3:5–6 Мнению лжеучителей, отрицавших, что Бог вмешивается в историю, Петр противопоставляет творение мира и потоп, как примеры вмешательства Божия в мировой процесс. 3 словом Божиим. Бог действовал с самого начала истории; небо и земля возникли только по Его повелению ( Быт. 1,3–30 ; Пс. 32,6 ; Евр. 11,3 ). составлены из воды и водою. Вода не основной элемент, из которого было создано все остальное, а, так сказать, орудие создания, поскольку Бог сотворил землю, отделив и собрав воды ( Быт. 1,6–10 ). 3 тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. Потоп также произошел по приговору Бога (2,5; Быт. 6,5 8,19). 3 содержимые тем же Словом. Одно и то же Божественное Слово сотворило мир (ст. 5) и осудило его на потоп (ст. 6). Здесь подчеркнута роль всесильного Божия Слова при творении, потопе и последнем Суде, проявляется ли оно водой или огнем. сберегаются огню на день суда. Содом и Гоморра служат Петру прототипом, примером последнего огненного Суда (2,6). Хотя этот эсхатологический образ встречается только у Петра, само понятие Божественного Суда посредством огня обычно для ВЗ (напр., Втор. 32,22 ; Ис. 66,15.16 ; Мал. 4,1 ); оно встречается и в НЗ (напр., Мф. 3,11.12 ; 1Кор. 3,13 ; 2Фес. 1,7.8 ). 3 у Господа один день, как тысяча лет. Это место и Пс. 89,5 , откуда оно происходит, необоснованно приводят иногда в поддержку теории, будто «день» в библейских пророчествах всегда означает именно тысячу лет. Петр лишь указывает, что Бог властен над временем, и отмечает, что Божие видение времени коренным образом отличается от человеческого. 3 как некоторые почитают то медлением. См. ст. 4. чтобы все пришли к покаянию. Христиане, читая послание, должны понять, что кажущееся промедление Суда Божия есть признак Божия долготерпения и милости к ним, особенно к тем из их среды, кого смутили и ввели в заблуждение лжеучители. Следует отметить, что охват слова «все» ограничен местоимением «нас». Покаяние, ради которого Бог отлагает Суд, ожидается, в первую очередь, от народа Божия, а не о мира в целом. Воля Божия в том, чтобы не погиб никто из избранных ( Ин. 10,28.29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

9). Апостолы в своих нравственных наставлениях нередко говорят о близости пришествия Христова и кончины всего: так Иаков в рассматриваемом месте, Петр ( 1Пет. 4, 7 ; 2Пет. 3:4 и далее, 10 и далее), Иоанн ( 1Ин. 2:18–28 ), Павел ( 1Кор. 7:29, 10:11 ; 1Сол. 4:15 и др.). Что это значит? В каком смысле говорят они о близости к своему времени второго пришествия Христова, когда вот уже почти две тысячи лет прошло, а его еще нет? Ветхозаветные пророки, говоря о времени пришествия Мессии, употребляли обыкновенно выражение: в последние дни и подобные ( Ис. 2:2, 4:2 и мн. др.), и под этим выражением разумели они и такие события, которые не последовали и не могли последовать в первые времена благодатного Царства Христова, а только во времена всеобщего восстановления твари, то есть во времена открытия славного Царства Христова, то есть при втором пришествии Его ( Ис. 11 и др.), и, таким образом, подобными выражениями обозначали весь период Царства Христова от начала его и до конца. В этом же смысле Господь и апостолы Его говорили о всем продолжении Царства Мессии, как о последнем периоде домостроительства человеческого спасения. Так, Сам Господь говорил о наступлении часа или времени воскресения всеобщего мертвых ( Ин. 5:25, 21 ; см. прим.), апостол Иоанн – о последнем времени ( 1Ин. 2:18 ). Этим объясняется представление о близости второго пришествия Христова как окончания всего этого последнего периода домостроительства спасения людей, с окончанием которого наступит вечное время Царства славы. Эту близость второго пришествия Христова к первому нужно измерять не временным