24 окна с небесной высоты. Гнев Божий подобен потокам вод, проливающимся с небес (ср. Быт. 7,11; 8,2 ). основания... потрясутся. Метафора землетрясения, которому Исаия уподобляет явление Бога, получит развитие в ст. 19,20 (см. 6,4 и ком.; Пс. 17,7.15 ). 24 как пьяный... как колыбель. Эти сравнения отражают ненадежность земного бытия накануне катастрофы. 24 в тот день. В день Божиего гнева. воинство выспреннее. То же, что «воинство небесное». Суд коснется не только земли, но и неба. 24 покраснеет луна, и устыдится солнце. Имеются в виду затмения луны и солнца. Луна при затмении приобретает красный цвет («покраснеет»), солнца не будет видно вообще (оно скроется, как бы устыдившись). Однако Исаия подразумевает нечто большее, чем обычные астрономические явления. воцарится. Свет истинного Бога, Который «воцарится на... Сионе» затмит свет ложных богов, олицетворением которых являлись Луна и Солнце. Глава 25 25:1–12 В этих стихах Исаия говорит о грядущем радостном преображении всей земли. 25:1–5 Пророк восхваляет Господа за исполнение древних обетовании и предопределений. 25 Бог мой. См.7,13;49,4.5;57,21. предопределения. Ср. 28,29. истинны, аминь. Т.е. абсолютно истинны и сбываются совершенно точно. 25 город. См. ком. к 24,10. 25 притеснителей. Поработителей народа Божиего. 25:6–8 Исаия провидит великий праздник победы Божией. 25 на горе. На горе Сион, т.е. будущей Церкви Христовой, поскольку эта «гора» станет доступной всем народам. 25 покрывало. Все, что мешает людям видеть истину. Возможно, покрывало это занавес в храме, отделявший и закрывавший Святое Святых. 25 Поглощена будет смерть. См. 1Кор. 15,54 . 25 Бог наш! Пророк произносит эти слова от лица всего народа Божиего (1,10; 7,11; 26,13; 40,3.8; 55,7; 61,2.6). 25 рука. Т.е. рука, совершающая суд (9,11.12 и ком.; 9,17.21; 10,4). на горе сей. См. ком. к 2,2; 25,6. Моав. В данном случае Моав олицетворяет все противящиеся Богу народы (так же, как Едом в 34,5–17; 63,1–6; Авд., гл. 1). Глава 26 2627,1 Узы, соединяющие Бога с Его народом, любовь, почитание и вера.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Православный : А почему мы называем Ее «Матерь Божия»? Священник : А как не быть Матерью Божией Той, Которая родила Бога воплощенного? Православный : Укажи вновь, хотя бы вкратце, те места Священного Писания, на которых основано наше почитание Пречистой Девы. Священник: Послушай же, брат. – Прежде всего мы почитаем Пресвятую Деву Марию и поклоняемся Ей, потому что Сам Бог удостоил Ее превысочайшей чести быть Матерью Сына Его и родить Мессию и предвозвестил это через пророков Своих (см.: Быт.3:15 ; Ис.7:14 ; Иер.23:5–6; 31:4 ; Иез.44:1–3 ). Она родила и вскормила Святого святых, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (см.: Дан.9:24 ; 1Цар.2:2 ), Который искупил нас от смерти (см.: Рим.3:23–24; 5:17–19 ). – Архангел Гавриил, посланный благовестить Деве Марии рождение Спасителя мира, поклонился Ей и назвал благодатной и благословенной в женах ( Лк.1:26–29 ), как очищенную от всякого греха и превысшую всей твари. – Праведная Елисавета, матерь святого Иоанна Крестителя, назвала Ее Матеръю Господа ( Лк.1:40–43 ). – Сын Пречистой, Христос Бог наш, с детства почитал Матерь Свою и пребывал у Нее в послушании (см.: Лк.2:51 ). – Не оставляя сыновних забот о Матери в течение всей Своей земной жизни, Он и на кресте вверил Ее попечению любимого ученика (см.: Ин.19:26–27 ). – Люди, приходившие слушать Господа, почитали и ублажали Ее, а Сын утвердил это почитание, сказав: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие Его ( Лк.11:27–28 ). – И Сама Она Духом Святым засвидетельствовала, что отныне будут ублажать Ее все роды (ср.: Лк.1:48–49 ). – В день Последнего суда Матерь Божия будет восседать одесную Святой Троицы, по свидетельству Духа Святого: предстала Царица одесную Тебя, в одежде расшитой золотом, преукрашенная ( Пс.44:10 ). Вот лишь немногие из свидетельств Писания, которые убеждают нас всемерно чествовать Пресвятую Деву Марию. И Церковь Христова почитала Ее всегда, воспевая как «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Глава 7. О почитании святых мощей Священник : Святые мощи это чудодейственные останки святых. Мы почитаем их как вещественные предметы, в которых Бог являет дивную силу Своей благодати. Живя на земле, святые были носителями благодати Духа Святого, которая оказывалась в них источником многих чудес и которая еще обильнее пребывает в них, когда они переходят к жизни небесной. Но сохраняя связь с теми, кто молится им на земле, и помогая им, святые сохраняют связь и с телом своим, которое было жилищем Духа Святого, по слову апостола: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа? ( 1Кор.6:19 .)

