==«праведный» и ==«нечестивый», «грешный», «преступный» (ср. Иов.27:13 ; Иер.12:1 и др.) – обычная в Библии антитеза (ср. для » ψ.1:6; 10:3; 33:22; 36:12,      25; 68:      29; 91:13; Ис.24:16; 57:1 ; Авв.1:4, 13; 2:4 ; Притч.10:16, 25; 11:8; 27:7 ; – для » Иер.23:19 ; ψ.1:1, 4, 5, 6; 3:8; 7:10; 9:18; Мал.3:21 ; Быт.18:23 ). LXX обычно передают » чрез δκαιος, а » чрез νομος, как и в настоящем случае. Речь пророк обращает по-прежнему к людям, говорящим Иегове «дерзкие слова» (ст. 13). При настоящем распорядке стихов ст. 16–17 указывают основания, которые заставят обличаемых переменить свое мнение о бесполезности служить Богу (ст. 14) и о практической предпочтительности нечестия (ст. 15). В таком случае, consecutivum следовало бы передать по-русски таким словом или выражением, которое указывало бы на эту связь мысли ст. 18-го с предыд. Переводим поэтому: «и тогда вы снова увидите разницу между праведным и нечестивым». Если же стих 18 читать прямо после 15, как, может быть, и было первоначально, то тогда надо переводить противоположительным союзом «но». Слова «снова увидите» Рейнке понимает, как указание на такие тяжкие кары, настигавшие в прошлом иудеев за нечестие, как нашествие Навуходоносора и плен, и как угрозу подобною же карою в будущем (владычество римлян и разрушение Иерусалима) 2130 . Де-Дьё и Розенмюллер понимают эти слова, как признание Иеговой бедственности современного положения иудеев, при котором одинаково худо живется и благочестивым и нечестивым, и как обещание лучшего будущего 2131 . Но в разбираемых словах речь идет ближайшим образом не о том, что сделает Иегова (в этом случае, как справедливо замечает Кёлер 2132 , пророк сказал бы: ), – об этом см. ст. 17:19 и 20, – а о том, что обличаемые сами поймут и увидят. Следовательно, «снова» указывает лишь на слова обличаемых в ст. 14–15: «Напрасно служить Богу: и какая прибыль от того, что мы соблюдаем постановление Его и ходим в черном одеянии пред Иеговою Саваофом? И теперь мы считаем счастливыми гордых, и хорошо устраивают себя делающие беззаконие: хотя они и искушают Бога, но остаются целы». Они дерзко говорят, что их попытки угодить Богу ни к чему не ведут, что напротив, – делающим беззаконие живется очень недурно. Они, следовательно, поколебались в признании пользы богоугождения. На это им Иегова и отвечает угрозой, что искомое ими и забытое различие между праведным и нечестивым они в день суда, снова увидят и вспомнят, когда, может быть, на самих себе испытают, к чему ведет «искушение Бога» или, во всяком случае, увидят сколь незавидно положение восхваляемых ими гордых и беззаконников. Такое отношение ст. 18-го к ст. 14–15 и 19–20 доказывается повторением в ст. 18 указания на «служение» Богу ( ), а в ст. 19 на и .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

6:8–13 жертва всесожжения. Ср. гл. 1. Поскольку ничего из жертвы всесожжения не предназначалось в пищу священнику или жертвователю, в тексте говорится лишь об ответственности священников за надлежащее обращение с пеплом и огнем. 6 Огонь... пусть горит. Ср. ст. 13. Этот ритуал должен был напоминать о Божием присутствии и о потребности народа в постоянном искуплении. 6:14–18 О приношении хлебном. Ср. гл. 2. 6 все, прикасающееся к ним, освятится. Эту фразу можно передать и так: «Все, прикасающиеся к ним, освятятся». 6:19–23 Священники должны были ежедневно совершать хлебное приношение. Об этом здесь упоминается впервые (6,20). 6 священник помазанный. Т.е. первосвященник. 6:24–30 О жертве за грех. Этот фрагмент содержит наставления, касающиеся священников. Глава 7 7:1–10 Процедура принесения жертвы повинности. 7:11–36 Установление о мирной жертве, или жертве общения (ср. гл. 3). Здесь даны предписания, касающиеся мирной жертвы и, в частности, хлебного приношения, а также описывается, как надо употреблять мясо жертвы (7,15.16). 7 при жертве благодарности. Можно было бы назвать эту жертву «жертвой исповедания», поскольку она приносилась также при исповедании грехов и в случае оказанных Богом милостей. Эта жертва служила для того, чтобы усилить молитвы о прощении или об исцелении, или же выразить благодарность за услышанные молитвы. 7 по обету. Находясь в затруднительном положении, люди клялись принести жертву Богу, если Он ответит на их молитвы ( Быт. 28,20–22 ; 1Цар. 1,11; 2,21.24 ); подобные клятвы обычно сопровождались мирной жертвой. от усердия. Такая добровольная жертва служила выражением благодарности Богу. 7 нечистоту. Определение понятия нечистоты см. в гл. 12–15. истребится. Такое выражение является общим для описания Божиего проклятия, его точный смысл в каждом конкретном случае определяется контекстом Священного Писания. Оно может означать смертную казнь (напр., Исх. 31,14.15 ) или обреченность остаться бездетным (18,14.19; 20,20). 7 крови не ешьте. Имеется в виду мясо, из которого не выпущена кровь ( 1Цар. 14,33 ). Богословское обоснование этого запрета дается в 17,11 и Быт. 9,4 . Глава 8

