Бл. Феофилакт на посл. к Тимофею, стр. 65 ( 1Тим.5:22 ): «Руки скоро не возлагай ни на когоже. Апостол дошел и до главнейшего, чем преимущественно держится церковь , т. е. до хиротонии и говорит: не скоро, т. е. не по первом и не по третьем испытании, но неоднократно и тщательно исследовав, так как это дело не безопасно». Возражения австрийцев о церкви 1) «Протопоп Аввакум» Бороздина, стр. 164, прилож.: «Еще же и архиерея Павла Коломенского епископа сам един (т. е. п. Никон ), кроме всякого поместн. собора низверже, его же из мантии обнажи и на лютая биения и наказания предаде... И за содержание древнего благочестия в срубе сожжен» (тоже Ист. р. ц. Макария 12, 146) Вот почему у нас и не было епископов: вы у нас последнего сожгли!» Разбор: Такой ответ убедительно доказывает, что общество австрийское не есть Христова церковь , ибо в Благовестн. ев., зач. 67 Мф., стр. 225, читаем: «Врата адова суть являвшиеся по временам гонители, которые прельщением низводили христиан во ад, и еретики также суть врата, ведущие во ад. Но церковь многих гонителей и многих еретиков преодолела». Старообрядцы ложно говорят, что слова о сожжении Павла Колом. принадлежат Бороздину. Последний в предисловии на 4 стр. пишет: «Во втором отделе своей книги я вновь помещаю раскольническую повесть о житии патр. Никона». Да мало ли что г. г. старообрядцы наповествуют о Никоне! За что казнили расколоучителей и как сами старообрядцы топили своих архиереев см. ст. «Гонения», стр. 80–93. 2) В ев. Марка зач. 71 и Луки 112 – говорится, что апостолы впали в неверие воскресению Христа. Разбор: Апостолы не поверили женам: «яко видевшим Его воставша не яша веры» (Марка). А воскресению апостолы поверили: «От погребальных пелен приняли слово о воскресении и прежде, чем увидели самого Христа, уже показали полную веру» (И. Злат. 8, 593). Его же 8, 580: «Когда Магдалина пришла и сказала о похищении тела Иисусова, ученики, выслушав ее, поспешно приходят ко гробу и видят лежащие пелены; а это было знаком воскресения... Но для чего отдельно лежат пелены и отдельно – плат свитый? Для того, чтобы ты знал, что это сделано без торопливости без смущения (как доказательство того, что тело Господа не украдено), так как отдельно положено одно, и отдельно положено и свито другое».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

2:14–26 Богу угодный работник Христиане из Эфеса должны соблюдать то, о чем говорилось во 2:3–13 и было подытожено во 2:11–13. Они должны проявлять стойкость, избегая ложных учений, буйно расцветших в Эфесе (2:14–23), и по возможности наставлять на путь истинный тех, кто впал в серьезные заблуждения (2:24–26). 2:14. Многие профессиональные ораторы придавали слишком большое значение ненужным тонкостям, разным оборотам речи, литературным приемам и т. п. Некоторые философы считали, что главная задача состоит в том, чтобы изучать логику слов. Многие иудейские учителя, стремившиеся быть верными букве закона, делали то же самое (подчеркивая даже малейшие нюансы в произношении или возможные переогласовки). Но другие критиковали этот метод (см. коммент. к 1Тим. 1:6 ). 2:15. К образам воина, спортсмена-атлета и земледельца (2:4–6) Павел здесь добавляет образ работника («делателя»), возможно, имея в виду себя как ремесленника. Еврейские читатели понимали, наскольковажно верно преподносить «слово истины», изучать закон Божий (ср.: Пс. 118:43 ). Хотя Павел не упускает из виду исследование Писаний (3:14–17), здесь он фокусирует внимание на верной передаче Евангелия – в отличие от пустословия, о котором говорится во 2:14,16. 2:16. См. коммент. ко 2:14. 