24 До какой степени автор делает странные положения, можно видеть из самого начала сочинения. L. " origine, говорит он, des Sociniens est plus ancienne que l’on ne le suppose ordinairement. On peut dire qu’elle а commencé dès les premiers siécles de I’Eglise. dans les Héresiarques. qui a’eleverent contre la Trinité des Personnes divines. la Consubstantialité du Verbe. la Divinité de Jesus-Christ. etc. contre qui les saintes Peres se sont soulevez. et que I’Egtise a condamnez daas ses premiers Conciles. Aussi les Historiens les plus de la Secte se font honneur d’avoir succedé à Theodofe de Byzance, à Artemon, à Berylle Eveque de Bostre, à Paul de Samasate. et à Photin Eveque de Sirmich. Ils pouvoient ajouter. pour prendre leur origine de plus loin, et la continuer jusqú au 4 siecle. qu’ils avoient succedé à Cerinthe, à Сагросгате, à Ebion, à Elxai, à Valentin, qui out précedé Theodote, à Praxée, à Noetius, à Sabellius, à Arius. et a Priscillien. qui ont marché sur les traces de ceux-là. Tons ses Héresiariues ont été les Chefs des Sociniens. Céux-ci ont suivi les sentimeas de Ceux-là, se sont servis de leurs preuves. ou leur ont donné un noureau tour. 25 Doctrinae, quam Sociniani sec. XVI profitebantur. de Trinitate, origo et ratio ex veterum haereticorum sententiis repetenda est. quemadmodum ipsi Sociniani fatentur. Marheineke Jnstit. Sumbol. p. 157. Насколько верно основание Маргейнеке мы увидим ниже. 29 В полемике с адонцианством принимал участие и Павлин, епископ Аквилейский, но потону только, что желал этого Алкуан, которому казалось почему-то неудобным одному иметь дело с адопцианством. 34 Die Lehre von der Trinität ihrer historischen Eatwick. von Meier. 1844. Erst. Band. S. 235. 37 Apologia de miysterio Trinilatis et veterum dis-iplina al Melanthonem et eius collegas. См. сочинение Сервета «Restitutio Chrisminaismi» стр. 702. 38 Из актов процесса над Серветом, производимого в Женеве, мы видим между прочим, что 17-го августа 1553 года в числе вопросов, н которые должен был отвечать Сервет, поставлены были судом след. вопросы: ...s’il sçait pas bien que Sabellius, Manicheus. Nestorius et autres hérétiques réprouvés out tenu plusieurs des memes opinions que celles qui sont en son livre. ....s’il n " a lu les livres d " freneus et Epiphanius et autres anciens docteurs, qui ont récité les dites hérésies et fausses doctrines d " iceux hérétiques На эти вопросы от Сервета последовали 23-го августа такие ответы: ...qúit ne sçait point que Sabellius, Vlanichcus ni Neslorius aient Ieau les opinions qu’it tieni. ...qúit a lu !e livre d " Epiphanius et Ireoeus, lesquels récitent et réprouvent beaucoup d’hérésies, lesquelles il Se-vetus dit qu’it reprouve et quo son, livre fait mention expresse centre eux.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

11 Haveruiks Handbuch der histor. – kril. Einl. in d. A. Test., ausgearb. von Keil. Dritter Theil. Erlangen, 1849, s. 436. 18 Histor – krit. Einl. In die heit. Schriften des A. T. von Herbst, herausgeb, von Welte. Zweiter Theil. 1842, s. 247. 24 Thelog. – homil. Bibelwerk, herausgeg. Von Lange. Des A. Test. XIII TB. (Das. Hobel. In d. Pred. Sol.) 1868, s. 103. 25 Der Prediger und das Hohelied. ubers. und erklart von Waihinger. IV. Bd. Stuttgart, 1858, s. 3 и 4. 26 Невероятно предположение равв. Гамбурга (Real – Encyklopadie fur Bibel und Talmud, ausgearb. von I. Hamburger. Heft III. Berlin,1869; s. 666), что Соломону приписано такое же наимеиование в имени ( от )отца Агура, автора 30 главы кн. Притчей. 