9 . Разрешить тем же духовным лицам свободное отправление духовных треб как в частных и молитвенных домах, так и в иных необходимых случаях, с запрещением лишь надевать священнослужительское облачение (п. 10). 10 . Распечатать все молитвенные дома, закрытые как в административном порядке, так и по определению судебных властей (п. 12). 11 . Признать, что во всякого рода учебных заведениях, в случае преподавания в них Закона Божия инославных христианских исповеданий, оно должно проводиться на родном языке учащихся (п. 14). Метрические записи и другие церковные документы. I . События крещения (а также присоединения к православной Церкви), бракосочетания и погребения умерших записываются в установленные книги, называемые метрическими. Ведение этих записей сделано обязательным для всех приходских причетов еще в 18 столетии; (Дух. регл., приб. ст. 29; Ук. Син. 1723 г. Нояб.13 и 1724 г. Февр.20.) впоследствии для них была установлена единообразная форма (1837 г.). В настоящее время причетам выдаются духовным начальством изготовленные по этой форме печатные бланки (в тетрадях). Метрические книги разделяются на три части: 1-я о родившихся, 2-я о бракосочетавшихся и 3-я об умерших. В них вписываются, в отдельных графах, – в первой части: имена крещенных, время их рождения и крещения, родители и восприемники; – во второй части: время совершения брака, вступившие в брак, их возраст, поручители жениха и невесты; – в третьей части: умершие, их возраст, время смерти и погребения, причина смерти, место погребения; в каждой части в особой графе указываются и лица, совершившие таинства крещения и брака, напутствовавшие умиравших исповедью и причащением, и совершившие погребение. В первую часть вносятся и присоединенные к православной Церкви иноверцы. Метрики ведутся в двух экземплярях. Один экземпляр, прошнурованный, скрепленный печатью и надлежащей подписью, выдается из Консистории на один год, по истечении которого отсылается в нее для хранения. Другой экземпляр хранится при церкви. Записи производятся священником, или, по его поручению, кем-либо из причета, немедленно после совершения подлежащей внесению в метрические книги требы, с надлежащей тщательностью и безошибочно, под страхом взыскания за ошибочность записи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

17 возвращено ведению Киевского Архиепископа. О Соф. соб. 22 Напр. (ркп.) указ 1737 янв. 2. «из новгородских архирейских консисторского собрания и розряда». В Собр. зак. Ук. 9 июля 1744. Синодский, где сказано, что до того времени места епархиального правления назывались то канцеляриями Епископа, то консисториями; теперь положено везде называть Консисториями. Иногда называли их Декастериями, так же как в Малоруссии духовные правления долго назывались протопопиями. Окружная Грамота Гервасия, Епископа Переяславского 1758 г.: «Непременно сего должен наблюдать неленостно всечестный отец Протопоп Переяславский Скрикпчинкий, с наместниками и десатоначальниками, и нам Пастыревы верно обо всем доносить» (Маяк 1843 г. окт.). Отселе видно и то, что на юге оставались еще и десятильники. Бл. Тихон Еп. Воронежский написал для Духовных Правлений увещание о сохранении правосудия. 23 Духов. Регл. ч. 2 дела Еп. П. 8. пр. 17. Собр. Зак. Ук. 1797. 17258). Инструкция Митр. Платона в первый раз напеч. М. 1775 г., потом принята Синодом за общее правило. 24 Собр. Зак. ук. 1744 г. (8993. 2166), 1750 г. (10168) Замечательны; Указ 26 июля 1741 г. и Указ 23 апреля 1740 г. До какой степени духовенство не богато было тогда, показывает пример Тимофея – Тихона Воронежского. Брат его был дьячком; но мать готова была отдать его ямщику; в доме есть было нечего, и я у богатого мужика, бывало – бороню весь день пашню, чтобы только он накормил его хлебом, – говорил Святитель. Маяк 1845. 25 Собр. Зак. Указ 1724 г. сентября 25. освобождал от постоя дома, в которых живут сами духовное лица. В 1736. г. предписано указом 6957) оставить духовенство свободным от постоя н дежурства на съезжих дворах. Указ Елисаветы 1741 г. 8546. 26 Ук. 1711 дек. 28 д. повелено людей, родившихся в духовном звании и поступивших по недостатку мест в крестьяне, но потом внесенных помещиками в число крепостных, освободить из крепостного состояния и вперед не включать Ук. 1742 апр. 17 повелено: людей духовного звания, которые объявив: слово и дело, и потом не доказавших основательности объявления, не отдавать по ук.