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Впрочем, апостольское слово указывает и на воскресение всех нас, «дабы иметь Ему во всем первенство» ( Кол.1:18 )». «Господь Иисус Христос выплатил за нас весь долг, изгладил бывшее против нас рукописание и пригвоздил его ко кресту, посрамил бесов, смело изобличив их Собою, то есть явив им Свою безгрешную плоть и душу и разоблачив их неправедный Ему приговор; и сделав это, Он оживил с Собою всё человеческое естество... Разрушив смерть и осуществив наше спасение, Он вознесся на Небо». «Так как Господь Иисус разорвал узы смерти, – говорит блаженный Феодорит, – то справедливо и нарицается Первенцем из мертвых. Он воскрес прежде всех и как Первенец (как Начаток, ς παρχ) даровал людям нетление. Хотя и прежде Него другие воскресали, но снова умирали; Господь же воскрес совершенным Воскресением... А после того как воскресло одно тело, то и всё естество удостоилось воскресения». Потому как воскресший Господь проложил человеческому естеству путь из смерти в жизнь, в которой уже не умирают, и даровал благодатные силы к этой жизни, то и наименован Он Первенцем из мертвых и тем самым обозначен (отмечен) как Родоначальник, за Которым последуют все (см. Рим.8:11 ; 1Кор.6:14, 15:12–23 ; Ин.5:28–29 ; Деян.24:15 ; Откр.20:12–13 ; 1Пет.1:3 ). Воскреснув из мертвых, Господь Иисус сделал воскресение из мертвых обязательным для всех людей: как добрых, так и злых. Повинуясь всемогущему действию Воскресения Богочеловека и Его силы, всё человеческое естество находится во власти этой силы как исцеленное ею от гнета смерти. И человек как существо, причастное всеобщему человеческому естеству, должен воскреснуть в последний день. Тогда, по слову всеистинного Спасителя, «все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ). Значит, воскресение обязательно для всех, но вечное блаженство в раю или вечное мучение в аду будет зависеть от того, утвердит ли человек свою волю в добре или во зле, созиждет ли свою личность Богом или диаволом (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

2. Нет никакого сомнения, что основная цель, ради которой совершается таинство Божественной Евхаристии – это причащение верных. Участие верных в совершении таинства немыслимо без высшей точки этого участия – причастия Телу и Крови Господним. В древней Церкви от причащения отлучались только тяжко согрешившие, которые и удалялись с церковного собрания до начала Литургии верных, то есть собственно таинства Евхаристии. Это – кристально ясное учение Священного Писания и всего церковного Предания, то есть наших богоносных Отцов, священных правил и древнейшей церковной практики. В этом учении и в практике, которую изначально приняла Церковь , как условие жизни во Христе указывается частое, как можно более частое участие верных в Божественной Евхаристии – «постоянное причащение», как учили в своем труде, посвященном данному вопросу, два наших Отца, живших не так давно – святой Макарий Нотарас, епископ Коринфский, и святой Никодим Святогорец . Хотя сейчас, в эпоху богословского невежества, положение дел изменилось и среди многих верующих распространилась иная практика, она, конечно, является не церковным Преданием, но, напротив, отступлением от него и проявлением упадка церковной жизни. 