3198. Ср.: Гал. 1:18. 3199. См.: Ин. 8:3 и след. Ср. также: epist. 50. 11–17. 3200. См.: Исх. 31:18. 3201. См.: Иер. 17:13. 3202. См.: Ин. 1:29. 3203. Подробнее об этом см. fid. 5. 5. 55 и след. См.: Исх. 31:18. См.: Иер. 17:13. См.: Ин. 1:29. Подробнее об этом см. fid. 5. 5. 55 и след. 3204. К Констанцию обращено также epist. 36, однако один это человек или два разных, неясно. 3205. В epist. 66. 2–5 (к Оронциану) свт. Амвросий также обсуждает вопрос обрезания. 3206. См.: Деян. 15:23–29. 3207. См.: Быт. 17:9–14. 3208. См.: Ин. 8:56. 3209. Речь идет об овне, которого явившийся ангел приказал Аврааму принести в жертву вместо его сына Исаака (ср. Быт. 22:1–14) Этот овен, по принятому типологическому толкованию, прообразует спасительные страдания на кресте Иисуса Христа, Который и есть истинный Агнец Божий. По мысли свт. Амвросия, видение Авраамом дня Господа состоит в понимании им смысла совершаемых действий в свете событий уже Нοвого Завета. 3210. Маркион и Мани отрицали необходимость иудейского закона и Бога Ветхого Завета считали низшим богом, требующим лишь правосудия и не знающим милосердия. 3211. Ср. у Тертуллиана (de corona 3). 3212. См.: Ин. 1:29. 3213. Ср.: Быт. 1:27; 2:7. 3214. См.: Рим. 8:9, 13. 3215. Ср.: Рим. 4:9–13; 2:25–29. 3216. См.: Рим. 2:29. 3217. См.: Откр. 5:5–10. 3218. Ср.: Рим. 11:25. 3219. Аквила (Акила) (II в.) – автор одного из греческих переводов Ветхого Завета; стремился к большему буквализму. Пересмотренный им греческий текст использовался в синагогах до VI в. (см.: Тов Э. Текстология Ветхого Завета. М., 2003. С. 137–139). – Примеч. ред. 3220. Ср.: Рим. 2:29. 3221. Адресат письма – Феофил, епископ Александрийский (385–412). Письмо написано в 392 г. после Капуанского синода (зима 391/92 г.), на котором обсуждалась антиохийская схизма, начавшаяся в 330 г., после того, как ариане низложили епископа Евстафия. В 360 г. епископом был избран Мелетий, сторонник никейской веры. Вскоре он был низложен и сослан императором Констанцием II, а на его место был избран арианин Эзой. В 362 г. Люцифер Кальярский поставил еще одного никейского епископа в Антиохии, Павлина. Когда при Юлиане Отступнике вернулся из изгнания Мелетий, в Антиохии оказалось три епископа: два никейских и один арианский. В поддержке никейских епископов разделились Восток и Запад: Восток (в частности, в лице свт. Василия Великого) поддерживал Мелетия. Запад (в частности, в лице папы Дамаса) Павлина. На Константинопольском соборе 381 г. преемником Мелетия был избран Флавиан. Западные епископы, в частности свт. Амвросий выступили против (см. epist ex. с 6, 8, 9). В 388 г. Павлин, умирая, рукоположил епископом Евагрия. После Капуанского синода восточные епископы, собравшись в Кесарии Палестинской в 393 г., признали единственным законным епископом Флавиана.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

См.: Ефрем Сирин, преподобный. О том, как приобретается человеком смиренномудрие. 56. Цит. по: Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001. См.: Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Письма к родным и друзьям. 570. См.: Иоанн Златоуст , святитель. Против иудеев. 1. 7. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Приложение к магистерской диссертации «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» доцента архимандрита Иоанна Маслова. Загорск, 1981. С. 217–218. См.: Варсонофий Великий и Иоанн Пророк , преподобные. Руководство к духовной жизни. 517. Петр Дамаскин , преподобный. О том, что не должно отчаиваться//См.: Петр Дамаскин , преподобный. Творения. I. См.: Варсонофий Великий и Иоанн Пророк , преподобные. Руководство к духовной жизни. 165. См.: Иоанн Кронштадтский , святой. Моя жизнь во Христе. II. 8. Цит. по: Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Декабрь. М., 1906. C. 636. См.: Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Письма к мирянам. 