свящ. Сергий Кобзарь Приложение I. Перечень главных ересей протестантизма 1. Протестанты отвергают особое священство в Церкви и разделение верных на пастырей и овец (см. гл. 12, абз. 2–5,10), вопреки учению Библии (см. гл. 12. абз. 11–28) и всей древней Церкви (см. гл. 12, абз. 30–39). 2. Большинство протестантов, вопреки Библии и учению древней Церкви (см. гл. 12, абз. 83–120), отвергли трёхчинное устройство церковной иерархии (епископ, пресвитер, диакон), заменив её на двухчинную и упразднив епископский чин (см. гл. 12, абз. 81), без которого в самом принципе не может быть Церкви и спасительных таинств. 3. Протестанты, вопреки Св. Писанию и учению всей древней Церкви (см. гл. 12, абз. 127–151), отвергли апостольскую преемственность рукоположения священства, установив свою бесчинную, самозваную и безблагодатную иерархию. 4. Протестанты отвергают крещение «для прощения грехов» (см. гл. 13, абз. 3), вопреки Св. Писанию ( Деян.2:38 ) и единогласному учению всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 41, 43–53, 55, 57–66), изменив при этом Никео-Цареградский Символ Веры (см. гл. 13, абз. 8). 5. Протестанты, вопреки Св. Писанию ( Ин.3:5 ; Тит.3:5 ; Рим.6:2–7 – см. гл. 13, абз. 18–28,31) и единогласному учению всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 38–40, 42–45, 47, 49–54, 58, 60–62, 66, 68), отрицают то, что в Крещении человек возрождается (см. гл. 13, абз. 3), 6. Протестанты учат, что «крещение не спасает» (см. гл. 13, абз. 3), прямо противореча Апостолу, глаголющему, что «крещение... спасает» ( 1Пет.3:20–21 – см. гл. 13, абз. 10) и другим свидетельствам Св. Писания ( Мк.16:16 ; Гал.3:27 – см. гл. 13, абз. 11–13, 29–30), а также единодушной вере всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 37–69, особенно 45, 62, 64). 7. Большинство протестантов отвергают детокрещение, вопреки Св. Писанию (см. гл. 13, абз. 157–172), особенно Деян.2:37–39 , и единогласному учению древней Церкви (см. гл. 13, абз. 175–186) – даже вопреки учению своих же основателей (см. гл. 13, абз. 173, 186). 8. Протестанты извращают последовательность в спасении (сначала Крещение, а потом – принятие Духа Святого), засвидетельствованную как Св. Писанием ( Деян.2:38; 8:14–17; 8:38–39; 19:1–7 ; Тит.3:5 – см. гл. 14), так и учением всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 55–58, 60, 64, 67; гл. 14, абз. 56–57, 59, 61–69, 73, 75, 78).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Псалом 49 Писателем псалма был Асаф (см. о нем во введении к Псалтири). Можно думать, что этот Асаф был современником Давида и псалом поэтому нужно считать писанным в царствование Давида. Псалом представляет обличение евреев в распространении среди них взгляда на богослужение и богоугождение как на внешнюю форму, как только на соблюдение закона со внешней стороны, почему у приносящего, напр., жертвы не было покаянного, духовного настроения ( Пс.49:4, 17, 18, 21 ). Действительно, торжественная постановка внешнего богослужения, введенная Давидом, могла ослеплять своею пышностью и блеском еврея, вообще склонного ко всему внешнему и чувственному, а потому и вселять убеждение, что в соблюдении внешней стороны богослужения и заключается вся сущность богоугождения. Этот ложный взгляд необходимо было рассеять, к чему и направлен этот псалом Асафа. Ту же заботу высказывал и Давид, когда при перенесении Кивота Завета на Сион требовал от обитателей последнего нравственной чистоты и внутреннего просвещения (см. Пс. 14 ). Согласие этого псалма с эпохой Давидова времени, равно как и сходство его содержания с псалмами Давида, подтверждают предположение о его происхождении из эпохи Давида и о писателе Асафе – как современнике того царя. Бог богов призывает на суд пред Себя свой народ – евреев (1–6). Он грозно говорит ему: «Я обличаю тебя не за жертвы, которые ты приносишь, а за настроение твое. В твоих жертвах я не нуждаюсь. Они не нужны Мне для питания, так как все звери и птицы принадлежат Мне и в Моей власти (7–13). Ты принеси Мне хвалу и воздай обеты, тогда во время скорби Я избавлю тебя (14–15). Ты же грешен: соблюдаешь только внешне Мой устав, а живешь с прелюбодеями, коварствуешь, ненавидишь своего брата. За это Я накажу тебя. Тот получит награду, кто чтит Меня внутренне и следует Моим заповедям в своей жизни» (16–23). Пс.49:1 .  