518 Об этом и аналогичных пассажах см.: S.Inowlocki, « " Neither Adding Nor Omitting Anything»: Josephus» Promise not to Modify the Scriptures in Greek and Latin Context,» JJS 56 (2005) 48–65. 519 Inowlocki, «Neither Adding,», отмечает, что притязания Иосифа соответствуют античному представлению о переводе как о передаче содержания текста и адаптации его к контексту; однако даже такое определение едва ли можно распространить на практику Иосифа в целом. 520 A. D. Baum, «Papias, der Vorzug der Viva Vox und die Evangelienschriften,» NTS 44 (1998) 146. 521 О «припоминании» в связи с устной передачей см.: J.D.G.Dunn, Jesus Remembered (Grand Rapids: Eerdmans, 2003) 278–280; S. Byrskog, «A New Perspective on the Jesus Tradition: Reflections on James D.G.Dunn " " s Jesus Remembered,» JSNT 26 (2004) 463–467. 525 A. Momigliano, The Development of Greek Biography (Cambridgë Harvard University Press, 1993) 52–54; M.C.Moeser, The Anecdote in Mark, the Classical World and the Rabbis (JSNTSup 227; Sheffield: Sheffield Academic, 2002) 64–65; N.Hyldahl, «Hegesipps Hypomnemata,» ST 14 (1960) 77–83; L. Abramowski, «The " Memoirs of the Apostles» in Justin,» in P. Stuhlmacher, ed., The Gospel and the Gospeh (Grand Rapids: Eerdmans, 1991) 326–328. 526 R. M. Grant, The Earliest Lives of Jesus (New York: Harper, 1961) 18; V. K. Robbins, Jesus the Teacher: A Socio-Rhetorical Interpretation of Mark (Minneapolis: Fortress, 1992) 66. 527 Об аутентичности дошедшего до нас текста и свидетельствах в пользу того, что речь идет о Евангелии от Марка, см.: G.N.Stanton, Jesus and Gospel (Cambridgë Cambridge University Press, 2004) 101; Abramowski, «The «Memoirs,»» 334–335. 528 C.E.Hill, The Johannine Corpus in the Early Church (Oxford: Oxford University Press, 2004) 339–340, полагает, что Иустин здесь зависит от Папия. 532 Наиболее развернутую аргументацию см. у: A. D. Baum, «Papias als Kommentator evangelischer Aussprüche Jesu,» NovT 38 (1996) 257–276. 533 A. Stewart-Sykes, From Prophecy to Preaching: A Search for the Origins of the Christian Homily (Vigiliae Christianae Supplements 59; Leiden: Brill, 2001) 206–208.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Открытие А. Баузи и частичная публикация в 2011 г. т. н. Аксумитской коллекции, содержащей независимую от ранее опубликованных редакцию Александрийского синодоса, ведут к очередному всплеску научного интереса к Л.-к. п. и, возможно, пересмотру сложившихся точек зрения. В последние годы актуальным является вопрос о жанровой принадлежности Л.-к. п. (напр., см.: M ü ller. 2007) и продолжается углубленное изучение отдельных памятников (напр., см.: Stewart-Sykes A. The Apostolic Church Order: The Greek Text with Introd., Transl. and Annot. Sydney, 2006; Idem. The Didascalia apostolorum: An English Version with Introd. and Annot. Turnhout, 2009; также см. рецензии на эти публикации: Bradshaw P. F. The Apostolic Church Order//JThSt. N. S. 2009. Vol. 60. N 1. P. 272-274; Doerfler M. E. The Didascalia Apostolorum//Ibid. 2010. Vol. 61. N 2. P. 788-790). Основные особенности Л.-к. п. Происхождение жанра Вопрос возникновения жанра Л.-к. п. остается открытым. Тем не менее содержание этих текстов и форма подачи материала сближают их, с одной стороны, с пастырскими посланиями ап. Павла, поскольку уже в них даются систематизированные (в той или иной степени) указания об организации церковной жизни. В частности, в пастырских посланиях содержатся указания о молитве (см. 1 Тим 2. 1-15), о церковных служителях: епископах (1 Тим 3. 1-7, Тит 1. 7-9), пресвитерах (1 Тим 5. 17-19, Тит 1. 5-6) и диаконах (1 Тим 3. 8-13); о различных категориях верующих: о стариках и молодых (Тит 2. 1-6), о вдовах (1 Тим 5. 3-16), о рабах (1 Тим 6. 1-2, Тит 2. 9-10), причем все эти указания имеют ярко выраженный нравственный характер. Не исключено, что пастырские послания в свою очередь ориентированы на т. н. заповеди для домовладык (англ. household codes; нем. Haustafeln) - особые правила, широко распространенные в античном мире (сформировавшиеся, весьма вероятно, в стоической среде), регулирующие отношения между членами одного домовладения: супругами, родителями и детьми, хозяевами и рабами. С др. стороны, исследователи отмечают сходство между Л.-к. п. и иудейскими нормативными текстами, а именно Мишной (см.: Fonrobert Ch. E. The Didascalia Apostolorum: A Mishnah for the Disciples of Jesus//JECS. 2001. Vol. 9. N 4. P. 483-509; также см.: M ü ller. 2007). Содержание