225. См.: Григорий Богослов , святитель. Молитва в болезни. 1. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. C. 174. См.: Макарий Оптинский , преподобный. Письма. 543. Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. М., 1858. Т. 2. С. 236. См.: Арсений (Жадановский) , епископ. Духовный дневник. М., 1998. См.: Варсонофий Великий и Иоанн Пророк , преподобные. Руководство к духовной жизни. 505. См.: Макарий Великий , преподобный. Духовные беседы. 48. 4–6. См.: Игнатий (Брянчанинов) , святитель. О чудесах и знамениях. II. 3. См.: Феофан Затворник , святитель. Письма. VI. 1018. См.: Иоанн Тобольский , святитель. Илиотропион. М., 2003. См.: Иоанн Златоуст , святитель. Слово о болезни и врачах. См.: Он же . Против иудеев. 1. 7. Рейтинг: 8.5 Голосов: 301 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5729.html

24 Об этом старец Иосиф говорит в слове «Вера и дела», см. настоящее издание, с. 353—355. 25 Там же, с. 355. 26 Слово 4, 113. PG 35, 649; Слово 20, 12. PG 35, 1080. 27 См.: «Познай себя», наст. изд., с. 196. 28 Выражение принадлежит св. Григорию Паламе (Возражения против Акиндина), см. ссылку: наст, изд., с.398. 29 См. об этом: «Христианство и гуманизм», наст, изд., с. 374—376. 30 См. наст, изд., с. 197, 295. 31 «Познай себя», наст, над., с. 196. 32 О трех состояниях природы человека подробнее см. «Слово о монашестве», наст, изд., с. 91—100; «Богочеловечество и обожение», наст, изд., с. 345—348. 33 См. наст. изд., с. 252—253. 34 См. об этом: «Смысл церковных таинств», наст, изд., с. 401. 35 Триады I, 3, 43. 36 См. об этом: Ватопедские Оглашения, Беседа 1, с. 21—22. См. также: «Смысл церковных таинств», наст. изд., с.396—397. 37 Подробно об этом см.: Ватопедские Оглашения, Беседа 12, с. 108—115; A­ σκηση . Μητρα τον Αγιασμο , σ . 54—58. 38 В наст. изд. слово «злострадание» иногда переводится как «любострадание», чтобы подчеркнуть второй аспект значения. 39 Ср.: прп. Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 54. TLG 2892 001. Рус.: Творения, кн. II, с. 190. 40 О степенях совершенствования в добродетельной жизни, согласно заповедям блаженства, старец Иосиф говорит во многих книгах. Подр. см.: Ватопедские Оглашения, Беседа 14, с. 125—132. См. также: «Познай себя», наст. изд., с. 203—204. 41 Гомилия 33. PG 151, 416—417. См. наст. изд., с. 97. 42 «Учение о телесном делании и послушании», наст. изд., с. 229. 43 Старец Иосиф Исихаст, с. 196. 44 Подробнее об этом см.: Мандзаридис Г. Обожение человека по учению святителя Григория Паламы. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003, с. 110—111. 45 В изложении этапов духовной жизни, состояний человеческой природы и образа действия Благодати старец Иосиф в целом опирается на учение прп. Исаака Сирина (см. Слова Подвижнические, 4, с. 19—25; 66, с. 345—346; а также passim), авторов Добротолюбия (см. напр. Филофей Синайский, Феодор Эдесский, прп. Феодор и др.) и прп. Максима Исповедника. Однако у последнего эти вопросы рассматриваются в несколько ином плане. Так, он объединяет первую и вторую ступени подвига, называя их «практической философией», а третью ступень разделяет на две основных (которые также делятся им еще на несколько): «естественное созерцание» и «таинственное богословие». Учение прп. Максима является, пожалуй, самой развернутой и глубокой системой, обобщающей весь опыт аскетического делания, однако наша цель состояла в описании исключительно тех моментов духовного восхождения, которые в том или ином виде встречаются у старца Иосифа, поэтому мы не касались тех возвышенных состояний, описание которых так характерно для богословия прп. Максима. В качестве краткого введения в его богословие см.: Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Москва, 1996, с. 111—137.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3418...