расстоянием этих двух событий, а в том смысле нужно понимать, что с первым пришествием Христовым именно настала последняя эпоха настоящей жизни мира, когда со стороны Бога сделано уже все для мира и уже нет препятствии к открытию нового славного Царства Христова. Эта эпоха может быть продолжительна по времени, но по нравственной связи событий она – последняя, и теперь единственно от воли Божией зависит ее продолжительность; пришествие Христово близко по внутренней нравственной связи второго пришествия Его с первым, это – последние дни, последняя эпоха мира (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

(Ев. Лк.7:17 ). (См. подробн. в кн. «Иисус Христос – Спаситель мира», Лебединского). 2. О воскресении мертвых При втором пришествии Господа на землю, для всеобщего суда, действием Божественного всемогущества, тела всех от века умерших людей воскреснут и опять соединятся с своими душами. В этом нас непреложно уверяет слово Божие. Еще в ветхом завете Дух Божий чрез избранных мужей раскрывал постепенно тайну воскресения нашего тела. Так, среди тяжких страданий, праведный Иов утешал себя мыслию о воскресении своем. «Вем, яко присносущен есть», говорил он, «иже имать искупити мя, и на земли воскресити кожу мою терпящую сия» ( Иов.19:25–26 ). Иезекииль видел поразительный образ всеобщего воскресения мертвых, описанный им в XXXVII главе его пророчеств. Лучшие из сынов ветхозаветной церкви все веровали во всеобщее воскресение мертвых. Так, Марфа, сестра Лазаря, когда Господь Иисус сказал ей: «воскреснет брат твой», отвечала: «вем, яко воскреснет в воскрешение, в последний день» ( Ин.11:23–24 ). Вполне же раскрыл и утвердил учение о воскресении мертвых Господь наш Иисус Христос. «Аминь, аминь, глаголю вам», говорит Он, «яко грядет час и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда» ( Ин.5:25 , Ин.5:28–29 ). Эту истину проповедовали св. апостолы, как основание веры Христовой. Так, Павел писал к коринфянам: «аще воскресения мертвых несть, то ни Христос воста, аще же Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша». ( 1Кор.15:13–14 ). Эту истину всегда содержала и преподавала св. церковь в своих символах. Вера в воскресение мертвых служила для всех праведных врачевством против страха смерти, утешением в скорбях, отрадою в страннической на земле жизни. Она одушевляла первых проповедников и защитников евангелия, пастырей церкви, учителей вселенной, породила героев веры, запечатлевших истину ее своею кровью, произвела пустынников, умертвивших плоть свою бдением и трудами, постом и молитвою.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ответ. Нет, так как Церковь не признает икон за богов и предает проклятию тех, кто воздает иконам божеское поклонение: «мы предаем анафеме тех, которые или святому, или ангелу, или иконе, или кресту, или мощам святым, священным сосудам, или Евангелию или другому чему, елико на небеси горе, и елико на земли и в море, воздают такую честь, какая прилична единому в Троице Богу» (Посл. восточ. патриарх. о православ. вере, отв. на вопр. 3, стр. 37–38). Все чада православной Церкви веруют во Единаго Бога во Св. Троице поклоняемого и сию веру открыто исповедуют в своем Символе Веры : «Верую во единаго Бога Отца»... Вопрос. Не говорят ли штундисты, что словами: «никакого изображения»безусловно запрещается делать какие-либо изображения безотносительно к цели, с какою они сделаны? Ответ. Да, они говорят это; но в таком случае они должны допустить, что и словами четвертой заповеди Десятословия «не делай в оный день никакого дела» ( Исх.20:10 ), безусловно воспрещается делать какое-либо дело, будет ли оно делом богоугодным или противным воле Бога; но такое понимание этих слов противно ясному учению Иисуса Христа: «Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, в субботы можно делать добро» ( Мф.12:11–12 ). Вопрос. Что должно заключить из сказанного? Ответ. То, что делать изображения, предназначенные служить для прославления Бога и Его святых, каковы суть св. иконы, не запрещается Св. Писанием. Вопрос. Какие другие места Св. Писания приводят штундисты в опровержение иконопочитания? Ответ. Они указывают: Пс.113:12–16, 134:15–17 ; Прем.13:1–15 ; Ис.44:9–20 ; Иер.2:26–28 ; а также все «Послание Иеремии»; Иез.8:5–12 , Авв.2:18–19 ; Дан.14:3–6 ; Деян.17:29 ; Рим.1:21–23 ; 1Кор.8:5–7 ; Гал.4:8 ; Откр.9:20 и многие другие. Вопрос. Что должно заметить по поводу указанных мест? Ответ. Все они говорят об идолопоклонстве, запрещают поклонение кумирам или идолам и никакого отношения к иконопочитанию, как его понимает Православная Церковь (см. Определение седьмого вселенского собора), не имеют.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Святой Павел напрасно сказал бы, что дар учения дан Церкви от Бога; не сказал бы и Петр, что в Посланиях Павловых есть нечто неудоборазумеваемое. Итак, поскольку ясно, что в Писании содержится глубина и высота мыслей, то посему требуются люди опытные и богопросвещенные для испытания его, для истинного разумения, для познания правильного, согласно со всем Писанием и творцем его Святым Духом 39 . И хотя возрожденным известно учение веры о Троице, о воплощении Сына Божия, о Его страданиях, воскресении и вознесении на небо, о возрождении и суде, за каковое учение многие охотно претерпели и смерть, но нет необходимости или лучше невозможно всем постигнуть то, что Дух Святый открывает только совершенным в мудрости и святости. Послание, некоторые вопросы и ответы , вопр. 1-й и 2-й. β) Сюда относящиеся извлечения см. ниже во 2-й полов. о внешнем богопочтении. γ) Что требуется от каждого в особенности желающего приступить к таинству причащения? Он должен испытать пред Богом свою совесть и очистить ее покаянием во грехах, к чему способствуют пост и молитва . Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем ( 1Кор.11:28–29 ). Кто причащается Тела и Крови Христовых, тот теснейшим образом соединяется с Самим Иисусом Христом и в Нем становится причастником вечной жизни. – Ядущий Мою плот и пьющий Мою кровь пребывает во Мне и Я в нем ( Ин.6:56 ) Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную (Ст. 54 –). Часто ли должно причащаться Св. Таин? Древние христиане причащались в каждый воскресный день; но из нынешних немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовым к столь великому таинству. Церковь матерним гласом завещевает исповедоваться пред духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовых ревнующим о благоговейном житии четырежды в год или каждый месяц, а всем непременно однажды в год. Катих. 64 –65. Все, входящие в церковь и слушающие Священное Писание , но, по какому-то уклонению от порядка, не имеющие общения с народом в молитве и отвращающиеся от святого приобщения Евхаристии, да будут отлучены от церкви до тех пор, пока не исповедаются, не покажут плодов покаяния и, умоляя о прощении, не получат оного...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

195. См.: Мф. 16:16–19. 196. См.: Лк. 23:47; Мф. 27:4. 197. См.: Быт. 37:28. 198. См.: Там же. 199. См.: Мф. 26:15. 200. См.: 2Кор. 5:15. 201. См.: Ин. 12:5. 202. См.: spir. s. 1. 5 и примеч. 203. Ср.: Лк. 7:47. 204. См.: Гал. 1:23. 205. Cp.: exp. Luc. 6. 31. 206. См.: Быт. 4:3–5. 207. См.: spir. s. 1. 112–115; 2. 32–44; 3. 81, 87. 208. Ср.: Пс. 103:30. 209. См.: spir. s. 2. 32–44. 210. См.: spir. s. 2. 44–47. 211. См.: Флп. 3:2–3. 212. Ср.: Пс. 96:7. 213. См.: Евр. 1:7, 14. 214. См.: 1Кор. 12:10. 215. См.: Евр. 1:1. 216. См.: Ин. 1:32–33; 14:16–17; 16:13; 1Кор. 14:2. 217. См.: Ин. 16:15. 