Диб – 45. III, 4; 5 (Διβος и Δβου?) – остров, с которого происходил Теофил Инд, жители которого дибейцы называются тоже индами (см. Индия). Некоторые идентифицируют его как нын. о-ов Шри-Ланка (=Тапробану), но, во-первых, ниже, в § 10, упоминается Тапробана, а во-вторых, Теофил был выдан дибейцами римлянам в качестве заложника, тогда как Тапробана никогда не была под властью римлян. Другие идентификации: 1) нын. о-ов Сокотра (см. Диоскорида); 2) один из островов Красного моря (между Африкой и Аравийским п-овом). Скорее всего, от идентификации пока следует воздержаться. Диба – 23. VII, 1, 56 (Δβα) – эмпорий, названный в числе городов Индоскифии, на западе от Инда, вдали. Эти города локализуются на северо-западе Индии, в нынешней северо-западной части Пакистана и северо-восточной части Афганистана. В издании Ноббе нет этого пункта; в тексте издания Рену он указан без градусов. Объяснений по поводу этого эмпория нет. дибейцы – 45. III, 4 (Διβηνο) – жители острова Диб(см.) (называются тоже индами). дива – 39. 15 (Diva gens – «народ дива») – народ, которому соответствует народ диаба в 41 (см.). Этот народ отождествляют с народом дивы в 38 (см.). Некоторые считают, что народ дива относится и к нын. острову Шри-Ланка (=Тапробана) и к Мальдивским островам (к юго-западу от Индии и Шри-Ланки), главный атолл которых – Mahal-d, или Male dva, т. е. Мале (04°10», 73°30»). дивы – 38. XXII, 7, 10 (Divi) – упомянуты здесь вместе с серендивами. Предполагают, что имеются в виду жители нын. Лаккадивских островов (Лакшадвип: Аминдивские и Лаккадивские острова, к западу от Малабарского берега Индии; центр – 10°00» 73°00») и Мальдивских островов (к юго-западу от Индии и о-ва Шри-Ланка; центр – 03°15», 73°00»; альтернативное название – Divehi, Дивехи), которые аравийцы назвали dv, дива. Некоторые отождествляют их с народом дива в 39 и 41 (см.). дикайрон – 2б. р. 47а (δαιρον) – птица в Индии. Неясно, сам ли Ктесий переводил это слово как δαιος, по-гречески «справедливый», или Фотий от себя, излагающий Ктесия. См. также: Элиан. О животных. IV, 41. Эта птица не идентифицируется. Некоторые считают, что снотворному и смертоносному помету этой птицы приписаны свойства опиума, но против этого мнения возражают, поскольку производство опиума в Индии было введено гораздо позднее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Nach dem Krieg nahm er, weiterhin Mitglied der «Bruderschaft vom Heiligen Berge», seine Lehrtätigkeit im Institut St. Serge wieder auf. Am 29.6.1947 verteidigte er seine Doktorarbeit am Institut. Am 28.7.1947 empfing er durch M Vladimir (Tichonickij) die Bischofsweihe. Im September 1947 wurde er Rektor des St. Serge­Instituts und blieb es bis zum Tode. Er entfaltete eine große schriftstellerische und wissenschaftliche Tätigkeit als Professor für Neues Testament, wovon seine zahlreichen Schriften zeugen. Außerdem war er ökumenisch sehr aktiv, er nahm an der 1. Vollversammlung des ökumenischen Rates der Kirchen in Amsterdam 1948 teil. 1951, 1954 und 1958 war er beim ökumenischen Patriarchen in Konstantinopel. 1954 hielt er in Chalki Vorlesungen. 1951 besuchte er Finnland und den Nahen Osten. 