Итак, пусть видят эти антихристы, что они отрицают Отца и Сына. Ведь они отрицают Отца, когда считают Его тождественным Сыну, и отрицают Сына, когда верят, что Он тождественен Отцу, тем самым приписывая Им то, чем Они не являются, и отнимая у Них то, чем Они являются. Ведь всякий, кто исповедует Христа Сыном Божиим , а не Отцом, Бог в нем пребывает, и он в Боге (см. 1 Ин 4:15). Мы же верим свидетельству Бога, Который засвидетельствовал о Сыне Своем: Не имеющий Сына [ Божия ] не имеет жизни (1 Ин 5:12). Однако же Сына не имеет тот, кто считает Его кем-то иным, нежели Сыном. Перевод с латинского под ред. А. Фокина 1 Ср. Ин 17:10: И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. © Вступление, перевод, примечания. А. Р. Фокин, 2001 2 Текст Тертуллиана близок к LXX .  Ñèíîä. ïåð.: Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня . Ср. также Ис 46:9. 4 Aut ad alia quae extrinsecus ad opera mundi, ignorantem quoque subordinatum. Ôðàçà, ïî-âèäèìîìó, èñïîð÷åíà. Äðóãîé âàðèàíò ïåðåâîäà: ‘ Èëè íåêèì ïîä÷иненным деятелем, посланным от крайних пределов, таких как образующие части мира, но в то же время не знающим Божественного замысла ’ . 7 Текст Тертуллиана близок к LXX .  Ñèíîä. ïåð.: Который делает ничтожными знамения лжепророков и обнаруживает безумие волшебников, мудрецов прогоняет назад и знание их делает глупостью, Который утверждает слово раба Своего. 8 Текст Тертуллиана близок к LXX .  Ñèíîä. ïåð.: Я — Господь первый, и в последних — Я тот же . 13 В Синод. пер.: Я знаю Его, потому что Я от Него ( par’ аЩтоа e„mi ) , и Он послал Меня . 14 Текст Тертуллиана близок к LXX. В Синод. пер.: Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего (Ис 50:4). Так же в Вульгат e . 18 Hanc sedem suam uoluit pater [mihi thronus]. Текст испорчен. Возможный вариант перевода: ‘Отец пожелал, чтобы этот Его престол стал [и Сыну троном]’. 20 Nec diabolo bene nec haeretico, quia nec in filio bono suo diabolus operatus est traditionem. Варианты перевода этой запутанной фразы: ‘потому что и диавол не совершил такого предательства Возлюбленного Сына Божия’, ‘даже такое предательство Сына, которое совершил диавол, не принесло бы ему никакой пользы’. 21 Filius enim traditus est dei, qui erat in filio hominis. Ïðèìåð íåóäà÷íûé, èáî ïîäðàçóìåâàåò ðàçëè÷èå ëèö Ñûíà Áîæèÿ è Ñûíà ×åëîâå÷åñêîãî, — ïðåäñòàвление, не свойственное Тертуллиану. См. далее § 27–28. 25 In eodem genere sermonis, quo Pater et Filius in sua proprietate distinguuntur. Äðóãèå âàðèàíòû ïåðåâîäà ýòîé ôðàçû: ‘Ãîñïîäü [ïðîäîëæàåò] òî æå ðàññóæäение, различая Отца и Сына и Их собственные свойства. Он также обещал умолить Отца’; ‘в том же самом смысле, в каком Отец и Сын различаются по Своим собственным свойствам, Господь обещал умолить Отца дать иного Утешителя’, то есть Святой Дух также отличается от Отца и Сына и имеет Свои собственные свойства.

