Григорий . Должно знать, Петр, что от шести причин входят в душу образы сновидений. Иногда сны рождаются от полноты желудка, иногда от пустоты его, иногда от наваждения (диавольского), иногда от размышления и наваждения вместе, иногда от откровения, иногда от размышления и откровения вместе. Сновидения двух первых родов мы знаем по опыту; а примеры сновидений остальных четырех родов находим в книгах Святого Писания. Если бы не случались часто сновидения от наваждения тайного врага, то премудрый муж никогда бы не указал на это словами: многих бо прельстиша сония, и отпадоша надеющеся на ня ( Сир.34:7 ). Также: не ворожите, не гадайте по снам ( Лев.19:26 [по Вульгате – латинскому переводу Библии]). Этими словами ясно показывается, что должно отвращаться сновидений, которые соединяются с гаданиями. Опять, если бы сны не происходили иногда от размышления и наваждения вместе, то не сказал бы премудрый муж: приходит соние во множестве попечения ( Еккл.5:2 ). Если бы сны не рождались иногда от тайных откровений, то Иосиф не видел бы во сне своего превознесения пред братьями (см. Быт. 37 ); и Ангел не внушил бы во сне обручнику Марии бежать в Египет, взявши Младенца (см. Мф. 2 ). Опять, если бы иногда не происходили сны от размышления и откровения вместе, то пророк Даниил, рассуждая о сновидении Навуходоносора, не полагал бы основания ему в размышлении: помышления твоя на ложи твоем взыдоша, чесому подобает быти по сих, и открываяй тайны яви тебе, имже подобает быти ( Дан.2:29 ), и несколько ниже: Ты, царю, видел еси: и се, тело едино, велие тело оно, и обличие его высоко, стоящо пред лицем твоим ( Дан.2:31 ) и прочее. Итак, когда Даниил с благоговением рассматривает сон и значение его и объясняет, из какого размышления произошел он, то ясно показывает, что сновидения весьма часто бывают от размышления и откровения вместе. Но если сны отличаются такою разнородностию, то, очевидно, тем менее должно верить им, чем труднее понять, из какого источника они происходят. Впрочем, святые мужи в наваждениях и откровениях некоторым внутренним чувством различают самый голос и образ видений, так что узнают, что воспринимают от доброго духа и что претерпевают от наваждения диавольского. Если ум не будет осторожен в отношении к снам, то чрез духа-обольстителя впадет во многие мечтания: он имеет обыкновение предсказывать много истинного, чтобы после опутать душу какой-нибудь ложью.

http://azbyka.ru/apokalipsis/posmertnyj-...

О царствовании Иоакима 2 Паралипоменон здесь рассказывает значительно короче, чем рассказывается в параллельном месте ( 4Цар.23:34–37,24:1–6 ); см. «Толковую Библию», т. II, с. 574–576. В знак полной вассальной зависимости иудейского царя от египетского фараона, последний переменяет (ср. Быт.41:45 ; Дан.1:7 ) имя Елиакима на Иоаким. Наложенная фараоном на Иудею дань (стих 3) взыскивалась с жесткостью и вымогательствами, без разбора богатого от бедного (поставленные в русском синодальном переводе в скобках слова стиха 4 находятся лишь в тексте LXX и, вероятно, перенесены сюда из ( 4Цар.23:34 ); равно и в ст. 5 имеется вставка из ( 4Цар.24:1–3 )), в чем агентам египетского царя, может быть, деятельно помогал Иоаким, который свое бедственное и жалкое царствование заявил особенно насилиями и притеснениями народа ( Иер.22:13–19,36:23–24,30–32 ). Во второй половине своего царствования, вероятно, в 8-м году его (ср. И. Флавий, «Иудейские Древности, кн. X, 6, 1; см. «Толковую Библию», т. II, с. 575). Иоакиму пришлось египетское данничество переменить на вавилонское: он подчинился основателю ново-халдейского царства Навуходоносору (ок. 600 г. до Р. X.). Попытка Иоакима, под влиянием египетской партии, освободиться от дани вавилонскому царю, была роковой для Иоакима: «против него вышел Навуходоносор... и оковал его оковами, чтобы отвести в Вавилон» (ст. 6). Это известие 2 Паралипоменон, в виду иного рода свидетельств (4 книги Царств и книги пророка Иеремии) о смерти и погребении Иоакима, именно свидетельства ( 4Цар.24:6 ) (Иоаким почил с отцами своими, т.е. в Иерусалиме, а по ( Иер.22:19,36:30 ) труп Иоакима был брошен вне стен Иерусалима и долгое время валялся здесь наподобие падали) – понимается толкователями или так, что Навуходоносор, отведя Иоакима в плен в Вавилон, скоро возвратил его обратно в Иерусалим, где он и умер; или же так, что Навуходоносор лишь отдал приказание доставить Иоакима пленным в Вавилон, но затем отменил это распоряжение и повелел убить Иоакима в Иерусалиме, причем труп его был выброшен за город.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