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Большая часть территории колена И. лежала на плоскогорье, к-рое включало плодородные земли, расположенные в вост. части долины Изреель. Границы колена простирались от горы Фавор и Галилейского м. на севере до горы Гелвуй и Ефремовой горы на юге, вдоль р. Иордан на востоке до р. Киссон на западе. На севере колено И. граничило с коленом Неффалима и Завулона, на юге - с коленом Манассии. Согласно Втор 33. 18-19, колено И. вместе с коленом Завулоновым имело общее святилище, вероятно на горе Фавор (др. вариант: гора Кармил - см.: Christensen D. L. Deuteronomy 21. 10 - 34. 12. Nashville, 2002. P. 853. (WBC; 68)). Территория колена И. включала 16 городов, среди них - Изреель, Сонам и Вефсамис, Иармуф, Аэндор (Нав 17. 11; 19. 17-23; 21. 28-29). На этой территории находилось большое количество ханаанских городов-государств, к-рые колено И., как и др. колена, не могло сразу вытеснить с исконной территории и было вынуждено вступить с ними в контакт (ср.: Суд 1. 28, 33). Источники позднего бронзового века показывают, что в XIV в. вост. часть долины Изреель была занята ханаанскими правителями, использующими рабский труд в ведении хозяйства (EA. 365), на основании этого А. Альт (а вслед за ним и др. библеисты) предположил, что часть колена И. могла попасть в рабство к местным могущественным князьям ( Alt A. Kleine Schriften z. Geschichte d. Volkes Israel. Münch., 19633. Bd. 3. S. 169-174; см. также: Noth M. The History of Israel. L., 19602. P. 78-79). Возможно, что слова об И. из пророчества Иакова «и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани» (Быт 49. 15) могут содержать горький упрек за то, что он попал в подчинение к местным влиятельным ханаанским кланам и стал рабом на этой плодородной земле. В любом случае библейские источники, к-рые включают в т. ч. и свидетельства первенства колена Завулонова, говорят о том, что в ранний период истории, после заселения Св. земли, колено И. пережило тяжелый социальный и экономический кризис, из которого оно смогло выйти позднее, уже после эпохи Судей ( Gottwald. 1979. P. 216, 542).

http://pravenc.ru/text/675019.html

24:18. Окна небесные. См. коммент. к Быт. 7о подобной метафоре, описывающей стихийные бедствия, природную катастрофу, – потоп, когда воды с небес соединились с подземными источниками – водами «великой бездны». 24:22. Узники в темнице. Апокалиптический характер этого отрывка подсказывает, что автор говорит о заключении в темницу не земных царей, а иных существ (ангелов), которые пытались противостоять силе Божьей. Как правило, в Ветхом Завете побежденные цари либо подвергаются казни (см.: Суд. 8:21 ; 1Цар. 15:33 ), либо принуждаются к подписанию условий капитуляции ( 2Цар. 10:19 ). В месопотамских текстах из Мари и в персидских хрониках («Цилиндр Кира») описывается «заключение в темницу» священных идолов. Идея длительного содержания узников под землей в итоге нашла свое окончательное развитие в апокалиптических видениях Книги Откровение (19:20 – 20:15) и в Книге Еноха 18:16. 25:1–12 Победный пир 25:6. Трапеза на горе. Пиры, которые устраивали боги, обычно давались при коронации, когда какое-либо божество торжественно вступало во владение своим царством. Так, например, Эл призывал Рефаимов (см. коммент. к 14:9–11) на пир во славу Ваала. Восшествие на престол Мардука также сопровождалось пышными торжествами. Хотя эти пиры устраивались для богов, люди также присоединялись к ним, справляя годовщины интронизации бога. 25:7,8. Уничтожение покрывала и поглощение смерти. В Ветхом Завете смерть персонифицируется лишь изредка ( Ос. 13:14 ), а в угаритской мифологии Мот («смерть») является богом преисподней и врагом Ваала. Поскольку Ваал – бог плодородия, его победа над Мотом символизирует возрождение, наступающее в природе каждой весной. Ритуалы, связанные с Мотом, направлены на прекращение его разрушительной деятельности. Здесь поглощение смерти (Мота) совершается именно Яхве, Который «снимет поношение» с народов (политический, а не природный аспект). Беспощадная, опустошительная сила, которая угрожает смертью всем народам, будет уничтожена. 26:1–21 Песнь в земле Иудиной 26:19.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Epistula 147, 22, PL 33, 606). 