Таин. Не только подпавший малому отлучению, но даже и анафематствованный отлучается от причастия Даров духовных не навсегда, а «дондеже истинно от сердца не покается». Даже в случае надругания над анафемой, не изрекается таковому ругателю безусловного и вечного отлучения, а только Епископ должен послать о том челобитную к Духовному Коллегиуму (т.е., Св. Синоду,) а Коллегиум, разыскав истину, будет с настоянием просить суда у подобающей мирской власти, или у самого Царского Величества. Вообще же Духовным Регламентом Епископу «во употреблении власти своей связательной, то есть во отлучении и анафеме», предписывается, чтобы он не был «скор, но долготерпелив и рассудителен: даде бо Господь власть сию в созидание, а не на разорение» (Дух. Регл., о Еписк., 16 п.). В прежнее время, по силе Духовного Регламента, великие отлучения действовали у нас неослабно. Только со времени Императрицы Екатерины II они заметно стали исчезать из духовно-судебной практики (см. «Церк. отлуч. », проф. А.Лебедева , 8–9 стр.; об отлуч. в древне-христ. Церкви см. в сочин. проф. В.Кипарисова «О церковной дисциплине», 249–346 стр.). В последующее время великое отлучение определённых лиц хотя не практиковалось, но оно всегда оставалось (см. Дух. Регл., о Еписк., 16 п.) юридически возможным (Кр. кур. лекций по цер. праву, свящ. А.Альбова, 160 стр.; Кур. церк. права, проф. Н.Суворова , 2 т., 160–161 стр.). От ближайшего к нам времени известны случаи отлучения Св. Синодом определённых лиц путём обнародования об этом чрез напечатание в «Цер. Ведомостях» (см. офиц. ч. Ц.Вед. 1901, 9, 1905, 11; см. также Ц.Вед. 1910, 12, 562 стр., и выше, 4 прим. к 1028 стр.). Кроме великого отлучения отдельных определённых лиц, есть ещё великое отлучение общее, которое в настоящее время совершается у нас каждогодно, по установленному для этого особому чину (см. 566–569 стр.). Малое отлучение в настоящее время практикуется у нас в виде той церковной епитимии (см. Уст. Дух. Кон., 8 гл.), которая налагается на виновных за известные проступки и преступления, (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Синодом, смирять виновного отлучением, делая только это без особой торжественности – «без великих оных чрез протодиакона провозвещений, а лишь на малой хартинке написав вину преступника и отлучение его»; притом и самое отлучение, в этом случае состоит только в отрешении от сообщения с правоверными в общих молитвах, в запрещении входа церковного и на некоторое время – причастия св. Тайн.  Не только подпавший малому отлучению, но даже и анафематствованный отлучается от причастия Даров духовных не навсегда, а «дондеже истинно от сердца не покается». Даже в случае надругания над анафемой, не изрекается таковому ругателю безусловного и вечного отлучения, а только Епископ должен послать о том челобитную к Духовному Коллегиуму (т. е. Св. Синоду), а Коллегиум, разыскав истину, будет с настоянием просить суда у подобающей мирской власти, или у самого Царского Величества. Вообще же Духовным Регламентом Епископу «во употреблении власти своей связательной, то есть в отлучении и анафеме», предписывается, чтобы он не был «скор, но долготерпелив и рассудителен: даде бо Господь власть сию в созидание, а не на разорение» (Дух. Регл., о Еписк., 16 п.). В прежнее время, по силе Духовного Регламента, великие отлучения действовали у нас неослабно. Только со времени Императрицы Екатерины II они заметно стали исчезать из духовно-судебной практики (см. «Церк. Отлуч.», проф. А. Лебедева , 8–9 стр.; об отлуч. в древне-христ. Церкви см. в соч. проф. В. Кипарисова «О церковной дисциплине», 249–346 стр.). В последующее время великое отлучение определенных лиц хотя не практиковалось, но оно всегда оставалось (см. Дух. Регл., о Еписк., 16 п.) юридически возможным (Кр. курс лекций по церк. праву, свящ. А. Альбова, 160 стр.; Кур. Церк. Права, проф. Н. Суворова , 2 т., 160–161 стр.). От ближайшего к нам времени известны случаи отлучения Св. Синодом определенных лиц путем обнародования об этом через напечатание в «Цер. Ведомостях». Кроме великого отлучения отдельных определенных лиц, есть еще великое отлучение общее, которое в настоящее время совершается у нас каждогодно, по установленному для этого особому чину.