http://pravenc.ru/text/2110588.html

15 Возможно, было бы правильным поставить вопрос о возвращении этой важнейшей составляющей церковного брака в чин венчания. С другой стороны, так называемая венчальная литургия, практикуемая в настоящее время в греческих Церквах, вызывает много сомнений – хотя бы потому, что этот обычай является недавним установлением (см.: Σκαλτσς Π. Γμος και θεα λειτουργα. Θεσσαλονκη, 1998). 17 См.: John Chrysostom, st. On Marriage and Family Life/Transl. C. P. Roth, D. Anderson. Crestwood (NY), 1986; Augustine, st. Treatises on Marriage and other Subjects/Transl. R. J. Deferrari, Ch. T. Wilcox. N-Y., 1955. (Fathers of the Church; 27). 19 См.: Tribble P. God and the Rhetoric of Sexuality. L., 1992. P. 12–21. Автор приходит к следующему выводу: «Бог – ни мужчина, ни женщина, и не сочетание их. Но поиски божественной трансцендентальности в человеческой реальности требуют человеческих ключей. Единственным в своем роде среди них, согласно нашим источникам, является сексуальность. Бог творит мужчину и женщину по образу Своему. В таком случае описать мужчину и женщину значит постичь образ Божий, а постичь образ Божий значит понять трансцендентальность Бога» (Ibid. P. 21). 20 Традиция толкования слов «Вот, это...» показывает, что это событие рассматривается не просто как исполнение надежды: «Когда Адам увидел Еву, он сказал: Вот моя помощница». Как говорит Писание: «И Адам сказал: вот, наконец, кость от костей моих». [Что значит:] вот, женщина была сотворена от мужчины; и отныне всякий мужчина берет дочь своего собрата и следует ему плодиться и размножаться. [Другое толкование:] только в этот раз Бог действовал как дружка Адама; отныне он должен брать ее сам» (Abot de-Rabbi Nathan, цит. по: Anderson G. Celibacy or Consummation in the Garden?: Reflections on Early Jewish and Christian Interpretations of the Garden of Eden//Harvard Theological Review. 1989. Vol. 82/2. P. 121–149). 22 Изд.: Neusner J. Genesis Rabbah: The Judaic Commentary to the Book of Genesis. Atlanta, 1985. 23 Ср. Xenophon. Cyrop. VII 5. 59–65, и Stewart-Sykes A. Melito of Sardis: On Pascha. Crestwood (NY), 2001. P. 5–8 (о характеристике Мелитона Сардского как «скопца»).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