Растопча, Растопчин : Растопча, истопник вел. кн. Марьи Ярославны, 1447 г., захватил в плен Василия Ивановича Чешиху Замыцкого, боярина кн. Ивана Андреевича Можайского; Растопчин Меньшой Константинович, 1559 г., Дмитров [см. Другиня, Суббота] Расторгуй см. Росторгуй Раструбай, Раструбаев ( Рострубаев ): Раструбай, холоп, вторая половина XV в., Бежецк; Рострубаев Сулеш [см. Сулеш] Тимофеевич, конец XVI в., Белев Ратай, Ратаевы : Ратай Суринов [см. Сурин] Акинфов, 1552 г.; Ратай Иванович Чемоданов [см. Чемодан], 1580 г., Муром; Ратаевы, XVII в. и позже, Тула [см. Крекшин] Ратай – пахарь Ратайко Никита Некрасов [см. Некрас], холоп, 1595 г., Новгород Ратков Иван Тимофеевич , конец XV в., Переяславль Ратман : Никита Юрьевич Ратман Вельяминов, вторая половина XV в.; Ратман Иванович Борзецов [см. Борзецов], 1543 г., Москва; Иван Михайлович Ратман Квашнин [см. Квашня], 1571 г. [см. Бутримовы, Желтоногов, Чечет, Шубинский] Ратов Андрей Русинович [см. Русин], 1568 г., Ярославль; Никита, поручик, 1664 г. Ратша, Ратишка – Ратислав, середина XIII в., Новгород В просторечье Ратша – также Ратибор и Ратмир Ратьковы : Иван Тимофеевич , конец XV в., Переяславль; Иван Непущего [см. Непущий], 1596 г., Юрьев Польский Рахманин, Рахманиновы : Рахманин Астафьевич Колзаков [см. Колзак], губной староста, 1566 г., Владимир; Василий Васильевич Рахманинов, дьяк, 1536–1545 гг.: Андрей и Василий Васильевичи, середина XVI в., Можайск [см. Быльный, Муралей, Раменский, Розварин, Суседов] Рахманов : Василий Иванович Ляпун [см. Ляпун] Рахманов, бывший холоп, 1495 г., Новгород [ср. Лужников, Сурвоцкий, Хоненев] Рачевский Иван Воин Янов, литвин, помещик, 1594 г., Арзамас Рачинский Илья Иванович, дворянин, 1677 г. Рачковский Андрей Войтехов, дворянин, 1658 г. Рванина , крестьянин, 1545 г., Новгород Ребров Кузьма Митрофанов, слуга Вяжицкого монастыря, 1583 г.; Фрол Ребров, откупщик, середина XVII в., Кадашевская слобода Ребровский Яков Сумбулов [см. Сунбул], помещик, 1580–1590 гг., Арзамас Ревяка, Ревякин : Ревяка Скрябин [см. Скряба], крестьянин, 1535 г., Московский уезд; Яков Михайлович Ревякин, 1596 г., Путивль; Исаак и Никифор, купцы Гостиной сотни, середина XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

N 12. См.: Ibid. N 25. Ibid. N 20. См.: Ibid. N 21. См.: Карпини, Джованни дель Плано. История монголов//Карпини, Джованни дель Плано. История монголов. Рубрук, Гильом де. Путешествие в восточные страны. С. 81. Об этом монастыре, из монахов которого вышло несколько Владимирских епископов XIII в., см.: Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси X–XIII вв. М., 1989. С. 143. См.: АИТ. Т. 1. 75. С. 65. См.: DPR. Т. 1. N 26. См.: Ibid. N 22. См.: Ibid. N 12. См.: Ibid. N 26. Позднее, получив благожелательное письмо от Александра Невского, папа Иннокентий IV поручил архиепископу Альберту осуществить такую же миссию и во владениях новгородского князя. «В знак повиновения» Александр Невский должен был основать для латинян епископскую кафедру в Пскове (VMPL. Т. 1. N 96. S. 46). См. соображения по этому поводу В. Абрахама (Abraham W. Powstanie... S. 128). M. Чубатый, впрочем, допускал возможность краткого пребывания легата во владениях Даниила летом 1248 г. (Чубатий М. Зaxiдha Наукового товариства iм. Шевченка. Льbib, 1917. Т. 123. С. 42). См.: Norden W. Das Papstum... S. 362. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 827. См.: ЛИБИ. Т. 4. С. 91. См. там же. С. 97. Он достиг Венгрии на пути в Никею, когда после возвращения князя Даниила из Орды при венгерском дворе возникло предложение заключить брак между сыном Даниила, Львом, и дочерью короля Белы IV, Констанцией. За содействие в заключении брака король обещал Кириллу проводить его «оу Грькы с великою честью» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 809). Там же. Т. 1. Стб. 472. В записях этой летописи предшествующих лет постоянно упоминается лишь один иерарх — епископ Ростовский Кирилл, с 1250 г. картина меняется. См.: Кучкин В. А. К биографии Александра Невского//Древнейшие государства на территории СССР, 1985 г. М., 1986. С. 78–79. См.: ПСРЛ. Т. 2. Стб. 827–828; о папских послах к князю Даниилу и времени его коронации см.: Abraham W. Powstanie... S.133–134. См.: ЛИБИ. Т. 3. С. 334–335, 344. Не случайно во втором письме Александру Невскому папа хвалил новгородского князя за то, что тот не желает склонять свою шею под татарское ярмо (Матузова В.

http://sedmitza.ru/lib/text/442955/

Кречетников Яков и Гридя [см. Гридя] Авраамовичи, конец XV в. Новгород; Андрей Васильевич, 1603 г. Кривая Шапка , крестьянин, 1495 г., Новгород; Семен Кривая Шапка, крестьянин, 1530 г., Арзамас Кривая Щека Папыш [см. Папыш], крестьянин, 1495 г., Новгород Кривец Иуда, крестьянин, 1490 г., Новгород Кривобород Семен, крестьянин, 1604 г., Арзамас Кривоборский [см. Ковер, Лайко, Приемыш] Кривой – очень распространено; Кривой Гаврило Семенович Всеволож, вторая половина XV в. [см. Дымов] Кривой Кошель см. Кошель Кривок Яков, крестьянин, конец XV в., Новгород Кривоножкины , 1646 г., Казань Кривонос кн. Михаил Юрьевич Горенский-Оболенский, 1567 г.; Артемий, посадский человек, 1623 г., Гороховец Криворог Григорий Васильевич Сорокоумов-Глебов [см. Сорокоум], середина XV в. Кривочелюстный Михаил Фомич, митрополичий дворянин, начало XV в. Кривочур Архип, крестьянин, 1624 г., Курмыш Кривошейка Роман Григорьевич Плещеев [см. Плещей], 1550 г. Кривошея, Кривошеин : Кирилл Русинов [см. Русин] Кривошея Волынский [см. Волынский], вторая поло вина XVI в.; Гридя [см. Гридя] Огарыш [см. Огарыш] Никитин сын Петряева Кривошеин, конец XV в., Новгород [см. Огибаловы] Кривуля Иван, крестьянин, 1495 г., Новгород; Кривуля Родионович Квашнин [см. Квашня], середина XVI в. Кривцов Василий Семенович, литвин, середина XVI в., Переяславль Кривцовский Еремей Иванович, 1596 г., Клин Крик Зуков [см. Зук] Тыртов [см. Тыртов], помещик, 1568 г., Новгород; Александр Крик, холоп, 1594 г., Новгород [см. Слых] Криницын Варсонофий, старец