Бог Богов, Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада. «Бог богов». Повторение одного и того же слова употребляется для усиления его значения, как напр., суета сует, песнь песней и др. «Бог богов» – значит высочайший Бог. Под богами нужно разуметь языческие божества, за которыми хотя истинный еврей не признавал реального бытия и живого могущества, но не считаться с верованием в них не мог, так как эти верования в ложных богов были распространены среди соседей язычников, да и сами евреи часто увлекались ими. Указанием, что Господь, Бог евреев, есть Бог богов, псалмопевец устанавливает истинность и высоту верований евреев в Господа, как единого и высшего над всею землею. Этим же указанием определяется важность и серьезность повиновения Ему и великая преступность оскорбления Его непослушанием Его заповедям. – «Призывает землю» – Изображаемый суд Бога над евреями производится пред всею землею, так как Господь есть Бог и Владыка всего живущего. – «От восхода солнца до запада» – две противоположные стороны света берутся для означения всего света.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРАГОМИРОВ [Драгомиров-Толстяков, настоящая фамилия Толстяков] Павел Нилович (16.12.1880, Москва - 25.05.1938, Одесса?), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог. В 1899 г. окончил московское Синодальное училище церковного пения с занесением на «Золотую доску», в 1902 г.- С.-Петербургскую консерваторию, занимался в музыкально-драматическом уч-ще Филармонического об-ва. С 1901 г. преподавал теорию музыки в регентском классе в Придворной певческой капелле . «Указом от 5 февраля 1902 г. П. Н. Толстяков и А. Г. Чесноков были определены помощниками учителя пения в Капеллу» (РДМДМ. Т. 4. С. 553). До 1904 г. по приглашению С. В. Смоленского , в годы учебы видевшего в нем «умного, способного, отлично занимающегося ученика» (РНБ. Ф. 1141. Ед. хр. 465. Л. 1), работал учителем пения в капелле, затем в учебных заведениях Тамбова. С 1907 по 1917 г. вел сольфеджио и чтение хоровых партитур в Регентском уч-ще в С.-Петербурге, созданном Смоленским. С 1910 г. был хормейстером Мариинского оперного театра, с 1916 г.- главным хормейстером. В 1911 г. преподавал на летних регентско-учительских курсах в С.-Петербурге. В 1915 г. состоял в комиссии по присуждению премий за духовно-муз. сочинения при редакции ж. «Хоровое и регентское дело». С хором Мариинского театра Д. занимался подготовкой оперных сцен в спектаклях «Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Капитанская дочка» Ц. А. Кюи, «Кольцо Нибелунга» Р. Вагнера, «Электра» Р. Штрауса и др. Хор театра ежегодно давал концерт под его управлением, а также участвовал по приглашению в концертах А. И. Зилоти, напр., были исполнены: Литургия С. В. Рахманинова под упр. Е. С. Азеева (см.: Хроника//РМГ. 1911. 2. Стб. 62), под упр. Рахманинова (см.: Прокофьев Г. Хроника: Концерты в С.-Петербурге//Там же. 14. Стб. 366-367) , песнопения «Страстной седмицы» А. Т. Гречанинова (см. там же. 1913. 15/16. Стб. 414-416), симфоническая поэма «Колокола», кантата «Весна» Рахманинова (см.: Хроника: Колокола С. Рахманинова//Там же. 49. Стб. 1140-1142; Прокофьев Г. [А. Зилоти и др.]//Там же. 3. Стб. 89-91), «Magnificat», хорал из кантаты 140 и «Траурная ода» И. С. Баха (см.: Хроника: Концерты в С.-Петербурге//Там же. 3. Стб. 89-91; Т-в Б. Хроника: Оперы и концерты в С.-Петербурге//Там же. 51-52. Стб. 1198-1199) и др. Выступления этого хора пользовались успехом.

