P. 832). В западных «исторических» Мартирологах IX в. М. не упоминается. Кард. Ц. Бароний внес в Римский Мартиролог (80-е гг. XVI в.) память М. под 25 нояб. (MartRom. P. 543). В современной редакции Римского Мартиролога мученик поминается под тем же числом (MartRom (Vat.). P. 607). В западной литургической традиции в честь М. были написаны многочисленные гимны ( Chevalier U. Repertorium hymnologicum. Louvain, 1892. T. 1. P. 14, 181. N 208, 3945; T. 2. 1897. P. 31, 87, 104, 514. N 10403, 11242, 11504, 18060; 1912. T. 4. P. 153. N 37689). Ист.: BHG, N 1274-1277а; BHO, N 753; BHL, N 5933-5938, 5938b, 5938d, 5939; Giovardi V. Acta passionis et translationis sanctorum martyrum Mercurii ac XII Fratrum. R., 1730; SynCP. Col. 253, 256, 258-259; Delehaye H. Les légendes greques des saints militaires. P., 1909. P. 91-101 [исслед.], 234-258 [изд.]; Binon S. Documents grecs inédits relatifs à S. Mercure de Césarée. Louvain, 1937; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 183-184; ЖСв. Нояб. С. 681-891; Miracula S. Mercurii: Testo latino inedito da un manoscritto della vallicelliana/Ed. T. Orlandi. Mil., 1967; Passione e miracoli di S. Mercurio/Ed. T. Orlandi, Transl. S. Di Giuseppe Camaioni. Mil., 1976; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 2. С. 313-314. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. 19012. Т. 2. С. 364; Т. 3. С. 483-484; Butler A. J. The Ancient Coptic Churches of Egypt. Oxf., 1884. Vol. 1. P. 75-154, 357-360; Am é lineau E. Les Actes des martyrs de l " Église Copte. P., 1890. P. 16-18; Delehaye H. La Translatio S. Mercurii Beneventum//Mélanges Godefroid Kurth. Liège, 1908. Vol. 1. P. 16-24 (переизд.: idem. Mélanges d " hagiographie grecque et latine. Brux., 1966. P. 189-195); idem. Origines. 19332. P. 176, 309; Krappe A. H. La vision de S. Basile et la légende de l " empereur Julien//RBPH. 1928. Vol. 7. N 3. P. 1029-1034; Baynes N. H. The Death of Julian the Apostate in a Christian Legend//JRS. 1937. Vol. 27. P. 22-29; Binon S. Essai sur le cycle de saint Mercure: Martyr de Dèce et meurtrier de l " empereur Julien. P., 1937; ΘΗΕ. 1966. Τ. 8. Σ. 1001; Sauget J.-M. Mercurio, santo, martire di Cesarea di Cappadocia//BiblSS. 1967. Vol. 9. Col. 362-368; idem. Mercurio, sanro, martire ad Eclano//Ibid. Col. 368; Σωφρνιος (Εστρατιδης).