жанра гомилии. Отправной точкой гомилии считается толкование на Ис 54. 1 (см.: Clem. Rom. Ep. II ad Cor. 2). Помимо цитаты с толкованием в пользу такого определения говорит чтение сочинения вслух (Ibid. 19. 1) во время богослужебного собрания (Ibid. 17. 3). Штегеманн попыталась вернуться к определению жанра произведения как «послания» на том основании, что именно так характеризовали его древние авторы ( Stegemann. 1974). Хотя в античную эпоху было известно множество типов посланий, больше оснований рассматривать 2-е Послание к Коринфянам в контексте греко-рим. ораторского искусства. На основании использования терминов συμβουλα ( Clem. Rom. Ep. II ad Cor. 15. 1), νουθεσα (Ibid. 17. 2-3; 19. 2), ντευξις (Ibid. 19. 1) и ряда др. признаков это произведение относят к совещательному жанру (γνος συμβουλευτικν). Донфрид предложил рассматривать сочинение не просто как гомилию, но как мидраш или синагогальную проповедь ( Donfried. 1974). Однако иудейские образцы произведений такого типа относятся уже к визант. эпохе, а сам термин «мидраш» слишком расплывчат и не помогает лучше понять структуру и содержание Послания. А. Стюарт-Сайкс считает, что Послание следует относить к жанру катехизических поучений, на что указывают постоянные обращения к аудитории «братья» или «братья и сестры» и вероисповедный характер 1-й гл. ( Stewart-Sykes A. From Prophecy to Preaching. Leiden etc., 2001). Однако те, кто слушают проповедь, явно уже крещены в прошлом и не являются оглашаемыми ( Clem. Rom. Ep. II ad Cor. 1. 4; 2. 7; 3. 3; 9. 7; в 13-й гл. содержится противопоставление слушателей язычникам - Ibid. 13. 3-4); да и само обращение «братья и сестры» скорее указывает на членов христ. общины. Происхождение евангельских цитат часто сложно установить. В ряде случаев явно цитируются Евангелия от Матфея (Мф 9. 13 в Clem. Rom. Ep. II ad Cor. 2. 4; Мф 10. 32 в Clem. Rom. Ep. II ad Cor. 3. 2; в Clem. Rom. Ep. II ad Cor. 4. 2 речение имеет форму, близкую к Мф 7. 21, но, возможно, отражает более раннюю форму той же логии) и от Луки (Лк 6.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Тогда, когда магистрат вершил суд, принимал посетителей и т. д., он обязан был восседать на курульном кресле, которое служило внешним знаком его полномочий. Иные, но не менее важные ассоциации вызывало кресло учителя и мудреца (отсюда возникли и такие современные понятия, как профессорская кафедра, кафедра ВУЗа и т. д.). Символика восседания на кафедре как указания на право учить и творить суд была совершенно ясна тем, к кому обращался Господь Иисус Христос, говоря о воссевших «на седалище Моисеевом»  (epi tês Môseôs kathedras) книжниках и фарисеях (Мф 23. 2). Недаром в описании избрания и поставления членов Синедриона, содержащемся в Мишне, евр. глагол samakh, «возлагать руки» [именно этот глагол использован, например, в описании возложения рук на жертвенных животных в Исх 29. 10], использован для обозначения церемонии усаживания новоизбранного на его место (M. Sanh. 4. 4); исследователи подчеркивают, что в практике раввинистического иудаизма талмудической эпохи подобная церемония заметным образом потеснила более древний обряд возложения рук (см.: Ehrhardt. 1954). Все эти перечисленные смыслы так или иначе и повлияли на то, что символом епископского служения и его власти учения и управления стала именно кафедра (см.: Stewart-Sykes. 2001). Вместе с возникновением такой ассоциации — или вскоре после того — в Церкви установился и обычай являть ее внешним образом, через литургическое священнодействие. Первые свидетельства о том, что рукоположение епископа завершалось его усаживанием на свою кафедру, относятся к III-IV веку и содержатся в составленном в ту эпоху Житии сщмч. Поликарпа Смирнского и в литургико-канонических памятниках «Каноны Ипполита» (330-е гг.) и «Апостольские постановления» (ок. 380 г.) [следует при этом отметить, что в более раннем литургико-каноническом памятнике, известном как «Апостольское предание», о восседании не упоминается — рукоположение завершается лишь преподанием новорукоположенному лобзания мира]; в Псевдо-Климентинах в связи с поставлением епископа также упоминается восседание  (Ep.

