О жизни Г. С.-В. сохранились скудные сведения; точно не известны ни год, ни место его рождения. На основании нек-рых фактов из жизни Г. С.-В. можно отнести дату его рождения предположительно к времени между 1096 и 1100 гг. Существует 3 т. зр. на вопрос о месте рождения Г. С.-В.: его родиной считают Саксонию, Фландрию или Лотарингию. 1-я опирается на рукопись XII в., содержащую «Хронику» Г. С.-В., свидетельство Альберика Труа-Фонтенского (см.: Albericus Triumfontium. Chronica//MGH. SS. T. 23. P. 828) и др. писателей XIII в. Этого мнения придерживались и в Сен-Викторском аббатстве, поскольку первоначальная эпитафия Г. С.-В. звучала следующим образом: «Hugo sub hoc saxo jacuit vir origine Saxo» (Под этим камнем лежит Гуго, муж саксонского происхождения - Histoire littéraire de la France. P., 1869. T. 12. P. 6; Meibom. P. 427-432). По более поздним свидетельствам, Г. С.-В. род. в имении Хартингхам, происходил из рода графов Бланкенбургских ( Derling. 1745) и его дядей был Рейнхард, еп. Хальберштадтский (подробнее о саксонском происхождении Г. С.-В. см.: Hugonin. Étude. Col. XL-XLIV; Mignon. Vol. 1. P. 7-9; Bonnard. Vol. 1. P. 85-86). Согласно 2-й т. зр., родиной Г. С.-В. следует считать Ипр во Фландрии. Это мнение основывается на свидетельствах 2 рукописей XII в. (Douai. Bibliothèque municipale. MS 362. Anchin; MS 363, Marchiennes), в к-рых в связи с датой смерти Г. С.-В. говорится, что он «происходил из области Ипра» (см.: Histoire littéraire de la France. T. 12. P. 2; Chevalier U. Répertoire des sources historiques du moyen âge: Bio-bibliogr. P., 1903. T. 1. Col. 2217). 3-я т. зр., менее распространенная в научном мире, признает родиной Г. С.-В. Лотарингию. Она опирается на свидетельство Роберта Монского, к-рый в своей «Хронике» называет Г. С.-В. «magister Hugo lothariensis» (учитель Гуго Лотарингский; см.: MGH. SS. 1844. T. 6. P. 495). Большинство совр. исследователей объясняют это свидетельство тем, что Роберт Монский спутал Лотарингию с Саксонией или Фландрией, поскольку границы этих земель были в те времена весьма неопределенными. Сам Г. С.-В. говорит о себе, что он с детства «жил в изгнании» (Didasc. III 20).

http://pravenc.ru/text/Гуго ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛАРЕМБАЛЬД АРРАССКИЙ [лат. Clarembaldus Atrebatensis; также Clarenbaldus, Clarebaldus] (XII в.), франц. католич. богослов и философ периода ранней схоластики , представитель Шартрской школы , ученик и последователь Теодорика Шартрского ( ок. 1150). Жизнь О жизни и деятельности К. А. сохранились лишь отрывочные и неточные сведения; о его происхождении и месте рождения ничего не известно. Вслед. недостатка достоверных свидетельств и распространенности в XII в. имени Кларембальд К. А. в лит-ре XIX в. неск. раз ошибочно отождествлялся с др. лицами, носившими то же имя (см.: Jansen. 1926. S. 3-6; H ä ring. 1965. P. 4-7). Так, франц. историк А. Дюпюи смешал информацию о К. А. со сведениями о др. Кларембальде, к-рый также нек-рое время нес служение архидиакона в Аррасе, был учеником Иво Шартрского и в последний период жизни (1117-1133) являлся еп. Санлисским ( Dupuis. 1859; о еп. Кларембальде см.: Gallia christiana in provincia ecclesiasticas distributa. P., 1751. T. 10. Col. 1397-1398); франц. исследователь Ю. Шевалье в библиографическом словаре средневек. авторов наряду с источниками, содержащими верные сведения о К. А., предложил под его именем ссылку на статью из нидерланд. биографического словаря о фламанд. хронисте Кларембальде, который предположительно жил в XII-XIII вв. ( Chevalier U. Répertoire des sources historiques du moyen âge: Bio-bibliographie. P., 1905. Vol. 1. Col. 938; Biographie nationale [de Belgique]. Brux., 1873. T. 4. Col. 130-131). Еще об одном современнике К. А., имевшем то же имя, известно из англ. источников; этот Кларембальд в 1163 г. был назначен англ. кор. Генрихом II (1154-1189) аббатом мон-ря св. Августина в Кентербери, но не смог вступить в должность из-за недовольства им монахов и конфликта с Фомой Бекетом , архиеп. Кентерберийским (см.: Hunt W. Clarembald//The Dictionary of National Biography. N. Y.; L., 19082. Vol. 4. P. 397-398; Greatrex J. Clarembald (fl. 1155-1173)//ODNB. Vol. 11. P. 769-770).