2:17. Этот образ духовной или нравственной гангрены также близок некоторым авторам. (В оригинале именно «гангрена», а не «рак», как в русском синодальном переводе.) Главная опасность гангрены в том, что она распространяется по всему телу, и если вовремя не отсечь больной орган, то она уничтожит все тело. Именей и, вероятно, Филит были официально исключены из общины ( 1Тим. 1:20 ), но все еще оказывали тлетворное влияние на окружающих. Кроме того, как и сегодня, практически любой оратор мог найти себе аудиторию, поскольку людей, достаточно глубоко знающих Писания, не так уж много, которые могут сами отличить истину от ложного учения и не зависеть от толкования других. 2:18. Грядущее воскресение в теле не вызывало отклика у людей с греческим менталитетом, а пролептическое (предвосхищающее) духовное воскресение, которое верующие испытали во Христе, было импонятно. Некоторые лжеучителя, наподобие Именея и Филита, очевидно, «демифологизировали» Евангелие, чтобы приспособить его к своей культуре (ср.: 1Кор. 15:12 ; 2Фес. 2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Соблазненный духом зла и уничтожения, человеческий род в своей истории творил больше дела его, нежели свои, — для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола  ( 1Ин.3:8 ). Богообразная красота человеческой души была сплошь осквернена и загрязнена грехами, поэтому Бог послал Сына Своего очистить наши грехи (в синод. тексте:  в умилостивление за грехи наши. – Примеч. пер .) ( 1Ин.4:10 ). Иисуса Богочеловека во всей Его исторической действительности  возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать людям  (в синод. тексте:  Израилю.– Примеч. пер .)  покаяние и прощение грехов  (ср.: Деян.5:31 ). Хотя Он и Божественно совершенен, Спаситель по-земному осязаем и по-человечески доступен. Богомудрый апостол это четко выражает следующими словами:  От семени Давидова  (в синод. тексте: из сего-то потомства.– Примеч. пер .)  Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса  ( Деян.13:23 ). Спаситель соделался реальным человеком, дабы как человек спасти человека. Если бы не явился Он как истинный человек, то можно было бы сказать, что Он – некий небесный призрак и наваждение, механически и насильно навязывающее людям спасение. Своей безгрешной человеческой реальностью Владыка Христос привлекает к Себе человеческие существа, лицезрящие в нем естественного и необходимого Спасителя человеческого естества. Лишь как подлинно совершенный Бог и подлинно совершенный человек Господь есть  Спаситель   людей и надежда  человеческого рода (ср.: 1Тим.1:1 ). В Своем бесконечном человеколюбии Он  хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины  ( 1Тим.2:4 ). Своим Богочеловеческим подвигом спасения Господь Иисус Христос стал единым и единственным Спасителем человеческого рода, поэтому – нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись  ( Деян.4:11–12 ). Своей животворящей силой Богочеловеческая Личность Владыки Христа есть в то же время и Спаситель, и спасение (см.: 2Тим.2:10; 3:15 ). «Познание спасения есть познание Сына Божия, Который действительно есть и нарицается и спасением, и Спасителем, и совершением спасения.

http://azbyka.ru/gospod-iisus-xristos-ka...

Иерихон. Город, который станет центром событий на первом этапе завоевания (гл. 6). блудницы. См. Иак. 2,25 ; Евр. 11,31 . Раав. Упоминается в Новом Завете в числе предков Иисуса Христа ( Мф. 1,5 ), а также как пример веры ( Евр. 11,31 ) и добрых дел ( Иак. 2,25 ). 2 царю . Ханаан подразделялся на города-государства, в каждом из которых был свой царь. 2:4–5 я не знала. Ср. «я знаю» в ст. 9. Ложь, произнесенная Раав, здесь не оправдывается и не осуждается. В Новом Завете апостол Иаков одобряет ее поступок ( Иак. 2,25 ). В данном же тексте внимание акцентируется на причине, по которой Раав укрыла соглядатаев (ст. 9–11). 2 ибо мы слышали. Уверенность Раав, равно как и ужас хананеев, основаны на том, что Господь уже сделал для Израиля, доказав верность Своему обетованию (см. 9,3 и ком.). с Сигоном и Огом. См. 12,2–4 и ком. Аморрейскими. Общее именование, применявшееся иногда ко всем народам, населявшим Ханаан (напр., 24,15), в частности к жителям холмистой части страны (напр., 5,1) или только к тем, кого отличали от иевусеев, также занимавших гористую территорию (напр., 3,10). истребили. См. ком. к 6,16.17. 