Втор 16. 13, 16, а также в неск. нарративных и поэтических текстах: Втор 31. 10; Езд 3. 4; 2 Пар 8. 13; Зах 14. 16, 18-19. Вместо термина «праздник кущей» иногда употребляется выражение «праздник Господень» (Числ 29. 12; Лев 23. 39, 41), а чаще - просто «праздник» (  ), как в Иез 45. 25 и в ряде повествовательных текстов: 3 Цар 8. 2, 65; 12. 32; 2 Пар 5. 3; 7. 8-9; Неем 8. 14, 18 (ср.: Ин 7. 37: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил...»). В календарях кн. Исход употребляется термин     «праздник сбора плодов» (Исх 23. 16 (в синодальном переводе - «праздник жатвы»); 34. 22 (в синодальном переводе - «праздник собирания [плодов]»)). Слово   (праздник) этимологически связано с араб.   - паломничество, шествие, праздничное собрание (отсюда термин хадж , обозначающий паломничество в Мекку). В праздничных календарях требование (а календари сформулированы как аподиктические законы) справлять праздники, называемые   подразумевает паломничество в святилище (региональное или центральное). Иногда об этом говорится прямо, напр. во Втор 16. 16: «Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей». Т. о.,   - это праздник-паломничество, что относится и к К. п.

http://pravenc.ru/text/2462363.html

В силу особого значения субботы в жизни евреев слово «суббота» в Ветхом Завете иногда означает праздник вообще , то есть день покоя от всяких житейских дел (Лев 16, 31). Иногда суббота означала всю седмицу, как у христиан слово неделя относится не только к воскресению, но и ко всей седмице (Ин 20, 19). В субботу все иудеи должны были пребывать в покое. Это распространялось и на скот. В субботу евреи должны были прекращать все ежедневные домашние труды, приостановка которых не влекла за собой никакого ущерба. Поэтому запрещались в субботу: а) Готовить пищи (Исх 16, 23), разводить огонь в жилищах (Исх 25, 3). б) Работать вне дома: сеять, проводить жатву, носить тяжести и совершать другие труды: « Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы » (Исх 34, 21). Пророк Иеремия увещевает евреев: « Так говорит Господь: берегите души свои и не носите нош в день субботний и не вносите их воротами Иерусалимскими, и не выносите нош из домов ваших в день субботний, и не занимайтесь никакою работою, но святите день субботний так, как Я заповедал отцам вашим » (Иер 17, 21-22). в) Вести торговлю. г) Путешествовать (Исх 16, 29; Мф 24, 10), исключая те, целью которых было благочестие. Муж в Сонаме, где пребывал святой пророк Елисей, говорит жене: «зачем тебе ехать к нему? сегодня не новомесячие и не суббота» (4 Цар 4, 23). Впрочем, был путь, который назывался субботний. В Деяниях апостолов читаем: « Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути » (Деян 1, 12). Путь этот был не более двух тысяч четырехсот шагов. Мера эта определена не законом, который предписывал пребывать в субботу дома (Исх 16, 29), а раввинами. Считалось, что на таком расстоянии отстояла крайняя куща от скинии Моисеевой в стане Израильтян во время пребывания в пустыне. д) Вести дела, связанные с гражданской службой. Не разрешалась даже защита против нападения неприятелей. При Маккавеях, когда враги, пользуясь субботним покоем иудеев, убили у них до 1000 беззащитных. После этого евреи умерили строгость закона: «И решили они в тот день и сказали: кто бы ни пошел на войну против нас в день субботний, будем сражаться против него, дабы нам не умереть всем, как умерли братья наши в тайных убежищах» (1 Макк 2, 41).