3. Итак, мы должны часто приступать к Божественной Евхаристии. Естественно, вопрос о том, как часто причащаться, мы должны решать не одни, а вместе со своим духовным отцом – верным проводником по жизни во Христе. Только таким образом мы можем быть уверены в том, что к нашему участию в Таинстве нет препятствий и оно отвечает своему основному условию – духовной чистоте, которая абсолютно необходима для достойного, а не недостойного причастия Телу и Крови Господним, согласно учению апостола Павла (см. 1Кор.11:26–29 ). Апостол пишет: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от этого Хлеба и пьет из этой Чаши ( 1Кор.11:28 ). Это «испытание», которое, по словам апостола, является для нас необходимым приготовлением к Божественному Причащению, состоит именно в тщательной проверке нашей духовной чистоты и включает в себя испытание совести, исповедь, жизнь в страхе Божием, любовь к ближнему и примирение с нашими братьями.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Кн. VI, гл.13. 9. Тацит. Германия. Гл. VI. 10. Диоисий Галикарнасский. Римские древности, кн. II, гл. 10. 11. Там же. 12. Перч. Recht Kirchenbannes, 3, 4 и 5. 13. I. Buxtorf, Lexicon chaldaic, talmubic et rabbinieum. 14. Selden. De sinedriis. 15. Selden. De jure nat. Et gent., р. 508-510. Хотя краткое, но исторически верное изложение всех трех видов иудейского отлучения можно читать и в книге " О чине Православия " , студ. Киевской дух. академии Стефана Семеновского, стр. 13-17. 16. Вследствие этого они называли их собаками, в ненавистнейшем смысле этого слова (Мф.15,26). 17. Читай у Златоуста 18 беседу на Евангелие от Матфея, у Оригена Commentar in Evang. Mathei., у 6л. Августина Contra adversary., т. I, стр. 17 и др. 18. Иоанн Златоуст. Беседа 5 на 1 Послание к Тимофею. 19. См. Евсевий. Церковная история, кн. V, гл. 28. 20. Там же, кн. I, гл. 16. 21. Перечислив места Св. Писания, в которых говорится о церковном отлучении, Лютер говорит: " Эти и подобные места суть неизменная заповедь великого Бога; мы не в праве отменять ее. Хотя папство и злоупотребляет правом отлучения, допуская это во вред Церкви, тем не менее не отменять, а лишь правильнее и с надлежащею осторожностью употреблять его должны мы по воле и заповеди Христовой " (см. F. Tischreden. Frankfurt, Ausgabe 1569. 5. 177). 22. В формуле экскоммуникации, составленной Кальвином, говорится: " Мы, служители Божии, сражающиеся оружием духа, мы, которым дана власть вязать и решить, исторгли N.N. во имя и по власти Иисуса Христа из недр церковных, - отлучили и устранили его от общения с верующими; да будет он проклят между ними; да отвращаются от него все, как от язвы, и да не имеет с ним никто никакого общения и сношений. Этот приговор отлучения подтвердит и Сын Божий (см. Leben Kalwins, II, 8. 31). 23. " Старайся, говорю я, чтобы отлучение от Церкви совершаемо было правильно и законным образом, ибо оно влечет за собою страшный Суд Божий " . F. Tischreden. S. 176. 24. Напр. блаженные Иероним и Августин. 25. Бл. Иероним. Epist. XIV ad Heliodor. (Письмо 14 к Гелиодору.) 26. Тертуллиан. Apolog. (Апология), 31. 27. De corruptione et gratia, с. XV. 28. Bingam. Origen, кн. VII, гл. IV, стр. 5. 29. Прекрасно развита эта мысль в сочинении " О чине Православия " Стефана Семеновского, студ. Киевской Дух. академии. 30. Св. Киприан. Epist. LXI. (Письмо 61). 31. Иоанн Златоуст. Беседа 15 на 1Кор.5. 32. Св. Киприан. Epist. LXII ad Pomponium. (Письмо 62, к Помпонию). 33. Бл. Августин. Epist. Ad Carthagen. Concili patres. 34. Слич. Духовный Регламент, стр. 38, пункт 16.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/194/...