http://pravenc.ru/text/2563008.html

Elsner/. Imperial Rome and Christian triumph: the art of the Roman empire A. D. 100–450. Oxford, 1998. Elsner J. The rhetoric of buildings in the De Aedificiis of Procopius//Art and text in Byzantine culture/ed. By James. Cambridge; New York, 2007. P. 33–57. Emerson W., Van Nice R. L. Hagia Sophia, Istanbul: Preliminary report on a recent examination of the structure//AJA. 1943. Vol. 47. P. 403–436. Emerson W., Van Nice R. L. Hagia Sophia: The collapse of the first dome//Archaeology. 1951. Vol. 4. P. 94–103. Emerson W, Van Nice R. L. Hagia Sophia: The construction of the second dome and its later repairs//Archaeology. 1951. Vol. 4. P. 162–171. Evans J. A. S. The dates of Procopius’ works: A recapitulation of the evidence//Greek, Roman and Byzantine studies. Vol. 37. P. 301–313. Eyice S. Ayasofya. Istanbul, 1984. Fayant M.-C. De la description au panégyrique: Un art au service du pouvoir//Paul le Silentiaire. Description de Sainte-Sophie de Constantinople/trad. M.      -Chr. Fayant, P. Chuvin. Die, 1997. P. 33–49. Fayant M.-C. Paul le Silentiaire héritier de Nonnos H Des Géants à Dionysos: Mélanges de mythologie et de poésie grecques offerts à Francis Vian/ed. by D. Accorinti, P. Chuvin. Alessandria, 2003. P. 583–592. Fobelli Μ. L. Un tempio per Giustiniano: Santa Sofia di Costantinopoli e la descrizione di Paolo Silenziario. Roma, 2005. Forsyth G. E. Architectural notes on a trip through Cilicia//DOP. 1957. Vol. 11. P. 223–236. Fossati G. Die Hagia Sophia: nach dem Tafelwerk von 1852/erläutert und mit einem Nachwort von U. Peschlow. Dortmund, 1980. Fossati G., Hache L. Aya Sofia, Constantinople: as recently restored by order of H. Μ. the sultan Abdul-Medjid/from the original drawings by Chevalier Gaspard Fossati; lithographed by Louis Hache, esq. London, 1852. Gavril I.-E. Archi-texts for contemplation in sixth-century Byzantium: the case of the church of Hagia Sophia in Constantinople: Ph. D. thesis/University of Sussex. 2012. URL: http://sro . sussex.ac.uk/40497/(дата обращения: 06.01.2017).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ëpidlik T., Gesù Cristo «Uomo dei dolori» nell " arte iconografica orientale e occidentale, in Asprenas 25 (1978) 431–436. Подражание Христу Adnès C, Imitation du Christ. Réflexions théologiques, DS 7,2 (1971), 1587–1597. Agouris S., Подражание Христу (на греч. яз.), in Ecclesia 41 (1964) 168–172, 200–204. Cothenet Г., Imitation du Christ. Dans l " Écriture, DS 7,2 (1971) 1536–1562 (библиогр.). Grégoire de Nazianze, cc. 107 слл. Hausherr I., L " imitation de Jésus-Christ dans la spiritualité byzantine, in Mélanges... F. Cavallera, Toulouse 1948, cc. 231–259; OCA 183 (1969) 217–245. Ledeur Г., Imitation du Christ. Tradition spirituelle, DS 7,2 (1971) 1562–1587 (библиогр.). Бог Alfaro J., Dieu – Père, EF 1, cc. 355–363. Festugière A. J., La révélation d " Hermès Trismégiste, vol. II. Le Dieu cosmique, Paris 1949. Maas W., UnverKnderlichkeit Gottes. Zum Verhältnis griechisch-philosophischer und christlicher Gotteslehre, München-Paderborn-Wien 1974. Marchei W. – Ansaldi J., Paternité de Dieu, DS 12,1 (1984) 413–437. Nemeshegui C., La Paternité de Dieu chez Origène, in Bibliothèque de théologie, Histoire de la théologie II, Tournai 1960. Nemeshegui C., Le Dieu d " Origène et le Dieu de l " Ancien Testament, in Nouvelle revue théologique 80 (1958) 495–509. Prestige G. L., God in patristic thought, London 1936; 1952. Schultze B., Das Gottesproblem in der Osttheologie, Münster 1967. Пресвятая Троица Aeby G., Les missions divines de saint Justin à Origène, Fribourg (Suisse) 1958. Chevalier I., La présence de la Trinité par la sanctification, d’après les Pères grecs, in La vie spirituelle 55 (1938) Daniélou J., La Trinité et le mystère de l’existence, Bruxelles 1968. Ferlay Ph., Prêcher la Trinité. Affirmation trinitaire et prédication du salut, Lyon 1973. Galtier C., De SS. Trinitate in se et in nobis, Roma 1953. Galtier C., L’habitation en nous des trois Personnes, Roma 1928. Margerie B. de, La Trinité chrétienne dans l’histoire, in Théologie historique 31 (1975). Rius-Camps J., El dinamismo trinitario en la diuinizaciôn de los seres racionales segun Origenes, OCA 188 (1970).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

