19. Страстная седмица. Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери. Прп. Иоанна Ветхопещерника. Блж. Матроны Московской. Утреня. Примечание. По Уставу, утреня начинается «в 7-й час нощи», т. е. по-нашему – около первого часа ночи: «В 7-й час нощи клеплет параекклисиарх, и собравшеся в церковь, и сотворшу иерею начало: Благословен Бог наш... начинаем абие по обычаю, якоже писася в четверток 5-я недели» (см.: Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток»). Иерей возглас: «Благословен Бог наш...». Чтец : «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш...» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...» (трижды) и двупсалмие (во время псалмов – обычное каждение). Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Аллилуиа», глас 8-й (со стихами: «От нощи утренюет...»). Тропарь, глас тот же: «Егда славнии ученицы...». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же. Кафизм нет. По окончании пения тропаря отверзаются царские врата, и диакон возглашает: «И о сподобитися нам слышанию...». Евангелие – Лк., зач. 108, от полу: «Приближашеся праздник опреснок...» (конец в зач. 109: «По Немже идоша ученицы Его»). Псалом 50-й. Молитва «Спаси, Боже, люди Твоя...» не читается, но сразу канон Триоди, глас 6-й, творение св. Космы Маиумского: «Сеченое сечется...» (ирмосы по дважды, тропари на 6), с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (библейские песни не стихословятся). По каждой песни катавасия – ирмос канона. По 3-й песни – малая ектения, седален Триоди, глас 1-й: «Езера и источники...». «Слава» – ин седален, глас 3-й: «Смиряяся за благоутробие...», «И ныне» – ин седален, глас 4-й: «Ядый, Владыко...». По 6-й песни – малая ектения, кондак Триоди, глас 2-й: «Хлеб прием...», и икос, глас тот же: «Тайной трапезе...». На 9-й песни – каждение. («Честнейшую» не поем.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Ексапостиларий Триоди: «Чертог Твой...». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-02/

     Апостольское чтение 5-й Недели по Пасхе рассказывает нам об одном событии в жизни древней Церкви, которое имело огромные последствия для всего мира. Речь идет о появлении первой церковной общины, состоящей из уверовавших язычников. «Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу» (Деян. 11:19–21). Чтобы лучше понять слова апостола Луки, необходимо прояснить их исторический контекст. Давайте вспомним главные события в жизни Церкви, начиная с момента ее основания. Христова Церковь родилась в день Пятидесятницы, вместе со схождением Святого Духа на общину учеников. Эта Церковь должна была возвестить во всех народах об Иисусе Христе, Мессии евреев и Спасителе мира (см. Ин. 1:41 и Ин. 4:42). Проповедь распространялась в определенном порядке. Первыми ее услышали палестинские евреи и эллинисты – евреи из разных стран Римской империи. Потом Благая Весть достигла ушей самарян, потомков нееврейских поселенцев из Месопотамии и Сирии. После был крещен первый прозелит, евнух-ефиоплянин. Следующими христианскую проповедь должны были услышать язычники – и здесь евангельское благовестие встретилось с большой проблемой. Эта проблема обитала в сознании самих проповедников. Дело в том, что между палестинским иудеем и иностранцем-язычником в то время существовала такая культурная пропасть, которую нам, жильцам современных городов, трудно себе представить. Евреи не считали язычников полноценными людьми, и общение с ними строго запрещалось ветхозаветным законом. Иудей, прикоснувшийся к язычнику, или евший с ним, или даже зашедший к нему в дом, считался оскверненным. Для иноплеменников у евреев имелось короткое и емкое определение: «пес». И вот представьте себе, что этим «псам» нужно было проповедовать, а потом и причащаться с ними из одной чаши! Сознание добропорядочного иудея, пусть даже и уверовавшего во Христа, не было способно вынести такого потрясения.