http://azbyka.ru/cerkovnye-kanony-o-epit...

294 «Наставление от архипастыря священнику при отправлении его к должности». Изд. 1790, 1795.Спб. Он же писал чин исповедания отроком. М. 1769, 1798. Приготовление к смерти, Спб. 1793. В псковской епархии доселе пользуются наставлениями его о разделе доходов и пр. Надпись Державина на гробе Иннокентия – достойная Иннокентия «Вития о тебе не возгласил похвал: Глас красноречия для праведника мал». 295 Собр. Зак. ук. 1743 (8844). Указ 1765 авг. 9, подвергал светскому суду духовные лица, коль скоро уличены бы были в торговле вином. 299 Указом 1723 г. (4277) предписывалось доносить об исполнении указа о кошельке и богадельне. Указзом 1739 сент. 9 (7893) требовалось донесение, где исполнен, и где не исполнен указ, так как по справке оказалось, что донесений о том не было. 300 Собр. Зак. ук. 1742 (8287. 8291. 8303), 1747 февр. 4 (9370; последним отменено и требование доносить Синоду. 302 Дух. Регл. 2. дела Еписк. п. 8 Прибавл. к Регл. о монаш. п. 1 – 10. Указом 1723 г. 4190 п. 11) предписано не постригать без Синода мужа и жену, разлученных за болезнями; указ 1725 4672) предписывал не постригать никого, кроме вдовых священников, без разрешения Синода. По отношению к Малоруссии указы 1737 г. 7634. 7645. 7671) постановили то же о всех без исключения. Указами 1767 и 1771 г. распространено это и на всю Россию. 306 Указы 1764 г. (12,060. 13,006) дозволяют людям обоего пола по желанию постригаться в монашество. Указы 1766 и 1770 г. подтверждают не постригать в монашество не уволенных из податного состояния, а чиновников – без увольнения от начальства (Собр. Зак. 12,573. 13,459. 13,752). 307 Прибавл. к Регл. п. 45. В 1755 г. В псковской епархии было определено, по малому числу иеромонахов, посылать в монастыри вдовых священников для священнослужения, с предоставлением им свободы поступать опять на священнические вакансии. 308 Ист. Иер. 2, 81 – 149. 3, 1 55. В 1786 г. определены были штаты и для малорусских монастырей: тогда было положено 20 штатных и 20 заштатных обителей. В 1793 г. введены в штаты белорусские монастыри, впрочем оставленные тогда с прежними средствами (9 штатных и 35 заштатных). По Статистике Зябловского, в 1815 г. мужских монастырей считается 387 с 4900 иноков, женских – 91 с 1696 девственниц. По Статистике Арсеньева, в 1818 г. полагается мужеских и женских обителей круглым числом 500 с 7000 монахов и монахинь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

(Ст. 64 Уст. Дух. Конс.) Над ставропигиальными монастырями в Москве, а также над Воскресенским, новый Иерусалим именуемым, и Ростовским Яковлевым, смотрение благочиния должно быть поручаемо тому настоятелю, который бывает членом Московской Святейшего Синода Конторы, а в общежительном Соловецком монастыре поступать по данной его настоятелю от Святейшего Синода при указе 13 Сентября 1793 г. и здесь прилагаемой инструкции. (Указ. 5 Мая 1828 г.) Обязанности благочинного над монастырями определяются особой, здесь прилагаемой инструкцией. (Указ. 28 Мая 1828 г.) Отпускавшиеся из государственного казначейства на содержание благочинных над монастырями в западных епархиях 5250 руб., по ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 27 Декабря 1867 г. мнению Государственного Совета о новых штатах архиерейских домов и кафедральных соборов с их причтами, обращены на удовлетворение исчисленных по ним штатам расходов. При этом Святейшему Синоду предоставлено назначить из собственных средств на содержании благочинных над монастырями в западных епархиях, если в этом будет предстоять надобность. (П. 7 и 9.) 