На его взгляд, богословские предметы, которые ему кажутся обширнее, сложнее и важнее научных, требуют всей личности целиком. Мы не можем до конца понять ни одну из частей, как бы ни были они фрагментарны, без известной степени понимания целого. Очень важно, к примеру, его представление о " трех порядках " — порядке природы, порядке разума и порядке любви. Эти три порядка раздельны: высший не заключен в низшем, как полагалось бы по какой-нибудь эволюционистской теории9. Подобным разграничением Паскаль предлагает многое, над чем современному миру стоило бы подумать. И в самом деле, Паскаль обладал уникальным сочетанием и уникальным равновесием достоинств, и благодаря этому я не знаю никого из религиозных авторов, кто был бы созвучнее нашему времени. Великие мистики, такие, как святой Хуан де ла Крус , нужны главным образом читателям с особыми устремлениями; благочестивые авторы, такие, как святой Франциск Сальский , — тем, кто уже сознательно ищет любви Божией; великие теологи — тем, кто интересуется теологией. Но я не могу назвать ни одного христианского писателя, включая Ньюмена, которого следовало бы больше, чем Паскаля, советовать читать тем, кто сомневается, но достаточно умен, чтобы понять, и восприимчив, чтобы почувствовать нестроение, тщету, бессмысленность, загадочность жизни и страдания, и кто может найти покой только в том случае, если все его существо найдет удовлетворение. Примечания 1 Ср. использование образа кровельщика . В том, что касается сопоставления параллельных мест, издание " Мыслей " , осуществленное Анри Массисом (Henri Massis), лучше, чем двухтомное издание Жака Шевалье (Jacques Chevalier). Возможно, в этом издании, равно как и в посвященном Паскалю биографическом очерке , г. Шевалье излишне ревностен, доказывая совершенную ортодоксальность Паскаля. 2 Самым крупным деятелем Пор-Ройяля был, без сомнения, Сен-Сиран ; но всем интересующимся следует обращаться прежде всего к уже упомянутой книге Сент-Бёва. 3 " Такое легкомыслие в деле, где речь вдет о них самих, об их бессмертии, обо всем их существе, вызывает у меня больше возмущения, чем жалости; оно изумляет меня и пугает: для меня это чудовищно. Я говорю так не из ревностной набожности и духовного благочестия. Напротив, я имею в виду, что человек должен держаться такого мнения из земных интересов и собственного самолюбия: ведь для этого нужно только видеть то, что видят самые невежественные " . Блез Паскаль. Мысли. М., 1995. С. 191.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

