предметы культа. На следующий день убранство собора и городских церквей было уничтожено; 12 дек., в день памяти К., состоялось публичное сожжение статуй и реликвий святых. Незадолго до этих событий столяр Д. Сержан и субдиак. Д. Мужа тайно вынесли из собора нек-рые святыни, в т. ч. мощи К., и спрятали их в доме священника в Эрге-Армеле (см.: Savina J. Quimper sous la Terreur: Le brulis des saints de la cathédrale//Bull. de la Société archéologique du Finistère. 1936. T. 63. P. 3-68). В 1795 г. мощи К. были возвращены в собор, однако в 1824 г. поклонение святыне было прекращено (среди причин этого были сомнения в подлинности святыни, а также тот факт, что в 1795 реликвию освидетельствовали представители «конституционного» («схизматического») духовенства). После повторного освидетельствования (1886) еп. Ансельм Нувель де Ла Флеш признал святыню подлинной. Для хранения мощей К. был изготовлен неоготический реликварий с фигурами епископов Сальватора Алетского, Гийома Ле Претра де Лезонне и других церковных деятелей, связанных с историей святыни. Реликварий установили в кафедральном соборе, в капелле во имя К., освященной 12 дек. 1889 г. (в 1997 реликвия была похищена; об истории руки К. см.: Le Men. 1877. P. 352-358; [ Marc " hallac " h.] 1885; Albert Le Grand. 1901. P. 692-696). Частицы руки К. были переданы в приходские церкви в Плоневе-Порзе (в 1819) и в Пломодьерне (1893); в 1900 г. была освящена капелла во имя К. у источника его имени близ сел. Пломодьерн. Ист.: BHL, N 1954-1957; ActaSS. Mai. T. 2. P. 460; T. 3. P. 469-470; Iun. T. 1. P. 83-84; Cartulaire de Landévennec/Éd. R.-F. Le Men, É. Ernault//Mélanges historiques: Choix de documents. P., 1886. T. 5. P. 533-600; Albert Le Grand. Les Vies des Saints de la Bretagne Armorique. Quimper, 1901r. P. 683-699, Lobineau G.-A. Les vies des saints de Bretagne. Rennes, 1725. P. 50-53. Лит.: Mart è ne E. Histoire de l " abbaye de Marmoutier/Éd. C. Chevalier. Tours, 1874. T. 1. P. 75-76, 195-199; 1875. T. 2. P. 7-8, 53, 351, 469, 490-491, 508, 548, 590-591; Le Men R.-F.

http://pravenc.ru/text/2057260.html

Возникает закономерный вопрос: является ли разграничение понятий «бытия» и «действия» Бога или, иными словами, Божественной «сущности» и «энергии» отражением действительного онтологического различия – in re ipsa [в самой вещи] – или же это всего лишь совершаемый κατ’ πνοιαν [мысленно] интеллектуальный логический ход, который не следует проецировать на реальность во избежание нарушения простоты Божества? 94 Не может быть и тени сомнения в том, что для свт. Афанасия подобное различение было подлинным и онтологическим. В противном случае теряет силу, становясь бессмысленным, основной аргумент святителя в полемике с арианами. Безусловно, тайна остается тайной. Сама сущность Бога непостижима для человеческого ума – в этом были глубоко уверены греческие Отцы четвертого века: Каппадокийцы, свт. Иоанн Златоуст и другие. И, тем не менее, всегда есть многое, доступное пониманию. Это не только мы различаем «бытие» и «волю» Бога, но и для Него «быть» и «действовать» – не одно и то же. Таково было твердое убеждение свт. Афанасия. 64 См., например, Baudry J. Le Problème de l " origine et de l " étemité du monde dans la philosophie grecque de Platon à l " ère chrétienne. Paris, 1931; а также Chevalier, Jacques. La Notion du nécessaire chez Aristote et chez ses prédécesseurs. Paris, 1915. Ср. мою статью: The Idea of Creation in Christian Philosophy//The Eastern Churches Quarterly. 