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Указом Св. Синода от 7/22 Февр. 1721 г. 317 Киевопечерская и Черниговская Типографии были подчинены непосредственному ведению Св. Синода и потеряли право печатать какие–нибудь книги без его «повеления» 318 . Дальнейшими указами было выяснено, что церковно–богослужебные книги и «благопотребныя для душевной по желанию многих от православного народа пользы» должны быть печатаемы «согласно с новоисправленными великороссийскими печатными книгами, без всякия отмены, лишнего ничего не примешивать» 319 . «А которых великороссийских не имеется, печатать по прежнему, как впредь сего были печатаны», но непременно с предварительного ведома Синода, и при этом «смотреть накрепко того, чтобы никакия святей церкви противности в книгах не были, и для оного смотрения выбрать из ученых, богословской науки искусных, тояже Киево-Печерской Лавры знатных монахов двух человек...» 320 . Так как Печерский Патер, до сих пор не печатался в великороссийских типографиях, то архимандрит Киево–Печерской Лавры Тимофей (с братиею) в конце (10 окт.–22 дек.) 1740 г. обратился в Синод с просьбой разрешить печатание Патерика, Четий–Миней и Акафистника. « Многіе люди, – писал он, – по своей горливости и усердію по бгу и стымъ угодникомъ его, для содержанія и чтенія в ползу дшевнаго спасенія своего, желаютъ имты книгы житія стыхъ оцъ, и патерикъ, в котором житія стыхъ оцъ печерскихъ описаны, но таковых же книгъ за давностію времены какъ печатались, везд уже сыскать невозможно» 321 . В июле (16) следующего (1741) года Синод разрешил печатать вышеуказанные книги, «точіюбъ оныя книги прежде изданія в печать ему архімандриту з другими учеными и въ Св. Писаніи и въ церковныхъ исторіяхъ искусными людми со всякимъ опаснымъ смотреніемъ достоврно освидтельствовать... (Ссылка на Дух. Регл. И Указы 1720–27 гг.). Ежели противное сыщется, такъ и недостоврное и церковными учителми и историками вры достойными неутвержденное, но весма сумнительное и вроятія недостойное, то таковую сумнительную и вроятія недостойную исторію отмтить в конц житія стаго, о которомъ идетъ исторія, или ежели возможно исправить».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Не трудно видеть, что регламент Маурера и дополнения к нему отдавали церковь в лице носителя её полномочий, Синода, в рабство государственной власти. Состав Синода определялся исключительно правительством. Но этого мало. Каждый шаг и такого Синода был обставлен надзором, и притом тройным надзором – в лице короля, министерства и прокурора – и каждое его решение требовало утверждения или разрешения либо короля, либо министерства, либо королевского прокурора. Регламент Маурера и дополнения к нему в стремлении закрепостить церковь пошли даже далее проекта и объяснительной к нему записки семичленной комиссии. Семичленная комиссия признала, по крайней мере, автономность церкви в её чисто внутренних делах – учении и таинствах. По регламенту же Маурера и дополнениям к нему, и здесь необходимо было правительственное «vidit» или «placet». «Vidit» и «placet» захватили церковь королевства греческого в свои страшные объятия и лишали её даже возможности поведать официально другим церквам о своей горькой участи. И не неточность выражения, а печальная правда в том имени, которое дано было «верховной церковной власти» в Греции – «Синод королевства греческого». Правда, правительство обещало в регламенте покровительство и защиту церкви и её власти, но оценило это обещание слишком большой ценой – ценой свободы их. Замечание архиерейского собора, что «король – глава церкви, поскольку это не противоречит канонам, и что по ним именно Синод управляет делами церкви», – оставлено было без внимания и не нашло для себя места ни в регламенте, ни в дополнениях к нему. Правда, правительство не забыло совсем, что церковь имеет каноны. В двух местах своего регламента оно указывает на их существование – в одном прямо (чл. 16), в другом (чл. 10) косвенно. Но что за упоминание, когда за ним следует требование правительственного утверждения (чл. 17 регл. и чл. 2 дополн.) и в особенности замечание: «министерство может отменить распоряжение (разумеется, синодальное).., и прежде чем будет спрошен Синод» (21 чл. регл.