http://pravmir.ru/protiv-prakseya/

39:1–16 «В горах Израиля Я выбью оружие твое из рук твоих. Ты падешь там и станешь пищею для птиц и зверей (1–5). Я явлю святое имя Мое Израилю. И это сбудется по слову Моему (6–8). И семь лет будут сжигать жители Израиля брошенное оружие твое, разжигая из него костры (8–10). Место захоронения Гога будет названо долиною полчища Рогова. Семь месяцев Израиль будет хоронить их и очищать землю» (11 – 16). 39:17–29 Иезекииль должен также обратиться ко всем птицам и зверям: «Собирайтесь к великой жертве. Вы будете есть мясо и пить кровь этих полчищ и насытитесь (17–20). Все народы увидят суд Мой. Израиль увидит, что Я – Господь, Бог их, а народы узнают, что Израиль был в изгнании за грехи свои (21–24). Я возвращу Израиля из плена и покажу святость Мою. И узнают, что Я – Господь, Бог их. И изолью Дух Мой на них» (25–29). Примечания. 38:1 Мешех и Фувал, вероятно, находились в Малой Азии (ср.: ст. 6). Имя «Магог» встречается в Быт. 10:2 и в 1Пар. 1:5 . Это имя одного из сыновей Иафета. Слово «Магог» может просто означать «земля Гога». 38:6 «Гомер» – государство в Малой Азии, «Дом Фогарма» – Армения. Следует отметить, что среди сыновей Иафета в Быт. 10:2 упоминаются Гомер, Магог, Фувал и Мешех. 38:12 «На вершине земли» – в Иерусалиме (ср.: 5:5). 38:17 «Не ты ли – тот самый, о котором Я говорил?» Этот вопрос может служить дополнительным свидетельством, что имя «Гог» – символ. Смысл в том, что Израиль уже был предупрежден о таком событии. 39:9 «Семь лет» – число семь (см. также: 39:12 – семь месяцев) символизирует полноту и завершенность события. 39:12 «Хоронить их, чтобы очистить землю» – всякий, кто прикасался к трупу, считался ритуально нечистым ( Чис. 19:11 ). 39:18 «Васан» – плодородный край к востоку от Иордана, известный прекрасным качеством своего скота и великолепными дубами. 39:25–29 Здесь говорится не о каком–то другом собирании рассеянных израильтян. Это повторное обетование Бога Своему народу. 40:1 – 48:35 Видение нового храма и новой земли Это видение самое грандиозное в книге Иезекииля. Оно относится к группе откровений, предваряющихся фразой: «Была на мне рука Господа» (40:1). Иезекииль снова испытал в этом видении физическое перемещение: он был перенесен «в видениях Божиих» в другое место.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

По принципу: день за год. 4:9–17 В течение 390 дней рацион его должен быть предельно скудным, иносказательно указывая на крайний недостаток продовольствия в период грядущей осады Иерусалима. Иезекиилю позволено избежать осквернения пищи, однако его соплеменникам не удастся избежать этого, когда Израиль будет жить в изгнании среди враждебных ему народов. 5:1–4 Пророк получил повеление обрить голову и сбрить бороду. После окончания срока изображения осады (т. е. лежания на боку) он должен сжечь одну треть сбритых волос в городе, другую изрубить ножом за городом, а оставшуюся треть развеять по ветру. Некоторое количество волос должно быть завязано в его одежде, при этом часть их нужно будет затем сжечь. 5:5–17 Иерусалим отступил от закона Божьего, поэтому Бог заявляет: «Я против тебя, Иерусалим, и произведу среди тебя суд. За все твои мерзости, за идолослужение третья часть у тебя умрет от язвы и погибнет от голода среди тебя; третья часть падет от меча в окрестностях твоих; а третью часть развею по всем ветрам, и обнажу меч вслед за ними. И совершится гнев Мой, и утолю ярость Мою над ними и узнают, что Я, Господь, говорил в ревности Моей, когда совершится над ними ярость Моя. Я сделаю тебя пустынею и поруганием среди народов». Примечания. 3:23 «Слава Господня» – как ее узрел Иезекииль ранее (см.: 1:28). 25 «Возложат на тебя узы» (ср.: 4:8): Иезекииль был связан веревками, представляя зримый образ узника. 4:1 «Кирпич» – глиняные таблички (из сырой глины), которые использовались для письма. 3 «Железная доска» – как бы железная стена, изображавшая осаду города. 