8 (1949), supplementary issue «Nature and Grace». 66 Gilson, Etienne. L’Esprit de la philosophie médiévale. Deuxième édition revue. Paris, 1944, p. 82, n. 1. 67 Св. Иустин. Dial. cum Tryph., 5–6. См. мою Ингерсольскую лекцию 1950–1951 г.: The Résurrection of Life//Bulletin of the Harvard University Divinity School. Vol. XLIX, 71 (1952), рр. 5–26; ер. Lebreton, Jules. Histoire du dogme de la Trinité. Т. II. Paris, 1928, p. 635 ff. 68 Католический богослов и историк иезуит Дионисий Петавий (1583–1652) в своем незаконченном капитальном труде «De Theologicis Dogmatibus» («О богословских догматах»; тт. 1–3, 1644; т. 4:1650) акцентировал неточности и несоответствия во взглядах ранних отцов на Троицу. В полемику с ним вступили янсенисты, а также видный англиканский богослов епископ Джордж Буль (1634–1710), причем позицию Петавия интерпретировали как заявление о том, что «все отцы первых трех веков отрицали Божество Сына». Буль в сочинении «Defensio Fidei Nicenae» («Защита Никейской веры», 1685) утверждал полное согласие воззрений доникейских отцов Церкви с учением православных богословов Никейского и посленикейского периодов (Прим. ред.).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Бельгия) или в Куре (совр. Швейцария) (Zürich. Zentralbibliothek. Rh 30; см.: Vogel C. Medieval Liturgy: An Introd. to the Sources. Wash., 1986. P. 359). Второе датированное указание на празднование памяти И. О. под 19 марта содержится в календаре из Райхенау (сер. IX в.- Vindob. Lat. 1815) с добавлением «в Вифлееме». На протяжении IX-X вв. память И. О. под 19 или под 20 марта вносится во многие франкские календари. Происхождение празднования связано с неверным пониманием записи в Иеронимовом Мартирологе под 20 марта (также ошибочно под 15 февр., 19, 21 и 24 марта), где указана память мч. Иосифа Антиохийского (MartHieron. Comment. P. 153-154). Напр., в календаре из Сакраментария аббатства Сен-Реми в Реймсе (IX в.) сохранились фрагменты прежней формы записи: «В Антиохии св. Иосифа, обручника св. Марии» (Sacramentaire et martyrologe de l " abbaye de Saint-Remy/Éd. U. Chevalier. P., 1900. P. 5). Болландист П. Грожан указал на возможное ирл. происхождение празднования памяти И. О.: память И. О. под 19 марта встречается в самых ранних ирл. календарях (1-я пол. IX в.) - в Мартирологе из Тамлахты («Иосифа, обручника Марии» (Ioseph sponsi Mariae) - The Martyrology of Tallaght/Ed. R. I. Best, H. J. Lawlor. L., 1931. P. 25) и в стихотворном Мартирологе Оэнгуса («Иосиф... прекрасный воспитатель Иисуса» (Ioseph... aite álaind Íssu) - Félire Ó engusso C é li D é=The Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. L., 1905. P. 83). В Райнау существовало предание о том, что рукописный сборник, в к-ром упоминается память И. О., принес в монастырь св. Финтан, паломник из Ирландии (IX в.) (см.: L ö we H. Fintan von Rheinau//Studi Medievali. 1985. Ser. 3. Vol. 26. P. 53-100). Однако рукопись была несомненно создана на континенте. Почитание И. О. на Западе распространялось медленно. Ок. 1030 г. И. О. начали поминать в Англии (в Уинчестере). В 1129 г. в Болонье (Италия) во имя И. О. была освящена церковь бенедиктинского монастыря. Имя святого внесли в литании рукописных миссалов (missalia plenaria) XII в.