Обычно под эволюцией понимаются объективно происходящие изменения любых форм материи во времени, ведущие к повышению качественного уровня и степени организации объектов, а на основе этого – к их успешной адаптации и эффективному функционированию в рамках определенных условий . Термин « эволюция » часто употребляется и в гуманитарных науках как характеристика развития и прогресса. Обычно это понятие противопоставляется понятию « революция » как радикальному качественному изменению объекта, скачку, перевороту в ходе его изменения. Под эволюцией, напротив, понимается процесс постепенный, лишенный резких движений. В XVIII-XIX вв. военные определяли простое перемещение войск при перестроениях из одного боевого порядка в другой, маневры, тактические учения и т.п. как «эволюцию» . Широкое обсуждение процесса эволюции и его механизмов началось лишь XIX – XX вв. Этимологически термин «эволюция» не подразумевает идею слепого, спонтанного развития (лат. evolutio – «развертывание» свитка или «раскрытие» книги, т.е. того, что уже существует в виде идеи, зародыша, зачатка, программы, замысла и т.п.) , между тем, еще со времен П. Лапласа (нач. XIX в.) атеизм постоянно обращается к идее эволюции как мировоззренческому фундаменту, соответственно определяя и направленность христианской апологетики. Исторически, понятие «эволюция» возникло в космологии, геологии и биологии Нового времени, хотя идеи эволюционизма в разных видах встречались уже в античности (принцип «все течет, все изменяется» у Гераклита, «лестница существ» у Аристотеля и др.). В науку термин вошел благодаря английскому естествоиспытателю М. Хейлу (М. Hale) в 1677 г. как описание жизнедеятельности в процессе индивидуального развития организма, а позже в 1762 г. его использовал  швейцарский натуралист и философ Ш. Боннэ (Charles Bonnet; 1720–1793). Как оформленное мировоззрение эволюционизм появляется только в конце XVIII в. Его идеи были заложены в космогонической гипотезе происхождения Солнечной системы И. Канта (Immanuel Kant; 1724-1804) и П. Лапласа (Pierre-Simon Laplace; 1749-1827), а в биологии - в работах Ж.Ламарка (Jean-Baptiste Chevalier de Lamarck; 1744-1829). В середине XIX в., благодаря троим знаменитым англичанам - философу и социологу Г. Спенсеру (Herbert Spencer; 1820-1903), геологу Ч. Лайелю (Charles Lyell; 1797-1875) и биологу Ч. Дарвину (Charles Robert Darwin; 1809-1882), а также, немецкому естествоиспытателю-популяризатору Э. Геккелю (Ernst Haeckel; 1834-1919), эволюционизм стал основным принципом не только биологии, геологии, космологии, но и антропологии, психологии, философии истории и культуры.

http://bogoslov.ru/article/1415473

Ист.: BHL, N 6075-6080; Flodoardus Remensis. Die Geschichte der Reimser Kirche/Hrsg. M. Stratmann. Hannover, 1998. (MGH. SS; 36); ActaSS. Febr. T. 3. P. 57-59; Sacramentaire et martyrologe de l " abbaye de Saint-Remy: Martyrologe, calendrier, ordinaires et prosaires de la Métropole de Reims (VIIIe - XIIIe siècles)/Éd. U. Chevalier. P., 1900; Der karolingische Reichskalender/Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 3. S. 1586-1587. (MGH. Mem.; 2); Ado Viennensis. Le Martyrologe d " Adon: Ses deux familles, ses trois recentions: Texte et comment./Éd. J. Dubois, G. Renaud. P., 1984. P. 417; Coss é -Durlin J. Cartulaire de Saint-Nicaise de Reims. P., 1991. Лит.: Marlot G. Histoire de la ville, cité et université de Reims. Reims, 1843. Vol. 1. P. 575-605; Tarbé L. H. P. Trésors des églises de Reims. Reims, 1843. P. 253-260; Givelet Ch. L " église et l " abbaye de Saint-Nicaise de Reims. Reims, 1897; Jadart H. S. Nicaise évêque et martyr rémois, son culte à la cathédrale de Reims, son iconographie, sa liturgie. Reims, 1911; Deneux H. L " ancienne Église de S. Nicaise de Reims//Bull. monumental. P., 1926. Vol. 85. P. 117-142; Amand M. Les reliques de S. Nicaise et l " emplacement du premier cimetière chrétien à Tournai//RBPH. 1957. Vol. 35. Fasc. 1. P. 66-74; Coens M. Nouvelles recherches sur un thème hagiographique: La céphalophorie//BullAcBelge. Ser. 5. 1962. Vol. 48. P. 231-253; Reinhardt H. La cathédrale de Reims. P., 1963; Dupont C. Eutropia//BiblSS. 1964. Vol. 5. Col. 343-344; Platelle H., Cardinali A. Nicasio//Ibid. 1967. Vol. 9. Col. 853-857; Schenk zu Schweinsberg G. Reims in merowingischer Zeit: Stadt, Civitas, Bistum: Diss. Bonn, 1971; Bideault M., Lautier C. Saint-Nicaise de Reims: Chronologie et nouvelles remarques sur l " architecture//Bull. monumental. 1977. Vol. 135. P. 295-330; Demouy P. L " empereur Charles IV et les reliques de Saint Nicaise//Annales de l " Est. Sér. 5. Nancy, 1980. Vol. 32. P. 115-132; Gabet Ph. Saint Nicaise de Reims//Mythologie française: Bull. P., 1988. Vol. 151. P. 29-35; Sot M. Un historien et son Église au Xe siècle: Flodoard de Reims. P., 1993; M é riaux Ch. Gallia irradiata: Saints et sanctuaires dans le nord de la Gaule du haut Moyen Âge. Stuttg., 2006.