5 «Триста девяносто дней» – часто рассматриваются как продолжительность плена Иуды (в течение одного поколения, т. е. ок. 40 лет) с 586 по 536 г. до н. э. и Израиля (ок. 150 лет) с 734 по 580 г. до н. э. (в Септуагинте указана суммарная цифра 190 лет). Это объяснение нельзя считать вполне удовлетворительным. Возможно, правильнее принимать эти цифры за указание не на продолжительность изгнания, а на глубину порока: неверность Израиля примерно в десять раз тяжелее, чем неверность Иуды.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Ной открыл окно ковчега и выпустил ворона, чтобы узнать, сошла ли вода с земли, но ворон улетал и прилетал обратно на кровлю ковчега. Потом Ной выпустил голубя, который, улетев, не мог найти места для жизни, потому что вода была еще на поверхности всей земли, и возвратился обратно в ковчег. Подождав семь дней, Ной снова выпустил голубя из ковчега. На этот раз голубь возвратился уже к вечеру и принес во рту свежий масличный лист. И Ной понял, что вода сошла с земли и на ней снова появилась зелень. Подождав еще семь дней, Ной опять выпустил голубя, и он уже не возвратился к нему. И открыл Ной кровлю ковчега и увидел, что земля уже обсохла. Тогда, по повелению Божию, Ной вышел из ковчега со всею своею семьею и выпустил всех животных, бывших с ним. И устроил Ной жертвенник, то есть место для принесения жертв, и принес за свое спасение благодарственную жертву Богу от всех чистых животных и птиц. Бог милостиво принял жертву Ноя и благословил его и сыновей его и обещал, что больше никогда не будет такого потопа на истребление всего живого на земле за грехи людей, то есть не будет никогда всемирного потопа. В знамение этого обещания Господь указал на радугу в облаках, которая с тех пор и служит вечным напоминанием людям об этом Божием обещании. ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в кн. " Бытие " , гл. 4, 17-24; 5; 6, 1-22; 7; 8; 9, 1-17. Беседа о потопе Со стороны неверующих существует возражение против потопа, которое заключается в том, будто невозможно, чтобы вся земля оказалась под водой в одно и то же время, как говорится в Библии. Но, как указывает английский исследователь Артур Гук: " ученый специалист д-р Джон Муррей установил, что если бы поверхность земли была превращена в плоскость, то имеется так много воды в морях, которые в некоторых местах достигают шести миль глубины, что ее хватило бы, - чтобы покрыть землю целиком одновременной повсеместной глубиной в две мили " . Но потоп мог быть и не в полном смысл слова всемирным. Надо вспомнить, для чего Господь совершил потоп: Увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что мысли их были зло на всякое время... И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил. (Быт. 6, 5 и 7). Следовательно, потоп мы можем представить и в виде наводнения, охватившего только лишь пространство земли, населенное людьми, а как велико было это пространство во время потопа, мы совершенно не знаем. При этом нас может не смущать то обстоятельство, что Библия несколько раз говорит о потопе, как о распространившемся " по всей земле " . Библия и вся религиозная литература, имеющая объектом своих забот лишь человеческую душу, часто называет землей и даже вселенной лишь область обитания человеков, и даже лишь область определенной человеческой культуры, созревшей для воздействия Священного Писания. Воспитанная на Библии Византия, именовала Вселенной бассейн Средиземного моря, почему и императоров своих называла " повелителями вселенной " и Константинопольскому патриарху дала титул вселенского.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

