Воскрешение праведного Лазаря. Святоотеческие толкования трудных мест «Наступает время, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин.5: 25) I. Вера Моисею и пророкам, исцеление слепорожденного, притча о богаче и нищем Лазаре «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16: 31) Невообразимое количество чудес сотворил Господь над народом израильским. Но большее из всех — воскрешение Лазаря. Дивный Ловец человеков избрал непокорных иудеев очевидцами чуда, и те сами показали гроб умершего, отвалили камень от входа в пещеру, вдохнули смрад разлагающегося тела. Своими ушами услышали призыв мертвецу воскреснуть, своими глазами увидели первые его шаги по воскресении, своими руками развязали погребальные пелены, убедившись, что это не призрак . Что же, все иудеи уверовали во Христа? — Отнюдь. Но пошли к начальникам и «с этого дня положили убить Иисуса» (Ин. 11: 53). Так подтвердилась правота Господа, изрекшего устами Авраама в притче о богаче и нищем Лазаре: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16: 31). А ведь Израиль ждал Мессию именно в это время. Знали иудеи, что заканчиваются прореченные Даниилом семьдесят седьмин лет от указа о восстановлении Иерусалимского Храма до помазания Святого (Дан. 9: 24), что потомков Иуды покинул царственный скипетр (Быт. 49: 10), а в Назарете появился Учитель, по слову Которого мертвые восстают и прокаженные очищаются. «Исследуйте Писания, …они свидетельствуют обо Мне» (Ин. 5: 39) — обращался Христос к знатокам Писаний. Но те не верили ясным пророчествам и требовали чудес и знамений с неба. Когда же Господь творил чудеса, не верили и им . Воскрешение Лазаря неотделимо от другого, всколыхнувшего Израиль чуда — исцеления слепорожденного (см. Ин. 9: 1-41). Если излечение больного глаза ещё можно приписать человеческому врачебному искусству, то учреждение зрения — одному лишь Божественному действию. Иудеи это чудо отвергли, ибо «не поверили, что он (слепорожденный) был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?» (Ин. 9: 18-19).

http://pravoslavie.ru/30002.html

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великую Среду после Литургии в Храме Христа Спасителя 27 апреля 2016 г. 19:49 27 апреля 2016 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы! Дорогие братья и сестры! Всех вас приветствую и поздравляю с Великой Средой. Это день, когда Церковь вспоминает два важных события Евангельской истории: помазание Господа руками грешной женщины и предательство Иуды ( Мф. 26:6-16 ). Неслучайно два события воспоминаются вместе. Жертва, которую принесла женщина, отдав, может быть, все свое имение на приобретение драгоценного мира, была несовместима с образом мыслей и житейскими понятиями одного из учеников Спасителя — Иуды Искариота. Этот поступок так глубоко ранил его душу, нанес такой удар по его мировоззрению, по его ценностям, что он осознал полную несовместимость самого себя, своих жизненных устремлений с тем, что происходило вокруг Спасителя, с Его проповедью, с Его жизнью, с тем, как преображались и менялись люди через общение с Ним. Иуда уходит к врагам и предает Спасителя за 30 сребреников. Неслучайно в этом рассказе фигурируют деньги, потому что Иуда был сребролюбив. О нем рассказывает один из евангелистов, что он был вор икрал из общей кассы, куда складывались пожертвования. Итак, главной движущей силой предательства стало сребролюбие. Жертвенная блудница и сребролюбивый апостол! Какое абсолютное несоответствие! Грешница, которая отдает все, что имеет, — и апостол, приближенный к Спасителю, который не может перенести страшного для него зрелища, когда грешная женщина отдает все свое имение, чтобы возлить драгоценную жидкость и тем самым приуготовить Спасителя к погребению… Святитель Григорий Палама, размышляя о грехе сребролюбия, говорит, что это болезненная страсть, которая проистекает не от бедности, а от безумия. И далее напоминает, что Сам Господь назвал безумным того, кто хотел разрушить свои житницы и построить бОльшие (см. Лк. 12:16-21). Господь называет безумным человека, который теряет жизненные ориентиры, подлинные цели в жизни, потому что главной для него целью становится стяжание материальных средств.

http://patriarchia.ru/db/text/4445917.ht...