    16:23. Выражение «камень преткновения», т. е. препятствие, стало нарицательным: так обозначают все, что ведет людей к греху или к сомнениям в вере. Иисус называет Петра сатаной, потому что тот предлагает ему то же искушение: Царство без креста (4:9,10). Раввины иногда позволяли себе обыгрывать имена учеников; здесь " камень» (16:18) превращается в «камень преткновения».     16:24. Дополнительные сведения о 16:24—28 см. в коммент. кМк. 8— 9:1. Нести крест (горизонтальную его перекладину) по дороге к распятию (туда, где уже стоял вертикальный столб, ожидавший приговоренного)означало испытать на себе глумление толпы, позор и насмешки — таков был путь, ведущий преступника к смерти. Распятие было самой позорной и мучительной смертью; по римским законам к смертной казни черезраспятие приговаривались люди из низших сословий и рабы; даже разговоры об этом навевали ужас.     16:25,26. Жизнь человека стоит дороже любых сокровищ, ибо они утратят ценность, если не станет человека, который мог бы ими наслаждаться (Пс. 48:7,8; Исх. 30:12).     16:27,28. Опираясь на Дан. 7:13,14, Иисус говорит о Себе тем же языком, каким в Вет-хом Завете обычно изображается Бог как судья (Пс. 61:12; Прит. 24:12; Иер. 17:10; 32:19; Иез. 18:30). Упоминание ангелов, вероятно, связано с Зах. 14:5, хотя этот образ соответствует и контексту Дан. 7:13,14. «Вкусить смерти» — идиоматическое выражение, означающее «умереть». Ст. 28 служит связующим звеном, предваряющим откровение о Царстве в 17:1—8.     17:1—13 Слава воссияла вновь    В этом отрывке аллюзия на явление Божьей славы Моисею на горе Синай столь очевидна, что большинство еврейских читателей, несомненно, ее заметили. Более подробные сведения см. в коммент. к Мк. 9:2—10.     17:1. Шесть дней ассоциируются с шестью днями в Исх. 24:16, когда Бог начал говорить с Моисеем из облака, покрывшего гору.     17:2. В некоторых еврейских текстах изображение ангелов в славе или воскресших праведников во многом напоминает описание облика Иисуса в этом эпизоде, но ближайшую аналогию преображению человека под действием славы можно найти в Исх. 34:29, где лицо Моисея стало сиять лучами после встречи с Богом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

