§ 53. Браки должны быть непременно венчаемы в той церкви или в приходе, к которому принадлежат жених или невеста (Корм. гл. L, лист. 199; Св. Зак. т. X, ч. 1, ст. 25, 26). – Брак, совершенный не в приходской церкви жениха или невесты, по смыслу Духовн. Регламента и по Инструкции благочинным, считается сомнительным (Духовн. Регл. ч. II, ст. 12; Инстр. благоч. § 18 прим. е, п. 41, прим. в). – Впрочем в случае надобности каждый приходский священник имеет право дозволить и другому священнику венчать его прихожан и не в его приходе; но в таком случае сему последнему (т. е. другому священнику) необходимо всегда заручиться от первого письменным дозволением на повенчание таковых, и только после этого венчать их, по обычаю (Кормч. гл. Б, лист. 199). – Если жених принадлежит к одному приходу, а невеста – к другому, в таком случае брак должен совершаться в той церкви, в которой принято совершать таковой, в том или другом месте, согласно желанию брачующихся, или следуя установившемуся на этот счет обычаю (Кормч. кн. глав. Б). Повенчавшиеся в чужом приходе даже с ведома местного причта должны представлять своему причту свидетельства об их браке венчавшего их причта, или паспорта, по которым они повенчаны, с надписью об этом того же причта; в противном случае браки их, по силе 12 ст. ч. 2 Духовного Регламента, считаются сомнительными и лица эти по смыслу § 42 благочиннической Инструкции не могут быть показанными по исповедным росписям супругами, а отсюда, по 120 ст. X т. Свода Законов, и дети, рождаемые от сих лиц, пока не будет представлено надлежащих доказательств о браке их, не могут писаться по метрическим книгам законными (см. Церк. Вест. 1878 г. 35. Часть неофициальн. стр. 15). § 54. Когда одно из брачующихся лиц принадлежит к православной Церкви, а другое в иноверной, брак обязательно должен быть совершаем только в Церкви православной, в той, к которой принадлежат жених или невеста православные (Св. Зак. т. X., ч. 1, ст. 67;Уст. Дух. Консист. § 26). – По ясному смыслу закона, браки лиц православного исповедания с лицами римско-католического исповедания, совершенные одними римско-католическими священниками, почитаются недействительными, доколе тот же брак не будет обвенчан православным священником (Свод.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

дух. Конс. и Ук. Син. 1865 г. сент. 12; Ук. 1876 г. дек. 81) определяет помощников для себя – приходских пресвитеров и в доказательство законности их рукоположения и предоставленных им прав выдает им печатную ставленую грамоту за своей подписью (Полн. собр. Зак. 1738 г. янв. 13 дня 7492) 8 . Так как приходские пресвитеры суть только помощники епархиального епископа, и приходы суть подразделения епархии, то приходские пресвитеры находятся в подчиненной зависимости от епархиального епископа и пользуются предоставленными им нравами под ведением и контролем епископа. Зависимость приходских пресвитеров от епархиального епископа: а) по месту служения Каждый пресвитер определяется и посвящается не иначе как к известной церкви, устроенной с дозволения епархиального начальства 9 , освященной епископом или доверенным от него лицом, и притом в положенный при церкви по штату состав причта (Уст. дух. Конс. ст. 71) 10 При введении новых штатов, священнослужители, оказавшиеся излишними, остаются при исполнении своих обязанностей по церкви и приходу, с сохранением содержания как из местных средств, так и окладов жалованья впредь до распределения их на штатные места или же до увольнения от службы по просьбам (Цирк. Ук. Син. 1876 г. марта 13 дня) 11 . Каждый пресвитер, определенный епископом к известной церкви, обязывается не оставлять ее и не переходить произвольно к другой. Наши древние церковные определения предписывали епископу внушать новопосвященному иерею, чтобы он не оставлял той церкви, к которой рукоположен во вся дни живота своего (Номок. 52 ст.; наставление епископа новопоставленному иерею; Дух. Регл. о мирских особах п. 8, в котором, между прочим, сказано, что «избранный во священника изъявил бы обещание до смерти не отходить от той церкви, к которой будет посвящен»). Частое перемещение священнослужителей с одного места на другое приучало бы прихожан видеть в них только исполнителей обрядности; при частом же перемещении священнослужителей не могла бы установиться нравственная связь прихожан с пресвитерами, которая приобретается одним только продолжительным взаимным обращением; наконец частное перемещение священнослужителей неизбежно сопровождалось бы расстройством и в хозяйстве их.