2 Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу. Раав признает Бога в соответствии с тем, как Господь открыл Себя израильтянам ( Втор. 4,39 ). 2 милость. Раав проявила милость к израильтянам и теперь рассчитывает на милость к себе. знак. Вероятно, имеется в виду клятва (ст. 14). 2 избавите души наши от смерти. Залогом милости, которой ожидает Раав, является надежность обетования Божия. Эта милость не что иное, как избавление от Его грядущего гнева (ср. 1Тим. 1,10 ). 2 когда же Господь предаст нам землю. Подтверждение незыблемости обетования. 2 червленую веревку. Веревка не упоминается в гл. 6, где говорится о спасении Раав и ее семьи (6,21–24). Ее ярко-красный цвет вряд ли имеет символическое значение, хотя иногда его связывают с кровью пасхального агнца и с кровью Христа. 2 Господь (Бог наш) предал всю землю сию. Соглядатаи возвращаются с подтверждением обетования Божия (1,2), которое было известно и блуднице Раав (2,9–11). Глава 3

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

А Посланный творит все и управляет всеми, Нося плоть ради нашего спасения, а также святой Крест. И, возвращаясь к Отцу Победителем, Он послал нам для спасения Иного Себя (sese alterum): О блаженная Троица! Христос вечно существует по сущности вместе с Богом 148 , ведь Жизнь существует вечно. Поскольку же Жизнь есть действие (actio), а действие для того, чтобы действовать, имеет начало, вот и был рожден Христос. Но Бог и Христос действуют от вечности, а значит, Христос рожден как Бог от вечности: О блаженная Троица! Восшедший на небеса есть Христос; И Он же есть Нисшедший с небес 149 . Значит, Христос [получил начало] не от человека, а [снизошел] вплоть до человека 150 : О блаженная Троица! Это есть Бог наш. Это – Бог единый. Это – Бог единый и единственный: О блаженная Троица! Ему все мы молимся, Единому мы молимся, Единому Отцу, и Сыну, и Святому Духу: О блаженная Троица! Дай же грешникам прощение! Даруй [нам] жизнь вечную! Дай [нам] мир и славу: О блаженная Троица! Избави нас! Спаси нас! Оправдай нас: О блаженная Троица! 3 Mysterium. Ср. Еф. 3.39 ; Кол. 2:23; 4:3 ; 1Тим. 3.16 . Ср. также: Adv. Ar. I 24.29; I 26.1416; Hymn. I 6869. Хотя, по мнению П. Адо (см.: [Hadot. 1960b. P. 1059]), слово «тайна», скорее всего, заменяет здесь слово «премудрость» (ср. 1Кор. 1:24 : Христа, Божию Силу и Божию Премудрость), понятие Божественной «тайны» у Мария Викторина весьма многозначно. Во-первых, оно означает, что в Сыне- Логосе сокрыто тайное знание о Боге Отце, которое Логос и Св. Дух как Премудрость Божия открывают людям; см.: Adv. Ar. III 10.311; Hymn. I 5861, 7374; III 196198, 252258 и др. Во- вторых, оно означает тайну Божественного домостроительства спасения, совершенного через воплощение, смерть и воскресение Иисуса Христа (как у апостола Павла), а также – шире – метафизический процесс, начавшийся с вечного Божественного рождения Сына-Логоса как Жизни, Движения и Действия внутри Бога Отца (Божественного Бытия), продолжившийся в творении мира через нисхождение и животворящее действие Логоса, затем – через Его воплощение, и, наконец, завершившийся возвращением людей к Богу благодаря действию Св. Духа как Божественной Премудрости и «сокрытого Христа» (Christus occultus, λγος in occulto, см. ниже, Hymn. I 6873; III 63 70, 252269, а также: Adv. Ar. I 13. 2130; I 24.1948; I 2.:3043; I 51.16; I 57:16; I 57.16; I 58.2024; III 14.2024; IV 7.1015; IV 11.735; IV 17.2933; Comm. in Ep. ad Eph. 1:4 , PL. 8, 1240A и др.; cp.:Hilar. Pict. De Trin. IX 62). См. также: [Hadot. 1971. Vol. I. P. 299301; Фокин. 2007. С. 133135, 159162, 167170]. В-третьих, слово mysterium у Викторина часто указывает на тайну Божественного Триединства: «Все таинство (mysterium totum) заключается в том, что Бог Отец, и Сын, и Святой Дух – это единый Бог (unus Deus)» (Adv. Ar. I 43.67).