http://pravenc.ru/text/1841259.html

В XI в., особенно во 2-й половине столетия К., в т. ч. «мемориальные», получили распространение во Франции. Составлялись и К. смешанных типов. Напр., в «Книге о восстановлении грамот» (Liber de reparatione chartarum) мон-ря Сен-Шафр (на территории совр. Ле-Монастье-сюр-Газей, деп. В. Луара), составленной при аббате Вильгельме IV (1086-1136), документы были расположены по географическому принципу, но снабжены параллельными заметками исторического содержания (изд.: Cartulaire de l " abbaye de Saint-Chaffre du Monastier, ordre de Saint-Benoît, suivi de la chronique de Saint-Pierre du Puy et d " un appendice de chartes (570-1370)/Publ. U. Chevalier. P., 1884). Ок. 1065-1096 гг. в аббатстве Клюни был создан крупнейший франц. К. (в наст. время разделен на 3 кодекса - см.: Atsma, V é zin. 2000); его 1-я часть состояла из копий королевских дипломов и папских булл, во 2-й части собраны ок. 3000 частных грамот. Весь материал хронологически упорядочен по правлениям аббатов Клюни. Общий характер Клюнийского картулярия как документа по истории мон-ря подчеркивают нарративные заметки к отдельным грамотам и серия записей анналистического характера за 910-1088 гг. ( Iogna-Prat D. La geste des origines dans l " historiographie clunisienne des XIe-XIIe siècles//RBen. 1992. Vol. 102. P. 135-191). Эти записи играли роль своеобразного хронологического указателя к собранию документов, в к-рых в большинстве случаев содержались лишь относительные датировки (по году правления монарха и т. д.). Для Большого картулярия аббатства Сен-Виктор в Марселе характерен смешанный принцип организации материала: сначала в хронологическом порядке даны наиболее важные документы, затем другие акты, распределенные по географическому принципу ( Zerner. 2009). Аналогичная схема использовалась при составлении К. мон-ря Сент-Обен в Анже (изд.: Cartulaire de l " abbaye de Saint-Aubin d " Angers/Publ. B. de Broussillon. P., 1903. 3 vol.), где впервые была сделана попытка передать визуальные особенности копируемых грамот, приведены рисунки печатей ( Chassel J.-L. Dessins et mentions de sceaux dans les cartulaires médiévaux//Les cartulaires. 1993. P. 153-170).

http://pravenc.ru/text/1681195.html

Об увеличении прихода можно судить и по количеству книг в заведенной при храме библиотеке. Начиная с 1907 года в «Ведомости о Церкви» упоминается число «книг, для чтения предназначенных», причём число томов постепенно растёт: 73 (1907), 74 (1910), 122 (1912), 148 (1913). Особенно количество книг в библиотеке увеличилось в период настоятельства в храме протоиерея Александра Смирнопуло (см.о нем ниже). Все книги той первой библиотеки были зарегистрированы, на них стояла печать. В настоящее время частично сохранилась опись книг той старой библиотеки. 1.1.3. Духовенство храма Первым настоятелем храма был протоиерей Николай Белороссов . Он служил одиннадцать лет еще в первом храме, расположенном, как свидетельствуют «Ведомости», в наемном доме, с 1862 по конец 1872 года. Перед окончанием своего служения (в 1871 году) он обратился к прихожанам с инициативой о необходимости сбора средств на строительство полноценного храма. Он же получил на это благое дело благословение от Святейшего Синода и положил начало сбору пожертвований. После него настоятелем был протоиерей Димитрий Васильев . Служил он недолго – всего один год: с конца 1872 года по конец 1873 года. Третьим настоятелем был протоиерей Евгений Смирнов . Он также служил недолго – три года в 1873-1877 годах. Это был священник, на плечи которого выпал труд переноса храма из первого помещения в дом 29 на Rue des Chevaliers. Последний год своего настоятельства – с 1-го августа 1876 и до лета 1877 года он служил уже по этому адресу. Он, как и его предшественники, продолжал собирать деньги на постройку храма. На смену отцу Евгению приехал протоиерей Димитрий Опоцкий . Он родился в Стокгольме 1-го февраля 1834 года. После окончания Духовной Академии вступил в брак с Александрой Измаиловой, родившейся в Петербурге 13 августа 1838 года, был рукоположен и назначен настоятелем русской церкви в Стокгольме, где и служил более десяти лет. Весной 1877 года о. Димитрий был назначен настоятелем церкви, незадолго до этого учрежденной Императорской Российской Миссии в Брюсселе. Имел он пятерых детей, четверо из них родились в Стокгольме, а последняя Паулина – 28 октября 1878 г. в Брюсселе в коммуне Иксель. В храме отец Димитрий служил 6 лет до 1883 года, когда был назначен настоятелем русской церкви в Женеве.