2   Благочинные над приходскими церквами Духовным Регламентом вменено в обязанность Епископу, в видах тщательного и успешного его надзора, учинить заказ по всем городам, чтобы протопопы, или нарочно определенные к тому благочинные, как духовные фискалы, тое все, т. е. относящееся к обязанностям епископа, насматривали и ему бы епископу доносили, есть ли бы такое нечто, т. е. противное данному Епископом обещанию, где проявилось, под виною извержения, кто бы утаить похотел. (П. 8. дела еписк. Дух. Регл. П. С. П. и Р. по вед. прав. исп. т. 1. 1.) Для ближайшего и бдительного наблюдения за священнослужителями Преосвященные назначают благочинных по личному внимательному архипастырскому своему выбору из беспорочных, опытных, усердных и наиболее деятельных священнослужителей т. е. протоиереев и священников, преимуществующих сверх того перед другими основательностью в суждении и назидательным поведением. (Указ. 5 Апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

(Указ. 27 Октября 1865 г.) В видах непосредственного наблюдения за состоянием епархии и поведением духовенства, епископу вменяется в обязанность ежегодно, или однажды в два года объехать и обозреть пределы вверенной ему епархии 54 . (Дух. Регл. Дела еписк. п. 17. П. С. П. и Р. по вед. прав. исп. т. 1.) Епархиальным Архиереям, а также командируемым от них Викарным для посещения епархий, выдаются из казны прогонные деньги на следующих основаниях: Казенные Палаты, по требованию епархиальных Архиереев, отпускают путевые на таковые путешествия прогонные суммы, в израсходовании которых те лица, на которых от архиереев возложено будет, имеют доставлять Палатам в свое время надлежащие отчеты. Для начальников епархий, со всеми находящимися при них лицами, производятся прогонные деньги Митрополитам – на пятнадцать, Архиепископам и Епископам – на двенадцать, а Викарным – на десять лошадей; если же с ними отправляться будет архимандрит, в таком случае отпускаются сверх того прогонные деньги на четыре лошади. (14 Апреля1828. П. С. 3. 1952 и 1953.) В видах однообразия в порядке расходования и отчетности прогонных денег, употребляемых на разъезды по обозрению епархий, Святейшим Синодом по соглашению с подлежащим ведомством и с ВЫСОЧАЙШЕГО соизволения постановлены следующие правила: О приходе и расходе денег, употребляемых на прогоны для обозрения епархий, вести особые шнуровые книги, которые должны быть даваемы от самих преосвященных тем лицам, которым поручен будет платеж прогонов. В книгах этих означат с точностью а) по приходу – когда именно, сколько и из какого уездного Казначейства принято на прогоны денег; а если деньги употреблены из экономических, домовых, или из других каких-либо сумм, то объяснять – когда, сколько и до какой именно суммы были заимствованы; б) по расходу раздельными статьями: когда, где и сколько заплачено прогонов, за какое расстояние и число лошадей и по сколько за версту и лошадь. По окончании обозрения, или по поверке книги двумя членами Консистории, на которых это возложено будет от преосвященных, составлять из них отчеты по прилагаемым формам, наблюдая притом, если прогонные деньги употреблялись казенные, то чтобы отчет был по форме 1.; если же из других сумм, то по форме 2, и составленные таким образом отчеты немедленно отсылать вместе с книгами в казенную Палату. (Указ. 14 Апреля 1841 г. П. С. 3. 14454.) Глава 11. О Викарных Епископах

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