http://azbyka.ru/otechnik/Marij-Viktorin...

Нищий, хотя бы и ничего у себе не имел, но имеет к богатству любовь, истинный есть сребролюбец. И потому не тот, кто много имеет, но кто много желает, и не тот, кто богат, но кто к богатству сердцем прилепляется, порочится. Многие были, как и ныне имеются, богатые и славные, но Богу угодили, и потому сребролюбцы не были. Сребролюбец бо угодить Богу не может, ибо не Богу, но своей страсти угождает (2:192). Сребролюбие происходит от плотского рождения и мудрования (3:57, см. БРАНЬ , 116). Сребролюбию нет места у духовно мудрого (2:18, см. МУДРОСТЬ , 569). Как проявляется сребролюбие Видим, сколько человек собирает ради убогаго и смертнаго тела своего, которое малым хлеба укрухом и каким-нибудь одеянием довольствуется; сколько, говорю, собирает, хотя и знает, что все при смерти оставит: действует тое в нем сребролюбие и лютая богатства похоть, в сердце гнездящаяся (4:135). Последовать Христу – значит отречься сребролюбия (3:180, см. САМООТРЕЧЕНИЕ , 814). Что делать, чтобы избежать сребролюбия Но чтобы пагубной сребролюбия и лихоимания страсти не поработиться, должно всякому помнить апостольское слово: «ничтоже внесохом в мир сей, яве, яко ниже изнести что можем; имеюще же пищу и одеяние, сими довольни будем», и проч. (1 Тим, 6, 7–8), – и Христово оное страшное речение: «кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит» ( Мф. 16, 26 ). А пленившиеся лихоиманием и хотящии каятися да внимают, что Закхей мытарь, каяся, ко Христу, в дом его пришедшему, сказал: «став же Закхей рече ко Господу: се пол имения моего, Господи, дам нищим; и аще кого чим обидех, возвращу четверицею. Почему и слышит от Христа: «яко днесь спасение дому сему бысть» ( Лк. 19, 8–9 ) (2:197–198). Средства к искоренению сребролюбия «Первое». Помнить, что все в мире останется собранное, а сам наг от сего мира отъидет. – «Второе». Верить Промыслу Божию никого не оставляющему. – «Третие». Суд Божий страшный и неминуемый на лихоимцев (1:139). Сребролюбие отсекать словом Божиим Противу сребролюбия и ГОРДОСТИ и пышности мира сего полагать Апостольское слово: «ничтоже внесохом в мир сей, яве, яко ниже изнести что можем; имеюще же пищу и одеяние, сими довольни будем» ( 1Тим. 6, 7 и 8). И Христос глаголет: «не можете Богу работати и мамоне» ( Мф. 6, 24 ) (4:328).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

2:19. Из Ветхого Завета ясно, что праведный мог стать нечестивым (напр.: Иез. 18:24– 26 ), а дела человека могут выявить искреннее или фальшивое его сердце (напр.: 2Пар. 12:14 ). И греческие, и иудейские учителя осуждали учеников, которые оказывались неверными или неспособными выдержать тест на ученичество, обычно объясняя это тем, что их посвящение было недостаточным. Иудаизм признавал, что многие обращенные не стали истинными верующими, хотя он более сурово относился к отступничеству иудеев, которые некогда были верны, а ныне отвергли закон. Некоторые новозаветные тексты (напр.: Ин. 6:70,71 ; 1Ин. 2:19 ) могут отражать представление о вещах с позиции предвидения Бога, тогда как другие – с точки зрения опыта верующего (напр.: Гал. 5:4 ; 1Тим. 4:1,2 ).Но, в отличие от большинства современных комментаторов, древние иудеи не усматривали противоречия между этими двумя позициями. 2:20,21. В ветхозаветные времена избранного на особое служение помазывали елеем (маслом) в буквальном смысле; особенно это касалось священников или царей; «помазание» иносказательно относилось к тем, кто был избран Богом для выполнения конкретных задач. Христианам было предназначено различать истину (см.: 2:27). 2:22,23. Сами по себе эти стихи могут равным образом относиться и к противостоянию иудеев христианам, и к оппозиции сторонников Керинфа христианской вере. Компромисс, вероятно, позволял иудейским верующим остаться в синагогах – тем самым, они могли прямо не участвовать в поклонении императору и избежать угрозы преследования. Тот факт, что лжепророки могли призывать к такому компромиссу (ср.: 4:1–6), понять не трудно (см. введение к Отк.). Керинф, который выступил со своим учением ок. 100 г. н. э., верил, что Христос-Дух сошел на Иисуса, но не может быть отождествлен с Ним. Христианский писатель II в.