393. ДОСТАТОЧНО ЛИ ОДНОЙ ВНУТРЕННЕЙ МОЛИТВЫ БЕЗ НАРУЖНОЙ? Есть ли смысл спрашивать: не достаточно ли человеку одной души без тела? Бесполезно говорить об этом, поскольку Бог благоволил составить человека из души и тела. Так же бесполезно спрашивать и о том, не достаточно ли одной внутренней молитвы без наружной. Имея душу и тело, мы должны прославлять Бога и в телах наших и в душах наших, которые суть Божии (1 Кор 6:20), т.к. естественно, чтобы от избытка сердца уста говорили. Господь наш Иисус Христос был духовен в высочайшей степени; но и Он духовную молитву Свою выражал и словами, и благоговейными движениями тела: иногда, например, возведением очей на небо, а иногда преклонением колен и лица на землю (см. Мф 12:34; Ин 17:1; Лк 22.41; Мф 26:39). О молитве Господа. 394. ЕСТЬ ЛИ МОЛИТВА, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОБРАЗЦОМ ДЛЯ ВСЕХ МОЛИТВ? Молитва, которая может быть общей христианской молитвой и образцом для всех молитв — молитва Господа. 395. ЧТО ТАКОЕ МОЛИТВА ГОСПОДА? Молитва Господа — молитва, которой Господь наш Иисус Христос научил апостолов и которую они передали всем верующим. 396. КАК ЧИТАЕТСЯ МОЛИТВА ГОСПОДА? Молитва Господа читается так: Отче наш, Иже еси на небесех! 1. Да святится имя Твое; 2. Да приидет царствие Твое. 3. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. 4. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; 5. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. 6. И не введи нас во искушение. 7. Но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть царство, и сила и слава во веки. Аминь (Мф 6:9-13). 397. КАК ДЛЯ УДОБСТВА РАССМОТРЕНИЯ РАЗДЕЛЯЕТСЯ МОЛИТВА ГОСПОДА? Чтобы удобнее рассматривать молитву Господа, её можно разделить на призывание, семь прошений и славословие. О призывании. 398. КАК БОГА МЫ ОСМЕЛИВАЕМСЯ НАЗЫВАТЬ ОТЦОМ? Мы осмеливаемся называть Бога Отцом по вере во Иисуса Христа и по благодати возрождения. Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин 1:12-13).

http://sedmitza.ru/lib/text/432175/

Большинство засвидетельствованных в НЗ титулов - напр., Христос, Мессия, Отрок Божий, Агнец, Сын Давидов, Господь - используют для характеристики Иисуса окружающие, и никогда - Он Сам. Исключение составляют Сын (Мк 13. 32; Лк 10. 22; Мф 11. 27; ср.: Ин 5. 19, 21; 8. 36), Сын Божий (Ин 10. 36; 11. 4; 17. 1 и др.) и Сын Человеческий (кроме Ин 12. 34; Деян 7. 56; Откр 1. 13; 14. 14). Возможно, отказ от титулов, имеющих конкретное априорное содержание, связан с тем, что никакие внешние по отношению к Евангелию представления не могут сами по себе служить основанием для адекватного истолкования тайны В. или спасительного смысла служения Иисуса Христа, но обретают свое подлинное содержание только в свете самого Евангелия. Отсутствие в проповеди Спасителя традиц. понятий и формул, к-рые могли бы послужить основанием для богословского описания тайны В., восполняется рядом существенных черт Его евангельского образа - особенностями учения о Царстве Божием, особенностями молитв, особенностями отношения к Моисееву законодательству и ветхозаветному благочестию в целом,- свидетельствующих не только об исключительности Его земного служения, но и о Его особом положении по отношению к Богу Отцу (см. ст. Иисус Христос ). Учение о В., сформулированное древней Церковью, запечатлено гл. обр. в апостольских посланиях (Рим 1. 3-4; 8. 3; Гал 4. 4; Фил 2. 5-11; Кол 1. 15-20; Евр 1. 3; 1 Тим 3. 16). Согласно Рим 8. 3 и Гал 4. 4, Тот, Кого Бог послал, есть уже Сын, и притом Сын Божий, в отличие от тех, кто должны стать сынами вслед за Ним и вместе с Ним (ср.: 1 Фес 1. 10; Рим 1. 9; 5. 10; 8. 29; Рим 8. 3, 32). Ап. Павел вырабатывает и независимый от иудейской традиции богословский язык, выражающий идею предвечного бытия, когда говорит о том, что «Отец посылает Сына» в мир (Гал 4. 4). Поэтому Иисус Христос есть для апостола Сын Божий (2 Кор 1. 19; Рим 8. 32). Когда ап. Павел размышляет о явлении Сына Божия в мир, он охватывает всю историю Его земной жизни, устремленной от В. к Крестной смерти (Рим 5. 10; 8. 32) и продолжающейся в Воскресении, Вознесении и Втором пришествии (1 Фес 1. 10). В Флп 2. 6-11 говорится о предвечном бытии и богоравном достоинстве Сына Божия, а также о Его В., в к-ром Он воспринимает как самоуничижении и смирении в послушании Отцу. Пределом уничижения и смирения является Крестная смерть (ст. 8), являющая его подлинность и глубину. Когда достигнута цель начавшегося в В. самоуничижения, начинается путь к славе (ст. 9-11).