http://pravenc.ru/text/Драгомиров-Толстя...

под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики) БОГАТСТВО Относительно Б. и бедности представления ВЗ и НЗ кажутся диаметрально противоположными. Указывая на Царство Небесное как на бесценное сокровище, ради к-рого стоит пожертвовать всем своим имуществом ( Мф 13, 44 ), И. Христос вскрывает несостоятельность всех ч-ских богатств, как бы они ни были велики (см III). В то же время Он подтверждает ВЗ-ный взгляд, согласно к-рому богатство, полученное не как дар Божий, тщетно и опасно (см II), и Он не отменяет, а исполняет древние обетования о том, что Бог обогащает Своих избранных (см I). Если в богатстве кроется опасность, и если ев. совершенство заключается в отрешении от него, то не оттого, что оно само по себе представляет некое зло, но оттого, что «благ» только Один Бог ( Мф 19, 17 ) и Он Самого Себя соделал нашим богатством. 1 . Богатство есть благо. – Даже в наиболее поздних текстах писатели ВЗ восхваляют Б. благочестивых людей израильской истории: Иова, после его испытания, святых царей – Давида, Иосафата, Езекии ( 2Пар 32, 27 слл). Как и в Гомеровской Греции, Б. считается в Израиле заслуживающим почета, и Бог обогащает тех, кого любит: Авраама 13, 2), Исаака (26, 12 сл.), Иакова (30, 43); колена израильские хвалятся своим благосостоянием. Ефрем получает благословения небесные (дождь), благословения бездны (источники воды), благословения сосцов и утробы (49, 25); и Иуде есть чем хвалиться: «блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока» (49, 12). Ни в чем не должно быть недостатка на той земле, к-рую Ягве обетовал Своему народу ( Втор 8, 7–10; 28, 1–12 ). Это потому, что даже и наиболее материальное Б. представляет собою некое благо; в частности, оно обеспечивает драгоценную независимость, избавляет от необходимости униженно просить ( Притч 18, 23 ) или попадать в рабство к своему заимодавцу (22, 7); благодаря ему возникают полезные дружеские связи ( Сир 13, 21 слл). Приобретение его обычно предполагает наличие ценных ч-ских качеств: деятельности ( Притч 10, 4; 20, 13 ), умения (24, 4), разумения (12, 11), смелости (11, 16), воздержания (21, 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава 23 Огола и Оголива Глава параллельна XVI и XX: подобно тем она идолопоклонство Израиля, как причину предстоящей гибели, опять рассматривает исторически и подобно XVI гл. представляет идолопоклонство под образом прелюбодеяния; но в отличие от тех глав а) больше занимается позднейшей историей Израиля (VIII и VII веками); б) более касается политической истории, чем религиозной, – союзов с соседними народами, но их, – поскольку они имели религиозные последствия – увлечение чужеземными культами, на что указывают уже и самые имена сестер; в) более, чем XVI гл., говорит о северном (Огола) царстве; г) не имеет в заключении мессианских обетований. Разделение: 1–4. Блужение сестер Оголы – Самарии и Оголивы – Иерусалима в первый период жизни – с египтянами. 5–10. Блуд Оголы с ассириянами и египтянами и наказание ее. 11–21. Блуд Оголивы с ассириянами (11–13), халдеями (14–18) и египтянами (19–21). 22–35. Ее кара. 36–49. Справедливость этой кары. Иез.23:2 .  сын человеческий! были две женщины, дочери одной матери, Самария и Иерусалим – сестры, как и в Иез.16.45–46 , но о матери их ближайшим образом, как там («хеттеянка»), не говорится. Иез.23:3 .  и блудили они в Египте, блудили в своей молодости; там измяты груди их, и там растлили дев­с­т­вен­ные сосцы их. Мысль об увлечении Израиля египетским идолослужением в период египетского рабства высказана Иезекиилем уже в Иез.16.26 ; см. там; ср. Иез.20.8 . «Измяты груди». Режущая наши уши реалистика, но безразличная для простоты древних. Деликатное умолчание о дальнейшем. Слав.: «спадоша сосцы». – «Девственные сосцы их». Симмах: τιτθοι, соски. LXX опускают, может быть стыдливо, оставляя лишь понятие девства: «растлиша девство». Иез.23:4 .  