29 (от араб. hakem, устанавливать, определять, решать) значит собственно «установление, определение предмета для познания»; затем просто – знание, мудрость, познание, «и употребляется, как синоним и ». Отсюда ближайшим образом имеет значение: «знающий, богатый познаниями»; в дальнейшем же смысле употребляется для обозначения праведного судия, художника и проч. В религиозной же области значит: ведение Бога, познание правильной деятельности, соответственной, божественному закону, – познание праведного пути, которым должно ходить пред Богом, и неправедного, которого должно избегать, чтобы достигнуть счастья. 37 Kurzgefasst. Egseget. Handbuch zum. A. T. 7 Lief. Leipzig, 1847, s. 126; ср. Также Bunsens Bibelwerk. Vi. Band. S. 830. 38 Geschichte der poetischen National-Literatur der Hebraer, von Dr. E. Meier. Leipzig. 1856, s. 560. 40 «сыны восточные», – название одного из арабских племен, славившихся своею мудростью. – Египтяне и в частности, каста жрецов, еще со времен Моисея представлялись как идеал человече­ской мудрости. 42 Нечто подобное можно встретить уже у древних толковников, потом у Лютера, Меланхтона, Друзия, Мерцерия, – по крайней мере до­пущение недостаточной связи книги при единстве автора; но так как до Гроция оставалось еще господствующим предположение происхождения кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

(Там же, стр. 24–28). 224 Majorem illam excommunicationem quam papa ita nominat non nisi civilem poenam esse ducimus, non pertinentem ad nos ministros ecciesiae». (Artic. Smalcald. 1537 г. P. III, art. 9, Hinschius, Commentar. стр. 10). 225 Minor autem, quam nominat, vera et christiana est excommunicatio quae manifestos et obstinatos peccatores non admittit ad sacramentum et communionem ecclesiae, donec emendentur et scelera vitent“. Ibidem. 226 Nec liceat soli pastori ferre sententiam excommunicationis sine ulla decuria judicum aut nemine adhibito ex honestioribus viris suae ecclesiae». Meier, Kirchenrecht, стр. 561. Richter-Dove, стр. 711, прим. 6. 227 Из протестантских канонистов прежнего времени на этой точке зрения стоит Бемер (tit. XXXII, § 50 и tit. XXXІII § 68). 231 Кальвин даже написал, как известно, целый трактат о свободе, совести. Он писал: «Quantum est discrimen, quanta dissimilitudo ecclesiasticae et civilis potestatis! Non jus gladii habet ecclesia, quo puniat vel coerceat, non imperium ut cogat; non carcerem, non poenas alias quae solent infligi a magistratu. Severissima ecclesiae vindicta et quasi ultimum fulmen est excommunicatio... Sed nec vim, nec manum desiderat, sed verbi Dei potentia contenta». Jacobson, стр. 622. примеч. 7. 234 ) Jhr lieben in Christo! Dieser (diese) NN ist im Laster des Gotteslästerung (Trunkenheit oder dergl.) bisher eine lange Zeit verhaftet gewesen. Und wiewohl vielfältige Ermahnungen und Strafen, beides durch Gottes Wort und weltliche Obrigkeit an ihm versuchet, so hat doch ihn solches alles nicht zu rechter christlichen Besserung bewegen wollen. Damit nun nicht durch ein räudiges Schaf die ganze Heerde verderbe und das böse ärgerliche Exempel gemeiner christlichen Versammlung schädlig und nachtheilig sei, dass auch Gottes Zorn und Strafe verhütet werde, so haben die Verordneten zur Administration der Kirchen diesen (NN) nach genugsamer Erfahrung aller Handlung erkannt, dass er bis auf seine öffentliche und beweisliche Besserung von der christlichen Kirche abgesondert, und des heiligen Nachtmahles unseres lieben Herrn Jesu Christi als unwürdig und davon ausgeschlossen sein soil. Dass er auch zu keinem Gevatter in Kinds Tauf gebraucht und zu keiner christlichen Versammlung (ausserhalb der Predigt Gottes Wort) zugelassen werde. Der allmächtige, barmherzige Gott wolle ihm seine Sünden zu erkennen geben, rechte Reue in ihm schaffen und zur Besserung des Lebens erwecken. Amen».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Janin R.  Empaire Byzantin. La geographie ecclesiastique de l " Empire Byzantine. Т. III: Les eglises et les monastöres de Constantinople. Paris, 1953. Jones B. W.  