2610 Augustinus Hipponensis. De diversis quaestionibus, 78, PL 40, 89; De Civitate Dei XII, 25, PL 41, 374. Рус. пер. Ч. 4. С. 281–283. 2613 Penderent in tuo Verbo informia, nisi per idem Verbum revocarentur ad unitatem tuam, et formarentur [… Бесформенное таким бы и осталось в Слове Твоем, если бы это же Слово не призвало к единению с Тобой и не дало бы ему формы] (Augustinus Hipponensis. Confessiones XIII, 2, PL 32, 845). Praecessit enim forma omnium summe implens unum de quo est, ut caetera quae sunt, in quantum sunt uni similia, per eam formam fierent [… Предшествует форма всех вещей, в высшем смысле исполняющая единство, из которого происходит, чтобы все вещи, которые существуют, поскольку они подобны единству, возникали в соответствии с этой формой] (Idem. De vera religione, 81, PL 34, 159). 2614 Cum autem omne quod esse dicimus, in quantum manet dicamus, et in quantum unum est, omnis porro piilchritudinis forma unitas sit [Мы говорим о существовании всякой вещи постольку, поскольку она пребывает и представляет собой единство и поскольку, в свою очередь, форма всякой красоты есть единство…] (Augustinus Hipponensis. Epistula 18, 2, PL 33, 85). 2615 Hoc dicitur ut illa materia corporalis tormetur in eam speciem quam habent aquae istae visibiles. Ipsa enim congregatio in unum, ipsa est aquarum istarum formation, quas videmus et tangimus. Omnis enim forma ad unitatis regulam cogitur [… Это говорится для того, чтобы телесная материя приняла форму по тому образу, который имеют те видимые воды. Это собрание воедино есть формирование тех вод которые мы видим и ощущаем. Ибо всякая форма подчиняется правилу единства] (Augustinus Hipponensis. De Genesi contra Manichaeos I, 18, PL 34, 181). In formam redigatur materies corporalis, ut aqua ista sit, quam sentimus. In congregitionem unam: vis ipsa formae commendatur nomine unitatis. Hoc est enim vere formari, in unum aliquid redigi; quoniam summe unum est omnis formae principium [… Телесная материя обращается в форму, чтобы появилась та вода, которую мы воспринимаем чувствами. «Β собрание едино» (см. Быт.1:9 ): именем единства самой форме придается сила, ибо принимать форму значит обращаться в некое единство, потому что единство в высшем смысле является началом всякой формы] (Idem. Liber imperfectus de Genesi ad litteram, 32, PL 34, 233).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Детьми и племенем называю помышления, рождающиеся в уме моем, чувствования, рождающиеся в сердце моем. Дети мои! Племя мое! Оставьте землю Гесем, ее тучные пастбища, лишь удобные для скотоводства. Переселитесь из Египта, из этого дольнего мира, где господствует плоть и грех, переселитесь на Небо! Тело мое да снидет на время в землю, из которой оно взято. Когда же, возбужденное трубой воскресения, оно восстанет от сна смертного, вы - помышления и чувствования мои - окрыленные Духом, вознесите воскресшее тело на небо! Небо обетованно Богом всему человеку: не только душе его, но и телу! Так! Придет время - посетит Бог человека, соберет тело его, рассыпавшееся в прах, смешавшееся с землей, оживит это тело. И если помышления и чувствования человека достойны неба, помазаны, запечатлены Духом, то и тело его изменится, прославится, окрылится, вместе с душою возлетит на небо. Преподобный Ефрем Сирин, церковный писатель IV века, составил сказание о прекрасном Иосифе, в литературной форме того времени. Эта повесть читается по указанию церковного Устава, на утрени во вторник Страстной недели. Благодарение Богу составляет часть умного иноческого делания и состоит в благодарении и славословии Бога за все случающееся - и приятное, и скорбное. Это делание завещано Апостолом от лица Господня: о всем благодарите, сказал Апостол: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас (1 Сол. 5, 18). Делание благодарения объяснено с особенной удовлетворительностью в ответах прп. Варсонофия Великого. Быт. 32. Быт. 33. Быт. 34-35. Быт. 34-35. Быт. 37. См. Главы зело полезные Григория Синаита, главу 10. Добротолюбие, ч. 1. Этого мнения держатся и все прочие Отцы Церкви. Пс. 1, 19. Быт. 37, 25. Мф. 26, 15. Быт. 39. Быт. 40. Быт. 41. Porro ab Aegiptiis didicimus, quod in linqua eorum resonet: Salvator mundi, S. Hieronimi. Liber de nominibus hebraicis. Ин. 6. Записки на книгу Бытия московского митрополита Филарета. Быт. 42. Быт. 43. Пс. 22, 5. Быт. 44. Быт. 45. Быт. 46. Быт. 47. Записки на книгу Бытия московского митрополита Филарета. Евр. 11, 21. Быт. 48. Преподобный Исаак Сирин. Слово 1. Быт. 50.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1945...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010