Имена им: большой – Огола, а сестре ее – Оголива. И были они Мо­ими, и рождали сыновей и дочерей; и именовались – Огола Самариею, а Оголива Иерусалимом. Имена сестер Огола и Оголива прежде переводили первое: «ее скиния», а второе «моя скиния в ней» и находили в них указание на то, что тогда как Израильское царство ввело у себя служение чуждым богам и понастроило скиний им на высотах ( Иез.16.16 ), Иудейское имело законный храм, заменивший древнюю скинию, в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 12 1–12. Увещания к открытому исповеданию веры. – 13–21. Притча о безумном богаче. – 22–34. О собирании земных сокровищ. – 35–48. О бдительности и верности. – 49–53. О борьбе, которую придется переживать последователям Христа. – 54–59. О знамениях времени. Лк.12:1 .  Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие. В следующем далее разделе (до 13-го стиха) евангелист Лука держится Евангелия Матфея или того источника, который был близок к этому Евангелию (ср. Мф.10:17–33 ). «Берегитесь закваски фарисейской» (см. Мф.16:6 ). «Которая есть лицемерие», т.е. берегитесь потому, что эта закваска, проникающая всю натуру фарисея, есть лицемерие (ср. Мф.6:2 ). Лк.12:2 .  Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы. В чем связь речи с предыдущим стихом? Несомненно, Господь указывает теперь на бесполезность лицемерия: все равно истина со временем непременно выйдет наружу (см. Мф.10:26–27 ). Лк.12:3 .  Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях. Некоторые толкуют это в приложении к проповеди апостолов, сначала прикрывающейся, а потом, с победой христианства, возвещаемой открыто. Но проще и естественнее видеть здесь продолжение речи о бесполезности лицемерия: как ни скрывает лицемер свое душевное состояние, оно в конце концов все же обнаружится явно для всех. «Во свете», т.е. при дневном свете. Лк.12:4 .  Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; Лк.12:5 .  но скажу вам, кого бояться: бойтесь Того, Кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, Того бойтесь. Лк.12:6 .  Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. Лк.12:7 .  А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц. (См. Мф.10:28–31 ). До сих пор Господь говорил о лицемерах, теперь же обращается к друзьям Своим. От них Он ждет не лицемерной преданности, а открытого и честного, безбоязненного служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иерихон Иерихон ( , , – издающий бальзамический запах, душистый, благовонный; εριχ; V. и L: Iericho; слав. Чис.22:1, 26:63, 33:48 . Втор.32:49, 34:1, 3 . Нав.2:1, 3, 12:9, 16 ,,. 18:12, 21, 24:11. 2Цар.10:5 . 3Цар.16:34 . 4Цар.2:4, 25:5 . 1Пар.6:78, 19:5 . 2Пар.28:15 . 1Ездр.2:34 . Неем.3:2, 7:36 . Иудиф.4:4 . Сир.24:15 . Иер.39:5 . 1Мак.9:50, 16:14 . Мф.20:29 . Мк.10:46. Лк.10:30, 18:35, 19:1 . Евр.11:30 . – Из древнейших городов Палестины; лежал в расстоянии 6-ти часов пути от Иерусалима, в 2-х часах от Иордана, на западном берегу Иордана, в плодоносной долине, среди садов, изобиловавших пальмами, почему и назывался городом пальм ( Втор.34:3 . Суд.1:16, 3:13 . 2Пар.28:15 ). Это был царский город ханаанский, богатый и укрепленный, обнесенный широкою стеною ( Нав.2:1–3, 15, 6:18–19 ). При вступлении евреев в Палестину, он первый подлежал их завоеванию. И. Нав. предварительно послал соглядатаев осмотреть его, и после город чудесно был взят ими: по семидневном обхождении вокруг него с ковчегом завета и трубным звуком священников, при громком в последний обход восклицании народном, стены города пали, и город был взят, и все в нем предано мечу и истреблению (см. гл. Нав.6 , сн. 2Мак.12:15 . Евр.11:30 ). При разделе земли обетованной, местность эта досталась колену Вениаминову ( Нав.18:21 ). По завоевании этого города, И. Навин произнес проклятие на того, кто бы дерзнул восстановить его, и город оставался в развалинах до времен царя Изр. Ахава, когда, не страшась проклятия, некто Ахиил дерзнул снова восстановить его, за что и понес достойное наказание ( 3Цар.16:34 , сн. Нав.6:25 ). Правда, о существовании его упоминается и во времена Судей ( Суд.3:13 ), и во времена царств ( 2Цар.10:5 . 