Философов Л., священник. Учение св. Григория Нисского о богопознании. Загорск, 1959. Филарет (Гумилевский) , архиепископ Черниговский и Нежинский. Историческое учение об Отцах Церкви. М., 1996. Т. 2. С. 144–156. 35 См. Aubineau. P. 65–76; Daniélou. 1956. P. 71–78; Canévet. 972; Quasten. P. 254; Meredith. P. 2–3; Сагарда. C. 667. 68 V. Macr. 14; Tillemont. P. 278; Maran. Vita Basilii, 13.4. Другая дата: август/сентябрь 377 г., См. Maraval. 1988. P. 25–38; Idem. 1990. P. 20. 73 V. Macr. 21; Ep. 5.2; Diekamp. S. 394; Altaner. S. 436; Quasten. P. 255; против этого мнения См. Maraval. 1990. P. 29, n. 1. Другое мнение – посетить Аравию и Иерусалим, См. Tillemont. P. 735; 739; Maraval. 1971. P. 65–66. 78 V. Macr. 29–35. Другая дата смерти Макрины, соответствующая дню ее церковной памяти: 19 июля 380 г., См. Maraval. 1971. P. 58–60; или даже 19 июля 378 г., См. Maraval. 1988. P. 25–38; 1990. P. 26. 88 Ep. 29.2; Diekamp. S. 393; Pasquali. P. 76. Другую хронологию периода жизни свт. Григория Нисского после смерти Макрины со смещением на 6.5 месяцев вперед См. Maraval. 1971. P. 64; вперед на 1.5 года См. Maraval. 1990. P. 26–31. 95 Ep. 2.1, См. Maraval. 1990. P. 33–34; 103, n. 3. Другое мнение: по поручению Константинопольского собора 382 г., См. Lebourlier. P. 179–180 со ссылкой на Ep. 3.25; Canévet. P. 973. 126 Возможно, представителей антиохийской экзегетической школы – Диодора Тарского и Феодора Мопсуестийского, См. Heine. 1984. P. 366–368. 137 См. Gribomont. 1962. P. 312–322; Staats. 1963. S. 120–128; Idem. 1984. S. 26–28; Baker. 1964. P. 381–387; Idem. 1966. P. 227–234; Canévet. P. 1006; Davids. 1969. S. 78–90. 142 См. Joann. Damasc. Parallela Rupefucaldina, PG 96. Col. 509B; May G. 1969. P. 39; Maraval. 1990. P. 32, n. 2; Quasten. P. 280. 147 См. Diekamp F. Analecta Patristica. Texte und Abhandlungen zur griechischen Patrologie. Roma, 1938. P. 14–15; См. также Maraval. 1990. P. 15. 158 См. Cherniss. 1930; Ivanka. 1936; 1948; 1964; Pellegrino. 1938; Balthasar. 1939; 1942; Daniélou. 1944; Merki. 1952; Aubineau. 1966 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Голая Шуба Федор, крестьянин, 1607 г., Нижний Новгород Голбин Василий Иванович, 1586 г., Новгород Голдоба Федор, посадский человек, 1646 г., Казань Голдобенок Степан, крестьянин, 1660 г., Ростов Голенев Юрий, пристав, 1611 г., Важская волость Голенище, Голенищевы : Василий Ананьич Голенище Кутузов, вторая половина XV в.; от него – Голенищевы-Кутузовы [см. Кутуз] Голенкины , 1629 г. 31 Голеня, Голенины : кн. Федор Иванович Голеня Ростовский, начало XV в.; от него – князья Голенины [см. Нюнка] Голец, Гольцовы : Аким Голец, слуга Калязина монастыря, 1450 г.; Несвитай [см. Несвитай] Иванович Гольцов, 1546 г., Радонеж; Гольцовы, XVI в. и позже, Рязань и Арзамас Голиков Жихарь [см. Жихарь] Дмитриевич, 1540 г., Звенигород Голица, Голицыны : кн. Михаил Иванович Голица Куракин [см. Курака], 1514 г., взят в плен под Оршей и умер в 1558 г.; от него – князья Голицыны [см. Шпак] Голобок Нечай [см. Нечай] Астафьев, 1570 г., Москва Голова, Головины : Иван Владимирович Голова Ховрин [см. Ховра], боярин вел. кн. Ивана III; от него – Головины-Ховрины; в