http://pravenc.ru/text/2565328.html

И уста твои с моими В поцелуй горячий слить. Аркадий не вытерпел наконец. “Господа, уж это что-то на бедлам похоже стало”, — заметил он вслух. Базаров, который лишь изредка вставлял в разговор насмешливое слово, — он занимался больше шампанским, — громко зевнул, встал и, не прощаясь с хозяйкой, вышел вон вместе с Аркадием. Ситников выскочил вслед за ними. — Ну что, ну что? — спрашивал он, подобострастно забегая то справа, то слева, — ведь я говорил вам: замечательная личность. Вот каких бы нам женщин побольше! Она, в своем роде, высоконравственное явление. — А это заведение твоего отца тоже нравственное явление? — промолвил Базаров, ткнув пальцем на кабак, мимо которого они в это мгновение проходили. Ситников опять засмеялся с визгом. Он очень стыдился своего происхождения и не знал, чувствовать ли ему себя польщенным или обиженным от неожиданного тыканья Базарова. XIV Несколько дней спустя состоялся бал у губернатора. Матвей Ильич был настоящим “героем праздника”, губернский предводитель объявлял всем и каждому, что он приехал, собственно, из уважения к нему, а губернатор даже и на бале, даже оставаясь неподвижным, продолжал “распоряжаться”. Мягкость в обращении Матвея Ильича могла равняться только с его величавостью. Он ласкал всех — одних с оттенком гадливости, других с оттенком уважения; рассыпался “en vrai chevalier franГais” истинный кавалер-француз перед дамами и беспрестанно смеялся крупным, звучным и одиноким смехом, как оно и следует сановнику. Он потрепал по спине Аркадия и громко назвал его “племянничком”, удостоил Базарова, облеченного в староватый фрак, рассеянного, но снисходительного взгляда вскользь, через щеку, и неясного, но приветливого мычанья, в котором только и можно было разобрать, что “я…” да “ссьма”; подал палец Ситникову и улыбнулся ему, но уже отвернув голову; даже самой Кукшиной, явившейся на бал безо всякой кринолины и в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах, даже Кукшиной он сказал: “Enchante” Народу было пропасть, и в кавалерах не было недостатка; штатские более теснились вдоль стен, но военные танцевали усердно, особенно один из них, который прожил недель шесть в Париже, где он выучился разным залихватским восклицаньям вроде: “Zut”, “Ah fichtrrre”, “Pst, pst, mon bibi” “Черт возьми”, “Пст, пст, моя крошка” и т.п. Он произносил их в совершенстве, с настоящим парижским шиком, и в то же время говорил “si j’aurais” вместо “si j’avais” б я имел (франц.). Неправильное употребление условного “nbsolument” в смысле: “непременно”, словом, выражался на том великорусско-французском наречии, над которым так смеются французы, когда они не имеют нужды уверять нашу братью, что мы говорим на их языке, как ангелы, “comme des anges”.