218. См.: 1Кор. 2:10–11. 219. См.: Ин. 14:17; 15:26; 16:13–14. 220. См.: 1Ин. 5:6. 221. Ср.: Флп. 2:10; Пс. 137:2. 222. Cp.: ехс. fr. 2. 75, а также у Тертуллиана: resurr. 29. 2–15. 223. Ср.: Иез. 37:9. 224. См.: Мф. 27:52. 225. Ср.: Ис. 6:9. 226. Cp.: fid. 4. 91; spir. s. 1. 64; 3. 124. 227. См.: Иез. 1:16. 228. См.: 1 Тим. 2:7; Деян. 9: 15. 229. См.: 1 Kop. 12:11. 230. См.: Ис. 1–3. 231. Ср.: Ис. 6:9–10. 232. См.: Деян. 28:25. 233. См.: Деян. 9:8. 234. См.: Деян. 28:25; Ин. 12:41. 235. См.: 1Кор. 2:8. 236. См.: Лк. 1:35; Мф. 1:18, 20. 237. См.: Прем. 7:22. Cp.: spir. s. 3. 36–37. 238. См.: Пс. 32:6. 239. См.: 1 Kop. 2:11. 240. Источник:Святаго Амвросия епископа Медиоланскаго О таинстве Пасхи. Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санкт–Петербургской Духовной Академии». — 1841 г. — Часть II. — с. 40–47. 241. Источник: Альманах «Альфа и Омега». 242. Под «инициацией» или «христианской инициацией», в современном западном богословии понимаются, в основном, таинства крещения и миропомазания. Некоторые богословы включают в это понятие таинство Евхаристии и даже таинство покаяния как возврат к обетам крещения; см. Snela B., ks. Chrzest bierzmowanie jako sakrament inicjacii chrzescjanskiej//Collectanea Theo­logica. 1969. 38. S. 6. — Пер. — Наряду с этим термином существует и термин индоктринация ‘введение в учение’. И тот и другой не лишены недостатков: термин как таковой обязан быть сугубо однозначным, между тем как слово инициация в культурной антропологии закреплено за языческими ритуалами, отмечающими вступление в группу взрослых членов племени, а индоктринацией часто называют посвящение в оккультных сектах и обществах. — Ред.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Обращенный в христианство не учением, но видением воскресшего Господа Иисуса, апостол Павел всю свою жизнь и всё свое благовестие о Христе основал на Божестве Иисуса. Основная истина – это: Господь Иисус – воплощенный Бог; «велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти» ( 1Тим.3:16 ; ср.: Гал.4:4 ; Деян.20:28 ). Всем Своим Божественным Лицом вочеловечившийся Бог – Господь Иисус Христос есть «образ Бога невидимаго» ( Кол.1:15 ; ср.: 2Кор.4:4 ), «сияние славы и образ ипостаси Его» ( Евр.1:3 ), «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 ), поэтому Он «сый над всеми Бог благословен во веки» ( Рим.9:5 ). Имея такого Бога и Господа, христианин должен, живя благочестиво, ожидать «блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит.2:13 ; ср.: 1Кор.2:8 ; Флп.2:10–11 ). Обладая как Бог всеми Божественными совершенствами, Господь Иисус Христос имеет и все Божественные свойства: Он вечен (см. Ин.8:58 ), Он – «Альфа и Омега... Первый и Последний» ( Откр.1:8, 10, 17, 2:8, 22:13 ), Он самобытен (см. Ин.5:26, 1:4 ), Он вездесущ (см. Ин.3:13 ; Еф.4:9–10 ; Мф.18:20 ), Он неизменен (см. Евр.1:10–12, 13:8 ), Он всеведущ (см. Мф.11:27 ; Ин.10:15, 2:24–25, 21:17, 16:30 ; Кол.2:3 ; Откр.2:23, 3:14 ), Он всемогущ (см. Ин.10:27–29, 5:21 ; Флп.3:21 ). Вся жизнь Спасителя на земле, от начала до конца, а в особенности; Его сверхъестественное рождение, Его крещение, Его преображение, Его воскресение и вознесение и все другие Его чудеса, – свидетельствуют о том, что Он есть истинный Бог. Как Превечный Бог Господь Иисус Христос – Творец мира видимого и невидимого (см. Ин.1:3 ; Кол.1:16 ; Евр.1:2, 10 ), Промыслитель (см. Кол.1:17 ), Жизнь и Жизнодавец (см. Ин.1:4, 5:26, 10:10, 28 ), Свет и Светодавец (см. Ин.1:5, 3:19, 8:12, 9:5 ; Еф.5:8 ), Чудотворец (см. Ин.10:38, 14:10, 5:15, 17, 19, 21 ; Мф.12:28, 9:6, 35 ; Мк.16:17–18, 20 ), " Царь царствующих и Господь господствующих» ( Откр.17:14, 19:16 ; ср.: Мф.28:18 ; 1Тим.6:15 ). Так как по всему Он есть истинный Бог и Господь, Его должно почитать как и Отца (см. Ин.5:23 ; 1Ин.2:23 ), веровать в Него (см. Ин.14:1, 6:40, 47, 3:36, 16 ; 1Ин.3:23 ), надеяться на Него (см. 1Тим.1:1 ; 1Ин.3:3 ; Деян.28:20 ; Рим.5:2, 5, 8:24, 12:12, 15:13 ; 1Пет.1:3, 3:15 ), любить Его (см. 1Кор.16:22 ; Ин.14:23 ), молиться Ему (см. Ин.14:13–14, 15:16, 7, 16:23 ; Рим.10:13 ; Деян.2:21, 22:16 ), поклоняться Ему (см. Евр.1:6 ; Флп.2:10–11 ; Откр.5:11–14, 7:11, 4:10 ), исповедовать Его (см. 1Ин.4:15 ; Мф.10:32 ; Лк.12:8 ; 1Ин.2:23, 4:2 ; 2Ин.7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