1961 wurde er Dr. h.c. der Universität Thessaloniki. Schließlich wurde er als Gast zum Zweiten Vatikanischen Konzil nach Rom eingeladen. Nach der dritten Session hielt er im Herbst 1964 noch zwei Wochen Vorlesungen, dann verließen ihn die Kräfte. Er starb am 4.2.1965 in Paris. Werke: La Pentecôte Johannique (Joh 20,19–23), Valence-sur-Rhöne 1939, 181 S. Christos i pervoe christianskoe pokolenie, Paris 1950, 370 S. Carstvo Kesarja pered sudom Novogo Zaveta, Paris 1949, 50 S.; 2 1965. Evangelisty как istoriki, in: Pravoslavnaja Mysl’ 1(1928) 24 S. Principy pravoslavnago izuenija Sv. Pisanija, in: Put‘ 13 (1928) 3–18. The Parable of the Unjust Steward (russ.),in: Vest.russ.chr.dv. 8–9(1929) 10 S. Voskresenie Lazarja i Voskresenie Christovo, in: Put’ 16(1929) 3–18. The Testament of Judeo-Christianity (russ.), in: Prav. Mysl’ 1930,2, 45 S. Kniga о semi peatjach. Novejšaja literatura ob Apokalipsie, in: Put‘ 21(1930)97–128. Cerkovnoe predanie i Novozavetnaja nauka, in: ivoe Predanie. Pravoslavie i Sovremennost f 3(Paris 1936)153–170. The Sermon on the Mount in the teaching of the Gospel, in: The Student World 1937,3,12 S. L " Eglise du Christ et la Parole de Dieu, in: Die Kirche Jesu Christi und das Wort Gottes. Ein Studienbuch über das Wort Gottes als Lebensform und Lebensgrund der Kirche. Hg. von W. Zöllner und W. Stäblin. Berlin 1937, 7 S.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Где-то 1-5% детей на ЭЭГ имеют типичную активность, характерную для эпилепсии, но большинство детей, у которых приступов нет, но при этом есть эпилептиформная аномалия на ЭЭГ, эпилепсией в дальнейшем не болеют. Риск у них может быть несколько выше, чем у обычного ребенка, у которого нет на ЭЭГ ничего, но при этом этот риск обычно меньше 10%. Иногда такие дети приходят к доктору, не очень знающему проблему, и могут получить достаточно агрессивное лечение, иногда на него еще не очень хорошо среагировать и ценой многолетних мучений с перебором разных препаратов прийти, наконец, к тому, что лечить-то оказывается было и нечего. Фото: neocortex-dv.ru К эпилепсии не относятся Снохождение (лунатизм) – это не эпилептическое расстройство. Если есть что-то еще в дополнение к этому, то да, надо задуматься. Головная боль сама по себе – это тоже не эпилептическое расстройство, если она не возникла после эпизода с утратой сознания. То есть, если человека нашли без сознания, и после этого у него болит голова, то это похоже на эпилептический приступ. Тики обычно внешне отличаются от эпилептических приступов, и они к ним вообще никак не относятся. Если они выглядят стандартно, типично, то есть международная рекомендация не делать таким детям ЭЭГ, потому что есть риски найти то, чего не ожидаем, и тем испортить родителям жизнь. То есть если что-то выглядит не как приступ, то лучше не углубляться. Существует огромная проблема гипердиагностики изменений на энцефалограмме. Ночной энурез тоже обычно не показатель для того, чтобы искать эпилепсию. Нужно ли идти к психиатру Эпилепсия к психиатрии имеет опосредованное отношение. Психиатры чаще всего нужны неврологам, когда речь идет о проблемах психической деятельности у человека, которые можно выявить только при тщательном опросе, или если есть ухудшение психических функций из-за самой эпилепсии, из-за того, что лечение проводится психоактивными препаратами. Или, что часто бывает, у человека депрессия из-за хронического заболевания, и здесь нужны психиатры именно с позиции психотерапевтической. А вот именно чтобы психиатр-эпилептолог, это скорее исключение. Что делать не надо

http://pravmir.ru/ne-nado-zasovyvat-lozh...