http://pravoslavie.ru/112739.html

Взгляд христианина на скорби и напасти, нас постигающие. Слово, произнесенное в церкви Киево-Братского монастыря, в пяток 1-й Недели Великого Поста О деятельном исполнении нравственного закона Божия, как залог личного и общественного благополучия «Аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте: аще же не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст: уста бо Господня глаголаша сия» ( Ис. 1:19–20 ). «Аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди» ( Мф. 19:17 ) Во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа Ему иногда предлагались вопросы, касавшиеся внешних судеб того или другого лица, того или другого дела. Замечательно, что Господь, Который ведяше вся ( Ин. 2:24 ) и Который в другое время Сам открывал своим ученикам грядущие судьбы Иерусалима и всей вселенной, по большей части отклонял подобные вопросы. Так, когда Господь, в одно из своих явлений ученикам по воскресении, дал разуметь апостолу Петру, какою смертию прославит Бога, тот спросил Своего возлюбленного Учителя о том, что ожидает впереди другого ученика Христова, – того, егоже любляше Иисус. Господи, – сказал он, – еси же что? готовится ли и ему тот путь страданий и мученической смерти, который только что предречен апостолу, исповедавшему пред Господом любовь свою к Нему. Но Господу не угодно было открыть грядущих судеб Своего возлюбленного ученика. – Он сказал Петру: аще хощу, да той пребывает, дóндеже прииду (если Я хочу, чтобы тот оставался в живых до Моего второго пришествия), что к тебе (что тебе до того)? Ты по Мне гряди (см. Ин, гл.21), – вместо того, чтобы пытаться проникнуть в сокрытые от человеческого взора внешние судьбы нашей жизни, осмотрись вокруг себя, чтобы определить то направление, в каком лежит горний Иерусалим, царство небесное, – напряги все усилия своей воли к тому, чтобы отрешиться от страстей и похотей, омрачающих твое сознание и расслабляющих твои силы, столь необходимые для трудного путешествия, возьми крест свой, крест неусыпных трудов над созиданием царства Божия в себе и ближних, крест скорбей и лишений, вводящих однако в неприступную радость, и – следуй за Мною по тому пути, узкому, тернистому и каменистому, которым и Я шел во дни своего обнищания.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kudryavce...

Закрыть itemscope itemtype="" > Из предпасхальных путевых заметок по Буковине 23.04.2009 428 Время на чтение 8 минут Черновицко-Буковинская епархия, как и Черновицкая область, является одной из наименьших по территории и численности на Украине . И хотя Буковина - часть Западной Украины (а именно на Западной Украине наиболее ярко выражены прокатолические и антироссийские настроения), тем не менее, она сохраняет свою православную самобытность, имеет множество монастырей и густую сеть приходов. Это была моя третья журналистская поездка за последних полтора года в этот древле-православный край, где стремительный Прут несет воды в широкий Дунай, а тот - в Черное море. И думалось при подъезде к Черновцам: как реки на земле переплетаются между собой, пополняя одна другую, впадая в моря-океаны, так и святость нашей земли переливается из края в край, благоухая подвигами преподобных, святителей, мучеников и исповедников, переливаясь в вечность. Византия благословила великого князя Владимира, а тот, просияв в благодати крещения, уподобился апостолам Христовым: крестил Русь. Преподобные Киево-Печерские, получив благословение Святой Горы Афон, растекались по лицу земли русской, созидали монастыри и храмы, сеяли зерна веры православной. Так что ни татарские полчища, ни набеги иных инославных, ни безбожная смута ХХ века не смогли умалить свет Христов, который просвещает всех (см.: Ин. 1: 9). И после каждого испытания, длившегося иногда веками, православная вера чрез страдания мучеников и исповедников возрождалась, по слову Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: если... зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24). И подтверждением евангельским словам является нынешнее возрождение веры. За последние 20 лет Черновицкая епархия расцвела и преобразилась. Монастыри и храмы, как в древние времена крещения, созидаются в центрах сел и городов, вместо атеистических «капищ» с помпезными памятниками «вождю народов» и прочими стандартными идеологическими атрибутами. В 1993 году православный мир облетело известие о новоявленной «плачущей» иконе Божией Матери в с. Бояны под Черновцами, вскоре прославившейся чудотворениями. Настоятель этого сельского храма протоиерей Михаил Жар (ныне архимандрит Лонгин) после явления иконы в праздник святителя Николая посвятил себя монастырскому строительству - Вознесенского мужского и Боянского женского монастырей и созданию детского православного дома для сирот и тяжелобольных детей, среди которых и такие, от кого отказались родители и врачи. Были зафиксированы случаи исцелений, не поддающиеся объяснению, в том числе и от СПИДа. Но главное, что все 150 воспитанников этого православного приюта возрастают в любви и заботе, просвещены светом веры. Характерно, что и украинская власть расценила создание этого интерната как явление уникальное: архимандриту Лонгину недавно была вручена звезда Героя Украины.