The Emperor Titus. London; Sidnei; New York, 1984. Labart J.  Le palais imperiale de Constantinople et ses abords. Paris, 1867. Linner S.  Syntaktische und lexikalische Studien zur «Historia Lausiaca» des Palladius. Uppsala, 1943. Meier R.  T. Lexical Problems in Palladius Historia Lausiaca//Studia Patristica 1 (1957). P. 44–52. Milik J. T.  Notes d " epigraphie et de topographie Palestiniennes//Revue biblique 4 (1963). Oppenheim Ph.  Das mönchskleid in christlichen Altertüm. Freiburg, 1931. (Römische Quartalschrift für Christliche Altertumskunde und Kirchengeschichte. Supplement heft 28). Palmer J.-S.  El monacato oriental en el Pratum Spirituale de Juan Mosco. Madrid, 1993. (Publicaciones de la Fundacion universitaria espanol Monografias, 59). Vailhe S.  Repertoire alphabetique des monasteres de Palestine//ROC 4 (1899–1900). White E.  History of monasteries of Nitria and of Scetis//The monasteries of the Wadín Natrun. New York, 1932. 2 Изд. но другой рукописи: Nau 1907–1913 (1908). Р. 51–52 (154). Summari Nella presente edizione sono riunite l " opere dell» antica letteratura monastica dei monad cristiani d " Egizio, Palestina e Bisanzio: Lausaik di Palladio d " Hellenopoli, i testi ehe riguardano il convento di Chosive, le novelle non incluse nel corpo prindpale del Prato Spirituale, Metericon Nuovo che rappresenta la raccolta delle storie edificanti dedicate al monachesimo remminile, ed anche gli altri monumenti letterari monastid. Questi testi venivano creati nel corso di died secoli, dononostante sembrano l " insieme unico, perche appartengono alia letteratura monastica ehe prende il suo inizio dai detti dei santi padri eremiti. Tutte l " opere sono dedicate alia pratica monastica αο all " esecuzione dei decaloghi, all» unico modo da vivere piacevole al Dio. I testi sono tradotti dalle nuovissime edizioni critiche. Le traduzioni sono integrate dai commenti ehe spiegano il contesto teologico e le realtä aella vita cotidiana dei monad. Nelle note si trovano anche l " informazioni sul culto dei santi protagonist! ben conosciuti ed anche assenti nei calendari ecclesiastid dei nostri giorni.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

V cap. II p. 654). Harris (A Dictionary of the natur, hist, of tlie Bible, London 1833, p. 139), возражая против того же означенного раввинского толкования, справедливо говорит: «Для наказания египтян и их нечестивого царя Бог мог с такою же легкостью послать львов, крокодилов и тигров, как и лягушек, вшей, мух и т. п., но если бы Он для этой цели употребил какое-либо из хищных животных, то действие казалось бы настолько адекватным своей причине, что влияние руки Господней могло остаться не замеченным в наказании, и народ был бы опечален постигшим его бедствием, но не был бы унижен. Теперь же Он проявляет величие Своей силы, делая безвредное само по себе животное орудием страшного наказания Своих врагов. Как легко Господу и самыми незначителькыми средствами совершить суд правды и милости, подвергнуть кого-либо гибели или совершить акт спасения: лягушки и мухи в Его руках достаточные орудия наказания нечестивых». Что же касается еврейского слова , его состава и этимологическаго значения, относительно этого у гебраистов существует два мнения: по одному мнению это слово составное – сложенное или из еврейского «прыгать» и арабского слова, означающего «болото», так что значит «прыгающая в болоте» (Saliens in palude – Ges. Thes. II, 1184), или из еврейского корня и ( по Фюрсту) pipare, mussitare, ululare, и арабского корня «ил», «тина», так что значит «живущая в иле квакуша» (таково приводимое Harris’oм в Dict. of nat. hist. of Bible p. 13) мнение Dr. Geddes’a, а также