21 царь... остановился... для гаданья. По обычаю вавилонский царь прибегает к различным магическим средствам, чтобы узнать волю богов. Однако жребии жителей Иерусалима Господь держал в своих руках ( Чис. 23,23 ; Притч. 16,33 ). 21 они клялись клятвою. См. ком. к 17,18.19. Навуходоносор приступил к осаде Иерусалима в январе 588 г. до Р.Х. (21,22). 21 недостойный, преступный вождь Израиля. Так пророк называет Седекию, последнего царя иудейского (см. ком. к 17,1–24). 21 доколе не придет Тот, Кому принадлежит он. См. Быт. 49,10 . 21 сынах Аммона. Пророчество Иезекииля о третьем и последнем мече однозначно: Амману предстоит испытать на себе гнев Божий и подвергнуться яростному натиску вавилонян ( Иер. 25,21 ). В свое время (в 589 г. до Р.Х.) Амман вместе с Иерусалимом вошел в антивавилонский союз с Египтом. Тем не менее, когда Иерусалим подвергся осаде, Аммон решил воспользоваться слабостью своего прежнего союзника ( Иер. 27,3; 40,11 ; ср. 4Цар. 24,2 ). Глава 23 23:1–49 Прибегая к аллегории (Огола символизирует Самарию, столицу северного царства, а Оголива Иерусалим, столицу южного царства; 20,4), пророк обличает прегрешения сестер в совокупности, а затем над обеими произносится суд (ст. 36–49). 23 блудили в своей молодости. Хотя каждый человек и каждое поколение несу ответственность прежде всего за свои собственные грехи (см. ком. к 18,1–32), пророк указывает, что грехи способны накапливаться, а наказания за них могут отлагаться. Т.е. грехи, за которые наказываются оба царства, берут свое начало в блудодеяниях, совершенных в Египте (см. 16,26; 20,4–9). 23 были они Моими. Обе сестры были Его «женами», т.е. они состояли в отношениях завета с Господом. 23 пристрастилась к своим любовникам. Вступая в союзы с соседними народами, Израиль преступил клятву исключительной верности Господу, что приравнено к идолопоклонству (ст. 5–10; см. ком. к 16,26–29; ср. Ос. 8,9 ). Блудодеяния Оголы не дали ей ни привязанности, ни любви ассирийских любовников: именно Ассирия разрушила северное еврейское царство ( 4Цар. 17,5.6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

62:8. В тени крыл. См. коммент. к Пс. 56:2 . 64:5. Во дворах храма. Хотя храмовый комплекс в первую очередь принадлежал сословию священников, каждый член еврейского общества мечтал «пребывать» в присутствии Божьем (см.: Пс. 83и 95:8). О важной роли храмовых пределов как места пребывания божества свидетельствует тот факт, что там проходили моления и судебные процедуры, когда кто-то произносил клятву «перед богом» (см. кодекс Хаммурапи). В данном псалме наряду с концепцией «избранности» подчеркивается близость к Яхве и Его могуществу. Более подробная информация приводится в коммент. к Пс. 22:6 . 64:8. Укрощающий моря. Это выражение относится к власти Яхве над водным хаосом (как в Быт. 1:2–10 и Пс. 92:3 ). Весьма вероятно, что израильский псалмопевец пользуется терминологией, заимствованной из религиозных эпосов Месопотамии (из эпоса «Энума элиш» о сотворении мира, в котором Мардук побеждает Тиамат, богиню первозданного океана) и Угарита. В угаритском эпосе описывается великая борьба Ваала с Йамму, богом моря. Использование сюжета космической борьбы в других псалмах (72:15; 88:9,10) служит еще одним свидетельством того, что израильские авторы использовали мифологию других культур, однако делали это с целью демонстрации превосходства Яхве над всеми остальными богами. См. коммент. к Пс. 106:29 . 64:13. Пустынные пажити. Воспевая дарованное Богом плодородие, псалмопевец даже в пустыне видит злачные пажити. В сезон дождей пустыня действительно покрывается однолетними и дикими цветами, тогда как в другое время там произрастают лишь карликовые кустарники, наподобие белого саксаула (Haloxylon persicum). Они растут на солоноватых и песчаных почвах вдоль русел временных потоков (вади) и на вершинах склонов, где содержится больше влаги. 65:10. Переплавил, как переплавляют серебро. См. коммент. к Прит. 17и 25:4. 66:2. Освети нас лицем Твоим. Сияние, свет, исходящий от божественного лика, в израильской и месопотамской традиции считался во многих случаях опасным для человека (см. коммент. к Исх. 16:10,11 и 33:18–23). В данном случае этот образ не таит угрозы, а явленная Богом сила дарует покой и умиротворение. Аналогичным образом, в гимне посвященном восшествию на престол Ур-Намму (3-я династия Ура, ок. 2000 г. до н. э.), монарх обретает право на власть, когда Энлиль обращает к нему «свой светлый лик». См. коммент. к Пс. 79:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