http://pravoslavie.ru/69466.html

Четче очертить различия этих подходов и выявить причины, лежащие в их основании, и призвана данная статья. Чудеса в Коране, Ветхом и Новом Завете «Мусульманские богословы подробно рассматривали теорию чудес и классифицировали чудеса святых как карамат , “хариз­ма­тические деяния”, а чудеса пророков — как муджизат , “не­повторимые деяния”. Эти два типа чудес всегда четко различались» 3 . Считалось, что “если чудо- муджиза помогает пророкам публично проповедовать свои учения, то чудо- карама дается мусульманскому святому в знак правильности избранного им пути и не подлежит разглашению” 4 . Приведенный в начале фрагмент христиано-мусульманского спора относится, конечно же, ко второму типу, и в этой главе речь пойдет имено о чудесах этого типа, чудесах- муджизат . Примерно то же, что показал нам процитированный выше суфийский хадис, можно увидеть, если сравнить первое чудо Христа по Корану с первым чудом, совершенным Им по Евангелию. Согласно Корану, первым чудом Сына Марии было то, что Он, в младенческом возрасте, чудесным образом на руках у Матери заговорил с иудеями, свидетельствуя о Себе как о пророке, которому будет ниспослано Писание (Коран 19.31–34). Согласно же Евангелию, первое Свое чудо воплотившийся Сын Божий сотворил на браке в Кане Галилейской, когда по просьбе Своей Матери превратил воду в вино, дабы избавить от позора бедных брачующихся, у которых вина недоставало, и сотворил так, что это, как подчеркивает Евангелист, осталось неизвестным даже присутствовавшим на свадьбе. Другое чудо Исы-Иисуса, описанное в Коране, — чудесное явление трапезы (Коран 5.112–115), имеет явную параллель с евангельским чудом умножения пищи и насыщением нескольких тысяч пришедших услышать проповедь Христа (Мф 14:15–21; 15:32–38; Мк 6:35–44; Лк 9:12–17; Ин 6:5–13). В истории, рассказанной в Коране, Апостолы просят явить им (!) трапезу как доказательство пророческих полномочий Исы: «Вот сказали апостолы: “O Иса, сын Марйам! Может ли твой Господь низвести нам трапезу c неба? Мы хотим поесть c нее, и успокоятся наши сердца, и будем мы знать, что ты сказал нам правду, и мы будем o ней свидетелями”. Сказал Иса, сын Марйам: “Аллах, Господи наш! Низведи нам трапезу c неба! Это будет праздником для первого из нас и для последнего и знамением от Тебя» (Коран 5.112–114) 5 . В Евангелии инициатива чудотворения исходит от Самого Христа, и мотивация его совершенно иная: Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге (Мф 15:32).

http://pravmir.ru/ponyatie-chuda-v-hrist...

3. А что Писания Моисеевы суть слова Христа, Он Сам говорит к иудеем, как повествует Иоанн в Евангелии: «если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Еели же его писаниям не верите, то не поверите и Моим словам» ( Ин.5:46–47 ), – ясно показывая, что писания Моисеевы суть Его слова. Если так относительно Моисея, то и слова прочих пророков без сомнения суть Его слова, как я показал. И опять, Сам Господь представляет, что Авраам сказал богачу обо всех, доселе живших: «если Моисея и пророков. не слушают, то если бы кго и из мертвых воскрес и пришел к ним, не поверят ему» ( Лк.16:31 ). 4. Он, конечно, не сказание о бедном и богатом передал нам, но во-первых преподал урок, что никто не должен предаваться наслаждениям и, проводя жизнь в мирских удовольствиях и постоянных пиршествах, служить своим страстям и забывать Бога. «Был, – говорится, – богач, который одевался в порфиру и виссон и услаждался блистательными пиршествами» ( Лк.16:19 ). О таковых и чрез Исаию сказал дух: «они пьют вино с цитрами, тимпанами и псалтирями и свирелями, на дела же Божии не взирают, и о делах рук Его не размышляют» ( Ис.5:12 ). Чтобы мы не подверглись вместе с сими людьми тому же наказанию, Господь открывает их конец и вместе показывает, что если бы они слушали Моисея и пророков, то уверовали бы в Того, Кого они проповедовали, в Сына Божия, воскресшего из мертвых и дарующего нам жизнь, и Он показывает, что все из одной сущности, т. е. Авраам, Моисей и пророки и Сам Господь, воскресший из мертвых, в Которого веруют многие и из обрезанных, слушающие Моисея и пророков, проповедавших пришествие Сына Божия. Те же, кто презирают (истину), говорят, что они другой сущности, и не знают первородного из мертвых, отдельно разумее Христа, катсь пребывшего чуждым страданию, и отдельно пострадавшего Иисуса. 5. Ибо они не получают от Отца познания о Сыне, ни Отца не познают от Сына, Который ясно и без притчей учит о Том, Кто есть истинно Бог. «Не клянись вовсе, – сказал Он, – ни небом, потому что оно престол Божий, ни землею, потому что она подножие ног Его, ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя» ( Мф.5:34–35 ). Эти слова очевидно сказаны относительно Творца, как и Исаия говорит: «Небо – Мой престол, земля подножие ног Моих» ( Ис.66:1 ). И кроме сего нет другого Бога, иначе Господь не назвал бы Его ни Богом, ни Царем великим, ибо (существо) такого рода не допускает ни сравнений (с другим), ни превосходства (над собою). Ибо кто имеет кого-либо над собою выше и состоит под властью другого, тот не может называться ни Богом ни Царем великим.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010