Кириллова монастыря, 1579 г. Кринкин Ефим, подьячий, 1638 г., Москва Крисов , крестьянин, 1627 г., Курмыш Кровков см. Кравков Кровопуск , крестьянин, начало XV в., Переяславль; Петр Кровопусков, посадский человек, 1647 г., Зарайск Крокозов Авксентий Лаврентьевич, городовой приказчик, 1596 г., Муром Крома, Кромин : Фома Крома, митрополичий слуга, 1510 г.; Григорий Данилович Кромин, 1550 г., Дмитров; Кромин Василий, 1538 г., Тверь Крома – край Кропачев Иван, солдат, 1650 г. Кропач – портной по перешивке старого платья

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

16. Протестанты, несмотря на то, что Библия описывает множество различных материальных святынь и что святыни всегда были как в древнем Израиле, так и в Церкви, категорически отвергают все святыни и само богословское понятие «материальная святыня» (см. гл. 1). 17. Протестанты не почитают Крест и поносят его, называя мерзким орудием убийства Спасителя, несмотря на то, что Библия (см. гл. 2, абз. 14–39) и Церковь изначала (см. гл. 2, абз. 41–54) совершенно иначе относятся ко Кресту, да и сами протестанты, противореча своему же учению, своеобразно почитают Крест, особенно в последние годы (см. гл. 2, абз. 59–79). 18. Протестанты, вопреки Св. Писанию (см. гл. 3, абз. 8–10), учению древней Церкви (см. гл. 3, абз. 87–95) и собственной практике (см. гл. 3, абз. 4–5), отвергают иконы (и их почитание), считая образы лжебогов и образы Христа и Его святых одним и тем же – идолами, безбожно смешивая святое с нечестивым, подпадая тем самым, как иконоборцы, под анафему Седьмого Вселенского Собора. 19. Протестанты, вопреки учению Библии (см. гл. 4, абз. 9–18, 32–37, 43–49), всей древней Церкви (см. гл. 4, абз. 19–31, 38–42, 53–75) и даже собственной практике (см. гл. 4, абз. 93–97) отвергают молитвенное общение небесной и земной Церкви: молитвы Ангелов и святых о живущих на земле, молитвы к Ангелам и святым и молитвы за упокой. 20. Протестанты, вопреки Св. Писанию (см. гл. 5, абз. 10–20) и единогласному учению древней Церкви (см. гл. 5, абз. 25–41) богохульствуют, говоря, что Дева Мария не является Приснодевой и кроме Христа имела других детей от Иосифа, подпадая тем самим под анафему Церкви (см. гл. 5, абз. 65). 21. Протестанты, вопреки Библии (см. гл. 5, абз. 79–84), учению всей древней Церкви (см. гл. 5, абз. 86–101) и просто здравому смыслу (см. гл. 5, абз. 104) отказываются называть Деву Марию Богородицей. 22. Протестанты утверждают, что для спасения не нужны добрые дела и таинства Церкви, и что человек спасается лишь верой, ложно определяемой как «признание Христа Своим личным Спасителем» (см. гл. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