Голова церковних зв " Московського звершив Божественну в 25 березня 2014 р. 20:49 23 марта 2014 года, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата митрополит  Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию на приходе Русской Православной Церкви в Цюрихе (Швейцария). Владыке Илариону сослужили настоятель прихода протоиерей Михаил Земан, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия иеромонах Иоанн (Копейкин) и протодиакон венского кафедрального собора во имя святителя Николая Виктор Шиловский. В завершение Литургии, после поклонения Честному Кресту, архипастыря приветствовал настоятель храма, от имени клира и прихожан поблагодарив Владыку за посещение собора и радость совместной молитвы. Затем председатель ОВЦС обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Ваше Высокопреподобие, дорогой отец настоятель, дорогие отцы, братья и сестры! Прежде всего хотел бы передать всем вам благословение Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который в бытность председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата многократно посещал этот приход, созданный по его благословению и при его непосредственном участии. Прошло три недели Великого поста, и Святая Церковь для нашего с вами утешения и духовного укрепления износит на середину храма святой Крест Господень, чтобы мы поклонились ему, почерпнули от него силы, необходимые для совершения постного подвига, для несения нашего жизненного креста, о котором мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении. Сам Господь Иисус Христос, обращаясь к каждому из нас, сказал: «Кто хочет следовать за Мной, пусть возьмет крест свой и следует на Мною» (см. Мф. 16:24). Когда Господь Иисус Христос говорил эти слова, наверное, еще мало кто понимал, что такое Крест, который Он будет нести, и крест, который будет возложен на каждого христианина, ведь апостолы еще не видели Христа страждущим. Они видели Его ходившим по городам и селам, совершавшим чудеса, проповедавшим народу, но даже в страшном сне они не могли представить, что настанет час и Тот Божественный Учитель, с Которым они связывали все свои надежды, изможденный, униженный, оскорбленный, оклеветанный, израненный, будет на собственных плечах нести тяжелый деревянный крест, на котором Его распнут за грехи всего мира. Поэтому эти слова Господа обрели сакральный смысл только после Его Крестной смерти и Воскресения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3612191...

Не хватает любви Монашествующие – о святости Святость нам кажется чем-то недостижимым, а она – в любви. О навыках и приемах мастерских святости, коими издревле считались монастыри, мы поговорили в блиц-интервью с современными их насельниками: на Афоне, в русской глубинке и в центре Москвы. Нам скажут, что святость – редкий дар и что это лишь исключение из общего порядка жизни христиан. А наше время особенно оскудело святыми. И это так. Но не потому, что так должно быть, – просто мы, вопреки дару, не являем собой то, к чему призваны и предназначены… Соединившись верой духовно и благодатно с первым Святым Человеком – Христом, христиане и получают от Него святые силы, чтобы вести святую жизнь. Богочеловек Христос дал тебе власть уподобляться Ему, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – не страшись, слыша это, страшно не быть таковым. Архиепископ Алексий (Фролов) «Хорошо собеседовать с Господом в сердце своем» Схимонах Иларион , игумен кельи святого Харлампия Нового Скита Святой Горы Афон. Схимонах Иларион. Общение в русской глубинке – Отец Иларион, все мы, христиане, призваны к святости: «Будьте святы, – говорит Господь, – потому что Я свят» (см.: 1 Пет. 1: 16). А как стать святыми? – Я знаю, что святыми нас делает только Господь. Святой – это тот, который живет по законам Божиим. Когда Господу сказали: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою (Мф. 12: 47), – что ответил Христос? Он показал рукой на учеников Своих! Вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12: 49–50). Мы – одна семья с Иисусом, с Матерью Божией, если мы живем по-евангельски. Мы – единокровники Христовы, Им и святы. Евхаристия в центре нашей жизни, а это всегда пасхальный опыт прощения и любви. «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим…» Помню, как наш старец Харлампий, это чадо и ученик старца Иосифа Исихаста , собирал нас всех уже своих воспитанников перед тем, как вынести Чашу. «Давай сегодня устроим Пасху!» – говорил он. «Да, сделаем Пасху», – соглашались мы и все становились на колени. Он открывал завесу, читал нам разрешительную молитву и всех причащал.