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Управлению Святейшего Правительствующего Синода подлежат: 1) епископы, 2) пресвитеры, диаконы и прочий клир церковный, 3) монахи, 4) дома училищные (духовно-учебные заведения) и в них учители и ученики, и 5) особы мирские (люди светского звания), поскольку участны суть наставления духовного, которое случается о правильных и неправильных браках и прочих делах, до светских людей касающихся 4 . В отношении к поименованным лицам Святейший Синод наблюдает, чтобы всякий исполнял обязанности своего сана и должности. (Там. стр. 6–7). С разрешения Святейшего Синода печатаются книги, назначенные для общественного употребления и заключающие в себе: а) вновь назначенные к печатанию сочинения к церковному служению относящиеся, б) жизнеописания святых, в первый раз издаваемые, в) сочинения и переводы, содержащие изложение догматов православно-кафолические веры и правил христианской деятельности, г) сочинения и переводы, относящиеся к церковному управлению. (Ст. 257 Т. 14 Уст. Цензурн., Св. Зак. 1857 г.) На решения епархиальных начальств, если кто ими недоволен, приносятся жалобы Святейшему Синоду. (Дух. Регл. гл. 3 п. 8. ст. 174 Уст. Дух. Конс. изд. 1883 г.) Доколе дело не решено в Консистории, подсудимые не имеют права просить о переносе его в Святейший Синод. (Ст.166 Там.) Святейшему Синоду могут быть приносимы частные жалобы на медленность и на неправильные действия следователей или Консистории в том случае, если таковые жалобы, быв принесены епархиальному архиерею, не удовлетворены от него. (Ст.167 Там. изд. 1883 г.) В видах воспрещения лицам духовного ведомства присылать в Святейший Синод прошение, помимо ближайших своих начальств, в 1856 г. было предписано по всему духовному ведомству печатными указами для объявления подведомственным лицам: что впредь всякие просьбы, присылаемые в Святейший Синод, помимо ближайших начальств, по каким бы то предметам ни было, будут оставляемы без действия, и просители за отступление от законов, кроме взыскания за бумагу, будут подвергаемы ответственности;

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

в) Два вида бракоразводных дел принадлежат сюда же, – именно дела о расторжении брака по причине избрания мужа во епископа (VI Всел. 12, 48) и по причине пострижения супругов в монашество – („Дух. Регл. Прибавл. о монахах” п. 5; „Св. зак.” т. IX, 1,252). Едва ли можно предположить, чтобы на производство сих дел в светских судах могло быть предъявлено какое-либо притязание. В законах светских об этих делах не упоминается. Здесь все церковное – и законы и существо дела. Признаки и основания, по которым дела подлежат светскому, или духовному суду, указанные в 1002, 1003 и 1004 ст. „Устава Уголовного судопроизводства”, могут быть достаточны к определению и разделению подсудности и прочих дел. По 1004 ст. в делах об отступлении от веры и постановлений Церкви, обвиняемые подлежат уголовному суду только за такие действия, которые по уголовным законам подвергают или какому-либо наказанию, или ограничению в пользовании правами состояния. Таким образом: III. Не светскому, а церковному суду должны подлежать дела о таких нарушениях церковных правил, которые хотя и упоминаются в светских законах, но за которые в сих законах не полагается никакого возмездия, а определяются последствия сих нарушений только в церковных постановлениях. Принимая во внимание вышеозначенные признаки и основания, а равно и самые условия суда, мы без труда разрешим вопрос о том: какому суду должны подлежать дела о незаконных браках, признаваемых недействительными, но ненаказуемых светскими законами, а равно и некоторые дела бракоразводные. Из браков незаконных признаются по гражданским законам недействительными брачные сопряжения лиц, которым по расторжении брака возбранено вступать в новый („Свод Зак.” т. X, 1, 37). Но уголовный закон не преследует и не полагает никакого наказания таковым. Очевидно и не может подлежать спору, что дела о вступлении в таковые браки должны подлежать духовному суду. Запрещение таковых браков есть чисто церковное; последствия нарушения определены только в церковных правилах. Светский уголовный суд для производства и решения сих дел не имел бы никаких оснований. Очевидность невозможности привлечь дела сего рода из духовного суда к светскому не требует никаких доказательств. Нет светского закона, не может быть и светского суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Регламента и по Инструкции благочинным, считается сомнительным (Дух. Регл. ч. II, ст. 12; Инстр. Бл. §18). Впрочем в случае надобности каждый приходский священник имеет право дозволить и другому священнику венчать его прихожан и не в его приходе; но в таком случае сему последнему (т.