Венедикт (Поляков Владимир Георгиевич), архп. Житомирский и Овручский Родился 15 июля 1884 года в г. Кишеневе. В 1905 году окончил Кишиневскую духовную семинарию и рукоположен во священника. В 1914 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия, (в «ЖМП” за 1947 г., 3, на стр.14 приведена какая-то путаница в датах окончания семинарии и академии. С одной стороны он окончил семинарию в 1905 году, а с другой – академию в 1904 году. Выходит, что он академию окончил раньше семинарии. Здесь, видимо, какая-то ошибка). По окончании академии назначен инспектором классов и законоучителем Белгородского Епархиального женского училища, где и был до 1917 года. В последующие годы, по всей вероятности, свяществовал, так как есть сведения, что в 1940 году был настоятелем Кладбищенской церкви г. Кишенева. 15 февр.1947 года пострижен в монашество, а 17 февр.возведен в сан архимандрита в Св.Троицко-Сергиевой Лавре. 18 февр.1947 года хиротонисан во епископа Кишиневского и Молдавского. Хиротония совершена в Воскресенской церкви в Брюссовском пер.г. Москвы Патриархом Московским и всея Руси Алексием, Экзархом Московской Патриархии, управляющим Западно-Европейскими приходами митрополитом Серафимом и епископом Рязанским и Касимовским Иеронимом. С 3 июня 1948 года – епископ Ивановский и Кинешемский. 25 февр.1953 г. награжден саном архиепископа. С 23 июля 1956 г. – архиепископ Житомирский и Овручский. 8 сент.1956 г. уволен на покой. Труды: «Голос тех, кто не может и не должен молчать». «ЖМП» 1952, 5, стр.26. Литература: «ЖМП» 1947, 3, стр. 14. 1947, 5, стр.6. Литература: «ЖМП» 1948, 9, стр.39. -«- 1953, 3, стр.13. -»- 1956, 9, стр.3. -«- 1958, 8, cmp.II. -»- 1958, II, стр.8. «Журн. Засед. Свящ. Синода» 13 от 3.VI.1948 г. 2 от 14.III.1957 г. 14 от 1.VIII.1958 г., стр.2. 16 a от 9.ΧII.1958 г. 4 от 5.III.1959 г. Заметки и дополнение Е.М. 42. Nach Vest.russ.ehr.dv. 77(1965)25 soll er wegen seiner Proteste gegen Kirchenschließungen verhaftet worden sein. + 6.12.1963 in Kišinev (Nekrolog mP 1964,2,42). Es gab Gerüchte, daß er im Hausarrest ermordet worden ist. M. Bourdeaux, Opium of the people. The Christian Religion in the U.S.S.R. (London 196S) S. 214. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1394 E. g. ИАК: Mercier. P. 166, 46; 170, 13; 222, 57; греческая МАРК: LEW. P. 114, 711 и 2933; 115, 1721; 116, 1520; 121 27; ЗЛАТ: (итало-греческая входная молитва, Barberini 336, LEW. P. 312, 2628); ЗЛАТ-ВАС: молитва преклонения (LEW. P. 341, 1). 1395 См. Engberding H. Angleichung. S. 117; Engberding H. EYXH. S. 312. Дополнительные примеры этого соответствия могут быть прослежены в нескольких других экфонезисах и в заимствовании ЗЛАТ молитвы «Никтоже достоин» и молитвы возношения из ВАС. Некоторые из дальнейших примеров отмечены Энгбердингом (Angleichung). В них молитвы, специфичные для ЗЛАТ, уступают место подобным элементам из ВАС, что наиболее характерно для итало-греческой или восточной традиции ЗЛАТ, игнорирующих молитвы, свойственные этой рецензии, чтобы соответствовать константинопольской рецензии ЗЛАТ, которая имеет много точек соприкосновения с ВАС и представляет истинную традицию Великой Церкви (См. Jacob A. Tradition, и Formulaire. P. 62205; 206.). 1398 См. Рим. 1, 18; Апост. пост. VIII, 5, 7; 8, 5; 16, 5/Funk I. P. 477, 484, 523, и другие многочисленные ссылки: Jungmann J. The Place of Christ in Liturgical Prayer. 1399 P. 22 в издании, приведенном в прим. 1328. Об эволюции доксологий в сирийской традиции, см. Mateos J. Sedre. P. 260261; 277. 1400 Вот все источники с диакониками, которые мы изучили: древнейшие италийские списки X в. Grottaferrata Γβ IV и VII, и Петербург 226 ( Красносельцев Н. Ф. Сведения. С. 289); константинопольские источники ВАС по Кодексу Пиромала (Goar. P. 155) и Йоханнисбергской версии (Cochlaeus. P. 124125). Но кодекс XII в. Grottaferrata Γβ VIII (f. 23) и XVII в. Sinai 1046, (ff. 11v-12v) содержит целую литанию перед молитвой. Также некоторые рукописи указывают священнику произносить молитву, поклонившись (напр. Sinai 1047, 1049). Это обычное положение священника во время молитвы анафоры. См., например, Ps.