http://pravoslavie.ru/43624.html

После этой переделки Иустиниан торжествовал новое освящение храма 24 декабря 563 года. Разные пристройки и переделки как в куполе, так и в самом храме производимы были и в последующее время – при императорах Василии Македонянине, Романе, Василии Болгароктоне, Андрониках старшем и младшем, Иоанне Кантакузине и Иоанне Палеологе, а также и при Турецких султанах. Так, по взятии Царьграда Турками в 1453 году, Магомет обратил храм святой Софии в мечеть, пристроив к нему минарет; а Селим II, в 1573 году, еще три минарета (См. Патр. Константия, Κωνσταντινις παλαι τε κα νεωτρα κτλ. σελ. 68–74. С.Д. Византия, . Κωνσταντινοπολι ς, τμ. α´. σελ. 464–517). При Султане Абдуль-Меджиде (1847–1848) Аия София возобновлена архитектором Фоссати (См. Ауа Sophia Constantantinople, as recently restored by order of Η. M. the Sultan Abdul Medjid. From the original drawings by chevalier Gaspard Fossati, lithographed by Lovis Haghe. London. 1852. Altchristliche Baudenkmale von Constantinopel vom V bis XII Jahrhundert. Von W. Salzenberg. Berlin. 1854). На предложенном здесь плане левая (от зрителя) сторона изображает нижнюю часть храма святой Софии, а правая – верхнюю. А – алтарь, βμα. Б – храмъ, νας. В–В – внутренний притвор, νρϑιξ, называемый у нас «трапезою». Г–Г – внешний притвор, ξωνρϑηξ. Д–Д – нижние галлереи, назыв. у Стефана Новгородца «улицами церковными». Е–Е–Е – верхние галлереи, наз. у нашего паломника «полатями». Ж – большая крестильннца, μγα βαπτιστριον. 2 Т.е. меру гроба Господня, по которой, вероятно, и устроен на подобие гробницы ящик или стол, для возложения на нем священной плащаницы. В старинных описях такие столы с плащаницею назывались именно «гробом Господним»; напр. по описи Вологодского Софийского собора 1744 г. значится «гроб Господень деревянный, подет камкой лазоревой». См. Сувор. Опис. Волог. кафедр. Соф. соб. М. 1863, стр. 37.– В дополнительной описи Новгородского Софийского собора, под 307, записано, что в соборной ризнице хранится в особом ковчежце «мера гроба Господня» – полосатая лента, по концам запечатанная сургучем, длиною 2 аршина 7 3 / 8 вершка, шириною 1 1 / 3 вершка.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