   Великий Прокимен, глас 7.    Прп. Косма Маюмский, Канон праздника Крещения Господня, песнь 8.    Ирмос 5-ой песни канона праздника Крещения Господня.    Блаженны Октоиха на воскресной Литургии, глас 1.    Втор. 5:21: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего».    Быт. 2:17: «От древа познания добра и зла — не ешь от него».    См.: св. Григорий Богослов, " Слова " , 4, 113. PG 35, 649; Слово 20, 12. PG 35, 1080. Рус. пер.: Творения, т. 1, с. 116; 305.    Ирмос 5-ой песни канона праздника Крещения Господня.    Блаженны Октоиха на воскресной Литургии, глас 1.    Св. Григорий Богослов, Слово 4, 113. PG 35,649; Слово 20, 12. PG 35, 1080. Рус.: Творения, т. 1, с. 116; 305    В основе трисоставного деления души лежит рассмотрение трех ее основных способностей — разумной, раздражительной и вожделевательной, причем последние две обозначаются как неразумные и противопоставляются первой, которая должна господствовать над ними. Подробное учение об этом старец Иосиф излагает в своей книге: σκηση.   Μητρα  το  γιασμο. (Ψυχωφελ  Βατοπαιδιν  7)  .  Μ.  Βατοπαιδου, 1998, σ. 50—52. В своем изложении Старец полностью следует св. Иоанну Дамаскину: О добродетелях и пороках (заимствованная у св. Ефрема Сирина). PG 95, 85—97. См. также: Ватопедские Оглашения, с. 143 (Примечание).    Ср.: «Если Крест призрак, то призрак и Воскресение» (св. Кирилл Иерусалимский, Поучения огласительные, 13, 37. С. 200).    Здесь аллюзия на слова Христа: И как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (Ин. 3:14).    Ср.: Моисей возопил ко Господу, и Господь показал ему дерево, и бросил его в воду, и вода сделалась сладкою (Исх. 15:24).    Стихира на Стиховне, Октоих, глас 5: вторник вечера, четверг вечера.    Эксапостиларий седмичный, самогласен: среда, пятница.    Ср. прп. Максим Исповедник: «Ум, сочетающийся с Богом и пребывающий в Нем через молитву и любовь, становится мудрым, благим, сильным, человеколюбивым, милосердным и долготерпеливым. И просто сказать: он носит в себе почти все божественные свойства. А удаляясь от Бога и отдаваясь материальным вещам, он становится сластолюбивым, скотоподобным и звероподобным, воюя с людьми из-за этих вещей» (Главы о любви, 2, 52. TLG 2892008. Ср. рус.: Творения, кн. I, с. 114).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В творениях многих святых отцов грех отождествляется со смертью, а Евхаристия с бессмертием. Таким образом, Евхаристия обретает космическое и даже сверхкосмическое измерение. То, что произошло на заре человеческой истории в момент грехопадения, преодолевается в Таинстве Причащения. Через грех прародителей смерть вошла в мир ( Рим.5:12 ). Господь сказал Адаму в Раю : «От дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт.2:17 ). И, хотя в тот день, когда Адам вкусил плодов от древа познания добра и зла, физически он не умер, но произошло принципиальное изменение его естества – в него вошел закон смерти. Вкушение запрещенных плодов стало для человека «залогом смерти» 43 . В Евхаристии происходит обратное тому, что произошло в грехопадении. Тело и Кровь Христовы становятся для искупленного человечества «залогом жизни». «Мы получили жизнь во Христе; именно, Тело Его вкусили вместо плодов дерева жизни, (…) и праведной Кровью Его омыты (…), и чрез надежду воскресения ожидаем будущей надежды и уже живем жизнью Его, которая сделалась залогом нашим « 44 . После причащения, хотя физически люди продолжают умирать, меняется самая суть, принцип человеческого бытия. Приобщившись нетленным Телу и Крови Христа, человек оказывается вне абсолютной власти смерти (ср. Рим.6:9 ), становится наследником воскресения. Примечания: 1 Макарий (Булгаков) , еп. Православно-догматическое богословие. СПб., 1852. Т. IV. С. 164. 2 Там же. С. 164–165. 3 Также: «проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» ( 1Кор. 2:7 ). 4 Цит. по: Отцы Церкви и подвижники благочестия о помощи Божией//ЖМП. 1984. С. 30. 5 См., напр.: Иероним Стридонский , блаж. Творения. Киев, 1901. Ч. 16. С. 41. 6 Бобринский Б. , протопресв. Тайна Пресвятой Троицы: Курс Догматического Богословия. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2005. С.180, 184. 7 Флоровский Г. , прот. Евхаристия и соборность//Путь. Париж, 1929. 19. С. 3.

http://azbyka.ru/bogoslovskie-aspekty-ta...