http://pravenc.ru/text/воплощение.html

Наши манипуляции никак не могли катастрофически сказаться на здоровье пациента, но совершенно неожиданно он вдруг потерял сознание и перестал дышать. Будучи самым “ненужным” из членов бригады, но при этом имея опыт работы в кардиореанимации, я тотчас расстерилизовался и провел реанимационные мероприятия, после чего больной довольно быстро пришел в себя. Минуту или две он пролежал молча, как бы осмысливая происшедшее, но потом неожиданно громко, обращаясь ко всем присутствующим, а заодно и к себе самому, размеренно произнес: “А вы знаете.., а ведь люди-то… которые умерли… они ведь там живы!”. Для человека, который всю жизнь прожил при советской власти, это было подлинным открытием. Уже знакомый в то время с работой Раймонда Моуди 1 , я сразу же понял, что имел в виду этот дедуля, и попытался вывести его на продолжение откровенного разговора, но получилось очень неудачно: “А Вы-то откуда знаете?”. Он повернул ко мне голову, посмотрел на меня с еле заметным укором, — мол, вот ты врач, образованный, а куда лезешь?.. ведь я-то там был и все своими глазами видел, — и, ничего мне не ответив, отвернулся. Красноречивее ответа не придумаешь! “Похвала глупости” 2 Известно, что когда Господь хочет наказать, то отнимает разум. Но бесспорно и то, что сила Божия совершается в немощи (см. 2 Кор 12:9). И вот я хочу рассказать о том, как моя неразумность позволила мне оказать помощь человеку. В начале 1988 г. я считал себя еще начинающим врачом кардиореанимации, хотя уже более или менее освоился: больных не очень боялся и особых глупостей не делал. Дежурство выдалось довольно спокойным, но ближе к полуночи ко мне обратился другой бдевший анестезиолог, Андрей Сергеевич Бердоносов, и предложил полечить какую-то больную из пульмонологического отделения. Мы поднялись на пятый этаж. Вызывали к женщине лет тридцати пяти, страдавшей бронхиальной астмой, матери троих детей. Приступ был настолько сильным, что грозил перейти в так называемый астматический статус, когда газообмен кислорода практически прекращается и требуется уже по-настоящему реанимационное лечение.