е. другому священнику) всего лучше заручиться от первого письменным дозволением на повенчание не его прихожан, и только после этого венчать их, по обычаю (Кормч. гл. L, лист. 199). Если жених принадлежит к одному приходу, а невеста – к другому, то в таком случае брак должен совершаться в той церкви, в которой принято совершать таковой, в том или другом месте, по установившемуся обычаю (Кормч. гл. L). §56. Когда одно из брачующихся лиц принадлежит к православной Церкви, а другое к иноверной, брак обязательно должен быть совершаем не иначе, как только в Церкви православной, в той, к которой принадлежат жених или невеста православные (Св. Зак. т. X, ч. I. ст. 67; Уст. Дух. К. §26). По ясному смыслу закона, браки лиц православного исповедания с лицами римско-католического исповедания, совершенные одними римско-католическими священниками, почитаются недействительными, доколе тот же брак не будет обвенчан православным священником (Свод Закон, т. X. ч. I. ст. 72). Даже просьбы о дозволении совершить обряд брака по правилам одной лишь иноверной церкви у нас положительно принимать запрещается (там же ст. 67, §3-й). Допускается в этом случае только то, что по желанию заинтересованной стороны, лица обвенчавшиеся в Церкви православной могут после этого обращаться за благословением их брака и к той церкви, к которой принадлежит лицо иноверное. В Финляндии, для коренных ее жителей, это даже разрешается по прямому смыслу закона (Св. Зак. т. X, ч. I. ст. 68). §57. По желанию заинтересованных сторон православные священники могут также венчать в особенных обстоятельствах жениха и невесту неправославных, особенно в тех местах, где за неимением пастора или священника их веры, им не у кого более венчаться. Но в таком случае бракосочетание это должно быть совершаемо по преимуществу с благословения местного архиерея, и при этом как самое совершение оного, так и соблюдение всех основных формальностей, необходимых для правильности брака, а равно также в случае надобности и развод оного, должен производиться не иначе, как по правилам и обрядам Церкви православной, без малейшего уклонения, или изменения (Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Лучше назначить в епитимию неспешное прочтение с покаянным чувством той или другой молитвы, какую кто знает, определенное число раз с тем, чтобы в продолжение всего этого чтения молящийся постоянно клал земные поклоны. При этом способе исполнения епитимии, поклоны не будут одним автоматическим движением тела, а будут воодушевлены мыслью и чувством, будут проникнуты духом сердечного сокрушения. А если уж нужно определить число поклонов, то, не объявляя исповедывающемуся числа их, можно употребить тот же способ; можно, например, сказать, чтобы в такие-то дни, в такое-то время он прочитал однажды, дважды или трижды псалом 50-й, и после каждого стиха полагал земной поклон. Незнающему псалма 50 наизусть можно назначить чтение других молитв, напр. «Царю Небесный», «Святый Боже» и «Пресвятая Тройце». Тому, кто знает молитву св. Ефрема, можно назначить эту молитву с поклонами. Может случиться, что иной не знает ни одной из этих молитв. В таком случае, нужно спрашивать, кто какую молитву умеет прочитать, и к этой молитве приурочивать число поклонов, назначаемых в епитимию. Незнающему ни одной молитвы можно указать на молитву Иисусову, которую, вероятно, каждый знает, а если кто и не знает, то тут же на исповеди такого человека можно выучить ей, что очень удобно по ее краткости... «Господи Иисусе Христе (поклон), Сыне Божий (поклон), помилуй мя грешнаго» (поклон), и т. д. (Ср. в Правильниках наставление: «Неумеющим писания правило написано сице».... То же самое в Следован. Псалтирях, и др.). § 53. Что касается отлучения от Св. Таин, как одной из важнейших епитимий, то и по самому существу дела, и по указанию церковных правил, священник должен действовать по этому вопросу со всею возможною осторожностью, и что еще лучше и благоразумнее, по преимуществу не иначе как по указанию или с благословения и разрешения архиерейского (Духовн. Регл. прибавление о правил. причетник, церк. § 13, 14). Всего чаще особенно смущает духовников в настоящее время вопрос об отношении их к явным блудникам, прелюбодеям и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Если требуется вознаграждение за вред и убыток имуществу незначительное, например 25, 50 коп., то, кажется, можно преподать