354. Речь к новопосвященному Епископу Дмитровскому, Порфирию (Говорена в Чуд. Мон. ноября 21; напечатана в Твор. Св. От., 1858 г. и в собр. 1861 г.) 1858 год Святый Апостол Павел, святым Тимофею и Титу преподав тайнодейственным епископским рукоположением благодать Всесвятого Духа просвещающую и умудряющую, тем не менее нашел нужным учить их епископскому действованию чрез свои послания. Святая Церковь , всегда верная своим законам, повелела и нам от тайнодейственного рукоположения на поприще епископского действования напутствовать тебя словом назидания. Исполняя сие повеление, указуем тебе на те самые 863 , уже не неизвестные тебе, наставления, которые преподал святый Павел святым Тимофею и Титу. Ты, конечно, не станешь 864 искать против сего возражения в том, что это были мужи апостольские. Епископство тоже и ныне, которое началось от сошествия Святого Духа и апостольского рукоположения. Если мы далеки от мужей апостольских: то это по нашей вине. Не время удаляет нас от них, но недостаток ревности подражать им. Нам должно взирать на их образ, как на путеуказательный светильник, и наипаче 865 , когда день веры усиливаются 866 затмить лжемудрие страсти, преобладающая суета и чувственность. В особенности благовременно теперь вспомнить апостольское правило: «без своего старейшаго ничтоже да творят епископи, но токмо во своем пределе кийждо; и старейший же без онех ничтоже творит, полезнаго ради всем соединения» (Апост. правил. XXXIV). Как прекрасно устроение Церкви, которой единство священноначальственное святые Апостолы оградили сим правилом, и которая, употребляя оное в предостережение некоторых, без сомнения, вообще соблюдала оное! Оно показывает в епископах одну душу; и тем очевиднее являет Церковь единым телом. У нас не многие из епископов необходимо поставлены в совещательныя сношения с старейшими: не знаю, многие ли расположены входить в такие сношения добровольно, по наставлению синодального устава (Дух. Регл. о еписк. ст. IV). Но понятно само собою, что при недостатке епископских общений, опытность одних не может приносить плодов, которые могла бы принести посредством подаваемых советов, и неопытность других может иногда приносить незрелые плоды незрело обдуманного действования.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Наконец, в 4-х, privilegium honoris. В церковной сфере эта привилегия выражается в высшем внешнем положении духовенства, в том, что оно во всяких церковных собраниях занимает перед мирянами первое место, имеет первое право голоса и т. д. В обыкновенной же жизни обычай предписывает мирянам оказывать своим духовным пастырям особые внешние знаки почтения, состоящие в принятии от них благословения и в целовании благословляющей руки. Во взаимных отношениях членов клира privilegium honoris определяется степенью в иерархии, а между равными старшинством рукоположения (карф. 97) Унизительные для личного достоинства знаки почтения от низших клириков к высшим противны духу церковно-иерархических отношений и резко осуждаются в Духовном Регламенте Петра Великого. Здесь мы читаем следующее постановление: «Ведал бы всяк епископ меру чести своей и не высоко бы о ней мыслил; дело убо великое, но честь никаковая почитай в писании знатная определена. Апостол, разрушая мнение коринфянов, о своих пастырях кичащихся, сказует, что дело пастырское имеет весь поспех и плод от самого Бога, в сердцах человеческих действующего», а пастырей нарицает только служителями Божьими. «Се же того ради предлагается, чтобы укротити оную вельми жестокую епископов славу, чтобы оных под руки, донеле же здравы суть, не вожено, и в землю бы оным подручная братия на кланялась». Честь, справедливо подобающая духовным пастырям, «умеренная есть, а лишняя и почитай равно царская да не будет; и умеренной не самим пастырям искать и от подручных истязовать, но свободно подаваемою довольствоватися» (Регл. о «делах еписк.», п. 14 и 15). Государственные законы (там, конечно, где общество и правительство христианские) предоставляют также духовным лицам различные преимущества чести в сфере государственного права. Сюда принадлежит признание за духовными иерархами характера государственных сановников и вообще уравнение церковно-иерархических степеней со светскими чинами. У нас духовные иерархи приравниваются к высшим государственным чинам по табели о рангах, священнослужители и их дети пользуются правами личных дворян, а церковнослужители с детьми – правами почетных граждан. Наконец, духовным лицам всех степеней у нас жалуются, со времен императора Павла I, государственные ордена, за исключением тех, которые приняты от бывшего Польского королевства (именно – Станислава и Белого Орла).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