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Поэтому вполне естественно в духовниках опасение, как бы, с одной стороны, иной, не получив «равного беззаконию своему наказания», не впал «в презорство и нерадение», не сделался гораздо худшим и не стал еще более грешить, и с другой стороны, как бы такою «жестотою» наказания, которой другие «претерпети не могут» (св. И. Златоуста «О священстве»; Дух. Регл., Прибавл. О прав. Прич. Церк., 14 п.), не принести вреда их спасению (возбудив, напр., в них отчаяние, или ожесточение, и дав повод им совсем отпасть от Церкви или уклонится в сектантство). В виду этого последнего опасения некоторые пастыри и советуют не предъявлять непременно во всей строгости всегда и ко всякому кающемуся требований такого действия, которое не под силу его душе, еще не совсем окрепшей в решимости отстать от греха (см. подр. Рук. д. с. п. 1888,29; сн. 1885,40, и Хр. Чт. 1890п, 1 ч., 471–477 стр.); ибо, как говорит св. И. Златоуст в книге «О священстве», «немощнии и необузданнии, и сластем мира сего по большей части вдавшийся человецы, еще и благородием и превосходством хвалитися могущий, не скоро и по малу к исправлению обращающиеся, могут аще и несовершенно, обаче понеже отчасти от обдержащих себе зол свободитися; жестоко убо употребляюший пастырь наказания, и малою жестотою отстрашить оных от исправления; ибо душа, стыд погубившая, в отчаяние падает, и уже к тому ни тихому наставлению повинуется, ни прещеними устрашается, ниже благодеянии умягчается» (Дух. Регл., Прибавл. О прав. Прич. Церк., 14 п.). Вообще « в разрешении и вязании кающихся священник должен руководствоваться правилами благоразумия, приличного священнику, как орудию спасительного суда Божия, – чтобы не быть ни излишне снисходительным, ни чрезмерно строгим, но, имея в виду одно только — спасение пасомых, приспособляться к состоянию кающегося и не употреблять мер строгости там, где может иметь влияние только любовь» (VI, 102; 1,12; св. Вас Вел. 3,74,84,85; св. И. Злат. О свянь; Паст. Богосл., § 74). Но священникам должно твердо помнить, что запрещение входа в  церковь и отлучение от общения с верными предоставляется правилами только Епископу; священник же не имеет права никого отлучить от Церкви .

http://azbyka.ru/cerkovnye-kanony-o-epit...

Находящиеся в отлучке, вне своего прихода более года, должны исповедоваться в приходах их отлучки, но с условием – взять оттуда заручное письмо от священника, у которого они исповедовались, т.е. свидетельство о бытии у Исповеди и Святого Причастия, для доставления своему приходскому священнику (Синод. указы 1772 г. Июл. 16 и 1873 г. Февр. 4). Наблюдение за тем, чтобы все православные были у исповеди хоть один раз в год, лежит на приходском священнике, который для того составляет исповедные ведомости о бывших и небывших у Исповеди и Святых Таин Причастия лицах своего прихода (Св. зак. т. XIV Устав. о пред. и пресеч. преступл.). Приходские священники со всей пастырской заботливостью должны увещевать молодых людей, подлежащих призыву к воинской повинности, чтобы они непременно исполняли долг о бытии у Исповеди и Святого Причастия в год их призыва, облегчая им при том всеми способами исполнение сего долга (Ук. Св. Син. 1 Апр. 1883 г.). Строжайше запрещается священнику после исповеди, при каком-либо случае, например, в ссоре с духовными детьми своими, укорять их теми грехами, о которых он узнал от них на исповеди. Ему даже запрещается вообще ссориться с духовными детьми своими – укорять их в пороках, так как слышащие брань и укоризны могут подумать, что священник знал о сказанных пороках от них на исповеди, и поверят тому, что укоряемый действительно имеет эти пороки (Дух. Регл. ст. 11). Также строго запрещается открывать и другим грехи, исповеданные кем-либо ему. Грехи, разрешенные на исповеди, должны быть преданы вечному забвению; то же, что не разрешено на исповеди, остается на совести кающегося, а совесть каждого есть неприкосновенная святыня и тайна, которую только Бог может видеть и судить (Дух. Рег. ст. 9, 10. Номокан. при б. Треб. пр. 120). Об епитимии Епитимия назначается различная, по степени грехов, по возрасту, положению, а также и по мере раскаяния кающегося (Требн. Чин испов. Дух. Регл. 1 Всел. Соб. пр. 12 IV – 102, Вас. Вел. 84. Григ. Нисск.4:5). Назначая кающемуся епитимию, состоящую в совершении каких-либо добродетелей, должно выбирать добродетели, противоположные исповеданному греху; так, сребролюбцу нужно предписывать раздаяние милостыни, блуднику – пост, слабому в вере и уповании – налагать молитву, и т.п. Но при этом следует смотреть и на то, возможно ли для кающегося исполнение назначенной ему епитимии, чтобы не назначить ему невозможного; например, нищему не назначить раздаяние милостыни, человеку занятому, обремененному многими обязанностями – хождение частое в церковь и продолжительную молитву, и т.