пр. Исаии указывается на все из них тоже иногда вместе. В 13 главе Исаии, напр., говорится: «будет ниспровержен Вавилон Богом, как Содом и Гоморра» (ср. Быт. и гл., и 19:25); прямо на 10-ю гл. кн. Бытия указывают особенно слова пр. Михея, который, как сказано, имел пред собою и пророчество Исаии о Вавилоне (13–14:27) или пророчествовал вместе с Исаией, Мих.5:6 : «будут пасти землю Немврода» (ср. Быт.10:8–12 ) и стихе 14-й 11-й главы Исаии (т. е. соседней с 13-ю); в 29-й гл. 22 говорится, что Господь «искупил Авраама» (ср. Быт.12 нач.), а в след. 30, 33 (равно как в 34 гл.) берутся образы огня и серы, от которых погибли Содом и Гоморра (ср. Быт.19:24 ). В 34 главе говорится еще, что меч Господа «нисходит» () на Эдом, и Господь вступает в суд с народами: может быть, здесь пророк имеет в виду 11 гл. кн. Бытия (т. е. опять находящуюся рядом с повествованием о призвании Авраама – в 12 главе), по которой Вавилон еще в древние времена был местом, где соединились народы, чтобы восстать против Господа, и куда «сошел» Господь, чтобы рассеять их. 287 Это можно видеть отчасти в тех же главах (какие указаны в предыдущем примечании), отчасти в некоторых других. Напр., см. Ис.11:11–12 гл.: здесь упоминается о Сеннааре, т. е. плене Вавилонском и об «иссушении моря Египетского» (ср. Исх.14:21 ), а затем в 12-й гл. следует песнь, 2-й стих которой до наглядности ясно указывает на песнь Исхода 10 гл. (ср. особ, слова : «Господь крепость моя и пение, и Он был мне во спасение». Влияние песни заметно и во всей книге пр. Исаии: ср. напр. Исх. 15:3 и Ис.42:13 «Господь муж брани»; Исх.15:8 «дуновение Господа» и Ис.59:19 и мн. др. Ис.15:19 ср. с Ис.51:10 » и др.: особенно же ср. Исх.15:13 : «вел народ», «святилище твое» и Исаии 63:11–18. Само слово «искупил», столь характеристичное для 2-й части книги Исаии, по-видимому, заимствовано пророком из песни же – 13-го стиха: другое слово, обозначающее в книге Исаии «искупить» , также употреблено в кн. Исх.13:13 относительно выкупа первенцев в память избавления из Египта, «дома рабства».

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Тем не менее ряд неблаговидных поступков И. (особенно способ получения им первородства и благословения от Исаака) был подвергнут в иудаизме критике (см. также: Ос 12. 3-4), при этом существовали попытки дать символическое осмысление этих действий. Так, напр., желание получить первородство объяснялось не эгоистическими мотивами, а намерением И. обрести право приносить жертвы Богу по праву первенца (Берешит Рабба 63. 13; Бэмидбар Рабба 4. 8), а вся вина за совершенное возлагалась на его мать Ревекку, к-рую И. не мог ослушаться. Получение благословения от Исаака с помощью хитрости (Быт 27. 35) означает, что И., облеченный «мудростью», получил ему причитающееся (Таргум Онкелоса на Быт 27. 35). Серьезное нарушение усматривалось в супружеских отношениях И. сразу с 2 сестрами - Лией и Рахилью (Песахим 119б; ср.: Лев 18. 18). Отношение И. с любимым сыном Иосифом (особое расположение к нему - Быт 37. 3), приведшее к тяжким последствиям и конфликту с остальными сыновьями, получает строгое осуждение (Шаббат 10б; Мегилла 16б; Берешит Рабба 84. 8). Также порицается неспособность И. спасти свое потомство от егип. рабства (Шаббат 89б; ср.: Ис 63. 16). В Коране нет точного свидетельства происхождения И. (араб.  ): был ли он сыном Исаака или его братом (Коран VI 84; XI 71). Возможно, только во время пребывания Мухаммада в Медине ему было указано, что предками И. были «Ибрахим, Исмаил и Исхак» (Коран II 133, 136). Подобно своим предшественникам, И. именуется пророком (Коран XIX 49). В основном о жизни И. повествуется в связи с историей Иосифа (Коран XII); рассказывается, как И. ослеп из-за печали по пропавшему без вести сыну и вновь прозрел, когда Иосиф нашелся (Коран XII 84, 93, 96). Накануне смерти И. заповедовал сыновьям быть стойкими в вере и они обещали ему поклоняться Единому Богу «твоих отцов» (Коран II 132-133). Один раз Мухаммад упоминает 2-е имя И.- Израиль (  ) (Коран III 93) в рассказе об установлении для потомков И. пищевых запретов (возможная отсылка к Быт 32. 33). В др. местах имя И. употребляется в качестве обозначения народа Израиля (     - «сыны Исраиля» - Коран II 40; V 70). История взаимоотношений И. и Исава подробно рассматривается в более поздней исламской лит-ре - т. н. историях о пророках (    ).