XVI в. и позже еще несколько родов Головиных другого происхождения [см. Кушник, Ромейковы, Ростовцев, Скряба] Голова Медвежья см. Медвежья Голова Голова Мясная см. Мясная Голова Голова Толстая см. Толстая Голова Голованов Иван, холоп, 1603 г., Новгород Головарь Иван, крестьянин, 1496 г., Олонец Головастик Кузьма, бобыль, 1616 г., Арзамас Головачев Борис Григорьевич, 1492 г., Переяславль Головашкин Иван, 1624 г., Суздаль Головко, Головкины : кн. Андрей Львович Головко Зубатого-Ярославский [см. Зубатый], середина XV в.; братья Никифор и Онисим Головкины, первая половина XV в., Бежецк; от них – Головкины [см. Калемет, Корепан, Несвитай, Останок, Сацыперов, Чубар] Головков Иван Ларионович, 1617 г., Ярославль Головленок, Головленковы : Юрий Головленок, убит в 1445 г. под Суздалем татарами; от него – Головленковы [см. Несыт] Головня, Головнины : Головня, крестьянин, 1545 г., Новгород; Иван Григорьевич Головнин, 1534 г. [см. Неугод] Гологуз Иван, крестьянин, 1606 г., Арзамас

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Ст. 4. ...Иакову – древнееврейскому народу (см. примеч. к пс. 77:5). Ст. 5. ...подножию ног – сидя на троне, цари опирались ногами на подножие. В Библии подножием ног Бога называется святилище (см.: Ис. 60:13 ), Ковчег Завета (см.: 1Пар. 28:2 ), Иерусалим (см.: Плач 2:1 ) или вся земля (см.: Ис. 66:1 ; Мф. 5:35 ). Ст. 6. Моисей и Аарон – см.: Исх. 14:15; 28:1 ; Чис. 12:13–14; 14:13–20; 16:46–48 ; ...Самуил – см.: 1Цар. 7:8–9; 12:18 . Ст. 7. В столпе облачном – ср.: Исх. 33:9 . Ст. 8. ...противников их подвергал каре – букв. «восстанавливал справедливость по отношению к ним при всех обстоятельствах». Ст. 9. ...на горе святой Его – на горе Сион, в Иерусалиме.   Псалом 99 Этот псалом перекликается с пс. 94:1–7; возможно, его пели паломники, когда приближались к храму (см. ст. 4). Ст. 2. Служение Богу в веселии... в радости – знак благочестия, заслуживает благословения от Бога (см.: Втор. 28:47 ). Ст. 3. Из познания Бога-Творца и ощущения себя как народа Божия следует необходимость исполнять Его заповеди (см.: Втор. 4:39–40 ); ...овцы на полях Его – часто встречающееся в Библии сравнение народа с овцами (стадом), а Бога с пастырем (см.: Ис. 40:11 ; Иер. 23:1 ; Иез. 34:31 ; Лк. 15:3–6 ; Ин. 10:1–18 ). Ст. 4. Обращение к паломникам, которые входят в ворота и двор храма.   Псалом 100 Ст. 1. ...милость и суд – милосердие и справедливость постоянно упоминаются в Библии как непременное требование нравственности (см.: Ос. 12:6 ; Мих. 6:8 ; Мф. 23:23 ). Ст. 2. ...о пути – об образе жизни; ...в незлобии сердца – сердце является средоточием интеллекта и желания. Ст. 4. ...сердца коварных – коварство сердца строго осуждалось в Библии (см.: Притч. 11:20; 17:20 ). Ст. 5. ...кто клевещет – клевета, лжесвидетельство – тягчайшее нарушение заповеди Бога (см.: Исх. 20:16 ; Лев. 19:16 ); ...гордое око и алчное сердце – гордость очей и надменность сердца – признак нечестия (см.: Притч. 21:4 ). Ст. 6. ...верных – верных Закону Божию. Ст. 8. Поутру – в утренние часы царь разбирал тяжбы отдельных лиц (см.: 2Цар. 15:2 ); ...града Господня –Иерусалима.  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