разрешение по одному обещанию кающегося вознаградить убыток. Но если бы после двукратного обещания кающийся не вознаградил, то надобно отложить разрешение, пока он не исполнит своей обязанности. Если кающийся может сделать вознаграждение и откладывает без всякой причины, то это служит признаком его нераскаянности: следовательно надобно отказать ему в разрешении. Если же предстоят для кающегося особые трудности к вознаграждению ближнего, то можно разрешить его под условием, что удовлетворит в продолжение срока, который должен быть точно определен, внушив ему, чтобы он молил Господа Бога даровать ему средства уплатить долг, и чтобы в определенное время являлся на исповедь. То же духовник должен наблюдать относительно вреда, сделанного жизни, здоровью и чести ближнего. Надобно заметить, что это дело весьма трудное для духовника и требует со стороны его особенного внимания и благоразумия. 6) Замышляющие бунт и измену Замышляющие бунт или измену против Государя и отечества или против какого-либо лица или учреждения не должны быть разрешаемы. Ибо тогда разрешение было бы поощрением и возбуждением к беззаконию. О замыслах бунтовщиков законы обязывают немедленно довести до сведения начальства (Дух. Регл. I т. 11). 7) Приобретшие привычку ко греху Привычка ко греху какому-либо есть одна из тяжких болезней души. Она есть также и одно из самых важных препятствий к разрешению. Эта закоренелая болезнь часто противится самому сильному врачеванию. Она состоит в том, когда грешник через повторение какого-либо греха легко и охотно впадает в грех при каждом случае и при каждом искушении. Разрешение слишком легко даваемое грешнику, приобретшему навык к известному греху, может послужить только к усилению недуга. Но и через откладывание разрешения на долгое время может произойти великий вред; грешник может прийти в отчаяние. Обращение человека, приобретшего привычку к пороку, по обыкновенному порядку трудно совершается и не может вдруг совершиться; оно требует много времени, борьбы, трудов, плача и молитвы, как свидетельствуют Слово Божие и опытные подвижники.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

—253— 1884 г. зависимости духовенства военного от епархиальной власти, следующая недоразумения: 1) Так как в этом пункте Указа Св. Синода идет речь о зависимости только духовенства военного от епархиальной власти, но ничего не сказано о зависимости самых церквей, при коих оно состоит, то следует ли Комиссии рассуждать и о сих церквах с их имуществом и доходами? 2) Так как в Указе говорится о духовенстве военном, состоящем при таких только городских церквах, которые заключают в своих приходах местное население; между тем, во многих городах, как известно, существует немало военных неподвижных церквей при разных военных учреждениях, как то, при госпиталях, крепостях, приютах и пр., то не следует ли Комиссии войти в рассуждение о зависимости в некоторой степени от епархиального начальства военного духовенства, состоящего и при сих церквах? 3) Так как по правилам церковным, „всяк коего либо чина человек подлежит в духовных делах суду того епископа, в которого епархи пребывает, пока в той пребывает (Дух. Регл. 1820 г., стр. 93, п. 10), то представляется благословным подчинить религиозно-нравственному надзору и в важных проступках суду епархиальных архиереев военное духовенство и подвижных церквей, когда оно находится в пределах той или другой епархи. Посему не признано ли будет благовременным и полезным дозволить Комиссии коснуться и этого вопроса? При дальнейших рассуждениях о порученных рассмотрению Комиссии общих вопросах могут возникать, сверх указанных выше недоразумений, и другие частные вопросы, более или менее соприкасающиеся с данными вопросами. Посему желательно, чтобы председательствующему в Комиссии разрешено было допускать обсуждение и этих последних вопросов. Сообщая о сем Вашему Высокопревосходительству, покорнейше прошу Вас, Милостивый Государь, о вышеизложенном предложить Св. Синоду на благоусмотрение и разрешение, о последующем же почтить меня уведомлением. —254— 1884 г. С истинным почтением и преданностию имею честь быть...