VII 4.8). По мнению Дж. Келли, Августина не устраивал термин persona, поскольку он мог указывать на отдельные индивиды, чего Августин не допускал в Троице (Kelly. 1968. P. 274). 2624 См. Chevalier. 1940b. P. 89; 98–102; 145–152; 167–175. См. Выше цитаты из Greg. Naz. Or. 29.16; Greg. Nyss. Contr. Eun. I.1.279.1–280.10; III.1.88.2; Ad Abl.//GNO. III.1. P. 56.6–8; Adv. Maced.//GNO. III. 1. P. 90.2. Как отмечает И. Шевалье, идея отношения была введена в христианское тринитарное учение уже в начале IV века (Chevalier. 1940b. P. 162). 2625 См. Henry. 1950. P. 53; Wassmer. 1960. P. 264–265; Altaner. 1967. P. 277–285; Kelly. 1968. P. 274; Ayres. 2010. P. 213. Тот же Шевалье, говоря о зависимости Августина от греков, тем не менее настаивал на «новизне» и «заслуге» Августина, который, опираясь на аристотелвеское учение о категориях, развил в стройную логическую теорию то, что у греческих авторов содержалось лишь в виде отдельных мыслей и высказываний (см. Chevalier. 1940b. P. 170). 2626 Как полагает Дж. Келли, «собственная позитивная теория Августина была оригинальной и в высшей степени важной для истории западного тринитаризма: три Лица суть реальные или субсистентные отношения (real or subsistent relations)» (Kelly. 1968. P. 274). Однако, если мы хотя и с некоторой натяжкой можем приписать Августину идею «субсистентных отношений», т.е. таких отношений, которые совпадают с самой субстанцией Бога, то сам термин relatio subsistens появился лишь у Фомы Аквинского (см. Thomas Aquinas. Sum. Theol. I, q. 29, a. 4, resp.; Ayres. 2010. P. 268–272). 2628 De Trinit. V 4.5: nihil itaque accidens in Deo, quia nihil mutabile aut amissibile. Ср. Ibid. V 5.6: nihil in eo secundum accidens dicitur, quia nihil ei accidit. Ср. Ambr. De fide I 16.106. 2629 De Trinit. V 5.6. Ср. De civ. Dei XI 10: sed ideo simplex dicitur, quoniam quod habet hoc est, excepto quod relative quaeque persona ad alteram dicitur. Ср. также De Trinit. V 6.7; V 8.9; V 9.12; VII 1.1–2; VIII Prooem. 1; Ep. 170.6; 238.14. 2630 См. De qiv. quaest. 56.2; De lib. Arb. III 21; Serm. 71.12.18; De civ. Dei XI 24; Contra Maximin. II 10.3. Характерно высказываение М. Кларк: «Теологическое использование термина “лицо” по отношению к Отцу, Сыну и Духу, Которые существуют относительно [друг друга], вносит новый элемент в понятие лица – элемент относительности (relationality)» (Clark. 1993. P. 113). 2633 Aug. De Trinit. V 11.12. Ср. Ibid. VII 4.7; VIII Prooem. 1; XV 19.37; De fide et symb. 19 и др. 2634 Очень редко Августин называет эти вечные отношения Лиц Троицы термином proprietas personarum (см. De civ. Dei XI 24; De qiv. quaest. 69.1), который был введен еще Тертуллианом и использовался после него многими латинским авторами – Новацианом, Иларием, Амвросием, Григорием Эльвирским и др. См. Wolfson. 1956. Vol. 1. P. 354.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

монастырской церкви под руководством П. Шевалье (2001-2002; см.: Chevalier, Maquet. 2003; Eidem. 2004). Между 2-й пол. XI в. и 2-й пол. XII в. храм св. Петра, возведенный Одилоном, существенно перестроили и расширили. В середине центрального нефа, перед алтарной преградой, находился саркофаг эпохи Меровингов. Возможно, в этом саркофаге с 1063 г. покоились мощи Одилона, а в 1095 г. туда поместили также мощи М. ( Chevalier. Le tombeau. 2004. P. 120; Maquet. 2004. P. 113). По другой версии, в саркофаге хранились только мощи М.; здесь же находился алтарь Св. Креста, о котором упоминал Нальгод ( Gautier. Les sépultures. 2004. P. 134). Гробница располагалась ниже уровня пола и была окружена каменной оградой (сохр. фрагменты с остатками росписи). После очередной перестройки храма (возведение нового хора приблизительно в сер. XII в.) уровень пола был поднят, но саркофаг остался на прежнем месте, в небольшом склепе, над к-рым установили деревянную сень-киворий. Усыпальница примыкала к высокой алтарной преграде, украшенной резной аркатурой и фигурами святых. По предположению М. Э. Готье, в это время мощи Одилона, ранее покоившиеся в другом месте, могли быть помещены в гробницу М. ( Gautier. Les aménagements. 2004. P. 78-79; idem. Les sépultures. 2004. P. 136-138). С перестройкой гробницы исследователь связывает празднование перенесения мощей М., указанное под 10 сент. в монастырском сакраментарии (Moulins. Bibl. municip. 14. Fol. 69v - 70r, кон. XII в.; см.: Gautier. Les aménagements. 2004. P. 77). Новое, более пышное оформление усыпальницы М. и Одилона относится к XIII в. Над криптой, в которой находился саркофаг с мощами, была воздвигнута готическая скульптурная гробница; на ее верхней плите помещены почивающие фигуры св. аббатов в полном богослужебном облачении, а также в митрах и с посохами (гробница, разрушенная в 1793, известна по рисункам XVIII в.; в 2003 частично восстановлена из сохранившихся фрагментов; см.: Chevalier. 2008). Наиболее вероятная датировка скульптур - 1-я пол.