2351. Ср. у блж. Иеронима (nom. hebr. 52). 2352. Ср. 1Цар. 25. 3. 2353. Ср. блж. у Иеронима (nom. hebr. 55). 2354. Ср.: 1Цар. 25. 3; 35. 2355. Ср.: 1Цар. 25. 21. 2356. См.: Рим. 7. 2. 2357. Ср у блж. Иеронима (nom hebr. 51). 2358. Ср. у блж. Иеронима (in Ioel. 1. 6–7). 2359. Ср.: Иоил. 1. 9, 13, 14. 2360. Ср.: Еф. 6. 12. 2361. Ср Еф. 4. 14–16. 2362. См.: Пс. 51. 4. 2363. Ср.: Ин. 8. 44. 2364. То есть числа тридцать, полученного из умножения числа три (символ Троицы) на десять (обозначение совершенства) (см.: Banterle. Р. 149). 2365. Ср. у блж. Иеронима (in loel. 1. 8). 2366. См.: Гал. 4. 26. 2367. См.: 1Кор. 9. 27. 2368. См.: Втор. 21. 14. 2369. Ср.: Втор. 21. 15–17. 2370. См.: 1Кор. 2. 15. 2371. См.: Втор. 21. 15–17. Ср.: Cain et A. 1. 4. 13, а также у Филона (sacrif. 5. 19–20). 2372. Ср.: Быт. 25. 25. 2373. Ср.: Быт. 29. 34. 2374. Ср.: Гал. 1. 15. 2375. См.: Рим. 10. 8. 2376. Ср.: Cain et A. 2. 2. 7, а также у Филона (sacrif. 36. 118). 2377. Ср.: Пс. 57. 4. 2378. Ср.: Быт. 45. 22; 37. 33. 2379. Ср. гимн свт. Амвросия «На пенье петуха» (hymn. 1. 14). 2380. У греков одеждой обоих полов служили однотипные по покрою хитон (нижняя одежда) и гиматий (плащ). Хитон подпоясывался под грудью, с напуском; и при желании можно было подпоясаться так, что он становился короче. 2381. Указание на мистерии Кибелы. Ср. у блж. Иеронима (in Os. 1. 4. 14). 2382. Ср.: Еф. 3. 12. 2383. Ср.: Еф. 1. 1–23. 2384. См.: Еф. 4. 10–11. 2385. Ср.: Еф. 4. 1–16. 2386. См . Еф. 1. 8–9. 2387. Ср.: Пс. 134. 10–12. 2388. Ср.: Пс. 134. 2. 2389. Ср.: Пс. 138. 13. 2390. См: Деян. 1. 26. 2391. Ср.: Числ. 27. 1–6. 2392. Ср.: exh. u. 6. 37; 6. 38. 2393. Ср.: Cain et А. 2. 19. 2394. Ср.: Пс. 134. 4. 2395. Ср.: Плач 3. 24. 2396. Ср.: Еф 17, 14. 2397. См.: Еф. 2. 6. 2398. Ср.: Еф. 2. 8–9. 2399. Ср.: Гал. 6. 15; Еф. 2. 15; 2Кор. 5. 17. 2400. См.: Еф. 2. 11, 14. 2401. Ср.: Рим. 10. 6. 2402. См.: Еф. 2. 14. 2403. См.: Еф. 2. 3. 2404. Ср.: 2Кор. 3. 6. 2405. Ср.: Еф. 4. 8–10. 2406. См.: Еф. 4. 12. 2407. Ср.: Еф. 4. 14–15.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Белехин Василий, крестьянин, 1495 г., Новгород; Якуш Белехин, крестьянин, 1564 г., Олонец Белехов Нехороший [см. Нехороший] Савельевич, 1596 г., Галич Беликовы, в середине XVI в. и позже в Зубцове; Третьяк [см. Третьяк] Иванович и его сын Аталык [см. Аталык], 1578 г., Арзамас Белины , посадские люди, 1623 г., Гороховец Белка, Белкины : Иван Федорович Белка Отяев [см. Отяй], вторая половина XV в.; от него – Белкины [см. Ерш, Шелыга] Белобок кн. Борис Васильевич Пожарский [см. Пожарские], середина XV в. Белобород, Белобородовы : Иван Белобород, московский гость, 1598 г.; от него – Белобородовы Белоглаз кн. Иван Иванович Лыков, первая половина XVI в.; от него – кн. Белоглазовы-Лыковы [см. Лыко] Белоглазье Федор Семенович Вельяминов, воевода, 1620 г. Белоголов кн. Василий Иванович Хохолков-Ростовский [см. Хохолок], конец XVI в. [см. Почечуев] Белогор Семен Борисович Алымов [см. Алымовы], 1610 г., Брянск Белогуз Михаил, крестьянин, 1593 г., Арзамас Белогузов Иван, крестьянин, 1545 г., Ярославль Белодедов Федор, крестьянин, 1496 г., Новгород Белокопытов Афанасий, крестьянин, 1610 (1625? – С. В.) г., Белев Белокрыльцев Алексей Немиров [см. Немир], 1596 г., Кострома Белолипские , вторая половина XVI в. и позже, Тула