http://pravmir.ru/znamenyya-i-chudesa/

Всегда памятуй о том, как ныне, стоя перед Богом и нами, ты исповедовал свою веру и давал архиерейскую присягу соблюдать каноны и правила, уставы и чины Православной Церкви, обещал повиноваться Патриарху и быть в согласии со всеми архиереями, с отеческой любовью управлять вверенной тебе Господом паствой (см. Чинопоследование рукоположения во епископа). Ты сравнительно молод, но уже десять лет прослужил на Вятской земле. В минувшие годы тебе довелось исполнять различные послушания, и ты мог убедиться в том, что сила Божия совершается в немощи человеческой (см. 2 Кор. 12:9) лишь в том случае, если сам человек по доброй воле стремится к совершению благих дел. Посему неустанно трудись над устроением и развитием епархии, старайся пламенным словом и личным примером свидетельствовать перед современниками о подлинной красоте жизни во Христе. Под твоим руководством должны быть созданы надлежащие условия для воцерковления тех, кто откликается на евангельский глас и, подобно блудному сыну, желает вернуться в отчий дом (см. Лк. 15:18). Более того, тебе и всем священнослужителям нужно первыми идти навстречу людям, а не ждать, когда они сами найдут дорогу, ведущую к храму, а, может быть, и никогда ее не найдут. В последнем будет и твоя вина, если сам не пойдешь навстречу людям. Твой долг заключается в том, чтобы не только привлекать ко Христу как можно больше людей, но и протягивать им руку помощи, оказывать поддержку, защищать от пагубного воздействия стихий мира сего (см. Кол. 2:8). Сказанное апостолом Павлом особенно относится к молодому поколению. Ныне, к сожалению, многие дети и подростки, находясь под негативным влиянием рекламируемых соблазнов, нравственно дезориентируются и нередко деградируют на глазах родителей и учителей, которые свидетельствуют о своей неспособности изменить к лучшему жизнь своих детей. Нашим детям, да и людям взрослым трудно противостоять пропаганде греха и потребительского образа жизни, ложно трактуемым понятиям прав и свобод человеческой личности. Именно поэтому все сегодня нуждаются в духовном исцелении, а значит, в поддержке и участии Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/2667883.ht...

Мы должны помнить о том, что христианин призван искать прежде всего «Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33) и в соответствии с таковым пониманием цели христианской жизни осуществлять свою деятельность в мире. Крепко держась неизменных евангельских принципов, Церковь остается твердой в своем служении и чуждой всех возможных крайностей. Пастырям и чадам церковным следует избегать как самоизоляции и ухода от вызовов, обращенных к Православию нашим временем, так и позиции молчаливого соглашательства с «духом мира сего» (см.: 1 Кор. 2. 12), дабы не подчиниться ему. Весь народ Божий Архиерейский Собор призывает к единомыслию, твердости в вере и жизни по Евангелию, взирая на которую, все прославляли бы Отца Небесного (см. Мф. 5, 16). Собор с отеческой любовью обращается к тем православным христианам, которые не смогли избежать соблазна разделения и оказались вне лона Святой Соборной и Апостольской Церкви, последовав расколоучителям. Церковь, исполняя заповедь Спасителя о прощении кающегося, готова с кротостью и смирением принять в свое лоно всех, кто, отвергнувшись душепагубного раскольничьего сообщества, с покаянием прибегнет к ее материнскому покрову. Для сохранения единства Церкви, мира, согласия и церковной дисциплины Собором воссоздан церковный суд, который призван блюсти чистоту веры, канонический порядок и незыблемость нравственных принципов Православия. Будем молиться, дабы все мы единодушно исполнялись познанием воли Божией, «во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая [Ему], принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога» (Кол. 1, 9–10). Обращаемся к вам, дорогие отцы, братья и сестры, со словами радости и надежды: «Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа), да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь» (Евр.13, 20-21).   Пресс-служба Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г.

http://pravmir.ru/poslanie-osvyashhennog...