Ириней также приписывал эту точку зрения многим более поздним «гностикам. 2:24–27. Многие комментаторы утверждают, что «помазание» (ст. 27) есть Дух (ср.: Ин. 14:17,26 ; Деян. 10:38 ); другие полагают, что это связано с контекстом, в котором встречается Слово, послание Евангелия. В любом случае это сопряжено с ветхозаветной практикой отделения Богом избранных Им на служение людей, и здесь это распространяется на всех верующих. В Ветхом Завете помазание символически означает посвящение или отделение людей (напр., царей) или объектов (скиния) для священных целей. Окончательное посвящение в этих целях – когда Дух нисходит на людей ( Ис. 61:1 ; ср.: 1Цар. 10:1,9; 16:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Истинная религия начинается там, где есть Совершенная Жертва, которая может удовлетворить Божественное Правосудие, а без этого никакими постами, молитвами и благотворительностью душу человеческую от греха не очистить. В этом смысле молитвы иудеев, мусульман, язычников и еретиков, обращенные к Творцу вселенной, граничат с богохульством: могут ли не очищенные в струях Крови Сына Божия приступать к Богу Отцу, пред Которым трепещут херувимы и серафимы, архангелы и ангелы? В Евангелии сказано: Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его ( Ин.14:6–7 ). Да! Мы можем познавать Бога Отца только чрез Господа Иисуса Христа. Ибо един Бог , един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех ( 1Тим.2:5–6 ). Вся Книга Бытия есть яркое свидетельство того, что древние праведники общались с Богом Отцом во Христе. И все сложные ритуалы и обряды, которые они совершали, есть не что иное, как взгляд на Голгофский Крест. Их вера в Мессию наполняла их сердца, а Дух Божий, Дух Христов, никогда не покидал их. Сказано: К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы ( 1Пет.1:10–12 ). Книга Бытия в этом смысле есть прежде всего История Домостроительства Божия, история строительства, в котором камень краеугольный – Сам Христос, а Его праведные – живые камни (См.: 1Пет.2:4–6 ). Это история сотворения Нового Неба и Новой Земли. Библия начинается словами: В начале сотворил Бог небо и землю ( Быт.1:1 ), – и эти слова не оставляют места для сомнения в том, что только в Господе Боге – начало всякого творения. Следовательно, все другие теории о происхождении мира – ложь. Вселенная не вечна, она не возникла из других, ранее существовавших элементов, она творится волею Творца и продолжает существовать его Промыслом: Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются ( Неем.9:6 ). Да, именно Триединый Бог из небытия в бытие извел этот мир. Еврейский глагол бара (творит) наиболее полно передает значение первичного творческого акта (См.: Быт.1:1 ; Ам.4:13 ; Пс.50:10 ; Ис.65:17 ). Этот глагол встречается только тогда, когда говорится о создании прежде не существовавшего и возникшего из небытия по воле Творца. И в этом смысле ТВОРИТ только Бог , все остальное творение может только СО-ТВОРИТЬ Творцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

2:3 . Пожилые женщины часто высмеивались в комедиях, и особенно из-за своей склонности к сплетням и глупым пересудам, пустословию (см. коммент. к 1Тим. 4:7 ). 