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > О ереси отрицания Всемогущества Божия Продолжение 16.09.2022 1087 Время на чтение 8 минут Фото: Из личного архива автора На прошлую мою статью « Об одной малозаметной ереси » каких-либо внятных ответов от богословов «пессимистического лагеря» не последовало. Либо они пока не знают, что ответить, либо выбрали тактику не замечать критику взглядов их «совершенного и непогрешимого» богословия. Однако один ответ всё-таки последовал в одном из сообществ, где православный брат перепечатал мою прошлую статью, от богослова пессимистического лагеря Валерия. Вот он: «Ересь, которую исповедует автор – напротив, вполне заметная, давно известная и давно осуждённая соборами и отцами (см. следующий пост). В ее основе – неверие в прямые слова Спасителя о необходимости Крещения для спасения (Мк. 16:16)». То есть ответ в стиле – «сам еретик». Ничего в защиту того отрицания догмата Всемогущества Божия, которое они (пессимистические богословы) совершают сказано не было. Хорошо, оставим это на последующее время (честно говоря, было бы интересно услышать их аргументацию по защите от указания, что они находятся в новой ереси и других православных ею заражающих). То есть еще раз повторим – самая лучшая защита это нападение и именно потому Валерий нападает, предъявляя обвинение в якобы уже известной и осужденной соборами ереси. Давайте это разберем. Ссылка на текст про соборы Валерия была следующего содержания. «ПОСМЕРТНАЯ УЧАСТЬ НЕКРЕЩЕНЫХ: УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ И ОТЦОВ ВОСТОКА И ЗАПАДА. 1. Иерусалимский Великий Собор 1672 г.: «Веруем, что святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: Если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5). Посему оно нужно и младенцам, ибо и они подлежат первородному греху и без крещения не могут получить отпущения сего греха. И Господь, показывая сие, сказал без всякого исключения, просто: “Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин. 3:5), то есть по пришествии Спасителя Христа все, имеющие войти в Царство Небесное, должны возродиться. Если же младенцы имеют нужду в спасении, то имеют нужду и в крещении. А не возродившиеся и посему не получившие отпущения в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех, и, следовательно, не спасаются. Итак, младенцам необходимо нужно Крещение».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/16/o_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [от греч. πστολος - посланник, вестник], ближайшие ученики Иисуса Христа, избранные, наученные и посланные Им на проповедь Евангелия и устроение Церкви. Двенадцать А. избраны, чтобы пребывать со Христом, проповедовать и свидетельствовать об исполнении во Христе древних пророчеств (Мк 3. 14; Лк 24. 46-48). Причем если во время земной жизни Господа им запрещается идти к язычникам (Мф 10. 5), а их проповедь ограничивается «погибшими овцами дома Израилева» (Мф 10. 6), то после Воскресения эта задача коренным образом меняется: апостольское провозвестие должно охватить весь мир (Мф 28. 18; Лк 24. 47). А. должны быть вестниками того, что с пришествием Христа началась окончательная победа Бога над  сатаной  (Лк 10. 18). Им поручено делом (Мф 10. 8) свидетельствовать, что «враг мира сего изгнан будет вон» (Ин 12. 31). Данной им силой (Мк 6. 7) А. изгоняют бесов и исцеляют больных (Мк 6. 13), им не может повредить никакое зло (Мк 16. 18). Господь дает А. власть провозглашать мир либо суд (Мф 10. 12-13; Лк 10. 5-6), прощать либо удерживать грехи (Ин 20. 23). БЕССМЕРТИЕ 1. Свойство Божественной природы, неподвластной смерти (см. ст. Свойства Божии ). 2. Состояние, в к-ром, согласно религ. верованиям, пребывают духовно-разумные существа, преодолевшие свою зависимость от смерти. 