-Sophronius Commentarius liturgicus 20//PG 873, 4000; Codex Pyromalus, Goar. P. 153–155; Йоханнисбергская версия. Cochlaeus P. 119, 128; Петербург 226, Красносельцев Н. Ф. Сведения. С. 291; Pelargus. F. Dv, D2v; Bacha C. Versions arabes. P. 449, 462; Trempelas. P. 105, 111, 114115, 118, 124125, 128; Орлов. С. 176 (аппарат издания) и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Koch u.a., Gegenwдrmig in Wort und Sakrament, Freiburg 1976, сс. 48_83. 70 См. W. Kasper, Wort und Sakrament, в: W. Kasper, Glaube und Geschichte, Mainz 1970, сс. 285_310. 71 " Wom Wort wird das Sakrament mit der Fulle mechtiger Geistigkeit und vom Sakrament wird das Wort mit der Fulle geistlicher Wirksamkeit erfullt« (Слово наполняет Таинство полнотой мощной духовности, а Таинство наполняет Слово полнотой духовной действенности) (G. Sцhngen, Symbol und Wirklichkeit im Kultmysterium, Bonn 1937, с. 18). 72 См. K. Morsdorf, Kirchenrecht III. Theologische Grundlegung, в: Hth G, Vol. II (Munchen 1970), сс. 484_485, здесь: с. 484. 74 См. H. Schlier, Wort. II. Biblisch, в: HthG, Vol. IV (Munchen 1970), сс. 417_439, особенно сс. 436_438. 76 J. Ratzinger, Theologische Prinzipienlehre. Bausteine zur Fondamentaltheologie, Munchen 1982, с. 50. 77 Термин Charisma встречается одиннадцать раз (LG 12,2; 25,3; 30; 50,1; DV 8,2; AA 3,3_4; 30,11; AG 23,1; 28,1; PO 4,2; 9,3), в то время как производное прилагательное Charismaticus – только три раза (LG 4,1; 7,3; AG 4); детальный анализ этих текстов см. в G. Rambaldi, Uso e significato di «Charisma» nel Vaticano II. Analisi e confronto di due passi conciliari sui carismi, в: Gregorianum 66 (1975), сс. 141_162. 78 См. Pneuma und Institution. Skizzen zur Theologie, Vol. IV, Einsiedeln 1974, сс. 129_130 и сс. 229_233. 79 См. E. Corecco, Battesimo, в Digesto delle Discipline pubblicistiche, под редакцией R. Sacco и др., Vol. II (1987), сс. 213_216. 80 Сравнительное исследование двух понятий – Институции и Конституции – в государственном и в каноническом праве см. L. Gerosa, Carisma e diritto nella Chiesa. Rifflessioni canonistiche sul «carisma originario» dei nuovi movimenti ecclesiali, Milano 1989, сс. 108_179. 81 Тот факт, что конституция Церкви не является застывшей величиной, подтверждается тем, что она гарантируется не верховным судом, а просто содействием Святого Духа, обещанного Христом. См. K. Mцrsdorf, Kirchenverfassung. I. Katholische K., в: LThK, Vol. VI (Freiburg im Br. 1961), coll. 274_277, здесь: coll. 274_275.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Максим (Жижиленко), еп. Серпуховским Врач. Брат профессора А.Л.Жижиленко. Хиротонисан тайно в феврале 1928 года митрополитом Иосифом (Петровых) и епископом Димитрием (Любимовым) в Ленинграде во епископа Серпуховского. 1928–1929 гг. – епископ Серпуховский. Принадлежал к иосифлянскоглу расколу. Скончался в 1930 году. Литература: Архим. Иоанн (Снычев) «Церковные расколы», стр.304. ФАМ. Maksim (Michail Aleksandrovi) iilenko wurde am 2.3.1885 in Kalisz (Polen) geboren, wo sein Vater Prokuror des Kreisgerichts war; die Familie hatte neun Kinder, alle studierten in Kalisz. Er studierte am dortigen Gymnasium sieben Jahre. Nach dem Tod der Eltern (1905 bzw. 1906) zog er zu seinem Bruder nach Petersburg, wo er die 8. Klasse beendete. Sein Bruder Aleksandr A. trat als Verteidiger beim Prozeß gegen den M Veniamin in Leningrad an. Nach dem Abitur studierte er Medizin an der Universität in Moskau. 1911 heiratete er eine Kommilitonin, die jedoch nach eineinhalb Jahren in Jejsk, wohin sie mit ihren Eltern gezogen war, starb, weil sie die Schwangerschaft nicht unterbrechen wollte. Nach dem Universitätsstudium arbeitete er als Psychiater in Sokolniki. 