10 . Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего народ Гоморрский. Господь Бог признает своим лишь тот остаток, о котором говорится в ст. 9; только он представляет собою народ обетования, и в числе его находится пророк; потому в воззвании своем к князьям и народу он совершенно отделяет их от верных и говорит: „внимайте закону Бога нашего“ (уже не вашего). Иегова не есть Бог отступников и идолопоклонников. Название князей и народа именем проклятых городов заключает в себе тяжелые обличения. Независимо от пьянства и разврата, Исаия указывает на грабеж и насилие и угнетение бедных. (Ср. еще ниже Ис. 3:5,12,14–15 ) и при этом, как видно из последующих стихов настоящей главы (ст. 17–21) эти злобные и неправедные князья, судьи и народ тщательно исполняли обрядовую часть Моисеева закона. Такое отношение в религии почти всегда было особенностью Израиля, как можно видеть из обличений Псалма 49, из Ам. 5:21–24 ; Мих. 6:6–7 и позже Иер. 6:18–20 . Не то же ли мы видим и во времена Господа нашего Иисуса Христа? (См. Мф. 15:1–9 со ссылкой на Ис. 29:13 ). Окидывая взглядом всю историю Иудеев, нельзя не видеть, что чрезвычайно редко дух закона преобладал над обрядовою частью. Только Давид, потом Езекия душею своею знали Господа; позже и при Ездре, и во времена Иуды Маккавея был искренний подъем духа к Господу. 11 .                                             К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. О жертвоприношениях и порядке их заклания и сожжения мы отсылаем к нашим примечаниям во II т. Св. Лет., к четырем первым главам и в XVI главе книги Левит. Уже и в этой книге закона открывается, для внимательного читателя тот смиренный дух сознания своей греховности, который требовался от приносящего жертву. Это ясно из требования, чтобы приносящий жертву возлагал свои руки на жертвенное животное, сознавая, что смерть животного заменяет его собственную смерть, которую он заслужил своими грехами и преступлениями. Такое же значение имел обряд козла отпущения для всего народа (гл. XVI Лев.).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

12–14 Иезекииль получает повеление объявить слово Господа всем людям в Израиле: «Я выведу вас из ваших гробов и приведу в землю Израильскую. И узнаете, что Я – Господь (12– 13). И вложу в вас дух Мой, оживете и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я – Господь, сказал это – и сделал» (14). Примечания. 1 «Рука Господа» – свидетельство того, что Иезекиилю предстояло грандиозное видение, а не обычное «вербальное» откровение. 5, 14 «Дух» – еврейское слово руах может переводиться еще и как «дыхание», и как «ветер». 37:15–28 Воссоединение Израиля Народ Израильский был разделен на два царства: Израиль и Иудею. Это произошло в конце правления царя Соломона, почти за три столетия до описываемых событий. Израиль будет не просто восстановлен, как предрекает предыдущее пророчество, но произойдет воссоединение двух царств снова в единый народ. У них будет один царь, которого Бог именует Своим «рабом Давидом» (см. также коммент. к 34:1–31). Призвание нового «Давида» в пророчестве в сущности означает, что новый царь будет обладать всеми атрибутами царя Давида и унаследует все его привилегии и право на престол и предстояние перед Богом во свете Его обетовании. В картине будущего Израиля используется идеализированная версия его прошлого. Самые глубокие раны, нанесенные историей, будут исцелены всемогуществом Бога. 15–23 Иезекиилю дается следующее повеление: «Возьми два жезла, на одном из них напиши: „Иуде и его собратьям», а на другом: „Израилю и его собратьям». Соедини оба жезла в один (16–17). Когда спросят тебя, в чем смысл содеянного, отвечай так: „Господь соединит жезлы Иуды и Израиля в одно целое, и будут они едины» (18–19). Покажи им эти жезлы (20) и изреки пророчество Мое: „Я соберу сынов Израилевых из других народов и верну их в их землю. И дам им одного Царя, а царство их никогда отныне не разделится на два. И они уже больше не будут осквернять себя разными пороками – Я очищу их. И будут Моим народом, и Я буду их Богом (21–23). 24–28 А раб Мой Давид будет Царем над ними навеки. Они будут соблюдать Мои установления. Они и потомки их будут жить во веки на земле предков своих (24–25). Я заключу с ними вечный завет. И размножу их. Я поставлю святилище Мое среди них навеки (26). И буду их Богом, а они будут Моим народом. И узнают народы, что Я – Господь, освящающий Израиля, потому что святилище Мое будет навеки с ними " » (27–28).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