С помощью этой девтерономической редакции издревле почитаемая книга завета (см. ниже, C.VI.5) «переносится» на Синай. Так как книга завета в своей девтерономической версии начинается с (девтерономического) запрета на изображения, то изготовление золотого тельца и поклонение ему становятся нарушением этой главной заповеди книги завета и, таким образом, нарушением завета, на которое милостивый Бог отвечает, однако, возобновлением завета. В Исх.34:1, 4 эта тема раскрывается с помощью мотива изготовления новых скрижалей, на которых, согласно логике повествования, записывается текст, приведенный в Исх.34:11–26 как повторение и некое резюме книги завета (ср. эпилог книги завета Исх.23:20–33 , который, как явствует из текста, был специально написан для Исх.34:11–26 в ходе девтерономической редакции). 2.3 Присоединение Второзакония времен Иосии Историческое произведение, возникшее в плену, рассматривает историю Израиля «в земле» в перспективе его послушания/непослушания закону Яхве, который был дан Израилю через Моисея в том его виде, в каком он существовал тогда, т.е. в образе Второзакония времен царя Иосии Втор.5–28 ). Поэтому редакторы исторического произведения сделали этот свод законов центром своей исторической концепции. Согласно «Мюнстерской модели возникновения Пятикнижия», к редакции времени изгнания восходит и подчеркивание исторических моментов, присутствующих в этом своде законов (ср. точку зренияг. Браулика/Н. Лофинка, отличающуюся от данной, в C.IV.2.4.3). Эта «историзация» проявляется в следующем: девтерономический свод законов рассматривается как изменение и дополнение к законам «книги завета», данным Моисею на Синае, потому, что оба собрания законов теперь присутствуют в одном и том же сочинении; при этом книга завета представляет собой документ синайского завета, а девтерономический свод законов – документ моавского завета. В литературном отношении такое «историческое» восприятие девтерономического собрания законов приводит к тому, что обретает во и повествовательное обрамление, намеренно встраивающее в ту последовательность событий, которую дает Пятикнижие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

74)  См. 1Пет.1:1, 2:11; Флп.3:20; Евр.11:13, 12:22, 13:14; Послание Климента. 1; Мученичество Поликарпа. Пролог; Ириней Лионский. Против ересей. 4. 21.3; Тертуллиан. О венке воина. 13; Климент Александрийский. Педагог. 3.8; Строматы. 7.12; Киприан Карфагенский. О смертности. 26; Понтий. Жизнь Киприана. 2. 75)  Послание к Диогнету. 5.5. 76)  Дидахе. 8.1. Вслед за ним: Учение апостолов ( Didascalia apostolorum ). 21; Апостольские постановления. 5.15; 7.23. Ср. Лк.18:12; Климент Александрийский. Строматы. 7.12; Августин. Письма. 36.30. 77)  Ис.58:6–7. Эти строки часто цитируются в древнехристианской литературе. См. Послание Варнавы. 3; Климент Александрийский. Педагог. 3.12. 78)  См. Пастырь Ерма. Притчи. 5.1–3. 79)  Дидахе. 8.2–3: “Молитесь не так, как лицемеры, а как Господь повелел в Евангелии”. Тертуллиан дает первое подробное толкование “Отче наш” и также советует повторять молитву не менее трех раз в день. См. О молитве. 1. 24–25. Ср. Дан.6:11; Деян.3:1, 10:3, 9, 30. Ориген. О молитве. 12.2. Апостольское предание (35, 36) говорит о пяти временах молитвы: по пробуждении ото сна; в третий, шестой и девятый часы (соответствующие нашим девяти утра, двенадцати и трем часам дня) в воспоминание о часах казни Христа, а также в полночь. Ср. Киприан Карфагенский. О Молитве Господней. 34–36. Подробнее см. L.E. Phillips. Daily Prayer in the Apostolic Tradition of Hippolytus . C. 389–400. 80)  О молитве по направлении к храму у евреев: Пс.27:2. О молитве на коленях: Тертуллиан. О молитве. 23; Ориген. О молитве. 31. Ср. 1Тим.2:8. О молитве на восток: Иустин. Диалог с Трифоном. 121.2; Тертуллиан. Против валентиниан. 3; Климент Александрийский. Строматы. 7.7.43; Ориген. О молитве. 32. Учение Аддая (2.1) связывает обычай молиться на восток с апокалиптическим предсказанием в Мф.24:27. Подробнее см. J. Danielou. The Bible and the Liturgy. C. 30–33. Молитва в позе оранты напоминала древним христианам форму креста. См. Минуций Феликс . Октавий. 29. 81)  См. Плиний Младший. Письма. 10. 96, написанное в 111 г.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