http://pravenc.ru/text/200151.html

В «Октавии» отсутствует триадология, однако в диалоге можно найти неск. скрытых указаний на Сына и Св. Духа. Так, М. Ф. говорит, что Бог «всем, что только ни существует, повелевает Словом (verbo), приводит в порядок Разумом (ratione), совершает Силой» (virtute; см.: Min. Fel. Octavius. 18. 7). Весьма вероятно, что речь здесь идет о Божественном Логосе - творческой и промыслительной Силе Бога (ср.: Tertull. Apol. adv. gent. 17. 1; 21. 10-17; Cypr. Carth. De idol. vanit. 11). Впрочем, согласно Даниелу, триада «Слово, Разум, Сила», хотя и соотносится с христ. тринитарной терминологией, но означает раскрытие действия Бога в творении мира и не указывает на Лицо Сына (см.: Dani é lou. 1978. P. 162). Возражая язычникам, М. Ф. заявляет, что христиане не почитают Богом земного человека (terrenum - Min. Fel. Octavius. 29. 2); из этих слов можно заключить, что он считал Иисуса Христа не простым человеком, но воплотившимся Богом, однако в явной форме в диалоге о Христе как о Боге или Сыне Божием не говорится. В предлагаемой М. Ф. интерпретации изречения Фалеса Милетского о воде как начале всех вещей можно увидеть указание и на то, что Бог есть Дух, и на Лицо Св. Духа. Согласно М. Ф., Бог есть тот Дух (mens), Который все образовал из воды, поэтому «мысль о воде и Духе (spiritus) слишком возвышенная, чтобы могла быть изобретена человеком; она передана от Бога» ( Min. Fel. Octavius. 19. 4; ср.: Быт. 1. 2). Учение о творении и Промысле Будучи трансцендентным миру, Бог в то же время является Его Творцом (opifex - Min. Fel. Octavius. 17. 6; auctor omnium - Ibid. 32. 9), Господом и Родителем всего (universitatis dominum parentemque - Ibid. 18. 4; ср.: Ibid. 19. 1) и Управителем (moderator - Ibid. 17. 5; ср.: Cicero. Tusc. disp. I 70). Как солнце, пребывающее на небе, освещает весь мир своим светом и всюду присутствует, сохраняя неизменной свою светлость, так и Бог присутствует повсюду, все Собой наполняет, не претерпевая никаких изменений и осквернений ( Min. Fel. Octavius. 32. 8; ср.: Seneca. Ep. 41. 5). Все люди живут в Его «лоне» (in sinu - Min. Fel. Octavius. 33); Он не только близок к людям, но и присутствует в них самих (nobis infusus est - Ibid. 32. 7; cp.: Seneca. Ep. 41. 1; 95. 47). Бог всеведущ (speculator omnium); от Него не сокрыты даже тайные сердечные помышления людей ( Min. Fel. Octavius. 32. 9; ср.: Seneca. Ep. 83. 1). Весь мир, созданный действием Бога ( Min. Fel. Octavius. 32. 1), непрестанно управляется Его Промыслом (providentia) и ведется Его волей (Ibid. 20. 2). Промысл Божий распространяется как на весь мир в целом, так и на его части и даже на отдельные существа (см.: Ibid. 18, 32-33). Все в мире упорядочено, расставлено на свои места и находится в тесной связи, единстве и гармонии друг с другом. Повсюду в мире царит удивительное божественное равновесие, установленное высшим Управителем (Ibid. 17. 2-5). Богом были созданы все виды живых существ, как духовных, так и телесных (Ibid. 17, 18, 26). Ангелы и человек