Fürst’a, Hebr Handwort. II, 287): по другому мнению образовалось из тождественного с ним по значению арабского слова dofda, как более древней формы (Gesenii 1’ebr. Handwort.), причем последняя производится из корня dfd (евр. ) распухнуть, вздуваться (Meier, Hebr. Wurzel – WB, 681), так что значит собственно «вздувшаяся масса» и может быть прилагаемо не только к лягушке, но и к tumor (Gesenii hebr. Haudwort 719). Египтолог Кук указывает впрочем в древнем египетском языке два слова, по начертанию и значению подходящие к еврейскому zephardea: «1) «gefennu», в котором встречаются коренные буквы еврейского слова, хотя и в «измененной форме», и которое Бругш переводит в значении «головастик» (это же слово имеет и второстепенное значение 100,000 или значение неопределенного числа); 2) «цефедт», которое употребляется собственно для означения змеи, но было вместе «и родовым именем для пресмыкающихся» (Cook.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

Эта диалектика пришлась по сердцу и Геригеру, который постарался даже графически представить отношение между евхаристическим, историческим и мистическим телом Христовым, а именно: Christus Eucharistiam EcclesiâInconsumptibilis Sumendam Sumens Invescibilis Vescendam Vescens Dat ab Datam Accipit Ipso Ex ipso Corpus eius Кроме того, он указывал новые аналогии – в отношении членов арифметической пропорции и в отношении членов категорического силлогизма (1. Medius – primus, 2. Ultimus – medius, 3. Ultimus (subiectus) – primus (praedicatus). Ne ergo dubites ultimum inesse primo, id est primum praedicare de ultimo: cum, si ultimus insit medio, medius vero primo; certissime ultimus insit primo). Аналогия еще им заимствуется из космопэи (factura mundi), где два крайних элемента – огонь и землю неразрывно связывают два средних – воздух и вода. 401 Сомнение в принадлежности Dicta cuiusdam s. Рабану Мавру высказывались неоднократно в протестантской литературе. У Naegle (о. c., S. 82, Апт. 2) названы следующие ученые, отрицавшие авторство Рабана – Münscher, Hagenbach, Ruckert, Gieseler, Baumgarten, Schrockh, Baur, Kurtz, Noorden, Meier, Ebrard, Dollinger (Dollinger считал, однако, доказанным, что Рабан по вопросу о транссубстанциации держался одинакового взгляда с Радбертом, – см. Lehrb. d. Dogmengesch, II, Aufl., S. 369). Протестантские ученые, оспаривавшие вывод Мабильона, исходили из того убеждения, что Рабан, в De institutione clericorum, по их мнению , являющийся сторонником фигурального характера таинства, не мог, в то же время, быть защитником учения о транссубстанциации. Аргументация Мабильона при этом названными протестантскими учеными или совсем игнорировалась (см., напр., у Ebrard’a в Handbuch d. chr. Kirchengeschichtc, Frankf. a M., 1845, S. 29, где письмо к Эгилу просто считается потерянным) или голословно объявлялась слабой (см. у Baumgarten-Crusius’a, Lehrbuch d. Dogmengesch, Jena, 1832, S. 419. Dicta cuiusdam v. Mabillon doch mit schwachen Grunden dafür (письмо к Эгилу) gehalten). В настоящую оценку и разбор этого сочинения входил только Rückert, указавший, между прочим, что цитаты из Августина в памятнике в действительности являются цитатами из Пасхазия (см. о. с., S. 554, Anm.). Несмотря на сделанные возражения с противокатолической стороны, гипотеза Мабильона не была поколеблена, так что в новейшей протестантской литературе уже господствует убеждение в принадлежности нашего анонима Рабану (как сторонников такой принадлежности Naegle называет след. ученых: Gfrorer, Bahr, Seeberg, Loofs, Schmid-Hauck, Harnack, Prot. REnz). Что касается католической литературы, то сомнений предположение Мабильона, по-видимому, здесь не вызывало, а считалось вообще доказанным.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/evh...