http://azbyka.ru/fiction/otcy-i-deti/

Барон Павел-Христофор, австрийский подполковник и каммергер, 1660 † 1690; женат на Эвве-Элеоноре Редигер Баронесса Августина-София, 1) за Вольдемаром Стакельбергом; 2) за Георгом Стакельбергом Оттон-Иоанн, шведский полковник и полковник лифляндский дворянской кавалерии, София, 1) за Вольдемаром Стакельбергом; 2) за Георгом Стакельбергом 1659; взятый в плен под Полтавою † от ран в Москве 1709; женат на Анне-Маргарите Ратгаузен Маркиз Рейнгодьд-Карл, французский генерал-лейтенант, рождение 1666 † 1744; женат на Марие-Беатриксе де-Граммон Георг-Христофор, именуемый le chevalier de Rosen, французский ротмистр, рождение 1670; убит в сражении под Неервиндом Анна-Жанета † 1702, за французским генерал-майором графом де-Ротенбург Мария-София, за французским полковником бароном де-Планта-Вильденберг, убитым под Веервиндом в 1693 Екатерина-Магдалина, монахиня визитандинского ордена Луиза-Маргарита, монахиня визитандинского ордена Жанета-Рената, монахиня визитандинского ордена София-Гертруда, за Крузе Екатерина-Елисавета, за Герардом Пальмштраухом Иоанн, полковник лифляндской дворянской кавалерии † 1657; женат на Магдалине Унгерн-Штернберг Дитрих, шведский полковник, погиб 17 января 1657 на защите крепости Тыкочинской; женат на Анне-Бригит Анна-Гертруда, за Оттоном Альбедилем Елисавета, за бароном Адольфом-Германном Врангелем КОЛЕНО X: Барон Иоанн-Густав, российский генерал майор, рождение 1677 † 1752; женат на Анне-Христине Паткуль Барон Оттон-Фабиан, российский подполковник, рождение 1679 † 1764; женат на Варваре-Софие Багговут Баронесса София, за бароном Менгденом Баронесса NN, за Кевенгюллером Баронесса NN, за Секендорфом Баронесса NN, монахиня Иоанн, шведский генерал от кавалерии София, рождение 1687 † 1715; за Адамом-Оттоном Дерфельденом Доротея, рождение 1690 † 1773; за бароном Магнусом-Густавом Менгденом Юлия, за Георгом Дунтеном Анна-Елисавета, рождение 1692 † 1763; за Клавдтем-Готгардтом Гельмерсеном Маргарита-Якобина † 1735; за Оттоном-Рейнгольдом Стакельбергом Шарлотта † 1782, за российским обер-шталмейстером и кабинет-министром графом Карлом-Густавом Левенвольде † 1735

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

76. Correspondance secrète de Stofflet et autres. 2 vol. à Hamb 1798. 83. Etat actuel de la France, à Londres. 84. Histoire philosophique de la rèvolution de France par M-r Desodoars Paris. 1797. 4 tomes. Из Англинской истории 8º. 10. Voyage dans les montagnes dEcosse. 2 vol. à Paris. 1790. 20. Archenholtz, England und Italien. Leipzig. 1787, t. 1, 2. Из Италианской истории 12. II giornale veneto. In Venetia. 1714. 14. Réflexions sur les chevaliers de Malte, à la Haye. 1759. Из книг Российской литературы 8º. 9. Нума или процветающий Рим. Москва, 1768. 36. Героическая добродетель или жизнь Сифа. Москва, 1762. 4 части. 52. Полезное увеселение. 1762 года. 2-я пол.и 1763 г. 1-я пол. 56. Детского чтения часть 5-я и 6-я. Моска, 1784. 59. И то и сио. С.-Петербург. 64. Ламех и Цилла. 69. Разговоры и разсказы. Москва. 70. Скаска о царевиче Хлоре. 71. Скаска о царевиче Февее. 73.Скаска и повесть. Москва. 1778. Из книг Французской литературы 1. Oeuvres de Voltaire. 28 vol. 1764–68. 2. Ésptit de Voltaire. 1759. 6. Oeuvres de Rousseau, tome VII и VIII contenant Émile, à Amst. 1764. 8. L. H. Dancourt Arlequin de Berlin. Amst. 1760. 9. La nouvelle Héloise. 6 tomes. Amst. 1761. 10. Oeuvres du Comte Algarotti. 8 tomes, Berl. 1772. 20. Tables de La Fontaine. Copenh. 1761. Из книг Немецкой литературы 8. Don Quixott Geschichte. 2 ter Theil. Leipzig. 1734. 35. Mullers Schilderungen. Halle, 1767. 44. Iselin Ueber dir Geschichte der Menschheit 1-ter Theil, Zurich, 1768. 62. Erzàhlungen von Karamsin. Leipzig. 1800. 63. Hallers Schweizerische Gedichte. Из Богословских книг 10. Опыт исторического словаря о святых мужах. Москва, 1784. 4º. 30. История о отцех и страдальцах Соловецких, in 4º. 23. Псалтырь – Часослов. Москва, 1723, in 8º 30. Прокоповича сочинения, пер. Соколовым. Москва, 1773. 33. Последование о исповедании. Москва, 1776. 34. Канон покаянный. 35. Знамение пришествия антихриста. Москва, 1764. 36. Начальное учение человека. Москва. 1764. 39. Четыре книги о истинном христианстве. Соч. Арндта. В Гале. 1735.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