http://pravoslavie.ru/37258.html

В вопросе о составе древнейшей коллекции Л.-к. п. и идентификации Египетского церковного чина интерес представляют работы Ж. Маня ( Magne J. La prétendue Tradition Apostolique d " Hippolyte de Rome s " appelait-elle ΑΙ ΔΙΑΤΑΞΕΙΣ ΤΩΝ ΑΓΙΩΝ ΑΠΟΣΤΟΛΩΝ, «Les statuts des saints apôtres»?//OS. 1965. Bd. 14. S. 35-67) и А. Февра ( Faivre. 1980). Мань предположил, что Египетский церковный чин в оригинале назывался не «Апостольское предание», а «Постановления святых апостолов» и что этот текст вместе с «Канонами святых апостолов» некогда составляли один Л.-к. п. На основании выводов Маня, к-рые поддержал Февр, М. Мецгер (напр.: Metzger M. Nouvelles perspectives pour la prétendue «Tradition Apostolique»//Ecclesia Orans. R., 1988. Vol. 5. P. 241-259; Idem. Enquétes autour de la prétendue «Tradition Apostolique»//Ibid. 1992. Vol. 9. P. 7-36; Idem. A propos des reglements ecclésiastiques et de la prétendue «Tradition Apostolique»//RSR. 1992. Vol. 66. N 3/4. P. 249-261), П. Ф. Брадшоу ( Bradshaw P. F. Redating the «Apostolic Tradition»: Some Preliminary Steps//Rule of Prayer, Rule of Faith: Essays in Honor of Aidan Kavanagh, OSB/Ed. J. Baldovin, N. Mitchell. Collegeville, 1996. P. 3-17; Idem. Hippolytus Revisited: The Identity of the So-Called «Apostolic Tradition»//Liturgy. Wash., 2000. Vol. 16. N 1. P. 7-11; I dem. 20022. P. 80-83; Bradshaw P. F., Johnson M. E., Phillips L. E. The Apostolic Tradition: A Comment. Minneapolis, 2002) и К. Маркшис ( Markschies Chr. Wer schrieb die sogenannte «Traditio Apostolica»?: Neue Beobachtungen und Hypothesen zu einer kaum lösbaren Frage aus der altkirchlichen Literaturgeschichte//Tauffragen und Bekenntnis: Studien zur sogenannten «Traditio Apostolica», zu den Interrogationes de fide und zum Römischen Glaubensbekenntnis/Ed. W. Kinzig e. a. B., 1999. P. 1-56; Idem. Neue Forschungen zur sogenannten «Traditio Apostolica»//Comparative Liturgy Fifty Years after A. Baumstark (1877-1948)/Ed. R. Taft, G. Winkler. R., 2001. P. 583-598) подвергли критической оценке выводы сторонников тождества Египетского церковного чина с Апостольским преданием Ипполита Римского и продемонстрировали ненадежность их аргументации (Коннолли и Ботта). В совр. литургической науке эта проблема была полностью переосмыслена и заново проанализирована (напр., см.: Stewart-Sykes A. Hippolytus: On the Apostolic Tradition. N. Y., 2001; Bradshaw P. F., Johnson M. E., Phillips L. E. The Apostolic Tradition. Minneapolis, 2002). В наст. время Египетский церковный чин считается наиболее древним из всех родственных Л.-к. п.

http://pravenc.ru/text/2110588.html

О существовании у последователей М. практики совершать т. н. крещение за умерших, основанием которой объявлялись слова ап. Павла о «крещении для мертвых» (см.: 1 Кор 15. 29; обзор интерпретаций см.: Schrage W. Der erste Brief an die Korinther. Zürich; Düss., 2001. Bd. 4. S. 234-240), сообщается лишь в поздних источниках: в кратком толковании, сохранившемся в катенах под именем Дидима Слепца (IV в.), а также в сочинениях свт. Иоанна Златоуста ( 407) и Езника Колбаци. Тертуллиан, дважды разбирая место из Послания ап. Павла в полемических трактатах (см.: Tertull. Adv. Marcion. V 10. 1; Idem. De resurr. 48. 11), не упоминает в этом контексте М.; это косвенно свидетельствует о позднем возникновении крещения за умерших у маркионитов. Свт. Епифаний Кипрский описывает похожую практику в разделе о последователях еретика Керинфа , упоминая, что она существовала в Галатии (см.: Epiph. Adv. haer. 28. 6. 4); возможно, в действительности речь идет об обряде общины маркионитов, ошибочно связанном с именем Керинфа. В толковании Дидима Слепца упоминается, что маркиониты «вместо умерших некрещеными крестят живых» (см.: Pauluskommentare aus der Griechischen Kirche/Hrsg. K. Staab. Münster, 1933. S. 8). Согласно Езнику Колбаци, маркиониты полагали, что «вместо умершего оглашенного нужно крестить его живого ближнего, чтобы в будущей жизни совершенное над вторым было засчитано первому» (см.: Eznik de Ko b. De Deo. 1959. T. 2. P. 686). Свт. Иоанн Златоуст приводит насмешливое описание такого маркионитского крещения за умершего: «Когда у них умирает кто-нибудь из оглашенных, то они, спрятав живого под одром умершего, приступают к мертвому, говорят с ним и спрашивают: желает ли он принять крещение? Так как он ничего не отвечает, то спрятанный под одром отвечает за него, что он желает принять крещение; и таким образом крестят его вместо умершего, разыгрывая как бы представление на зрелище» (см.: Ioan. Chrysost. In 1 Cor. 40. 1). М. сохранил совершение Евхаристии , однако источники не позволяют однозначно заключить, какие элементы при этом использовались (упоминаются хлеб и вино, а также хлеб и вода) и какой смысл М. придавал евхаристическому собранию (см.: Ibidem; Ibid. IV 40. 3; Ephraem Syr. Contr. haer. 47; ср.: L ö hr. 2012. Sp. 162; подробнее см.: Stewart-Sykes. 2002). Согласно свт. Епифанию Кипрскому, в общинах маркионитов разрешались присутствие оглашенных на Евхаристии, а также совершение крещения женщинами ( Epiph. Adv. haer. 42. 4. 5; ср.: Tertull. De praescript. haer. 41. 5). Эсхатология