Не потому ли у него пропало желание заходить в Дервию, Иконию и Листру? Во всяком случае, он, не останавливаясь, пересек земли внутренней Галатии и Фригии, а оттуда повернул на запад, к побережью. Осенью 54 года он уже снова в Эфесе - конечной цели своего третьего путешествия. Примечания 1 Так, около 62года он пишет: " Когда это послание будет прочитано у вас, сделайте. чтобы оно было прочитано и в церкви Лаодикийцев, и чтобы то, которое из Лаодикии, прочли и вы " ( Кол.4:16 ). 2 Фарисеи верили, что наряду с Писанием, Бог дал и устную Тору, которая передается как живое Предание учителями веры. См.: А.Мень На пороге Нового Завета, гл.30. 3 E.Pax. In theFootsteps of St.Paul. Jerusalem, 1977, p.113-114. 4 См.: С.А.Жебелев. Апостол Павел и его послания. Пг., 1922, с.121 сл.; J.A.Fitzmayer. New Testament Epistles. - JBC, II, pp.223-224. 5 Э.Ренан. Святой Павел, с.161. 6 1Фес.3:6-8 , 12-13 ; здесь и далее расположение строк в переводе призвано подчеркнуть внутренний ритм, присущий посланиям. 7 1Фес.5:1 ; Мф.24:5 ; Деян.1:6-7 . 8 1Фес.4:14-17 . 9 1Фес.5:4-6 (ср. Кумранский Устав, 1, 9 сл.). 10 1Фес.4:10-11 . 11 1Фес.5:14-22 . 12 2Фес.2:2-5 . 13 Ср.: Дан.8:9-14 , 26-27 ; 11:36 ; Мф.24:15 ; Лк.21:24 . 14 2Фес.2:6-7 . Выражение " удерживающий " указывает на то, что речь идет о личности. См. историю толкования этого места у A.Rigoux. L " Antechrist et l " opposition auRoyaume messianique dansl " Ancien et leNouveau Testament. Louvain, 1932, p.260-267. 15 Светоний. Клавдий, 34, 37. 16 Светоний. Нерон, 26. 17 Мф.24:5 , 11 ; 1Ин.2:18 . 18 2Фес.2:15 . Слово предание (традиция), евр.кабала (от кибел - получать), употреблялось в раввинской литературе для обозначения книг устной традиции. 19 В этом отношении характерно мнение Цицерона, писавшего: " Все ремесленники занимаются презренным трудом, в мастерской не может быть ничего благородного " (Цицерон. Об обязанностях, II, 42, 150). 20 2Фес.3:10-12 . 21 Деян.18:18 ; И.Флавий. Иудейская война, II, 15. 22 Деян.18:22 . Выражение " поднялся " и " спустился " были обычными среди паломников, ходивших в Иерусалим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2099...

52) и на пророчества о низвержении тиранов и неправедных правителей (см.: Ос 13. 11; 8. 1-14; Иез 34. 1-31; 39. 17-20; Дан 7. 27; Откр 18. 6-8; 19. 17-18), М. подчеркивал, что Бог в Своем гневе побудил народ низвергнуть тиранов и передал их власть народу. Насмешливо упрекая графа в том, что тот напрасно пытается найти истину в «лютеровской кашице» и «виттенбергском супчике», М. призвал его смиренно признать власть общины, явиться в лагерь восставших, исповедовать евангельскую веру и стать одним из «братьев общины» (gemeynen bruder). В случае отказа, по словам М., восставшие будут сражаться с графом как со «злейшим врагом христианской веры». В тот же день М. отправил еще одно письмо, гр. Эрнсту (текст см.: MüntzKGA. Bd. 2. S. 465-473. N 145; рус. пер.: Мюнцер. Пражское воззвание. Письма. 1989. С. 341-342). Если в письме гр. Альбрехту М. выбирает насмешливо-снисходительный тон, оставляющий пространство для диалога, то в обращении к своему давнему врагу он переходит на язык бескомпромиссных угроз и грубых нападок. Заявляя, что гр. Эрнст уже давно угнетает и гонит христиан, М. призывает его добровольно явиться на суд общины, исповедовать перед всеми свою веру и принести покаяние во «всем очевидной тирании» и в том, что граф под именем христианина стал «языческим злодеем». М. утверждал, что граф уже осужден на погибель «властью Бога», поэтому, если он не покается, то будет уничтожен восставшими и станет «мучеником диавола» (teuffels marterer). Оба письма М. начинал с обращения «брат», подчеркивая тем самым, что феодальные титулы и привилегии упразднены, а заканчивал подписью «Томас Мюнцер с мечом Гедеона» (mit dem schwert Gedeonis), отсылая к повествованию Книги Судей о том, как 300 израильтян под предводительством Гедеона победили намного более многочисленные силы мадианитян (см.: Суд 7. 9-22) и тем самым намекая, что малочисленность восставших не должна обнадеживать их противников, поскольку на стороне народа будет сражаться Бог (см.: Br ä uer, Vogler. 2016. S. 358-363).