Почти каждый текст ВЗ несет уникальную религ. весть, отвечавшую запросам того или иного момента истории. В отличие от предшественников Р. Симона и И. З. Землера Де Ветте гораздо больше внимания уделил текстам и филологической стороне исследования. Он утверждает, что имена, к-рые по традиции считали именами тех, кто написал тексты ВЗ - Давид, Соломон, Моисей и Исаия,- не указывают на реальных авторов этих произведений. Возможно, именно Де Ветте впервые отметил, что мир, описанный в книгах Самуила и Царей (Царств), почти ничего не знает о существовании жреческого (левитского) законодательства (это наблюдение стало определяющим для развития библейской критики в XIX в.). Структурно учебник Де Ветте повторяет «Введение...» Эйхгорна с той только разницей, что он включает еще и обзор апокрифических (неканонических) книг ВЗ. Учебник Де Ветте стал на долгие годы наиболее авторитетным «Введением в Ветхий Завет» в Германии, заменив в этой роли «Введение в Ветхий Завет» Эйхгорна. В. М. Л. Де Ветте. Гравюра. 1-я пол. XIX в. В. М. Л. Де Ветте. Гравюра. 1-я пол. XIX в. Эти исследования обусловили появление в 1-й пол. XIX в. идеи И. ВЗ совершенно нового типа. В 1844 г. отдельной брошюрой вышла работа одного из сторонников документарной гипотезы происхождения Пятикнижия - Г. Гупфельда , посвященная методическим вопросам И. ВЗ и содержащая также краткий обзор ее истории ( Hupfeld. 1844). Гупфельд предложил новый подход к И. ВЗ, к-рый он назвал «историческим»: во введении должен превалировать не канонический принцип, а исторический. Это значит, что изложение И. структурируется по периодам истории древнего Израиля и прежде всего по периодам развития лит-ры. Франц Делич выступил со статьей ( Delitzsch. 1854), в к-рой представлен консервативный традиционалистский подход к И. и демонстрируется стремление к ограничению использования историко-критического принципа. Книга тюбингенского профессора вост. языков и лит-ры Э. Майера «История поэтической национальной литературы евреев» ( Meier. 1856) явилась реальным воплощением идеи Гупфельда о новом типе введения.

http://pravenc.ru/text/674796.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости В Бразилии на статую Христа спроецировали флаги стран, где есть коронавирус 20.03.2020 15:44 Версия для печати Фото: CNN Рио-де-Жанейро, 20 марта. На знаменитой статуе Христа-Искупителя, расположенной на вершине горы Корковаду в столице Бразилии Рио-де-Жанейро, появилась надпись #praytogether – призыв молиться за больных коронавирусом во всем мире. Он написан на разных языках в знак солидарности со странами, которые столкнулись со случаями заражения. 18 марта бразильский кардинал Орани Жуан Темпеста, архиепископ Рио-де-Жанейро, совершил у статуи специальную мессу, призвав к общей молитве за больных во всем мире. Также во время мессы на статую Христа спроецировали изображения флагов всех стран, в которых зафиксированы случаи заражения коронавирусом COVID-19, сообщает сайт Союза православных журналистов со ссылкой на СПП. Фото: Wagner Meier/Getty Images Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 18.08.2022 14:58 В Москве не планируют вводить ограничения по COVID-19 в церквях 24.06.2022 14:32 Архиепископ Афинский Иероним во второй раз заразился коронавирусом