1Пар.19:5 ); но это, вероятно, было небольшое селение, удерживавшее прежнее название города, а не укрепленный город. Впоследствии, по восстановлении его Ахиилом, он медленно приходил в прежнее свое положение. Здесь, как в уединенном пустынном месте, имел пребывание пророк Илия, и здесь, поблизости, было училище пророков, где жили сыны пророческие ( 4Цар.2:4, 5, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Глава 19 1–9. Удел Симеонова колена. 10–16. Завулонова. 17–20. Иссахарова. 21–30. Асирова. 32–39. Неффалимова. 40–48. Данова. 49–51. Удел Иисуса Навина. Нав.19:1 .  Второй жребий вышел Симеону, колену сынов Симеоновых, по племенам их; и был удел их среди удела сынов Иудиных. Второй жребий во время народного собрания в Силоме вышел Симеонову колену, которое по последнему счислению ( Чис.26:1–2 ) заключало только 22 200 совершеннолетних мужчин, значительно меньше каждого из других колен. Ему достался удел не в особой местности, а «среди удела сынов Иудиных», т.е. ему выделена была часть из участка последних, который, как оказалось при осмотре Ханаанской земли, произведенном выборными от 7 колен ( Нав.18:4 ), «был слишком велик» ( Нав.19:9 ) для Иудина колена: в нем находилось, как видно из Нав.15:21–62 , более 120 городов, кроме селений. Нав.19:2 .  В уделе их были: Вирсавия или Шева, Молада, Так как удел Симеонова колена находился в пределах удела Иудина колена, а границы последнего были уже описаны в Нав.15 , то поэтому границы Симеонова колена не обозначены особо, а указаны только города, отошедшие к нему. Они уже названы были в Нав.15:26–32,42 ; они перечислены еще в 1Пар.4:28–32 . Почти все они находились в южной части Иудина удела и только два (Ефер и Ашан) на равнине ( Нав.19:6,15:42 ). Есть, однако, разности в названиях этих городов сравнительно с приведенными в Нав.15 , о чем см. в приложении к этой главе. Нав.19:10 .  Третий жребий выпал сынам Завулоновым по племенам их, и простирался предел удела их до Сарида; Описание жребия, т.е. удела Завулонова колена, начинается с южной границы, на которой в качестве срединного пункта, от которого она идет «к морю», т.е. на запад ( Нав.19:11 ) и на восток ( Нав.19:12 ), указан Сарид. По мнению некоторых, он находился в Телль Шадуб, на северной стороне Изреельской долины, к юго-западу от Назарета. Нав.19:11 .  предел их восходит к морю и Марале и примыкает к Дабешефу и примыкает к потоку, который пред Иокнеамом; Названные здесь города Марала и Дабешеф, на которые шла от Сарида западная сторона южной границы Завулонова колена, неизвестны по своему положению. Под «потоком, который пред Иокнеамом» (о положении этого города см. Нав.12:22 ), разумеется, вероятно, поток Кисон, протекающий верстах в полуторах на восток от холма, на котором стоял Иокнеам, или вади Ель-Милы, находящаяся у самого холма с западной стороны 172 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Филипп Шафф (протестант) Глава Х. Монтанизм §109. Литература Источники Пророческие изречения Монтана, Приски (или Прискиллы) и Максимиллы, цитируемые Тертуллианом и другими авторами и собранные в F. Munter, Effata et Oracula Montanistarum, Hafniae 1829), и в Bonwetsch, Gesch. des Mont., p. 197–200. Произведения Тертуллиана после 201 г. – основной источник, особенно De Corona Militia; De Fuga in Persec.; De