это совершится внезапно. Падение Иерусалима в день посещения Господнего. 29 Господь Саваоф посетит тебя. По-видимому, речь идет не о наказании Иерусалима, а о посещении его Господом с целью спасения во время осады ассирийцами. 29 сон... сновидение. Осада Иерусалима покажется его жителям сновидением, т.к. проснувшись утром, они увидят пораженных и спасающихся бегством ассирийцев. 29 они ослепили других, и сами ослепли. Духовно слепые вожди иудейские «ослепляли» народ, извращая истину Божию и выдавая ложь за правду. 29 пророки... прозорливцы. См. ком. к 28,7. 29 слова в запечатанной книге. Пророчества передаются образным, иносказательным языком, поскольку в их основе, как правило, лежат видения, посланные пророку Богом. Таким образом, пророчества требуют истолкования, а именно этого дара Господь лишил иудейских вождей за их отступничество и самонадеянность. 29:11–12 не могу... не умею читать. Т.е. «не понимаю пророчества». 29 приближается... далеко отстоит. Господь желает не внешних проявлений веры, а требует благоговения, идущего из глубины сердца ( Мф. 15,8.9 ; Мк. 7,6 ; 1Кор. 1,19 ; Кол. 2,22 ). изучение заповедей человеческих. См. Кол. 2,6–23 . 29 необычайно поступлю... дивно. Господь посрамит земную мудрость, ибо Его деяния превзойдут пределы человеческого разума (ср. 29,15–24; 30,1–7; 31,1–3). 29:15–16 Предсказание об участи иерусалимских мудрецов открывает третью часть горестных пророчеств гл. 28–33 (28,1;29,1.15;30,1;31,1;33,1). 29 горшечника... глину. Ср. Иер. 18,6 . 29 Ливан. Ливан в данном стихе олицетворяет дикую необузданную мощь. сад. Возделанная Богом земля, т.е. народ, знающий истинность Бога. лес. Мир, люди, не знающие или не принимающие Господа. 29 в тот день. День благодати Божией. Этот стих является мессианским пророчеством ( Мф. 11,5 ). глухие. Духовно глухие. глаза слепых. Слепые духовно. 29 когда увидит у себя детей своих. Это пророчество можно воспринимать и как обетование о возвращении из вавилонского плена, и как предвидение создания в 1948 г. по Р.Х. государства Израиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

28 закона. Скорее всего, это слово относится к закону Моисея. Несмотря на то что учительная традиция обращается более к человеческому опыту, нежели к Божественному откровению, сами мудрецы, оставаясь в лоне завета, не обходят своим вниманием вопросы, связанные с законом и его предписаниями. 28 справедливости. Это слово относится к духовной власти Бога над вселенной или же к тому справедливому миропорядку, который зиждется на этой власти. ищущие Господа. Т.е. люди, чья вера открывает им всеобщий закон подчинения каждой вещи и каждого явления всевластию Божию. разумеют все. В этих словах речь идет не о всезнании или непогрешимости суждений, а о том, что лишь в свете Божественного откровения открывается правда жизни. 28:6 См. также ст. 11. 28 закон. Данное слово подразумевает либо полученное наставление, либо закон Моисея (или одновременно и то и другое; см. ст. 4 и ком.; 23,19.25 и ком.). 28 ростом и лихвою. См. Лев. 25,35.38 , где изложены основы добровольной и бескорыстной помощи ближним (см. также Втор. 23,19.20 ). 