См. MIGNE: PG-155; см. КАК:7, 56, 115, и т. д. Много о литургической практике в этом последнем периоде Песненного последования можно найти в: " I. Φουντουλ " , Μαρτυραι του Θσσαλονκ " Συμων πρ των ναων τ " Θσσαλονκ " , Θ. 1976. 110 НИК:98 ИТИ:50. 111 См. ДМИ-1:222–224, СКА:319, УСП, Чин. 112 См. УСП. 113 По описаниям св. Иоанна Кассиана; см. выше, стр. 22 114 См. СКА:327, УСП. 115 ИТИ:52. 116 ИТИ: 56. 117 См.:.Φουντουλη " , eH κοσιττραρο " ακοιμητο? δοξολογια», Афины 1963, 28–67. Книга Паломник. «Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиепископа Новгородского в 1200 году», изд: Х. Лопарев, ППС 17, 3 (1899). См. ИТИ:56. 118 Ι.Φουντουλη?, «Εικοσιτετραρον ρολογιον», Κιμενα Λιτυργικη? 16, Θσσαλονικη 1978); его см. выше: H εικοσιτετραρο? ακοιμητο?…, стр. 69. См. ИТИ:56… 119 ИТИ:54 120 См. последнее издание Ш. А. Рэну (Ch. Renoux). 121 См. издания К. Кекелидзе и М. Тархнишвили. 122 Изд. Елена Метревели, Тбилиси, 1980: гимнографический сборник Иерусалима V-VIII вв. 123 ИТИ:56 (и 76). 124 По рукоп. Иерусалимск. Патриархата " Αγιο "  — Σταυρο " 43 (X-XI вв.) изд.: Пападопулос–Керамевс (Α.Παπαδοπουλο "  — Κραμυ " , »Το Τυπικον τ " " Αναστασ " »·//" Αναλκτα " Ιροσολυμιτικ " Σταχυολογια " II, СПб., 1894. См. ДМИ–ДРЕ). 125 См. ДМИ–ДРЕ и УСП. 126 ИТИ:58. Греческие рукописи: Синай 863 и Синай 864 (IX в.) Арамейская рукопись: Берлин ОР. ОКТ. 1019 (1187 г.) 127 ИТИ:58. Изд.: J. Mateos. Un horologion inedit de S. Sabas//Studi e testi 233, Vatican 1964; см. ДМИ: БТ.4:97, N51; СКА:331; УСП: БТ-15:151. 128 ИТИ:59. Рукопись была изучена в диссертации сестры Максимы (Sr. Maxime [Leila] Ajjoub, «Le Codex Sinaiticus 864 — IX e s. Horologion, PIO 1986; готовится издание в серии Sources Chretiennes: M. Ajjoub «Livre d " heures ancien du Sina " i»). 129 ИТИ:59. Издание: M. Black, «A Christian Palestinian Syriac Horologion, Cambridge, 1954. 130 ИТИ:62. 131 См. Septuaginta. Id est Vetus Testamentum graece juxta LXX interpretes, edidit Alfred Rahlfs, Stuttgart, 1935, vol. II, pag. 164, где издатель напрасно разделяет песни на две группы: 1) «Novem odae Ecclesiae graecae» (по Часослову); 2) «Odae aliae», pag. 178 ss. (остальные шесть). 132

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Предыстория. Скиния Завета и Иерусалимский храм В современном православном словоупотреблении храмом, или церковью, называется здание, предназначенное для совершения богослужений, таинств и обрядов. Расцвет храмоздательства на христианском Востоке и Западе относится к периоду между IV и VIII веками. Тогда же в трудах отцов Церкви, в частности Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника , храм как здание для молитвы и богослужения получает богословское осмысление. Этому, однако, предшествовала долгая предыстория, начавшаяся в ветхозаветные времена и продолжившаяся в эпоху раннехристианской Церкви (I–III вв.). У древних евреев во времена патриархов не было особых зданий для богослужения. Этим евреи отличались от языческих народов, в частности от египтян, у которых существовала широко развитая храмовая архитектура. У евреев были, однако, священные места, связанные с явлениями Бога человеку (см.: Быт. 32:30 ). Такие места могли обозначаться памятниками в виде камня, на который возливали елей (см.: Быт. 28:18–22 ). В местах явлений Божиих устраивались жертвенники (см.: Быт. 12:8, 26:25 ), представлявшие собой груду неотесанных камней для разжигания костра под открытым небом. Жертвенники устраивались также на новоприобретенных участках земли (см.: Быт. 8:20, 33:20 ). После исхода из египетского плена евреи под руководством Моисея, по повелению Божию, строят скинию – переносное святилище (см.: Исх. 26–27 ). Скиния, представлявшая собой походный храм-шатер внушительных размеров, воспринималась как место присутствия Божия (см.: Исх. 25:8 ); именно там совершалось богослужение, приносились жертвы Богу. Скиния располагалась внутри прямоугольного двора площадью 100x50 локтей (см.: Исх. 27:18 ). Двор скинии был окружен столбами – по двадцать с южной и северной сторон, по десять – с западной и восточной (см.: Исх. 27:9–13 ). Точный размер скинии в Библии не указан; по мнению древних толкователей, скиния представляла собой палатку высотой 10 локтей и площадью 30x10 локтей, делившуюся на две части – святилище площадью 20x10 локтей и Святое святых площадью 10х10 локтей. В святилище находились культовые предметы – золотой светильник с семью лампадами (см.: Исх. 25:31–37 ), жертвенник для хлебов предложения (см.: Исх. 25:23–30 ), жертвенник для воскурения фимиама (см.: Исх. 30:1–6 ) и умывальник (см.: Исх. 30:17–21 ). В Святом святых располагался ковчег Завета – деревянный ящик с золотой крышкой (см.: Исх. 25:10–17 ), внутри которого хранились скрижали Завета (см.: 3Цар. 8:9 ); там же были размещены расцветший жезл Ааронов и сосуд с манной (см.: Евр. 9:4 ). Святое святых было отделено от святилища завесой из голубой, пурпурной и червленой шерсти и крученого виссона, висевшей на четырех столбах (см.: Исх. 26:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ст. 5–6. Эти стихи перекликаются с победной песнью Давида (см.: 2Цар. 22:10, 15 ). Образ дымящейся горы см.: Исх. 19:18 . Ст. 9. ...песнь новую – см. примеч. к пс. 32:3; ...на псалтири десятиструнной – см. примеч. к пс. 32:2. Ст. 10. ...от меча лютою – намек на победу Давида над Голиафом.   Псалом 144 Ст. 4–6. Хранить в памяти поколений благодеяния Бога Своему народу было священной обязанностью древнего еврея (см.: Втор. 4:9–10 ). Эти стихи толкуют и как призыв славить Бога за сотворение всего мироздания Божественным Промыслом. Ст. 8. См. примеч. к пс. 32:5. Ср.: Пс. 85:15 . Ст. 9. Ср.: Пс. 72:1 . Ст. 15–16. Из этих стихов составлена православная молитва перед принятием пищи. Ст. 17. Праведен... во всех путях – справедлив во всех повелениях. Ст. 21. ...все живое – букв. «всякая плоть».   Псалом 145 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104 и пс. 112. Этим надписанием объединены пс. 145–150, которые входили в третий «Аллел» (см. примеч. к пс. 134); ...Аггея и Захарии – эти Пророки были современниками тех, кто после вавилонского плена восстанавливал храм в Иерусалиме. Ст. 1. Ср.: Пс. 102:1 . Ст. 3. Ср.: Пс. 117:9 . Ст. 4. ...в землю он – букв. «в землю свою» (ср.: Быт. 3:19 ). Ст. 5. ...