—17— всех средневековых христианских государствах и у нас в России до Петра Великого. В настоящее время та и другая привилегия (личная и имущественная) сведена к принципиальному minimum’y. Духовенство лично освобождается только от таких общественных и государственных повинностей, которые действительно оказываются несовместимыми с обязанностями церковного звания, какова, напр., воинская повинность 1053 ; кроме того, духовные лица православного вероисповедания не вносятся в списки присяжных заседателей (Суд. Уст. ч. III, ст. 85, п. 1). В имущественном отношении лица духовного звания пользуются: а) свободою от всех личных податей и б) тою привилегией, что дома их, в которых они сами живут, освобождаются от квартирной повинности (постоя). Наконец, в 4-х, privilegium honoris. В церковной сфере эта привилегия выражается в высшем внешнем положении духовенства, в том, что оно во всяких церковных собраниях занимает перед мирянами первое место, имеет первое право голоса и т.д. В обыкновенной же жизни обычай предписывает мирянам оказывать своим духовным пастырям особые внешние знаки почтения, состоящие в принятии от них благословения и в целовании благословляющей руки. Во взаимных отношениях членов клира privilegium honoris определяется степенью в иерархии, а между равными старшинством рукоположения (карф. 97) Унизительные для личного достоинства знаки почтения от низших клириков к высшим противны духу церковно-иерархических отношений и резко осуждаются в Духовном Регламенте Петра Великого. Здесь мы читаем следующее постановление: «Ведал бы всяк епископ меру чести своея и не высоко бы о ней мыслил; дело убо великое, но честь никаковая почитай в писании знатная определена. Апостол, разрушая мнение коринфянов, о своих пастырях кичащихся, сказует, что дело пастырское имеет весь поспех и плод от самого Бога, в сердцах человеческих действующаго», а пастырей нарицает только служителями Бо- —18— жиими. «Се же того ради предлагается, чтобы укротити оную вельми жестокую епископов славу, чтобы оных под руки, донеле же здравы суть, не вожено, и в землю бы оным подручная братия на кланялась.» Честь, справедливо подобающая духовным пастырям, «умеренная есть, а лишняя и почитай равно царская да не будет; и умеренной не самим пастырям искать и от подручных истязовать, но свободно подаваемою довольствоватися» (Регл., о «делах еписк.», п.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Указом 1 окт. 1763 г. число Членов Синода было ограничиваемо 3 архипастырями, 2 архимандритами и 1 протоиереем. (Ист. Иер. 1, 120–131). 5 Дух. Реглам. Ч. 3. и 1. Указы 1721 г. 3741); 1722 июня 13 и июля 7, 1725 г. 4461). Указом 1727 г. и духовные и гражданские училища соединены были под ведение Синода 4975). Указы 1720 г. 3761 п. 3, по оговорам на духовные лица, повелевал производить следствие в Синодском ведомстве, пока оговоренный не окажется виновным. О брани, побоях, краже и подобных делах духовных лиц – то же. Указ 1744 г. 9079); 1804 г. 21472). 6 Духов. Регл. ч. 3. п. 3. 4. Указы 1743 г. 18 ноября 8832); 1758 г. 11140); 19 июля 1782 г. 1802 г. 20671). 10 Дух. Регл. ч. 3. Указы 1722 4081), именный 1729 г. 5518), именный 1742 г. 8291), 1763 г. 11844.) содержат показание предметов, на которые Свят. Синод должен обращать внимание. 