http://pravenc.ru/text/1470695.html

189 Phil. a Limborch. Historia inquisitionis – Ludov. de paramo, de origine, officio et progressu s. inquisitionis. За жестокости инквизиция изгнана из Франции. В Германии также не утвердилась. В Венеции введена 1249 г., в Тоскане 1258. 190 Напр. принимать в общество сколько угодно членов, всюду проповедовать, разрешать от всех грехов (1543); генералу Ордена управлять им неограниченно и быть в подчинении у одного папы, монастырям иезуитским быть свободным от всех десятин и податей (1549), заводить университеты (1550), учить во всех университетах (1571), определять запрещенные книги (1575) и пр. 191 Орд. Св. Иоанна Иерус. имеет черную одежду с белым 8 конечным крестом. Тамплиеры носили одежду белую с красным крестом. Орден Немецкий имел на белой епанче черный крест. 192 Об Орд. И. Иерус. Vertot, Histore des chevaliers hospitaliers de St.– Jean de Jerus. О Тамплиерах Gürtferi, Hist. Templariorum. О Нем. Орд. R. Guellii, Hist. ordinis equ. teuton. Alii. 193 Richer. Hist. concilior. generall. Harduini Concill. T. IV. IX. X. Georg. Pachymer. Hist. Byz. Niceph. Grego, etc. Sylv. Scuropuli vera historia unionis non veræ inter Græcos et Latinos, s. Concilii Florentini exactissima narratio, gr. et lat. 195 Кроме училищ Владимировых, упоминается у летописцев: училище для девиц в женском монастыре Киевском, основанном Анною, внучкою Ярослава; училища на Волыни, училище в Ярославском Преображенском монастыре и др. – Училище и библиотека Константина сгорели 1228 г. См. Ист. Росс. Иерархия Т. 1. стр. 401 и д. 197 Георгий Кедрин, пустынник (11-го в.); Иоанн Зонарь, Никифор Бриен и жена его Анна Комнина (дочь имп. Алексия Комнина); Михаил Гликас, Никита Хониат (12 в.); Георгий Акрополит, Георгий Пахимер (13-го в.); Никифор Каллист, Иоанн Кантакузен, импер., а после монах (14-го в.); Сильвестр Скиропуль, диакон, Георгий Франза и проч. 199 В 12-м в. И. Зонарь, (он же историк), Феодор Валсамон, Антиох. Патр., Алексий Арестен, эконом Соф. Церкви; в 13 и 14 в. Константин Гарменопуль, Солунский судия; Матфей Властарь , иеромонах; в 15 в. Михаил Валсамон, Конст. архидиакон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Ничего не говорят в своих записках о занимающем нас вопросе и те западные люди, которые явились с войсками, покорившими Царьград, в частности – и самый видный из них, подробно описавший взятие Константинополя Латинами – Вилльгардуэн . Северные путешественники, в записках которых есть любопытные показания о Константинополе, тоже не сообщают ничего об основной религиозной идее этого города. Так, аббат Николай , в своем Итинерарии, отделывается замечанием: «В Маклагарде есть церковь , называемая Agiosophia, а северными людьми Aegisit, и церковь эта по устройству и величине превосходнее всех церквей на земле» ( Werlauff , – Symbolae, 10) – и только. В прибавлении к запискам его тоже ничего нет. Вот факты, пред которыми историку нельзя не остановиться с изумлением! Сведения эти заимствую из реферата: И. И. Срезневский , – Св. София Царьградская по опис. рус. паломника конца XII в. – «Тр. третьего арх. съезда в России, бывш. в Киеве в авг. 1874 г.», Киев, 1878 г., Т. 1, стр. 105–106). Срезневский говорит, что он пересмотрел все описания, «какие только мог достать» (id., стр. 104). 685 Robert de Clary , – Li prologues de Constantinoble comment ele fu prise (по изд. гр. де Риана , – Li estoires de chians qui conquisent Constantinoble de Robert de Clari en Aminois, chevalier, s. a. p. 67 – по изд. К. Гопфа , – Chroniques Gréco-Romanes inedites ou peu connues, Berlin, 1873, p. 67. Пикардский текст описания Соф. Соб. и рус. пер. его наход. у Срезневского, стр. 107–108. 