п. (Кн. о долж. пресв. приход. §106).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Регл. приб. Прав. причта церк. и чин. монаш. §§ 11 и 12). Открытие, слышанного на исповеди, может быть прямое и непрямое. Открытие непрямое будет, когда духовник во время исповеди кающихся употребляет такие движения и знаки, по которым другие могут догадаться о том, что было на исповеди, – когда духовник с исповедующимися громко говорит, так что другие могут слышать и т. д. Открытие прямое может быть в тех случаях, когда духовник на исповеди предлагает кающемуся вопросы о таких грехах его, о которых узнал из исповеди другого, когда в ссоре с духовными детьми укоряет их теми грехами, о которых узнал на исповеди (Дух. Регл. приб. прав. причт. церк. § 9). Духовнику запрещается вообще ссориться со своими духовными детьми – укорять их в пороках, так как другие, слыша брань и укоризны, могут подумать, что священник узнал о тех или других пороках их на исповеди, и что укоряемые священником в различных пороках действительно имеют эта пороки (Там же § 10). Сюда же можно отнести и те случаи, когда священник по неудовольству на кого-либо из прихожан, не допускал бы такового до целования креста в церкви, лишал антидора или отказывал в другом каком-либо церковном обряде (Срав. кн. о должн. пресв. прих. §109). Кроме ссоры и неудовольствий между священником и его духовными детьми, могут быть и другие поводы, вызывающие его к открытию слышанного на исповеди, напр., если бы кто увидел явного грешника, приступающего к Св. Тайнам, и выразил бы негодование на духовника, допустившего такого грешника до Св. Причастия, если бы кто стал выговаривать священнику за то, что он не разрешил его и т. п., во всех этих и подобных случаях священник всячески должен хранить молчание относительно слышанного на исповеди. 2) Священнослужители и церковнослужители, обязанные самым званием своим возвышаться над мирянами подвигами нравственно-религиозной жизни, должны как можно чаще очищать свою совесть покаянием и по крайней мере во все четыре поста неопустительно (Учит. Изв.; Инст. Благоч. § 9). Священнослужители, не бывшие ни разу в году на исповеди, посылаются на месяц в монастырь (Ук.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

По католическому воззрению, духовная иерархия, представляющая собою церковь , получила от Христа не только власть учащую (potestas magisterii) и власть освящающую (potestas ordinis) посредством сообщения верующим таинств и других духовных благ, но и власть управляющую (potestas jnrisdictionis). Причём под понятие юрисдикции подводится решительно всё, что относится к жизни церкви, как организма: сюда относится и судебная власть в тесном смысле, и вся церковная администрация, и независимое от государства законодательство по делам церковным». Эта же самая конструкция проводилась и в византийской системе (зачем же тогда г. Суворов считает её свойственной только католикам точкой зрения, а не общецерковной?). Она же проводится и в русской духовной литературе и, что всего замечательнее, высказывается не только как личный взгляд того или другого писателя, а как действительно в самой жизни и по существующему праву руководящий принцип православного церковного устройства и отношений между церковью и государством русским. Хотя вопрос о двух равноправных властях русским законодательством покончен в смысле существования одной только самодержавной власти, которой принадлежит и управление церковное (п.п. 3 и 7, ч. I. Дух. Регл. и ст. 43 Осн. Зак.). Так, например, в догматическом богословии преосвященного Макария, говорить г. Суворов, излагается решительно католическая конструкция: «Господь учредил в церкви своей особое сословие людей, составляющее собой иерархию, и этих то собственно людей, и только их одних, Он уполномочил распоряжаться теми средствами, какие Он даровал церкви для её цели, т. е. уполномочил быть в ней учителями, священнослужителями и духовными управителями» (стр. 212); «епископ в своей частной церкви или епархии есть местоблюститель Христов и, следовательно, главный начальник как над всей подведомственной ему иерархией, так и над паствою; он есть 1) главный учитель в своей церкви, 2) первый священнодействователь и совершитель св. таинств в своей частной церкви и 3) главный правитель в ней» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