http://pravenc.ru/text/2563300.html

XXVII. Паремия, положенная на вечерне в четверток пятой седмицы Великого поста (Быт 18, 20–33). В сей паремии излагается ходатайство Авраама пред Богом о пощаде Содома и Гоморры.   Быт.18:20 .  Рече Господь [Аврааму] : вопль Содомский и Гоморрский умножися ко Мне, и греси их велицы зело. «Рече Господь». Излагаемая здесь речь Господа к Авраа­му примыкает к рассказу бытописателя о посещении Ав­раама Господом с двумя ангелами под видом Странников. Странники были угощены гостеприимным Авраамом и по окончании трапезы поднялись и пошли по направлению к Содому. Авраам провожал их, и в это время один из Стран­ников, Сам Господь, снова изъявил Аврааму Свое благово­ление, как верному рабу своему, и открыл ему Свое наме­рение наказать Содом. «Вопль Содомский и Гоморрский, – сказал Господь, – умножися ко мне, и греси их велицы зело». Грехи жителей Содома и Гоморра известны (см. XXI паре­мию, ст. 13). Главный из этих грехов есть противоестест­венное любострастие ( Быт 19, 5 ). Увеличиваясь все более, они наконец сделались вопиющими, т. е. такими, которые достигли крайней степени, так что превышают меру дол­готерпения Божия и, словно доносчики или обвинители, громко вопиют перед Богом о совершении над грешниками праведного суда Его. Этот обвинительный вопль  назван Содомским и Гоморрским, потому что исходил преимуще­ственно из этих городов, хотя вместе с ними за те же грехи погибли и другие окрестные города.   Быт.18:21 . Сошед убо узрю, аще [п][действительно ли] по воплю их грядущему ко мне [п][грехи] совершаются: аще же ни, да разумею. Речь Господа, как и в предшествующем стихе, челове­кообразная, соответственно тому, что Он в виде человека явился Аврааму. В предшествующем стихе Он является судящим о преступлениях в Содоме и Гоморре по слуху, издали, но здесь Он представляется недовольствующимся таким суждением: Ему хочется Своими глазами видеть то, о чем вопль дошел до Его слуха; Он, как свойственно беспристрастному судии, не спешит с приговором на пре­ступников, но предварительно намерен на месте преступ­лений удостовериться в том, действительно ли они могут долее оставаться безнаказанными.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

24и Езекией во 2Пар. 29:7,27–29 ) – после периода отступничества и после запрета со стороны ассирийцев. 3:4. Праздник кущей. См. коммент. к Исх. 23:16 ; Лев. 23:33–43 и Втор. 16:13–17 , где приводятся сведения об этом важном религиозном празднике. Праздник кущей связан также с освящением храма Соломона ( 2Пар. 5:3 ) и церемонией обновления завета Ездрой ( Неем. 8:13–18 ). Во всех трех случаях это означало национальное возрождение, а праздник всегда знаменовал собой торжество, связанное с заключением завета или договора (см. коммент. к Быт. 31:54 ). 3:5. Новомесячия и другие священные праздники. См. коммент. к Чис. 28:1–30 , где рассматривается религиозная основа этих праздников в религиозном календаре израильтян (см. также: 1Цар. 20:5 ). Что особенно бросается в глаза, так это решимость упорядочить религиозную жизнь народа с помощью восстановления всех ритуалов допленного периода. 3:7. Пища, питье и масло. Расчеты заработной платы всегда основывались на дневной норме пищи, питья и оливкового масла (см. перечень во 2Пар. 2:10 ). Подобные сведения содержатся также в документах о выдаче продовольствия (как вольнонаемным работникам, так и рабам) из Вавилона, Мари и многих других месопотамских городов. 3:7. Доставка кедровой древесины морем. Подобно тому, как в XI в. до н. э. египетский жрец Ун-Амун заключил контракт с правителем Сирии о поставке кедровых бревен по морю, здесь представлен вариант договора о поставке древесины в портовый город Яфу для восстановления храма (см. коммент. ко 2Пар. 2:16 , где приводятся дополнительные примеры подобной практики). 3:8. Хронология. Как и храм Соломона, второй храм начали сооружать весной, во второй месяц сиф ( 3Цар. 6:1,37 ). Сказано, что работа началась «во второй год по приходе [Зоровавеля] к дому Божию». Но в данном тексте нет никаких разъяснений по поводу того, когда пришел Зоровавель. Он никогда со всей определенностью не рассматривается как современник Шешбацара или Кира (хотя это можно предположить на основании 4:1–5), но всегда связывается с Дарием. Многие считают, что в Езд. 2 описывается эпизод возвращения из плена, имевший место примерно через пятнадцать лет после первого возвращения, о котором говорится в гл. 1. В такой ситуации трудно установить, какой год был вторым.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