686 По учению Вл. Соловьева («Рос. и вс. Ц.» кн. 3-я, глл. III-V, стр. 325–353, особ. см. стр. 326–327, 328, 331–332, 349), София – не только идеальная личность Твари, но и «Субстанция Пресв. Троицы» (– не хотел ли С-ев сказать: «общая энергия» или «общая благодать»? –). Нет надобности разъяснять, как друг от друга далеко отстоят это учение об отдельной от Ипостасей Сущности Божией и православное учение Афанасия В., твердо стоящего на формуле κ Πατρς, κ οσας το Πατρς. Рационализм С-ва обнаруживает себя именно в том, что для С-ва не живая Личность, не Ипостась и не самообосновывающееся Живое Триединство – начало и основание всего, а субстанция, из которой уже выявляются Ипостаси.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Об увеличении прихода можно судить и по количеству книг в заведенной при храме библиотеке. Начиная с 1907 года в «Ведомости о Церкви» упоминается число «книг, для чтения предназначенных», причём число томов постепенно растёт: 73 (1907), 74 (1910), 122 (1912), 148 (1913). Особенно количество книг в библиотеке увеличилось в период настоятельства в храме протоиерея Александра Смирнопуло (см.о нем ниже). Все книги той первой библиотеки были зарегистрированы, на них стояла печать. В настоящее время частично сохранилась опись книг той старой библиотеки. 1.1.3. Духовенство храма Первым настоятелем храма был протоиерей Николай Белороссов . Он служил одиннадцать лет еще в первом храме, расположенном, как свидетельствуют «Ведомости», в наемном доме, с 1862 по конец 1872 года. Перед окончанием своего служения (в 1871 году) он обратился к прихожанам с инициативой о необходимости сбора средств на строительство полноценного храма. Он же получил на это благое дело благословение от Святейшего Синода и положил начало сбору пожертвований. После него настоятелем был протоиерей Димитрий Васильев . Служил он недолго – всего один год: с конца 1872 года по конец 1873 года. Третьим настоятелем был протоиерей Евгений Смирнов . Он также служил недолго – три года в 1873-1877 годах. Это был священник, на плечи которого выпал труд переноса храма из первого помещения в дом 29 на Rue des Chevaliers. Последний год своего настоятельства – с 1-го августа 1876 и до лета 1877 года он служил уже по этому адресу. Он, как и его предшественники, продолжал собирать деньги на постройку храма. На смену отцу Евгению приехал протоиерей Димитрий Опоцкий . Он родился в Стокгольме 1-го февраля 1834 года. После окончания Духовной Академии вступил в брак с Александрой Измаиловой, родившейся в Петербурге 13 августа 1838 года, был рукоположен и назначен настоятелем русской церкви в Стокгольме, где и служил более десяти лет. Весной 1877 года о. Димитрий был назначен настоятелем церкви, незадолго до этого учрежденной Императорской Российской Миссии в Брюсселе. Имел он пятерых детей, четверо из них родились в Стокгольме, а последняя Паулина – 28 октября 1878 г. в Брюсселе в коммуне Иксель. В храме отец Димитрий служил 6 лет до 1883 года, когда был назначен настоятелем русской церкви в Женеве.

http://pravoslavie.ru/43624.html

2635 De Trinit. XII 7.9: Non itaque ita debemus intelligere hominem factum ad imaginem summae Trinitatis, hoc est ad imaginem Dei, ut eadem imago in tribus intelligatur hominibus. Как мы показали выше в Главе III, именно эта аналогия с тремя людьми, обладающими общей сущностью, лежит в основе «соцальной тринитарной модели», выдвинутой Каппадокийцами и сознательно отвергнутой Августином (ср. Cross. 