http://pravenc.ru/text/2564548.html

34, 2–31; Мих. 6, 1–2; Ос. 5, 1) за то, что они опустошили виноградник Божий (см.: Ис. 3, 14; Иер. 2, 9), грозят им проклятием Божиим, если они не приложат сердца своего к тому, что слышат (см.: Мал. 2, 1–2). Иезекииль почти буквально повторяет некоторые законы, очевидно, основательно забытые священниками (см.: Иез. 44, 9–46, 20). Если пророки обличают священников, грозят им судом и осуждением, то очевидно, что пророчество — высший институт, который был как бы постоянным ревизором или контролером, смотревшим за исполнением закона. Народ жил по закону и в этой жизни возглавлялся священством, но иногда и народ, и священство уклонялись от путей закона. Тогда Бог вразумлял народ через Своих представителей — пророков. Эти земные представители Иеговы, естественно, были выше народных представителей — священников; инициатива и руководство в религизоном завете должны принадлежать Богу. Бог дал закон; Он же возбуждает людей и к исполнению этого закона, возбуждает увещаниями и угрозами. Как закон был дан через пророчество, так через пророчество Бог и заботился о том, чтобы народ исполнял этот закон себе на благо. В этом отношении деятельность пророков была доведена до совершенного конца воплотившимся Сыном Божиим, в деле которого старинные догматики выделяли между прочим и пророческое служение. Но поддержанием закона не ограничивалось отношение пророчества к закону. В законе была изложена норма отношений Бога и Израиля. Возвышенные религиозно-нравственные истины в законе даны были в доступной народному пониманию внешней форме. В законе был развит чисто внешний формализм. Этому формализму законному служило священство. Но законный формализм должен был служить только средством для воспитания народа и его внутреннего обновления. Необходимо было уяснить дух всей законной формальности и обрядности, указать дух законной буквы, внутреннюю истину во внешней форме. Истинный смысл закона не мог скоро и сразу сделаться достоянием народа; воспитание народа и прояснение в его сознании внутреннего смысла закона могли идти только медленно и постепенно, но должны были идти.