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Иисус Христос в синагоге. Фрагмент фрески Не исключено, что помимо образования в семье Иисус получил образование в начальной школе (если таковая была в Назарете) и затем при местной синагоге. Согласно более поздним иудейским источникам, начальную школу мальчики оканчивали в двенадцать – тринадцать лет, после чего наиболее одаренные из них могли поступить на обучение в — bt hammiraš (дом учения), где изучали Тору под руководством опытного наставника. Такое обучение, однако, было доступно лишь немногим мальчикам. Сложившейся системы среднего и высшего образования в Израиле времен Иисуса не было . Нам известно, что Иисус прекрасно знал Ветхий Завет, и мы не сомневаемся в том, что с библейскими книгами Он познакомился еще в детстве. В отрочестве главным центром обучения помимо родного дома могла быть для Него местная синагога — та самая, которую Он посетит много лет спустя, уже будучи взрослым. Именно здесь, участвуя в субботних молитвенных собраниях вместе со Своими родителями, отрок Иисус мог слышать слова Священного Писания, присутствовать при обсуждении их взрослыми, впитывать в Себя священные тексты, слова псалмов, молитв и песнопений.  Иустин Философ. Диалог с Трифоном. 88 (PG. 6, 688). Рус. пер.: С. 280. Филон Александрийский. O соитии ради обучения. 15–18 (Opera. Vol. 3. P. 75). Meier J. P. A Marginal Jew. Vol. I. P. 272. Книгу митрополита Волоколамского Илариона «Начало Евангелия» можно приобрести в магазинах: «Библио-глобус» «Лабиринт» «Остров книг» «Читай-город» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 10 ноября, 2016 17 ноября, 2016 24 ноября, 2016 12 декабря, 2021 13 июня, 2020 26 апреля, 2020 14 января, 2020 26 января, 2019

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Кроме того, понятие «общее тело» (somateion) включало в себя юридический термин, означающий совместное обладание какой-нибудь собственностью. Христианство стало законной религией только после эдикта Галерия в 311 году P. X., когда христиане могли снова «строить дома для своих собраний» 50 . Сомнительно, чтобы у церкви до этого было какое-либо юридическое право на собственность. Поэтому проблема в Антиохии вряд ли заключалась в законном возвращении собственности для своего сообщества (somateion) после внешнего преследования: это подразумевало бы, что уже тогда христианство стало законной религией. Значит, если причина для гражданского иска против Игнатия имела какое-нибудь отношение к признанию властями того, что он возглавлял нелегальную организацию, то нет никакой возможности, чтобы подобному незаконному культу позволили бы восстановить свои права общей собственности. И после того как это общество выполнило требования властей, необходимые, чтобы те закончили преследование, такая собственность оставалась бы конфискованной. Скорее ситуация была такой, что римские власти не приняли во внимание правового статуса группы, к которому она апеллировала. Но и правовой статус группы не был тем, за что она боролась, и что просто проигнорировали. Именно внутренняя борьба в общине, главой которой, по его утверждению, был Игнатий, вызвала беспорядки в Антиохии. Только по этой причине римские власти овладели зданиями, где члены общины проводили встречи, и не предоставляли им юридической защиты до тех пор, пока источник проблемы не был удален. И этим источником был сам епископ Антиохии, который не может упомянуть никакого другого человека, подвергнутого судебному разбирательству и осужденного, кроме него самого 51 . Евангелие от Матфея было, по всей вероятности, Евангелием церкви в Антиохии Сирийской, где уже в I веке ученики «в первый раз стали называться христианами» 52 . По мнению Рэймонда Брауна (Brown) и Джона Пола Мейера (Meier), анализ Евангелия от Матфея показывает условия той общины, которая передавала это Евангелие до времени Игнатия. Позвольте представить некоторые размышления об общине, существовавшей до Игнатия и наложившей свой отпечаток на повествование Евангелия от Матфея. Именно при таком рассмотрении контекста общины Игнатия станет понятно, почему его утверждения некоторые люди из его общины посчитали, по его собственному признанию, возмутительными. 3. Конфликт внутри общины, рассмотренный в традиции Евангелия от Матфея

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antioh...

   001    002    003   004     005    006    007    008