2007. P. 230–231). Более того, в той же 12-й книге своего трактата Августин отвергает еще одну тринитарную аналогию Каппадокийцев (конечно, не называя их по имени), заключающуюся в том, что отношения между Отцом, Сыном и Св. Духом по способу Их происхождения подобны отношениям между мужем (Адамом), женой (Евой) и ребенком (Сифом): Proinde non mihi videntur probabilem afferre sententiam, qui sic arbitrantur trinitatem imaginis Dei in tribus personis, quod attinet ad humanam naturam, posse reperiri, ut in conjugio masculi et feminae atque in eorum prole compleatur: quod quasi vir ipse Patris personam intimet; Filii vero, quod de illo ita processit ut nasceretur; atque ita tertiam personam velut Spiritus dicunt esse mulierem, quae ita de viro processit, ut non ipsa esset filius aut filia, quamvis ea concipiente proles nasceretur (De Trinit. XII 5.5). Именно такую тринитарную аналогию мы находим у св. Григория Богослова (Greg. Naz. Or. 31.11; 39.12) и св. Григория Нисского (Greg. Nyss. Ad Abl.//GNO. III.1. P. 55.24–56.19, подробнее см. выше в Главе III). 2636 De Trinit. V 2.3; ср. Ibid. II 18.35: Ipsa enim natura, vel substantia, vel essentia, vel quolibet alio nomine appellandum est idipsum quod Deus est, quidquid illud est. Ibid. XV 5.8: res autem una est. De doct. christ. I 5.5: eademque Trinitas una quaedam summa res. 2637 Это мнение поддерживает и И. Шевалье: «Имена Отца, Сына и Святого Духа суть имена относительные; они не означают Божественную сущность. Они означают лишь существование различных отношений, происходящих из [внутритритроичных] процессов. Абсолютно имманентные, эти процессы не образуют реальности вне единого Божества» (Chevalier. 1940b. P. 37). Подобное мнение высказывает и И. Брахтендорф: «Троица есть только некая substantia или essentia; на основании не-аддитивности (Nicht-Addierbarkeit) эта essentia целиком проявляет себя через каждое отдельное Лицо» (Brachtendorf. 2000. S. 63). Вероятно, отсюда происходит и особое понимание Августином «единосущия» Лиц Троицы: согласно П. Адо, «для Августина Три [Лица] единосущны с одной общей сущностью, которая не есть особым образом какое-то одно из Них» (Hadot. 1962. P. 428).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Креста (ActaSS. Mai. T. 2. P. 668). Высказывалось предположение, что первоначальный храм св. Петра, построенный при М., стоял на месте более поздней капеллы Пресв. Девы Марии (Нотр-Дам-дез-Аван - Maquet. 2004. P. 110-111), но эту гипотезу не удалось подтвердить во время археологических раскопок (см.: Chevalier P., Maquet A., Fiocchi L. La chapelle mariale du monastère de Souvigny: Notre-Dame de l " infirmerie ou des avents - entre chapitre et infirmerie//Bull. du Centre d " études médiévales d " Auxerre. 2013. N 6//http://cem.revues.org/12849 [Эл. ресурс]). Более вероятно, что первоначальную могилу М. следует локализовать в центральном нефе средневек. монастырского храма ( Gautier. Les aménagements. 2004. P. 76-77). По указанию клюнийского аббата Одилона, ученика и преемника М., в Сувиньи была заложена новая ц. св. Петра (длина ок. 60 м) с трансептом и 3-нефной 3-апсидной алтарной частью (не сохр.). Одилон провел в обители последний месяц жизни и был похоронен в основанной им церкви (янв. 1049). Мон-рь, ставший усыпальницей 2 почитаемых аббатов, занял особое положение в Клюнийской конгрегации (ср.: Iotsald von Saint-Claude. Vita des Abtes Odilo von Cluny/Hrsg. J. Staub. Hannover, 1999. S. 264-265. (MGH. Scr. Germ.; 68)). В 1055 г. папа Римский Виктор II впервые назвал Одилона святым (вместе с М.- Bullarium Sacri Ordinis Cluniacensis. Lugduni, 1680. P. 13), а в 1063 г. папский легат кард. Петр Дамиани вскрыл могилу Одилона и освятил алтарь в его честь (De Gallica profectione domni Petri Damiani//PL. 154. Col. 876; Iotsald von Saint-Claude. Vita... Hannover, 1999. S. 297). Могила М. была вскрыта в нояб. 1095 г., когда папа Римский Урбан II прибыл в Сувиньи после освящения «великой церкви» в Клюни, направляясь на Клермонский Собор . В присутствии понтифика мощи М. были перенесены «внутри церкви на другое место» (булла от 13 нояб. 1095 - Bibliotheca. 1614. Col. 309). Дополнительные сведения о гробнице М. были получены во время археологических раскопок, проведенных в бывш.