3. Во внерелиг. понимании посмертная слава, к-рую стяжали себе среди людей совершившие подвиг жертвенного служения. Идея Б. в язычестве Страх смерти и соответственно чаяние и предвосхищение Б., попытки наглядно представить его осуществление - одна из устойчивых тенденций человеческого существования, свойственная различным культурам и религиям. Обостряющееся по мере роста личностного самосознания стремление к Б., тоска по нему, забота о его достижении запечатлены уже в памятниках письменности Др. Египта - Текстах пирамид (2700-2400 гг. до Р. Х.), Книге мертвых (ок. XVI в. до Р. Х.), шумеро-аккад. эпических песнях о Гильгамеше и др.; соответственно развивались представления о Стране мертвых, загробном царстве. Подобные представления отчетливо выражены и в древнегреч. мифологии (ср. повествования об аиде, его свойствах и строении в кн. XI «Одиссеи» Гомера, кн. XI «Энеиды» Вергилия и др.). Переходя от мифа к логосу, Платон и его последователи разработали философскую доктрину Б. души как идеального «безвидного» неразложимого начала в человеческом существе, причастного Божественному совершенству и резко отличающегося по своей природе от «плотного, тяжелого, землеобразного» смертного тела (Phaedo. 81c), к к-рому душа прилепляется в своем земном бытии; потому-то истинно «философские занятия», по Платону, и состоят «в освобождении и отделении души от тела» (Phaedo. 67d) - именно ради восстановления бессмертной сущности души. Представление о Б. в ВЗ

http://pravenc.ru/selected.html

О ТРЕТЬЕМ ПРОШЕНИИ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли 1. Изъяснение третьего прошения молитвы Господней Необходимо для христианина отречься от собственной воли. Собственная воля человека, который в беззаконии зачинается и во грехе рождается ( Пс.50:7 ), до такой степени повреждена, что «всякий помышляет в сердце своем прилежно на злая во вся дни» ( Быт.6:5 ). Да и другие способности человека по природе своей до такой степени бывают слабы относительно всего благого, что он сам неспособен «от себе помыслити что, яко от себе» ( 2Кор.3:5 ). При таком повреждении и немощах природы своей человек, оставленный самому себе, в деятельности своей по большей части руководствуется внушениями самолюбия, а посему и имеет в виду при ней не столько славу Божию и пользу ближнего, сколько славу ( Дан.4:27 ) и пользу собственную ( Исх.15:9 ). Оттого-то и налагается на последователя Христова долг, чтобы он отрекся своей воли ( Мк.8:34 ), этого столь опасного руководителя; но руководствовался бы во всех своих желаниях, намерениях и деяниях единственно всеблагою волею Отца Небесного, открытою в Божественных Его заповедях. Необходимо покоряться воле Божией и просить в том благодатной помощи. В самом деле, если желания воли нашей часто бывают погрешительны, то Бог всегда желает нам истинного блага ( Еф.3:20 ), «хощет всем нам спастися и в разум истины приити» ( 1Тим.2:4 ); и если Сам Иисус Христос, находясь между нами и преподав Собою образец для нас ( Ин.13:15 ), говорил: «Не могу Аз о Себе творити ничесоже. Якоже слышу, сужду, и суд Мой праведен есть; яко не ищу воли Моея, но воли пославшего Мя Отца» ( Ин.5:30 ); то для кого из нас не может быть понятно, что словами: «да будет воля Твоя», Иисус Христос научает нас умолять Отца Небесного, чтобы Он не попускал нам располагать своей жизнью по нашей собственной воле, но чтобы Сам управлял нами, как Ему угодно, и чтобы Он даровал нам немощным ради заслуг Христовых душевное расположение, не только безропотно, но и с благодарностью покоряться Ему во всем, чтобы в жизни ни происходило с нами по Его святой воле? А дабы это прошение мы могли возносить с полным чувством, должны веровать, что Бог все, что кажется нам несчастьем или счастьем, устрояет к нашей пользе, и что Он более промышляет и печется о нашем спасении и благе, нежели мы сами о себе ( Лк.21:15, 18 ). – (См. Кассиана Римл. «Собеседование о молитве», гл. 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Природа всякого духовного текста совершенно иная, нежели литературного или научного. Он не дает просто некую «информацию», когда, раз «прочитав» книгу; человек затем убирает ее на полку. Общение с духовным словом совсем иное по природе своей и по целям. Мы читаем Евангелие каждый день, входя каждый раз через слово в таинственное общение с Самим Христом. Слово движимое Духом Святым, несет в себе нетварную Божественную энергию, будучи тайноводителем Божественной благодати. Такое слово становится таинством. Цель его — сообщить благодать и Истину, устрояя спасение души читателя. Так, читая и открывая сердце такому слову, всякий непременно будет каждый раз входить в потоки дыхания Духа, пережитые, в данном случае, самим Старцем в глубокой молитве и в неуклонном предстоянии умом престолу Божию. Входя в мир его слов-идей, человек погружается духом в сферу Божественного присутствия, в которой постоянно жил сам Старец. И всякое пребывание сознанием в сей умной сфере таинственно воздействует на всего человека дух, душу и даже тело: «Царство Божие не приходит приметным образом» (см.: Лк. 17 :20), так и слово Старца, будучи плодом многолетнего плача и напряженной молитвы, незаметно для человека преображает его внутреннее устроение, возводя дух его в «горняя, где Христос сидит одесную Бога» (Кол. 3 :1). Такое «таинство слова» нам предано самим Христом: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6 :63). Они