1914 diente er als Militärarzt an der österreichischen Front. Hier wäre er beinahe an Typhus gestorben. Eine Zeitlang dozierte er als Professor in der Provinz, dann wurde er Chefarzt des Taganka-Gefängnisses in Moskau. Nach 1921 wurde er heimlich zum Priester geweiht, arbeitete aber als Chefarzt weiter. Er kannte Patriarch Tichon persönlich, ja, er war mit ihm befreundet. Mit dessen Segen sollte er heimlich zum Mönch – und falls notwendig – zum Bischof geweiht werden. Die Mönchsweihe fand 1927 statt, die Bischofsweihe ebenfalls 1927 durch den Josif1janer-Bischof Dmitrij (Ljubimov) von Gdov. Nach der Ankunft В Maksims in Sepurchov wandten sich alle 18 Pfarreien den Josifljanern zu, ebenso ein Teil der Pfarreien in den benachbarten Städten Kolomna, Zvenigorod, Volokalamsk, Pereslavl Zalesskij u.a. Doch Mitte 1929 wurde В Maksim verhaftet und zu drei Jahren im Solovki-Lager verurteilt, wo er Ende Oktober 1929 eintraf. Auch hier arbeitete er als Arzt. Er soll am 6.7.1930, nach anderen Quellen im Dezember 1930 oder Juni 1931 in Moskau erschossen worden sein, weil er M Sergij (Stragorodskij) nicht anerkennen wollte. Literatur: M. Pol’skij, Novye mueniki II, 19–33. Regel ‘ son 469, 597–600. I.M. Andreyev, Russia’s Catacomb Saints, passim, bes. 52–68. Vest.russ.chr.dv. 94(1969)154. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Последние 2 раздела исходят из предпосылок, сформулированных в DV. 14-25. Во всем множестве совр. способов толкования Писания документ различает экзегетические «методы» (комплексы исследовательских приемов, характерных для определенного направления Г. б.) и «подходы» (исследования под определенным углом зрения) (30-65). Историко-критический, или диахронический, метод, согласно документу (30-35), правомерен и необходим, поскольку Свящ. Писание - Слово Божие, выраженное на человеческом языке. Особенно это стало ясно после того, как сторонники метода отказались от свойственных ему предрассудков, идущих вразрез с христ. верой, ибо метод «стал приводить к более точному пониманию истины Священного Писания» (35). Однако историко-критический метод в его классической форме игнорирует приращения смысла, к-рые имели место в более поздние периоды передачи библейского Откровения и особенно истории Церкви. При всей важности исторического подхода к Свящ. Писанию еще более важна та его форма (синхрония), к-рая имеет место ныне как итог всего развития библейского текста в Церкви (35). Документ дает оценку 3 новым методам лит., или синхронного, анализа (36-44): риторическому, нарративному и семиотическому, к-рые отличны от историко-критического метода в том, что переключают внимание исследователей истории Библии на внутреннюю структуру библейских текстов, на доказательство того, что библейский текст есть когерентное (связное) целое, подчиняющееся определенным и общим лингвистическим законам. Однако применимость и этих методов имеет границы, т. к. они сконцентрированы на «голом» тексте и склонны отрицать повествующего субъекта и внетекстовую отнесенность повествования. Среди совр. «подходов» к Свящ. Писанию большое внимание уделяется исследованию Свящ. Писания, к-рое основано на Свящ. Предании (45-50). Богословски значимые результаты в отличие от историко-критического метода позволяет получать т. н. канонический подход, при к-ром община верующих рассматривается как единственный подобающий контекст для интерпретации канонических текстов.

http://pravenc.ru/text/164827.html