Это свидетельствует о том, что данное тебе от Бога время доныне ты тратил не напрасно, приобретая в духовных школах знания о вере и используя их как основу деятельной жизни по евангельским заповедям. И сейчас, в епископском сане, не переставай расширять и углублять свои богословские познания, усваивай опыт своих старших собратьев-архипастырей, мудрость апостольского предания, живущего и действующего в Церкви Христовой. Это поможет тебе как в деле личного духовного совершенствования, так и в архиерейских трудах. Не полагайся самонадеянно на свои мудрость и знания, не считай свои ограниченные человеческие способности достаточными для высокого и ответственного архипастырского служения. Как только архиерей начинает возлагать все упование на самого себя, на свой разум, на свои силы, на свой опыт — там и наступает самое опасное. Ибо «как огонь требует дров, так и благодать — нашего усердия, чтобы она воспламенялась» , — говорит святитель Иоанн Златоуст. Памятуй о том, что «от беспечности и лености этот дар благодати угасает, а от внимания и усердия воспламеняется» (Беседа 1-я на 2-е послание к Тимофею). Возгревай сей Божественный дар, полученный тобой сегодня, с благоговением совершая соборные богослужения. Ибо по слову апостола «каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих; от домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» (1 Кор. 4, 1-2). Помни о том, что только при частом предстоянии в храме Господу, совершаемом с горячей любовью и прилежной молитвой, ты сможешь достойно выполнять и остальные свои архипастырские обязанности, ибо именно у престола Божия будешь обретать мудрость; именно там тебя будут посещать самые правильные мысли, в том числе и касающиеся твоего служения. Там ты будешь сознавать в полной мере ограниченность в своих возможностях и силу Божественной благодати, прикасающейся к твоему человеческому естеству. Епископ должен уметь «наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1, 7-9). Простые слова, сказанные от сердца, согретого живой верой и любовью к Богу, вызывают ответное доброе чувство у тех, кто их слушает, и действуют сильнее, чем речи, произнесенные по всем правилам ораторского искусства. Смысл церковной проповеди заключается в ее убедительности. А убедительность в Церкви — это не только сила логики и сила мышления. Это не только способность ссылаться на высокие авторитеты. Убедительность в Церкви — это в первую очередь искренность проповедника, способность его жизнь свою разделить с теми, для кого и ради которых он возвышает свой голос. С помощью увещаний и убеждений добивайся того, чтобы тебя слушали добровольно и с благодарностью. Всемерно старайся избегать конфликтов и распрей, дабы быть в мире со всеми (см. Рим. 12, 18).

http://patriarchia.ru/db/text/1559527.ht...

Практика показывает, что если людям сказать, зажечь их, увлечь, объяснить идею христианского служения – они с радостью откликнутся, ибо у нашего народа есть генетически впитанная любовь к Богу, Церкви, храму. Им нужно только сказать и позвать за собой. Сказанное слово, подкрепляемое личным примером, родит и действие. Многим и многим мирянам еще предстоит проснуться от духовной спячки, полюбить Церковь, и понять, что она – их дом. Дом, в котором надо трудиться, служа Богу и людям каждый тем даром, какой получил . А от духовенства мы ждем благословения, поощрения, заинтересованности в нашей активности, без подозрений в «модернизме» и «обновленчестве». Никакой модернизм нам не грозит, если мы все будем делать вместе. Феномен Церкви апостол Павел выражал через образ тела, в котором все члены служат друг другу (см. Рим 12,5; 1 Кор 12,12-27). Церковь Христова есть единство любви, духовная семья, собранная не только для молитвы и вкушения небесной трапезы, но и для того, чтобы нам не быть одинокими в этом мире и идти к спасению вместе. Все христиане призваны к служению и братской взаимопомощи – прежде всего в границах церковной общины, а по возможности и за пределами ее. Бог дает нам сегодня все средства для осуществления этой задачи, и мы должны исполнить то, что Господь хочет от нас. Рейтинг: 9.9 Голосов: 1053 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Сергий 18 июля 2017, 00:56 Думаю,священнослужители должны быть организаторами.Не сложно сказать после службы:у храма такие то нужды или просто:прочитайте объявление на входе.Помню шли в монастырь и один парень всю дорогу говорил поучения.Запомнил притчу.Мусульманин прочитал Евангелие и сказал:какая хорошая вера,стану я христианином.Приходит в храм,посмотрел на молящихся и говорит:вера то хорошая,но пойду ка я все же в мечеть...Порой видишь:подошёл человек к иконе,поцеловал и стоит,думает что делать,куда идти?А за ним очередь,желающих скорее приложиться к иконе до начала службы,а он и не замечает.В монастыре хорошо справляются семинаристы,направляя людей.С уборкой и пр.,разве не найдётся хоть 10% желающих?