Бог Иаковлев – Бог древнееврейского народа. Ср.: Пс. 33:9 . Ст. 6. См.: Быт. 1 . Ст. 7. См. примеч. к пс. 139:13. Ст. 9. ...хранит пришельцев – бережное отношение к пришельцам было требованием Моисеева Закона (см.: Исх. 23:9 ); ...сироту и вдову принимает – похожий мотив см.: Пс. 67:6 . Господь спасает беззащитных, ободряет скорбящих и бедствующих от сиротства и вдовства (свт. Иоанн Златоуст ). Ст. 10. Ср.: Исх. 15:18 .   Псалом 146 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104, 112 и 145. Ст. 1. Ср.: Пс.91:2 . Ст. 2. Речь идет о восстановлении разрушенного Иерусалима после возвращения древних евреев из вавилонского плена (см.: Неем. 2–6 ). Ст. 3. Ср.: Ис. 61:1 . Ст. 4. Ср.: Ис. 40:26 . Ст. 6. ...кротких – кротость в Священном Писании считается высочайшей добродетелью (см.: Чис. 12:3 ; Пс. 36:11 ; Мф. 5:5; 11:29 ; Иак. 1:21 ; Гал. 5:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ноздря Василий, крестьянин, 1495 г., Новгород Ноздряк Гридя [см. Гридя], холоп, 1455 г., Муром Нокуев Якуш, крестьянин, 1574 г., Обопежье Нороватый Лука Пашков [см. Пашковы], помещик, 1500 г., Новгород; Ширяй [см. Ширяй] Нороватый, городовой приказчик, 1562 г., Переяславль Норок кн. Михаил Юрьевич Ромодановский, 1520 г. Норок – 1) ласка, хищный зверек, 2) болезнь от испуга (Даль) Норыгин Василий Иевлев, 1540 г., Белоозеро Нос, Носовы : Григорий Андреевич Большой Нос Колычев [см. Колыч], начало XVI в.; кн. Федор Семенович Дубовый Нос [см. Дубовый Нос] Шехопский, вторая половина XV в. Носакин Антон Васильевич, 1590 г. Владимир Носенок Степан, крестьянин, 1627 г., Белев Носко , крестьянин, XVI в., Новгород Носырь, Носырев : Носырь Андреевич Вельяминов, середина XVI в.; Герасим Носырев, посадский человек, 1636 г., Тотьма Нохра , крестьянин, 1465 г., Владимир Нюнка кн. Андрей Андреевич Голенин [см. Голеня], 1495 г. Нюнка – нюня, плакса. Ср. нюни – брылы, слюнявые губы Нюхалов Якуш, крестьянин, 1603 г., Муром О Обакан Васильевич Титов, 1531 (1532? –С. В.) г., Переяславль Обакша , холоп, портной, 1539–1576 гг., Новгород Обалишин Фома, посадский человек, 1660 г., Зубцов Обарин Захар Григорьевич, 1550 г·, Тверь [Ср. Оборины] Обара, опара – тесто Обатур, Обатуровы см. Оботур, Оботуровы Обед, Обедовы : Василий Ильич Обед Сорокоумов-Глебов [см. Сорокоум], 1495 г., Новгород; от, него – Обедовы [см. Лупанда] Обедня Алексей Юрьевич Курицын-Каменский [см. Курица, Каменский], середина XVI в. [см. Аминь] Обезьянинов Бурнаш [см. Бурнаш] Васильевич, 1561 г., Коломна; Обезьянинов, XVII в., Рязанский уезд [см. Смирка] Обелмин Григорий, посадский человек, 1560 г., Устюжна Обельмицын Аким, крестьянин, 1610 г., Белев Обельцына Иван, крестьянин, 1604 г., Белев Обернибесовы : Дмитрий Федоров Обернибесов, пристав вел. кн., 1507 г.; Кудаш [см. Кудаш] Артемьевич, 1577 г., Ржева Владимирова; Савелий, казнен в 1570 г. в Новгороде; Петр Иванович, 1605 г·, Новгород [см. Горчак, Непогодье, Страх] Оберучев Иов Онтуфьевич, Соль Галицкая; Григорий, 1534 г., там же