12 Духов. Регл. ч. 2. п. 1–3., где Епископу вменено в обязанность слушать во время трапезы чтение правил Соборов и Отцов. Указ 25 янв. 1711 г.: «Должна есть Коллегия сия (Св. Синод) и новыми вперед правилами дополнять регламент свой, яковых востребуют разные разных дел случаи». Первое прибавление к Регламенту составлено было Синодом в 1722 г. В указ 1732 г. издано новое дополнение Синода (Собр. Зак. 6177). Вообще указы Синода с правилами составляют дополнения к Регламенту. 13 Переселенцы образовали из себя 4 полка, каждый на 4 тысячи человек. Скальковский, Обозрение Новоросс. края. Одесса. 1836. В 1763 г. поселенцев простиралось до 38,000, в 1779 г. до 158000, душ. В 1760 г. Хорват домогался, дабы посвящен был для поселенцев особый Епископ, вызванный им из Сербии, но Синод отказал и подтвердил, дабы были в введении Белогородского Архипастыря 14 В том числе были епархии – киевская с 1130 церквями, черниговская с 514. Более, чем в прочих, было церквей: в московской 1871, в новгородской 1657, в рязанской 1220, в белогородской 1009, в казанской 865, в ростовской 833, в коломенской 808 церквей. Напротив в астраханской 228, в псковской 205, в иркутской 91, в петербургской 89 церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

6 . Если при рассмотрении дел в Св. Синоде признано будет необходимым или пояснить и дополнить действующий закон или составить новое постановление, в таком случае Св. Синод подносит предположение свое установленным порядком на Высочайшее благоусмотрение (т. I ст. 49 Свод. Зак. изд. 1857 г.). 7 . Ведению Св. Правит. Синода, подлежат вообще дела всей Церкви, касающиеся как духовного, так и мирского чина людей. В отношении к этим делам Св. Синод наблюдает: все ли правильно по закону христианскому исполняется и не делается ли что-либо противное этому закону и нет ли какого-либо недостатка в наставлении потребном для всякого христианина (II. С. З. 25 января 1721 г. 3718; Духов. Регл. глава II). 8 . Управлению Свят. Правит. Синода подлежат: 1) епископы, 2) пресвитеры, диаконы и прочий клир церковный, 3) монахи, 4) дома училищные и в них учителя и ученики и 5) особы мирские, поскольку участны суть наставления духовного, какое случается о правильных и неправильных браках и прочих делах, до светских людей касающихся. В отношении к поименованным лицам Св. Синод наблюдает, чтобы всякий исполнял обязанности своего сана и должности (Дух. Регл. ч. II). 9 . В Св. Правит. Синоде положено присутствующих семь лиц: один непременно С.-Петербургский Митрополит, как первенствующий член, прочие членами и присутствующими (II. С. З. 9 июля 1819 г. 27872). Члены назначаются именными Высочайшими указами, даваемыми Св. Синоду из старейших Архиереев и сохраняют таковое звание пожизненно. Присутствующие вызываются Высочайшими повелениями из Преосвященных управляющих епархиями, и заседают в Св. Синоде до воспоследования Высочайшей воли на обратное возвращение их в епархию (II. С. З. 12 июня 1805 года, 21790). Члены и присутствующие в Синоде, при вступлении в эту должность дают присягу, по особо установленной форме (II. С. З. 25 января 1721 г. 3718). Члены и присутствующее в Св. Синоде от занятия и управления делами вверенных им епархий, не освобождаются (II, С. З. 26 сен. 1726 г. 4959). 10 . С епархиальными преосвященными Главными священниками Гвардии и Гренадер, Армии и Флотов, а также с духовными консисториями и губернскими правлениями. Св. Синод, сносится посредством указов, обращенных на имя означенных лиц и учреждений, и подписанных обер-секретарем и секретарем по принадлежности. Для производства дел и письмоводства Св. Синод имеет свою канцелярию, штаты которой Высочайше утверждены 20 июня 1872 года. (II. С. З. 51015).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010