http://pravoslavie.ru/105119.html

Боже Благий, любящий нас, будь благословен вовеки и будь вечно славим за все Твои благодеяния нам! А за великую любовь, которой Ты возлюбил нас, когда мы еще были Твоими врагами, когда были далеки от Тебя и чужды Твоим заповедям, будь тысячу раз благословен, ибо только Бог может любить так! Молим Тебя, Господи, помоги нам подражать Тебе во всем: в кротости, терпении, мудрости, милости, щедрости, прощении, воздержании, слове – во всем. Но ни в чем так не просим Тебя помочь нам подражать Тебе, как в любви. В любви, исполненной всех добродетелей, но твердой, непомрачаемой и не ослабевающей до конца, чтобы по ней узнали все, что мы Твои ученики. «Того, кого пошлю Я…» Христос посылает апостолов на проповедь «Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» (Ин. 13: 20). Тот, кого пошлет Христос, – о, каким же он должен быть и какой свет должен окружать его, ходит ли он, говорит ли, служит ли! Хождение его должно вызывать трепет, слово – сокрушать, дух – воспламенять, его молчание должно греметь зовом Божиим. Смирение его должно быть ощутимым, кротость – теплой, терпение – спокойным, а любовь – прочной. На всем житии и делании такого посланного Христом должен быть очевиден светлый знак небесный, горячая печать и сияющее доказательство «плодов Духа Святого» (Гал. 5: 22). Сурово относясь к своему телу и держа его в узде, он будет проповедовать другим с огромной пользой (см.: 1 Кор. 9: 27). Проводя жизнь в молитве, он будет помогать многим (см.: Иак. 5: 16). Проторивая правые пути, он многих направит ко Христу (см.: 1 Кор. 11: 1). Работая своими руками, даже ночью и днем, он будет стараться не отягощать никого, проповедуя Евангелие Божие (см.: 1 Фес. 2: 9). Перенося с терпением все страдания за Христа, он всегда будет достойным доверия и служения (см.: 1 Тим. 1: 12). Во всех отношениях будучи для верующих образцом добродетелей: в речи, поведении, любви, вере, чистоте, – он и себя спасет, и слушающих его (см.: 1 Тим. 4: 12–16).

http://pravoslavie.ru/70183.html

Несмотря на интриги кард. Фердинандо Медичи, недовольного как быстрой церковной карьерой своего кузена, так и его сближением с братом, Франческо I, вел. герцогом Тосканским (А. Медичи, по-видимому, принимал участие в заключении 2-го брака герцога с его давней любовницей Бьянкой Каппелло), папа Григорий XIII на консистории 12 дек. 1583 г. объявил о возведении А. Медичи в достоинство кардинала-пресвитера; 9 янв. 1584 г. он получил титульную рим. ц. Сан-Чириако-алле-Терме. Спустя несколько месяцев кард. А. Медичи был освобожден от должности посла в Риме, 12 мая 1584 г. приехал во Флоренцию и стал сам управлять архиеп-ством: в 1584-1585 гг. с пастырской визитацией объехал епархию (посетив ок. 60 монастырей, архиепископ особое внимание уделял соблюдению правил монашеской жизни в обителях); в 1589 г. собрал епархиальный синод, где одним из главных стал вопрос о моральном облике католических священнослужителей (решения, принятые синодом, по настоянию архиепископа были опубликованы); ввел во Флоренции контроль за деятельностью типографий, книжных лавок и б-к; производство книг и книготорговля должны были совершаться с учетом Индекса запрещенных книг ; поддерживал деятельность братств и религ. конгрегаций, занимавшихся уходом за больными в госпиталях, а также др. каритативных учреждений. Надгробие папы Римского Льва XI. 1634–1652 гг. Худож. А. Альгарди (базилика св. Петра в Риме) Надгробие папы Римского Льва XI. 1634–1652 гг. Худож. А. Альгарди (базилика св. Петра в Риме) А. Медичи участвовал в конклавах 1585 (избран папа Сикст V ), 1590 (15 сент. был избран папа Урбан VII , а после его скоропостижной кончины 5 дек.- папа Григорий XIV ), 1591 (избран папа Иннокентий IX ) и 1592 (избран папа Климент VIII ) гг.; на некоторых из этих конклавов кард. А. Медичи рассматривался как возможный кандидат на Папский престол. При папе Римском Клименте VIII (1592-1605) кардинал по-прежнему играл роль посредника в отношениях между Папским престолом и Флоренцией (в 1587 вел. герцогом Тосканским стал Фердинандо Медичи, который, вступив в 1589 в брак с Кристиной Лотарингской, внучкой франц. кор. Екатерины Медичи, отказался от кардинальского титула); он один из немногих в папском окружении, кто выступал за снятие с Генриха Наваррского наложенного в 1585 г. папой Сикстом V церковного отлучения (25 июля 1593 в Сен-Дени Генрих Наваррский торжественно перешел в католичество). 17 сент. 1595 г. папа Климент VIII на публичной церемонии снял с него отлучение (подробнее см.: Мартышева Л. Ю. Снятие отлучения с Генриха IV Бурбона в 1595 г.//СВ. 2013. Вып. 74 (1/2). C. 124-159). Для ратификации во Франции акта об отпущении грехов, для умиротворения католич. Церкви во Франции, раздираемой религ. войнами и Католической лигой , а также для организации переговоров между находившимися в состоянии войны Генрихом IV и испан. кор. Филиппом II папа назначил кард. А. Медичи легатом a latere во Франции (3 апр. 1596). 19 июля благодарный король приехал лично встретить легата в Монлери.