Cult. Feminarum; De Virg. Velandis; De Exhort. Castitatis; De Monogamia; De Paradiso; De Jejuniis; De Pudicitia; De Spectaculis; De Spe Fidelium. Его семь книг «Об экстазе», упоминаемые Иеронимом, утрачены. В своих последних антиеретических произведениях (Adv. Marcionem; Adv. Valentin.; Adv. Praxean; De Anima; De Resurr. Carnis) Тертуллиан иногда упоминает о новой диспенсации Духа. По поводу хронологии его произведений см. Uhlhorn: Fundamenta chronologiae Tertullianeae (Gott. 1852), Bonwetsch: Die Schriften Tertullians nach der Zeit ihrer Abfassung (Bonn 1878), и Harnack, в Brieger, «Zeitechrift für K. gesch.» No. II. Ириней: Adv. Haer. III. 11, 9; IV. 33, 6, 7. (Ссылки на монтанизм иногда сомнительны). Евсевий: Η. Ε. V. 3. Епифаний: Haer. 48, 49. Антимонтанистские произведения Аполинария (Аполлинария) Иерапольского, Мелитона Сардийского , Мильтиада (περ του μ δεν προφτην ν κστσει λαλεν), Аполлония, Серапиона, Гая и анонимного автора, цитируемого Евсевием, утрачены. См. источники в Soyres, I.c., p. 3–24, и Bonwetsch, I.c., p. 16–55. Труды Theoph. Wernsdorf: Commentatio de Montanistis Saeculi II. vulgo creditis haereticis. Dantzig 1781. Оправдание монтанизма как в основном соглашавшегося с учениями ранней церкви и несправедливо обвиненного. Мосгейм расходится с автором во взглядах, но благоприятно отзывается об этой книге, как и Суарес. Арнольд также рассматривал дело монтанизма в своей Kirchenund Ketzerhistorie. Mosheim: De Rebus Christ, ante Const. M., p. 410–425 (перевод Murdoch – I. 501–512). Walch: Ketzerhistorie, I. 611–666. Kirchner: De Montanistis. Jenae 1832.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАГАЛ [древнеевр.   - община], 1) в широком смысле: в ВЗ одно из обозначений общины Израиля; 2) в узком смысле: форма евр. самоуправления в Польше в XVI-XVIII вв. и в Российской империи между 1772 и 1884 гг. В русскоязычной лит-ре слово «кагал» чаще используется во 2-м значении; соответствующий ветхозаветный термин, как правило, передается лат. транслитерацией или евр. графикой. 1) В Ветхом Завете термин   регулярно используется для обозначения Израиля как общины верующих, имеющей теократическую форму управления. Формы слова  и образованного от него глагола   (собирать, созывать) засвидетельствованы в масоретском тексте ВЗ 162 раза. Исходное значение слова   - «группа людей». Так, в Быт 35. 11 выражение     означает «собрание народов» (в синодальном переводе - «множество народов») (ср.: Быт 28. 3; 48. 4). Септуагинта передает это значение словом συναγωγ - собрание. В Быт 49. 6 слово   использовано в негативном смысле - как указание на собрание людей, замысливших злое дело,- и соотнесено со словом   - «тайный совет, совещание ради достижения какой-либо цели». В Иез 16. 40; 23. 46   означает группу людей, вызванных для исполнения судебных обязанностей. В бытовом, несакральном значении К. может в равной степени обозначать как собрание израильтян (военное, судебное и т. д.-       (Суд 20. 2)), так и собрание враждебных по отношению к Израилю народов (Иез 17. 17; 38. 4). В Суд 20. 2 и Иез 17. 17   также связывается с собранием людей, готовых к войне; указание на «народ Господень» в Суд 20. 2 не означает, что термин   наделяется в этом контексте сакральным смыслом. Прор. Моисей и народ Израиля. Миниатюра из Библии Сан-Паоло-фуори-ле-мура. Ок. 870 г. (Roma. San Paolo fuori le Mura. Б/н. Fol. 49v) Прор. Моисей и народ Израиля. Миниатюра из Библии Сан-Паоло-фуори-ле-мура. Ок. 870 г. (Roma. San Paolo fuori le Mura. Б/н. Fol. 49v) Во Втор 9. 10; 10. 4; 18. 16 слово   указывает на процесс созывания народа:     - это день дарования Торы, когда народ был призван к подножию горы Синай «в сретение Бога» (см.: Исх 19.

http://pravenc.ru/text/1319762.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010