http://pravoslavie.ru/112841.html

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Леониду (Горбачеву), епископу Аргентинскому и Южноамериканскому 17 июня 2013 г. 16:08 17 июня 2013 года за Литургией в храме святого благоверного князя Игоря Черниговского в подмосковном Переделкине Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Леонида (Горбачева) во епископа Аргентинского и Южноамериканского. По окончании Литургии Предстоятель напутствовал епископа Леонида на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Леонид! Ныне через возложение рук архипастырей на главу твою снизошла благодать Святаго Духа, соделавшая тебя преемником апостолов и продолжателем их служения. Сей величественный, новосозданный в честь святого благоверного князя Игоря Черниговского храм стал для тебя Сионской горницей, в которой первые ученики Господа и Его самовидцы облеклись силою свыше (см. Лк. 24:49), приняв Небесного Утешителя — Духа — от Бога Отца, дабы распространять слово Истины «даже до края земли» (Деян. 1:8) и возвещать миру радостную весть о Христе Воскресшем. Дивным промыслом Создателя теперь и тебе предстоит нести ответственное епископское служение, подражая апостольскому усердию и ревности. Волей Вседержителя и решением Священноначалия ты будешь заботиться о благоустроении церковной жизни на Южноамериканском континенте. Данный регион сыграл особую роль в истории России в трагическом XX веке: в годы революционных потрясений, репрессий и войн Латинская Америка стала вторым домом для большого количества наших соотечественников. Сегодня здесь проживает одна из самых многочисленных русскоязычных диаспор. Для этих людей особенно важно помнить о своих духовных и культурных корнях, о своей причастности к богатым традициям русского Православия. Посему прикладывай усилия для того, чтобы частое молитвенное и литургическое общение, активное участие в приходской жизни помогало им сохранить в своих сердцах живую веру и не утратить связь с исторической Родиной.

http://patriarchia.ru/db/text/3050194.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Нектарию (Селезневу), епископу Ливенскому и Малоархангельскому 9 сентября 2014 г. 17:46 9 сентября 2014 года за Божественной литургией в Троицком соборе в Калуге Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Нектария (Селезнева) во епископа Ливенского и Малоархангельского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Нектария на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Нектарий! Днесь благодать Животворящего Утешителя Духа, просвещающая и освящающая, укрепляющая и вразумляющая, обильно излилась на твою главу. Сегодня сей храм стал малой Сионской горницей, ибо в нем совершилась твоя личная Пятидесятница: через возложение рук архипастырских и по молитвам Церкви Господь сопричислил тебя к великому сонму апостольских преемников. Теперь ты облечен , по слову Спасителя, силою свыше (см. Лк. 24:49). Одеянный в украшенную мантию, ты стоишь перед нами, ожидая напутствия на предлежащее тебе служение. Внемли же словам, которые мне повелевает преподать тебе древняя церковная традиция и долг Предстоятеля. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16), — так Христос Спаситель обращается ко всем Его последователям, но прежде и более всего к тем из нас, кто поставлен учить других, обличать грехи, обезображивающие Божие творение. Потому неслучайно они произносятся в храме за архиерейской Литургией, а также в дни памяти святителей. Помни, что ты призван не только словом, проповедью, но и всей своей жизнью свидетельствовать и ближним, и дальним о Свете Истинном, явившемся в мир. Лишь тот, кто очистил себя от ржавчины ветхого человека, стал подражателем Господу нашему Иисусу, может преображать души человеческие верой Христовой, способен сам быть «светом сущих во тьме, путевождем слепых, наказателем немудрых, учителем младенцев, светильником в мире» (Чин наречения, исповедания и рукоположения архиерейского), как мы молились об этом в момент твоей хиротонии. Пусть белые одежды, в которые ты был сегодня облачен, напоминают тебе о необходимости непрестанно измывать свое сердце от всякой греховной скверны и нечистоты. На белом всегда видна даже малая грязь, поэтому и облекается святитель в белые одежды, свидетельствуя тем самым, что будет зорко в первую очередь относиться к самому себе, к своей жизни и мыслям, к своим делам и поступкам. Пусть на пути духовного возрастания тебя вдохновляет пример преподобного Нектария Оптинского, имя которого ты принял вместе с монашескими обетами. По слову сего старца, «заботься о том, чтобы твои расположения и поступки в жизни служили к славе Божией и назиданию ближнего» (Письма).