“ В разрешение предложенных в этом письме вопросов мною получен 28-го ч. из Св. Синода указ за 2149, в котором изображено:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Реглам. § 12) 49 . С исповедью может соединяться епитимия. Епитимией называется духовное запрещение, духовное наказание, имеющее целью не отмщение грешнику за его грех , не удовлетворение правды божественной, а исправление кающегося, примирение его со своей совестью. Это не карательная, а исправительная мера. «Епитимия, – как метко выразился Вальсамон в своих толкованиях на 42 правило св. Василия В. – не карательны, но освятительны и целительны». Самый обыкновенный вид епитимии состоит в том, что по исповеди не дается прощения, но с согласия кающегося откладывается срок причащения; во время до причастия кающийся по назначению духовника соглашается совершать какие-нибудь добрые дела, прямо противоположные тому нравственному преступлению, за какое епитимия назначается (за нанесение кому-нибудь обиды – примирение, за тайное воровство – возмещение убытков потерпевшего и т. п.). Сообразно с существом епитимии, как исправительной меры, она может быть более или менее продолжительна, смотря по нравственному состоянию кающегося (трулльск. соб. 102); поэтому определение в канонических источниках срока епитимий не имеет особого значения и должно быть строго соблюдаемо только в тех случаях, когда епитимия налагается за открытое преступление духовным судом. Но мы говорим об епитимии, налагаемой после исповеди. Налагаемые на исповеди продолжительные епитимии неудобны уже и потому, что за исповедью следует всегда причащение. В виду всего этого Духовный Регламент предписывает, во избежание нравственного зла самим священником, не налагать продолжительных епитимии, а справляться у епархиального архиерея, замечая при этом, что многие попы, в писании неискусные, держатся за требник, как слепые за палку, отлучают на много лет и отказывают отлученному в причастии даже в крайних случаях (Приб. к Дух. Регл. Прав. о причте церковном § 14). Епитимья, налагаемая на исповеди, должна быть тайной, иначе нарушилась бы печать тайны, лежащая на исповеди (правило Никифора 19, -Кормчей ч. 2, л. 191). § 100. Каноническое определение брака

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

«А хотя бы и нисумнительный брак чий мнился быть», говорится в Духовном Регламанте, «обаче не подобает венчатися в ином приходе, в котором ни жених, ни невеста живет, кольми паче в иной епископии венчатися не подобает. Такожде и не звать из чужого прихода или епархии священника на венчание; ибо сие кроме укоризны своих пастырей, еще являет, что так женящийся в подозрении суть неправильного сочетания». (Дух. Регл. ч. 2, ст. 12, Ук. Св. Син. 5 Ав., 1775 г. П. С. З. 14356). ж) Венчание военнослужащих должно совершаться священниками собственного ведомства, т. е. в полках полковыми священниками, а в командах, где их нет, теми, которым от духовного военного начальства, по сношению с местным духовным начальством, будет сие дозволено; а если по каким-либо особым причинам будут они венчаться и посторонними, то с ведома священника той части войск, в которой принадлежат военные чины. (2165 ст. Св. Воен. Пост. ч. 2 кн. 1). з) Браки офицеров не должны быть совершаемы без письменного дозволения надлежащего начальства (ук. Св. Синода 10 Окт. – 1 Нояб. 1880 года). В Высочайше утвержденных 3-го Апреля 1867 года правилах для руководства при разрешении офицерам морского ведомства вступать в брак, объявленных к исполнению по тому ведомству приказом Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала от 8-го Апреля 1867 года, за 71, между прочим, изъяснено: п. 1) офицеры, морского ведомства не иначе могут вступать в брак, как по правилам, общими государственными законами определенным; п. 2) просьбы на вступление в брак должны заключать в себе фамилию и происхождение невесты, а также свидетельство в том, что невеста достигла узаконенного 16-летнего возраста. Без сего свидетельства начальство не в праве дать разрешения на вступление в брак, а священники венчать; п. 6) разрешение браков офицерам морского ведомства дается главными командармами портов; п. 7) разрешение на брак офицерам, состоящим по резервному флоту, служащим на коммерческих судах, находящимся на службе в других ведомствах и в бессрочном отпуску, дается главными командирами и командирами портов, если те офицеры находятся в одном из портов морского ведомства. В случае же нахождения их вне портов, разрешение на вступление в брак дается директором инспекторского департамента; п. 8) офицерам, состоящим в должностях в учреждениях Министерства, разрешение на брак дается начальниками тех учреждений; п. 9) разрешение брака офицерам, находящимся в обыкновенных отпусках, зависит от их начальства. 44 (См. подтв. цир. ук. Св. Син. об исполнении означенных правил духовенством, как епархиального, так и военного ведомств от 9 (26) Ноября 1877 г. за 1765).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010