34 две скрижали каменные. Замена скрижалей знаменует собой возобновление завета с Израилем. 34 взойди утром на гору Синай. Встреча с Господом, описанная в гл. 19, должна повториться, но теперь Бог встречается с одним Моисеем. 34 сошел Господь. Осуществление откровения Божиего, обещанного в 33,19–33: Яхве проходит перед лицом Моисея и провозглашает Свое имя. Моисей получил исчерпывающий ответ на свою молитву. Собственная слава Бога явила Его сострадание и благодать. 34:5–7 См. статью «Вот имя Мое»: самораскрытие Бога». Согласно израильской традиции, существуют тринадцать наиболее известных эпитетов, относящихся к Самому Богу (ст. 6,7; Чис. 14,18 ; Неем. 9,17 ; Пс. 85,15; 102,8; 144,8 ; Иоил. 2,13 ; Иона 4,2 ; Наум 1,3 ). Божия милость все еще распространяется на Израиль, несмотря на его падение ( Быт. 8,21.22 ; Ос. 11,8 ). 34 многомилостивый и истинный. Или «преизобильный любовью и верностью». Любовь это посвященность Бога Своему народу (15,13 и ком.). Верность это Божия истинность; Бог верен Своему имени и Своим милостивым обетованиям, также Своему суду над грехом (ст. 7). Из-за этой любви и верности Бог не покинет Свой народ и будет обитать среди него в скинии. 34 да пойдет Владыка посреди нас. Это было как раз то, чего Господь не намеревался делать, ибо народ израильский был грешным и «жестоковыйным» (33,3.5). Моисей же именно на этом основывает свое прошение о присутствии милостивого Бога: «Да пойдет Владыка посреди нас; ибо народ сей жестоковыен». Затем звучит поразительная просьба: «Сделай нас наследием Твоим». Это не означает: «Дай нам наследие в Твоей земле» (33,2.3), но подразумевает другую просьбу: «Сделай нас Своим уделом из всех народов» (19,5). 34 соделаю чудеса. Бог обещает явить чудеса Израилю в качестве знамения возобновленного завета. 34:11–16 Бог предостерегает от отступничества. Обрядовые законы, перечисленные здесь, особенно предупреждают о тех деяниях, в которых Израиль согрешил или проявил слабость. Почти во всех стихах используется местоимение в форме единственного числа, ибо Бог заключает завет с Моисеем и только через него с Израилем (ст. 27). Точно так же, как и в гл. 19; 20, Моисей в одиночестве восходит на гору, а Бог нисходит к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