Речь идёт, как мы видим, об очень важном библейском термине. Моногамия здесь уподобляется одной плоти, возвращая нас к повествованию о сотворении человека Богом (см.: Быт.1:27; 2:21–22 ). Ведь выражение «взял одно из ребр его» ( Быт.2:21 ), которое описывает процесс сотворения женщины, должно быть переведено более корректно: от природы Адама берётся часть, половина, бок или грань, и создаётся жена. В еврейском варианте в тексте стоит выражение («миццалота») производное от (цела) – «ребро, сторона , бок», что подтверждает и Септуагинта μαν τν πλευρν ατο (πλευρ – «бок»). Поэтому брак в таком смысле есть восполнение и единение человеческой природы, естественно, что никакого единства и никакой одной плоти не может быть между одним мужем и несколькими жёнами или наоборот. Смысл слов Откровения Божьего однозначен: одна плоть в браке – это один муж и одна жена, никакой второй, третьей и четвёртой плоти для человека не предусмотрено Творцом. Как одно тело у человека, так и один брак. Об этом, в частности, мы найдём у апостола Павла: Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь ( Еф.5:28–29 ). Само учение Господа Иисуса Христа и его разъяснение святыми Апостолами ставит отношения супругов в браке на высшую нравственную высоту. Господь запрещает развод супругов и уравнивает мужчину и женщину в плане ответственности за распад семьи (см.: Мф.19:3–12 ; Мк.10:2–12 ), чего, кстати, не было в Ветхом Завете (см.: Втор.24:1 ). В апостольских посланиях также единственно возможной для христиан формой брака провозглашается моногамия, что однозначно следует из текстов посланий апостола Павла (см., например: 1Кор.6:9; 7:1–11 ; Еф.5:22–23 ; Евр.13:4 ). Вдовы, которые получают помощь от Церкви, должны быть женою одного мужа ( 1Тим.5:9 ). В отношении епископов, пресвитеров и диаконов утверждается установление муж одной жены ( 1Тим.3:2, 12 ; Тит.1:6 ). Поэтому никаких иных вариантов, кроме как допущение только одного брака в отношении христиан в Новом Завете не существует.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

с сирийской «Дидаскалией», гл. 11 26 . Этот трибунал был настолько убежден в эсхатологическом характере своей деятельности, что имел дерзновение «предавать сатане [этого человека] во измождение плоти, чтобы дух был спасен в День Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Кор.5:5 ). Наконец, если «семь духов Божиих» (откр.4:5), представленных в образе «семи свечей, горящих» перед престолом Бога, указывает на роль и место диаконов в литургическом, евхаристическом служении (число семь и роль духов, призванных служить Богу, – см. Евр.1:14 – все это отразилось в изначальной традиции диаконата 27 ), то благодаря им евхаристическое собрание приобретает характер миссии и служения ради народа Божьего и всего мира, о чем мы еще будем говорить в дальнейшем. Через них, как и через ангелов, Слуга Божий становится слугой мира ( Евр.1:14 ) – посредством некоего двойного делания Он, с одной стороны, предлагает епископу дары мира, дабы они стали Евхаристией, с другой же стороны, Он предлагает миру Евхаристию как приобщение к Божественной жизни. Этот образ дополняется присутствием народа, участием его в «молитвах святых», которые возносятся прямо к престолу Бога, как фимиам ( Откр.5:8 ), и в ответах и возгласах, которые оттеняют литургию, совершающуюся перед Божьим престолом. Этот народ – именно тот народ, который произносит Аминь в ответ на благодарения во всех описанных апостолом Павлом евхаристических собраниях ( 1Кор.14:16 ); храня полную верность библейскому образу Евхаристии, первая Церковь оставляла этот «Аминь» 28 мирянам. Евхаристическое собрание никоим образом не