http://pravoslavie.ru/5840.html

[ 24 ] Постановление ПБ об этом см. 23–35. [ 25 ] Шифротелеграмму ЦК РКП(б) на места, реализующую это предложение Троцкого и отправленную за подписями М. И. Калинина и В. М. Молотова см. 23–31. [ 26 ] Об исполнении этого предложения Троцкого Бюро Центральной Комиссии по изъятию церковных ценностей 27.03 1922 г. и об отправке 30.03 1922 г. на места шифротелеграммы ЦК РКП(б) за подписями М. И. Калинина и В. М. Молотова, см. 23–32 и комм. 31 к д. 23. [ 27 ] Несмотря на эту директиву, Владимирский Губотдел ГПУ сообщал 24.04 на Лубянку, что изъятие по губернии “протекает слабо, широко применяются соглашения с верующими в лице попов, следствием чего работа комиссии не достигает максимальных результатов [...] кроме того в некоторых уездах в церквях комиссиям не приходится ничего изъять и только лишь потому, что все ценности находятся на учете Главмузея, как это установлено в городе Александрове в местном женском монастыре, где ценностей много, но изъять абсолютно ничего не пришлось [...] Работа по губернии вообще протекает спокойно” – ГАРФ, ф. 353, оп. 6, д. 7, л. 2. [ 28 ] В черновом протоколе 8 заседания Политбюро от 26 мая 1922 г. (АПРФ, ф. 3, оп. 1, д. 277, л. 18) находится записка с текстом: “от т. Троцкого. Получено 30/П1 17 ч. 35 м. К сегоднеш[нему] заседанию секретарей губкомов. 30/III. 105 ”. Вверху помета рукой В. М. Молотова: “Опросить членов Пб. В. Молотов. 30/III”. [ 29 ] Результаты этого опроса, проведенного 30.03 к совещанию секретарей губпарткомов и председателей губисполкомов, состоявшемуся в тот же день, были оформлены постановлением Политбюро, протокол 117, п. 5 от 2 апреля 1922г. – см. 23–34. [ 30 ] В ГАРФ, ф. 1235, оп. 140, д. 59, л. 29-об. находится документ без даты, направленный заместителем заведующего Шифр-бюро ЦК РКП(б) С. Ф. Чечулиным в “ЦК РКП, копия тов. Каменеву” с указанием, что эти секретные циркуляры “при отправке послан[ы] одной шифродепешей”. Здесь же дан полный перечень всех семидесяти исходящих номеров (с 1957/ш по 2026/ш) с адресом каждого (от Твери до Петрограда).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ради избранных. Т.е. ради народа Божиего (ст. 22,27). 13 вот, здесь Христос. См. ком. к ст. 6. 13 знамения и чудеса. Иисус считает знамения и чудеса прерогативой Мессии, хотя признает, что они будут сопровождать и лжемессий. 13 в те дни. Поскольку в ВЗ слова «те дни» специальный термин для обозначения конца времен ( Иер. 3,16 ; Иоил. 3,1 ; Зах. 8,23 ), возможно, Иисус здесь также говорит об этом (ср. 13,7), подтверждением чему служит и слово «тогда» (ст. 26), где речь явно идет о Втором пришествии (см. ком. к ст. 26). солнце померкнет. Эсхатологические образы, созвучные Ис. 13,10 и 34,4. 13 грядущего на облаках. Облака символизируют Божие присутствие ( Исх. 19,9; 24,15–18 ). Если отличительными особенностями первого прихода Сына Человеческого были Его страдания и унижение (см. ком. к 8,31), то Его пришествие в «конце времен» станет откровением Его божественной славы. Иисус описывает Свое пришествие в образах, заимствованных из Дан. 7,13.14 . 13 от четырех ветров. Т.е. со всего света. 13 От смоковницы возьмите подобие. В Писании смоковница служит обычно символом Израиля. Однако в данном случае Иисус имел в виду иное. В отличие от остальных лиственных деревьев, растущих в Палестине, смоковница теряет листья на зиму и зацветает поздней весной. Так и ученики, в отличие от остальных людей, которые будут устрашены надвигающимися «болезнями», должны возрадоваться, ибо бедствия знак того, что Второе пришествие Христа «близко, при дверях» (ст. 30). 13 род сей. Поколение живущих в упоминаемое время; общность людей, происходящих от одного общего предка (см. Мф. 23,36 ). В данном контексте следует, по-видимому, принимать оба значения. 13 Небо и земля прейдут. Небо и земля существуют во времени, слова же Иисуса имеют вневременной, вечный характер. См. статью «Учение Иисуса». 13 ни Сын. Иисус указывает здесь на два момента: 1) исключительность Своих отношений с Отцом, основанных на том, что Он является Сыном от вечности; 2) во время земной жизни Иисуса в человеческой плоти Его знание ограничено.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010