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Минея. Месяц ианнуарий, 6. Утреня. Канон 2. Песнь 9, тропарь 2. 184 Алексий (Симанский), патриарх. Речь в Московской Духовной Академии о церковном пении 18 апреля 1948 года//Слова, речи… Т. 1. С. 247. 185 См.: Вениамин (Милов), епископ. Чтения по литургическому богословию. 186 См.: Карабинов И. А. Постная Триодь… С. 77. 187 См.: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 151. 188 См.: Димитрий Ростовский, святитель. Четии Минеи. Июль, 4; Булгаков С. Месяцеслов и Триодион Православной Церкви. Вып. 3, 4. С. 4. Этих сведений нет у архиепископа Филарета Черниговского. 189 См.: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 183. 190 См.: Карабинов И. А. Постная Триодь… С. 98. 191 См.: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 195–196. 192 См.: Там же. С. 199–200. 193 См.: Карабинов И. А. Постная Триодь… С. 101. 194 См.: Там же. С. 99–106. 195 См.: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 197. 196 Ср.: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 195. 197 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 184. 198 Там же. 199 Голубцов А. П. Из чтений… Ч. 2. Литургика. С. 220. 200 Аверинцев С. С, Сыркин А. Я. Литература//История Византии. Т. 2. Ч. 1. Гл. 6: Византийская культура в конце VII — первой половине IX века. С. 88. 201 См.: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 185. 202 Ловягин Е. И. Богослужебные каноны… С. 194. 203 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 197. 204 См.: Карабинов И. А. Постная Триодь… С. 104—105. 205 См.: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 185, примеч. 10. 206 См.: Карабинов И. А. Постная Триодь… С. 103. 207 Ловягин Е. И. Богослужебные каноны… С. 193. — М. И. В оригинале выделения сделаны курсивом. — Ред. 208 Триодь Постная. Седмица 5–я Великого поста. Четверток. Утреня. Синаксарий. 209 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 185. 210 Там же. С. 185–186. 211

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Через некоторое время, в конце всенощного бдения, когда он исполнял послушание в трапезной монастыря, та же благодать посетила его во второй раз, но с меньшей силой. Понемногу он перестал ощущать ее действие; мир и радость, которые были в его сердце, ослабели и уступили место смущению (см. с. 40), затем – мраку (см. с. 306; ср. с. 433, 440), скорби (см. с. 305, 335, 393, 408) и отчаянию (см. с. 41–42). В последующие годы Симеон/Силуан переживал поочередно посещения благодати в этой ослабленной форме, а потом и утрату ее. Это поддерживало в нем тройственное чувство: тоску по благодати, которую он познал в первый раз, боль оттого, что утратил ее, и постоянное стремление, сильное желание обрести ее вновь. Эти три чувства в совокупности хорошо переданы в выражении, которое старец повторяет на протяжении всех своих записок: «Скучает душа моя о Господе» (см. с. 297, 247, 298, 315, 320, 369, 385, 471, 524; ср. с. 300, 305, 334). Святой Силуан многократно вспоминает свой первый опыт. Это опыт неизреченной радости (см. с. 305, 397, 484). Он носит печать бесконечной ласки (см. с. 347), великой сладости (см. с. 310, 345–347, 386, 483) и великого покоя (см. с. 345). Что немаловажно, этот опыт – это еще и опыт Божественного света (см. с. 310, 314, 397), или славы Божией (см. с. 345). Это и опыт бескрайней любви Бога к человеку и ко всем Своим творениям (см. с. 306, 386, 394, 524), и Его великого милосердия (см. с. 310), ибо, по слову апостола Иоанна, Бог есть любовь ( 1Ин. 4:8 ), и являет Он Себя именно как любовь. Вот почему, когда святой Силуан вспоминает о своем опыте, он может писать так: «Еще послушником познал я любовь Божию...» (с. 463). Этот опыт наполняет душу сверхприродными мудростью и знанием (см. с. 484). Старец сравнивает его с опытом рая и его наслаждений (см. с. 305; ср. с. 316–317), Но он подчеркивает, что аутентично описать его нельзя, просто «душа чувствует, что она с Богом и в Боге» (с. 463). Речь идет об опыте, испытанном осознанно и прочувствованно. «Благодать не приходит так, чтобы душа не знала ее...» (с. 353). Но тут возможны и заблуждения; знать, идет ли речь именно о благодати, – это откровение от Бога, сопровождающее ее приход: «Слава Господу, что Он дает разуметь пришествие благодати...» (ç. 353).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

9. Протестанты учат, что при молитве покаяния Дух Святой сразу входит в человека без посредства Церкви и Её священства, вопреки учению Св. Писания ( Деян.8:14–18; 19:1–7 – см. гл. 14, абз. 8, 13, 35–36; Иез.9:4 ; Ис.66:18– 19 ; 1Ин.2:20,27 ; 2Кор.1:21–22 – см. гл. 14, абз. 45–54;) и всей древней Церкви (см. гл. 14, абз. 56, 59, 62–63, 66–69, 72–82), свидетельствующих о том, что Св. Дух подаётся верным через церковное таинство – апостольское (епископское) Руковозложение или Миропомазание. 10. Протестанты, вопреки учению Евангелия (см. гл. 15, абз. 7–28) и всей древней Церкви (см. гл. 15, абз. 30–63), отвергают реальность Причастия и учат, что это лишь символ (см. гл. 15, абз. 3), чем в принципе лишают себя возможности быть Церковью – Телом Христа. 11. Протестанты, вопреки Св. Писанию ( Ин.20:21–23 , Мф.16:18–19; 18:18 ; Лев.16:20–22 – см. гл. 16, абз. 2–7) и учению всей древней Церкви (см. гл. 16, абз. 27–64), отвергают таинство Исповеди и само право священства отпускать людям грехи властью Христа. 12. Большинство протестантов, вопреки ясной заповеди Апостола ( Иак.5:14–15 – см. гл. 17, абз. 2) и учению всей древней Церкви (см. гл. 17, абз. 7–9), отвергают и не совершают Елеопомазания. 13. Протестанты урезали Священное Писание, произвольно исключив из него 11 книг, вопреки Преданию ветхозаветных иудеев и древней христианской Церкви (см. гл. 20). 14. Протестанты, вопреки Св. Писанию ( 2Фес.2:15; 3:6 ; 1Кор.11:2 ; 1Тим.6:20 ; 2Тим.3:8 ; Иуд.9 – см. гл. 19, абз. 11–12), учению всей древней Церкви (см. гл. 19, абз. 15–22) и, что весьма забавно, вопреки своей же собственной практике (т.е., на деле они признают некоторые части Предания Церкви и имеют своё собственное предание – см. гл. 19, абз. 28–51) отвергают Священное Предание Церкви и само понятие «предание». 15. Протестанты не веруют во «Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь », в Её непобедимость, непрерывность и всеизвестность, утверждая, что «историческая Церковь » духовно умерла, бросившись при этом воссоздавать Церковь, на деле же учинив тысячи расколов и своих самозваных рукотворных церквей и деноминаций, чуждых и враждебных Христу (см. гл. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010