http://pravenc.ru/text/2562364.html

также: Соколов. 2004. С. 318-319). Александрийское происхождение и этого чина, и прочих чинов рукописи Sinait. gr. 1006 несомненно, но из того, что название города, Патриархом которого становится возводимый, не указано, следует, что в какой-то период чин мог использоваться и где-то еще — возможно, в Иерусалиме. Но все же распространения где-либо, помимо Египта и, возможно, Палестины и Кипра, александрийские чины не имели.   Литература к 1-й части статьи: Арранц. 2003=Арранц М. Избранные сочинения по литургике. М., 2003. Т. 1: Таинства визант. Евхология. С. 452-467. Болотов. 1907=Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 3. СПб., 1907. Голубцов. 1905=Голубцов А. П. О старом архиерейском месте в храме//Богословский вестник. 1905. Т. 2. 7-8. С. 570-583 [файл доступен по адресу: http://bogoslov.ru/bv/text/170249/index.html ] Дмитриевский. 1901=Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. 2: Euchologia. К., 1901 [файлы доступны по адресу: http://byzantinorossica.org.ru/dmitrievskii.html ] Неселовский. 1906=Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний. Каменец-Подольск, 1906 [файл доступен по адресу: http://www.mzh.mrezha.ru/books.htm#AZNes ] Николова. 1995 =  Николова Б. Чин за ръкополагане на епископ, митрополит, патриарх//Palaeobulgarica. 1995. Т. 19. 1. С. 99-111. Соколов. 2003=Соколов И. И. О византинизме в церковно-историческом отношении. Избрание патриархов в Византии. Вселенские судьи в Византии. СПб., 2003. Соколов. 2004=Соколов И. И. Избрание архиереев в Византии IX-XV вв. Избрание патриархов Александрийской Церкви. СПб., 2004. Успенский. 1998=Успенский Б. А. Царь и патриарх: харизма власти в России. М., 1998. Bradshaw. 1990=Bradshaw P. Ordination Rites of the Ancient Churches of East and West. N. Y., 1990. Ehrhardt. 1954=Ehrhardt A. Jewish and Christian Ordination//Journal of Ecclesiastical History. 1954. Vol. 5. P. 125-138. Richter. 1976=Richter K. Zum Ritus der Bischofsordination in der " Apostolischen Überlieferung " Hippolytus von Rom und davon abhängigen Schriften//Archiv für Liturgiewissenschaft. 1975-1976. Bd. 17-18. S. 7-51. Santantoni. 1976=Santantoni A. L " ordinazione episcopale: Storia e teologia dei Riti dell " ordinazione nelle antiche liturgie dell " Occidente. R., 1976. (Analecta Anselmiana; 69). Stewart-Sykes. 2001=Stewart-Sykes A. The Seating of Polycarp at Vita Polycarpi: a liturgy of scholastic Christianity in the third century//Studia Patristica. 2001. Vol. 35. P. 323-329.

http://patriarchia.ru/db/text/545853.htm...