32:8. Двор стражи. Иеремия находился в «предупредительном заключении» на территории царского дворца, в так называемом «дворе стражи» (см.: Иер. 37:21 ). По-видимому, его поселили вместе с членами дворцовой стражи. Это было куда более комфортабельное место, чем темница (37:15,16) или яма (38:6). 32:9. Семнадцать сиклей серебра за поле. Учитывая, что вес одного сикля составляет 11,4 грамма, Иеремия заплатил за поле Анамеила 194 грамма, или менее полфунта, серебра. Это соответствует жалованью обычного работника почти за полтора года. Очевидно, цена была гораздо ниже обычной, поскольку все сознавали неминуемость угрозы вавилонского вторжения. Однако в отсутствие примеров для сравнения и данных о размерах поля, судить о справедливости этой цены невозможно. 32:10. Купчая запись. Документы о купле-продаже недвижимости (купчие) известны из самых древних месопотамских клинописных табличек. Эти документы с описаниями условий покупки и продажи запечатывались в глиняные «конверты» и надписывались соответствующим образом. В Кодексе Хаммурапи содержатся законы, ограничивающие продажу ленных владений, поскольку они пожалованы военным только на время. Другие примеры покупки и продажи земли см.: Быт. 23:16–18 и Быт.33:19 . 32:10. Взвешивание серебра. Общепринятая процедура купли-продажи требовала, чтобы для удовлетворения обеих сторон деньги за покупку взвешивались в присутствии свидетелей (см.: Быт. 23:16 ; Ис. 46:6 ). Эта необходимость была вызвана тем, что монеты стандартного веса и стоимости появились в широком обращении только к концу VI в. до н. э. 32:11. Запечатанная и открытая записи. В Элефантинском папирусе сохранились документы, похожие на купчую запись, сделанную Иеремией и Варухом. Обычай делать две копии на одном листе папируса или пергамента делал их открытыми для публичной проверки. Вторая половина с той же записью служила архивной копией, исключающей возможность внесения изменений в условия сделки. Документ сворачивался в свиток и запечатывался именами свидетелей. 32:12. Законная сделка во дворе стражи. Деловые операции совершались в общественных местах, например, у городских ворот, где собирались старейшины ( Руф. 4:1 ; Прит. 31:23 ). Возможно, замечание о том, что Иеремия подписал и запечатал документ о покупке поля Анамеила в присутствии свидетелей и «в глазах всех Иудеев, сидевших на дворе стражи», указывает на то, что это было установленное место для совершения законных сделок. С другой стороны, это может быть связано с выдвинутым против Иеремии в 37:12–15 обвинением в попытке убежать из города. Он отвечал, что просто хотел осмотреть недавно купленное поле, но начальник стражи, который, несомненно, был свидетелем сделки, не стал слушать пророка и заключил его в темницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

31:36. Носил бы запись на плечах. На плечах носили то, чем можно было гордиться (см.: Ис. 9:6; 22:22 ). Кроме того, надписи на повязках, носимых на голове, запястьях или на шее, служили постоянным напоминанием и свидетельством для окружающих ( Прит. 6:21 ; Исх. 8:16 ; Втор. 6:6; 11:18 ). 32:1–37:24 Речи Елиуя 32:2. Вузитянин. Вуз был племянником Авраама ( Быт. 22:20,21 ) и, возможно, родоначальником этого арамейского (Рамова) племени. Иеремия упоминает Вуза наряду с Савой и Деданом ( Иер. 9:25; 49:32 ; в русском переводе это упоминание отсутствует). В хрониках ассирийского царя Асархаддона встречается географическое название Вазу, которое может быть отождествлено с селением на острове Бахрейн в Персидском заливе. 32:19. Вино неоткрытое/новые мехи. Новые мехи могут выдержать забродившее вино, поскольку они растягиваются по мере увеличения объема вина, но если не давать выход парам, мехи может разорвать. 33:15,16. Бог говорит в ночном видении. См. коммент. к Иов. 4:13–15 . 35:10. Песни в ночи. Ночь обычно связывалась с опасностями и страхами, поэтому «песни в ночи» могут отражать перемену в настроении человека, когда к нему возвращается присутствие духа или он выражает твердую веру в Бога. С другой стороны, некоторые семитские термины, родственные слову, переведенному как «песнь», имеют значение силы или защиты, что находит параллели и в древнееврейском языке (напр., в песни Моисея в Исх. 15:2 ). 36:14. Блудники. Упоминаемые здесь «блудники», вероятно, связаны с хананейским культом плодородия. В целом о культовой проституции см. в коммент. к Втор. 23:17,18 . Использованное здесь понятие встречается как в женском, так и в мужском роде и служит эвфемизмом для обозначения лиц, выполняющих определенные функции. В аккадской литературе этим понятием обозначаются мужчины и женщины, посвященные на служение в святилище или храм и входившие в число храмового персонала наряду с кормилицами и акушерками. См. также коммент. к 4Цар. 23:7 . 36:27. Круговорот воды в природе. Хотя некоторые комментаторы пытаются истолковывать этот стих как научное описание круговорота воды в природе, из контекста ясно, что речь идет о другом (см.: ст. 32, где Бог повелевает молнии, «кого разить»). На Ближнем Востоке в древности считали, что дождь изливается из небесного океана – огромного водного резервуара, который в виде мантии окаймляет землю, а также из подземного источника. Таким образом, существовали воды «нижние» и воды «верхние». Считалось, что именно из этих вод Бог изливает на землю капли дождя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010