http://pravenc.ru/text/2463271.html

Для выявления истоков епископского служения определенное значение имеют кумран. находки, в к-рых упоминается   (  ), т. е. «тот, кто надзирает [за чем-либо]» (1QS 6. 11-12, 19-20). Его основными функциями были: принятие в общину новых членов (4QDa 5 i 14; CD 13. 13; 15. 8, 11, 14), забота о финансах и торговле (1QS 6. 20; CD 13. 16; 14. 13), а также суд (CD 9. 18, 19, 22; 14. 11-12; 4QDa 11. 16; 4Q477). С. Шехтер, обнаруживший Дамасский документ в Каирской генизе, полагал, что   - это аналог рим. цензора, появившийся в иудейском мире только в рим. эпоху ( Schechter S., ed. Fragments of Zadokite Work. Camb., 1910. P. XXIII. Not. 41). Его поддержал Р. Чарлз. Однако против выступил Э. Мейер (см.: Thiering. 1981). Вероятно, помимо влияния со стороны гражданских установлений в данном случае на выбор «кумранитами» именно этого названия повлияли пророческие образы Ис 40. 11 и Иез 34. 12. Кроме того, среди набатейских надписей, найденных в святилище Гебель-Монейга (юж. Синай), в списке жрецов также встречается слово   (  ). Согласно наиболее распространенной гипотезе, в данном случае речь идет о служителе, осматривавшем жертвенных животных (ср.: Мишна Тамид 3. 4; Арак. 2. 5; Вавилонский Талмуд. Кетувим. 106а; Иерусалимский Талмуд. Шекалим. 4. 2. 48a). Филон Александрийский называет словом πσκοπος прор. Моисея ( Philo. Quis rer. div. 30). Наконец, в ВЗ неоднократно говорится о Боге как о «надзирающем» за сердцем человека (напр.: «Бог есть свидетель внутренних чувств его и истинный зритель сердца его» - Прем 1. 6). Е. в Новом Завете В НЗ не содержится ни прямого наставления от Господа о необходимости поставления Е., ни рассказа о первом установлении степени Е. апостолами (подобного рассказу об избрании 7 диаконов). Однако Е. как служители Церкви неск. раз прямо упоминаются в Посланиях и Деяниях св. апостолов (Флп 1. 1; Деян 20. 28; 1 Тим 3. 2; Тит 1. 7). Анализ др. новозаветных текстов показывает, что помимо наименований «епископ» и «старец» (πρεσβτερος) в апостольские времена были в ходу и другие наименования служителей, исполнявших функции Е. В частности, в 1 Кор 12. 28 при перечислении церковных служений говорится об имеющих дар «управления» (κυβερνσεις). Упоминаются также некие «начальствующие» или «предстоятели» (формы от глагола προστημι в 1 Тим 5. 17; Рим 12. 8; 1 Фес 5. 12). Многократно говорится о «пастырях» (ποιμνες - напр.: Еф 4. 11).

http://pravenc.ru/text/190033.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010