1906= Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний. Каменец-Подольск, 1906 [файл доступен по адресу: http://www.mzh.mrezha.ru/books.htm#AZNes ] Николова. 1995 =  Николова Б. Чин за ръкополагане на епископ, митрополит, патриарх//Palaeobulgarica. 1995. Т. 19. 1. С. 99-111. Соколов. 2003= Соколов И. И. О византинизме в церковно-историческом отношении. Избрание патриархов в Византии. Вселенские судьи в Византии. СПб., 2003. Соколов. 2004= Соколов И. И. Избрание архиереев в Византии IX-XV вв. Избрание патриархов Александрийской Церкви. СПб., 2004. Успенский. 1998= Успенский Б. А. Царь и патриарх: харизма власти в России. М., 1998. Bradshaw. 1990= Bradshaw P. Ordination Rites of the Ancient Churches of East and West. N. Y., 1990. Ehrhardt. 1954= Ehrhardt A. Jewish and Christian Ordination//Journal of Ecclesiastical History. 1954. Vol. 5. P. 125-138. Richter. 1976= Richter K. Zum Ritus der Bischofsordination in der " Apostolischen Überlieferung " Hippolytus von Rom und davon abhängigen Schriften//Archiv für Liturgiewissenschaft. 1975-1976. Bd. 17-18. S. 7-51. Santantoni. 1976= Santantoni A. L " ordinazione episcopale: Storia e teologia dei Riti dell " ordinazione nelle antiche liturgie dell " Occidente. R., 1976. (Analecta Anselmiana; 69). Stewart-Sykes. 2001= Stewart-Sykes A. The Seating of Polycarp at Vita Polycarpi: a liturgy of scholastic Christianity in the third century//Studia Patristica. 2001. Vol. 35. P. 323-329. Stommel. 1952= Stommel E. Die bischöfliche Kathedra im christlichen Altertum//Münchener theologische Zeitschrift. 1952. Bd. 3. S. 17-32. Статья впервые опубликована 25.01.2009 г. Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: 5 февраля 2009 10 31 января 2009 10 31 января 2009 10 29 января 2009 10 29 января 2009 10 29 января 2009 10 29 января 2009 10 29 января 2009 10 © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/377301

221 Baumstark A. La liturgia romana e dell " Esarcato. Roma, 1904; Liturgie comparee. Principes et methodes pour l " etude historique des liturgies chretiennes. Chevetogne; Paris, 1953. 222 Dix G. The Shape of Liturgy. Westminster, 1943 (последнее переиздание: London: Continuum, 2001. Мир англиканства постоянно проявлял особый интерес к истории литургии. Словарь, составленный учеными различных христианских конфессий: The study of liturgy/С. Jones, G. Wainwright, E. Yarnold. London, 1978. 223 Jungmann J. Missarum sollemnia. Wien, 1948 (многократно переиздан на немецком и переведен на различные языки: французский: Paris, 1951–1954; итальянский: Monferrato: Casale, 1952–1953; английский: New-York, 1950). 225 Paris, 1961; полностью новое издание, как всегда, подготовлено Мартимором (Paris, 1983 и далее) (переводы). 226 В семи томах, подготовлен: Pontificio Istituto Liturgico SanAnselmo. Monferrato: Casale, 1974–1990. Литургический институт подготовил новый объемный словарь: Scientia liturgica, Manuale di liturgia. 5 vol. Casale Monferrato. 1998–1999; английский перевод: Collegeville, 1997–2000. Труд является плодом интернационального сотрудничества. Что касается исторических аспектов, то, возможно, предпочительней Anamnesis. Кроме того: Liturgia. Dizionari San Paolo 2./D. Sartore, A.M. Triaca, C. Cibien. Cinisello Balsamo, 2001 (переработанное издание 1983 г.). 228 Kretschmar G. Die Geschichte des Taufgottesdienst in der alien Kirche//Leitourgia. Vol. V. Kassel, 1970. P. 1–378. 229 Righetti M. Manuale di storia liturgica. 4 vol. Milano, 1945–1949, второе дополненное издание: 1950–1953, последнее переиздание: 1998. 230 On Pascha: with the fragments of Melito and other material related to the quartodecimans/Translated, introduced and annotated by Alistair Stewart-Sykes. Crestwood: St. Vladimir " s Seminary Press, 2001. 232 Roberts С. H., Capelle D. B. An early euchologium. The Der-Balizeh papyrus enlarged and reedited. Louvain, 1949; Van Haelst J. Une nouvelle reconstitution du Papyrus liturgique de Der-Balizeh//Eph. Theol Lovaniensis 45 (1969). P. 444–455 (Biblioth. Eph. Theol. Lovaniensis 27 P. 201–212).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

  001     002    003    004    005    006