http://pravenc.ru/text/2561244.html

1767 О расположении скульптуры на башне можайского кремля см: Вагнер Г. К. От символики к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV–XV веков. М., 1980, с. 193–194. О скульптуре в соборном храме: Рындина А. В. Иконный образ и русская пластика XIV–XV вв.//Древнерусская скульптура. Проблемы и атрибуции. Сборник статей/Ред.-сост. А. В. Рындина. М., 1991, с. 16–20. 1768 Писцовые книги Московского государства XVI века. Отделение I Местностей губерний Московской, Владимирской, и Костромской. Часть I. СПб., 1872, с. 616–617. 1770 О надписи на обороте скульптуры «Никола Можайский» 1540 г. – Грацилевский В. Д. Описание музея псковского церковно-археологического комитета. 1771 О расположении древней скульптуры «Никола Можайский» в Никольском надвратном соборе: Сидоренко Г. В. Скульптура «Никола Можайский» в собрании Государственной Третьяковской галереи. Опыт музейной каталогизации//Древнерусская скульптура. Проблемы и атрибуции. Выпуск второй, часть I. М.Д993, с. 72–73. 1772 Предание о перенесении Назаретского Дома сначала в Далмацию, а затем в Италию стало известно в России после 1528 г., когда в русских рукописных сборниках XVI–XVII вв. появилась «Повесть о храме святыа Богородица в нем же родилась от Иоакима и Анны». Текст отдельно издан А. И. Кирпичниковым: Кирпичников А. И. Русское сказание о Лоретской Богоматери//Чтения в Обществе истории и древностей Российских за 1896 г. Кн. 3. Разд. 2. Материалы исторические. М., 1896, с. 16–18. Западная легенда, изложенная французским каноником Улиссом Шевалье, издана в Париже: Chevalier U. Notre-Dame de Loretto. Etude historique. Paris, 1906. Легенда переведена на русский язык А. Титовым под названием «Легенда о Богоматери, история о Деве Марии по памятникам и письменам средних веков» и помещена в приложении к статье «Образ Пресвятыя Богородицы Прибавления Ума» без указания места и года издания (с. 15–19). В русской «Повести» сообщается только об иконе Богоматери с Младенцем, в западной легенде – только о скульптуре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Его дочь Рита (Стефания) была выдана за Иоанна Бриенния, племянница Филиппа - за никейского имп. Феодора I Ласкаря. Царь Хетум I присягает в верности монголам. Миниатюра из рукописи: Haiton de Coricos. La Fleur des Estoires de la Terre d’Orient. 1400–1410 гг. (Paris. Fr. 12201) Царь Хетум I присягает в верности монголам. Миниатюра из рукописи: Haiton de Coricos. La Fleur des Estoires de la Terre d’Orient. 1400–1410 гг. (Paris. Fr. 12201) Придворная культура К. А. с кон. XII в. испытывала все более сильное влияние западноевроп. феодальных обычаев; внедрялось европ. феодальное право, были введены в действие Антиохийские ассизы, переведенные на армянский. Мн. политические термины заменялись лат. аналогами; ближайшие вассалы Левона теперь имели титулы баронов (вместо арм. понятия «нахарары»). Левон также укрепил союз с рыцарскими орденами. Госпитальеры (см. Мальтийский орден ), которые присутствовали в Киликии уже с 1149 г., получили во владение Селевкию, Норперт и др. пункты и, т. о., должны были защищать зап. границу К. А. Тевтонскому ордену была пожалована крепость Амуда и неск. окрестных замков ( Chevalier. 2009). В это же время морские порты К. А. были открыты для европ. торговли, предоставлены привилегии генуэзцам и венецианцам. Победа мамлюков над армянами в битве при Мари в 1266 г. Миниатюра из рукописи: Le Livre des Merveilles et autres récits de voyages et de textes sur l’Orient. 1410–1412 гг. (Paris. Fr. 2810) Победа мамлюков над армянами в битве при Мари в 1266 г. Миниатюра из рукописи: Le Livre des Merveilles et autres récits de voyages et de textes sur l’Orient. 1410–1412 гг. (Paris. Fr. 2810) В 1201 г., после смерти кн. Боэмунда III и перехода власти в Антиохии к Боэмунду IV, началась война за «антиохийское наследство», продолжавшаяся с переменным успехом в первые 2 десятилетия XIII в. Борьбой между христ. гос-вами воспользовались Халебский эмират и Иконийский султанат, к-рые в 1206 и 1216 гг., согласуя свои действия с кн. Боэмундом IV, нападали на К. А. Стремление К.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010