может обойтись без этих ответов. Если Евхаристия есть образ всего народа Божьего, собранного в одно место, то народ обязательно должен присутствовать при ее совершении. Он представляет laos Бога, или «многих» (plèthos Деян.2:6, 4:32, 6:5 ), – народ, который, подобно народу Израилеву, должен следовать за Моисеем и своими ответами выражать ему свое согласие 29 . Именно эти «многие» должны ощущать своего рода предвкушение Его эсхатологического единства, становясь «единым» в «Единственном», с Тем, Кто всех берет на себя и как Слуга Божий, и как Сын Человеческий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

Человеческая сторона Писания проявляется во многом. Во-первых, авторы часто используют личные местоимения и говорят о своем личном опыте ( Езд.8:15–30 ; Неем.1:1–11 ; Ис.1:1; 6:1–8 ; Иер.1:1–19 ; Дан.7:1–28 ; Ам.1:1 ; Рим.1:1 ; 1Кор.1:1 ; 2Кор.1:1 ; Гал.1:1–3, 1:12–2:10 ; Откр.1:9–19 ). Более поздние авторы цитируют более ранних, называя их по имени, и воспринимают многое как творения известных исторических личностей, не допуская, что человеческое участие снижает авторитет священных текстов ( Рим.9:27,29 ; 2Пет.3:15,16 и т.д.). Иногда ссылки на Ветхий Завет делаются удивительно неформально, например: «Напротив некто негде засвидетельствовал» ( Евр.2:6 ) 104 . Во-вторых, авторы библейских книг сами говорят о своей творческой активности (см. Лк.1:3 ; 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13 ; Рим.15:15 ; 1Кор.7:6 и т.д.). Св. ап. Иоанн писал верующим, опираясь на то, что сам слышал, видел и осязал ( 1Ин.1:1 ). Процесс написания Евангелия от Иоанна включал отбор определённых материалов из огромного количества событий, о которых можно было бы рассказать ( Ин.21:24–25 ). Св. ап. Лука вначале проделал работу историка: собрал исторические сведения о жизни Спасителя, тщательно исследовал, упорядочил их, а затем приступил к написанию Евангелия ( Лк.1:1–4 ) 105 . В-третьих, авторы укоренены в истории. Они носители конкретной культуры, языка, идеи, они живут в определённой исторической эпохе. Многие законы Моисея имеют явные параллели с другими древними законами, такими как Кодекс Хаммурапи. Патриархальные обычаи и социальные условия в книге Бытие заметным образом отражают исторические условия, существовавшие в Месопотамии и Египте во II тысячелетии до Р.Х. Существуют параллели между некоторыми псалмами и ханаанской религиозной литературой, а также между некоторыми библейскими и египетскими притчами того времени 106 . В-четвёртых, библейские авторы используют различные литературные жанры. Поэзия и проза, повествование и рассуждение, пророчество и молитва, притча и сказка, пословицы и псалмы, история и богословие, генеалогия и апокалиптика, благовестие и послание, законы и мудрые изречения, проповедь и эпос – всё это, а также многое другое есть в Библии 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

13 Сталин И. О Великой Отечественной войне Советского Союза. М., 1947. С. 196. 14 Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Одоление смуты. С. 32. 15 Хюртен Х. Церковная политика Третьего Рейха//Вопросы философии. 2001. 5. С. 52. 16 Ср.: 2Мак.8:17 . 17 Из Библейского компьютерного справочника. 18 Мк.9:40 . 19 Мф.12:30 . 20 Святое Евангелие от Марка с толкованием блаженного Феофилакта. М., 1997. С. 139–140. (Выделено нами. — Изд.) 21 Достоевский Ф. Бесы//Собрание сочинений: В 15 т. М., 1990. Т. 7. С. 392. 22 Максим Козлов, протоиерей. 400 вопросов и ответов о вере, Церкви и христианской жизни. М., 2001. С. 204–205. 23 Подчеркнуто мною. – И.С. 24 О советских экспериментах по скрещиванию человека с обезьяной//Независимая народная газета: Приложение к газете «Вечерняя Москва». 