http://pravenc.ru/text/2561244.html

388 См.: Wesley J. A Christian Library: Consisting of Extracts from and Abridgments of the Choicest Pieces of Practical Divinity in the English Tongue. Vol. 1. Bristol, 1749; repr.: L., 1819; о почитании Джоном Уэсли прп. Макария см.: John Wesley: [A representative collection of his writings] ed. A. Outler. NY, 1964. P. 9, n. 26; 274–275. 389 Macarius Aegyptius. Epistula Magna, II, 3//Jaeger W. Two Rediscovered Works of Ancient Christian Literaturë Gregory of Nyssa and Macarius. Leiden, 1954. P. 236 [ Макарий Египетский , прп. Духовные слова и послания: Собрание типа I (Vatic. Graec. 694)/изд. подг. А. Г. Дунаевым. М., 2002. С. 377; ср.: Макарий. Творения. С. 99]. 392 Отождествление «Духа Божия» со «Святым Духом» широко распространено в святоотеческой экзегезе. 395 Не подтверждается ли это тем фактом, что в древнееврейском языке слово «дух» (ruah) – женского рода? 396 Последний, мемориальный номер экуменического журнала «Третий час», одним из основателей которого была Елена Александровна Извольская (1896–1975) – писатель, журналист, переводчик русской религиозно-философской и художественной литературы, дочь последнего посла Российской империи в Париже. Жила во Франции, с 1941 г. – в США. 397 См. мою статью: Meyendorff J. La procession du Saint Esprit chez les Pères orientaux//Russie et Chrétienté. 3–4. Lille, 1950. P. 164–165. 398 См.: Camelot Р. – Th. La tradition latine sur la procession du St. – Esprit «a Filio» ou «ab utroque»//Ibid. P. 179–192. 399 О месте этих произведений в творениях блж. Августина см.: Chevalier I. Saint Augustin et la pensée grecquë Les relations trinitaires. Fribourg en Suisse, 1940. P. 27–36. 400 См. об этом: Chevalier I. Op. cit.; a также отчеты о православнокатолических съездах, посвященных вопросу о Filioque, опубл. в: ECQ. Vol. 7: Supplement Issue. 1948; Russie et Chrétienté. 3–4. Lille, 1950. 402 Cm.: Annales Eginhardi, anno 757//PL 104, col. 377bc; Annales Laurissenses, anno 757//Ibid., col. 378bc; хроника указывает, что в это время иконоборческий император Константин Копроним послал королю Пипину орган, который впоследствии стал употребляться в западной литургической музыке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Что касается значения термина persona вне тринитарного контекста, то для Августина оно, помимо прочих значений (таких как роль, функция) может означать конкретного человека, состоящего из разумной души и тела (см. De Trinit. XII 12.18: Haec quippe una persona est, unus homo est; XV 7.11: Et una persona, id est singulus quisque homo, habet illa tria in mente… homo est substantia rationalis constans ex anima et corpore). Однако при приложении этого термина к Богу оно, согласно принципу «Божественной простоты», теряет это значение, становясь тождественным понятию сущности. Августин использует это понятие и в христологическом контексте, где речь идет о соединении двух природ в одном лице (см. De Trinit. I 18; I 28; IV 30; IV 32; XIII 22; Contra serm. Arrian. 7; 27; Contra Maximin. I 19). О различных значениях термина persona у Августина в целом см. Boigelot. 1930. P. 5–16; Chevalier. 1940b. P. 51–55; Clark. 1993. P. 104–115. 2621 De Trinit. VII 6.11. Как мы показали выше в Главе III, для Каппадокийцев и св. Амвросия Лица Троицы означали не просто бытие Божие, но определенный способ бытия. 2622 Подобную оценку учения Августина поддерживают И. Шевалье: «Лицо, приобретая характер абсолюта, тождественно Божественному бытию» (Chevalier. 