Белоутов Дмитрий Григорьевич, посадский человек, 1646 г., Казань [Ср. Белеут] Белощек Федор, посадский человек, 1539 г., Балахна Белугин Влас, крестьянин, 1610 г., Муром Белые, Белого, Белово, Беловы , XV–XVI вв., несколько фамилий Белый Волк см. Волк Бельский Афанасий Евстафьевич, 1473 г., Звенигород [см. Малюта, Скурат] Бельчак Владимирович Мокринский [см. Мокринские], 1560 г., Рязань Беляй и Беляевы – очень распространенное прозвище в XVI–XVII вв. [см. Букреев, Нахабин, Шеншин] Беляница Александрович Безобразов [см. Безобраз], начало XVI в.; у него брат – Черница [см. Черница, Марышкин] Белянка , Белянкины : Петр Константинович Белянка Савельев, 1522 г., Углич; Игнатий Васильев Белянка, 1526 г., Двина Белянка – гриб волвянка Берденевы , бояре, XV в., Новгород Бердников Андрей, крестьянин, 1627 г., Белев

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Чернава Мавра, холопка, 1603 г., Новгород; Чернавка, холопка Тимофея Волынского, 1541 г.; Чернава Максим, крестьянин, 1624 г., Курмыш Ср. в сказках – девка-чернавка Чернев Зиновий, послух, жонец XV в., Московский уезд Черней Фомин, крестьянин, 1530 г., Рязань Чернец, Чернцов : Чернец Иванович Паюсов [см. Паюсовы], конец XV в. (1493 г.), Новгород; Чернцовы, XVI в. и позже, Бежецк Черник Василий, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород; Черник Иванов, крестьянин, 1606 г., Белев Черница Александрович Безобразов [см. Везобраз], 1495 г.; у него брат Беляница [см. Беляница] Черниченков Павел, посадский человек, 1624 г., Тверь Чернобаев Иван, крестьянин, 1564 г., Заонежье Чернобесов Протасий Мартинов, крестьянин, первая половина XV в., Кострома; Чернобесовы, крестьяне, середина XV в., Нерехта Костромского уезда Чернобровкин Григорий, 1617 г., Углич Черногубов Злоба [см. Злоба] Прокофьевич, 1534 г., Соль Галицкая Черногуз Иван, крестьянин, конец XV в., Новгород Черносвитовы , 1628 г. 106 Черносовка ( Черная Совка ) кн. Михаил Иванович Засекин [см. Засека], 1502 г. Чернуха Ефремов, посадский человек, конец XVI в., Устюжна [см. Солганко] Черный – очень распространено в XV в. и позже [см. Тарабыка] Чернышев Василий Ширяев [см. Ширяй], помещик, 1577 г., Коломна [ср. Уваровы] Чернятин Алешка, крестьянин, 1642 г., Тихвин Чернятинские , князья, отрасль рода тверских князей [см. Шах]. Фамилия от села Чернятина в Твери Черт, Чертов : Михаил Глебович Черт Шукаловский [см. Шукал], вторая половина XV в.; Иван Григорьевич Черт Каменский [см. Каменский], первая половина XV в.; Михаил Алексеевич Черт Стромилов [см. Стромило], середина XV в.; от него – Чертовы, фамилия митрополичьих слуг [см. Лыско, Чертенок, Шолох] Чертанов Иван Федорович, 1563 г., Ярославль Чертенок Василий Михайлович Шукаловский [см. Шукал] Всеволож, сын Михаила Черта [см.Черт], писец, 1493 г., Ростов; кн. Алексей Григорьевич Долгорукий [см. Долгорукий], вторая половина XVI в. Чертовские , помещики, 1545 г. и позже, Новгород [см. Шишка]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010