http://patriarchia.ru/db/text/3731902.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» выходили с 1 июля 1867 по 1917 г.; с июля 1917 г. издавались под названием «Голос православной Бессарабской Церкви». Первое периодическое религ. издание в Бессарабии. Основано по инициативе архиеп. Кишинёвского и Хотинского Антония (Шокотова) . С 1867 по 1871 г. в «К. е. в.» материалы печатались в 2 колонках: в левой - русский текст, в правой - молдавский (кириллицей). С 1867 по 1904 г. «К. е. в.» выходили в свет дважды в месяц, с 1906 по 1917 г.- еженедельно. Состояли из офиц. и неофиц. отделов. За весь период существования издания вышло более 1,5 тыс. номеров. Тираж номера составлял от 600 до 700 экз. До 1886 г. журнал печатался в типографии архиерейского дома, далее, до окт. 1906 г.,- в частной типографии Э. Шлиомовича, затем (с 41) в епархиальной типографии. Кишинёвские епархиальные ведомости. 1909 г. 48. Обложка (ГПИБ) Кишинёвские епархиальные ведомости. 1909 г. 48. Обложка (ГПИБ) Первыми редакторами «К. е. в.» были ректор Кишинёвской ДС архим. Варлаам (Чернявский) (в 1880-1889 епископ Минский и Туровский) и М. И. Скворцов, проф. Кишинёвской ДС, церковный журналист. С 16 за 1870 по 21 за 1871 г. журнал редактировали Скворцов и П. Ф. Паховский, также преподаватель Кишинёвской ДС. С 22 за 1871 по 1 за 1872 г. редактором был Паховский, а с 2 за 1872 и до 1/2 за 1875 г.- он же вместе с преподавателем семинарии М. А. Ганицким. В 1875 г. 3/4 редактировал Ганицкий (впосл. священник, ректор Кишинёвской ДС), далее - вместе со свящ. Хрисанфом Бочковским (с 5 за 1875 по 22 за 1880 г.). В 1881 г. 1-14 редактировали свящ. Х. Бочковский и Л. П. Шпановский, 15-18 - Бочковский, с 19 за 1881 по 8 за 1883 г.- он же вместе с П. И. Чудецким, инспектором Кишинёвской ДС. В 9-10 за 1883 г. редактором указан прот. Х. Бочковский, с 11 за 1883 по 12 за 1885 г.- он же вместе с преподавателем семинарии М. И. Епури. В 1-17 за 1887 г. журнал редактировал свящ. Х. Бочковский, а с 18 за 1887 по 1895 г.- преподаватель Кишинёвской ДС А. Г. Стадницкий (см. Арсений (Стадницкий) , митр. Ташкентский и Туркестанский). В 1896-1905 гг. редактором был прот. Александр Яновский, ректор Кишинёвской ДС. С 1 за 1906 по 5 за 1908 г. журнал редактировал старший преподаватель и смотритель семинарии И. М. Пархомович, с 6 за 1908 по 48 за 1909 г.- преподаватель В. Г. Курдиновский. Редактором офиц. отдела с 49 за 1909 по 30 за 1913 г. являлся секретарь Кишинёвской консистории А. А. Богоявленский, с 31/32 за 1913 по 1917 г.- секретарь консистории В. В. Решетников. В 1909 (с 49) - 1915 гг. редактором неофициального отдела был Курдиновский, с 1/2 по 16 за 1916 г.- ректор архим. Дамиан (Говоров) и преподаватель семинарии И. Е. Смелов (с 17), а начиная с 15/16 за 1917 г.- епархиальный наблюдатель свящ. Александр Громадский (см. Алексий (Громадский) , митр., экзарх Украины).