(Эта статья Н. Бердяева была напечатана в газете «Биржевые ведомости» 5 ноября 1914 г. и в настоящий сборник не вошла. – Примечание составителя.) 6 Я не касаюсь здесь церковных идей Хомякова, которые очень глубоки и сохраняют свое непреходящее значение. 7 Тот же Герцен пророчески предсказал царство прусского милитаризма и неизбежность столкновения с ним. 8 В начале было дело! ( нем.) – цитата из «Фауста» Гёте. (Примечание составителя.) 9 Положение, существующее до перемен, происшедших в результате войны ( лат.). (Примечание составителя.) 10 Н. Михайловский и П. Лавров. 11 Попустительство и беспрепятственность (франц.). 12 Я это выразил в старом этюде «Душа России», который вошел в мою книгу «Судьба России». 13 См.: Г. П. Федотов. «Святые Древней Руси». 14 См.: П. Милюков. «Очерки по истории русской культуры», т. III. Национализм и европеизм. 15 См. книгу С. Ф. Платонова «Москва и Запад». 16 См.: А. Щапов. «Социально-педагогические условия умственного развития русского народа». 17 См.: Боголюбов. «Н. И. Новиков и его время». 18 См. книгу Пыпина «Религиозные движения при Александре», а также его книгу «Русское масонство XVIII века и первой четверти XIX века». См. также книгу о. Г. Флоровского «Пути русского богословия». 19 См.: В. Семевский. «Политические и общественные идеи декабристов». 20 См. книгу М. Гершензона «История молодой России». 21 Это центральная проблема моей книги «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», в которой я привожу пример Пушкина и св. Серафима. 22 См.: о. Г. Флоровский. «Пути русского богословия». 23 См. цитированную книгу Щапова. 24 См.: Г. Шпет. «Очерк развития русской философии». 25 См.: П. Сакулин. «Из истории русского идеализма. Кн. В. Ф. Одоевский»; Г. Шпет. «Очерк развития русской философии». 26 См.: М. Гершензон. «П. Чаадаев». 27 См. книгу В. Зеньковского «Русские мыслители и Европа». 28 О роли философии Гегеля см. у Чижевского: «Hegel in Russland». 29 См. материалы у Колюпанова: «Биография А. Кошелева». 30 См. мою книгу «А. С. Хомяков».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

благословенное. Исаия вспоминает об обетованиях, данных Богом Аврааму (41,8; 51,2; Быт. 12,3 ). 61:10 Слова данного стиха звучат как бы от имени персонифицированного Сиона и, по сути, являются ответом на сказанное в ст. 3. облек. Смена одежд символизирует в данном стихе изменение статуса Сиона (47,2; 52,1; 59,17). Глава 62 62 Сиона. См. ком. к 1,8. Не умолкну... не успокоюсь. См. ст. 6; 42,14; 57,11; 64,12; 65,6. правда. См. ком. к 1,21. спасение. См. ком. к 12,2. горящий светильник. См. 58,8; 60,1–3. 62 новым именем. Подобно новым одеждам (61,10), новое имя, данное народу Сиона, означает перемену во всей его судьбе (ст. 4, 12; ср. 1,26; 56,5; 58,12; 60,14.18; ср. Быт. 17,5.15 ; Ос.2,22.23 ; Откр.2,17; 3,12 ; ком. к 43,1). 62 венцом славы. Господь разделяет славу со Своим народом (см. ком. к 4,2). 62 оставленным. См. ст. 12; ср. 54,6; 60,15. пустынею. См. 49,8.19; 54,1. 62 сыновья. Вариант перевода «строители», предлагаемый в примечании NIV, является более предпочтительным (49,17; Пс. 146,2 ). 62 сторожей. Т.е. пророков (56,10). не умолкайте. В основе этого призыва лежат слова ст. 1. 62 десницею... и крепкою мышцею Своею. Т.е. Самим Собой (ср. 40,10; 41,10; 51,9; 52,10; 53,1; ср. Исх 6,6 ; Втор. 5,15 ). 62 в ворота. В этой поэтической картине пророк создает образ восстановленного Иерусалима как центра обновленного Сиона с широко распахнутыми воротами для свободного входа всех желающих. приготовляйте путь. См. ком. к 40,3. 62 Спаситель. См. 40,9; Зах. 9,9 ; Мф. 21,5 . награда. См. ком. к 40,10. 62 их. Все народы, собравшиеся воедино в Царстве Божием (ст. 2). народом святым. См. гл. 43; Исх. 19,6 ; 1Пет. 2,9.10 . искупленным. См. ком. к 35,9. Глава 64 64 страшные дела. Исаия обращается к истории исхода ( Втор. 10,21 ; Пс. 65,3–6; 105,22 ). 64:4 Этот стих обобщает одно из важнейших богословских положений ВЗ (43,11; Втор. 4,35 ). 64 Все мы... как запачканная одежда. Народ Божий сознает свою греховность (53,6) и духовную нечистоту ( Лев. 13,45 ; Агг. 2,13.14 ). поблекли...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010