28:9 См. 15,8.29. закона. См. ст. 4 и ком. Речь идет о самооткровении Божием, записанном Моисеем. Молитва это наш ответ Богу на Его откровение, и, естественно, молитва того, кто пренебрегает и даже отвергает слово Божие, не может быть принята Богом. 28:10 См. 26,27. непорочные. См. 2,7 и ком. Речь идет о справедливости Божией и об особой каре, предусмотренной для тех, кто пытается совратить верных Ему ( Мф. 5,19; 18,6 ). 28:11 См. ст. 6. Богатство не всегда связано с неправедностью, так же как и бедность с мудростью. Но чаще дело обстоит именно так (ст. 6,8,20,22,25,27). мудрец в глазах своих. См. 26,5.16. Нет большего глупца, чем тот, который мнит себя мудрым (ср. 1Кор. 1,18–25 ). 28:13 См. Пс. 31,1–4 ; 1Ин. 1,6–9 . В данном стихе размеренность и благополучие человеческой жизни связывается с обостренным личностным восприятием Бога. Тайный грех наиболее губителен для жизни. Исповедь и покаяние восстанавливают связь человека с Богом, которая основана на милосердии Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Взаимодействие Бога и человека в деле спасения, иначе – конвергенция божественной и человеческой воль, протекает так, что человек может или содействовать или противиться совершаемому Богом спасению, может как бы помогать Богу или мешать Ему, быть соработником у Бога ( 1Кор.3:9 ) или же быть плевелой, затрудняющей дело Божие ( Мф.13:25–30 ). Основой и мерой, определяющей степень устойчивости пребывания человека в Боге, иначе – его движения на пути спасения, является наличие в нем любви в Богу. У кого эта любовь раз возникла и вошла в религиозный опыт, к таким относится обещание: «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который Дал мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего» ( Ин.10:28–29 ). Спасение возлюбившего Бога христианина обеспечено: единение Бога с человеком во взаимной любви столь сильно и обладает такой монолитностью, что никакие внешние силы не в состоянии его совершенно разрушить или уничтожить. Эта любовь у одних возгорается с такой силой, что овладевает человеком сразу на всю жизнь, у других разгорается постепенно и незаметно для них самих, а тем более для окружающих, но во всех случаях она есть показатель и действие Духа Божия, Который вселился в душе и действует в ней. Возникновение и развитие этой любви и есть то вложение закона Божия «во внутренность», и надписание его «на сердцах», которое провидел пророк Иеремия ( Иер.31:33 ). Для того, кто любит Христа Бога, Он есть основание, которое уже не может быть ничем подменено или заменено ( 1Кор.3:11 ). По разному христиане строят на этом основании, и результаты их строительных трудов имеют разное достоинство ( 1Кор.3:12–14 ), однако даже если результаты окажутся плохими, не выдержат испытаний и искушений, все же сам человек спасется, хотя, может быть, и через многие страдания и горести ( 1Кор.11:31–32 ), «как бы из огня» ( 1Кор.3:15 ). Здесь уместно ответить и на проблему греховности христианина. В самом деле, пусть человек любит Бога в большей или меньшей степени, ведь он, как мы имели случай отметить, не гарантирован от греха? Лень и похоть, себялюбие и зависть, ложь и уныние подстерегают его на каждой шагу, как цепные собаки диавола, которых он спускает по выбору, ориентируясь на уязвимые места духовного организма христианина. Да, любящий Бога христианин способен грешить и грешит, нанося самому себе ущерб и страдание, так же как здоровый человек способен заболеть и действительно болеет, страдая от своей болезни. Любящий Бога христианин, согрешая, переживает грех как чуждую инфекцию (см. п. 1), судит себя ( 1Кор.11:31 ) и потому не судится Богом ( Ин.3:18 ; 1Кор.11:31–32 ), а получает от Него помощь, исцеление и силу, которая возвращает его к спасению. Субъективно эта помощь переживается как покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010