1994. 25 августа. (Выделено мною. – И.С.) 25 Впоследствии стал знаменит как епископ Лука, ныне прославлен в лике святых. 26 См.: 3Езд. 11:32 . 27 См.: Мирский М. Медицина в России XIV-XIX веков. М., 1996. С. 45. 28 См.: Глущенков В. Святитель Лука: взгляд в будущее. М., 2001. С. 186. 29 Цит. по: История философии. Запад-Россия-Восток. М., 1996. Кн. 1. С. 279. 30 Цит. по: История философии. С. 280. 31 Ильин И. Основы христианской культуры//Собрание сочинений: В 10 т. М., 1993. Т. 1. С. 315. (Выделено курсивом нами. – Изд.) 32 Тертуллиан К.С.Ф. О прескрипции и [против] еретиков//Избранные сочинения. М., 1994. С. 109. (Выделено нами. – Изд.) 33 Ильин И. Основы христианской культуры. С. 315–316. (Выделено курсивом нами. — Изд.) 34 Осипов А. Путь разума в поисках истины. М., 1997. С. 146. 35 Ильин И. Кризис безбожия. С. 351. 36 Ср.: 1Кор. 7:20 . 37 Ильин И. Основы христианской культуры. С. 291. 38 Прем. 7, 16-20 . 39 Ильин И. Основы христианской культуры. С. 314. 40 Пс. 103:23 . 41 Притч. 3:19 . 42 Еккл. 3:11 . 43 Ср.: Пс:48, 4. 44 Аксенов В. Новые материалы для науки и техники//Наука, философия, религия: Материалы VIII международной конференции. Дубна, 1997. С. 35. 45 Гайденко П. Бытие и разум//Вопросы философии. 1997. 7. С. 114.

http://azbyka.ru/istina-i-idoly-lozh-sov...

Сектанты говорят: 1) мы все священники ( 1Пет.2:5–9 ), и священноначалие православной Церкви не нужно нам. Апостол в переносном смысле назвал верующих «священством святым», – «царственным священством», подобно тому, как и в Откров. ( Откр.1:6, 5:9–10 ) христиане названы «священниками» и «царями» (так как должны господствовать над грехом – Рим 6:12 ). Словами «священство святое» апостол обозначает высокое назначение христиан приносить Богу духовные жертвы: молитвы, дела любви и милосердия ( Евр.13:15–16 ; Фил.4:18 ; Пс.49:14, 50:18 ; ср. Рим.12:1 ; 2Тим.4:6 ). Наименование христиан «священством святым» не упраздняет богопоставленного священноначалия, о котором тот же апостол ясно говорит в послании ( 1Пет.5:1–5 ). Народ еврейский тоже был назван «царственным священством», – «народом святым» ( Исх.23:22 ), и однако Бог поставил Аарона и сыновей его священниками на служение при скинии ( Исх.28 гл.) и им сказал: «вам даю Я в дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти» ( Чис.18:7 ; ср. 16 гл.). 2) Проповедование Христова учения – обязанность всех христиан, а не право священников ( Деян.8:4; 11:19–21 ). 68 Рассеявшиеся от гонений христиане иерусалимской Церкви, если и проповедовали, то имели, несомненно, особые полномочия и руководственные указания от апостолов. Так одни из рассеявшихся «никому не проповедовали ни слова, кроме иудеев», другие – кипряне и киринейцы – проповедовали эллинам ( Деян.11:19–20 ). Это распределение указывает на точно выработанный апостолами план проповеди . Апостолы, находившиеся в Иерусалиме, наблюдали за деятельностью проповедников и, главное, утверждали ее: «услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго» ( Деян.8:14–15 ). Также и о проповеди рассеявшихся «от гонения, бывшего после Стефана, дошел слух до Церкви иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию» ( Деян.11:22 ). Из приведенных мест, как равно и из других ( Деян.15:2, 4, 28, 21:18 ; Гал.2:2 ), видно, что в апостольское время не только простые верующие не имели права на свободную проповедь, но и сами апостолы подчинялись собору апостолов. О праве священства, а не мирян, проповедовать слово Божие см. Мф.28:16–19 ; Мк.16:14–15 ; 1Тим.4:11, 3:16 ; 2Тим.4:2 ; Тит.1:9 ; ср. Рим 10:15 ; 1Кор.12:29 ; Иак.3:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010