животворят и очищают человека чрез словесное причастие самому Христу — Богу Слову: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Ин. 15 :3). Старец был одним из немногих в наше время носителем сей величайшей христианской культуры духовного слова. К сожалению, в наше время эта культура, столь привычная для ранней Церкви, теперь понятна и доступна немногим. В первые века христианства вдохновленные последователи Христа неизменно пребывали в атмосфере евангельского слова, жили слово его как первую реальность и особенно интенсивно в моменты агапыевхаристии, причащаясь через слово, как через таинства, Самому Христу. Не зря святитель Ириней Лионский использует то же понятие «причащение», относя его и к причастию Христу через Святые Дары, и к евангельскому слову о Христе; и там, и здесь присутствует вся Личность Христа. Для первохристиан это было единой реальностью: общение и единение с Богом через Святую Чашу и Слово Его. В Старце мы видим редкий современный пример, который раскрывает для нас литургическую природу духовного слова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Воскресение Христово — 1) воссоединение Души Христа с Его Телом, последовавшее на третий день после Его смерти (по человеческому естеству); победа Христа над смертью; событие, составившее содержание одной из главных истин христианства ( 1Кор.15:14 ); о нем повествуют все четыре евангелиста ( Мф.28:6 ), ( Мк.16:6 ), ( Лк.24:6 ), ( Ин.20:6-9 ); 2) главный предмет Праздника Праздников Христианской Церкви , самый первый христианский праздник (именуется также Пасхой ). Что имел в виду Иисус Христос, когда сказал: «Я есть воскресение и жизнь»? Иисус Христос сказал о Себе: « Я есть воскресение и жизнь » ( Ин.11:25 ).  В этих словах можно выделить несколько смысловых аспектов. Почему Христос умер, страдая на Кресте, разве Он не мог избежать такой смерти, дожить до преклонных лет, умереть и воскреснуть без страданий? Сын Божий стал Человеком не ради того, чтобы просто пожить на земле и умереть, как бы естественной смертью, положим, от немощи или от старости. Крестные Страдания и смерть Господа Иисуса Христа носили добровольный, жертвенный, искупительный характер. Не случайно, когда Он стал говорить Своим ученикам о том, что Ему « много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть » ( Мк.8:31 ), а Петр начал Ему возражать, Он « обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое » ( Мк.8:33 ). (Подробнее об основных аспектах Искупления см.: « Что такое Искупление? Почему оно совершено через Крестные страдания и смерть воплотившегося Сына Божьего? ») Почему говорится о том, что Иисус Христос победил смерть, когда мы продолжаем умирать? Да, и после победы Христа над адом и смертью люди продолжают умирать (телесно). Однако в силу этой победы и в ад теперь попадают далеко не все умершие, и все мертвые воскреснут.  Многие же не просто воскреснут, но воскреснут в вечную блаженную жизнь.

http://azbyka.ru/voskresenie-xristovo

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению) Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. ( Ин.11:25 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В этот благодатный субботний день Великого поста в Евангельском чтении (см. Ин.11:1-45 ) мы слышали рассказ о воскресении Лазаря – необыкновенном чуде, которое сотворил Господь наш Иисус Христос, показав людям свою Божественную силу. Кем был для Спасителя Лазарь и почему Господь исторг из уз смерти именно этого человека? Для каждого из нас огромное значение в жизни имеет дом, семья, дружеские отношения. Без этого очень трудно жить! Что бы с нами ни случалось в этом мире, в какие бы сложные ситуации мы не попадали, но великим благом для нас является знание и понимание того, что есть на свете место где нас ждут, любят, где царит мир и душевный покой. У Господа нашего не было Своего дома. Вы помните, как Он Сам говорил об этом: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову ( Лк.9:58 ). Но в Вифании жили благочестивые сестры Марфа и Мария и брат их Лазарь, которые особенно любили Иисуса Христа. Именно в этой семье Спаситель всегда находил приют, покой и отдых от напряженных проповеднических трудов, от полного опасностей и трудностей бытия. Здесь Его всегда понимали и слушали. Здесь щедро давали Господу человеческое тепло и покой, в котором и Он, Сын Божий, так нуждался. Как же важно, что в земной жизни Господа были настоящие друзья, преданные и верные. Очень плохо человеку, если нет людей, понимающих его сокровенные думы и чаяния, с которыми можно было бы поделиться и горем, и радостью. Только тогда мы не будем себя чувствовать в одиночестве, если, по Божией милости (ведь дружба, как и любовь, – поистине дар небесный!), обретем в этом мире искренних друзей.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010