е. с шапкой, палицей и набедренником, с ручным сулком, с рипидами, с осеняльными свечами и с ковром, а также носить мантию с паматами и посох с яблоками 94 . (Указ. 14 Октября 1765 г.) Архимандритам Ставропигиального Воскресенского, новый Иерусалим именуемого, монастыря предоставлено отправлять священнослужение во всем против Киево-Печерской лавры архимандрита 95 . (Указ. 20 Октября 1749 г. по имен.) Глава 16. О лицах имеющих особые должности в епархиальном управлении К лицам, имеющим особые должности в епархиальном управлении, относятся духовники, депутаты и следователи. (Ст. 4 Уст. Дух. Конс.) 1 О духовниках В каждом монастыре надлежит быть единому общему духовнику, честному и перед Епископом свидетельствованному иеромонаху, с тем, чтобы этот духовник иногда сказывал настоятелю, где какое злое в братии вкоренилось обыкновение, впрочем же ниже лица по имени, ниже показывая кельи, и ниже каких-либо иных обстоятельств; таким образом может настоятель рассуждать и прилагать усилия, как бы это зло искоренить в монастыре. Тоже самое указывается соблюдать и относительно духовника в монастырях женских. (Мая 1722 г. приб. к Дух. Регл. п. 57 П. С. П. и Р. по вед. прав. исп. Т. II 596.) В каждом благочинническом округе священнослужители и церковные причетники избирают общего духовника из священников, отличающихся духовным рассуждением, просвещением и честной жизнью, и избранный представляется через Консисторию на утверждение Епархиального Архиерея. (Ст. 66 Уст. Дух. Конс.) В епархиях, где благочиннические округи расположены на больших пространствах, Епархиальные Архиереи назначают в каждый округ по два и более общих духовника из священников. (Ст. 67 там.) Общий духовник ведет о священнослужителях, исповедающихся у него, особую исповедную роспись, по данной форме, и по окончании года, не позже Января, представляет Епархиальному Архиерею, который рассматривает ее, или сдает в Консисторию для рассмотрения. (Ст. 68 там.) Церковные причетники могут исповедываться у своего приходского, или у соседнего священника, с тем, чтобы они представляли от своих частных духовников свидетельства, перед окончанием года, общему духовнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

мещенную в той или другой книжке. Я выписываю много журналов и духовных и отчасти светских, но, если какая-либо дельная и интересная статья, помещавшаяся в целом ряде книжек того или другого журнала, выходит особою книгою, я всегда выписываю ее для своей библиотеки. – Из двух, Вами присланных мне книжек, одну, именно: „Уроки покаяния в Великом каноне“ я имел уже у себя, и потому лишний экземпляр отдал одной благочестивой старушке, как и всегда делаю, когда у меня два экземпляра одного и того же сочинения. Другую же книжку с удовольствием и пользою читаю: в ней оказались новые для меня статьи, мною в свое время незамеченные в книжках Душеп. Чтения, – да, правду сказать, при множестве епархиальных дел, нет и возможности за всем следить и все читать. Но если я сам не могу все читать, то я охотно даю все, какие у меня есть книги, читать всякому желающему. Так, помянутая выше старушка перечитала, по моей милости, издаваемый Вами журнал, сряду лет за десять или более, а с прошедшего года, по моему убеждению, сама стала выписывать его. – К этому же склонил я и игуменью здешнего монастыря. Да будет Вам Господь в помощь к продолжению на многие и многие годы истинно душеполезного издания“! Из Владимира писал мне от 14 ч. преосвящ. Иаков, в ответ на мое письмо от 10-го числа: „На первый раз наш Владыка 1117 просит Вас прислать 20 экз. писем Митр. Филарета к архиеп. Алексию. Письма очень интересны, но иные следовало бы напечатать с пропусками или вовсе не печатать. Пожалуй, обидятся преосв. Димитрий и Никандр. Так, по крайней мере, мне кажется 1118 . Хотелось бы мне прочитать те письма Митр. Филарета в подлиннике, которые напечатаны с заметкой, что не разобраны. Может быть, разобрал бы. 8 и 9 июня гостил во Владимире, а отсюда ездил в Суздаль Т. И. Филиппов; ради его даны были обеды гу- —915— 1883 г. бернатором на 9 и владыкой на 8 чел. Т. И. посетил лжеепискола Конона 1119 , рассчитывая получить от него копию замечаний его на Регламент Петра 1-го, но не достиг этого. Старец, говорят, носит на груди свои заметки и видно не хочет, чтобы при жизни его знали его мысли относительно Дух. Регл-та... Курьезно как трактуют Т. И-ча. Швейцар Шишкова 1120 спрашивает пьяного курьера Филиппова, зачем пожаловал барин. По расколу, говорит; он сам ведь раскольник 1121 . Из Владимира Т. И. поехал к своему семейству в Тверское имение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010