[адрес] à Monsieur Monsieur de Krug, membre de l’Académie Impériale des Sciences, Chevalier de plusieurs ordres etc. etc. Saint-Pétersbeurg. + пометы почты: в 7 линии и академическом Доме. Кол. Советнику Кругу 39 (Л. 79–80). Помета Круга: 20 Jan . 23. Paris den 26 Oktober 1822. So eben, verehrtester Freund, bin ich von einer Reise nach Rouen und Havre zurück, welche ich zum Theil in der Absicht machte, über die Bücherkiste Erkundigungen einzuziehen, die seit so lange von Petersburg an uns abgegengen ist. Leider aber, da ich weder das Schiff, auf dem sie gekommen, noch die Aufschrift welche sie hat, genau angeben konnte, sind alle meine Nachfragen in den weitläufigen Zollhäusern sowohl in      Rouen als in Havre fruchtlos geblieben. Haben Sie doch die Güte, in einem Ihrer Briefe uns zu sagen, wann, durch wen, und mit welcher Adresse sie an uns abgegangen; ich habe an beiden Orten, wo ich war, Personen beauftragt, sobaid ich selbst nähern Nachweisungen habe, dort weiter nachzusuchen. Ihren gütigen Brief vom 11 Julius habe ich erhalten. Auch die Sibirischen Inschriften, und sie nach des Kanzlers Willen vertheilt; Remusat wird sie in dem Oktoberheft des Journal des Savants anzeigen. Dieses wird zwar erst in einigen Tagen ausgegeben; ich habe den Artikel aber handschriftlich bei Remusat gelesen, und hoffe, Sie und der Kanzler werden damit zufrieden seyn. Man sagt darinn, que bientôt la Sibérie aura aussi ses Gruter et ses Muratori. Den Kanzler habe ich um die Erlaubniss gebeten, seinen Namen auf die Liste der Mitglieder unserer Société Asiatique einschreiben zu dürfen, von welcher ich Ihnen vor einigen Monaten sprach. Können wir auch Sie zu den Unseren zählen? S. Martin ist jezt mit dem Drucke seiner Histoire de Palmyre so beschäftiget, daß trotz meines Treibens kein Brief von ihm herauszubringen ist; hoffentlich wird er directement, wie er sagt, an Sie und den Kanzler schreiben. Abel Remusat sendet Ihnen, mit den freundlichen Grußen, seine Abhandlung über die Mogolen; das zweite Exemplar übergeben Sie wohl gütigst Hn. Prof. Frähn, mit meinen und des Verfassers besten Empfehlungen. Für Sie füge ich Sacy’s bei Eröffnung der Société Asiatique gehaltene Rede bei.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010