http://pravenc.ru/text/1841179.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «КНИГА ХИМЬЯРИТОВ» [сир.    ], анонимный памятник сир. агиографической литературы (1-я пол. VI в.). Текст сохранился в уникальном фрагментарном списке, который был переписан с более ранней рукописи неким Стефаном из храма св. Фомы в г. Эль-Карьятейн (на полпути между Дамаском и Пальмирой) 10 нисана (апр.) 1243 г. селевкидской эры (932 г. по Р. Х.). Он был обнаружен в частной коллекции супругов Вирен из Стоксунда (пригород Стокгольма) и введен в научный оборот швед. сирологом А. Мубергом в 1924 г. «К. х.» посвящена гонениям на христиан в гос-ве Химьяр при царе-иудее Йосефе Асаре Ясаре (20-е гг. VI в.), к-рый в этом тексте именуется Масруком. Из 49 глав полностью или частично уцелели главы 7-9, 13-14, 16-17, 19-23, 42-49; содержание остальных известно благодаря их заголовкам, приведенным в оглавлении в начале рукописи (Fol. 3b-6b). «К. х.» открывается подробным рассказом о появлении иудеев в Химьяре и 1-м вторжении туда войск Аксумского царства (гл. 1-7; сохр. лишь небольшой фрагмент гл. 7). В дальнейшем повествование сосредоточено гл. обр. на преследовании награнских мучеников и в основном соответствует содержанию 2 посланий еп. Симеона Бет-Аршамского , но отличается от них более изысканным лит. стилем. В гл. 31 речь идет о пострадавших христианах в г. Мариб, в главах 29-30 и 32 - в обл. Хадрамаут , в частности в существующем и в наст. время в устье вади Даван сел. Эль-Хаджарейн. В заключительных главах (40-49) сообщается о победоносном карательном походе аксумского царя Калеба (см. Елезвой ) против Химьяра . Проблема авторства «К. х.» до сих пор не решена. Автор был очевидцем нек-рых описанных событий и находился в Хире в янв. 524 г. одновременно с визант. послом свящ. Авраамом . Согласно гипотезе Муберга, поддержанной Н. В. Пигулевской , «К. х.» написал Сергий (Саргис; вариант - Гиваргис, т. е. Георгий), еп. Русафы (Сергиополя); по мнению И. Шахида - еп. Симеон Бет-Аршамский. Впрочем, оба этих предположения весьма уязвимы для критики.