2:4 . Пожилые женщины, особенно матери, как это было принято с древних времен, должны были наставлять молодых девушек, своих дочерей (так было и в Древнем Израиле, см., напр.: Иер. 9:20 ). Некоторыефилософы, стремясь дать советы женщинам, даже писали «псевдографические послания от имени одних женшин к другим, где говорилось о том, как им надлежит вести себя. Главной обязанностью римской матери считалось дать своей дочери надлежащее воспитание, привить ей определенные навыки (особенно научить ее быть хорошей матерью) и найти хорошего мужа. «Молодыми» здесь называют замужних женщин, поскольку иудеи и греко-римское общество неодобрительно относились к одиноким женщинам, а мужчины, по-видимому, численно превосходили женщин. И иудеи, и древние моралисты подчеркивали, что жены должны любить своих мужей, растить и воспитывать своих детей; в надписях на многих гробницах это отмечается как высшая женская добродетель. 2:5 . Слово, переведенное как «целомудренные», означает осуществляющие «самоконтроль» (NIV, NRSV,TEV) или проявляющие дисциплинированность, что считалось одной из главных греческих добродетелей; у женщин это было равноценно «скромности», а потому указывает на то, что здесь не может быть и намека на измену мужу. Греческий идеал женщины в том, что она должна полностью принадлежать своему дому, поскольку жена считалась «наглядной», зримой собственностью своего мужа, и только его одного. Женщины управляли домашним хозяйством, но во всем остальном должны были повиноваться своим мужьям. Павел говорит о том, что они должны быть покорными своим мужьям; женщины также должны были проявлять спокойный нрав, быть домовитыми и не участвовать в мирской жизни. Выступать против таких общественных устоев означало подрывать доверие к христианству, создавать впечатление, что христиане стремятся нарушить культурные обычаи, сложившиеся в обществе. Такое обвинение могло спровоцировать преследование за веру, еще неокрепшую.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Церкви соблюдение того же самого установления обязательно в определенные периоды церковного года (в многодневные и однодневные посты). Но эта последняя обязательность не является вместе с тем повелением в остальное время непременно вкушать мясо, а лишь разрешением употреблять этот род пищи. Ни в Ветхом, ни в Новом Завете не устанавливается обязательность вкушения мяса как обычной пищи. Самое разрешение на животную пищу было дано людям Господом Богом после потопа ( Быт. 9:2–4 ); до того же времени люди, согласно заповеди, данной Господом нашим прародителям в раю ( Быт. 1:29 ), питались исключительно растительной пищей. Вообще, решение вопроса о вегетарианстве, взятом вне связи его с еретическими и антихристианскими воззрениями, может быть, согласно разработке этого вопроса в нашей современной церковной литературе, формулировано так: «лучше питаться растительной пищей, как наиболее естественной и согласной с нравственной природой человека, и «могий вместити да вместить», а если кто не в состоянии воздержаться от мясной пищи, то он имеет на это разрешение, и никто не в праве его в этом укорять» (см. Быт. 3:17–19; 18:8, 27; 4:25 ; Исх. 12:1–23 ; Лев. 11 ; Втор. 14 ; Тов. 6:6 ; Мф. 14:19–20; 15:2, 2: 36–37 ; Мк. 3: 20; Лук. 10:8, 24:42–43 ; Ин. 6:2 ; Деян. 15:19–20, 28–29 ; Рим. 14 ; 1Кор. 8, 10:23–31 ; 1Тим. 4:1–5 ). Дарвинизм См. Эволюционизм. Деизм Деисты хотя признают бытие Бога, как существа личного, но в то же время ограничивают Его деятельность в отношении к миру только актом первоначального создания мира. За исключением этого момента, мир будто бы представляет вполне самостоятельное целое. Деизм понимает библейское выражение, что Бог после творения «почил от дел Своих», в смысле перехода божественной деятельности в состояние бездеятельности в отношении к миру. После сотворения Бог и мир противополагаются как две независимые субстанции; Бог остается в неизмеримой дали праздным и безучастным зрителем сотворенного им мира; в мире все существует и совершается по своим, хотя вначале и данным от Бога, но затем абсолютно независимым от Него, естественным законам; будучи сотворена однажды, вселенная для своего правильного, закономерного и целесообразного развития и не нуждается во вмешательстве вообще и, особенно, в сверхъестественном вмешательстве в ее область со стороны Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010