1940b. P. 46) и К. Гантон: «У Августина конкретные Лица, не обладая различимой идентичностью, стремятся к исчезновению в всеохватывающем единстве Бога» (Gunton. 1997. P. 42). 2623 De Trinit. VII 6.11: Cur ergo non haec tria simul unam personam dicimus, sicut unam essentiam et unum Deum, sed tres dicimus personas, cum tres Deos aut tres essentias non dicamus; nisi quia volumus vel unum aliquod vocabulum servire huic significationi qua intelligitur Trinitas, ne omnino taceremus interrogati, quid tres, cum tres esse fateremur? Ср. Ibid. V 9.10: Tamen cum quaeritur quid tres, magna prorsus inopia humanum laborat eloquium. Dictum est tamen tres personae non ut illud diceretur, sed ne taceretur. Августин приводит еще один странный аргумент против того, что вследствие родового значения термина persona логически непротиворечиво было бы сказать как «три Лица», так и «три Бога»: певрое утверждение не противоречит Библии, в то время как второе – явно ей противоречит: propterea licuit loquendi et disputandi necessitate tres personas dicere, non quia Scriptura dicit, sed quia Scriptura non contradicit: si autem diceremus tres deos, contradiceret Scriptura, dicens, Audi Israel, Dominus Deus tuus, Deus unus est (De Trinit.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Но материализм Маркса есть крайняя форма объективации. 71 См. Amiel. Fragments d’un journal intime. 72 См. Chevalier. Bergson. 73 См. «Journal intime de Maine de Biran». 74 См. La Lavelle. La conscience de soi. 75 См. Henri Bremond. Prière et poésie. 76 См. его «Fragments d’un journal intime». 77 См. цитированную книгу Зиммеля. 78 См. Martin Buber. Ich und Du. 79 См. мою книгу «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы». 80 См. Bernoulli. Die Psychologie von Karl Gustav Carus. 81 См. N. Evreinoff. Le théâtre dans la vie. 82 Карлейль в «Sartor Resartus» дает замечательную философию одежды. 83 См. G. Tarde. Les lois de l’iminitation. 84 См. Martin Buber. Ich und Du. 85 См. Freud Essais de psychanalyse. III. Le Moi et Soi. 86 См. цитированную книгу Гейдеггера. 87 См. цитированную книгу Ясперса «Philosophie». 88 См. книгу С. Франка «Духовные основы общества». 89 См. интересную книгу Max Picard. Das Menschengesicht. 90 Эту проблему ставит Ясперс во II т. «Existenzerhellung» своей «Philosophie». 91 См. выше цитированный том Ясперса «Existenzerhellung». 92 См. цитированную книгу Фрейда. 93 Много верного об этом можно найти у социологов, у Дюркгейма и Леви-Брюля. 94 Гундольф очень хорошо говорит о магии, заключенной в имени Цезаря. См. его книгу «Caesar». 95 Гениальное определение Бога у Николая Кузанского. 96 Это видит К. Барт, и это положительное у него. Особенно ценно его «Der Römerbrief», а не его догматика. 97 См. цитированную книгу Бергсона, в которой высказывается мысль, близкая к главной мысли моей книги «О назначении человека». 98 См. мою книгу «Философия свободного духа». 99 См. Bergson. Essais sur les données immédiates de la conscience; и Heidegger. Sein und Zeit. 100 См. Bertrand Russell. Introduction à la philosophie des mathématique; и Brunschvicg. Les étapes de la philosophie mathématique. 101 См. мою книгу «Смысл истории». 102 См. «Les Confessions» de Saint Augustin. Livre onzième. 103 См. книгу Eberhard Grisebach. Gegenwart. Eine kritische Ethik. Гризбах, находящийся под влиянием Киркегарда и диалектической теологии, ставит проблему о «настоящем», но иначе, чем я.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010