С 1965 года состоял членом Общества культурных связей с украинцами за границей. 5 февраля 1965 года поручено временное управление Луганской епархией. 25 мая 1965 года освобождён от временного управления Луганской епархией. 24 апреля 1966 года скончался. Ревностный архипастырь, своей простотой и отзывчивостью снискал себе любовь и искреннюю преданность мирян и духовенства, хотя и проявлял строгость и требовательность там, где это было необходимо. Литература «ЖМП» 1959, 6, стр. 29. 1961, 6, стр. 4, стр. 26–27. 1961, 8, стр. 26, 27, 32. 1961, 9, стр. 4. 1962, 2, стр. 23. 1963, 2, стр. 16. 1963, 6, стр. 9, 10. 1964, 4, стр. 1. 1964, 5, стр. 7, 12–13 (биография). 1964, 11, стр. 3. 1965, 3, стр. 4. 1965, 6, стр. 2.. 1966, 6, стр. 27(некролог) 1966, 8, 29–30: Nekrolog В Ermogen (Golubev) schreibt in einer historisch-kanonischen Untersuchung zum 50 jährigen Jubiläum des Patriarchats, В Ioasaf habe dreimal die Priesterweihe empfangen: 1. als Erneuerer, 2. durch В Gennadij während der Okkupation der Deutschen unter der Jurisdiktion von В Polikarp Sikorskij und 3. durch B Andrej (Komarov). Als В von Sumy habe er zur Schließung der Ep. beigetragen, als В von Dnepropetrovsk und Zaporo’e habe er 286 «arbeitende» Pfarreien vorgefunden, bei seiner Versetzung nach Vinnica seien es dann nur noch weniger als 40 gewesen, kurze Zeit nach seiner Ankunft in Vinnica wurde dort die Kathedrale geschlossen. Vest. russ. ehr. dv 86 (1967) 74. G. Grabbe, The Canonical and legal Position of the Moscow Patriarchate. Jerusalem 1971, S. 29. A.E. Levitin-Krasnow, Die kranke Kirche: «Dieser Mann rühmte sich der Schließung von Kirchen, die er auf Befehl der Atheisten durchführte. So in Dnepropetrovsk, so in Winniza. Er hatte keinerlei Anspruch darauf, den Bischofsstuhl von Kiev... einzunehmen.» Religion und Atheismus in der UdSSR. Ein monatlicher Oberblick. München, Juni 1972 (Nr. 6/56) S. 7. M. Bourdeaux, Patriarcls and Prophets 244. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Венедикт (Пляскин Василий Васильевич), еп. б. Омский и Тюменский Родился в 1900 году. Сведения об образовании не имеем. Был в сане игумена настоятелем церкви г. Омска. 30 янв.1946 года хиротонисан во епископа Хабаровского и Владикавказского, с поручением ему управления Якутской и Читинской епархиями. Хиротония совершена в Новосибирске в Вознесенской церкви архиепископом Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем и епископом Свердловским и Челябинским Товием. 10 июля 1947 года уволен на покой, ввиду поступивших на него многочисленных жалоб. С 3 июня 1948 года – епископ Петрозаводский и Олонецкий. 4 марта 1949 г., согласно прошению, уволен на покой. I сент.1955 г. – временно управляющий Омской епархией, а 22 ноября 1956 г. освобожден от управления Омской епархией. 3 апр.1961 г. – епископ Омский и Тюменский. 13 июня 1962 года уволен на покой. Литература: «ЖМП”1946, 3, стр.6. -«- 1946, 9, стр.39. -»- 1949, 4,стр.7. -«- 1956, 12, стр.7. -»- 1961, 8, стр.31. -«- 1961, 6, стр.4. -»- 1962, 7, стр.36. «Журн. Засед.Св. Син.” 12, от 10.VII. 1947 г. 13 от 3.71.1946 г. 6 от 4.III.1949 г. 12 от 22.XI.1956 г. Geboren am 24.3.1900, Sohn des Protoierej Vasilij Nikolaevi und Anna Michajlovna Poletaev. Sein Groß- und Taufvater, Lev Petrovi Poletaev, war erster Bischof der neugebildeten Ep. Omsk (1895). Vasilij Vasil’evi schloß das Omsker Gymnasium mit einer Goldmedaille ab, wollte an der GA Kazan’ studieren wie sein Großvater und Vater, wurde aber 1919 zur Armee eingezogen; von 1920 bis 1926 bürgerliche Arbeit in Vladivostok. 1926/27 Hypodiakon und Privatsekretär des В Kiprian (Komarovskij) von Vladivostok. Von 1927 Hilfssekretär des Eparchierates von Omsk und Hypodiakon des В Viktor (Bogojavlenskij). Nach 1930 Privatsekretär des В Arkadij (Er£ov) von Omsk. 27 .5.1930 Mönchsweihe durch В Arkadij. 28 .5.1930 Ierodiakon, 29.5.1930 Ieromonach. 1935 dient er an der Michail-Klopskij-Kirche, dann an der Michail-Kirche in Omsk. 1936 Igumen. Von 1936 bis 1941 im zivilen Dienst in Tjumen. Zu Beginn des Großen Vaterländischen Krieges in die Rote Armee einberufen, 1943 als Invalide 2. Grades entlassen. Von 14.2.1944 bis 14.3.1945 Priester in Omsk. 14.3.1945 Dekan. 25 .12.1945 Archimandrit. Von 1949 bis 1955 «verschwunden» (in Haft). + 30.4.1976 in Omsk (Nekrolog 2mP 1976,9,24–25). Werke: Slovo к priastnikam, in: mP 1976,8,23. Literatur: mP 1962,1,35. mP 1974,12,16. Vest.russ.ehr.dv. 44(1957)32. Struve 153, 314, 493. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010