http://pravenc.ru/text/1841564.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАЛИДА Далида [Далила; евр.  ,  ], филистимлянка из долины Сорек, к-рая погубила судью Израиля Самсона , выведав хитростью источник его силы и предав его в руки филистимлян (Суд 16. 5). В Александрийском кодексе LXX имя Д. передано как αλιλ, в Ватиканском - αλιδ, эти варианты отражены в рус. переводах. Ее имя может означать «распущенные волосы» (в качестве производного от евр. глагола  ), «маленькая, хрупкая» (от евр.  ) или же «обольстительница» (от араб.   - заигрывать, обольщать). Вероятно, в имени Д. содержится метафорическое значение, основанное на т. н. народной этимологии. Имя Д. может рассматриваться как производное от евр.   - ночь, а имя Самсон - производное от евр.   - солнце; т. о., подобная игра слов иллюстрирует победу Д. над Самсоном как метафорическую победу темного, ночного начала над солнечным, светлым ( Exum. P. 133). Совр. исследователи считают историю о Самсоне и Д. (Суд 16. 4-31) поздней вставкой, как показывает наличие фразы в Суд 15. 20: «И был он судьею Израиля во дни Филистимлян двадцать лет», завершающей основной блок повествования о Самсоне (см., напр.: Brettler. P. 42, 54). Образ Д.- один из самых ярких примеров безнравственной и хитрой женщины в ВЗ. История взаимоотношений Самсона и Д. построена по модели рассказа о др. филистимской женщине (Суд 14. 15). В более широком библейском контексте эта история обнаруживает параллели с рассказами об Иаили, к-рая также сокрушила хитростью Сисару (Суд 4. 17-21), и об Иудифи , погубившей Олоферна (Иф 8. 35-36). Самсон был опьянен страстью к Д., как и Олоферн от вина. Согласно Иосифу Флавию, чтобы выведать тайну, Д. опоила Самсона вином ( Ios. Flav. Antiq. V 8. 11). Мотив отсечения головы по вине порочной женщины находит отражение и в НЗ, в истории об убиении св. Иоанна Крестителя (Мф 14. 6-11). 4 попытки Д. разузнать источник силы Самсона (Суд 16. 4-9, 10-12, 13-14, 15-22) указывают на устное происхождение этого рассказа. Схожий риторический прием используется в притче Иофама (Суд 9. 7-15). Филистимляне приписали победу над Самсоном не Д., а своему богу (Суд 16. 23-24). Согласно иудейским преданиям, Д. отдала серебро, полученное за предательство Самсона, своему сыну Михе, к-рый сделал из него идола ( Ginzberg L. The Legends of the Jews. Phil., 1909. Vol. 4. P. 49).

http://pravenc.ru/text/168648.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Гробница Авраама и Сарры [Пещера патриархов, Гробница патриархов; евр.     - «пещера двойных гробниц»], название поля и пещеры, к-рые были куплены Авраамом для погребения Сарры, его жены. Представляет собой комплекс подземных камер, расположенных в старом городе Хеврона . М. стала св. местом для иудеев, мусульман и христиан. Согласно иудейской традиции, название комплекса отражает представление о М. как о двойных погребениях иудейских патриархов и их жен: Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иакова и Лии (ср.: Быт 23. 9, 16-20; 25. 9; 49. 30-31). Здесь же традиция локализует и захоронение Адама и Евы , поэтому Хеврон (место, где пещера была расположена) получил еще одно название - Кирьят-Арба («город четырех», т. е. 4 гробниц - Эрувин. 53a; Сота. 13a; ср.: Берешит раба. 63. 4). Согласно Деян 7. 16, пещера патриархов была расположена в Сихеме. В письменных источниках Иудейские Согласно трактату Пирке равви Элиезер (36), пещера принадлежала иевусеям и Авраам купил ее, случайно увидев в М. гробницу Адама и Евы; хозяева участка потребовали от него дать клятву, что его потомки после завоевания Ханаана не разрушат иевусейский город (впосл. Иерусалим ). Эта договоренность часто рассматривалась как причина, по к-рой потомки колена Вениамина не изгнали из города местных жителей (Суд 1. 21). Покупка М. была закреплена подписями 4 свидетелей (Сефер хай-Йашар. Хаййе Сара. С. 37a; ср.: Берешит раба. 79. 9). (Христ. источникам также известна традиция о гробнице Адама и Евы в М., напр. со ссылкой на блж. Августина упом. Зевульф (нач. XII в.) и неизв. автор трактата «О земле Иерусалимской» (XIII в.) - см.: Горелов Н. С., изд. Царствие Небесное: Легенды крестоносцев XII-XIV вв. СПб., 2006.) Погребение сыновей Иакова, в т. ч. Иосифа, в М. известно из иудейских апокрифов (напр.: Завещание Иосифа 20. 6; Завещание Вениамина 12. 3; Юб 29. 16-19; 37. 14, 16-17). Учитывая, что, согласно Книге Иисуса Навина, кости Иосифа были перенесены в Сихем (Нав 24. 32), эти различия в определении местонахождения гробницы Иосифа можно объяснить еврейско-самаритянской полемикой и спором о значении горы Гаризим. Христианские

http://pravenc.ru/text/2562726.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010